НОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДОО С ПОМОЩЬЮ АКВААЭРОБИКИ.
статья по физкультуре
Аквааэробика – это выполнение широкого спектра физических упражнений в воде: от активных развлечений в воде (игры, аттракционы в аквапарках) до серьезных занятий под музыку, часто имеющих спортивную направленность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
НОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДОО С ПОМОЩЬЮ АКВААЭРОБИКИ.
Шутко Надежда Анатольевна
Инструктор по физической культуре «ГБОУ Школа №1161»
Россия, г. Москва
E-mail: shutko.na@1161.su
Аннотация. Аквааэробика – это выполнение широкого спектра физических упражнений в воде: от активных развлечений в воде (игры, аттракционы в аквапарках) до серьезных занятий под музыку, часто имеющих спортивную направленность.
Ключевые слова: аквааэробика, обучение плаванию.
Для понимания воздействия аквааэробики на человеческий организм и правильного ее применения необходимо знать специфические особенности выполнения физических упражнений в воде.
На тело занимающегося действуют сила тяжести и выталкивающая сила, равная весу вытесненной им воды. В воде человек находится в состоянии гидростатической невесомости. Это разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела; создает условия для корригирования нарушений осанки.
На поверхность тела, погруженного в воду, действует гидростатическое давление. Вода, раздражая весь комплекс рецепторов тела, воздействует на нервные центры и тонизирует нервную систему, обеспечивая на весь день ощущение бодрости и повышая работоспособность.
Одним из следствий гидростатического давления является большая нагрузка на грудную клетку при вдохе и на дыхательные мышцы при форсированном выдохе в воду. Это стимулирует развитие дыхательных мышц, подвижность грудной клетки, увеличение ее размеров и жизненной емкости легких, вырабатывает правильный ритм дыхания. Большая плотность воды (по сравнению с воздухом) требует больших усилий для преодоления ее сопротивления при движениях. У человека, находящегося в воде, учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов, усиливается обмен веществ.
Вследствие повышенной теплоотдачи в воде активизируется обмен веществ в организме, поэтому при занятиях аквааэробикой расходуется больше энергии (в зависимости от температуры воды и темпа выполнения движений), чем в наземных видах спорта. Температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50-80% больше тепла, чем на воздухе (теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость – в 4 раза больше, чем воздуха).
Аквааэробика, так же как и плавание, повышает сопротивляемость организма воздействию температурных колебаний, воспитывает стойкость к простудным заболеваниям. Одной из особенностей аквааэробики является выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном (в отличие от плавания) положениях тела на глубокой и мелкой воде. При этом работают практически все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры и подвижности в основных суставах. Давление воды на подкожное венозное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела – все это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работу. Поэтому занятия аквааэробикой при соответствующей дозировке допустимы для детей с ослабленным сердцем и могут использоваться как одно из средств укрепления сердечно-сосудистой системы.
Занятия аквааэробикой помогают развивать такие качества, как сила, выносливость, гибкость и ловкость. Особенно велико их оздоровительное и укрепляющее воздействие на интенсивно развивающийся детский организм: формирование «мышечного корсета», предупреждение искривлений позвоночника, гармоничное развитие почти всех мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног; устранение повышенной возбудимости и раздражительности.
Аквааэробика для детей включает элементы плавания и синхронного плавания, водного поло, различных игр и эстафет на воде. Проходит в непринужденной игровой форме, что приносит удовольствие и веселье.
Упражнения для освоения в водной среде. С упражнений для освоения в водной среде начинаются первые занятия по аквааэробике с не умеющими плавать и плохо плавающими. С учетом возраста занимающихся упражнения выполняются на специальном уроке по освоению с водной средой или же включаются в комплекс упражнений по аквааэробике.
Упражнения для ознакомления с основными свойствами воды. В эту группу упражнений входит большинство движений, составляющих основу аквааэробики: ходьба, бег, удары ногами, махи, «ножницы», «велосипед», прыжки и различные их варианты (можно использовать гибкие палки, ручные и ножные манжеты, поддерживающие пояса) . При выполнении этих движений
необходимо прежде всего следить за техникой и правильной осанкой.
- «Утята». И.п.- руки перед грудью в замок, 1-2 –локти опустить вниз, 3-4 –и.п.
- «Лошадка». И.п.- сидя на нудле верхом, 1-4 –ноги выполняют бег, движения руками брасс
- То же что предыд. упр. только круговые движ. Руками.
- «Повороты в стороны». И.п. –стоя на нудле, 1-2 –поворот туловища в сторону руки в противоположную сторону; 3-4 –и.п.; 5-6 –поворот в другую сторону, 7-8 –и.п.
- «Лыжный шаг»(с опорой о дно). И.п.- сидя на нудле верхом, 1-2 – ноги: правая впереди, левая сзади, руки: левая впереди, правая сзади; 3-4 – ноги: левая впереди, правая сзади, руки: правая впереди, левая сзади.
- «Лягушка». И.п. – нудл спереди под руки, ноги вместе, 1-2 –прыжок ноги брасс, 3-4 –и.п.
- «Прыгающая лягушка». То же, что предыд. упр., только прыжки вперед
- «Ходьба на руках по дну». И.п. - упор лежа. "Шаги" руками по дну, ноги работают способом "дельфин"
- То же что и предыд. упр. только ноги работают кроль.
- То же что и предыд. упр. только ноги работают брасс.
- «Пружинка руками». И.п. – стоя на коленях, ладони на нудле, 1-2 – давить руками на нудл вниз.
- «Пружинка ногами». И.п. – стоя на нудле, руками равновесие, 1-2 –колени к груди, 3-4 –разгибание ног, нудл прижать ко дну.
- «Пружинка одной ногой». И.п.- стоя на одной ноге, вторая на нудле, 1-2 –жим ногой вниз, 3-4 –и.п.
- «Попрыгунчик». И.п. - присед, руки впереди. 1 -4 - прыжок с кругом руками вперед.
- То же что и предыд.упр. только руки работают брасс.
- «Каракатица». И.п. - упор лежа сзади. 1-4-шаги по дну.
- «Прыгающая каракатица». И.п. - присед, руки назад. 1-2 - прыжком скольжение 3-4 - и.п.
- «Мельница». И.п. - стоя на коленях. 1 -4 - одновременные круги руками вперед.
- То же что и предыд.упр. только руки работают попеременно вперед.
- То же что и предыд.упр. только руки работают попеременно назад.
- «Прыгающая каракатица». И.п. - присед, руки назад. 1-2 - прыжком скольжение 3-4 - и.п.
- «Юла». И.п.- стопы на ширине плеч, правая рука держит нудл, левая совершает гребок, 1-8 –поворот вокруг себя, руку с нудлом тянем за собой, второй рукой помогаем делать гребок к себе помогая повороту.
- «Скакалка». И.п.- ноги вместе, нудл в руках перед собой, 1-2 –перепрыгиваем через нудл вперед, 3-4 –перепрыгиваем через нудл назад.
Упражнения для освоения и совершенствования навыка плавания. Чтобы сформировать у занимающихся навык плавания, из числа упражнений аквааэробики было выделено 40 (по 10 на каждый способ плавания). Каждое упражнение имеет образное название, что позволяет не тратить времени на повторное объяснение. Для проведения занятий был подобран необходимый инвентарь: мячи, гибкие палки, плавательные доски.
Последовательность выполнения упражнений: упражнения с неподвижной опорой, упражнения с подвижной опорой, упражнения в плавании. Выполнять упражнения можно в парах, тогда один из партнеров может быть использован в качестве неподвижной или подвижной опоры.
Включение в комплексы аквааэробики 20-25% упражнений, направленных на обучение плаванию, дает возможность освоить плавание спортивными способами в течении 25-30 занятий.
- «Дельфинчик». И.п. - упор присев. 1-2 - прыжком скольжение, руки через стороны вперед; 3-4 рывком в и.п.
- «Кузнечик». И.п. - упор присев. 1-2 - прыжком скольжение; 3-4 - рывком в и.п.
- «Волна». И.п. – нудл (гибкая палка) спереди под руки, 1-2 –прыжком выброс ног к поверхности воды, 3-6 –волна ногами, 7-8 –и.п.
- «Плывем на груди». И.п. – нудл спереди под руки, 1-8 –ноги работают кролем, скольжение на груди.
- «Плывем на спине». И.п. – нудл сзади под руки, 1-8 –ноги работают кролем, скольжение на спине.
- «Цапля». И.л. -лежа на правом боку, нудлс под правой рукой, левая – вдоль туловища. 1 -4 - движения ногами способом "дельфин". То же на левом боку.
- То же что и предыд. упр. только ноги работают способом брасс.
- То же что и предыд. упр. только ноги работают способом кроль.
- «Катание на доске». И.п. - сидя на доске, руки вперед. 1-4- круги руками вперед .
- То же что и предыд. упр. только круги руками назад попеременно.
- То же что и предыд. упр. только круги руками вперед попеременно.
- То же что и предыд. упр. только руки работают брассом.
- «Стрелы» в парах. И.п. - лицом друг к другу, упор лежа сзади, согнув ноги (уперевшись в стопы партнера). 1 -2 - резко выпрямить ноги, 3-4 -скольжение на спине.
- То же что и предыд. упр. только и.п. - лицом друг к другу, упор лежа согнув ноги. 1-2 - резко выпрямить ноги, 3-4 -скольжение на груди.
- «Рюкзак» в парах. Первый: и.п. - присед, хват руками за стопы другого, 1 -2 - прыжки вперед. Второй: и.п. - лежа на животе. 1-2 - круги руками вперед.
- То же что и предыд. упр. только второй выполняет круги руками попеременно.
- То же что и предыд. упр. только второй работает руками брассом.
- То же что и предыд. упр. только второй лежит на спине, круги руками попеременно.
- «Толкач» в парах. Первый: и.п. - присед, руки вперед. 1 -2 - прыжки вперед. Второй: и.п. - лежа на животе, руки на плечах первого. 1-2 - ноги работают способом "дельфин".
- То же что и предыд. упр. только руки работают брассом.
- То же что и предыд. упр. только второй работает ногами кролем
- То же что и предыд. упр. только второй лежит на спине, ноги работают кролем.
- «Разнобой». Плавание: руки - брассом, ноги – кролем.
- «Удар ногой». И.п. –стоя ноги врозь, нудл в руках перед грудью; 1-2 – согнув правую ногу удар вперед через нудл, 3-4 –и.п.
- «Плавание с опорой о дно» И.п. - упор лежа, плавание "дельфином".
- То же только плавание кролем на груди.
- То же только плавание кролем на спине.
- То же только плавание брассом.
Игры на воде. Игры на воде являются одним из основных средств аквааэробики на занятиях с детьми дошкольного возраста. В зависимости от возраста и уровня подготовленности участников игры на воде делятся на три группы.
Первая группа – игры, включающие элемент соревнования и не имеющие сюжета. Они просты и не требуют предварительного объяснения. Это в основном игры, направленные на ознакомление с водной средой и овладение основными движениями, составляющие комплексы упражнений аэробного характера. Сюда относятся игры типа “Кто быстрее спрячется под водой?”, “У кого больше пузырей?”, “Кто дальше проскользит?” и т. д.
Вторая группа – игры сюжетного характера. Эти игры рассчитаны на детей дошкольного возраста с целью их ознакомления с водной средой, уверенно чувствующих себя в воде. В сюжетных играх иногда необходимо разделить участников на соревнующиеся группы. Сюда относятся игры типа “Караси и карпы”, “Рыбы и сеть”, и др. игра может продолжаться в течении всего занятия.
Третья группа – командные игры. Участники объединяются в равные по силам команды. Такие игры воспитывают у них чувство коллективизма, развивают инициативность и быстроту ориентировки; требуют проявления самостоятельности, достаточного развития волевых усилий, умения управлять собой.
Разнообразие игр, включающих элементы некоторых водных видов спорта, дает возможность детям освоится с водной средой и постепенно перейти к выполнению упражнений аэробного характера под музыку.
- «Водяная дорога». Пары делятся на две колонны, стоя лицом друг к другу. И.п. -нудл спереди под руки, все кто стоят в колонне начинают бить ладонями по воде. Последняя пара из колонн должна пройти, между ними, выполняя упражнение 38 или 42 (либо любое другое упражнение, по одному) проходит «дорожку» и встает в начало колонны.
- «Удочка». Дети выстраиваются в круг; водящий становится в цент, в руках он держит нудлс-«удочку» и начинает крутиться вокруг себя. В это время все остальные должны приседать под воду, кого коснулась «удочка», тот становится водящим.
- «Цепочка». Дети заранее поделены на пары. И.п. –стоя лицом друг к другу, держась за нудлс, зацепиться ими образовав «цепочку», 1-4 –немного отклонившись назад, кружиться в разные стороны. Побеждает пара у которой на разорвалась цепь.
- «Поезд через тоннель». Пары выстраиваются лицом друг к другу, держась за концы нудлса образуют «тоннель». Последняя пара «поезд», должна пройти под «тоннелем». Игру можно усложнить, если нудлс положить на поверхность воды, тогда «поезду» следует нырять.
- «Достань сокровища со дна». Группа детей делится на две команды: первая образуют круг, держась за концы нудлса, энергично начинает двигать руками вверх-вниз, мешая другой команде попасть в центр; вторая команда перепрыгивая, либо проныривая под нудлс, должна как можно больше собрать со дна игрушек, которые находятся в центре круга. Затем команды меняются местами. Побеждает команда, собравшая больше игрушек.
- Танец –игра с обручами. Дети с обручами стоят по кругу друг за другом. Один из играющих (лишний), без обруча.
Вступление. Дети, шагая на месте, медленно поднимают обруч над головой.
Такты 1-7. Бодрым физкультурным шагом идут по кругу.
Такт 8. Останавливаются, повернувшись лицом к центру. Быстро присев, кладут обруч на воду через себя, затем быстро выпрямляются и ставят руки на бедра.
Такты 9-10. Стоя в обручах, легко подпрыгивают на обеих ногах.
Такты 11-12. Легкими шагами на носках поворачиваются спиной к центру.
13-14 такт. Подпрыгивают на месте.
15-16 такт полный поворот легким шагом на носках, с последним аккордом дети выныривают из обруча.
Такт 17-22. Все играющие и «лишний» легко и стремительно бегут вправо вокруг лежащих на полу обручей. С последним аккордом каждый стремится нырком занять место в обруче.
Оставшийся без обруча становится «лишним».
7. Танец –игра «Всадники».
И.п. –сидя на бортике, ноги вытянуты вперед, в руках нудлс.
1-4 такт дети спрыгивают в воду и плывут (ноги кроль на груди) на середину бассейна.
5-8 такты располагаются посередине на некотором расстоянии друг от друга, на последний аккорд делают низкий поклон.
1-4 такт выполняют упр. 2
5-8 такты слезают с нудлса и отходят к заднему бортику бассейна
9-16 делают подскоки на месте, машут руками в стороны и с окончанием музыки бегут и садятся на своих «коней». (Победитель, тот кто сел верхом первый).
1-8 такты дети «едут верхом», пружинят и, потянув руку вперед (как бы натягивают поводья) второй размахивают над головой.
С окончанием музыки скачут в сторону выхода.
8. Танец «С 8-ым марта». Дети заранее поделены на пары.
И.п. –дети построены в две колонны (девочка за мальчиком) от
центральной стенки бортика, нудлсы держат на вытянутых руках.
1 Фигура
“А” Дети легко плывут, ноги кроль, друг за другом двумя колоннами по
центру бассейна на зрителя. В конце части останавливаются лицом к
зрителям, подняв нудлсы вверх.
“В” 9 такт. На первую четверть наклонить нудлс вправо и вернуться в
исходное положение –руки с нудлсом вверху, на вторую четверть те
же движения влево – вверх.
10 такт. Три притопа.
11-12 такты. На беге через правое плечо повернуться в
противоположную сторону, т.е. спиной к зрителям.
13-16 такты. Повторить движения 9-12 тактов и повернуться лицом к
зрителям.
2 Фигура
“А” На легком беге перестроиться в большой круг. В конце остановиться
друг за другом, не поворачиваясь в круг лицом.
“В” Повторить движения 1фигуры, части “В” в круге.
3 Фигура
“А” Разбежаться врассыпную, стараясь не терять своего партнера
(девочка с мальчиком). В конце остановиться.
“В” Повторить движения 1 фигуры, части “В”. В конце мальчики
опускаются на правое колено, из нудлса сделав круг, держат его
перед собой. Девочки встают за спиной своего мальчика и кладут
свой получившийся «обруч» на «обруч» мальчика, получилась
цифра 8.
Все дети говорят : “Вот тебе, родная, в твой денек
Цифра восемь, словно кренделек!”
Начиная занятия с дошкольниками, преподаватель должен учитывать, что может встретиться с детьми разной подготовленности. Естественно, что те, кто начал заниматься раньше, имеют значительные преимущества. Вода для них – среда известная, привычная. Для детей, которые пришли в бассейн впервые предстоит освоится с водой. Водобоязнь, нежелание показаться смешным в сравнении со сверстниками – эти факторы затрудняют процесс обучения плаванию по стандартной методике. Задачи, организация и приёмы педагогического руководства занятиями по плаванию в подобных группах на порах имеют существенные отличия. Аквааэробика же позволяет и подготовленных, и не подготовленных детей поставить в одинаковые условия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа дополнительного образования по физической культуре, группа здоровья
Одна из основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, - воспитание здорового подрастающего поколения. Цель наших занятий научить детей таким упражнениям и играм, которые помогут пр...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТЕМА:«СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПЕДАГОГА ГРУППЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТЕМА:«СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПЕДАГОГА ГРУППЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ»...
Программа дополнительного образования по физической культуре "Степ аэробика" для детей 5-7 лет
Программа «Степ аэробика» является рецензированной модифицированной образовательной программой физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования детей ...
Программа дополнительного образования по физическому воспитанию «Школа мяча»
Аннотация. Направленность пособия: работа по улучшению физического развития, физической подготовленности детей, развитию ловкости, координации, глазомера, согласованности движений, воспитанию мор...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА, ВОЗРАСТА И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для формирования поло ролевого поведения ребенка, так как в этот период закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненны...
Документирование и контроль за организацией процесса физического воспитания и проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья (методические рекомендации)
Одна из важнейших задач государства - охрана и укрепление здоровья детского населения. Для решения этой задачи необходимо создание эффективной системы физического воспитания подрастающего поколе...
Статья педагога дополнительного образования ;"Поддержание физического здоровья и профилактика различных заболеваний при помощи аквааэробики".
Статья: для чего нужно заниматься аквааробикой? Для поддержаия физического здоровья и профилактику различных заболеваний....