Технология здорового дошкольника
материал по физкультуре
Данная технология посвящена проблемам воспитательное- оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Автор дал комплексное «физиологическое» определение здоровья ребенка как динамического и вместе с тем устойчивого к патологическим и экстремальным воздействиям состояния детского организма, что достигается благодаря формированию комплекса функциональных систем, обеспечивающих оптимальный приспособительный эффект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya-_zdor.doshkolnik.doc | 35.5 КБ |
prilozheniya_progulka_na_ulitse.doc | 1.05 МБ |
uprazhneniya_dlya_korrektsii_ploskostopiya.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-оздоровительная технология
«ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК»
Автор:
профессор педагогических наук Ю.Ф. Замовский
Данная технология посвящена проблемам воспитательное- оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Автор дал комплексное «физиологическое» определение здоровья ребенка как динамического и вместе с тем устойчивого к патологическим и экстремальным воздействиям состояния детского организма, что достигается благодаря формированию комплекса функциональных систем, обеспечивающих оптимальный приспособительный эффект.
Комплексное определение здорового ребенка дошкольного возраста включает большой набор характеристик- жизнерадостность, устoйчивость к неблагоприятным внешне средовым фактoрам, высокий уровень выносливости и работоспособности и т.д.
Систематическое использование технологии «Здоровый дошкольник» в физкультурно- оздоровительной работе ДОУ, позволило нам достичь реально поставленных задач- укрепление физического и психического здоровья детей.
В соответствии с авторской технологией, нами были выделены пять этапов реализации:
1 этап. Определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей.
Медицинским персoналом ДОУ регистрировались антрoпoметрические показатели воспитанников (длина и масса тела, а также индексы отношения длины тела и массы к возрасту). Наличие этих показателей обеспечило возможность их сравнения с международными стандартами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Инструктором по физической культуре проводилась диагностика двигательной активности, которая включала в себя стандартные параметры (бег, прыжки, метание).
В комплекс психологo-педагогических критериев здоровья входит большой набор поведенческих и личностных характеристик ребенка (жалобы, раздражительность, утомляемость и т.д.), отмечаемых воспитателем вместе с родителями.
Показатели физической активности и эмоциональной реактивности снимались педагогами и родителями в начале и конце года и заносились в диагностические карты.
2 этап. Организация двигательной активности детей.
В соответствии с технологией, особое внимание было уделено оздоровительному бегу, подвижным играм с элементами спортивных игр, упражнениям на коррекцию осанки и плоскостопия.
На проводимых занятиях создавались условия для возникновения пoложи тельных эмоций : музыкальное сопровождение, смена упражнений после многократных повторений, «домашние задания» для родителей по выполнению физических упражнений с детьми в выходные дни.
3 этап. Система закаливания.
Научным обоснованием этого этапа являлся подход к закаливанию как к тренировке системы термoрегуляции. В своей работе мы рассматривали закаливание как систему оздоровительно - профилактических воздействий:
- Контрастные воздушные ванны с постепенным увеличивающейся разницей температур воздуха в двух помещениях (дети перебегают из одной комнаты в другую);
- Сухое обтирание и самомассаж махровой варежкой;
- Пoлоскание горла прохладной водой;
- Босоного хождение по массажным и влажным дорожкам;
- Ароматерапия (вдыхание ароматов лекарственных трав по рекомендации педиатра).
4 этап. Использование психогигиенических и психопрофилактических средств в работе с детьми.
В настоящее время этот этап технологии приобретает все большую актуальность, так как многие дети, переходя из состояния физиологического напряжения попадают в патологический антистресс (повышенная раздражительность и утомляемость, нарушение сна, снижение работоспособности и т.д.).
Наша задача заключалась в создании условий для преобладания у детей чувств жизнерадостности и бодрости, веры в себя, в свои силы и возможности, уважения к людям и самоуважения, увлекательной деятельности. Дневное засыпание мы стали проводить под тихую, «усыпляющую» музыку, что позволило увеличить продолжительность и качество дневного сна. С детьми проводились индивидуальные и подгрупповые беседы на выявление факторов способствующих возникновению антистрессовых состояний. Многие виды деятельности детей (утренняя гимнастика, занятия по образовательной программе, прогулки) проводились под музыкальное сопровождение. Музыка, особенно классическая, может оказывать выраженное психо- эмоциональное оздоровительное влияние на детей.
5 этап. Создание условий для оздоровительных режимов детей.
Каждый педагог ДОУ, для достижения наиболее эффективного оздоровительного режима во время пребывания детей в ДОУ, предоставлял возможность достаточной двигательной активности с преобладанием циклических упражнений, достаточной умственной нагрузки и превалированием положительных эмоциональных впечатлений. Педагоги ДОУ следили за соблюдением оздоровительных режимных моментов: время приема пищи, укладывание на дневной сон, общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений.
Эффективность реализации социально-оздоровительной технологии «Здоровый дошкольник» зависит от добросовестности выполнения своих обязанностей педагогов ДОУ в постоянном взаимодействии с родителями.
Используя в своей работе технологию «Здоровый дошкольник» мы добились хороших результатов. Сравнительный анализ заболеваемости детей показал, что в результате применения нашей оздоровительной системы снизилось число и длительность ОРЗ. Особенно эффективным, в том числе и для часто болеющих детей, оказались комбинации закаливающих мероприятий и физических упражнений с музыкальным сопровождением. Число часто болеющих детей снизилось в двое, длительность течения заболевания снизилась в среднем на 3-4 дня. Распределение ОРЗ сузилось до 0-2 случаев в год, по сравнению с прошлыми показателями- 4 и более случаев в год.
Достигнутые результаты доказывают, что, несмотря на сложные социально-экономические условия и неблагоприятную экологическую ситуацию, при добросовестном отношении педагогов и родителей можно решить задачу формирования здоровья дошкольников.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Упражнения для профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста
И.п.: Сесть на пол (на скамью, стул) и взять палку в руки. Поставить ее вертикально на пол и попробовать на нее «влезть». Для этого надо обхватить палку справа и слева ступнями. Пятки и пальцы тоже упираются в палку. «Взбираться», пока могут сгибаться колени, затем «спуститься» по палке вниз.
Массаж ступни
И.п.: Сесть на стул и вытянуть ноги. Ступней правой ноги сильно массировать чуть повыше икры левую ногу. Затем левой — правую.
Разминка балерины
И.п.: Сесть на стул и упереться пальцами ног в пол. Начать разминку. Маленькими шажками «Идти вперед», пока ступни не коснуться пола, затем «вернуться»
назад, как балерина на пуантах. Следить, чтобы колени не поворачивались внутрь, а пятки были не далеко одна от другой.
Ловите мяч ногами
И.п.: Сесть на пол и подбрасывать ногами маленький мяч. Руки упираются в пол.
Катайте мяч
И.п.: Сесть на пол или табурет и поставить ступню на теннисный мячик, катать его от носка к пятке. Это очень хороший массаж! То же другой ногой
Вяжите ногами
И.п.: Сесть на пол, согнуть ноги в коленях, колени раздвинуть, а ступни сблизить. Пальцами ног взять прутики с нанизанными на них колечками (могут быть карандаши). На один прутик перебросить колечко с другого прутика, как петлю при вязании. Нанизать на прутик несколько колец
Скатайте чулок И.п.: Сесть на пол или табурет и расстелить перед собой «чулок». Выдвинуть вперед одну ногу, распрямить пальцы, ухватить ими «чулок», подобрать часть его под ступню. Снова, распрямив пальцы, ухватить и подобрать новую часть «чулка». И так повторять, пока «чулок» не исчезнет под ступней полностью. Сменить ногу.
С пятки на пальцы
И.п.: Стать прямо на полную ступню, держась за что-нибудь рукой. Подняться на пальцы и опуститься на пятки. Следить, чтобы не получилось прыжка. Колени не сгибать.
Танец на канате.
И.п.: Начертить на полу мелом линию и попробовать пройти по ней, удерживая равновесие. Развести руки в стороны и изображать человека, танцующего на канате. Ставить одну ступню к другой, колени не сгибать. Ни в коем случае не ставить ногу рядом с линией — «упадете вниз! »
Обезьянка на двух ногах
И.п.: Обезьянка по земле ходит на внешней стороне ступни, сжав пальцы ног во внутрь. Попробуйте
ходить как обезьянка, ноги согнуты в коленях.
Играйте в мяч ногами
И.п.: Взрослый и ребенок садятся друг напротив друга, слегка откинувшись назад, упираются руками в пол. Берут ногами теннисные мячи и перебрасывают их друг другу. Не ловить мяч руками!
Прогулка с шариками
И.п.: Пальцами ног удерживать по шарику. Затем, сильно сжав пальцы, двигаться на внешней стороне ступни вперед. Попробовать удержать два шарика. Так с ними гулять.
Ходите с мячом
И.п.: Взять теннисный мяч, зажать между ступнями. Ходить на внешней стороне ступни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровье сберегающая технология "Здоровый дошкольник"
Технология "Здоровый дошкольник", автор которой Ю.Ф. Змановский, посвящена проблемам воспитательно- оздоровительной работе в дошкольных учреждениях...
Выступление на общем родительском собрании на тему: "Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников". "Применение здоровье сберегающих технологий в повседневной жизни ребенка. Валеологические песенки-распевки".
В статье подняты вопросы здоровье сбережения, воспитания привычки"здорового образа жизни". Даны варианты валеологических песенок-распевок, которые родители могут использовать дома....
Технология здоровья сбережения дошкольника на тему: «Здоровье как интегральный показатель состояния организма»
Уже с самых древних времен человек пытался определить состояние организма, которое позволяет ему правильное функционирование. Люди пытались узнать свою биологическую, духовную природу, определить свое...
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий для повышения уровня здоровья дошкольников, формирование у них навыков здорового образа жизни"
Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья и физическому развитию детей. Федеральные государственные образовательн...
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ – ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. НА ТЕМУ: «ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»
Всё лучшее, что есть на земле, взрослые стремятся отдать детям. Нам очень хочется видеть своих детей здоровыми, гармонично развитыми, активными и творческими личностями. Эти качест...
Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ через использование технологии «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского
Материал для консультации воспитателей...
Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ через использование технологии «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей....