Методическая разработка образовательной деятельности инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-7 лет «Поход в осенний лес»
учебно-методический материал по физкультуре (старшая группа)

Чернявская Юлия Антоновна

Образовательнаеской  деятельность инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Поход в осенний лес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Поход в осенний лес"298.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №8 «БУРАТИНО» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ ГЕЛЕНДЖИК

Методическая разработка

образовательной деятельности инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-7 лет.

«Поход в осенний лес»

C:\Users\Буратино\Desktop\СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ\ГМО Юля\ГМО инструктора по ФК\c7cad7cf-742c-412d-9aea-c56360025188.jpg

 

Разработал инструктор по физической культуре

 МБДОУ д/с №8 «Буратино»:

Чернявская Юлия Антоновна

с. Архипо-Осиповка 2020г.

Пояснительная записка.

Актуальность.

Одной из причин ухудшения результатов в борьбе за снижение заболеваемости детей является недостаточная педагогическая культура семей. Нарушается режим сна и отдыха в праздничные и выходные дни. Дети много времени проводят у телевизора, компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью, в современных квартирах не находится места спортивным уголкам.

Опыт работы показал, что ребенок показывает более высокое физическое развитие, если семья ведет здоровый образ жизни. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Таким образом, одним из путей физического воспитания детей, является приобщение к туризму. Данное направление несет в себе оздоровительную, образовательную (познавательную) и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания.

Но находясь в лесу, необходимо соблюдать правила безопасности. Безопасность ребенка – это одна из основных забот, как родителей, так и педагогов детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.

Научная основа.  Данная образовательная деятельность входит в цикл занятий по физическому развитию с использованием современных игровых и здоровьесберегающих технологий, опирающихся на современные программы. При подготовке занятия использовалась образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) с 5 до 7 лет «Н.В. Нищевой» и примерная программа физического образования и воспитания логопедических групп с общим недорозвитием речи ( с 3-7 лет) Кириллова Ю.А.

Инновационная направленность. Данный сценарий образовательной деятельности входит в серию разработок методического игрового комплекса «Родное село», в рамках действующей муниципальной инновационной площадки на базе нашего ДОУ. В образовательной деятельности использовался инновационный проект терренкур «Вместе весело шагать». Маршрут разработан с учетом особенности территории детского сада, который помогает повысить интерес к оздоровительной деятельности, двигательной активности, расширить знания о методах совершенствования и сохранения здоровья, обогатить словарный запас.

Образовательная деятельность длится  25 минут, что соответствует требованиям СанПиН для группы компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа).

Данная деятельность прошла насыщенно и интенсивно благодаря смене активных и пассивных видов деятельности, что обеспечило работоспособность, заинтересованность детей в течение всего мероприятия.

Маршрут проходил от входа в здание детского сада по тропе терренкур к «лесной полянке». Весь маршрут был разбит на 4 зоны:

1 зона - для создания у детей мотивации к деятельности;

2 зона - для закрепления физических упражнений;

3 зона - проведение подвижной игры;

4 зона - проведение упражнения на развитие речи и рефлексия.

Такое зонирование маршрута помогало детям переходить от одного вида деятельности к другому непрерывно.  Для беспрепятственного перехода от одной зоны к другой, были учтены и соблюдены все условия по технике безопасности.

Краткая аннотация. Образовательная деятельность с интеграцией образовательных областей: физическое, социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие. Занятие проводится в форме реализации маршрута от детского сада, по тропе терренкур к «лесной полянке». Дети поэтапно выполняют различные задания, с целью физического развития, речевого, а так же получения, закрепления и расширения своих знаний о безопасном поведении в лесу и экологическом воспитании.

Возраст воспитанников: старший дошкольный (шестой год жизни)

Виды деятельности: двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.

Образовательные области: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о нормах и правилах поведения в природе, и желания вести здоровый образ жизни.

Задачи:

Физическое развитие:

- закреплять умение выполнять упражнений направленных на развитие координации движений;

- развивать равновесие, основные виды движений.

Социально-коммуникативное развитие:

- развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание;

- формировать уважительное отношение к сверстникам.

Речевое развитие:

- обогащать активный словарь детей;

Познавательное развитие:

- формировать первичные представления об окружающем мире.

- актуализировать (при необходимости формировать) знания детей о правилах безопасного поведения в лесу и бережного отношения к природе.

- создать условия для формирования способности к принятию собственных, осознанных решений на основе первичных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.

Методы и приёмы:

- наглядный: показ упражнений;

- словесный: указание, объяснение, педагогическая оценка, вопросы к детям;

- игровой: подвижная игра, игра на развитие мелкой моторики, внезапное появление объектов, создание игровой ситуации.

Оборудование: Рюкзак с предметами, необходимыми в лесу (вода, еда, салфетки, компас, мусорные мешки, телефон, игрушки), гимнастические палки по количеству детей, картонные грибы (съедобные и не съедобные), деревянные палочки для развития моторики рук, макет костра, лопатки, ведра с песком).

Предварительная работа: беседы на тему «безопасное поведение в лесу»: виды грибов, соблюдение чистоты на природе, обращение с огнем. Работа по физическому развитию (ходьба с выполнением различных движений рук и ног, комплекс ОРУ с гимнастической палкой).

Содержание

Обратная связь на высказывание детей/примечание.

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Дети с педагогомвыходят на прогулку.

Им на встречу с корзиной в руках бежит грибник.

Грибник:Здравствуйте, ребята!

Дети:Здравствуйте! А вы кто?

Грибник: Я хочу стать грибником и в первый раз решила пойти в лес за грибами. Но вот незадача, потеряла свой рюкзак, в котором находятся все необходимые вещи для похода в лес. Что делать? Не знаю.

Дети: Надо найти рюкзак.

Заметив Грибника, дети подходят к нему.

Дети  осматриваются и кто-то замечает в стороне рассыпанный рюкзак и указывает на него.

  1. этап: способствуем планированию детьми их деятельности

Грибник: Спасибо ребята, что помогли мне его найти.

Дети: В лесу эти вещи вам не пригодятся.

Грибник: Как?! А что  мне нужно взять?

Дети: Надо взять с собой фонарик, компас, воду, еду, лопату, мусорный мешок, влажные салфетки.

Грибник: Почему эти  мне вещи в лесу так необходимы?

Дети: Вода нужна, чтобы пить. Фонарик,  ночью освещать путь. Еда, если проголодаемся, можно перекусить. Компас укажет нам путь, если мы заблудимся. Лопата для того, чтобы засыпать костер землей или песком.

Грибник: Какие вы молодцы!  А я вот одна боюсь идти в лес.

Дети: Давайте мы пойдем с вами?

Грибник: Построимся друг за другом и отправимся в путь, ведь нас ждет впереди много интересного!

Собирает рюкзак, машинки, мячик, кукла….

Дети вместе с Грибником подходят к рюкзаку. Где лежат рассыпанные игрушки и те вещи, которые необходимы в лесу,  рюкзак, вода, еда, фонарик, компас, саперную лопату, мусорный мешок.

Дети рассматривают вещи и начинают рассуждать, для чего нам нужны эти вещи в лесу.

Грибник хвалит детей и мотивирует их пойти с ним в лес.

Вот здорово!!

Дети строятся друг за другом и идут за грибником к терренкуру.

3 этап: способствуем реализации детского замысла

Терренкур «Вместе весело шагать!»

Грибник: Впереди река, а вдоль нее идет тропинка! Она и приведет нас в лес. Интересно, есть ли правила поведения у водоемов?

Дети: Не подходить близко к воде, что бы случайно не упасть. Нельзя пить воду из реки. Нельзя загрязнять реки, выбрасывать мусор.

Грибник: Обязательно их запомню! Ребята, смотрите, сколько здесь следов! Давайте пройдем по ним, чтоб никого не напугать, ведь здесь обитает много птиц и животных.

ОРУ (общеразвивающие упражнения) с гимнастической палкой.

Грибник: Ребята, смотрите, на нашем пути куча палок.

Если палки разобрать, можно с ними поиграть! Раз, два, три, на зарядку ты иди!

Комплекс ОРУ:

1.И. п.- ноги вместе, палка внизу хватом на ширине плеч.

1 – руки с палкой поднять вверх; 2 – вернуться в и. п.

2.И. п. – стойка ноги шире плеч, палка в обеих руках за плечами.

1 – поворот туловища вправо, ноги от пола не отрывать,

2-вернуться в и. п.,  3- 4 то же в левую сторону.

3.И. п.-  ноги вместе, руки с палкой опущены вниз.

1 – присесть; 2 – руки с палкой вытянуть вперед; 3 вернуться в и. п.

4.И. п. – ноги шире плеч, палка в руках у груди.

1 – наклон туловища вперед , 2- палку положить на пол; 3– вернуться в и. п., руки на пояс, 4- наклон вперед, 5- взять палку, 6 – вернуться в и.п.

5.И. п. – о. с., палка на полу. Прыжки через палку левым боком  в чередовании с ходьбой.

Дыхательное упражнение:

И. п.- о. с.

1 – сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны; 2 – задержать дыхание; 3 – растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живо и грудную клетку, опуская руки.

Грибник: Вперед, шагом марш! На месте стой! Раз, два!

Грибник: Я совсем забыла, зачем мы сюда пришли?

Дети: За грибами! Смотрите сколько здесь грибов!

Дети: Этот гриб ядовитый!.

Грибник: как мне повезло, что вы мне помогаете. Давайте с вами поиграем игру и соберем только съедобные грибы.

Эстафета «Собери грибы»

Дети делятся на 2 команды. По сигналу каждый игрок от линии старта с корзиной в руках бежит до поляны и берет один съедобный гриб. Возвращается обратно, передает корзину следующему участнику и становится в конец команды. В конце игры подводится итог.

Грибник: Ну, что продолжим наш путь? Впереди нас ждет переправа по бревну.

Грибник: Ребята, кажется, там горит костер. Кто-то забыл его потушить.

Дети: Давайте там погреемся и посидим.

Грибник: Что-то у меня такие руки грязные! Чем бы их протереть.

Дети: У нас есть влажные салфетки.

Дети: Мусор бросать нельзя, у нас есть мусорный мешок. Нужно мусор собрать в него и забрать с собой.

Грибник: Извините, я совсем забыла. Какие вы молодцы! Предлагаю, пока наш костер горит, поиграем!

Грибник: Я буду называть вам слова. Слушайте внимательно, если в них есть звук «Р» мы трем палочку в руках. Если звука нет, топаем ногами.

Дети рассказывают правила поведения у рек и водоемов.

Дети с грибником проходят тропу здоровья, используя разные виды ходьбы: ходьба с высоким подниманием колен, приставным шагом, гусиным шагом, выполняя подражательные движения: «аист», «гусь», «лягушка», «мышка», «медведь» и «змейка» используя в процессе логоритмические упражнения.

После прохождения тропы, дети и грибник обнаруживают на дороге палки.

Дети берут гимнастические палки и делают ору

5-6 раз

По 3-4 раза в каждую сторону

5-6 раз

5-6 раз

5-6 раз

Дети с грибником подходят к поляне с грибами. Грибник берет несъедобный гриб.

По окончанию эстафеты, грибник вместе с детьми проверяет, какие грибы собраны.

С помощью инструктора и педагога дети проходят по бревну, соблюдая технику безопасности.

Дети замечают лесную полянку (или заходят на полянку) и предлагают там отдохнуть. В центре поляны «горит» костер.

Дети идут и рассаживаются на пеньки вокруг «костра».

Грибник достает салфетки из рюкзака, раздает всем детям, затем  вытирает ими  руки и бросает их на землю.

Грибник раздает деревянные палочки. Дети выполняют с ними упражнение на  развития речи, внимания и моторики рук.

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Грибник: Ну, что, а теперь надо нам возвращаться обратно, в детский сад. Что же нам нужно сделать перед тем, как уйти?

Дети: нужно потушить костер.

У нас есть лопатки, мы и затушим наш костер землей или зальем его водой.

Грибник: Ребята, а теперь скажите мне, что больше всего вам понравилось? Что было самое сложное?

Что Нового вы узнали? Если вы попадете в лес, какие знания вы примите.

Грибник: За то, что вы мне очень помогли в лесу, я хочу угостить вас вкусными и съедобными грибочками. Когда вы вернетесь обратно к себе в группу, вы их поедите. Только не забудьте помыть руки!

До свидания!

Дети при помощи лопат и песка тушат костер.

Дети отвечают на вопросы грибника.

Дети строятся и уходят в детский сад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Открываем Африку»

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для  детей с ТНР на тему «Открываем Африк...

Методическая разработка. Конспект "Виртуальная экскурсия «Страницы памяти блокады» старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР»

Виртуальные экскурсии - новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого  реального места. Используя в образовательной деяте...

Адаптивная основная общеобразовательная программа (АООП) инструктора по физической культуре для группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития

Российская ФедерацияБрянская городская администрация МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №130«ДЕСНЯНСКИЕ ЗВЁЗДОЧКИ» Г. БРЯНСКА ...

Модель организационной образовательной деятельности «Морское путешествие» (физическое развитие) (старшая группа компенсирующей направленности)

Цель: формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребности бережного отношения к своему здоровью в разнообразных формах двигательной...