Семинар – практикум для воспитателей «Игры-эстафеты для дошкольников»
консультация по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
В статье представлен сценарий семинара-практикума для педагогов, направленного на формирование у них представлений о роли игр-эстафет в развитии старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар – практикум для воспитателей «Игры-эстафеты для дошкольников» | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для воспитателей
«Игры-эстафеты для дошкольников»
Инструктора по физической культуре
МБДОУ «Детский сад № 75 «Зайчонок»:
Сербина Татьяна Юрьевна
Игры – эстафеты – это одна из разновидностей подвижных игр командного характера с правилами. В играх-эстафетах команды детей состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром и рациональном решении двигательных задач.
Игры – эстафеты проводятся со старшей группы. Движения, включенные в игру-эстафету, должны быть знакомы детям, эстафета должна быть интересна и посильна всем участникам. Необходим тщательный подбор состава команд, примерно равного по силам. Педагог должен учитывать физическое развитие и индивидуальные особенности детей. Это обеспечит справедливую оценку итогов состязаний.
Следует приучать детей относиться к соперникам с уважением. Руководя игрой, педагог осуществляет нравственное воспитание ребенка, формирует у него правильную самооценку, взаимоотношения детей друг с другом, дружбу, взаимовыручку, учит ребенка преодолевать трудности.
Содержание игр-эстафет зависит от:
- возрастных особенностей и уровня подготовки играющих;
- размеров зала, площадки;
- времени года;
- наличия необходимого физкультурного оборудования.
Подготовка к играм – эстафетам:
- проветрить помещение и убрать лишнее оборудование;
- обозначить линию старта и линию финиша;
- подготовить необходимый инвентарь для эстафет;
- подготовить места для «болельщиков» и «судей» (если они должны присутствовать);
Распределение на команды может проводиться разными способами:
1.Педагог распределяет играющих на команды по своему усмотрению в случаях, когда нужно составить равные по силам команды.
2.Построение детей в шеренгу и расчет на 1-2; 1-е номера составят одну команду, вторые – другую (недостаток данного способа – команды не всегда получаются равными по силам).
3.Путем расчета движущейся колонны (в колонну по 2, по 3).
4.По сговору. Выбираем капитанов, которые в свою очередь набирают себе команды.
5.С помощью жребия и т.д.
(ПЕДАГОГИ ДОСТАЮТ ИЗ МЕШОЧКА ЖЕТОНЫ ЗЕЛ., КРАСН., СИН., ДЕЛЯТСЯ НА 3 КОМАНДЫ)
Виды эстафет:
-линейные (соревнующиеся стоят в параллельных колоннах 2,3,4,5);
-встречные (команда делится пополам и ее половины становятся в колоннах друг против друга):
Встречная эстафета с обручем и скакалкой.
Команды строятся как на встречной эстафете. У направляющего первой подгруппы – гимнастический обруч, а у направляющего второй подгруппы - скакалка. По сигналу игрок с обручем устремляется вперед, прыгая через обруч, как через скакалку. Как только игрок с обручем пересечет линию старта противоположной колонны, стартует игрок со скакалкой, который продвигается вперед, прыгая через скакалку. Выигрывает та команда, которая быстрее другой поменяется местами в колоннах.
-круговые (команды становятся по кругу):
Круговая эстафета
Все играющие делятся на 3-5 команд и встают лучами от центра круга (как лучики солнышка). Каждый луч-колонна является командой. Игроки, стоящие крайними от центра круга, держат в правой руке ленту (мяч, палочку и т.д.). По общему сигналу крайние игроки с эстафетой бегут по кругу с внешней стороны мимо остальных лучей к своей команде и передают ленту ожидающему с края игроку, а затем бегут в конец колонны, ближе к центру и становятся там. Получивший эстафету так же обегает круг и передает ее 3-му номеру и т.д. Когда начинавший игру окажется с края и ему принесут предмет, он поднимает его вверх.
При занятиях с дошкольниками в эстафеты не рекомендуется включать:
- акробатические кувырки вперед;
- бег по узкому буму или перевернутой гимнастической скамейке (возможна быстрая ходьба с подстраховкой);
- лазание вверх по канату;
- бег до стены и ее касание (при неумении затормозить движение, особенно в азарте, могут быть удары о стену).
Первичное объяснение сопровождается показом движений капитанами, которые первыми выполняют эстафету или судьей.
Игра начинается по условному сигналу (команда, свисток, хлопок в ладоши, взмах рукой или флажком).
Игр-эстафет очень много. При их организации важно соблюдать следующие правила:
1.Кол-во игроков в командах должно быть равным (в том числе мальчиков и девочек);
2.Забеги в командах выполняются строго по очереди, которую никто не пропускает;
3.Раньше времени выбегать за линию старта не разрешается;
4.Заканчивает эстафету в команде всегда тот игрок, который ее начинал;
5.Независимо от окончания игры одной командой она продолжается до тех пор, пока задания не выполнят все игроки команды;
6.Результат подводится по кол-ву заработанных очков;
7.За каждую ошибку в ходе игры начисляется штрафное очко;
8.Побеждает команда, набравшая больше очков (не обязательно закончившая эстафету первой).
Каким образом можно усложнить игры-эстафеты?
1. Постепенно увеличить кол-во препятствий;
2. Изменить последовательность выполнения заданий;
3.Изменить способы выполнения заданий;
4. Вводить дополнительные движения (хлопки, повороты, подпрыгивания вверх и т.д.);
5. Менять величину и вес предметов;
6. Увеличить площадку для игр;
7. Усложнить правила;
8. Изменить вариант построения команд на площадке;
9. Изменить исходное положение участников команд на линии старта (сидя, сидя по «турецки», стоя на коленях, лежа на животе, стоя спиной к линии старта и т.д.)
10. Усложнить кол-вом участников (взаимоотношения между детьми) – (передвижение парами, тройками, небольшими группами и др.)
Эстафета «Паучки»
Участники становятся по 4 человека спиной друг к другу, перекрещивают руки, добегают, не расцепляясь, до фишки, оббегают ее и таким же способом возвращаются обратно. Тот, кто ближе будет ко второму паучку, передает ему эстафету. Побеждает та команда, которая закончит эстафету первой.
Эстафета «Посадил дед репку»
Участники выстраиваются в 2 колонны. Первые участники «дедушки», вторые «бабушки» и т. д. (по сказке «Репка» - 6 чел). На расстоянии 6м от стартовой линии напротив каждой колонны расставляются кубики – это «репки». По сигналу «дедушки» оббегают «репки» и возвращаются на места, за ними бегут «бабки». Они берутся за руки и оббегают репки и т.д. Последний участник «мышка», оббегая репку, берет ее, и все вместе возвращаются на место. Кто раньше выполнит задание, тот и выигрывает.
Таким образом, в играх – эстафетах закрепляются и совершенствуются двигательные навыки, развивается умение ориентироваться в пространстве, физические качества: ловкость, быстрота, выносливость, координация движений, точность, быстрота реакции. Воспитывается смелость, самостоятельность, решительность, дисциплинированность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования»
Семинар-практикум для воспитателей...
Семинар - практикум для воспитателей "Развитие памяти у дошкольников на этапе подготовки к школе"."
Семинар - практикум для воспитателей "Развитие памяти у дошкольников на этапе подготовки к школе" был проведен для воспитателей подготовительных групп в 2013 учебном году....
Семинар-практикум для воспитателей "Организация утренней гимнастики дошкольников"
Данный материал раскрывает цели и задачи утренней гимнастики, методики её проведения в разных возрастных группах, содержит примеры комплексов утренней гимнастики для разных возрастных групп, а также п...
семинар - практикум для воспитателей"Организация диолагического общения дошкольников со сверстниками"
Консультация для воспитателей...
семинар - практикум для воспитателей "Развитие двигательной активности дошкольников
Семинар – практикум для воспитателей«Развитие двигательной активности дошкольников»...
Семинар-практикум для воспитателей «Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками»
Компетентность в общении стала одной из главных составляющих высокого профессионального мастерства педагога....
Практикум для воспитателей «Игры-эстафеты в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС»
Теоретическая часть содержит методический материал по играм-эстафетам. В практической части представлены описания эстафет....