"Ступенька здоровья" как один из элементов развития физических качеств детей"
статья по физкультуре
Предмет исследования "Ступенька здоровья" как один из элементов развития физических качеств детей.
Объект исследование физические качества детей и их изменения в процессе иследования "ступеньки здоровья".
Цель исследования: определить влияние "ступеньки здоровья" на развитие физических качеств детей, путём её использования на специально организованных занятий.
Задачи исследования:
- изучить имеющуюся литературу и интернет-ресурсы по данной теме;
- проанализировать данные диагностики, с целью выявления уровня развития физических качеств детей;
- подобрать необходимые упражнения и игры для использования "ступеньки здоровья" в работе с детьми;
- применить на практике подобранные игры и упражнения;
- проанализировать эффективность использования "ступеньки здоровья" посредством проведения промежуточной и итоговой диагностики.
С помощью "ступеньки здоровья" можно разнообразить физические упражнения, основные виды движений, подвижные игры, благодаря чему повысить интерес детей к занятием спортом.
"Ступеньку здоровья" можно использовать в разных вариантах:
- в форме НОД оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста, продолжительностью 20-30 мин.;
- как часть занятия (продолжительность 10-15 мин.);
- в форме утренней гимнастике, что усиливает её оздоровительный и эмоциональный эффект;
- в показательных выступлениях детей на праздниках;
- как степ - развлечение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stupenka_zdorovya.docx | 36.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ступенька здоровья» как один из элементов развития физических качеств»
Балакирева Екатерина Александровна
Инструктор по физической культуре
ГБДОУ детский сад №81 Приморский район г.Санкт-Петербург
Предмет исследования «ступень здоровья» как один из элементов развития физических качеств детей.
Объект исследования физические качества детей и их изменение в процессе использования «ступени здоровья».
Цель исследования: Определить влияние «ступеньки здоровья» на развитие физических качеств детей, путем ее использования на специально организованных занятиях.
Задачи исследования:
Изучить имеющуюся литературу и интернет - ресурсы по данной теме;
Проанализировать данные диагностики, с целью выявления уровня развития физических качеств детей;
Подобрать необходимые упражнения и игры для использования «ступеньки здоровья» в работе с детьми;
Применить на практике подобранные игры и упражнения;
Проанализировать эффективность использования «ступеньки здоровья» посредством проведения промежуточной и итоговой диагностики.
Ни для кого не секрет, что дошкольный возраст является важным в формировании физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт активное развитие органов и становление функциональных систем организма, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Проблема физического здоровья детей — одна из наиболее актуальных на сегодняшний день. Для ее разрешения многие дошкольные учреждения внедряют в свою работу различные оздоровительные программы и новейшие технологии.
Основной формой развития двигательной активности детей в ДОУ являются непрерывная образовательная деятельность по физической культуре. С целью поддержания интереса дошкольников к ней особое внимание следует уделять подбору физкультурного оборудования.
В своей работе я стараюсь соответствовать современным тенденциям и привносить, что-то новое, интересное в работе с детьми. Моим последним открытием стала табурет-лестница, которой мы дали красивое название «ступенька здоровья». Ступенька представляет собой табурет-лестницу шириной 44см, глубина 35см, высота 25см, максимальная нагрузка 150кг. Поверхность «ступеньки здоровья» прорезинена, что позволяет предотвратить возможность травмы.
Вполне возможно, что такая вещь — табурет-лестница - есть у каждого в доме, так как она очень удобна и универсальна. Это лишь увеличивает спектр её использования.
Ознакомившись с задачами и методами использования «ступеньки здоровья», можно убедиться в том, что этот инвентарь может занять достойное место наряду с остальным оборудованием, используемыми для выполнения физических упражнений.
Свою работу по данному направлению я начала с анализа имеющейся литературы. Оказалось, что литературы по теме не то что мало, но ее вообще нет. Единственной кто занимался этим вопросом и является разработчиком занятий на ступенях, а в дальнейшем на степе, является американка фитнес-инструктор Джина Миллер (1989 год). Все остальные разработки основываются на её шагах.
Ежегодно я провожу диагностику уровня развития физических качеств детей:
начальное, промежуточное, итоговое — это позволяет следить за их изменениями. Я сделала вывод, что у детей недостаточно развиты мышцы ног и пресса.
Я пришла к выводу, что если я внедрю в физкультурные занятия «ступеньку здоровья», это позволит улучшить физические качества и навыки детей.
С помощью «ступеньки здоровья» можно разнообразить физические упражнения, основные виды движений, подвижные игры, благодаря чему повысить интерес детей к занятию спортом.
«Ступеньку здоровья» можно использовать в различных вариантах:
в форме НОД оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста, продолжительностью 20—30 мин.; как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.); в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект; в показательных выступлениях детей на праздниках; как степ-развлечение.
Цель - развитие физических качеств детей посредством «ступеньки здоровья».
Задачи:
- Формировать правильную осанку, укреплять костно-мышечный корсет.
- Развивать координацию движений.
З. Укреплять сердечно - сосудистую и дыхательную систему.
- Развивать основные физические качества (силу, выносливость, быстроту, координацию и др.).
- Улучшать музыкальную и двигательную память детей.
- Расширять двигательный опыт детей.
- Развивать эстетический вкус и интерес к занятиям.
Ведущая идея программы заключается в организации комплексной деятельности оздоровительной, лечебной, образовательной и воспитательной направленности, через организацию двигательной активности на физкультурных занятиях со «ступенькой здоровья».
Структура и содержание физкультурных занятий с использованием ступени здоровья.
Физические упражнения со ступенькой здоровья на занятии распределяются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими закономерностями работоспособности организма.
При выполнении физических упражнений со «ступенькой» работоспособность детей возрастает постепенно. Затем она держится некоторое время на оптимальном уровне, после этого начиняет снижаться. Поэтому к выполнению сложных упражнений на «ступеньке» (большой интенсивности и повышенной скорости бег, прыжки, метание и др.) нужно подготовить все органы и системы организма (мышечная, сердечнососудистая, дыхательная, нервная).
Важно построить НОД со «ступенькой здоровья» таким образом, чтобы обеспечить предварительную физическую и психологическую подготовку детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются основные задачи. Исходя из этого, в НОД по физической культуре выделяют вводную, основную и заключительную части. Каждая часть решает определенные задачи, в соответствии с которыми подбираются и чередуются упражнения, продумывается методика их проведения и рациональное используется в той или иной части занятия «ступенька здоровья». По моему мнению, более правильно вводить в НОД «ступень», используя её в водной части при выполнении основных видов движений заключительной части НОД во время игр. Далее использовать в основной части для отработки навыков и совершенствования физических качеств.
Вводная часть решает психологическую задачу: с помощью «ступеньки здоровья» легче организовать детей, сосредоточить их внимание, вызвать интерес к занятию, создать позитивное настроение. Для этого используются различные виды ходьбы и бега с использованием «ступеньки здоровья», вокруг неё, перебегая с одной на другую и перешагивая через неё; прыжки на двух и одной ноге вокруг «ступеньки», с переменой ног на ней; упражнения и игры на внимание, элементы танцев.
В этой части занятия обеспечивается общая и специальная подготовка организма к выполнению более сложных упражнений в основной части занятия, и к повышенной физической нагрузке.
Общая подготовка наилучшим образом обеспечивается общеразвивающими упражнениями на «ступеньке здоровья», воздействующими на все группы мышц, а также основными движениями (ходьба, бег, прыжки со ступеньки), которые усиливают деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, вследствие чего физическая нагрузка постепенно возрастает.
Вводная часть направлена на «разогревание» тех мышц, связок, суставов, которые участвуют в основной части занятия. Например, если таким упражнением окажется прыжок, то к этому надо подготовить мышцы ног, а метание потребует подготовки мышц плечевого пояса и рук. Специальная подготовка решается с помощью общеразвивающих упражнений.
В основной части занятия формируются двигательные навыки и умения, развиваются физические качества. Последовательность решения этих задач осуществляется постепенно с учетом возраста детей: сначала разучиваются новые упражнения, после этого закрепляются навыки на ступеньке здоровья в освоенных движениях и развиваются физические качества.
Содержание этой части занятия составляют основные движения с использованием «ступеньки здоровья» (бег, прыжки, метание, лазанье и др.), игры большой подвижности, игры-эстафеты, а также в некоторых случаях элементы танцев. Для их совершенствования и закрепления навыка мы использовали ступеньку здоровья. Когда в основную часть занятия вводят несколько наиболее сложных движений на ступеньки, то перед каждым из них выполняют подготовительные, подводящие упражнения.
В заключительной части занятия мы используем «ступеньку здоровья» для снижения физической активности, сохранения при этом позитивного настроение, и подведение итогов занятия, используя в сочетание с ней ходьбу, бег в медленном темпе, элементы танцев, подвижные игры спокойного характера («Надуй пузырь», «Тишина у пруда» и др.).
Количество частей в каждом занятии и их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах. Все части занятия взаимосвязаны; содержание вводной и заключительной в большей мере зависит от задач основной части.
С начала учебного года я ввела в утреннюю гимнастику, в НОД и в физкультурные досуги «Ступеньку здоровья». Проинструктировала воспитателей о способах оказания страховки детей при выполнении на ней тех или иных упражнений. Постепенно увеличивала сложность выполняемых упражнений на ступеньке. И уже к декабрю можно наблюдать положительную динамику в технике выполнении физических упражнений и значительные улучшения физических и волевых качеств детей.
Это позволяет сделать вывод, что «ступенька здоровья» эффективный инвентарь для совершенствования физических качеств и навыков.
На основании полученных результатов (данных промежуточной и итоговой диагностик), можно сделать вывод, что «ступенька здоровья» как инвентарь, используемый во время НОД, может занимать достойное место наряду с остальным оборудованием, используемыми для выполнения физических упражнений. У детей развиваются физические качества, повышается интерес к физкультурным занятиям, желание проявить себя с лучшей стороны, позитивное настроение, наблюдается желание помочь ближнему и большое желание попробовать что-то новенькое и неизвестное для них ранее.
Список литературы:
- Б. А. Ашмарин «Теория и практика педагогических исследований в физическом воспитании» Москва, 1978 г.
- И. П. Березин, Ю. В. Дергачев «Школа здоровья» Москва, 1998 г. З. В. И. Воробьев «Слагаемые здоровья» Москва, 1994 г.
- В. А. Головина, В. А. Маслякова — Учебник: «Физическое воспитание» Москва, 1983г.
- Г. И. Куценко, Ю.В. Новиков «Книга о здоровом образе жизни» Москва, 1997 г.
- Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын — Учебное пособие: «Физическая культура» Москва, 1998г.
- Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. «Теория и методика физического воспитания и спорта» 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие физических качеств детей через использование нетрадиционных форм
Личный опыт по физическому воспитанию детей...
Диагностика развития физических качеств детей
Документы по диагностике физических качеств детей в нашем МБДОУ, а именно: методика обследования, формула расчёта темпов прироста показателей развития физических качеств, возрастно-половые показатели ...
Игровой стретчинг как один из методов оздоровления и поддержания физического здоровья, развития физических качеств детей с ЗПР.
Игровой стретчинг как один из методов оздоровления и поддержания физического здоровья, развития физических качеств детей с ЗПР....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТБОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И НОРМАЛИЗАЦИЯ У ДЕТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТБОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И НОРМАЛИЗАЦИЯ У ДЕТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...
Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольников с задержкой психического развития.
Из опыта работы по развитию физических качеств дошкольников с ОВЗ псредством подвижных игр....
Использование элементов фитнес технологий для развития физических качеств детей 5-7 лет
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций...
Проект по развитию физических качеств детей посредством физического воспитания с использованием русского фольклора
laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:забота о здоровье – это важнейшийтруд воспитателя. От жизнерадостности,бодрости детей зависит их духовная жизнь,мировоззрение,...