Мастер-класс "Физкультминутка как средство активного отдыха в непрерывной образовательной деятельности"
картотека по физкультуре
Мастер-класс "Физкультминутка как средство активного отдыха в непрерывной образовательной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_2.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тему своего мастер – класса я хочу представить словами великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского. А если выразиться точнее, то мы с вами это сделаем совместно следующим образом: я озвучу его высказывание по поводу одного бесспорного обстоятельства, а вы, уважаемые коллеги, пожалуйста, ответьте, чему же оно посвящается. Согласны? Спасибо.
«Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий»
К.Д. Ушинский
Совершенно верно!
Тема мастер – класса «Физкультминутка как средство активного отдыха в ходе непрерывной образовательной деятельности».
Быть может, кто-то подумает, что эта тема стара, как мир, и чем же здесь можно удивить? Тем не менее хочу отметить, что тема мастер-класса мной выбрана неслучайно. Глядя на ситуацию со стороны, и, анализируя собственный опыт, я поняла одну важную вещь, что не всегда мы, педагоги, относимся к этому режимному моменту серьезно, как это того заслуживает.
Все мы знаем, что образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности: дети начинают вертеться, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки подобного поведения малышей являются очевидным сигналом для педагога, что детям срочно требуется динамическая пауза или, как большинство любит называть, физкультминутка!
Содержание любой физминутки должно соответствовать
во-первых, возрастным особенностям детей;
во-вторых, индивидуальным особенностям детей, т.е. в случае если у вас в группе присутствует ребенок с ОВЗ, имеющий, например, какие-либо двигательные нарушения, то, очевидно, что данный режимный момент не должен включать в себя слишком динамичные движения крупной моторики;
в-третьих, содержание должно соответствовать тому виду деятельности, которым были заняты дети. Например, если физкультминутке предшествовала кропотливая письменная работа, то целесообразнее выполнить ряд упражнений для снятия мышечного напряжения с верхнего плечевого пояса, кистей рук и обязательно выполнить зрительную гимнастику.
Я сегодня не буду говорить об общепринятых формах проведения динамических пауз, таких как:
- сопровождение заранее выученного стихотворения соответствующими движениями,
- дыхательная гимнастика,
- пальчиковая гимнастика,
- зрительная гимнастика,
хотя, несомненно, каждая из этих форм может является важной составляющей любой физкультминутки.
Предлагаю расширить этот перечень.
- Учитывая, что сейчас в каждой группе есть магнитофон, а у некоторых счастливчиков и современные телевизоры, необходимо взять на вооружение, как альтернативу наскучившим уже всем «стихотворениям с движениями», детские аудиопесенки, сопровождающиеся ритмичными движениями, или музыкальные видеоролики с готовыми разминками.
Такой вариант воспринимается детьми намного позитивнее и легко выполним с первого его использования без предварительного заучивания.
Сейчас мы с вами это и продемонстрируем. Прошу выйти ко мне 3-4 человек. Слушаем музыку, повторяем за мной движения и при повторах подпеваем.
(Проводится физкультминутка «У жирафа пятна, пятна…»)
- Часто педагог, предусматривая физкультминутку, старается, чтобы она по своему содержанию не выбивалась из общей темы занятия. И здесь на помощь приходят различные малоподвижные игры, такие как игры с мячом, игры на внимание и др.
Например:
Занятие по развитию речи. Тема «Фрукты».
1 вариант.
Физкультминутка с мячом «Один – много».
Дети встают в круг или в одну линию.
Педагог озвучивает задание: «Я называю один фрукт и бросаю одному из вас мяч, поймавший мяч должен назвать этот фрукт во множественном числе и вернуть мяч мне». Проводится игра.
2 вариант.
Физкультминутка с мячом «Фрукт какой?»
Дети образуют круг и перебрасывают друг другу мяч, при этом каждый должен назвать любой фрукт + признак предмета, отвечающий на вопрос «какой?» или «какая?»/»какое?».
Например: лимон кислый, яблоко красное, банан длинный груша спелая, мандарин ароматный и т.д.
Так же мячом можно отбивать слоговую структуру слова, отбивать мяч и согласовывать в речи количественное числительное и существительное от 1 до 5 (одно яблоко, два яблока … пять яблок) и т.п.
3 вариант.
Физкультминутка на внимание.
Педагог озвучивает задание: «Сейчас я буду называть различные слова. Если вы услышите слово, обозначающее фрукт, - хлопаете в ладоши. Если я называю овощ – топаете.»
Использование подобных динамических пауз помогает использовать драгоценное время с двойной пользой:
во-первых, мы снимаем мышечное статическое напряжение,
во-вторых, увеличиваем плотность самого занятия и объем образовательной нагрузки.
- Следующая педагогическая находка, по крайней мере, лично для меня, это вот такие кубики. Выполнены они из картона. На каждой грани первого кубика изображены точки, соответствующие цифрам от 1 до 6. На втором - рисунки, обозначающие различные движения, которые нужно выполнить. Воспитатель определяет ведущего, который и будет проводить данную разминку. Ребенок подбрасывает кубики и озвучивает задание для всех. Выполняют все вместе.
- Для проведения физкультминуток можно изготовить карточки с пиктограммами, на которых схематично изображены человечки в определенных позах. Карточки раздаются детям, и каждый ребенок «читает» свою пиктограмму, принимает заданную позу, а все остальные должны ее повторить.
- И еще одной интересной разновидностью физкультминуток являются напольные игры. Их применение будет оправдано в занятиях – путешествиях, где они могут выступать как отдельное задание, которое необходимо выполнить, для достижения конечной цели.
Один из вариантов – Универсальный квадрат, представляющий собой игровое поле из клеток 4 шт*4 шт., размером 25 см*25 см или 30 см*30 см, в зависимости от имеющейся площади.
На мой взгляд, будет целесообразно выполнить его из цветного скотча, наклеенного либо на ковер, либо на линолеум, либо на плотной ткани, которую затем можно расстелить и убрать.
1 вариант игры – «Числовой лабиринт»
В угол каждой клетки наклеиваются цифры от 1 до 10 и дополнительно любые, можно повторяющиеся.
Задача детей – по очереди, пройти (пропрыгать), проложив верный путь по цифрам первого десятка (по цифрам десятков от 10 до 100).
2 вариант игры – «Слоговые тропинки»
В угол каждой клетки наклеиваются слоги с изученными ранее буквами и имеющими твердые и мягкие согласные (ма, ми, му, мо, на, но, ни, не и т.п.).
Каждому ребенку раздаются по одному синему или зеленому кружочку. Если ребенку достался зеленый сигнальный кружок, значит, он должен проложить себе тропинку из слогов с мягким согласным и прочитать их.
А 3 вариант игры с Универсальным квадратом я хочу вам продемонстрировать. И мне нужны помощники в количестве 3-х человек.
(выходят 3 человека)
Это упражнение на синхронизацию движений нескольких человек. Упражнение желательно выполнять либо под музыку с определенным тактом, либо под счет.
В ходе упражнения выполняются прыжки на двух ногах из клетки в клетку. Движение начинает один человек с крайней левой клетки в нижнем ряду. Прыгает боком вправо до последней клетки включительно, и таким же образом возвращается назад на исходную точку, затем совершает прыжок вперед, перемещаясь таким образом во второй ряд. Одновременно с ним на его прежнее место впрыгивает второй участник и они уже вдвоем синхронно совершают прыжки в правую сторону, затем возвращаются и передвигаются вперед и одновременно впрыгивает третий. И т.д.
Постепенно первые игроки выходят из игры, а новые добавляются. Игра проводится до последнего участника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию познавательной активности детей среднего дошкольного возраста
Цель.Развитие познавательных способностей детей среднего дошкольного возрастаЗадачи по развитию познавательных способностей:Развитие восприятия.Развитие внимания.Развитие операций сравнения.Развитие о...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме: «Как мы отдыхаем?» (старшая возрастная группа)
способствовать расширению знаний об отдыхе и его необходимости для организма....
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Волшебница вода» в рамках реализации исследовательского проекта, как средство повышения познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста
На занятии ставилась цель привлечь внимание детей к такому виду деятельности, как экспериментирование,познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить детей проводить несложные опыты с использо...
Презентация к мастер-классу "Физкультминутка как средство активного отдыха в ходе непрерывной образовательной деятельности".
Презентация...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Домашние птицы"
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка для детей средней группы...
Регламент непрерывной образовательной деятельности в старшей группе (ТНР) на 2020-2021 учебный год. Регламент непрерывной образовательной деятельности в старшей группе (ТНР) на 2020-2021 учебный год. Регламент непрерывной образовательной деятельнос
Я надеюсь, что кому-нибудь пригодится данный матерал!...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию познавательной активности старших дошкольников, снятие тревожности и эмоционального напряжения посредством тканетерапии. Тема: «Путешествие в страну тканей».
Цель: развитие познавательной активности старших дошкольников, снятие тревожности и эмоционального напряжения посредством тканетерапии.Задачи:учить устанавливать причинно-следственные связи...