Семинар – практикум «Физическое развитие детей дошкольного возраста в двигательной деятельности дошкольников»
статья по физкультуре

Евгения Михайловна Ведренцева

Семинар – практикум «Физическое развитие детей дошкольного возраста в двигательной деятельности дошкольников»

Основные виды движений по возрастным группам:

- группа раннего развития и 1 младшая

Ходьба. Задача воспитателя научить детей ходить правильно, не наталкиваясь друг на друга; формировать умение сохранять устойчивое положение тела и правильную осанку, этому служат разнообразные приёмы: указания педагога, его личный пример, имитация, упражнения в игровой форме, использование зрительных ориентиров.

Бег. Задача – учить сохранять равновесие, заданное направление, бегать, не наталкиваясь друг на друга и на окружающие предметы. Для этого можно использовать упражнения в беге между двумя линиями ( не наступая на них). В первой половине года воспитатель даёт малышам задание пробегать «по дорожке» шириной 30 см, во второй половине – 25 см. Дети учатся также бегать с ускорением, замедлением в подвижных играх.

Прыжки. На двух ногах на месте, с продвижением, а также прыжки в длину и в высоту с места. Основное внимание при этом должно быть направлено на обучение отталкиванию двумя ногами, мягкому приземлению на носки при прыжках вверх и в высоту с места. Основными приёмами обучения являются показ и объяснения воспитателя, игровые приёмы, зрительные ориентиры.

Катание. Бросание. Ловля. Обучение разнообразным действиям с мячом начинают с индивидуальных занятий и только затем переходят к упражнениям с подгруппами и фронтальным. Задача воспитателя – научить бросать мяч, держать и переносить его одной и двумя руками, скатывать, прокатывать, энергично отталкивать в определённом направлении. Упражнения можно организовать так: дети садятся полукругом, воспитатель находится в центре и показывает, как надо отталкивать мяч ладонями, чтобы он катился по полу не, подскакивая. В бросании и ловле мяча упражнение начинают с расстояния в 50 см, постепенно увеличивая его до 1 м. Аналогично проводится бросание в горизонтальную цель.

Ползание. Лазание. В начале года целесообразно учить детей ползанию на животе и затем постепенно переходить к ползанию на четвереньках с опорой на колени и ладони. Это упражнение проводится фронтально, в сочетании с движениями на выпрямление туловища.  Аналогично проводятся и упражнения в подлезании, сначала по доске, лежащей на полу, затем по наклонной доске и гимнастической скамейке, а так же перелезанию через бревно.

Упражнения в равновесии. Умение сохранять равновесие развивается у детей в процессе выполнения всех физических упражнений. Вначале целесообразно организовывать ходьбу по прямой дорожке, доске, бег по дорожке, затем упражнения в ходьбе по гимнастической скамейке, далее дети выполняют передвижение с перешагиванием предметов, а так же кружение в медленном темпе.

- 2 младшая группа

Ходьба. Вводится ходьба на носках с высоким подниманием коленей, с изменением направления, с выполнением  заданий (остановиться, присесть, повернуться лицом к окну, стене, воспитателю).

Бег. Основное внимание следует уделять формированию у детей умения бегать, не наталкиваясь друг на друга, придерживаясь заданного темпа.

Прыжки. Детей продолжают учить энергично отталкиваться и правильно приземляться во всех видах прыжков. Вводится обучение прыжкам с высоты, прыжки через шнур, через несколько параллельных линий поочерёдно, через предметы.

Катание. Бросание. Метание. Дети бросают мяч воспитателю с расстояния 70 см, которое постепенно увеличивается до 1 м. Параллельно воспитывается умение бросать мяч вверх и о пол и ловить его. Начиная с данной группы вводится метание предметов в вертикальную цель.

Ползание. Лазание. В обучении лазанью по лесенке, гимнастической стенке – основной задачей остаётся воспитание у ребёнка уверенности, самостоятельности. Нужно показать детям правильный хват за перекладину ( большой палец снизу, остальные сверху) и научить их правильно ставить ноги на перекладину ( серединой стопы). Целесообразно сочетать упражнения в подползании с ползанием, обеспечивая в заключении активное выпрямление, потягивание.

Упражнения в равновесии. Как и в предыдущей группе, упражнения в равновесии  всё ещё трудны для детей. Поэтому основной задачей является обучение ходьбн и бегу по ограниченной площади, в прямом направлении и змейкой.

 - Средняя группа.

Ходьба.  В средней группе становится задача закрепить у ребёнка умение ходить, согласовывая движения рук и ног, для этого следует использовать ходьбу с ускорением, замедлением, а также чередование ходьбы с бегом. Во время упражнений в ходьбе надо периодически напоминать детям, чтобы они не опускали голову, спину держали прямо. В этой группе впервые вводится ходьба на пятках, на наружных сторонах стоп.

Бег. Основное внимание следует уделять развитию равномерности (ритмичности) бега, обучению ребёнка активному выносу и подниманию бедра, энергичному отталкиванию носком. В содержании занятия должен входить лёгкий бег в медленном темпе и бег на скорость.

Прыжки. Наряду с закреплением у ребёнка умений занимать исходное положение, энергично отталкиваясь двумя ногами, правильно приземляться, его нужно учить сочетать отталкивание со взмахом рук. Прыжки в длину выполняются на мат или в прыжковую яму. На 5-м году жизни дети начинают осваивать прыжки на одной ноге.

Бросание. Ловля. Метание.

При выполнении упражнений в катании, прокатывании мяча, обруча детей следует учить мягко касаться этих предметов пальцами, точно направлять их движение. В упражнениях на метание детей учат занимать правильное исходное положение. При метании правой рукой надо отставить назад правую ногу, встать вполоборота к направлению броска; при метании левой рукой назад отставляется левая нога.

Ползание, лазанье.  В средней группе необходимо обучать детей подлезанию под предметы и ползанию по гимнастической скамейке на животе, с подтягиванием руками, с опорой на стопы и ладони, воспитывать умение перелезать с одного пролёта гимнастической стенки на другой.

Упражнения в равновесии. В средней группе продолжается развитие навыков равновесия в ходьбе и беге. Упражнения усложняются за счёт дополнительных заданий ( пройти по гимнастической скамейке, перешагивая кубики, держа на ладони предмет), нового способа выполнения ( ходьба по бревну приставным шагом, по скамейке, ставя ноги с носка).

Старшая группа.

Ходьба. Необходимо приучать детей выполнять все виды ходьбы чётко, ритмично, с правильной осанкой и координацией. В целях обучения мягкому, эластичному шагу используется ходьба с акцентированным перекатом с пятки на носок и активными движениями рук.

Бег. В программе для старшей группы предусматриваются разные виды бега, отличающиеся друг от друга техникой выполнения. Обычный бег, бег на скорость, бег с припятствиями.

Прыжки. Впервые вводится обучение детей прыжкам в длину с разбега. Важно научить детей не останавливаться и не замедлять разбег перед отталкиванием одной ногой; приземляться на пятки с последующим перекатом на всю ступню, сгибая ноги в коленях, сохраняя равновесие. В прыжках в высоту с разбега детей учат сочетать разбег и толчок.

Бросание. Ловля. Метание. В старшей группе эти виды упражнений усложняются. Так, обучая детей приёмам катания мяча, нужно формировать умение дифференцировать свои усилия в зависимости от заданного расстояния. Усложняются упражнения на отбивание мяча об пол, теперь мяч отбивается на ходу правой и левой рукой. Метание в цель и на дальность проводится разными способами: из-за спины через плечо, прямой рукой сверху, прямой рукой снизу, прямой рукой сбоку.

Ползание, лазанье.  Вводятся ползание на четвереньках с толканием мяча головой, под дугами, змейкой, преодолевая препятствия, пролезание в обруч разными способами (сверху, снизу, прямо и боком).

Упражнения в равновесии. В старшей группе возрастает роль статических упражнений (сохранение равновесия в положениях стоя на гимнастической скамейке на носках, на одной ноге, в заданной позе).

Подготовительная группа.

Ходьба. В этой группе продолжается совершенствование техники ходьбы. Упражнения проводятся с разным положением рук.

Бег. Необходимо продолжать отработку лёгкости, ритмичности, полётности бега, закрепить у детей умение непринуждённо держать руки, голову, туловище.

Прыжки. В подготовительной группе упражнения в прыжках должны быть разнообразны, дети должны прыгать, выполняя дополнительные задания (хлопок перед собой, поворот кругом, с зажатым между ног мячом.

Бросание. Ловля. Метание. В этой группе необходимо использовать мячи разных размеров (резиновые, теннисные, волейбольные, набивные).

Ползание, лазанье.  Эти упражнения целесообразно проводить в сочетании с разными видами движений (прыжки с места и с разбега вверх).

Упражнения в равновесии. Кроме специальных упражнений, воспитанию чувства равновесия способствуют приседания; прыжки на одной ноге; резкое изменение направления бега.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_vedrentseva.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум «Физическое развитие детей дошкольного возраста в двигательной деятельности дошкольников»

Основные виды движений по возрастным группам:

- группа раннего развития и 1 младшая

Ходьба. Задача воспитателя научить детей ходить правильно, не наталкиваясь друг на друга; формировать умение сохранять устойчивое положение тела и правильную осанку, этому служат разнообразные приёмы: указания педагога, его личный пример, имитация, упражнения в игровой форме, использование зрительных ориентиров.

Бег. Задача – учить сохранять равновесие, заданное направление, бегать, не наталкиваясь друг на друга и на окружающие предметы. Для этого можно использовать упражнения в беге между двумя линиями ( не наступая на них). В первой половине года воспитатель даёт малышам задание пробегать «по дорожке» шириной 30 см, во второй половине – 25 см. Дети учатся также бегать с ускорением, замедлением в подвижных играх.

Прыжки. На двух ногах на месте, с продвижением, а также прыжки в длину и в высоту с места. Основное внимание при этом должно быть направлено на обучение отталкиванию двумя ногами, мягкому приземлению на носки при прыжках вверх и в высоту с места. Основными приёмами обучения являются показ и объяснения воспитателя, игровые приёмы, зрительные ориентиры.

Катание. Бросание. Ловля. Обучение разнообразным действиям с мячом начинают с индивидуальных занятий и только затем переходят к упражнениям с подгруппами и фронтальным. Задача воспитателя – научить бросать мяч, держать и переносить его одной и двумя руками, скатывать, прокатывать, энергично отталкивать в определённом направлении. Упражнения можно организовать так: дети садятся полукругом, воспитатель находится в центре и показывает, как надо отталкивать мяч ладонями, чтобы он катился по полу не, подскакивая. В бросании и ловле мяча упражнение начинают с расстояния в 50 см, постепенно увеличивая его до 1 м. Аналогично проводится бросание в горизонтальную цель.

Ползание. Лазание. В начале года целесообразно учить детей ползанию на животе и затем постепенно переходить к ползанию на четвереньках с опорой на колени и ладони. Это упражнение проводится фронтально, в сочетании с движениями на выпрямление туловища.  Аналогично проводятся и упражнения в подлезании, сначала по доске, лежащей на полу, затем по наклонной доске и гимнастической скамейке, а так же перелезанию через бревно.

Упражнения в равновесии. Умение сохранять равновесие развивается у детей в процессе выполнения всех физических упражнений. Вначале целесообразно организовывать ходьбу по прямой дорожке, доске, бег по дорожке, затем упражнения в ходьбе по гимнастической скамейке, далее дети выполняют передвижение с перешагиванием предметов, а так же кружение в медленном темпе.

- 2 младшая группа

Ходьба. Вводится ходьба на носках с высоким подниманием коленей, с изменением направления, с выполнением  заданий (остановиться, присесть, повернуться лицом к окну, стене, воспитателю).

Бег. Основное внимание следует уделять формированию у детей умения бегать, не наталкиваясь друг на друга, придерживаясь заданного темпа.

Прыжки. Детей продолжают учить энергично отталкиваться и правильно приземляться во всех видах прыжков. Вводится обучение прыжкам с высоты, прыжки через шнур, через несколько параллельных линий поочерёдно, через предметы.

Катание. Бросание. Метание. Дети бросают мяч воспитателю с расстояния 70 см, которое постепенно увеличивается до 1 м. Параллельно воспитывается умение бросать мяч вверх и о пол и ловить его. Начиная с данной группы вводится метание предметов в вертикальную цель.

Ползание. Лазание. В обучении лазанью по лесенке, гимнастической стенке – основной задачей остаётся воспитание у ребёнка уверенности, самостоятельности. Нужно показать детям правильный хват за перекладину ( большой палец снизу, остальные сверху) и научить их правильно ставить ноги на перекладину ( серединой стопы). Целесообразно сочетать упражнения в подползании с ползанием, обеспечивая в заключении активное выпрямление, потягивание.

Упражнения в равновесии. Как и в предыдущей группе, упражнения в равновесии  всё ещё трудны для детей. Поэтому основной задачей является обучение ходьбн и бегу по ограниченной площади, в прямом направлении и змейкой.

 - Средняя группа.

Ходьба.  В средней группе становится задача закрепить у ребёнка умение ходить, согласовывая движения рук и ног, для этого следует использовать ходьбу с ускорением, замедлением, а также чередование ходьбы с бегом. Во время упражнений в ходьбе надо периодически напоминать детям, чтобы они не опускали голову, спину держали прямо. В этой группе впервые вводится ходьба на пятках, на наружных сторонах стоп.

Бег. Основное внимание следует уделять развитию равномерности (ритмичности) бега, обучению ребёнка активному выносу и подниманию бедра, энергичному отталкиванию носком. В содержании занятия должен входить лёгкий бег в медленном темпе и бег на скорость.

Прыжки. Наряду с закреплением у ребёнка умений занимать исходное положение, энергично отталкиваясь двумя ногами, правильно приземляться, его нужно учить сочетать отталкивание со взмахом рук. Прыжки в длину выполняются на мат или в прыжковую яму. На 5-м году жизни дети начинают осваивать прыжки на одной ноге.

Бросание. Ловля. Метание.

При выполнении упражнений в катании, прокатывании мяча, обруча детей следует учить мягко касаться этих предметов пальцами, точно направлять их движение. В упражнениях на метание детей учат занимать правильное исходное положение. При метании правой рукой надо отставить назад правую ногу, встать вполоборота к направлению броска; при метании левой рукой назад отставляется левая нога.

Ползание, лазанье.  В средней группе необходимо обучать детей подлезанию под предметы и ползанию по гимнастической скамейке на животе, с подтягиванием руками, с опорой на стопы и ладони, воспитывать умение перелезать с одного пролёта гимнастической стенки на другой.

Упражнения в равновесии. В средней группе продолжается развитие навыков равновесия в ходьбе и беге. Упражнения усложняются за счёт дополнительных заданий ( пройти по гимнастической скамейке, перешагивая кубики, держа на ладони предмет), нового способа выполнения ( ходьба по бревну приставным шагом, по скамейке, ставя ноги с носка).

Старшая группа.

Ходьба. Необходимо приучать детей выполнять все виды ходьбы чётко, ритмично, с правильной осанкой и координацией. В целях обучения мягкому, эластичному шагу используется ходьба с акцентированным перекатом с пятки на носок и активными движениями рук.

Бег. В программе для старшей группы предусматриваются разные виды бега, отличающиеся друг от друга техникой выполнения. Обычный бег, бег на скорость, бег с припятствиями.

Прыжки. Впервые вводится обучение детей прыжкам в длину с разбега. Важно научить детей не останавливаться и не замедлять разбег перед отталкиванием одной ногой; приземляться на пятки с последующим перекатом на всю ступню, сгибая ноги в коленях, сохраняя равновесие. В прыжках в высоту с разбега детей учат сочетать разбег и толчок.

Бросание. Ловля. Метание. В старшей группе эти виды упражнений усложняются. Так, обучая детей приёмам катания мяча, нужно формировать умение дифференцировать свои усилия в зависимости от заданного расстояния. Усложняются упражнения на отбивание мяча об пол, теперь мяч отбивается на ходу правой и левой рукой. Метание в цель и на дальность проводится разными способами: из-за спины через плечо, прямой рукой сверху, прямой рукой снизу, прямой рукой сбоку.

Ползание, лазанье.  Вводятся ползание на четвереньках с толканием мяча головой, под дугами, змейкой, преодолевая препятствия, пролезание в обруч разными способами (сверху, снизу, прямо и боком).

Упражнения в равновесии. В старшей группе возрастает роль статических упражнений (сохранение равновесия в положениях стоя на гимнастической скамейке на носках, на одной ноге, в заданной позе).

Подготовительная группа.

Ходьба. В этой группе продолжается совершенствование техники ходьбы. Упражнения проводятся с разным положением рук.

Бег. Необходимо продолжать отработку лёгкости, ритмичности, полётности бега, закрепить у детей умение непринуждённо держать руки, голову, туловище.

Прыжки. В подготовительной группе упражнения в прыжках должны быть разнообразны, дети должны прыгать, выполняя дополнительные задания (хлопок перед собой, поворот кругом, с зажатым между ног мячом.

Бросание. Ловля. Метание. В этой группе необходимо использовать мячи разных размеров (резиновые, теннисные, волейбольные, набивные).

Ползание, лазанье.  Эти упражнения целесообразно проводить в сочетании с разными видами движений (прыжки с места и с разбега вверх).

Упражнения в равновесии. Кроме специальных упражнений, воспитанию чувства равновесия способствуют приседания; прыжки на одной ноге; резкое изменение направления бега.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Речевое развитие детей дошкольного возраста"

Данная презентация предназначена для старших воспитателей и воспитателей дошкольных учреждений. Раскрывает проблему развития детской речи, требования к речи воспитателя. Практическая часть включает...

Семинар-практикум «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся...

Семинар – практикум «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста»

Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Предлагаем вам ознакомиться с развивающими игр...

Семинар - практикум "ФЭМП у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В игровой деятельности ребенок находится в позиции «равноправного партнера» по отношению к взрослому, что способствует укреплению уверенности в себе, в своих интеллектуальных возможностях....

Семинар-практикум: «Сенсорное развитие детей раннего возраста различных видах деятельности»

Само понятие сенсорика произошло от латинского слова census — чувство. Сенсорное воспитание –целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий,...

Семинар- практикум «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством элементарного музицирования»

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) воспитанников средней  группы...