Физическое развитие дошкольников с учётом этнокультурных и национальных особенностей
консультация по физкультуре
Консультация для педагогов.
Веками образование и воспитание детей были основаны на народных традициях. На сегодняшний день в физическом воспитании детей становится очевидным большая роль национальной культуры. Национальные ценности вобрали в себя мудрость поколений многогранность культуры и оригинальность традиций. Они представляют собой осознаваемое коллективное представление о желаемом идеале привлекательных личностных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов:
«Физическое развитие дошкольников с учётом этнокультурных и национальных особенностей»
Старший воспитатель МАОУ «ОЦ № 2 г. Челябинска»
Веками образование и воспитание детей были основаны на народных традициях. На сегодняшний день в физическом воспитании детей становится очевидным большая роль национальной культуры. Национальные ценности вобрали в себя мудрость поколений многогранность культуры и оригинальность традиций. Они представляют собой осознаваемое коллективное представление о желаемом идеале привлекательных личностных качеств.
В народных традициях отчётливо выступают ведущие факторы: природа, слово, труд, обычаи, искусство.
У каждого народа были свои национальные средства физического воспитания.
В физическом развитии включаются физические качества: ловкость, быстрота, гибкость, глазомер, равновесие, сила, выносливость, физические упражнения, спорт.
Физические упражнения – это движения, двигательные действия, (подвижные игры с элементами соревнования), процесс неоднократного повторения движения.
Спорт – специальная деятельность направленная на достижение в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявленных в процессе соревнований.
На Урале проживают более 30 народов. Основными (наиболее многочислен-ными) являются русские, казаки, башкиры, татары.
Татары наиболее эффективными и результативными средствами физического развития детей считали физические упражнения (бег, прыжки в высоту и длину), скачки, национальную борьбу – корэш.
Высоко ценилась возможность участие детей в праздниках: религиозных куран-байрам, ураза-байрам и светских сабантуй (праздник плуга).
Совместное участие в трудовых и соревновательных действиях на праздниках возводило их в ранг мужчины (с 7 лет, а в скачках с 8-12 лет) и включало в сознании позиции здорового образа жизни (труд, отдых на свежем воздухе).
Сабантуй был школой трудовой и военной подготовки, школой физического воспитания: верховая езда, стрельба, бег, прыжки, плавание – были способы выработать ценные физические качества.
У башкир на систему физического воспитания для полноценного развития ребёнка повлиял их образ жизни.
В легендах говорится, что Башкорт – это имя военачальника объединившего башкирские племена, именно тогда башкиры стали осваивать обширные территории. Полукочевое скотоводство и разработки серебряной руды, а значит ювелирное дело, требовали определённых физических качеств. Суровые условия полукочевого быта требовали серьёзной закалки, поэтому состязания в выносливости стали органической потребностью. С 4-5 лет мальчика отец учил ездить верхом, стрелять из лука, бороться, бегать.
Одним из главных праздников являлся Сабантуй, на котором мужчины соревновались в скачках, беге, борьбе. Женщины и девочки исполняли воспроизводящие танцы, где имитировали движения птиц, зверей. Игры отразили особенности быта и требования существования и выживания этноса.
На Урале в давние времена казаки были пришлыми, но именно они внесли в культуры окружающих их народов множество военных игр и тестов для определения направления развития определённых необходимых воину качеств.
Прежде всего, это духовные установки: казак не боится, не плачет, должен уметь. С рождения за мальчиком наблюдали для выявления врождённых необходимых качеств (в люльку не давали игрушку, а сначала подвешивали, чтобы ребёнок прежде чем хватать, осмотрел, изучил степень опасности ). По тому, как вёл себя младенец определяли какие физические качества врождённые, а какие нужно развивать. Развивали интуицию, учили управлять страхом, через игру. Существует казачья система выживания - Спас, где основным критерием является нравственность. За воспитание мальчика с 7 лет отвечал крёстный отец, так как считалось, что родной может пожалеть, дать поблажку и никогда воспитание казака не доверялось женщине. Девочек наоборот воспитывали женщины: учили вести хозяйство, быть хорошей женой и помощницей на своём примере, так как жизнь казака была неоднородной. Сегодня казак дома и правит им твёрдой рукой, сам решал проблемы семьи, а завтра – ушёл в набег, а женщина уже сама длительное время должна была вести хозяйство (управляться и с женской и с мужской работой ), а мальчики до 12 лет, которых не брали с собой казаки, должен быть верным надёжным помощником.
Исходя из необходимости, у каждого народа складывались свои игровые и двигательные пристрастия для игр детей. У русских, проживающих на Урале, основным занятием были земледелие и охота. От мужчины – охотника требовались наблюдательность, выдержка, меткость, что и отразилось в играх и соревнованиях у детей.
Чаще всего дети стремятся проявить свои мужские качества в борьбе, в стихийных соревнованиях на меткость, на скорость бега.
Девочки часто выделяются в играх с замысловатыми движениями, хороводных играх.
Так удивительно отразилась история народа, способность к выживанию, физическому развитию в играх наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности физического развития дошкольников
Брашура с рекомендацией для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-678032-1444132095.jpg)
Статья "Использование народных подвижных игр в физическом развитии дошкольников при реализации национально-регионального компонента"
В статье раскрыты основные функции ДОУ по реализации национально-регионального компонента, задачи, решаемые педагогами при включении нацонально-регионального компонента в учебно-воспитательное и корре...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/09/picture-702889-1447065274.jpg)
Мастер – класс на конкурс педагог года. Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников с учётом ФГОС ДО.
В представленном материале автор рассказывает о том, как с помощью здоровьесберегающих технологий можно эффективно решать задачи по физическому развитию детей в дошкольном учреждении, кото...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/13/picture-734609-1452676370.jpg)
«Социально-личностное развитие дошкольника с учётом гендерных особенностей»
«Социально-личностное развитие дошкольника с учётом гендерных особенностей» Формирование гендерной принадлежности ребенка – важнейшая задача дошкольного детства, актуальность которой возрастает в...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/13/picture-734609-1452676370.jpg)
Презенация Социально-личностное развитие дошкольника с учётом гендерных особенностей
Ребенку-дошкольнику порой непросто понять, какими должны быть настоящий мужчина и настоящая женщина. Отсутствие четких ориентиров в содержании мужских и женских ролей отрицательно сказывается на лично...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/08/picture-984569-1515409557.jpg)
Консультация для родителей на тему: "Особенности физического развития дошкольников".
Консультация для родителей на тему: "Особенности физического развития дошкольников"...