Игры и упражнения для формирования движений с речевым сопровождением для детей с ОВЗ
методическая разработка по физкультуре

Кузнецова Юлия Юрьевна

Методические рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кузнецова Юлия Юрьевна,

инструктор по физической культуре

 МАДОУ ЦРР – детский сад,

ГО Красноуфимск

Игры и упражнения для формирования движений с речевым сопровождением

для детей с ОВЗ

Развитие ребенка в условиях тяжелой полиморфной патологии влияет на возможности его адаптации и социализации. Данное обстоятельство требует поиска эффективных реабилитационных средств, комплексного подхода к лечению.

В России всегда существовала оздоровительная система, складывавшаяся веками и тысячелетиями, но незаслуженно забытая в наши дни. Суть этой системы - в использовании магической силы СЛОВА.

Слово встречало человека прямо на «пороге жизни». Словесный контакт матери и ребенка продолжался в течение всего дня. Ведь существуют сотни и тысячи приговорок, песенок, присказок, поговорок на все случаи жизни! Мать произносила заветные слова, впервые прикладывая ребенка к груди, укладывая его в колыбельку, успокаивая захлебывающегося криком младенца, умывая его, играя с ним и т.д. Колыбельные песни не только успокаивали и усыпляли детей, но и окружали атмосферой любви и нежности.

Из глубины веков до нас дошла лишь тысячная часть того, что окружало наших предков, но и она позволяет сделать вывод: круглый год, ежедневно славяне сопровождали свой быт, работу, отдых, радость, горе стихами, приговорами, прибаутками, песнями.

Прошли сотни лет, и современные ученые, изучающие строение и функции головного мозга, обнаружили, что в Роландовой борозде коры головного мозга рядом локализуются функции общей, челюстно - лицевой, речевой и тонкой моторики. Это значит, что речевое сопровождение движений головы, тела, ног, рук, пальцев дает мощный импульс к освоению, совершенствованию или восстановлению движений и одновременно к развитию и повышению интеллекта.  

Открытие американским ученым Сперри явления асимметрии мозга позволяет предположить, что если ребенок выполняет упражнения механически, потому что этого требуют взрослые: врач, родители, инструктор по лечебной физкультуре, - то у него работает только левосторонняя рассудочно-логическая половина мозга. Сопровождение движений веселыми стихами, песенками, потешками в ИСПОЛНЕНИИ САМОГО РЕБЕНКА привносит в занятие элемент творчества, игры, непосредственности, а самое главное, включает в работу правостороннюю – образно-эмоциональную - часть мозга.

Осуществление движений такого типа требует создания принципиально новых нейронных сетей. Расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребенка. Происходит развитие межполушарного взаимодействия, межполушарных интеграторов — комиссур, синхронизация работы полушарий.

Лечебная физкультура, проводимая нетрадиционным способом (с речевым сопровождением двигательных актов, с использованием стихов, потешек, различных видов образности), является мощным средством коррекции недостатков двигательной системы. Основными задачами такой физкультуры являются подавление патологических рефлексов, регуляция мышечного тонуса, профилактика и устранение контрактур в суставах, последовательное развитие статической и динамической координации. Комплексный характер упражнений дает возможность развития также эмоционального, речевого, игрового и предметно-действенного общения с окружающими, педагогом, стимуляции сенсорных функций формирования предпосылок интеллектуальной деятельности, воспитания навыков самообслуживания, развития зрительно - моторной координации, функций руки. Кроме этого на занятиях ЛФК, проводимых в интегрированной форме, возможна коррекция дефектов речи, улучшение ее разборчивости, развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, голоса, просодического строя, произвольности речи, выработка синхронности дыхания, артикуляции, голосообразования.

В своей деятельности использую игры и комплексные упражнения творческого характера, направленные на гармонизацию психики ребенка, развитие двигательной, эмоционально – волевой, мотивационной, речевой, творческой, познавательной сфер   детей дошкольного возраста.

Упражнения выполняются активно или пассивно в зависимости от возраста ребенка, уровня сохранности интеллекта, степени поражения двигательной сферы.

Упражнение 1.

Содержание упражнения. И. П.: лежа на спине. Хаотичное сгибание-разгибание рук и ног («дрыганье»).

Речевое сопровождение.

            Жук упал и встать не может.

            Ждет он — кто ему поможет? С. Маршак

Методические указания. После проговаривания стихотворения помочь ребенку («жуку») приподняться.

Упражнение 2.

Содержание упражнения. И. П.: лежа на спине, прямые руки и ноги подняты вверх. Одноименное и разноименное поднимание и опускание рук и ног (имитация движений щупалец осьминога).

Речевое сопровождение.

Нелегко быть осьминогом...

        Восемь ног - уж слишком много.

Методические указания. Ребенок проговаривает стихотворение до возникновения утомления.

Упражнение 3.

Содержание упражнения. И. П.: лежа животом на большом мяче, опора на ладони выпрямленных рук.  Взрослый удерживает ребенка за ноги и покачивает в разные стороны. Вызывается попеременный перенос тяжести тела то на одну, то на другую руку.

Речевое сопровождение.

            У речушки, вдоль опушки,

  Мимо вспаханных полей

  Шли ленивые лягушки

  В гости к бабушке своей.  И. Демьянов

Методические указания. Следить за выпрямлением пальцев спастичной  кисти.

Упражнение 4.

Содержание упражнения. И. П. — упражнение 3. Игра «Паук и муха». Взрослый располагает кисть своей руки рядом с кистью ребенка. Ребенок старается накрыть кисть методиста («муху») своей ладонью («пауком»), «поймать муху».

Речевое сопровождение.

Тут какой-то старичок-паучок

Нашу муху в уголок поволок.

Хочет бедную убить,

Цокотуху загубить. К. Чуковский

Методические указания. Для поддержания интереса к игре взрослый часто поддается.

В зависимости от функциональных возможностей ребенка упражнения выполняются из разных исходных положений: сидя на полу, стоя на коленях, сидя на специальном фиксирующем стульчике или на гимнастическом мяче, с помощью взрослого или самостоятельно.

Упражнение 5.

Содержание упражнения. Наклоны головы вперед-назад.

Речевое сопровождение.

             Головой кивает слон,

            Он слонихе шлет поклон.   А. Барто

Методические указания. Амплитуду движений увеличивать постепенно. По мере освоения упражнения добиваться, чтобы ребенок подбородком касался грудины, а затылком - спины.

Упражнение 6.

Содержание упражнения. Повороты головы вправо-влево.

Речевое сопровождение.

Зяблик: пинь, пинь, пинь.

 Шубу скинь, скинь, скинь.

Зяблик распелся.

Зяблик согрелся. Э. Мошковская

Методические указания. Движения плавные.

Упражнение 7.

Содержание упражнения. Наклоны головы к правому и левому плечу.

Речевое сопровождение.

Часы стучат:

-   Тик-так, вставай!

Тик-так, рубашку

Надевай! Тик-так...

Мне в детский сад пора...

Сегодня выходной, Ура! Р.Сеф

Методические указания. Стараться ухом коснуться плеча.

Упражнение 8.

Содержание упражнения. Смещение головы вперед-назад в горизонтальной плоскости («Черепаха»).

Речевое сопровождение.

        Панцирь носит черепаха,

             Прячет голову от страха. С. Маршак

Методические указания. Подбородком максимально тянуться вперед, а затылком - назад.

Упражнение 9.

Содержание упражнения. Круговые движения головой вправо-влево («Мяч»).

Речевое сопровождение.

                                     Бьют его, а он не злится,

                                     Он поет и веселится.

                                     Потому что без битья

                                     Нет для мячика житья. В. Берестов

Методические указания. Упражнение выполняется в медленном темпе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР /сентябрь - декабрь/

Грамматика, по словам К.Д.Ушинского – это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического ст...

Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР /январь - май/

Грамматика, по словам К.Д.Ушинского – это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического ст...

Обобщенный педагогический опыт по теме: «Игры и упражнения для развития речи и речевого общения детей»

Условиями  для    возникновения  становления опыта Считаю наличие следующего: - работа по программе  « от РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. К...

Игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет.

Игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей  3-4 лет....

игры и упражнения на формирование представлений о величине у детей третьего года жизни

игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей третьего года жизни...

Игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет.

Игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей  3-4 лет....

Игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет

Величина. Форма. Колличество. Ориентировка во времени. Ориентировка в пространстве....