Методическая разработка Аквааэробика в Доу
методическая разработка по физкультуре
Методическая разработка по аквааэробике в бассейне ДОУ
Алькин Илья Алексеевич
Инструктор- методист по физической культуре (плаванию)
ГБДОУ ДОГ «Малыш» Московского района Санкт-Петербурга
2020
Доброго времени дня уважаемые коллеги!
Дошкольное детство – это тот период развития ребенка, во время которого закладывается фундамент здоровья взрослого человека, формируются физические качества, двигательные умения и навыки. Большая роль в воспитании здорового, сильного, выносливого ребенка принадлежит физической культуре.
Актуальность поиска новых путей и форм укрепления здоровья детей дошкольного возраста объясняется рядом причин: экологически неблагоприятным образом современной жизни у большинства; слабой мотивацией двигательной активности; низким уровнем представлений о здоровом образе жизни и спорте.
К счастью, современный мир не только всячески способствует ухудшению здоровья человека, в том числе и детей, но и предлагает немало вариантов и возможностей для того, чтобы развиваться и физически укрепляться.
Образовательный процесс в овладении плавательными навыками требует от детей усидчивости, концентрации внимания на выполнение каждого движения, а дети не любят монотонности и однообразия.
В связи с этим появилась необходимость поиска наиболее эффективных, нестандартных инновационных подходов к ее решению, создающих условия для расширения круга двигательных навыков и повышения функциональных возможностей организма, творческого самовыражения детей.
Выведение занятий плаванием на новый уровень, с использованием технологии аквааэробики, которое проводится с музыкальным сопровождением, дает свой положительный импульс.
Дети с большой охотой и желанием выполняют упражнения, которые до этого, может быть, были для них сложными.
Поэтому темой своего проекта я выбрал «Аквааэробику в детском оздоровительном учреждении (саду)».
Аквааэробика – это синтетический вид деятельности, основанный на умеренных по интенсивности движениях в воде под музыку.
Занятия аквааэробикой имеют огромное оздоровительное и воспитательное значение. Они создают условия для воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности у детей, стимулирует деятельность нервной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата, способствуют развитию умения действовать в коллективе, помогать друг другу.
Цель:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе освоения разных видов упражнений в воде под музыку.
Задачи:
- Сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства.
- Познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на воде (в бассейне).
- Способствовать развитию костно-мышечного корсета.
- Развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке.
- Создавать положительный эмоциональный настрой от занятий аквааэробикой.
Сроки реализации Проекта 4 года, для каждого возраста предлагается 16 занятий в течение учебного года.
Возраст детей, участвующих в реализации Проекта от 3 до 7 лет.
Занятие организуется подгруппами детей, 2 раза в месяц. Продолжительность занятий с детьми 3-4 лет – 15 мин., детьми 4-5 лет – 20 мин, детьми 5-6 лет – 25 мин., детьми 6-7 лет – 30 мин.
Методическое обеспечение
Содержание занятий определяется для каждого возраста и включает в себя упражнения и игры, которые подбираются в порядке усложнения.
На четвёртом году занятий аквааэробикой используются и элементы синхронного плавания. Это позволяет придумывать различные хореографические композиции для развлечений и праздников на воде.
При планировании занятий по аквааэробике учитываем основные педагогические принципы: доступность, от простого к сложному, последовательность, фасцинация, т.е. очарование; систематичность, синкритичность (объединения - соединения).
Описание : Занятия делится на 3 части: подготовительную, основную, заключительную. Все части занятия взаимосвязаны. Подготовительная часть делится 5-15% общего времени. Задача этой части сводится к тому, чтобы подготовить организм ребенка к работе.
Основная часть длится 70-85% общего времени. В этой части решаются основные задачи.
Заключительная часть занятия длится 3-7% общего времени. В этой части выполняются упражнения на расслабление, дыхание, предлагаются творческие задания.
Организация и проведение занятий по аквааэробики такая же, как и при плавании. Путем различных методов и приемов занятия становятся интересными, детям приносят радость, обеспечивая их психологический комфорт, что важно для укрепления их здоровья.
Работу с детьми по аквааэробике делим условно на 3 этапа.
На первом этапе обучения дети подражают инструктору, осваивая разнообразные виды движений, и постепенно начинают их употреблять в самостоятельной деятельности. Показ инструктора должен быть опережающим, в зеркальном отражении.
На втором этапе обучения дети приобретают некоторый опыт. У них развивается умение самостоятельно выполнять выученные ранее упражнения и комплексы в целом. На этом этапе обучения можно применять такие приемы, как словесная подсказка, показ ребенком, показ инструктора жестами, мимикой.
На третьем этапе обучения дети способны к самовыражению в движении в воде под музыку, формируются умения самостоятельного подбора и придумывания собственных движений.
Основной формой обучения дошкольника является игра. Игра – это естественная потребность ребёнка, удовлетворение которой позволяет проводить занятие на высоком эмоциональном уровне; делать более эффективными подготовительные упражнения; выявлять предрасположенность к определённому способу плавания. Поэтому все занятия должны строиться на игровых элементах. Однако игры, как и упражнения должны подбираться так, чтобы ребёнок был в постоянном движении – тогда он не будет мёрзнуть.
В процессе обучения плаванию ребенок
– приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях на воде, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;
– осознает свои двигательные действия;
– усваивает физкультурную и пространственную терминологию;
– узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими;
– ребенок познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия;
– закрепляет знания об окружающей природе, свойствах воды;
– обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;
– учится рационально использовать навыки в самостоятельной двигательной деятельности;
– приобретает грацию, пластичность, выразительности движений;
– развивает самостоятельность, творчество, инициативность;
– учится самоорганизации, взаимопомощи.
Рекомендации по проведению занятий аквааэробикой
- Занятия проводить необходимо маленькими подгруппами.
- При обучении целесообразен фронтальный метод.
- Освоение упражнений идет быстрее, если дети стоят в шеренге, лицом к инструктору.
- Разучивать упражнения сначала на месте, потом - в движении.
- На занятии двигательный режим детей должен быть рациональным, с учетом их возрастных особенностей и обеспечения благоприятных условий статической нагрузки - снижение её продолжительности и величины.
Ожидаемые результаты
- Дети выполняют упражнения с различным оборудованием в горизонтальном и вертикальном положениях тела.
- При выполнении упражнений сохраняется заданный темп и ритм.
- Дети при выполнении упражнений сохраняют координацию движений, равновесие.
Комплексы упражнений по аквааэробике
Основными средствами занятий аквааэробикой являются физические упражнения, выполняемые в воде:
- для освоения с водой;
- для освоения и совершенствования навыка плавания;
- игры на воде;
- учебные прыжки;
- на силовые способности;
- на гибкость;
- на аэробную направленность;
- на расслабление.
Все упражнения выполняются либо у неподвижной опоры (бортик, разделительная дорожка), либо с подвижной опорой (доска для плавания, «нудл», мячи), либо без опоры.
Упражнения для ознакомления с основными свойствами воды
- Ходьба по дну, держась за разделительную дорожку или бортик бассейна.
- То, же но без помощи рук, с переходом на бег.
- То, же но спиной вперёд без помощи рук, с переходом на бег.
- Ходьба приставным шагами (левым, правым боком) без помощи рук, с переходом на бег.
- Ходьба по дну в наклоне вперёд; прямые руки вытянуты вперёд, кисти соединены.
- Поочерёдное движение ног (как при ударе в футболе), отталкивая воду подъёмом стопы и передней поверхностью голени.
- Бег вперёд с помощью попеременных гребковых движений руками.
- То, же но с помощью одновременных гребковых движений руками.
- Бег вперёд спиной, помогая себе попеременными гребковыми движениями руками.
- То, же но помогая себе одновременными гребковыми движениями руками.
- «Полоскание белья». Стоя на дне, выполнять разнонаправленные движения руками.
- «Пишем восьмёрки». Стоя на дне, выполнять гребковые движения руками по криволинейным траекториям.
Погружение в воду с головой
- Набрать в ладони воду и умыться.
- Держась за бортик, сделать вдох, задержать дыхание и погрузиться медленно в воду до уровня носа.
- Тоже, но погрузиться до уровня глаз.
- Тоже, но погрузиться в воду с головой.
- Упражнение «Сядь на дно».
- Игры на погружение.
Всплывание и лежание
- Держась руками за бортик, опустив лицо в воду (подбородок прижат к груди), приподнять таз и ноги к поверхности воды.
- То же, но после приподнимания ног и таза оттолкнуться руками от бортика.
- «Поплавок».
- «Медуза».
- «Звёздочка на груди».
- «Звёздочка на спине».
Скольжение в воде
- Скольжение на груди: руки вытянуты вперёд.
- Скольжение на груди: правая рука впереди, левая вдоль туловища.
- Тоже, но поменяв руки.
- Скольжение на левом боку: левая рука впереди, правая вдоль туловища.
- То, же на правом боку, поменяв положение рук.
- Скольжение на спине: руки вытянуты вперёд.
Упражнения для освоения и совершенствования навыка плавания
Плавание как способ перемещения тела в воде входит в состав основных средств аквааэробики. Освоение плавательных движений происходит так же, как и на занятиях по плаванию. Изучаются движение ногами, руками, дыхание и согласование движений. Элементы плавания используются на глубокой воде с применением ласт.
Игры на воде
Игры, способствующие умению продвигаться в воде
МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ: играющие стоят в шеренге по одному лицом к бортику. По команде «море волнуется» все расходятся по бассейну (их разогнал ветер). По команде «на море тихо» все занимают исходное положение у бортика. Кто последний подошел к бортику выбывает из игры.
КАРПЫ И КАРАСИ: играющие делятся на 2 команды и становятся спиной друг к другу: одни «караси» другие «карпы». По команде: «караси», «караси» поворачиваются кругом и бегут за «карпами», убегающими к бортику. Пойманные «карпы» останавливаются. После отлова всех «карпов» игра возобновляется от другого бортика. Теперь «карпы» ловят «карасей».
ПОДПРЫГНИ ДО ИГРУШКИ: преподаватель держит игрушку на определенной высоте с помощью шеста, играющие должны из положения стоя в воде подпрыгнуть и достать игрушку рукой.
ДЕЛЬФИНЫ НА ПРОГУЛКЕ: из исходного положения руки вверху присесть в воде и выполнить прыжок вверх - вперед на воду, имитируя прыжок дельфина. Кто из играющих, сделав три прыжка, окажется дальше всех?
Игры, способствующие овладению навыком погружения под воду с головой
УМЫВАЕМСЯ: дети стоят в воде лицом к бортику, по команде они набирают в ладошки воду и умывают лицо. Повторяя упражнение, брызжут в лицо водой.
ПРОЙДИ ПОД МОСТОМ: занимающиеся должны пройти под лежащими на воде пенопластовыми досками, обручами или волногасителями, подныривая под них.
ЛЯГУШАТА: играющие «лягушата» становятся в круг и ждут сигнала преподавателя. По сигналу «щука» все «лягушата» подпрыгивают вверх, а по сигналу «утка»- прячутся под воду. Игрок, перепутавший команду, становится в середину круга и продолжает игру вместе со всеми. Выигрывают сделавшие меньше ошибок.
ВОДОЛАЗЫ: по команде играющие делают глубокий вдох и погружаются под воду. Преподаватель громко считает до 10-20. Вынырнувшие раньше переходят на другую сторону бассейна. Выигрывают оставшиеся.
МОРСКОЙ БОЙ: две шеренги играющих становятся лицом друг к другу на расстоянии 2-х шагов и по команде: «атака», начинают брызгать друг друга водой (играющие не должны приближаться друг к другу). Выигрывает команда, игроки которой не поворачиваются спиной к сопернику и не закрывают глаза.
СМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО (ГЛЯДЕЛКИ): играющие становятся парами, лицом друг к другу. Один из них приседает под воду и открывает глаза, другой показывает ему разное количество пальцев. Поднявшись из воды, игрок должен назвать правильное число.
ПОДВОДНЫЙ ТЕЛЕГРАФ: по команде игроки приседают под воду. Преподаватель ударяет по воде ладонью или доской. Дети должны поднять руки над водой и показать на пальцах количество услышанных ударов.
ПОЕЗД ИДЕТ В ТОННЕЛЬ: играющие выстраиваются в колонну по одному и опускают руки на пояс впереди стоящего, образуют «поезд». Двое занимающихся стоят лицом друг к другу и держатся за руки. Руки, опущенные на воду, образуют «тоннель». «Вагоны» поочередно подныривают под руки (проходят тоннель). Дети, изображавшие «тоннель» меняются местами с первыми двумя «вагонами». Во время проныривания поезд может «выпускать дым» - пузыри.
ИСКАТЕЛИ МОРСКИХ СОКРОВИЩ: дети встают лицом к бортику и по команде закрывают глаза. Преподаватель считает до десяти (одновременно разбрасывает игрушки на дно бассейна) после счета 10 дети открывают глаза и начинают собирать игрушки со дна. Выигрывают, собравшие больше всего игрушек.
НАСОС: занимающиеся разбиваются на пары и взявшись за руки становятся напротив друг друга. По сигналу начинают поочередно приседать под воду с головой, выполняя активный выдох.
ПЯТНАШКИ: занимающиеся свободно располагаются по дну бассейна. Один из них водящий. Он должен запятнать игрока не успевшего присесть под воду. Запятнанный становится водящим.
Игры, способствующие овладению навыком скольжения
ПОПЛАВОК: дети, сделав глубокий вдох, приседают на дно бассейна и обхватывают руками колени (голова опущена, подбородок прижат к груди). Выталкивающая сила воды поднимает ребенка на поверхность. Кто выполнит лучше.
МЕДУЗА: дети, сделав глубокий вдох, в полуприседе наклоняются вперед и тянутся руками на дно. Выталкивающая сила воды поднимает ребенка на поверхность. (Голова опущена в воду, подбородок прижат к груди, руки и ноги висят свободно).
ЗВЕЗДА: играющие должны лечь на воду, разведя руки и ноги в стороны. Кто дольше пролежит на воде.
ПЯТНАШКИ С ПОПЛАВКОМ: водящий – «пятнашка» старается догнать кого – либо из игроков. Спасаясь от «пятнашки», игроки принимают положение «поплавок». Игрок, не успевший принять положение «поплавок» считается запятнанным и становится водящим.
ДЕЛЬФИНЫ НА ОХОТЕ: каждый участник, оттолкнувшись ногами от дна должен преодолеть в скольжении определенное расстояние. Выигрывают игроки, преодолевшие дистанцию за меньшее количество попыток.
Игры с мячом
БРОСЬ МЯЧ В КРУГ: занимающиеся делятся на две команды, которые становятся напротив обруча. Задача – каждому забросить мяч в обруч. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
САЛКИ С МЯЧОМ: играющие произвольно перемещаются по бассейну. Водящий старается осалить игрока. Осаленный становится водящим.
ВОЛЕЙБОЛ В ВОДЕ: играющие встают в круг и передают мяч друг друга, стараясь не уронить мяч на воду.
ВОДНОЕ ПОЛО: дети делятся на две команды и располагаются вдоль противоположных бортиков бассейна. Учитель бросает мяч на центр бассейна. Игроки стараются завладеть мячом и забросить гол в ворота соперников. Выигрывает команда, забросившая большее количество мячей.
Учебные прыжки
ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ: дети выполняют прыжок в воду «солдатиком», стараясь сохранить исходное положение не только в воздухе, но и при погружении в воду.
ВСЕ ВМЕСТЕ: дети выстраиваются в шеренгу на бортике бассейна. По команде все одновременно выполняют соскок в воду.
САМОЛЁТ: прыжок выполняется из исходного положения руки в стороны. Задача – сохранить это положение в полёте.
БОКСЁР: прыжок с имитацией движений рук боксёра.
ВЕЛОСИПЕДИСТ: прыжок с имитацией движений ног велосипедиста.
БОМБОЧКА: прыжок в группировке.
ТОРПЕДА В ЦЕЛЬ: прыжок солдатиком в обруч.
КТО ВЫШЕ: прыжок двумя ногами через шест, удерживаемый над водой.
КТО ДАЛЬШЕ: прыжок двумя ногами через шест на дальность.
ШТАНГИСТ: из упора присев выполнить прыжок вверх, поднимая руки, как при подъёме штанги.
Упражнения для развития силовых способностей
Упражнения для развития силовых способностей могут быть включены в большинство занятий по аквааэробике в качестве составной части или выделены в самостоятельное занятие.
Вода обеспечивает постоянное сопротивление движениям занимающихся. При выполнении движений в воде благодаря её гидродинамическим свойствам большая часть мышечных усилий распределяется по всей траектории движений практически равномерно, что обеспечивает гармоничное развитие мышечной массы и уменьшение жировой массы тела.
Упражнения на развитие гибкости
Гибкость – это морфофункциональная способность двигательного аппарата, позволяющая выполнять движения с определённой амплитудой (показатель – размах движений).
Упражнения для развития гибкости выполняются после разминки или в самом конце занятий:
- Вращение в лучезапястных, локтевых, плечевых, тазобедренных, коленных, голеностопных суставах с большим количеством повторений.
- Вращение таза или туловища.
- Пружинистые и маховые движения в основных суставах – обязательно с противоположными движениями руками и ногами (при выполнении маха ногой вперёд – вверх выполнять движения руками назад – вниз и наоборот).
- Пружинистые наклоны туловища (вперёд и в стороны).
Упражнения аэробной направленности
Движения руками или ногами должны быть направлены на сохранение равновесия: движение в одном направлении должно компенсироваться в противоположном направлении.
Ходьба и бег:
- На месте.
- Вперёд и назад.
- В сторону (боком).
- Вокруг своей оси.
- Лёжа на спине, груди или боку.
- Ноги вместе или широко расставлены.
Махи ногами (ногой через согнутое колено; прямой ногой):
- Вперёд или назад.
- В сторону.
- Одной ногой.
- Попеременно обеими ногами.
- Одновременно обеими ногами.
- Стоя вертикально.
- Лёжа.
- С продвижением.
«Ножницы»:
- На месте.
- С продвижением.
- Стоя вертикально.
- Стоя в наклоне.
- Лёжа.
- С поворотом.
- Вперёд – назад.
- Ноги в стороны – вместе.
«Велосипед»:
- Сидя.
- Стоя вертикально.
- Лёжа на боку.
- На месте и с продвижением.
- С вращением «педалей» вперёд и назад.
Перекаты и раскачивания:
- Вперёд – назад (со спины на грудь).
- Слева направо (сбоку на бок).
- С прямыми ногами.
Плавание и его элементы.
Упражнение на расслабление.
Упражнение на расслабление обычно применяют в конце занятия. Для достижения максимального эффекта расслабления, как правило, используют метод контраста (чередования напряжения и расслабления; вытягивания и расслабления) и мысленное представление о состоянии абсолютного покоя.
Упражнения на расслабление лучше выполнять в горизонтальном положении; при этом используют помощь партнёра или поддерживающие средства.
В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akvaaerobika.docx | 30.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по аквааэробике в бассейне ДОУ
Алькин Илья Алексеевич
Инструктор- методист по физической культуре (плаванию)
ГБДОУ ДОГ «Малыш» Московского района Санкт-Петербурга
2020
Доброго времени дня уважаемые коллеги!
Дошкольное детство – это тот период развития ребенка, во время которого закладывается фундамент здоровья взрослого человека, формируются физические качества, двигательные умения и навыки. Большая роль в воспитании здорового, сильного, выносливого ребенка принадлежит физической культуре.
Актуальность поиска новых путей и форм укрепления здоровья детей дошкольного возраста объясняется рядом причин: экологически неблагоприятным образом современной жизни у большинства; слабой мотивацией двигательной активности; низким уровнем представлений о здоровом образе жизни и спорте.
К счастью, современный мир не только всячески способствует ухудшению здоровья человека, в том числе и детей, но и предлагает немало вариантов и возможностей для того, чтобы развиваться и физически укрепляться.
Образовательный процесс в овладении плавательными навыками требует от детей усидчивости, концентрации внимания на выполнение каждого движения, а дети не любят монотонности и однообразия.
В связи с этим появилась необходимость поиска наиболее эффективных, нестандартных инновационных подходов к ее решению, создающих условия для расширения круга двигательных навыков и повышения функциональных возможностей организма, творческого самовыражения детей.
Выведение занятий плаванием на новый уровень, с использованием технологии аквааэробики, которое проводится с музыкальным сопровождением, дает свой положительный импульс.
Дети с большой охотой и желанием выполняют упражнения, которые до этого, может быть, были для них сложными.
Поэтому темой своего проекта я выбрал «Аквааэробику в детском оздоровительном учреждении (саду)».
Аквааэробика – это синтетический вид деятельности, основанный на умеренных по интенсивности движениях в воде под музыку.
Занятия аквааэробикой имеют огромное оздоровительное и воспитательное значение. Они создают условия для воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности у детей, стимулирует деятельность нервной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата, способствуют развитию умения действовать в коллективе, помогать друг другу.
Цель:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе освоения разных видов упражнений в воде под музыку.
Задачи:
- Сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства.
- Познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на воде (в бассейне).
- Способствовать развитию костно-мышечного корсета.
- Развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке.
- Создавать положительный эмоциональный настрой от занятий аквааэробикой.
Сроки реализации Проекта 4 года, для каждого возраста предлагается 16 занятий в течение учебного года.
Возраст детей, участвующих в реализации Проекта от 3 до 7 лет.
Занятие организуется подгруппами детей, 2 раза в месяц. Продолжительность занятий с детьми 3-4 лет – 15 мин., детьми 4-5 лет – 20 мин, детьми 5-6 лет – 25 мин., детьми 6-7 лет – 30 мин.
Методическое обеспечение
Содержание занятий определяется для каждого возраста и включает в себя упражнения и игры, которые подбираются в порядке усложнения.
На четвёртом году занятий аквааэробикой используются и элементы синхронного плавания. Это позволяет придумывать различные хореографические композиции для развлечений и праздников на воде.
При планировании занятий по аквааэробике учитываем основные педагогические принципы: доступность, от простого к сложному, последовательность, фасцинация, т.е. очарование; систематичность, синкритичность (объединения - соединения).
Описание : Занятия делится на 3 части: подготовительную, основную, заключительную. Все части занятия взаимосвязаны. Подготовительная часть делится 5-15% общего времени. Задача этой части сводится к тому, чтобы подготовить организм ребенка к работе.
Основная часть длится 70-85% общего времени. В этой части решаются основные задачи.
Заключительная часть занятия длится 3-7% общего времени. В этой части выполняются упражнения на расслабление, дыхание, предлагаются творческие задания.
Организация и проведение занятий по аквааэробики такая же, как и при плавании. Путем различных методов и приемов занятия становятся интересными, детям приносят радость, обеспечивая их психологический комфорт, что важно для укрепления их здоровья.
Работу с детьми по аквааэробике делим условно на 3 этапа.
На первом этапе обучения дети подражают инструктору, осваивая разнообразные виды движений, и постепенно начинают их употреблять в самостоятельной деятельности. Показ инструктора должен быть опережающим, в зеркальном отражении.
На втором этапе обучения дети приобретают некоторый опыт. У них развивается умение самостоятельно выполнять выученные ранее упражнения и комплексы в целом. На этом этапе обучения можно применять такие приемы, как словесная подсказка, показ ребенком, показ инструктора жестами, мимикой.
На третьем этапе обучения дети способны к самовыражению в движении в воде под музыку, формируются умения самостоятельного подбора и придумывания собственных движений.
Основной формой обучения дошкольника является игра. Игра – это естественная потребность ребёнка, удовлетворение которой позволяет проводить занятие на высоком эмоциональном уровне; делать более эффективными подготовительные упражнения; выявлять предрасположенность к определённому способу плавания. Поэтому все занятия должны строиться на игровых элементах. Однако игры, как и упражнения должны подбираться так, чтобы ребёнок был в постоянном движении – тогда он не будет мёрзнуть.
В процессе обучения плаванию ребенок
– приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях на воде, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;
– осознает свои двигательные действия;
– усваивает физкультурную и пространственную терминологию;
– узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими;
– ребенок познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия;
– закрепляет знания об окружающей природе, свойствах воды;
– обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;
– учится рационально использовать навыки в самостоятельной двигательной деятельности;
– приобретает грацию, пластичность, выразительности движений;
– развивает самостоятельность, творчество, инициативность;
– учится самоорганизации, взаимопомощи.
Рекомендации по проведению занятий аквааэробикой
- Занятия проводить необходимо маленькими подгруппами.
- При обучении целесообразен фронтальный метод.
- Освоение упражнений идет быстрее, если дети стоят в шеренге, лицом к инструктору.
- Разучивать упражнения сначала на месте, потом - в движении.
- На занятии двигательный режим детей должен быть рациональным, с учетом их возрастных особенностей и обеспечения благоприятных условий статической нагрузки - снижение её продолжительности и величины.
Ожидаемые результаты
- Дети выполняют упражнения с различным оборудованием в горизонтальном и вертикальном положениях тела.
- При выполнении упражнений сохраняется заданный темп и ритм.
- Дети при выполнении упражнений сохраняют координацию движений, равновесие.
Комплексы упражнений по аквааэробике
Основными средствами занятий аквааэробикой являются физические упражнения, выполняемые в воде:
- для освоения с водой;
- для освоения и совершенствования навыка плавания;
- игры на воде;
- учебные прыжки;
- на силовые способности;
- на гибкость;
- на аэробную направленность;
- на расслабление.
Все упражнения выполняются либо у неподвижной опоры (бортик, разделительная дорожка), либо с подвижной опорой (доска для плавания, «нудл», мячи), либо без опоры.
Упражнения для ознакомления с основными свойствами воды
- Ходьба по дну, держась за разделительную дорожку или бортик бассейна.
- То, же но без помощи рук, с переходом на бег.
- То, же но спиной вперёд без помощи рук, с переходом на бег.
- Ходьба приставным шагами (левым, правым боком) без помощи рук, с переходом на бег.
- Ходьба по дну в наклоне вперёд; прямые руки вытянуты вперёд, кисти соединены.
- Поочерёдное движение ног (как при ударе в футболе), отталкивая воду подъёмом стопы и передней поверхностью голени.
- Бег вперёд с помощью попеременных гребковых движений руками.
- То, же но с помощью одновременных гребковых движений руками.
- Бег вперёд спиной, помогая себе попеременными гребковыми движениями руками.
- То, же но помогая себе одновременными гребковыми движениями руками.
- «Полоскание белья». Стоя на дне, выполнять разнонаправленные движения руками.
- «Пишем восьмёрки». Стоя на дне, выполнять гребковые движения руками по криволинейным траекториям.
Погружение в воду с головой
- Набрать в ладони воду и умыться.
- Держась за бортик, сделать вдох, задержать дыхание и погрузиться медленно в воду до уровня носа.
- Тоже, но погрузиться до уровня глаз.
- Тоже, но погрузиться в воду с головой.
- Упражнение «Сядь на дно».
- Игры на погружение.
Всплывание и лежание
- Держась руками за бортик, опустив лицо в воду (подбородок прижат к груди), приподнять таз и ноги к поверхности воды.
- То же, но после приподнимания ног и таза оттолкнуться руками от бортика.
- «Поплавок».
- «Медуза».
- «Звёздочка на груди».
- «Звёздочка на спине».
Скольжение в воде
- Скольжение на груди: руки вытянуты вперёд.
- Скольжение на груди: правая рука впереди, левая вдоль туловища.
- Тоже, но поменяв руки.
- Скольжение на левом боку: левая рука впереди, правая вдоль туловища.
- То, же на правом боку, поменяв положение рук.
- Скольжение на спине: руки вытянуты вперёд.
Упражнения для освоения и совершенствования навыка плавания
Плавание как способ перемещения тела в воде входит в состав основных средств аквааэробики. Освоение плавательных движений происходит так же, как и на занятиях по плаванию. Изучаются движение ногами, руками, дыхание и согласование движений. Элементы плавания используются на глубокой воде с применением ласт.
Игры на воде
Игры, способствующие умению продвигаться в воде
МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ: играющие стоят в шеренге по одному лицом к бортику. По команде «море волнуется» все расходятся по бассейну (их разогнал ветер). По команде «на море тихо» все занимают исходное положение у бортика. Кто последний подошел к бортику выбывает из игры.
КАРПЫ И КАРАСИ: играющие делятся на 2 команды и становятся спиной друг к другу: одни «караси» другие «карпы». По команде: «караси», «караси» поворачиваются кругом и бегут за «карпами», убегающими к бортику. Пойманные «карпы» останавливаются. После отлова всех «карпов» игра возобновляется от другого бортика. Теперь «карпы» ловят «карасей».
ПОДПРЫГНИ ДО ИГРУШКИ: преподаватель держит игрушку на определенной высоте с помощью шеста, играющие должны из положения стоя в воде подпрыгнуть и достать игрушку рукой.
ДЕЛЬФИНЫ НА ПРОГУЛКЕ: из исходного положения руки вверху присесть в воде и выполнить прыжок вверх - вперед на воду, имитируя прыжок дельфина. Кто из играющих, сделав три прыжка, окажется дальше всех?
Игры, способствующие овладению навыком погружения под воду с головой
УМЫВАЕМСЯ: дети стоят в воде лицом к бортику, по команде они набирают в ладошки воду и умывают лицо. Повторяя упражнение, брызжут в лицо водой.
ПРОЙДИ ПОД МОСТОМ: занимающиеся должны пройти под лежащими на воде пенопластовыми досками, обручами или волногасителями, подныривая под них.
ЛЯГУШАТА: играющие «лягушата» становятся в круг и ждут сигнала преподавателя. По сигналу «щука» все «лягушата» подпрыгивают вверх, а по сигналу «утка»- прячутся под воду. Игрок, перепутавший команду, становится в середину круга и продолжает игру вместе со всеми. Выигрывают сделавшие меньше ошибок.
ВОДОЛАЗЫ: по команде играющие делают глубокий вдох и погружаются под воду. Преподаватель громко считает до 10-20. Вынырнувшие раньше переходят на другую сторону бассейна. Выигрывают оставшиеся.
МОРСКОЙ БОЙ: две шеренги играющих становятся лицом друг к другу на расстоянии 2-х шагов и по команде: «атака», начинают брызгать друг друга водой (играющие не должны приближаться друг к другу). Выигрывает команда, игроки которой не поворачиваются спиной к сопернику и не закрывают глаза.
СМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО (ГЛЯДЕЛКИ): играющие становятся парами, лицом друг к другу. Один из них приседает под воду и открывает глаза, другой показывает ему разное количество пальцев. Поднявшись из воды, игрок должен назвать правильное число.
ПОДВОДНЫЙ ТЕЛЕГРАФ: по команде игроки приседают под воду. Преподаватель ударяет по воде ладонью или доской. Дети должны поднять руки над водой и показать на пальцах количество услышанных ударов.
ПОЕЗД ИДЕТ В ТОННЕЛЬ: играющие выстраиваются в колонну по одному и опускают руки на пояс впереди стоящего, образуют «поезд». Двое занимающихся стоят лицом друг к другу и держатся за руки. Руки, опущенные на воду, образуют «тоннель». «Вагоны» поочередно подныривают под руки (проходят тоннель). Дети, изображавшие «тоннель» меняются местами с первыми двумя «вагонами». Во время проныривания поезд может «выпускать дым» - пузыри.
ИСКАТЕЛИ МОРСКИХ СОКРОВИЩ: дети встают лицом к бортику и по команде закрывают глаза. Преподаватель считает до десяти (одновременно разбрасывает игрушки на дно бассейна) после счета 10 дети открывают глаза и начинают собирать игрушки со дна. Выигрывают, собравшие больше всего игрушек.
НАСОС: занимающиеся разбиваются на пары и взявшись за руки становятся напротив друг друга. По сигналу начинают поочередно приседать под воду с головой, выполняя активный выдох.
ПЯТНАШКИ: занимающиеся свободно располагаются по дну бассейна. Один из них водящий. Он должен запятнать игрока не успевшего присесть под воду. Запятнанный становится водящим.
Игры, способствующие овладению навыком скольжения
ПОПЛАВОК: дети, сделав глубокий вдох, приседают на дно бассейна и обхватывают руками колени (голова опущена, подбородок прижат к груди). Выталкивающая сила воды поднимает ребенка на поверхность. Кто выполнит лучше.
МЕДУЗА: дети, сделав глубокий вдох, в полуприседе наклоняются вперед и тянутся руками на дно. Выталкивающая сила воды поднимает ребенка на поверхность. (Голова опущена в воду, подбородок прижат к груди, руки и ноги висят свободно).
ЗВЕЗДА: играющие должны лечь на воду, разведя руки и ноги в стороны. Кто дольше пролежит на воде.
ПЯТНАШКИ С ПОПЛАВКОМ: водящий – «пятнашка» старается догнать кого – либо из игроков. Спасаясь от «пятнашки», игроки принимают положение «поплавок». Игрок, не успевший принять положение «поплавок» считается запятнанным и становится водящим.
ДЕЛЬФИНЫ НА ОХОТЕ: каждый участник, оттолкнувшись ногами от дна должен преодолеть в скольжении определенное расстояние. Выигрывают игроки, преодолевшие дистанцию за меньшее количество попыток.
Игры с мячом
БРОСЬ МЯЧ В КРУГ: занимающиеся делятся на две команды, которые становятся напротив обруча. Задача – каждому забросить мяч в обруч. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
САЛКИ С МЯЧОМ: играющие произвольно перемещаются по бассейну. Водящий старается осалить игрока. Осаленный становится водящим.
ВОЛЕЙБОЛ В ВОДЕ: играющие встают в круг и передают мяч друг друга, стараясь не уронить мяч на воду.
ВОДНОЕ ПОЛО: дети делятся на две команды и располагаются вдоль противоположных бортиков бассейна. Учитель бросает мяч на центр бассейна. Игроки стараются завладеть мячом и забросить гол в ворота соперников. Выигрывает команда, забросившая большее количество мячей.
Учебные прыжки
ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ: дети выполняют прыжок в воду «солдатиком», стараясь сохранить исходное положение не только в воздухе, но и при погружении в воду.
ВСЕ ВМЕСТЕ: дети выстраиваются в шеренгу на бортике бассейна. По команде все одновременно выполняют соскок в воду.
САМОЛЁТ: прыжок выполняется из исходного положения руки в стороны. Задача – сохранить это положение в полёте.
БОКСЁР: прыжок с имитацией движений рук боксёра.
ВЕЛОСИПЕДИСТ: прыжок с имитацией движений ног велосипедиста.
БОМБОЧКА: прыжок в группировке.
ТОРПЕДА В ЦЕЛЬ: прыжок солдатиком в обруч.
КТО ВЫШЕ: прыжок двумя ногами через шест, удерживаемый над водой.
КТО ДАЛЬШЕ: прыжок двумя ногами через шест на дальность.
ШТАНГИСТ: из упора присев выполнить прыжок вверх, поднимая руки, как при подъёме штанги.
Упражнения для развития силовых способностей
Упражнения для развития силовых способностей могут быть включены в большинство занятий по аквааэробике в качестве составной части или выделены в самостоятельное занятие.
Вода обеспечивает постоянное сопротивление движениям занимающихся. При выполнении движений в воде благодаря её гидродинамическим свойствам большая часть мышечных усилий распределяется по всей траектории движений практически равномерно, что обеспечивает гармоничное развитие мышечной массы и уменьшение жировой массы тела.
Упражнения на развитие гибкости
Гибкость – это морфофункциональная способность двигательного аппарата, позволяющая выполнять движения с определённой амплитудой (показатель – размах движений).
Упражнения для развития гибкости выполняются после разминки или в самом конце занятий:
- Вращение в лучезапястных, локтевых, плечевых, тазобедренных, коленных, голеностопных суставах с большим количеством повторений.
- Вращение таза или туловища.
- Пружинистые и маховые движения в основных суставах – обязательно с противоположными движениями руками и ногами (при выполнении маха ногой вперёд – вверх выполнять движения руками назад – вниз и наоборот).
- Пружинистые наклоны туловища (вперёд и в стороны).
Упражнения аэробной направленности
Движения руками или ногами должны быть направлены на сохранение равновесия: движение в одном направлении должно компенсироваться в противоположном направлении.
Ходьба и бег:
- На месте.
- Вперёд и назад.
- В сторону (боком).
- Вокруг своей оси.
- Лёжа на спине, груди или боку.
- Ноги вместе или широко расставлены.
Махи ногами (ногой через согнутое колено; прямой ногой):
- Вперёд или назад.
- В сторону.
- Одной ногой.
- Попеременно обеими ногами.
- Одновременно обеими ногами.
- Стоя вертикально.
- Лёжа.
- С продвижением.
«Ножницы»:
- На месте.
- С продвижением.
- Стоя вертикально.
- Стоя в наклоне.
- Лёжа.
- С поворотом.
- Вперёд – назад.
- Ноги в стороны – вместе.
«Велосипед»:
- Сидя.
- Стоя вертикально.
- Лёжа на боку.
- На месте и с продвижением.
- С вращением «педалей» вперёд и назад.
Перекаты и раскачивания:
- Вперёд – назад (со спины на грудь).
- Слева направо (сбоку на бок).
- С прямыми ногами.
Плавание и его элементы.
Упражнение на расслабление.
Упражнение на расслабление обычно применяют в конце занятия. Для достижения максимального эффекта расслабления, как правило, используют метод контраста (чередования напряжения и расслабления; вытягивания и расслабления) и мысленное представление о состоянии абсолютного покоя.
Упражнения на расслабление лучше выполнять в горизонтальном положении; при этом используют помощь партнёра или поддерживающие средства.
В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка - презентация "Оздоровительное плавание с элементами аквааэробики"
В общей системе комплексной физкультурно - оздоровительной работы проводимой в нашем детском саду большое место занимает обучение детей плаванию. Использование возможностей бассейна способствует разно...
Методическая разработка на тему: Аквааэробика для детей подготовительной группы
Аквааэробика для детей подготовительной группы....
Методическая разработка на тему: Аквааэробика для детей средней группы.
Аквааэробика для детей средней группы...
Методическая разработка "Аквааэробика в бассейне для детей дошкольного возраста"
От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде — воде, а движения выполняются в горизонтальном по...
Методическая разработка занятия в бассейне с элементами аквааэробики (возраст 6-7 лет) «По морям, по волнам»
Цель: Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей средствами музыкальных ритмичных согласованных движений в воде.Задачи: 1.Совершенствовать изученные элементы плавания в н...