Методическая разработка образовательной деятельности инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-7 лет «Поход в осенний лес»
учебно-методический материал по физкультуре (старшая группа)
Образовательнаеской деятельность инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Поход в осенний лес"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Поход в осенний лес" | 298.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №8 «БУРАТИНО» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ ГЕЛЕНДЖИК
Методическая разработка
образовательной деятельности инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-7 лет.
«Поход в осенний лес»
Разработал инструктор по физической культуре
МБДОУ д/с №8 «Буратино»:
Чернявская Юлия Антоновна
с. Архипо-Осиповка 2020г.
Пояснительная записка.
Актуальность.
Одной из причин ухудшения результатов в борьбе за снижение заболеваемости детей является недостаточная педагогическая культура семей. Нарушается режим сна и отдыха в праздничные и выходные дни. Дети много времени проводят у телевизора, компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью, в современных квартирах не находится места спортивным уголкам.
Опыт работы показал, что ребенок показывает более высокое физическое развитие, если семья ведет здоровый образ жизни. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Таким образом, одним из путей физического воспитания детей, является приобщение к туризму. Данное направление несет в себе оздоровительную, образовательную (познавательную) и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания.
Но находясь в лесу, необходимо соблюдать правила безопасности. Безопасность ребенка – это одна из основных забот, как родителей, так и педагогов детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.
Научная основа. Данная образовательная деятельность входит в цикл занятий по физическому развитию с использованием современных игровых и здоровьесберегающих технологий, опирающихся на современные программы. При подготовке занятия использовалась образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) с 5 до 7 лет «Н.В. Нищевой» и примерная программа физического образования и воспитания логопедических групп с общим недорозвитием речи ( с 3-7 лет) Кириллова Ю.А.
Инновационная направленность. Данный сценарий образовательной деятельности входит в серию разработок методического игрового комплекса «Родное село», в рамках действующей муниципальной инновационной площадки на базе нашего ДОУ. В образовательной деятельности использовался инновационный проект терренкур «Вместе весело шагать». Маршрут разработан с учетом особенности территории детского сада, который помогает повысить интерес к оздоровительной деятельности, двигательной активности, расширить знания о методах совершенствования и сохранения здоровья, обогатить словарный запас.
Образовательная деятельность длится 25 минут, что соответствует требованиям СанПиН для группы компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа).
Данная деятельность прошла насыщенно и интенсивно благодаря смене активных и пассивных видов деятельности, что обеспечило работоспособность, заинтересованность детей в течение всего мероприятия.
Маршрут проходил от входа в здание детского сада по тропе терренкур к «лесной полянке». Весь маршрут был разбит на 4 зоны:
1 зона - для создания у детей мотивации к деятельности;
2 зона - для закрепления физических упражнений;
3 зона - проведение подвижной игры;
4 зона - проведение упражнения на развитие речи и рефлексия.
Такое зонирование маршрута помогало детям переходить от одного вида деятельности к другому непрерывно. Для беспрепятственного перехода от одной зоны к другой, были учтены и соблюдены все условия по технике безопасности.
Краткая аннотация. Образовательная деятельность с интеграцией образовательных областей: физическое, социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие. Занятие проводится в форме реализации маршрута от детского сада, по тропе терренкур к «лесной полянке». Дети поэтапно выполняют различные задания, с целью физического развития, речевого, а так же получения, закрепления и расширения своих знаний о безопасном поведении в лесу и экологическом воспитании.
Возраст воспитанников: старший дошкольный (шестой год жизни)
Виды деятельности: двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.
Образовательные области: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о нормах и правилах поведения в природе, и желания вести здоровый образ жизни.
Задачи:
Физическое развитие:
- закреплять умение выполнять упражнений направленных на развитие координации движений;
- развивать равновесие, основные виды движений.
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание;
- формировать уважительное отношение к сверстникам.
Речевое развитие:
- обогащать активный словарь детей;
Познавательное развитие:
- формировать первичные представления об окружающем мире.
- актуализировать (при необходимости формировать) знания детей о правилах безопасного поведения в лесу и бережного отношения к природе.
- создать условия для формирования способности к принятию собственных, осознанных решений на основе первичных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.
Методы и приёмы:
- наглядный: показ упражнений;
- словесный: указание, объяснение, педагогическая оценка, вопросы к детям;
- игровой: подвижная игра, игра на развитие мелкой моторики, внезапное появление объектов, создание игровой ситуации.
Оборудование: Рюкзак с предметами, необходимыми в лесу (вода, еда, салфетки, компас, мусорные мешки, телефон, игрушки), гимнастические палки по количеству детей, картонные грибы (съедобные и не съедобные), деревянные палочки для развития моторики рук, макет костра, лопатки, ведра с песком).
Предварительная работа: беседы на тему «безопасное поведение в лесу»: виды грибов, соблюдение чистоты на природе, обращение с огнем. Работа по физическому развитию (ходьба с выполнением различных движений рук и ног, комплекс ОРУ с гимнастической палкой).
Содержание | Обратная связь на высказывание детей/примечание. |
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности | |
Дети с педагогомвыходят на прогулку. Им на встречу с корзиной в руках бежит грибник. Грибник:Здравствуйте, ребята! Дети:Здравствуйте! А вы кто? Грибник: Я хочу стать грибником и в первый раз решила пойти в лес за грибами. Но вот незадача, потеряла свой рюкзак, в котором находятся все необходимые вещи для похода в лес. Что делать? Не знаю. Дети: Надо найти рюкзак. | Заметив Грибника, дети подходят к нему. Дети осматриваются и кто-то замечает в стороне рассыпанный рюкзак и указывает на него. |
| |
Грибник: Спасибо ребята, что помогли мне его найти. Дети: В лесу эти вещи вам не пригодятся. Грибник: Как?! А что мне нужно взять? Дети: Надо взять с собой фонарик, компас, воду, еду, лопату, мусорный мешок, влажные салфетки. Грибник: Почему эти мне вещи в лесу так необходимы? Дети: Вода нужна, чтобы пить. Фонарик, ночью освещать путь. Еда, если проголодаемся, можно перекусить. Компас укажет нам путь, если мы заблудимся. Лопата для того, чтобы засыпать костер землей или песком. Грибник: Какие вы молодцы! А я вот одна боюсь идти в лес. Дети: Давайте мы пойдем с вами? Грибник: Построимся друг за другом и отправимся в путь, ведь нас ждет впереди много интересного! | Собирает рюкзак, машинки, мячик, кукла…. Дети вместе с Грибником подходят к рюкзаку. Где лежат рассыпанные игрушки и те вещи, которые необходимы в лесу, рюкзак, вода, еда, фонарик, компас, саперную лопату, мусорный мешок. Дети рассматривают вещи и начинают рассуждать, для чего нам нужны эти вещи в лесу. Грибник хвалит детей и мотивирует их пойти с ним в лес. Вот здорово!! Дети строятся друг за другом и идут за грибником к терренкуру. |
3 этап: способствуем реализации детского замысла | |
Терренкур «Вместе весело шагать!» Грибник: Впереди река, а вдоль нее идет тропинка! Она и приведет нас в лес. Интересно, есть ли правила поведения у водоемов? Дети: Не подходить близко к воде, что бы случайно не упасть. Нельзя пить воду из реки. Нельзя загрязнять реки, выбрасывать мусор. Грибник: Обязательно их запомню! Ребята, смотрите, сколько здесь следов! Давайте пройдем по ним, чтоб никого не напугать, ведь здесь обитает много птиц и животных. ОРУ (общеразвивающие упражнения) с гимнастической палкой. Грибник: Ребята, смотрите, на нашем пути куча палок. Если палки разобрать, можно с ними поиграть! Раз, два, три, на зарядку ты иди! Комплекс ОРУ: 1.И. п.- ноги вместе, палка внизу хватом на ширине плеч. 1 – руки с палкой поднять вверх; 2 – вернуться в и. п. 2.И. п. – стойка ноги шире плеч, палка в обеих руках за плечами. 1 – поворот туловища вправо, ноги от пола не отрывать, 2-вернуться в и. п., 3- 4 то же в левую сторону. 3.И. п.- ноги вместе, руки с палкой опущены вниз. 1 – присесть; 2 – руки с палкой вытянуть вперед; 3 вернуться в и. п. 4.И. п. – ноги шире плеч, палка в руках у груди. 1 – наклон туловища вперед , 2- палку положить на пол; 3– вернуться в и. п., руки на пояс, 4- наклон вперед, 5- взять палку, 6 – вернуться в и.п. 5.И. п. – о. с., палка на полу. Прыжки через палку левым боком в чередовании с ходьбой. Дыхательное упражнение: И. п.- о. с. 1 – сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны; 2 – задержать дыхание; 3 – растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живо и грудную клетку, опуская руки. Грибник: Вперед, шагом марш! На месте стой! Раз, два! Грибник: Я совсем забыла, зачем мы сюда пришли? Дети: За грибами! Смотрите сколько здесь грибов! Дети: Этот гриб ядовитый!. Грибник: как мне повезло, что вы мне помогаете. Давайте с вами поиграем игру и соберем только съедобные грибы. Эстафета «Собери грибы» Дети делятся на 2 команды. По сигналу каждый игрок от линии старта с корзиной в руках бежит до поляны и берет один съедобный гриб. Возвращается обратно, передает корзину следующему участнику и становится в конец команды. В конце игры подводится итог. Грибник: Ну, что продолжим наш путь? Впереди нас ждет переправа по бревну. Грибник: Ребята, кажется, там горит костер. Кто-то забыл его потушить. Дети: Давайте там погреемся и посидим. Грибник: Что-то у меня такие руки грязные! Чем бы их протереть. Дети: У нас есть влажные салфетки. Дети: Мусор бросать нельзя, у нас есть мусорный мешок. Нужно мусор собрать в него и забрать с собой. Грибник: Извините, я совсем забыла. Какие вы молодцы! Предлагаю, пока наш костер горит, поиграем! Грибник: Я буду называть вам слова. Слушайте внимательно, если в них есть звук «Р» мы трем палочку в руках. Если звука нет, топаем ногами. | Дети рассказывают правила поведения у рек и водоемов. Дети с грибником проходят тропу здоровья, используя разные виды ходьбы: ходьба с высоким подниманием колен, приставным шагом, гусиным шагом, выполняя подражательные движения: «аист», «гусь», «лягушка», «мышка», «медведь» и «змейка» используя в процессе логоритмические упражнения. После прохождения тропы, дети и грибник обнаруживают на дороге палки. Дети берут гимнастические палки и делают ору 5-6 раз По 3-4 раза в каждую сторону 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз Дети с грибником подходят к поляне с грибами. Грибник берет несъедобный гриб. По окончанию эстафеты, грибник вместе с детьми проверяет, какие грибы собраны. С помощью инструктора и педагога дети проходят по бревну, соблюдая технику безопасности. Дети замечают лесную полянку (или заходят на полянку) и предлагают там отдохнуть. В центре поляны «горит» костер. Дети идут и рассаживаются на пеньки вокруг «костра». Грибник достает салфетки из рюкзака, раздает всем детям, затем вытирает ими руки и бросает их на землю. Грибник раздает деревянные палочки. Дети выполняют с ними упражнение на развития речи, внимания и моторики рук. |
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности | |
Грибник: Ну, что, а теперь надо нам возвращаться обратно, в детский сад. Что же нам нужно сделать перед тем, как уйти? Дети: нужно потушить костер. У нас есть лопатки, мы и затушим наш костер землей или зальем его водой. Грибник: Ребята, а теперь скажите мне, что больше всего вам понравилось? Что было самое сложное? Что Нового вы узнали? Если вы попадете в лес, какие знания вы примите. Грибник: За то, что вы мне очень помогли в лесу, я хочу угостить вас вкусными и съедобными грибочками. Когда вы вернетесь обратно к себе в группу, вы их поедите. Только не забудьте помыть руки! До свидания! | Дети при помощи лопат и песка тушат костер. Дети отвечают на вопросы грибника. Дети строятся и уходят в детский сад |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Открываем Африку»
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Открываем Африк...
Рабочая программа образовательной деятельности инструктора по физической культуре в группах дошкольного возраста в 2018-2019 учебном году
рабочая программа...
Рабочая программа образовательной деятельности инструктора по физической культуре в группах дошкольного возраста на 2019-2020 учебный год
рабочая программа, учебный план, расписание занятий, тематическое планирование...
Рабочая программа образовательной деятельности инструктора по физической культуре в группах дошкольного возраста на 2020-2021 учебный год
рабочая программа, учебный план, расписание физкультурных занятий...
Методическая разработка. Конспект "Виртуальная экскурсия «Страницы памяти блокады» старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Виртуальные экскурсии - новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места. Используя в образовательной деяте...
Адаптивная основная общеобразовательная программа (АООП) инструктора по физической культуре для группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития
Российская ФедерацияБрянская городская администрация МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №130«ДЕСНЯНСКИЕ ЗВЁЗДОЧКИ» Г. БРЯНСКА ...
Модель организационной образовательной деятельности «Морское путешествие» (физическое развитие) (старшая группа компенсирующей направленности)
Цель: формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребности бережного отношения к своему здоровью в разнообразных формах двигательной...