Двигательная активность детей на участке с использованием стандартного и нестандартного оборудования
консультация по физкультуре

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:

«Двигательная активность детей на участке с использованием стандартного и нестандартного оборудования»

Сегодня мы поговорим о повышении двигательной активности детей дошкольного возраста посредством нестандартного и стандартного оборудования.

        Здоровый образ жизни – активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья. К этой активности следует отнести такие компоненты, как правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, выполняемых ими в течение дня, ниже нормы. Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом, развивая интерес к движению, как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Конечно, физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно. Решение этой проблемы видится в совокупности социально педагогических условий. Этому способствует и использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.

Возникает вопрос: почему важно и необходимо развивать интерес к занятиям физической культурой?

Движение – это жизненная потребность, средство укрепления организма. Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился с как можно большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов.

         Успех физкультурных занятий, да и эффективность физического воспитания детей в целом, зависит от форм, методов и приемов, индивидуального подхода к детям, а также в большой мере от наличия материально-технической базы. Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.

Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и готов принимать что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому и успешность обучения зависит от того, сложился ли контакт ребенка с педагогом. В этом отношении очень важно, чтобы ребенок испытывал на занятиях физической культурой эмоциональный комфорт.

         Без интереса ребенок ничего не сделает, не добьется никаких положительных результатов. Успешна данная цепочка: Интерес – Желание – Осознание – Навык – Самостоятельная деятельность – Применение во всех сферах жизнедеятельности.

         Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий – являются основными условиями при обучении детей движениям. Рождаются эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных.

         Если малыш испытывает положительные эмоции, то это активизирует его, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка. Принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции.

В настоящее время особенно актуальной задачей является привитие детям интереса к физической культуре и спорту. Растить детей здоровыми, сильными – задача каждого дошкольного учреждения.

        Как же заинтересовать детей в выполнении упражнений, при их небольших двигательных возможностях, посильности и дозволенности упражнений для дошкольного возраста? Малышам недостаточно просто обеспечить определенный набор движений, в данном возрасте ребенку необходимы развивающие движения, которые возможны в условиях разнородной предметной среды.

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей. Важным направлением в этой сфере является правильно организованная предметно-пространственная среда. Прежде всего, это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить не только развивающий характер, но также являться разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

         Важен алгоритм: от игры – к привычке, от привычки – к потребности.

        Большое количество детей в группах, отсутствие возможности регулярно пополнять и обновлять физкультурное оборудование и желание сделать физкультурные занятия занимательными и эффективными, разнообразными и увлекательными побудили меня к поиску новых форм работы.

Что такое физкультурное оборудование? Это оборудование, предназначенное для занятий спортом, для развития движения, для развития физических качеств.

         А что такое нестандартное физкультурное оборудование? Понятие «нестандартный» – не соответствующий стандарту, не избитый, не шаблонный, оригинальный (Словарь русского языка).

         Можно сказать, что это оборудование, сделанное своими руками, любой предмет, при помощи которого идет развитие движений.

Цели и задачи нестандартного физического оборудования:

Цель: повысить интерес к занятиям физической культурой; повысить двигательную активность детей.

Задачи:

  • повышать интерес детей к выполнению основных видов движений и участию в играх;
  • способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;
  • чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желание детей заниматься двигательной деятельностью;
  • повысить моторную плотность физкультурных занятий;
  • уточнять представления о форме предметов, положении частей, их относительной величине, о цвете предметов; развивать чувство цвета и формы;
  • развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.

Любое физкультурное оборудование (стандартное и нестандартное) обязательно должно соответствовать требованиям:

- Безопасность (легкое, прочное, безопасное, экологичные материалы)

- Соответствие возрастным нормам

- Эстетичность (должно привлекать ребенка, формировать его эстетический вкус, должно быть ярким, красочным, привлекательным)

- Полифункциональность (возможность применения в разных видах деятельности)

- Мобильность

- Вариативность

- Гигиеничность

Какие же преимущества использования нестандартного оборудования при подготовке детей дошкольного возраста?

         Один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудования – новизна, которая создается за счет внесения нового нестандартного оборудования, смены переносного оборудования разных пособий в своеобразные комплексы (полосы препятствий).

         Каждое нестандартное физкультурное пособие многофункционально (полифункционально), что дает возможность применять его в различных видах движений. Мобильно.

         Использование нестандартного оборудования в играх и упражнениях для восприятия пространства и времени, формирования наблюдений и умений ориентироваться в окружающей среде.

         Дети всех возрастов выполняют упражнения с нестандартным физкультурным оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов.

         Нестандартное оборудование – несложное, недорогое, вносит в каждое занятие элемент необычности, вызывает у детей интерес к физкультурным занятиям. Создает радостный эмоциональный настрой, стимулирует и обогащает двигательную деятельность, помогает делать двигательные задания более наглядными, понятными.

         Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без больших затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии.

Нестандартные физкультурные пособия могут использоваться в любых формах занятий, имеют широкое применение (зал, группа, улица), хорошо интегрируются (счет, цвет, материал и т.д.). Пособия являются полифункциональными и отвечают основным педагогическим требованиям:

- доступны детям всех уровней физической подготовленности (высокого, среднего, низкого);

- позволяют создавать игровые ситуации сюжетного характера;

- учитывают особенности психологического развития и образного восприятия дошкольника.

Кроме того, обогащают знания о мире предметов и их многофункциональности; приучают ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем.

         Таким образом, использование полифункционального нестандартного физкультурного оборудования позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к выполнению физических упражнений, обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение дня.

Невозможно обойтись без взаимодействия с родителями. Положительных результатов можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей. Необходимо воспитателям стараться вызывать у них интерес к физическому воспитанию и укреплению здоровья своих детей и через призму использования нестандартного физкультурного оборудования.

         Открытые просмотры, досуги и праздники, консультации на сайте (блоге) ДОУ, конкурсы, творческие мастерские, мастер-классы – все эти мероприятия должны вызывать интерес у родителей.

         Важно понять, чтобы заняться развитием общей координации, укреплением мышечного тонуса и многими другими важными для дошколят проблемами, вовсе не требуется специального и дорогостоящего оборудования.

Для оценки эффективности использования нестандартного физкультурного оборудования рассматриваются следующие вопросы:

  1. Повышение интереса детей к занятиям физической культурой и физическим упражнениям: мотивированность, устойчивость, избирательность.
  2. Предоставление воспитанникам возможности выразить свою субъектную позицию (т.е. проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество).
  3. Улучшение показателей физической подготовленности (уровень двигательных качеств и навыков).
  4. Положительное эмоциональное отношение воспитанников к занятиям по физической культуре.

Таким образом, использование нестандартного физкультурного оборудования в процессе проведения физкультурных занятий позволяет:

- уделять особое внимание ощущениям детьми радости от активного участия в различных спортивных мероприятиях,

- значительно увеличить двигательную активность детей,

- увеличить интерес детей к занятиям физической культурой,

- улучшить технику выполнения движений.

         Посредством использования нестандартного оборудования наряду с двигательной активностью развивается сноровка, внимание, ловкость, закрепляются знания цвета, формы, воспитывается умение действовать в коллективе, увеличивается моторная плотность занятий, повышается эмоциональный тонус, стремление к достижению более высоких спортивных результатов, изобретательность в самостоятельной деятельности.

Таким образом, задача педагогического воздействия на двигательную активность детей с использованием нетрадиционного оборудования, заключается в постепенном вовлечении малоподвижных детей в активную двигательную деятельность, и переключении на более спокойную чрезмерно подвижных детей, что позволяет укреплять здоровье, повышать умственную и физическую работоспособность дошкольников.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в первой младшей группе. «Формирование двигательной активности детей раннего возраста с использованием фольклора»

Конспект открытого занятия в первой младшей группе.«Формирование двигательной активности детей раннего возраста с использованием фольклора» Образовательная область: Физическое развитиеИ...

Методическая разработка "Повышение двигательной активности детей на занятиях с использованием нетрадиционных форм обучения движениям".

Методическая разработка "Повышение двигательной активности детей на занятиях с использованием нетрадиционных форм обучения движениям"....

Родительское собрание Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования»

Родительское собраниеТема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования»...

Родительское собрание Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования»

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования...

«Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий»

Дошкольное образование играет значительную роль в создании условий для гармоничного развития человека, которое невозможно без физического развития.Основная нагрузка в плане физического развития детей ...

Педагогический опыт работы по теме: Развитие мелкой моторики как средства коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования.

Развитие мелкой моторики как средства коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием стандартного  и нестандартного оборудования....

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования»

Родительское собрание: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования»...