Игры и упражнения для формирования движений с речевым сопровождением для детей с ОВЗ
методическая разработка по физкультуре
Методические рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_s_rechevym_soprovozhdeniem_dlya_detey_s_ovz.docx | 179.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузнецова Юлия Юрьевна,
инструктор по физической культуре
МАДОУ ЦРР – детский сад,
ГО Красноуфимск
Игры и упражнения для формирования движений с речевым сопровождением
для детей с ОВЗ
Развитие ребенка в условиях тяжелой полиморфной патологии влияет на возможности его адаптации и социализации. Данное обстоятельство требует поиска эффективных реабилитационных средств, комплексного подхода к лечению.
В России всегда существовала оздоровительная система, складывавшаяся веками и тысячелетиями, но незаслуженно забытая в наши дни. Суть этой системы - в использовании магической силы СЛОВА.
Слово встречало человека прямо на «пороге жизни». Словесный контакт матери и ребенка продолжался в течение всего дня. Ведь существуют сотни и тысячи приговорок, песенок, присказок, поговорок на все случаи жизни! Мать произносила заветные слова, впервые прикладывая ребенка к груди, укладывая его в колыбельку, успокаивая захлебывающегося криком младенца, умывая его, играя с ним и т.д. Колыбельные песни не только успокаивали и усыпляли детей, но и окружали атмосферой любви и нежности.
Из глубины веков до нас дошла лишь тысячная часть того, что окружало наших предков, но и она позволяет сделать вывод: круглый год, ежедневно славяне сопровождали свой быт, работу, отдых, радость, горе стихами, приговорами, прибаутками, песнями.
Прошли сотни лет, и современные ученые, изучающие строение и функции головного мозга, обнаружили, что в Роландовой борозде коры головного мозга рядом локализуются функции общей, челюстно - лицевой, речевой и тонкой моторики. Это значит, что речевое сопровождение движений головы, тела, ног, рук, пальцев дает мощный импульс к освоению, совершенствованию или восстановлению движений и одновременно к развитию и повышению интеллекта.
Открытие американским ученым Сперри явления асимметрии мозга позволяет предположить, что если ребенок выполняет упражнения механически, потому что этого требуют взрослые: врач, родители, инструктор по лечебной физкультуре, - то у него работает только левосторонняя рассудочно-логическая половина мозга. Сопровождение движений веселыми стихами, песенками, потешками в ИСПОЛНЕНИИ САМОГО РЕБЕНКА привносит в занятие элемент творчества, игры, непосредственности, а самое главное, включает в работу правостороннюю – образно-эмоциональную - часть мозга.
Осуществление движений такого типа требует создания принципиально новых нейронных сетей. Расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребенка. Происходит развитие межполушарного взаимодействия, межполушарных интеграторов — комиссур, синхронизация работы полушарий.
Лечебная физкультура, проводимая нетрадиционным способом (с речевым сопровождением двигательных актов, с использованием стихов, потешек, различных видов образности), является мощным средством коррекции недостатков двигательной системы. Основными задачами такой физкультуры являются подавление патологических рефлексов, регуляция мышечного тонуса, профилактика и устранение контрактур в суставах, последовательное развитие статической и динамической координации. Комплексный характер упражнений дает возможность развития также эмоционального, речевого, игрового и предметно-действенного общения с окружающими, педагогом, стимуляции сенсорных функций формирования предпосылок интеллектуальной деятельности, воспитания навыков самообслуживания, развития зрительно - моторной координации, функций руки. Кроме этого на занятиях ЛФК, проводимых в интегрированной форме, возможна коррекция дефектов речи, улучшение ее разборчивости, развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, голоса, просодического строя, произвольности речи, выработка синхронности дыхания, артикуляции, голосообразования.
В своей деятельности использую игры и комплексные упражнения творческого характера, направленные на гармонизацию психики ребенка, развитие двигательной, эмоционально – волевой, мотивационной, речевой, творческой, познавательной сфер детей дошкольного возраста.
Упражнения выполняются активно или пассивно в зависимости от возраста ребенка, уровня сохранности интеллекта, степени поражения двигательной сферы.
Упражнение 1.
Содержание упражнения. И. П.: лежа на спине. Хаотичное сгибание-разгибание рук и ног («дрыганье»).
Речевое сопровождение.
Жук упал и встать не может.
Ждет он — кто ему поможет? С. Маршак
Методические указания. После проговаривания стихотворения помочь ребенку («жуку») приподняться.
Упражнение 2.
Содержание упражнения. И. П.: лежа на спине, прямые руки и ноги подняты вверх. Одноименное и разноименное поднимание и опускание рук и ног (имитация движений щупалец осьминога).
Речевое сопровождение.
Нелегко быть осьминогом...
Восемь ног - уж слишком много.
Методические указания. Ребенок проговаривает стихотворение до возникновения утомления.
Упражнение 3.
Содержание упражнения. И. П.: лежа животом на большом мяче, опора на ладони выпрямленных рук. Взрослый удерживает ребенка за ноги и покачивает в разные стороны. Вызывается попеременный перенос тяжести тела то на одну, то на другую руку.
Речевое сопровождение.
У речушки, вдоль опушки,
Мимо вспаханных полей
Шли ленивые лягушки
В гости к бабушке своей. И. Демьянов
Методические указания. Следить за выпрямлением пальцев спастичной кисти.
Упражнение 4.
Содержание упражнения. И. П. — упражнение 3. Игра «Паук и муха». Взрослый располагает кисть своей руки рядом с кистью ребенка. Ребенок старается накрыть кисть методиста («муху») своей ладонью («пауком»), «поймать муху».
Речевое сопровождение.
Тут какой-то старичок-паучок
Нашу муху в уголок поволок.
Хочет бедную убить,
Цокотуху загубить. К. Чуковский
Методические указания. Для поддержания интереса к игре взрослый часто поддается.
В зависимости от функциональных возможностей ребенка упражнения выполняются из разных исходных положений: сидя на полу, стоя на коленях, сидя на специальном фиксирующем стульчике или на гимнастическом мяче, с помощью взрослого или самостоятельно.
Упражнение 5.
Содержание упражнения. Наклоны головы вперед-назад.
Речевое сопровождение.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон. А. Барто
Методические указания. Амплитуду движений увеличивать постепенно. По мере освоения упражнения добиваться, чтобы ребенок подбородком касался грудины, а затылком - спины.
Упражнение 6.
Содержание упражнения. Повороты головы вправо-влево.
Речевое сопровождение.
Зяблик: пинь, пинь, пинь.
Шубу скинь, скинь, скинь.
Зяблик распелся.
Зяблик согрелся. Э. Мошковская
Методические указания. Движения плавные.
Упражнение 7.
Содержание упражнения. Наклоны головы к правому и левому плечу.
Речевое сопровождение.
Часы стучат:
- Тик-так, вставай!
Тик-так, рубашку
Надевай! Тик-так...
Мне в детский сад пора...
Сегодня выходной, Ура! Р.Сеф
Методические указания. Стараться ухом коснуться плеча.
Упражнение 8.
Содержание упражнения. Смещение головы вперед-назад в горизонтальной плоскости («Черепаха»).
Речевое сопровождение.
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха. С. Маршак
Методические указания. Подбородком максимально тянуться вперед, а затылком - назад.
Упражнение 9.
Содержание упражнения. Круговые движения головой вправо-влево («Мяч»).
Речевое сопровождение.
Бьют его, а он не злится,
Он поет и веселится.
Потому что без битья
Нет для мячика житья. В. Берестов
Методические указания. Упражнение выполняется в медленном темпе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР /сентябрь - декабрь/
Грамматика, по словам К.Д.Ушинского – это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического ст...
Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР /январь - май/
Грамматика, по словам К.Д.Ушинского – это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического ст...
Обобщенный педагогический опыт по теме: «Игры и упражнения для развития речи и речевого общения детей»
Условиями для возникновения становления опыта Считаю наличие следующего: - работа по программе « от РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. К...
Игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет.
Игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет....
игры и упражнения на формирование представлений о величине у детей третьего года жизни
игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей третьего года жизни...
Игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет.
Игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет....
Игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет
Величина. Форма. Колличество. Ориентировка во времени. Ориентировка в пространстве....
- Мне нравится (1)