Двигательная активность детей на участке с использованием стандартного и нестандартного оборудования
консультация по физкультуре
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:
«Двигательная активность детей на участке с использованием стандартного и нестандартного оборудования»
Сегодня мы поговорим о повышении двигательной активности детей дошкольного возраста посредством нестандартного и стандартного оборудования.
Здоровый образ жизни – активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья. К этой активности следует отнести такие компоненты, как правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, выполняемых ими в течение дня, ниже нормы. Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом, развивая интерес к движению, как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Конечно, физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно. Решение этой проблемы видится в совокупности социально педагогических условий. Этому способствует и использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.
Возникает вопрос: почему важно и необходимо развивать интерес к занятиям физической культурой?
Движение – это жизненная потребность, средство укрепления организма. Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился с как можно большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов.
Успех физкультурных занятий, да и эффективность физического воспитания детей в целом, зависит от форм, методов и приемов, индивидуального подхода к детям, а также в большой мере от наличия материально-технической базы. Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.
Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и готов принимать что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому и успешность обучения зависит от того, сложился ли контакт ребенка с педагогом. В этом отношении очень важно, чтобы ребенок испытывал на занятиях физической культурой эмоциональный комфорт.
Без интереса ребенок ничего не сделает, не добьется никаких положительных результатов. Успешна данная цепочка: Интерес – Желание – Осознание – Навык – Самостоятельная деятельность – Применение во всех сферах жизнедеятельности.
Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий – являются основными условиями при обучении детей движениям. Рождаются эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных.
Если малыш испытывает положительные эмоции, то это активизирует его, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка. Принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции.
В настоящее время особенно актуальной задачей является привитие детям интереса к физической культуре и спорту. Растить детей здоровыми, сильными – задача каждого дошкольного учреждения.
Как же заинтересовать детей в выполнении упражнений, при их небольших двигательных возможностях, посильности и дозволенности упражнений для дошкольного возраста? Малышам недостаточно просто обеспечить определенный набор движений, в данном возрасте ребенку необходимы развивающие движения, которые возможны в условиях разнородной предметной среды.
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей. Важным направлением в этой сфере является правильно организованная предметно-пространственная среда. Прежде всего, это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить не только развивающий характер, но также являться разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.
Важен алгоритм: от игры – к привычке, от привычки – к потребности.
Большое количество детей в группах, отсутствие возможности регулярно пополнять и обновлять физкультурное оборудование и желание сделать физкультурные занятия занимательными и эффективными, разнообразными и увлекательными побудили меня к поиску новых форм работы.
Что такое физкультурное оборудование? Это оборудование, предназначенное для занятий спортом, для развития движения, для развития физических качеств.
А что такое нестандартное физкультурное оборудование? Понятие «нестандартный» – не соответствующий стандарту, не избитый, не шаблонный, оригинальный (Словарь русского языка).
Можно сказать, что это оборудование, сделанное своими руками, любой предмет, при помощи которого идет развитие движений.
Цели и задачи нестандартного физического оборудования:
Цель: повысить интерес к занятиям физической культурой; повысить двигательную активность детей.
Задачи:
- повышать интерес детей к выполнению основных видов движений и участию в играх;
- способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;
- чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желание детей заниматься двигательной деятельностью;
- повысить моторную плотность физкультурных занятий;
- уточнять представления о форме предметов, положении частей, их относительной величине, о цвете предметов; развивать чувство цвета и формы;
- развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.
Любое физкультурное оборудование (стандартное и нестандартное) обязательно должно соответствовать требованиям:
- Безопасность (легкое, прочное, безопасное, экологичные материалы)
- Соответствие возрастным нормам
- Эстетичность (должно привлекать ребенка, формировать его эстетический вкус, должно быть ярким, красочным, привлекательным)
- Полифункциональность (возможность применения в разных видах деятельности)
- Мобильность
- Вариативность
- Гигиеничность
Какие же преимущества использования нестандартного оборудования при подготовке детей дошкольного возраста?
Один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудования – новизна, которая создается за счет внесения нового нестандартного оборудования, смены переносного оборудования разных пособий в своеобразные комплексы (полосы препятствий).
Каждое нестандартное физкультурное пособие многофункционально (полифункционально), что дает возможность применять его в различных видах движений. Мобильно.
Использование нестандартного оборудования в играх и упражнениях для восприятия пространства и времени, формирования наблюдений и умений ориентироваться в окружающей среде.
Дети всех возрастов выполняют упражнения с нестандартным физкультурным оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов.
Нестандартное оборудование – несложное, недорогое, вносит в каждое занятие элемент необычности, вызывает у детей интерес к физкультурным занятиям. Создает радостный эмоциональный настрой, стимулирует и обогащает двигательную деятельность, помогает делать двигательные задания более наглядными, понятными.
Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без больших затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии.
Нестандартные физкультурные пособия могут использоваться в любых формах занятий, имеют широкое применение (зал, группа, улица), хорошо интегрируются (счет, цвет, материал и т.д.). Пособия являются полифункциональными и отвечают основным педагогическим требованиям:
- доступны детям всех уровней физической подготовленности (высокого, среднего, низкого);
- позволяют создавать игровые ситуации сюжетного характера;
- учитывают особенности психологического развития и образного восприятия дошкольника.
Кроме того, обогащают знания о мире предметов и их многофункциональности; приучают ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем.
Таким образом, использование полифункционального нестандартного физкультурного оборудования позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к выполнению физических упражнений, обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение дня.
Невозможно обойтись без взаимодействия с родителями. Положительных результатов можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей. Необходимо воспитателям стараться вызывать у них интерес к физическому воспитанию и укреплению здоровья своих детей и через призму использования нестандартного физкультурного оборудования.
Открытые просмотры, досуги и праздники, консультации на сайте (блоге) ДОУ, конкурсы, творческие мастерские, мастер-классы – все эти мероприятия должны вызывать интерес у родителей.
Важно понять, чтобы заняться развитием общей координации, укреплением мышечного тонуса и многими другими важными для дошколят проблемами, вовсе не требуется специального и дорогостоящего оборудования.
Для оценки эффективности использования нестандартного физкультурного оборудования рассматриваются следующие вопросы:
- Повышение интереса детей к занятиям физической культурой и физическим упражнениям: мотивированность, устойчивость, избирательность.
- Предоставление воспитанникам возможности выразить свою субъектную позицию (т.е. проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество).
- Улучшение показателей физической подготовленности (уровень двигательных качеств и навыков).
- Положительное эмоциональное отношение воспитанников к занятиям по физической культуре.
Таким образом, использование нестандартного физкультурного оборудования в процессе проведения физкультурных занятий позволяет:
- уделять особое внимание ощущениям детьми радости от активного участия в различных спортивных мероприятиях,
- значительно увеличить двигательную активность детей,
- увеличить интерес детей к занятиям физической культурой,
- улучшить технику выполнения движений.
Посредством использования нестандартного оборудования наряду с двигательной активностью развивается сноровка, внимание, ловкость, закрепляются знания цвета, формы, воспитывается умение действовать в коллективе, увеличивается моторная плотность занятий, повышается эмоциональный тонус, стремление к достижению более высоких спортивных результатов, изобретательность в самостоятельной деятельности.
Таким образом, задача педагогического воздействия на двигательную активность детей с использованием нетрадиционного оборудования, заключается в постепенном вовлечении малоподвижных детей в активную двигательную деятельность, и переключении на более спокойную чрезмерно подвижных детей, что позволяет укреплять здоровье, повышать умственную и физическую работоспособность дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в первой младшей группе. «Формирование двигательной активности детей раннего возраста с использованием фольклора»
Конспект открытого занятия в первой младшей группе.«Формирование двигательной активности детей раннего возраста с использованием фольклора» Образовательная область: Физическое развитиеИ...
Методическая разработка "Повышение двигательной активности детей на занятиях с использованием нетрадиционных форм обучения движениям".
Методическая разработка "Повышение двигательной активности детей на занятиях с использованием нетрадиционных форм обучения движениям"....
Родительское собрание Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования»
Родительское собраниеТема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования»...
Родительское собрание Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования»
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования...
«Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий»
Дошкольное образование играет значительную роль в создании условий для гармоничного развития человека, которое невозможно без физического развития.Основная нагрузка в плане физического развития детей ...
Педагогический опыт работы по теме: Развитие мелкой моторики как средства коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования.
Развитие мелкой моторики как средства коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования....
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования»
Родительское собрание: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования»...