Картотека малоподвижных игр для детей дошкольного возраста
картотека по физкультуре
В данной картотеке все игры разделены на две возрастные группы. Игры можно варьировать и усложнять, в зависимости от подготовленности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_maloy_podvizhnosti.docx | 38.24 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГР МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ
ДЛЯ ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Младшая – средняя группа
«ТИШИНА»
Тишина у пруда,
Не колышется вода,
Не шумят камыши,
Засыпайте малыши.
Ход игры: дети идут в колонне по одному.
После слов дети останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза. Тот, кто пошевелится, встает в конце колонны.
«РАКИ»
Тики-таки, тики-таки,
Ходят в нашей речке раки.
Ходят задом наперед,
ищут раки в речке брод,
Стали раки воду пить —
Выходи, тебе водить!
Ход игры: Играющие делятся на пары, становятся по кругу. Каждый в паре поворачивается спиной друг к другу и подает руки. С началом текста все пары двигаются в одном направлении по кругу так, что первый в паре идет прямо по направлению движения и ведет за руки второго, идущего задом наперед (это рак). По окончании текста игра повторяется со сменой направления.
Вариант игры проводится небольшими подгруппами по 4—5 человек.
Играющие строятся в одну шеренгу у проведенной заранее черты (или у стены комнаты). У черты стоит один из участников (речка). С началом текста шеренга поворачивается спиной к направлению движения и начинает ходьбу, проходя назад 16 шагов (на строки 1—4). Далее раки обращаются к речке со словами: Речка, речка, где тут брод?
- Вот!
С этими словами речка, ставит в любом месте площадки обруч, к которому раки должны подойти также задом наперед.
«МЕДВЕДЬ»
Как под елкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
И под горкой снег, снег,
И на горке снег, снег,
А под снегом спит медведь
-Тише, тише, не шуметь!
Ход игры: дети стоят по кругу. Выбирается медведь, он садится в середину
круга, закрывает глаза.
На 1 и 3 строчки дети идут в круг, на 2 и 4 - из круга, на 5 строчку дети
осторожно подходят к медведю, 6-ю строчку произносит один ребенок по
указанию воспитателя. Медведь должен узнать по голосу кто сказал.
«ЗАЙКА СЕРЫЙ УМЫВАЕТСЯ»
Зайка серый умывается
Видно в гости собирается
Вымыл носик, вымыл хвостик,
Вымыл ухо, вытер сухо.
Ход игры: дети стоят в кругу, зайка в середине, он обыгрывает текст и
подходит к кому-нибудь из детей, тот и становится зайкой.
"УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ»
Ваня ты сейчас в лесу.
Мы зовем тебя: «А - у!»
Ну-ка глазки закрывай,
Не робей,
Кто позвал тебя?
Узнай поскорей!
Ход игры: дети идут по кругу и произносят текст, водящий в середине круга.
Водящий закрывает глаза и угадывает, кто из детей его позвал.
"У РЕБЯТ ПОРЯДОК СТРОГИЙ"
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места.
Ну, трубите веселей:
Тра - та - та, тра - та - та!
Ход игры: дети ходят по залу врассыпную. По сигналу дети строятся в колонну.
"ПУЗЫРЬ"
Раздувайся пузырь,
раздувайся большой,
оставайся такой,
да не лопайся!"
Ход игры: дети образуют тесный круг, держатся за руки, небольшими шагами отходят назад, расширяя круг, По сигналу воспитателя:
"Шарик лопнул!" дети приседают или медленно идут к центру круга и
произносят: «ш - ш - ш – ш»
"СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»
Смотрит солнышко в окошко,
светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладоши
очень рады солнышку.
Топ, топ, топ, топ / 2р.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп / 2р.
Ход игры: Дети выполняют движения, согласно тексту.
На сигнал воспитателя «Дождь идет» дети приседают - "прячутся".
«ТЕПИКИ»
Тепики-тепики,
По водице хлопики,
Хлопики ладошками
Да босыми ножками.
Дети стоят свободно. Игровое упражнение выполняется по показу воспитателя. Под чтение потешки дети встряхивают кистями обеих рук, как бы ударяя по воде. На последнюю строчку притопывают ногами, переступая с одной ноги на другую.
"ВОЛК - ВОЛЧОК»
Волк - волчок, шерстяной бочок
Через ельник бежал,
В можжевельник упал,
Зацепился хвостом,
Ночевал под кустом.
Ход игры: дети стоят по кругу. По считалке выбирают волка. Волк идет широкими шагами за кругом, на последние слова приседает кому-либо за спину, тот и становится волком. Игра повторяется. Можно выбрать два волка
«ЛЕТО»
По лужайке
Босиком,
Солнышком согрето,
За цветистым мотыльком
Пробежало лето.
Искупалось в реке,
Полежало на песке,
Загорело,
Пролетело
И исчезло вдалеке.
Ход игры: Дети стоят по кругу. С началом чтения стихотворения двигаются поскоком в одну сторону, а Лето скачет противоходом внутри круга. На строки 6-7 останавливается, Лето выполняет прыжки на месте с маховыми движениями рук (“мельница”). На последние 3 строки Лето выбегает за круг и присаживается за кем-либо из играющих. С окончанием текста дети ищут, куда спряталось Лето. Кто найдет его за своей спиной, выходит в середину. Это новое Лето.
«ФЛАЖОК"
Дети стали в кружок,
Увидали флажок,
Кому дать, кому дать,
Кому флаг передать?
Выйди, Оля, в кружок,
Возьми, Оля, флажок!
Выйди, выйди, возьми,
Выше флаг подними!
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре один ребёнок с флажком. После слов:
"выйди, выйди..." названной ребенок выходит в середину и берет флажок.
Первый ребенок встает в круг, игра повторяется
«ПОЕЗД»
Дети берут друг за друга за плечи, образуя поезд.
На слова постепенно ускоряются.
Едет поезд не спеша
Чух-чух, чух-чух.
Едет поезд к малышам
Чух-чух, чух-чух!
Набирает поезд ход
И гудит как параход!
Чух-чух!!!
«ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ»
По ровненькой дорожке Дети идут по кругу
Шагают наши ножки
По кочкам, по кочкам Прыжки на двух ногах
В ямку – БУХ! Приседают на корточки.
Ход игры: Затем вылезают из ямки и игра повторяется.
Старшая – подготовительная группа
КАК ЖИВЕШЬ?
— Как живешь? Вот так!
Показать большие пальцы обе их рук, направленные вверх.
— Как идешь? — Вот так!
Маршировать.
— Как бежишь? — Вот так?
Бег на месте.
— Ночью спишь? — Вот
так!
Ладони соединить и положить на них голову (щекой)
— Как берешь? — Вот так!
Прижать ладонь к себе.
— А даешь? — Вот так!
Выставить ладошку вперед.
— Как шалишь? — Вот так!
Надуть щеки и кулачками мягко ударить по ним.
— Как грозишь? — Вот так!
Погрозить пальцем вперед, или друг другу.
«СКАЖИ НАОБРОТ»
(Дети стоят по кругу, бросают и ловят мяч с названием слов-антонимов)
Под спокойную музыку дети выходят из зала.
«ВЬЮШКИ – ВЬЮШКИ»
Вьюшки, вьюшки,
вьюшки вью. Руки сжаты перед собой в кулаки.
Вращать кулаки друг вокруг друга.
Колотушки колочу.
Приколачиваю.
Заколачиваю. Стучать кулаком о кулак (чередовать 2 удара — сверху
правая рука, 2 удара — сверху левая рука).
Оп! Показать указательные пальцы обеих рук.
Вьюшки, вьюшки,
вьюшки вью. Вращать указательные пальцы перед собой друг вокруг
друга.
Колотушки колочу.
Приколачиваю.
Заколачиваю. Стучать указательным пальцем правой руки по указательному
пальцу левой руки (сверху вниз) и наоборот.
Оп! Сжать руки в кулаки и показать мизинцы.
Вьюшки, вьюшки,
вьюшки вью. Вращать мизинцы друг вокруг друга перед собой.
Колотушки колочу.
Приколачиваю.
Заколачиваю. Стучать мизинцем правой руки по мизинцу
левой руки (сверху вниз) и наоборот.
Дзынь. Нажать на кончик носа указательным пальцем.
«МАЛАНЬЯ»
У Маланьи, у старушки Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.
Жили в маленькой избушке Сложить руки углом, показывая «избушку».
Семь сыновей, Показать семь пальцев.
Все без бровей, Очертить брови пальцами.
Вот с такими ушами, Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.
Вот с такими носами, Показать длинный нос, поставив ладони с
растопыренными пальцами друг за другом.
Вот с такой головой, Очертить большой круг вокруг головы.
Вот с такой бородой! Показать руками большую бороду.
Они не пили и не ели, Одной рукой поднести ко рту «чашку»,
другой — «ложку».
На Маланью все глядели Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.
И все делали вот так... Дети показывают загаданные действия.
«КОРАБЛИК»
По реке плывет кораблик,
Он плывет издалека. Ладони соединить лодочкой.
Выполнять волнообразные движения руками.
На кораблике четыре
очень храбрых моряка. Показать одновременно по 4 пальца
на каждой руке.
У них ушки на макушке. Сложить обе ладони к макушке.
У них длинные хвосты. Пальцы рук сложить в щепотку и
развести в стороны.
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты. Растопыренными пальцами обеих рук
совершать царапающие движения.
«ЛЮБОПЫТНАЯ ВАРВАРА»
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх,
Смотрит вниз,
Чуть присела на карниз,
А с него свалилась вниз!
Дети поднимают и опускают плечи.
Поворачивают корпус влево.
Поворачивают корпус
вправо.
Поднимают голову вверх.
Опускают голову.
Выполняют легкие полуприседания.
Резко приседают.
МАРТЫШКИ
Мы — веселые мартышки, мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем,
Надуваем щечки, скачем на носочках.
И друг другу даже, языки покажем.
Дружно прыгнем к потолку, оттопырим ушки,
Ногу поднесем ко рту, хвостик на макушку.
Ход игры: Выполнять движения в соответствии с текстом
БРЕВНЫШКО
Туки, туки, туки, тук,
Топором срубили дуб.
Ладони сложены в замок.
Совершать рубящие движения руками (сгибая
локти и отводя замок то влево, то вправо).
Мы рубанок в руки взяли
И сучки все обстрогали.
Ладони сложены и выпрямлены.
Согнутые локти (ладони у живота)
выпрямить вперед.
И опять согнуть, приближая ладони к животу.
Вышло гладкое бревно.
Ох, тяжелое оно. Поглаживать себя по бокам,
прижимая руки к телу
Что нам делать?
Как нам быть?
Будем мы бревно катить.
От Пети к Маше,
От Маше к Илюше,
От Илюши к Паше... Все садятся на корточки в кружок.
Кто-то из детей изображает бревно,
ложится, прямые руки прижаты к телу.
Ребенок, которого называют по тексту,
катит «бревно», соседи по кругу слева
и справа могут ему помочь.
"ЧЕЛНОЧОК"
Ход игры: Все играющие встают парами лицом друг к другу и берутся за руки - это ворота. Дети из последней пары проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними идет следующая пара.
Правила: пройти нужно так чтобы не задеть ворота, дети держат друг друга
за руки.
«СНЕГОВИК»
Среди нашего двора
Снеговик стоял вчера.
Сами мы его слепили,
Нос - морковку не забыли,
А сегодня за окном
Потекли ручьи кругом.
Ход игры: дети обыгрывают стихотворение, а затем показывают, как таял снеговик.
«КОЛОБОК»
Ход игры: Мяч для этой игры может быть любого размера. Участники становятся в
круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. В центре круга — водящий.
Игроки один другому ногами передают мяч, а водящий старается перехватить его. Покидать свое место игрокам нельзя. Они могут плавно перекатывать мяч, отбивать, делать обманные движения. Нельзя только брать его в руки. А водящий может поступать как угодно; задержать мяч ногой, рукой, выбить за круг, достаточно даже слегка прикоснуться к нему. Если водящему удастся задержать мяч, он становится на место того игрока, от которого к нему попал мяч
«ЩУКА»
Мимо леса мимо дач,
Плыл по речке
красный мяч.
Увидала щука: —
Что это за штука?
Хвать, хвать.
Не поймать.
Мячик вынырнул опять.
Он пустился
дальше плыть.
Выходи, тебе водить!
Ход игры: Игра проводится с мячом. Дети стоят по кругу. Выбирается Щука. Она выходит на середину круга. На первые четыре строки стихотворения дети перекатывают мяч от одного к другому через центр круга (мимо Щуки). На пятую строку стихотворения мяч перекатывается Щуке, которая берет мяч, произнося текст шестой строки, и как бы разглядывает мяч.
На первые три строки второй строфы стихотворения Щука ударяет мячом об пол, произнося этот текст, на четвертую строку она перекатывает мяч снова детям, которые продолжают перекатывать его снова от одного к другому через середину. Тот ребенок, на которого пришлись слова «Тебе водить», выходит с мячом в середину. Он становится Щукой. Игра повторяется.
«КТО УШЕЛ?»
Ход игры: Дети строятся в круг.
Водящий встает в центре круга и закрывает глаза. Водящий дотрагивается до одного из играющих, стоящих в круге, и он тихо выходит из зала. Учитель разрешает водящему открыть глаза и спрашивает у него: «Отгадай, кто ушел?» Если водящий отгадал, то он встает в круг и выбирает другого водящего. Если не отгадал, то снова закрывает глаза, а выходивший из зала занимает своё прежнее место в кругу. Водящий открыв глаза, должен назвать его.
«ЛЕТАЕТ — НЕ ЛЕТАЕТ»
Ход игры: Дети идут в колонне по одному. Учитель называет различные предметы. Если предмет летает, например самолет, птица, то дети должны поднять в стороны руки и взмахнуть ими, как крыльями, если предмет не летает, то они не должны поднимать рук. Тот, кто неправильно поднял руки, считается проигравшим.
«ХОРОВОД»
Ход игры: Играющие образуют два круга, один внутри другого, и берутся за руки. По сигналу учителя они начинают движение в заданную сторону (ходьба или медленный бег). Можно предложить ритмическую ходьбу под песню или музыкальное сопровождение.
«РУЧЕЕК»
Дети идут в колонне по двое. По команде учителя «Ручеёк» дети останавливаются, берутся за руки и поднимают руки вверх. Каждая пара, начиная с последней, одна за другой пробегает внутри (под руками) и становится впереди, поднимая руки вверх.
"ХОЛОДНО - ГОРЯЧО"
Ход игры: Водящий выходит из зала, дети прячут предмет. После этого водящий входит и ищет предмет. А дети ходят за ним и говорят: - холодно…тепло…горячо…помогая найти спрятанный предмет.
«ВОДЯНОЙ"
Дедушка - Водяной!
Что сидишь ты под водой?
Выйди, выйди хоть на час.
Угадай кого из нас!
Ход игры: Дети стоят в кругу, водяной в центре. Дети идут по кругу и говорят слова, после слов: - выйди, выйди... водяной идет с закрытыми или завязанными глазами, руки вперед, кого заденет, того и угадывает.
«НАХОДКА»
По лугу шел, моток нашел,
Моток нашел, за ним пошел.
Катись, находочка моя!
Куда моток, туда и я.
Ход игры: Играющие стоят по кругу и перекатывают мяч от одного к другому (по два перекатывания на каждую строку). По окончании текста мяч перекатывается в обратном порядке, без слов, пока снова не вернется к тому, с кого началась игра. Следует обратить внимание детей на то, что, играя, они должны запомнить, от кого получали мяч.
«ШМЕЛЬ»
Ход игры: Играющие сидят по кругу. Внутри круга по земле перекатывается мяч. Играющие руками откатывают его от себя, стараясь осалить другого (попасть в ноги). Тот, кого коснулся мяч (ужаленный), поворачивается спиной к центру круга и в игре не участвует, пока не будет осален другой ребенок. Тогда он вступает в игру, а вновь ужаленный поворачивается спиной в круг.
Правила: мяч откатывать только руками; нельзя ловить, задерживать мяч.
«УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ»
«Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты,…(имя), отгадай,
Кто позвал тебя, узнай».
Ход игры: Водящий закрывает глаза. Дети идут по кругу, водящий стоит в середине круга. С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель показывает на кого-нибудь из играющих.
Правила: Водящему не открывать глаза, пока не назовет позвавшего. В это время всем соблюдать тишину.
«ТОПОР»
Взял Егор в углу топор,
С топором пошел во двор.
Стал Егор чинить забор,
Потерял Егор топор.
Вот и ищет до сих пор,
Поищи и ты топор!
Ведущий (сначала взрослый) прячет в ладонях одного из играющих маленький предмет (топорик). Стихотворение произносят хором. Тот из играющих, на кого пришлось слово топор, идет его искать.
«ЦАРЬ ГОРОХ»
Ход игры: По считалке выбирается водящий - Царь Горох, он отходит от детей на 8-10 шагов и поворачивается спиной. Остальные дети договариваются, какое действие они будут изображать. Царь Горох подходит к детям и говорит:
- Здравствуйте, дети!
дети отвечают:
- Здравствуй, Царь Горох!
Царь Горох спрашивает:
-Где вы бывали? Что вы видали?
дети отвечают:
Что мы видели - не скажем, А что делали - покажем.
Дети выполняют задуманное движение (стирают, играют на гармошке,
подметают пол...) Царь Горох отгадывает.
Если он не отгадал, то проигрывает,
дети говорят ему, что они делали и придумывают новое действие.
«НАЙДИТЕ РАЗЛИЧИЯ»
Ход игры: Все садятся в круг. Для игры нужно, чтобы играющие внимательно осмотрели друг друга. Когда ведущий выходит из комнаты, участники должны произвести небольшие перемены в своем облике: заколоть волосы, забинтовать палец, расстегнуть пуговицу и т. п. Ведущий должен определить, что изменилось у игроков. Тот, у кого он нашел больше всего изменений, и будет водить.
«УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК?»
Ход игры: Дети образуют круг. Водящий встает в центре круга и закрывает глаза. Не держась за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и говорят:
Мы собрались в ровный круг,
Повернемся разом вдруг,
А как скажем «Скок-скок-скок»,
Угадай, чей голосок
Слова «скок-скок-скок» произносит один из детей по указанию воспитателя.
Водящий должен узнать, кто сказал эти слова. Если он отгадал, он встает на место произносившего слова. Если водящий не узнал голос, игра повторяется, а дети идут по кругу в другую сторону.
«ФИГУРЫ»
Ход игры: Играющие образуют круг. В центре круга встает водящий. Взявшись за руки, все начинают передвигаться по кругу в заданную сторону. По сигналу учителя все останавливаются и принимают самые различные позы — фигуры, например, изображают бегущего спортсмена, летящую птицу, прыгающего зайца и т. п. Водящий выбирает фигуру, которая ему больше всего понравилась, и меняется с этим игроком местами.
"СТАТУИ"
В эту игру лучше играть большим мячом. Игроки становятся по кругу и перебрасывают мяч друг другу руками. Кто не поймает мяч, получает наказание: продолжает игру, стоя на одной ноге. Если в такой позе ему удается поймать мяч, то наказание снимается; он становится на обе ноги. Если же совершается еще одна ошибка, игрок становится на одно колено. При третьей ошибке он опускается на оба колена. Если в этом положении игрок поймает мяч, ему прощаются все наказания, и он продолжает игру, стоя на обеих ногах. А если постигнет неудача, придется выбыть из игры.
«ЭХО»
Ход игры: Дети идут в колонне по одному. Водящий, произносит какую-либо фразу, а дети, как эхо, повторяют последнее слово.
Например, водящий говорит: «Кукареку» — дети отвечают протяжно: «Ку-ку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека малоподвижных игр для детей младшего возраста
Картотека малоподвижных игр для 2 младшей группы «Запрещённое движение»Дети, идя по кругу, повторяют все движения за воспитателем, кроме одного, например: "Руки вверх!". Тот, кто выполняет "запре...
Картотека малоподвижных игр для старшего дошкольного возраста
Картотека малоподвижных игр для старшего дошкольного возраста....
Картотека малоподвижных игр для детей младшего возраста.
Картотека малоподвижных игр для детей младшего возроста....
Картотека малоподвижных игр для детей младшего возраста
перечень игр на развитие внимания, координации малой подвижности...
Картотека малоподвижных игр для детей дошкольного возраста.
Малоподвижные игры используются как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Целью малоподвижных игр и игровых упражнений является:снижение физической нагрузки, т. е. постепенный ...
Картотека малоподвижных игр для детей дошкольного возраста.
Картотека малоподвижных игр для детей дошкольного возраста. Малоподвижные игры используются как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Целью малоподвижных игр и игровых упражнени...