Семинар - практикум "ФЭМП у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
консультация на тему
В игровой деятельности ребенок находится в позиции «равноправного партнера» по отношению к взрослому, что способствует укреплению уверенности в себе, в своих интеллектуальных возможностях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум
«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Воспитатели:
Барышева Т.М.
Смирнова С.К.
2013 год
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в младших классах средней школы.
Обучение математике не должно быть обязательно скучным занятием для ребёнка, к тому же существует просто огромное количество математических игр для малышей. Дело в том, что детская память избирательна. Ребёнок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому основная задача педагога сделать так, чтобы малышу было интересно заниматься счётом. Тогда такие непоседы и сами не заметят, как научатся считать.
В первую очередь, назовем игру, игровую деятельность как ведущую деятельность детей дошкольного возраста. В процессе игры допустимо свободное общение и взаимодействие детей друг с другом, проявление разнообразных интеллектуальных эмоций, опора на детский опыт, разрешение ошибок и противоречий, которые неизбежно возникают при освоении чего-то нового, неизведанного.
В игровой деятельности ребенок находится в позиции «равноправного партнера» по отношению к взрослому, что способствует укреплению уверенности в себе, в своих интеллектуальных возможностях.
В современных условиях изменения структуры образовательного процесса в ДОУ, в частности отхода от системы организованных занятий, отказ от использования игры как фрагмента обучения, диктует необходимость обращения к такому виду игры, как сюжетно-дидактическая, в которую дети играют самостоятельно.
Она является одним из основных средств технологий, направленных на накопление логико-математического опыта детей и рассматривается в качестве аналога современного занятия, т.е. НОД. Для нее характерны игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией.
Е.А. Носовой разработан комплекс игр и упражнений, которые представлены в книге «Логика и математика в детском саду».
Автор разделила все игры на группы: игры на выявление и абстрагирование свойств предметов; игры на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения; игры на овладение логическими действиями и мыслительными операциями. Примером сюжетных логико-математических игр могут служить: «Помоги муравьишкам», «Найди клад», «Засели домики», «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок» и др. Играя, дети осваивают средства и способы познания, соответствующую терминологию, логические связи, зависимости и умение выражать их в виде простых логических высказываний. В каждой игре имеется завязка-сюжет, действующие лица, которые следуют сюжетной линии, элементы схематизации, преобразования, игровая мотивация, ситуации для обсуждения и выбора материала, коллективного поиска путей решения познавательной задачи.
Предлагаем вашему вниманию игры из книги Е.А. Носовой (игры проводит Барышева Т.М.)
«Помоги фигурам выбраться из леса»
Цель: развитие логического мышления, умения рассуждать, работать по схеме.
Материал: логические блоки, схемы.
Ход игры: перед детьми схемы. На них изображен лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи. Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки. На неперечеркнутые знаки разрешают идти по своей дорожке только таким фигурам, как они сами; перечеркнутые знаки – всем не таким, как они, фигурам. Затем дети разбирают фигуры (блоки) и по очереди выводят их из леса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть.
«Угадай фигуру»
Цель: Развитие логического мышления, умений кодировать и декодировать информацию о свойствах.
Материал: блоки Дьенеша, набора карточек- свойств с перечеркнутыми знаками на каждую пару детей.
Ход игры: Дети разбиваются на пары. Каждый выбирает себе одну фигуру так, чтобы не видел партнер. Игроки договариваются, какое свойство фигуры будут загадывать (цвет, форму, размер, толщину). Затем карточками обозначают загадываемое свойство своей фигуры. Каждый должен угадать, какая фигура у партнера, правильно назвать ее свойство.
За неверный ответ игрок получает в качестве штрафной ту фигуру, свойство которой он не отгадал. Выигрывает тот, у кого окажется меньше штрафных фигур.
Сначала в играх загадывается только одно какое- то свойство фигуры, затем два (например, размер и цвет, размер и форма, цвет и форма). Карточки, обозначающие каждое из двух (трех) свойств, игроки выкладывают в отдельные ряды или столбики.
Особое внимание в работе с детьми уделяется сюжетно-ролевым, творческим играм, в которых могут быть созданы условия для освоения дошкольниками вычислительных действий, пространства и времени, для организации опыта экспериментирования с различными веществами и пр.
В сюжетно-ролевой, творческой игре отражаются впечатления детей об окружающем, их знания, понимание происходящих событий и явлений. Их основное отличие от других игр заключается в самостоятельности создания сюжета и правил игры и их выполнение. Наиболее притягательную силу для дошкольников имеют те роли, которые дают им возможность проявлять высокие моральные качества личности: честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку. Поэтому такие игры содействуют не только выработке отдельных математических навыков, но и остроте и логичности мысли. В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по соответствующим правилам. Включаясь в игру, ребенок выполняет определенные правила; при этом он подчиняется самим правилам не по принуждению, а совершенно добровольно, иначе не будет игры. А выполнение правил бывает связано с преодолением трудностей, с проявлением настойчивости.
А.М. Вербенец предлагает использовать в работе с детьми такие математические игры как «Магазин», «Супермаркет», «Кулинария», «Портняжная мастерская», «Ателье», «На кухне» и др., которые создают условия для освоения дошкольниками вычислительных действий, для организации опыта экспериментирования с различными веществами (переливание, пересыпание, измерение, установление отношения часть – целое, взвешивание, сравнение по размеру, объему и т.п.).
Умственное развитие детей происходит как в процессе творческих игр (развиваются умения обобщать функции мышления), так и в дидактической игре. Играя, ребёнок может не только закрепить ранее полученные знания, но и приобретать новые навыки, умения, развивать умственные способности. В этих целях используем специальные игры, направленные на умственное развитие ребёнка, насыщенные логическим содержанием.
В работе используем игры с числами и цифрами (назови соседей, цифра заблудилась, встань на место).
Предлагаем вашему вниманию интерактивную игру «Новоселы». Обращаем внимание на экран. (Проводит Смирнова С.К.)
Цель: развитие логического мышления, памяти.
Ход игры: Строители построили для детенышей зверей домик в 4 этажа, на каждом этаже по 2 квартиры. На 1 этаж селим самых больших и тяжелых детенышей, а на верхние этажи маленьких, легких (игроки называют детенышей и они постепенно расселяются в доме).
На новоселье принято дарить подарки. Давайте лягушонку подарим столовый сервиз; бельчонку – чайный сервиз; лисенку – кастрюлю; зайчонку – чайник; львенку – кровать; волчонку – стол; слоненку – диван; медвежонку – кресло (картинки с подарками постепенно перекрывают картинки с животными).
А теперь скажите:
- Кто живет на первом этаже, втором и т.д.?
- Назови соседа слоненка, лягушонка?
- Кто живет под львенком?
И другие подобные вопросы.
Опыт движений и передвижения ребенка в пространстве позволяет ему ориентироваться в «пространстве-карты», «пространстве-книги», «пространстве-листа» рабочей тетради.
Пространство, цвет, линия, величина — математические категории, без которых невозможна изобразительная деятельность, в продуктивной деятельности они усваиваются ребенком незаметно для него самого, без специального педагогического сопровождения и воспринимаются как важные и необходимые для получения результата.
Например, дидактическая игра «Найди предмет»
Цель: развитие умение ориентироваться в пространстве при помощи плана.
Ход игры: для проведения данной игры предварительно необходимо нарисовать (можно вместе с ребенком) план комнаты (или двора) (обратите внимание на экран) и заранее договориться с ребенком, какую игрушку нужно будет найти. Незаметно от ребенка спрячьте в комнате игрушку и на плане отметьте место, где вы ее спрятали, красным кружком. Ребенку вручается план, по которому он должен самостоятельно найти месторасположение игрушки (предварительно можно обсудить с ребенком, что изображено на плане).
Игру можно повторять несколько раз, пряча игрушку в разные места. Так же можно усложнить задание, положив план у входа в комнату, «вверх ногами». Давайте сейчас попробуем найти по плану спрятанную игрушку в музыкальном зале. (От каждой команды вызываем по одному желающему и по очереди ищем игрушки, спрятанные в разных местах) План – схема прилагается. (Проводит Смирнова С.К.)
Или игра «Нарисуй платочки», где нужно нарисовать такой же узор на других уголках платков. Сравнить получившиеся узоры.
В ряде разработок и исследований выделены возможности интеграции логико-математического и познавательно-речевого развития дошкольников и в частности: экологического развития.
Природа является интересным объектом познания для дошкольника, представляющим разнообразные связи, отношения, зависимости. Изначально приспособление человека к природе (её изменению, зависимостям) определяло изучение и фиксирование связей. Например, изменения в природе диктуют разделение суток на четыре части (утро-день-вечер-ночь), сезоны, цикличность (год). Для закрепления материала использую игры:
Игры «Путешествия во времени», «Вчера, сегодня, завтра», «Лови, бросай, дни недели называй», «Почему так день назвали?» (например пятница), помогают узнать много интересного, заглянуть в историю наших предков.
Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. С целью развития мышления детей используем различные виды несложных задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск чисел, недостающих в ряду фигур (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры и т. д.).
Игра «Волшебные круги»
Цель: развитие творческого воображения
Ход игры: Каждому игроку предлагается лист с нарисованными 5 – ю кругами одинаковой величины. Им необходимо «превратить» эти круги в предметы (яблоко, часы и т.д.) .
Игра «Подбери пару»
Цель: развитие внимания, закрепление знаний о сенсорных эталонах
Ход игры: игрокам предлагаются несколько предметов разной величины, цвета, формы. Необходимо найти пару каждому предмету и обосновать свой выбор.
В огромном количестве игр с правилами запечатлены разнообразные знания, умственные операции, действия, которые дети должны освоить. Освоение это идёт по мере общего умственного развития, вместе с тем в игре это развитие и осуществляется.
В работе с детьми также применяются наиболее эффективные развивающие игры: логические блоки Дьенеша; палочки Кюизенера; развивающие игры Никитина и Воскобовича; наглядные модели; игры-головоломки (геометрические конструкторы) и др. (Игры проводит Барышева Т.М.)
Игра «Давай познакомимся»
Дети встают в круг, у каждого свой блок. Блоки «оживают», «разговаривают» друг с другом. Чтобы познакомиться, нужно назвать «полное имя» блока, т. е. перечислить весь объём его свойств(толщину, цвет, форму, размер).
Игра «Путешествие на поезде»
Цель: Учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого, понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно, ориентироваться в пространстве. Подвести к выводу, что у каждого числа есть свой цвет.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Материал: Палочки Кюизенера
Ход игры:
Педагог: «Ребята, вы любите путешествовать? Тогда угадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня: В поле лестница лежит
Дом по лестнице бежит (Поезд)
Как вы догадались, что это поезд? Ну что ж, давайте приготовим свои поезда, и в путь дорогу…Составьте поезд из палочек от самой короткой до самой длинной. Составили? Поехали!»
Педагог предлагает детям ответить на вопросы:
- Сколько вагонов у поезда?
- Каким по порядку стоит голубой вагон?
- Вагон какого цвета стоит четвертым?
- Какой по порядку вагон стоит между белым и голубым?
- Какого цвета вагон левее желтого?
- Какого цвета вагон правее красного?
Белая палочка( полоска) – это одно место. Сколько мест в каждом вагончике? Сколько пассажиров поедет в каждом вагоне? Почему?
(оказывается у палочки (полоски) каждого цвета есть свое число)
Игра- конструирование
Цель: Учить детей отбирать палочки (полоски) нужного цвета и числового значения, распределять палочки (полоски) в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительный глазомер.
Материал: палочки Кюизенера, схемы с образцами.
Ход игры: Педагог предлагает составить курочку, улитку, кошку, лягушку из палочек. Каждый ребенок самостоятельно отбирает нужные палочки, называет их цвет и количество. Дети рассматривают свой результат и рассказывают, как они их составляли.
Игра «Мозайка цифр»
Цель: Развивать способности (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке, умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закреплять навыки вычислительной деятельности.
Материал: карточки с изображением символов и примеров, карточки с изображением предметов, блоки Дьенеша.
Ход игры Между детьми распределяют карточки символов и примеров. Затем они решают пример на своей карточке, «расшифровывают» ее и берут блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов.
Игра «Украсим елку логическими фигурами»
Цель: Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства, декодировать информацию, получившую с помощью логических кубиков, умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами.
Ход игры
Детям необходимо украсить елку логическими фигурами. Сначала они бросают логические кубики, делают выводы, какую фигуру нужно взять, и вешают ее на елочку.
Широко используем в работе сказки и рассказы, в которых сюжет часто построен на основе некоторого свойства или отношения (например, «Маша и медведи», в котором смоделированы размерные отношения - серия из трех элементов; сказки по типу «гномы и великаны» («Мальчик-с пальчик» Ш. Перро, «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена), истории, моделирующие некоторые математические отношения и зависимости (Г. Остер «Как измеряли удава» и т.п.). Сюжет, образы персонажей, «мелодика» языка произведения (художественный аспект) и «математическая интрига» представляют собой единое целое.
В дидактических целях часто используем произведения, в названии которых присутствуют указание числа (например «12 месяцев», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и т.п.). В качестве приема применяем специально сочиненные для дошкольников стихотворения, например С. Маршака «Веселый счет», Т. Ахмадовой «Урок счета», И. Токмако-вой «Сколько?» стихотворения Э. Гайлан, Г. Виеру, А. Кодырова и др. Данные описания цифр, фигур способствуют формированию яркого образа, быстро запоминаются детьми, и являются как бы «пусковым механизмом» припоминания способов их написания.
Какие дети не любят конструировать? Предлагаем вашему вниманию игру – конструирование по теме «Город», предполагающую совместное обсуждение с детьми макета построения города и обыгрывание результата. Игра включает цепочку заданий: совместное обсуждение и придумывание макета Красивого города (составление плана города, рисование схемы), планирование улиц, домов; создание схем постройки различных зданий, с учетом функционального назначения и эстетических показателей; определение размера домов, длины улиц (с учетом заданных условий: улиц и площадей для парада, для проезда грузовых машин, рядом со стадионом и т.п.), подсчет количества элементов для постройки (заказ кубиков, дуг, пластин и т.п. с указанием количества и размера, а также учитывая эстетические показатели будущих построек). В процессе конструирования внимание детей направляется на размерные свойства, форму, проявление симметрии или асимметрии и т.п. В дальнейшем составление карты уже построенного города с условным обозначением символами достопримечательностей (т.е. осуществление операции кодирования); с детьми обсуждаются более адекватные способы обозначения.
Использование этих средств развивает воображение, пространственные представления, конструктивное мышление, смекалку, сообразительность. Важным является и то, что наряду с учебно-игровыми пособиями используется «жизненный» материал, что помогает педагогу осуществить перенос изучаемого на бытовые ситуации, близкие детям.
Таким образом, в обобщённом опыте мы раскрыли непосредственное влияние игровых методов на обучение детей счёту, формирование элементарных математических представлений у дошкольников через игровую деятельность. На основании исследуемого материала можно сказать, что не один метод не даёт такого положительного эффекта, как игровой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность В современных школах программы довольно насыщены, существуют экспериментальные классы. Кроме того...
Развитие личности детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети поз...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...
Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире....
Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознател...
Конспект семинара-практикума для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Задачи семинара:Развитие речевой деятельности в различных видах деятельности.Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования п...