картотека интеллектуальных игр по физической культуре
картотека по физкультуре

картотека интеллектуальных игр по физической культуре

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Заколдованные движения»

Цель. Учить видеть общее в схеме и рисунке, изображающих один и тот же вид физического упражнения; выделять технические элементы движений, сравнивать их между собой.

Материал. Три-четыре игровых поля, разделенных линиями на шесть клеток каждое (на трех представлены изображения-схемы детей, выполняющих разные виды физических упражнений); маленькие карточки с рисунками, изображающими детей, выполняющих физические упражнения (рисунки на карточках соответствуют изображению-схеме движения).

hello_html_3b310a63.gif

Ход игры

В игре участвуют двое. Взрослый раздает игровые поля и маленькие карточки, которые дети должны разложить на столе изображением вверх. Задача играющих -определить вид физического движения, назвать его, а затем отыскать на столе маленькую карточку-отгадку. И не только отыскать, но и положить ее на пустую клетку рядом с изображением-схемой. Победителем считается тот, кто правильно и быстро «расколдует» все движения на своем игровом поле.

Вариант. Игру разыгрывают двое детей-игроков и два ребенка- зрителя. Взрослый раздает игрокам игровые поля, а маленькие карточки, перемешав, раскладывает перед зрителями изображением вниз. Взяв любую карточку и не показывая ее игрокам, ребенок-зритель выполняет изображенное на ней движение. Задача игроков - определить, есть ли на их игровом поле изображение этого упражнения, а затем назвать его. Если с заданием ребенок-игрок справляется, он получает от ребенка-зрителя карточку и помещает ее рядом с изображением-схемой. Побеждает тот игрок, который первым закроет маленькими карточками все пустые клетки на игровом поле, и тот ребенок-зритель, кто точно выполнил упражнение.

«Подбери упражнение»

Цель. Учить замечать общее и различное в технике физических упражнений, закрепить их название.

Материал. Три-четыре игровых поля, разделенных линиями на три полосы (каждая полоса разделена иа четыре клетки; только на одной изображен ребенок, выполняющий какое-либо физическое упражнение); маленькие карточки, на которых нарисованы дети, выполняющие разные виды физических упражнений.

hello_html_m1e6b7ac1.gif

Ход игры

В игре участвуют три ребенка. Взрослый раздает каждому игровое поле, а маленькие карточки, перемешав, складывает в стопку изображением вниз. Затем берет из стопки одну карточку и, показав ее детям, спрашивает: «Как называется упражнение, которое выполняет мальчик? Из какого исходного положения он это делает?». Тот, у кого на игровом поле изображен мальчик, выполняющий упражнение с гимнастической палкой, должен ответить: «Это упражнение называется "Подними палку вверх". Выполняется оно из исходного положения "основная стойка"».

Если ответ верен, игрок получает эту карточку и закрывает ею пустую клетку на своем игровом поле. В противном случае карточка остается у взрослого. Побеждает тот, кто первым закроет маленькими карточками все пустые клетки своего игрового поля.

В чем основная цель взрослого при организованном обучении? Не ограничивать инициативу и самостоятельность детей. Даже на целенаправленных обучающих занятиях более значимо не прямое, а косвенное обучение. При косвенном же педагог намеренно приглушает свою субъективность в пользу ребенка. Вполне эффективно также прямое обучение. Однако при этом - в подтверждение установок личностно ориентированного подхода - инициатива и свобода самоопределения ребенка не должны страдать. Важно, чтобы и при прямом обучении ребенок оставался субъектом собственных действий. Это залог успешного формирования его объективной самооценки.

«Узнай движение»

Цель. Выявить, как представляют дети простые движения; закрепить умение выполнять их по образцу.

hello_html_m68bf4073.gif

Материал. Большие игровые карты, в клетках которых изображены различные виды движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание); маленькие карточки, на которых повторяются те же движения.

Ход игры

Взрослый раздает детям большие игровые карты, а маленькие карточки, перемешав, складывает в стопку обратной стороной вверх. Затем берет из стопки по одной карточке и, показывая изображение, спрашивает: «У кого на большой карте такой же рисунок?». Тот, у кого такой же рисунок, забирает карточку и накрывает ею изображение. Кто первым покроет все игровое поле, выполняет по собственному желанию одно-два движения, изображенные на большой карте.

«Физкультура на кубиках»

Цель. Учить различать разные виды физических упражнений, правильно называть и выполнять их.

Материал. Шесть кубиков, на гранях которых изображены разные виды физических упражнений: ходьба, бег, прыжки, лазанье, бросание, упражнение в равновесии (каждый вид упражнения представлен шестью картинками, на которых изображены варианты его выполнения).


hello_html_4e68174e.gif

Игра проводится индивидуально. Ребенок должен рассмотреть разложенные на столе кубики и по заданию взрослого выложить из этих кубиков дорожку. Первой должна стать дорожка из кубиков, на которых нарисовано, как дети выполняют ходьбу.

Ход игры

Игру начинает взрослый - ставит на дорожку кубик. Ребенок, рассмотрев спои кубики, находит требуемое физическое упражнение и ставит рядом свой кубик. По ходу игры следует найти и выставить на дорожку шесть кубиков с разными видами ходьбы и ответить на вопрос: «Что делает мальчик (девочка) на рисунке этого кубика?».

По выполнении этого задания новые дорожки строятся из кубиков, на которых нарисовано, как дети бегают, прыгают и т.д.

Совсем иные задачи решаются в работе с детьми старшего дошкольного возраста, которые отличаются повышенной интеллектуальной активностью, развитым самоконтролем. Объяснить этот факт можно не только возрастной любознательностью, но и желанием продемонстрировать окружающим свои способности, получить положительную опенку. В этот возрастной период дети в ходе развивающих игр должны научиться:

• замечать сходство и различия в технике физических упражнений;

• выделять элементы двигательного действия, определять техническую последовательность их выполнения;

• сам оценивать движение.

Подбери по смыслу.

Цель. Формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей со спортивным инвентарем; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, определять его назначение; развивать мышление, внимание, память, логику.

Материал. Игровые поля (6шт.), разделенные линиями на четыре клеточки с изображением спортивного инвентаря; маленькие карточки с рисунками (24шт), изображающими людей, занимающихся различными видами спорта .

Ход игры

Взрослый раздает детям большие игровые карты, а маленькие карточки, перемешав, раскладывает на столе картинкой вверх. Дети выбирают из карточек четыре, которые подходят к его спортивному инвентарю. Можно предложить детям назвать спортивный инвентарь и потом предложить выбирать картинки. Можно усложнять правила, ввести ведущего (взрослого) который перемешав карточки по одной показывает их детям и тот ребенок у которого соответствующее поле забирает картинку. Выигрывает тот у кого раньше заполниться поле.


hello_html_68d3f127.jpg

Летом и Зимой.

Цель: Формировать интерес к двигательной деятельности; учить детей узнавать и называть виды активного отдыха; развивать память мышление, логику.

Материал. Игровые поля (2шт), разделённые линиями на шесть клеточек с изображением солнца и снежинки; маленькие карточки с рисунками, изображающими людей (12шт.), занимающихся различными видами деятельности.

Ход игры

Взрослый раздает детям большие игровые карты, а маленькие карточки, перемешав, раскладывает на столе картинкой вверх. Дети выбирают к солнцу летние виды и к снежинки зимние виды. На первом этапе можно использовать игровые поля с рисунками, подбери такой же, а затем только поля с символами снежинка и солнце.


hello_html_m3cb4caae.jpg

«Спортивный инвентарь»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей со спортивным инвентарем; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, определять его назначение; развивать мышление, внимание, память, логику.
Возраст: 3 – 4 года.
Правила: В комплект входят карточки с черно-белым изображением спортивного инвентаря (8шт) и одна большая карточка с изображением всего спортивного инвентаря. Ребенок выкладывает карточки по образцу, предложенному на большой карточке в том же порядке. После того, как ребенок соберет картинку, он должен назвать спортивный инвентарь, который на ней изображен.
Усложнение: Рассказать, как можно использовать данный инвентарь.


hello_html_50a876ec.jpg

«Хорошо и плохо»

Цели и задачи: приучать детей к здоровому образу жизни; учить детей сравнивать хорошее и плохое, полезное и вредное; прививать детям желание вести здоровый образ жизни; развивать мышление, логику, память.
Возраст: 4-5 лет.

Материал: 1 изображение улыбающегося смайлика; 1 изображение строго смайлика; 4 карточки ситуаций здорового образа жизни; 4 карточки ситуаций вредных для здоровья; 6 карточек полезных продуктов; 6 карточек вредных продуктов.

Количество игроков: 1- 2
Правила:

  • вариант первый: ребенок самостоятельно раскладывает карточки с ситуациями и продуктами к смайликам
  • вариант второй: два ребенка имеют смайлики, а взрослый показывает поочереди картинки и ребенок у которого соответствующий смайлик объясняет ситуацию или значение продукта и если все правильно получает эту карточку. Выигрывает тот, кто не ошибся.



hello_html_63d24ce3.jpg

«Что нужно спортсмену?»

Цель: учить различать предметы спортивной экипировки; подбирать и правильно добавлять эти принадлежности спортсменам; узнавать и правильно называть спортсменов; развивать любознательность.
Возраст: 
6-7 лет.

Материал: картинки с изображением зверей занимающихся спортом (ёж-стрельба; лиса-конькобежный спорт; пёс, кот- бокс, ;мышь- конный спорт; заяц белый, волк- лыжные гонки; белка- фехтование; слон — бег; лев- велосипедный спорт; обезьяна- теннис; медведь, заяц серый — хоккей; тигр — штанга; крокодил- плаванье). Предметы: колчан со стрелами; полозья 2 шт.; боксерские перчатки 2шт.; жокейская кепка; лыжи и палки; рапира и шлем; беговые кроссовки; велосипедный шлем; теннисная ракетка; клюшка, шлем; диски железные 2 шт.; ласты.

Количество игроков: 1-4
Правила:

1 вариант: один игрок самостоятельно выбирает и раскладывает предметы спортивной экипировки и правильно их называет.

Усложнение, можно делать это на время.

2 вариант: играют 2 или несколько игроков. Ведущий показывает предметы спортивной экипировки и дети, кто первый правильно назвал подбирает к спортсмену, выигрывает тот кто больше и быстрее дал правильных ответов.
hello_html_m3b4024b1.jpg

 «Зимние виды спорта»

Цели и задачи: учить составлять разрезные картинки; закрепить знания о зимних видах спорта развивать мышление, внимание, память, логику.
Возраст: 5-7 лет.
Правила: 
В комплект входят 10 разрезных картинок с изображением следующих видов спорта:

  1. хоккей
  2. конькобежный спорт
  3. фристайл
  4. фигурное катание
  5. кёрлинг
  6. сноуборд
  7. лыжные гонки
  8. биатлон
  9. санный спорт
  10. прыжки с трамплина

hello_html_b78f675.jpg

«Эстафеты»

Цель: Поддерживать интерес к физической культуре; развивать умение организовывать игры, использовать роль ведущего; развивать мышление, внимание, память, логику, речь. Воспитывать инициативность. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Возраст: 6-7 лет.

Материал: Игровые поля (3шт.), разделенные линиями на девять клеточек с изображением различных эстафет; маленькие карточки с рисунками идентичных эстафет (27 шт)

Количество игроков: 1,3
Правила:

1 вариант: один игрок самостоятельно выбирает и раскладывает маленькие карточки с рисунками идентичных эстафет, рассказывает как проходит эстафета.

Усложнение, можно делать это на время.

2 вариант: играют 3 игроков. Ведущий раздает детям по одному игровому полю, затем показывает

маленькие карточки с рисунками эстафет и дети, кто первый правильно узнал, выкладывает на своем поле, выигрывает тот кто быстрее соберет все карточки на своем поле и правильно объяснит эстафету.


hello_html_m6edd0be8.jpg

«Придумай эстафету»

Цель: Поддерживать интерес к физической культуре; развивать умение организовывать игры, использовать роль ведущего; развивать мышление, внимание, память, логику, речь. Воспитывать инициативность, творчество, фантазию. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Возраст: 6-7 лет.

Материал: карточки с изображением различных этапов эстафеты: «старт» (8 шт.), «выполнение задания» (туда) (17 шт.), «ориентир» (8 шт.), «выполнение задания» (обратно) (12шт.)

Количество игроков: 1-8
Правила:

1 вариант: один игрок самостоятельно придумывает и раскладывает из карточек эстафеты, рассказывает, как они проходятся.

2 вариант: играют несколько игроков, дети самостоятельно придумывают и раскладывают из карточек эстафеты, рассказывают, как они проходятся.hello_html_m1dff835f.jpg


«Летняя Олимпиада»

Цель: Формировать у детей интерес к физкультуре и спорту. Учить видеть общее в схеме и рисунке, изображающих один и тот же вид спорта; выделять технические элементы движений, сравнивать их между собой. Знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать воображение, мышление, логику.

Возраст: 6-7 лет.

Количество игроков: 1-6

Материал: Игровое поле, со схематическим изображением летних видов спорта (футбол, синхронное плавание, велоспорт, гандбол, гребля, хоккей на траве, конный спорт, волейбол, баскетбол, водное поло); маленькие карточки с рисунками, изображающими виды спорта, (рисунки на карточках соответствуют изображению-схеме вида спорта). Кубик, фишки.

Правила: Каждый игрок берет одну фишку и ставит на «Старт». Затем проводится жеребьевка очередности хода с помощью кубика по очкам. Начинается игра, игрок чья фишка останавливается на цифрах (2, 4,7,10,16,19,22,25,30, 35) должны правильно назвать вид спорта и подобрать к нему изображение. Если игрок ошибается он пропускает ход. Выигрывает тот кто первый дойдет до «Финиша».hello_html_m222022a1.jpg


«Зимняя Олимпиада»


Цель: Формировать у детей интерес к физкультуре и спорту. Учить видеть общее в схеме и рисунке, изображающих один и тот же вид спорта; выделять технические элементы движений, сравнивать их между собой. Знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать воображение, мышление, логику.

Возраст: 6-7 лет.

Количество игроков: 1-6

Материал: Игровое поле, со схематическим изображением летних видов спорта (лыжные гонки, хоккей на льду, санный спорт, фристайл, фигурное катание, сноубординг, кёрлинг, биатлон, конькобежный спорт, прыжки с трамплина на лыжах); маленькие карточки с рисунками, изображающими виды спорта, (рисунки на карточках соответствуют изображению-схеме вида спорта). Кубик, фишки.

Правила: Каждый игрок берет одну фишку и ставит на «Старт». Затем проводится жеребьевка очередности хода с помощью кубика по очкам. Начинается игра, игрок чья фишка останавливается на цифрах (2, 4,7,10,16,19,22,25,30, 35) должны правильно назвать вид спорта и подобрать к нему изображение. Если игрок ошибается он пропускает ход. Выигрывает тот кто первый дойдет до «Финиша».


hello_html_m250d15d0.jpg

«Баскетбол-лото»


Цель: Формировать у детей интерес к баскетболу. Учить видеть общее в схеме и рисунке, изображающих один и тот же вид спорта; выделять технические элементы движений, сравнивать их между собой. Развивать мышление, логику, память.

Возраст: 6-7 лет.

Количество игроков: 1-9

Материал: 9 больших карточек (черно-белых), со схематическим изображением баскетбола и символов относящихся к этому виду спорта. 24 маленькие карточки (цветные) с идентичными рисунками. Цветные карточки 48 штук.

Правила: Каждый игрок берет одну большую карточку. Ведущий показывает маленькие карточки по одной. Ребенок, который первый увидел что карточка подходит к его полю берет карточку и закрывает соответствующий рисунок. Дети, у которых имеется такой же рисунок закрывают цветной карточкой. Выигрывает тот кто первый закроет все рисунки своей карточки. Можно отметить ребенка, который первый определял соответствие по наличию у него цветных карточек.


hello_html_5c31241e.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр Область «Физическая культура» (5-7 лет)

Картотека дидактических игр Область «Физическая культура» (5-7 лет)...

Картотека дидактических игр по физической культуре

Картотека дидактических игр по физической культуре на все возраста....

Картотека подвижных игр по физической культуре для детей 4-5 лет

Картотека подвижных игр по физической культуре для детей  средней группы...

Картотека подвижных игр по физической культуре для детей 5-6 лет

картотека подвижных игр по физической культуре для детей старшей группы...

Картотека подвижных игр по физической культуре для детей 6-7 лет

Картотека подвижных игр для детей подготовиттельной к школе группы...

«Интеллектуальный батл по физической культуре»

Данный конспект поможет поддержать у детей интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры. Способствует формированию мыслительных операций. Доставит детям удовольствие от игр развивающ...