Интегрированный подход к организации подвижных игр в детском саду
статья по физкультуре
Подвижные игры как интерактивная форма организации образовательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krupnaya_motorika_integrirovannyy_podhod.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный подход к организации подвижных игр в детском саду или подвижные игры как интерактивная форма образовательной деятельности
Актуальность
Крупная (общая) моторика – это разнообразные движения рук, ног, тела, т.е. по сути, любая физическая активность человека, связанная с перемещением тела в пространстве, и осуществляемая за счет работы крупных мышц тела: прыжки, бег, наклоны, ходьба и так далее. Это основа физического развития человека, основа, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики,
В настоящее время часто недостаточно оценивают значение двигательного развития детей. У детей дошкольного возраста сложно разделить границу между физическим, в данном вопросе двигательным развитием и умственным
Упражнения для крупной моторики не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают основной корсет позвоночника, развивают моторику и координацию, они обеспечивают постоянный синтез белковых соединений в мышцах способствуя росту и развитию всех систем ребенка. В процессе двигательной активности улучшается циркуляция крови, насыщение ее кислородом что благоприятно сказывается на активности ЦНС . Недостаточная физическая нагрузка приведет ребенка к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и понижению работоспособности и апатии.
Таким образом работа по развитию крупной моторики не только решает задачи по физическому развитию на и является необходимым условием для полноценного, всестороннего развития ребенка.
Проблема
Анализируя работу по развитию крупной моторики, формы работы и количество активных игр и занятий, я не могла не обратить внимание на существенное снижение уровня двигательной активности детей в зимней период, особенно развитие скоординированных, точных движений.
Причин этому несколько:
- Сокращается время прогулок как в саду так и дома.
- Неудобная зимняя одежда не позволяет упражнять в точных движениях
- Увеличение статичной нагрузки на занятиях
- Длительное пребывание в группе, где сложно организовать активные игры с большим количеством детей
- Не достаточное внимание родителей к активным прогулкам и играм на улице.
Гипотеза
Рассматривая формы и методы работы по физическому развитию детей в детском саду, я обратила внимание на огромные возможности открывающиеся при интегрированном подходе к организации двигательной деятельности детей. В частности – подвижных игр. Учить счет можно и по дидактическим карточкам и по забитым голам или наклонам и прыжкам.. . Смена видов деятельности в которых используются полученные знания, не только повысит интерес и улучшит усвоение, но и способствует развитию творческого, деятельного восприятия мира. Таким образом, с одной стороны можно существенно увеличить долю активной , подвижной деятельности в режиме дня, с другой – улучшить усвоение детьми образовательного материала
Основываясь на принципах обучения детей в дошкольном возрасте. А именно:
Принцип сознательности и активности обучения детей
Этот принцип направлен на формирование у детей сознательного понимания материала, сознательного отношения к обучению, познавательной активности. Усвоить учебный материал можно лишь при достаточной активности познавательных психических процессов.
Задача воспитателя и педагога – создать условия для повышения общей познавательной активности детей, сформировать положительное отношение к учебным заданиям
Принцип прочности обучения:
Знания становятся прочными, если они связаны с чувствами, эмоциями, переживаниями детей. Если изучение учебного материала вызывает у ребенка чувство радости или огорчения, переживание успеха, то знания сохраняются надолго.
Включение изучаемых явлений в практическую деятельность детей. Учебный материал, связанный практическими действиями и упражнениями, надолго закрепляется в памяти ребенка.
А так же с учетом того, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, мы разработали небольшую картотеку подвижных игр в которых отработка физического навыка, сочетается с отработкой навыка познавательно –исследовательской, речевой, или социально - коммуникативной области.. Система игр разрабатывалась с учетом многофункционального, вариативного использования, что дает возможность ежедневного использования игр с минимальной предварительной подготовкой. Одну и ту же игру можно использовать в течении дня несколько раз для решения разных задач, это упрощает организацию и дает возможность увеличить двигательную активность детей включая подвижные игры и упражнения в любую образовательную деятельность.
Группа игр основанная на принципе «деятельного ответа» .
Варианты | Действия педагога | Действия детей : |
«Да –нет» Задачи
(хлопки под коленом, приседания, повороты и т.д.) Вариант: Тема недели «Здоровый образ жизни» Задачи
| Педагог показывает карточку-схему природного явления,. На начальном этапе проговаривая задание : -Сегодня идет дождь?... В дальнейшем просто демонстрирует карточку Зачитывает текст (например: Чтобы зубы были не болели Как жемчужинки белели Мы с тобой не забываем Чистим , ротик полоскаем Чтобы зубы были не болели Как жемчужинки белели Едим леденцы и конфетки На чистим мы зубы детки)или демонстрирует карточки | И.П. дети стоят или сидят на стульчике Да – хлопаем над головой Нет – хлопаем за спиной Далее действия можно усложнять в зависимости от задач физ. (хлопки под коленом, приседания, повороты и т.д.) Да- тянемся вверх (растем здоровыми) Нет наклоняемся вниз (выбросим ненужное) |
«Не скучай, отвечай» Несколько движений – ответов Например: Задачи: Закрепление представлений о геометрических фигурах : треугольник, четырех угольник, пятиугольник. Упражнять в выполнении обще развивающих упражнений Развитие координации движений Варианты: порядковый счет, классификация животных (птицы, насекомые, млекопитающие, пресмыкающиеся; по ареалу обитания и т.д. ) звуковой анализ и т.д. | Демонстрирует изображения геометрических фигур, проговаривает правила и движения-ответы. Демонстрирует картинки с предметами заданной геометрической формой Важно давать время на принятие И.П.
| И.П. стоя, руки рпущены Выполняют упражнения. Треугольник – ноги на ширину плеч, руки сомкнуты над головой. Четырех угольник- приседания Пятиугольник – ноги на ширине плеч руки в стороны |
«Чуткое ушко» Вычленить слово из речи педагога Например: Задачи: Отработка звуков З-С Повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления «Цапля» Упражнение в равновесии повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления и например - Закрепление знания дней недели | воспитатель произносит слова или текст , выделяя голосом слова со звуками З или С На болоте стоит цапля Не шевелится ни капли Но услышав (дни недели) Полетела еле – еле! Произносит слова, среди которых название дня недели. Полетела, полетала И устала. | З – стоя извиваемся как змея С – топает слон, ходьба на месте И.П. Дети стоят на одной ноге, руки на поясе Услышав слово бегут махая крыльями По слову устала становятся в И.П. |
«Подвижное лото»
Ход игры:
Детям на руку одеваются карточки (на лентах или резинках) Карточки подбираются в соответственно составленным задачам, каждая карточка должна иметь пару, идентичную или смысловую (чашка-блюдце, капли-лужа., три пчелки –цифра 3 и т.д. ) дети должны найти свою пару. В зависимости от условий, игра ведется по типу игр: «Ручеек», «Хоровод» , «Ловишки»
Например:
Задачи:
- Закрепление знания количественного состава числа из единиц в пределах 5
- Тренировать в беге парами
- Развивать умение осознанно выполнять движения
Материалы и оборудование:
Парные карточки - цифра и состав числа от 1 до 5 по количеству детей
Дети строятся в две колонны, ребенок бежит между колоннами вбирая пару, пара встает впереди.
Задачи:
- Закрепление знания животных нашего края
- Тренировать в беге с уворачиванием
- Развивать ловкость координацию движений
Материалы и оборудование:
Парные карточки - животные нашего края
Дети делятся на две команды, одна команда ловит, другая уворачивается. По сигналу воспитателя дети бегут врассыпную, поймав пару отходят. По сигналу воспитателя СТОП, считают количество пар, меняются ролями. Выигрывает команда с большим количеством пар.
«Выложи узор»
Особенность игры в подборе изобразительного материала, он должен быть крупным и необычным - подушки, стульчики, штаны, обувь и наконец сами дети.
Узор выкладывается на полу, это могут быть цифры, условные знаки, геометрические фигуры и символы, дорожки, лесенки и т.д.
Например
Задачи:
- Закрепление знания цифр пределах 5
- Формировать творческое мышление
- Развивать умение осознанно выполнять движения
- Продолжать формировать навыки коллективной работы
- Развитие интереса к двигательной деятельности
Материалы и оборудование:
Обувь по количеству детей, корзина,канат для разделения зон рисования
Ход игры:
Проводится со всеми детьми или дети делятся на команды. .Воспитатель загадывает загадку о цифрах::
И нос которым дышим
И рот, мы им едим
И даже подбородок
Он на лице…… один
У стула ножек
Углов в квартире
Колес у машины…..
Четыре!
Воспитатель: Надо цифру написать!
Но не ручкой, не мелками,
А туфлями, сапогами!
По одному бежим до корзины и приносим по одной туфле, выкладываем узор на полу – это лист 1 команды, а это 2 команды
1,2,3 начни!
Оценивается аккуратность рисунка, организованность, умение работать коллективно, скороть.
«Зашей ковер»
Ход игры
Может проводится со всеми детьми. С командой или индивидуально. Детям предлагается починить полотно, для этого надо подобрать соответствующие картинки.
Например:
Задачи:
- Закрепление представлений о геометрических фигурах :
треугольник, четырех угольник, пятиугольник.
- Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства предметов (гео. форма)
- Закреплять умение прыгать на двух ногах с продвижением вперед
Материалы и оборудование:
Обручи – 2шт, карточки с изображением предметов соответствующим геометрическим фигурам, полотно – лист картона с картинками, где серым оставлены пустоты
Ход игры:
На половине пути до ковра – обручи с карточками, на стене два полотна-ковра
Моль опять ковер проела,
Нет до красоты ее дела,
Что за дыры, что за пятна?
Починить его нам надо!
У нас два ковра, значит нужны две команды мастеров. Дети делятся на команды.
До обруча надо допрыгать на двух ногах, потому что рассыпались булавки. Потом взять карточку и добежать до ковра. Внимательно смотрите, куда подходит заплатка!
Оценивается правильность подбора картинок, правильность выполнения прыжков, скорость.
«Составь ряд»
Материалы и оборудование:
Карточки
Игровая задача:
перепутались картинки, надо их составить по порядку.
Например:
От большого к маленькому
От 1 до 10
По времени суток
По времени года и т.д.
Проводится в виде игры – эстафеты
«Корзинки»
Задачи:
- Закрепление представлений о геометрических фигурах :
треугольник, четырех угольник, пятиугольник.
- Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства предметов (гео. форма)
- Закреплять умение прыгать на двух ногах с продвижением вперед
Материалы и оборудование:
корзинки с кармашками, в кармашках карточки- геометрические фигуры, карточки с изображением предметов соответствующим геометрическим фигурам
Ход игры:
На половине пути до ковра – обручи с карточками, у противоположной стены корзинки.
Воспитатель: карточки просятся домой, а живут они в этих корзинках. Давайте наведем порядок и поможем картинкам добраться домой. До обруча надо допрыгать на двух ногах, потом взять карточку и добежать до корзинки Внимательно смотрите, у какой карточки – какой домик!
Оценивается правильность подбора картинок, правильность выполнения прыжков, скорость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды детского сада.
ФГТ- условия изменения предметно-развивающей среды детского сада. В данной презентации рассматриваются центры развивающей активности детей....
Доклад на тему: «Современные подходы к организации образовательной деятельности в детском саду»
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечиваю...
Презентация на тему "Современные подходы к организации образовательной деятельности в детском саду".
Презентация раскрывает современные подходы к организации образовательной деятельности на основе интеграции образовательных областей и разных видов детской деятельности.....
Дифференцированный подход к организации физкультурных занятий в детском саду с учётом группы здоровья
Детям с ослабленным здоровьем физические упражнения необходимы даже больше, чем здоровым. Но физические нагрузки обязательно должны соответствовать как возрастным, так и индивидуальным возможностям ре...
Инновационный подход к организации предметно - развивающей среды детского сада
Основные функции развивающей среды детского сада...
Современные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности в детском саду
Программа "Островок здоровья" - сохранение и укрепление здоровья дошкольников на основе формирований убеждений и привычки к здоровому образу жизни....
Современный подход к организации утренней гимнастики в детском саду
Современный подход к организации утренней гимнастики в детском саду...