Копилка подвижных и дидактических игр для детей дошкольного возраста
картотека по физкультуре (старшая группа)

Умрихина Татьяна Николаевна

Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Копилка подвижных и дидактических игр для детей

дошкольного возраста

Подвижные игры в старшей группе

«Совушка»

Цель игры: Развивать у детей наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять детей в беге.

Содержание игры: На одной стороне площадки обручем обозначается «гнездо совушки». В «гнезде – Совушка». Остальные играющие изображают птиц, бабочек, мышек и т.д. Они разбегаются по всему залу. Через некоторое время воспитатель произносит: «Ночь!». Играющие останавливаются на месте в той позе, в которой их застала ночь. «Совушка» вылетает из своего «гнезда», машет крыльями и смотрит, кто пошевелился. Тот, кто шевельнется, уводит к себе в гнездо. Воспитатель говорит: «День!», все играющие просыпаются и вновь бегают и летают.

«Удочка»

Цель игры: Развивать внимание, ловкость, выдержку. Упражнять в прыжках в высоту.

Содержание игры: Дети стоят по кругу. В центре круга – воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь чтобы мешочек не задел их ног. Предварительно воспитатель показывает и  объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги.

«Угадай, у кого мяч?»

Цель игры: Развивать у детей внимание, наблюдательность, координацию движения.

Содержание игры: Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центре круга, остальные придвигаются плотно друг к другу, руки у всех за спиной. Воспитатель дает кому – либо мяч (диаметром не более 15 см), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки», - и тот, к кому он обращается, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а у кого найден мяч, начинает водить.

«Гуси-лебеди»

Цель игры: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге с увертыванием

Содержание игры: Из числа играющих выбирается волк и пастух. Остальные дети – гуси. На одной стороне  площадки проводится черта, за которой находятся гуси. Сбоку площадки очерчивается место – логово волка. Пастух выгоняет гусей на луг. Гуси ходят, летают по лугу.

- Гуси, гуси! (Га, га, га!); - Есть хотите? (Да, да, да!); - Так летите! (Нам нельзя: Серый волк под горой; - Не пускает нас домой! - Так летите, как хотите!

Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк выбегает, пересекает им дорогу, стараясь поймать их (коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе. После 3 – 4 перебежек (согласно условию) производится подсчет пойманных гусей. Затем выбираются новые волк и пастух, и игра повторяется.

«Краски»

Цель игры: Развивать познавательный интерес к знаниям, стремление применять знания на практике.

Содержание игры: Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:

Тук, тук! - Кто там? - Я монах в синих штанах. Зачем пришёл? -За краской. За какой? - За (называется цвет)

Выходит краска с таким цветом и покупатель должен догнать её. Если догонит, то забирает себе. Затем заходит второй покупатель. Ситуация повторяется. Выигрывает покупатель, который «купит» больше красок.

Подвижные игры в подготовительной группе

«Горелки»

Цель игры: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.

Содержание  игры: Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия.  По считалке выбирается Ловишка. Он становится на линию спиной к остальным детям. Все стоящие парами говорят:

«Гори, гори ясно,

чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!»

С окончанием слов дети стоящие в последней паре бегут вдоль колонны (один – справа, другой - слева0., стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.

Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если Ловишка не поймал, он остаётся в той же роли.

Во время произнесения слов Ловишка не оглядывается, ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.

«Ловишки» (с ленточками)

Цель игры: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.

Содержание игры: Дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит Ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка старается вытянуть ленточку. По сигналу: «Раз, два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг». После подсчета пойманных, игра повторяется.

2 вариант

Чертится круг в центре стоит Ловишка. По сигналу «Раз, два, три лови» дети перебегают круг, а Ловишка пытается схватить ленту.

«Коршун и наседка»

Цель игры: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость.

Содержание игры: В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка, вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна.

2 вариант.

Если детей много можно играть двумя группами.

«Пятнашки»

Цель игры: учить детей бегать по площадке врассыпную, с ускорением, закреплять умение действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту.

Содержание игры:

Выбирается водящий, который получает цветную повязку и становится в центр площадки. После сигнала: «Лови!» - все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и осалить. Тот кого осалил водящий отходит в сторону. После 2-3 повторений Ловишка меняется.

2 вариант.

Нельзя пятнать того кто успел встать на одну ногу.

«Жмурки»

Цель игры: учить детей бегать по площадке врассыпную, двигаться с завязанными глазами, слушая предупредительные сигналы. Развивать умение быстро перемещаться по залу, ловкость, быстроту действий.

Содержание игры: Выбирается водящий – жмурка. Он встаёт в середину комнаты, ему завязывают глаза, поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем все дети разбегаются по комнате, а Ловишка старается кого-нибудь поймать. При виде какой-либо опасности для жмурки дети должны предупредить словом «Огонь!». Поймав кого-нибудь жмурка передаёт свою роль пойманному.

2 вариант.

Если игра проходит на улице, то очерчивается граница , за которую играющие не имеют права забегать. Переступивший условленную границу считается сгоревшим и обязан заменить жмурку.

Подвижные игры в младшей группе

«Хоровод»

Цель игры: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.

Содержание игры: Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись            за руки, ходят по кругу.

Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!

До того мы закружились, что на землю повалились.

Бух!

При произнесении последней фразы выполняют приседания.

«Карусель»

Цель игры: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус.

Содержание игры: Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

«Воробушки и автомобиль»

Цель игры: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Содержание игры: Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

«Акула и рыбки»

Цель игры: развитие умения у детей бегать в определённом направлении; ориентироваться в пространстве.

Содержание игры: Дети – «рыбки» «плавают». По сигналу воспитателя: «Акула» - дети прячутся, «уплывают» в укрытие (домик из каната).

«Раз, два, три – беги!»

Цель игры: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.

Содержание игры: Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к дереву беги», дети бегут к дереву и ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к песочнице беги», дети бегут к песочнице и ждут воспитателя.

Подвижные игры в средней группе

ЛИСА В КУРЯТНИКЕ (средняя группа)

Цель игры: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

Содержание игры: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется. Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!».

Варианты: Увеличить число ловишек – 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку.

«У медведя во бору»

Цель игры: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.

Содержание игры: На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель назначает медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять!». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят: «У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит».  Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь. Медведь имеет право вставать и ловить, а играющие – убегать домой только после слова «рычит!».

Медведь не может ловить детей за линией дома.

Варианты: Ввести 2 медведей. Поставить на пути преграды.

«Кошки и мышки»

Цель игры: Развивать у детей умение быстро действовать по сигналу, ходить, сохраняя форму круга. Упражнять в беге с ловлей.

Содержание игры: Все играющие, кроме 2, становятся в круг, на расстоянии вытянутых рук, и берутся за руки. В одном месте круг не замыкается. Этот проход – называется воротами. Двое играющих, находятся за кругом, изображают мышку и кошку. Мышка бегает вне круга и в кругу, кошка – за ней, стараясь поймать ее. Мышка может вбегать в круг через ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. Кошка – только в ворота. Дети идут по кругу и говорят: «Ходит Васька серенький, хвост пушистый – беленький. Ходит Васька – кот. Сядет, умывается, лапкой вытирается, песенки поет. Дом неслышно обойдет, притаится Васька – кот. Серых мышек ждет». После слов кошка начинает ловить мышку.

Правила: Стоящие в кругу не должны пропускать кошку под сцепленные руки. Кошка может ловить мышку за кругом и в кругу. Кошка может ловить, а мышка убегать после слова «ждет».

Варианты: Устроить дополнительные ворота, ввести 2 мышек, увеличить количество кошек.

«Где позвонили»

Цель игры: Развивать у детей слух, внимание и выдержку.

Содержание игры: Дети сидят по кругу или вдоль стены. Один из играющих по назначению воспитателя становится в центре круга или перед сидящими. По сигналу воспитателя он закрывает глаза. Воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Ребенок, находящийся в центре круга, должен не открывая глаз, указать рукой направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, воспитатель говорит «Пора!», играющий открывает глаза. А тот, кто позвонил – поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он снова закрывает глаза и отгадывает еще раз.  Затем воспитатель назначает другого водящего.

Правила: Водящий открывает глаза только после слова воспитателя «Пора!»

Варианты: Раскрутить водящего; вместо звоночка ввести дудочку или другой музыкальный инструмент.

«Самолеты»

Цель игры: Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну. Упражнять в беге.

Содержание игры: Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков на самолетах. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя «К полету готовься!» дети кружат согнутыми в локтях руками – заводят мотор. «Летите!» - говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную, в разных направлениях. По сигналу воспитателя «На посадку!» - самолеты находят свои места и приземляются, строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.

Правила: Играющие должны вылетать после сигнала воспитателя «Летите!». По сигналу воспитателя «На посадку!» - играющие должны возвратиться в свои колонны, на те места, где выложен их знак (поставлен флажок).

Варианты: Пока самолеты летают, поменять местами флажки, унести на противоположную сторону. Менять ведущих в колоннах.

Дидактические игры в подготовительной группе

«Собери цветок».

Цель игры: обобщить знания детей о составных частях растений, упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, единственного и множественного числа, развивать зрительное внимание, память.

Материал: карточки с изображением стеблей с листьями, карточки с головками цветов.

Ход игры:

Вариант 1. Педагог раздаёт детям карточки с изображением стеблей с листьями. Детям показывает карточку с изображением головок цветков разных растений.

Вариант 2. У педагога - стебли с листья, у детей - цветы.

По ходу игры воспитатель может задавать детям вопросы: «Что ещё ты знаешь о ромашке? Где она любит расти? Когда расцветает? А есть ли у ромашки какие-то особые приметы? Сравни ромашку и колокольчик по сходным признакам, Чем отличается ромашка от мака?» и т.д.

«Посадим цветы на клумбу»

Цель игры: обобщить знания детей о сезоне, времени цветения и месте произрастания цветов, тренировать в составлении описательных рассказов: развивать связную речь, зрительное внимание, память. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Материал: Большие картонные карты с изображением букетов цветов, маленькие карточки с изображением одного цветка для составления клумбы.

Ход игры: Воспитатель. Каждому из нас приятно любоваться красивыми цветами, которые растут на клумбах нашего города. А как вы думаете, можно их рвать и собирать в букеты? (Ответы детей)

«Художники»

Цель игры: развитие ориентировки в пространстве.                                                                                                               Ход игры:  Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. п. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым) вверху, на крыше дома – трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом и т. д.

«Калейдоскоп»

Цель игры: умение подбирать объекты по образцу, ориентируясь на несколько признаков сразу.

Материал игры: Демонстрационный: несколько калейдоскопов; образец сложного орнамента с тремя осями симметрии, включающего элементы двух, трех цветов, двух форм,

Раздаточный материал: листы бумаги с начерченными осями, правильный шестиугольник клей, кисточки для клея, элементы для создания орнамента, аналогично образцу по 6 экземпляров каждого вида геометрических фигур.

Содержание игры: Педагог обращается к детям: «Сейчас я вам раздам калейдоскопы. Каждый посмотрит несколько раз, повернет и передаст соседу. Вы видели красивые узоры, Но в калейдоскопе узор не сохраняется, при малейшем движении он изменится. А сегодня мы сделаем картинку как в калейдоскопе, только остановившуюся». Педагог показывает орнамент: «Посмотрите, какой красивый, но очень сложный узор. Он состоит из разных фигур. Давайте рассмотрим, какие здесь фигуры, по каким признакам они различаются и как расположены». Педагог и дети выясняют, что узор составлен из фигур двух форм, каждая форма имеет две разновидности и три цвета. Затем  педагог обращает внимание на взаимное расположение фигур, на то, каждая фигура повторяется шесть раз. После этого педагог предлагает детям разложить свои фигуры так же как в орнаменте-образце. Затем фигуры приклеиваются и анализируются.

«Где какие фигуры лежат»

Цель игры: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам.

Материал: Набор фигур.

Содержание игры: Играют по двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы.

Дидактические игры в старшей группе

«Земля, вода, огонь»

Цель игры: закреплять знания детей об обитателях различных стихий.

Ход игры:  Играющие становятся в круг, в середине круга-ведущий. Он бросает мяч ребенку, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух. Если ведущий скажет «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать животное обитающее в этой среде; при слове «огонь» - отбросить мяч. Тот, кто ошибся, выходит из игры.

«Что лишнее?»

Цель игры: закреплять знания признаков разных времен года, умение четко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.

Ход игры: Педагог называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времен года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; пожелтели листья на деревьях; идет уборка урожая; падает пушистый белый снег).

«Мое облако»

Цель игры: развивать воображение, образное восприятие природы.

Ход игры:  Дети садятся на одеяла или на корточки, рассматривают небо и плывущие облака. Педагог предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они могут плыть.

«Игра в загадки»

Цель игры: расширять словарный запас детей.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Педагог загадывает детям загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает детям загадку. За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

«Закончи предложение»

Цель игры: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Ход игры:  Педагог (или ребенок) начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…» Остальные дети заканчивают его и составляют начало нового предложения.

«Отгадайте, что за птица»

Цель игры:  учить описывать птицу и узнавать по описанию.

Ход игры: Педагог предлагает одному ребенку описать птицу или загадать о ней загадку. Другие дети должны отгадать, что это за птица.

«Бывает – не бывает» (с мячом)

Цель игры: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры:  Педагог произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).

Дидактические игры в средней группе

«Какое время года?»

 Цель игры: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года;  развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

 Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

«Где что можно делать?»

 Цель игры: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

 Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

 Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).

 Что можно делать на реке? Что делают в больнице?

«Какая, какой, какое?»

 Цель  игры:  учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

 Ход игры: Воспитатель  называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.           Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.....

                            Пальто — теплое, зимнее, новое, старое …..

                            Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

                            Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …

«Закончи предложение»

 Цель игры: учить дополнять предложения словом противоположного значения,  развивать внимание.

  Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

        Сахар сладкий. а перец - …. (горький).

        Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).

        Дорога широкая, а тропинка .... (узкая).

«Узнай, чей лист»

  Цель игры:  учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе),  развивать внимание.

  Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.

 «Отгадайте, что за растение»

 Цель игры: учить описывать предмет и узнать его по описанию,  развивать память, внимание.

 Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

«Кто же я?»

 Цель игры: учить называть растение,  развивать память, внимание.

 Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает фишку.

«Кто (что) летает?»

Цель игры: закрепить знания о животных, насекомых, птицах,  развивать  внимание, память.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит».

Когда называется предмет который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

«Что за насекомое?»

Цель игры: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому,  развивать внимание.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

«Кто больше назовет действий?»

Цель игры: учить подбирать глаголы, обозначающие действия,  развивать память, внимание.

 Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

Дидактические игры в младшей группе

«Догадайся, что звучит»

Цель игры: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.

Ход игры: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.

«Часы»

Цель игры: Развивать речевое внимание детей.

Ход игры:  Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «три-трак…»! . - Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).

- Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов) .

«Медвежата мед едят»

Цель игры: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.)

Игра повторяется 3-4 раза.

Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза) .

«Лягушка и лягушата»

Цель игры: Развивать речевое внимание детей.

Ход игры: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают)

Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

«Покормим птенчиков»

Цель игры: Развивать речевой аппарат детей.

Ход игры: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.

«На приеме у врача»

Цель игры: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход игры: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.

В: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот) .

Врач доволен: горло ни у кого не болит.

«Догадайся, что звучит»

Цель игры: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.

Ход игры: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.

«Узнай по голосу»

Цель игры: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.

Ход игры: Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.

«Кто в домике живет? »

Цель игры: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

Ход игры: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.

Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей) .

Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал?

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

«Кто как кричит? »

Цель игры: Развивать речевое внимание детей.

Ход игры: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка «Подвижные игры»

методическая копилка подвижных игр для детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

Трудовое воспитание детейдошкольного возраста

Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....

Роль сенсорного развития детейдошкольного возраста с нарушением зрения и речи в ознакомлении с природой

Данный проект направлен на социализацию детей в обществе, предоставив слабовидящим максимальную возможность через все органы чувств познать природу, стать ее частью и сохранять по мере возможности ее ...

Дидактическая копилка по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста

Данное пособие представляет собой подборку стихов по временам года, загадок, пословиц и   дидактических игр природоведческой направленности. Возможно использование в рамках образовательной деятел...