Картотека подвижных игр и занятий для детей раннего возраста
учебно-методическое пособие по физкультуре (младшая группа)
В картотеке представлены материалы для развития основных движений у детей раннего возраста - ходьба, прыжки, бег.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry_i_zanyatiya_dlya_detey_rannego_vozrasta.docx | 36.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижные игры и занятия для детей раннего возраста
Ходьба
В ходе игр, представленных в этом разделе, малыши учатся ходить в определенном направлении, по наклонной плоскости, менять способ, скорость и направление движения, соблюдать определенный ритм движения, преодолевать препятствия, координировать свои движения, согласовывать их с движениями других детей и пр.
«Встань, малыш, еще разок»
В эту игру хорошо играть с детьми, которые только учатся ходить. Игра проводится с одним ребенком.
Воспитатель говорит малышу: «Саша (имя ребенка), наверное, твои ножки хотят погулять, давай с тобой походим!» Он берет малыша за ручки и помогает ему встать, приговаривая при этом:
Воспитатель водит ребенка за руку или дает ему возможность походить самому, подбадривает и хвалит за успехи.
«Большие ноги»
Воспитатель спрашивает ребенка: «Хочешь погулять по дорожке?» — берет его за руку (или сзади под мышки) и выводит в центр группы. «Наши большие ноги идут по дороге, вот так», — говорит педагог и показывает, как делать широкие шаги. Он помогает малышу, приговаривая: «Большие ноги шагают по дороге..»
Воспитатель продолжает: «А теперь наши ножки стали маленькими-маленькими. Как они умеют бегать?» Вместе с ребенком он бежит в том темпе, который под силу малышу, и продолжает читать стихотворение:»И маленькие ножки бежали по дорожке..»
Когда ребенок запомнит порядок действий, их можно объединить, читая стихотворение целиком и меняя темп движений.
«Ходим вереницей»
Дети встают в шеренгу и берут друг друга за плечи (или поясок). Педагог водит вереницу по группе в разных направлениях и приговаривает: «Вот какая у нас веревочка (змейка, ленточка)». «Веревочку» можно «закрутить» спиралькой (получится клубочек), затем опять раскрутить и двигаться дальше. «Змейка» может огибать препятствия, встретившиеся на пути (стол, стульчики, модули и т. п.).
«Флажок»
Дети образуют круг. Одному ребенку воспитатель предлагает встать в центр круга и взять флажок.
Взрослый ведет детей по кругу и читает стихотворение.
Названный ребенок выходит в центр круга. Ведущий отдает ему флажок и встает в круг.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в центре круга.
«Помашем флажками»
Эта игра является продолжением игры «Флажок». Воспитатель берет несколько флажков (по количеству детей, участвующих в игре) и говорит:
Педагог раздает малышам флажки: «Возьми, Оля, флажок! Возьми, Настя, флажок!» Один флажок взрослый оставляет себе.
Затем дети начинают двигаться по кругу, повторяя движения воспитателя: поднимают флажок над головой, машут им, вытягивают руку с флажком в сторону, опускают его вниз, перекладывают флажок в другую руку и т. п. Все движения взрослый сопровождает словами: «Машем флажком! Опустили флажок! Переложили флажок в другую ручку» и т. д.
Эту игру желательно проводить под музыку (марш).
Игру можно разнообразить, предлагая детям размахивать ленточками, платочками.
«Отнеси в ладошке капельку»
Воспитатель ставит на стол игрушечную птичку и мисочку, подзывает нескольких детей и говорит: «Посмотрите, на столе сидит птичка, она хочет пить, а в ее мисочке нет водички. Давайте принесем ей водичку в своих ладошках. Я налью вам в ладошки капельки воды, а вы отнесите их к столику и вылейте в мисочку».
Воспитатель показывает малышам, как нужно сложить ладошку, прижав пальцы друг к другу, чтобы вода не пролилась. Затем педагог на свою ладонь и на детские ладошки капает из пипетки или наливает из ложечки по несколько капель воды и говорит: «Идите осторожно, чтобы не пролить водичку». Малыши вместе со взрослым подходят к столику и по очереди выливают воду в миску. Птичка «пьет» водичку и «благодарит» детей.
Таким же образом можно носить в ладошке (двух ладошках) перышки, листочки, маленькие шарики и т. п.
«Поезд»
Воспитатель предлагает малышам: «Давайте я буду паровозиком, а вы вагончиками. Встаньте друг за другом, вот так». Он показывает, как обхватить руками впереди стоящего ребенка (или положить руки ему на плечи, ухватиться за юбочку, поясок, лямочку). Затем педагог начинает медленно двигаться по группе, читая стихотворение:
Воспитатель повторяет стихотворение несколько раз. Постепенно темп стихотворения и, соответственно, движение «поезда» ускоряются, меняется направление движения.
В следующий раз, играя с детьми, можно прочитать другое стихотворение:
Дети повторяют за воспитателем звукоподражания: «ту-ту», «тук-тук», «чух-чух».
Игру можно усложнить. Воспитатель кладет на пол длинные рейки — «рельсы». Дети встают друг за другом. Стоящий впереди ребенок держит флажок, он изображает паровоз. По сигналу воспитателя: «Поезд отправляется» — малыши идут между рейками. По сигналу: «Поезд подходит к станции» — останавливаются.
«Слоны и мышки»
Воспитатель предлагает малышам: «Давайте поиграем в мышек. Мышки маленькие, ножки у них тоже маленькие. Мышки бегают быстро, но тихо-тихо, их почти не слышно». Взрослый показывает, как маленькими быстрыми шажками бесшумно передвигается мышка и побуждает детей подражать ему.
Через некоторое время воспитатель останавливается и говорит детям: «Мышки, стойте! Слышите, кто-то громко топает? Это идет слон».
Воспитатель начинает топать, приговаривая низким голосом: «Топ-топ». Педагог объясняет детям: «Слоны большие, и ноги у них большие. Слоны ходят медленно, большими шагами, вот так. Давайте походим как слоны». Взрослый вместе с детьми ходит по группе, произнося в ритм шагов: «Топ-топ».
В дальнейшем игру можно усложнить, предложив малышам по команде поменять темп движения («Сейчас вы мышки, а теперь вы слоны»), или, разделив детей (по их желанию) на две группы (слоны и мышки), попросить по очереди изобразить мышек и слонов.
«Дойди до зайчика»
Воспитатель делает дорожку из клеенки (ширина 25–30 см, длина 2–3 м) и кладет ее на пол. На одном конце дорожки он сажает зайчика и говорит детям: «Посмотрите, здесь сидит зайчик. Ему грустно одному, он хочет, чтобы детки погладили его. Для этого нужно пройти по этой тропинке, вот так». (Показывает.)
Дети по очереди проходят по дорожке и гладят зайчика. Воспитатель помогает малышам соблюдать очередность и не выходить за край дорожки.
Игру можно усложнить, начертив на полу (асфальте или песке) линию или положив шнур. Для более старших детей дорожку можно сделать извилистой.
«Идем в лес»
Воспитатель кладет на пол дорожку и говорит: «Это тропинка в лесу. Давайте погуляем по ней». Идя по дорожке, он показывает детям, как можно ходить обычным шагом, высоко поднимая колени, на носках, на пятках. При этом взрослый обыгрывает движения, например: «Идем по высокой траве, высоко поднимаем колени, вот так» или «А сейчас идем осторожно, на носочках, чтобы не услышал волк».
«Пятки, носочки»
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Затем говорит: «У меня есть колокольчик и бубен. Когда я буду звенеть колокольчиком, мы пойдем на носочках, вот так. А когда я буду стучать в бубен, мы пойдем на пяточках, вот так. Когда колокольчик и бубен будут молчать, мы пойдем обычным шагом, вот так. Слушайте внимательно и смотрите, как я иду».
«Идем по лесенке»
Воспитатель кладет на пол лестницу и предлагает детям сначала пройти по ней, перешагивая через перекладины, а затем, наступая на перекладины.
Сначала взрослый помогает каждому ребенку, ведя его за руку, а затем идет рядом, подстраховывая малыша.
«По мостику»
Воспитатель рисует две параллельные линии (или кладет два шнура) и говорит малышам: «Это ручеек. Нам надо перейти на другой берег. Давайте построим мостик». Педагог «строит мостик через ручеек» (ставит гимнастическую скамейку высотой 10–12 см) и объясняет: «По этому мостику мы сможем перейти через ручеек. Нужно идти осторожно, чтобы не упасть в ручеек и не замочить ножки».
Дети по очереди проходят по скамейке, сначала держась за руку воспитателя, а потом самостоятельно.
«По ровненькой дорожке»
Воспитатель чертит или выкладывает на полу три дорожки, в конце каждой из них он кладет обруч.
Педагог берет за руки двух малышей и проводит их по дорожкам (воспитатель идет по средней дорожке), читая стихотворение:
По ровненькой дорожке шагают наши ножки,
Раз-два, раз-два.
По камешкам, по камешкам(дети прыгают на двух ногах)
В ямку – бух!
Когда взрослый вместе с детьми доходят до конца дорожек, со словами «в ямку бух» они присаживаются в обручи.
Впоследствии игра усложняется. Воспитатель кладет на пол две длинные рейки или дорожку (длиной 1 м). В конце дорожки он ставит гимнастическую скамейку, за ней — небольшие кубики, за кубиками кладет обруч. Педагог предлагает детям: «Давайте сначала пойдем по ровненькой дорожке, потом — по мостику, затем — по камушкам, а потом прыгнем в ямку. Вот так». Он читает стихотворение и одновременно показывает детям, как нужно проходить через препятствия:
После слов «И в ямку бух!» воспитатель присаживается на корточки в обруч.
Воспитатель снова читает стихотворение, а дети по очереди преодолевают препятствия.
«Найди игрушку»
Воспитатель делает извилистую или прямую дорожку с препятствиями (мостики разной высоты (гимнастические скамейки), кубики (маленькие — для перешагивания, большие — для перелезания) и т. п). В конце дорожки он сажает игрушку и накрывает ее платком.
Воспитатель читает стихотворение:
Педагог показывает малышам, как пройти по дорожке. Дети по очереди подходят к домику, находят игрушку и называют ее. Каждый раз взрослый прячет новую игрушку.
«Непослушный котенок»
Воспитатель сажает игрушечного котенка на перекладину гимнастической стенки и говорит детям: «Ребята, посмотрите, котенок залез на лесенку и не может спуститься. Давайте ему поможем».
Педагог приставляет к стенке перекладину и спрашивает у малышей: «Кто хочет снять котенка? Костя, попробуй ты. Пройди по мостику и сними котенка». Малыш поднимается по наклонной плоскости, снимает котенка, спускается вниз и отдает игрушку воспитателю.
Взрослый снова сажает котенка на стенку и говорит: «Какой непослушный котенок, опять залез на лесенку! Кто теперь хочет его снять?»
Таким образом, воспитатель побуждает всех детей подниматься и спускаться по наклонной плоскости. В следующий раз можно предложить детям проползти по ней.
«Игрушки заблудились»
Воспитатель сажает на коврик игрушки (по числу участвующих в игре детей) и расставляет различные препятствия: для самых маленьких детей — 2–3 препятствия, для детей постарше — 4–5 препятствий. Это могут быть ребристые дорожки, мостики, валики, кубики, воротца, тоннели и т. п.
Педагог говорит детям: «Смотрите, зверюшки (куклы) заблудились в лесу. Они собрались на полянке и не могут найти дорогу домой. Давайте поможем им. Сначала нужно пройти по мостику (скамейке) через речку, потом перелезть через горку (валик), а затем пролезть через воротца».
Каждый ребенок проходит через препятствия, берет игрушку и возвращается обратно.
Игру можно разнообразить, сделав несколько полянок и дорожек с разными препятствиями. В зависимости от вида препятствий дети выполняют самые разнообразные движения: ходят маленькими и большими шагами, перепрыгивают, перешагивают, перелезают, подлезают и пр.
«Займи свой домик»
Воспитатель расставляет по кругу «домики» (коврики, кусочки ткани) и говорит детям: «Давайте вы будете зверюшками. Кто кем хочет быть? Давай ты, Ваня, будешь зайкой, ты, Верочка, — лягушонком… А теперь выберите себе домики». Дети выбирают домики и садятся на свои коврики.
Воспитатель объясняет: «Когда звучит музыка, зверюшки выбегают из домиков и начинают танцевать, прыгать, играть. Когда музыка стихает, все возвращаются в свои домики».
Звучит музыка, дети танцуют. По окончании музыки малыши занимают свои места в домиках.
Игра повторяется несколько раз.
Игру можно разнообразить. Например, посадить детей на стульчики или модульные кубы, а рядом с каждым из них поместить большую игрушку-зверюшку. Пока дети танцуют, изображая своего персонажа, воспитатель пересаживает игрушки. По окончании мелодии воспитатель говорит: «Дождик пошел, бегите в домики!» Малыши находят свои домики, ориентируясь на игрушку.
Прыжки
В ходе этих игр дети учатся прыгать разными способами: на двух ногах, на одной ноге, с продвижением вперед, через предметы.
«Прыг-прыг, топ-топ»
Воспитатель читает стихотворение и показывает соответствующие действия, побуждая малышей повторять их:
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок, и еще разок.
А потом вприсядку и снова по-порядку.
Затем педагог говорит: «Наверное, наши ручки и ножки устали. Давайте сядем и положим ладошки на коленочки. Пусть они отдохнут». Все садятся на ковер и отдыхают.
После отдыха игру можно повторить или организовать другую игру.
«Ловим перышко»
Воспитатель берет перышко, дует на него так, чтобы оно взлетело вверх, и просит ребенка поймать его. Детям постарше можно предложить поймать несколько перышек. Малыши также могут ловить воздушные шарики, мыльные пузыри, снежинки, падающие листья.
В ходе игры педагог следит за тем, чтобы ребята не сталкивались друг с другом (лучше, чтобы в таких играх участвовало небольшое число детей).
В группе можно подвесить на веревочках резиновые игрушки, мячики так, чтобы дети могли до них дотянуться, подпрыгнув или встав на носочки.
«Лягушата и жучок»
Воспитатель показывает детям закрепленного на веревочке игрушечного жучка и говорит: «Давайте вы будете лягушатами. Лягушата будут ловить жучка, а он будет улетать от них».
Взрослый помогает малышам сесть на корточки в кружок, сам встает в центр круга и медленно проносит над их головами жучка. Дети подпрыгивают, стараясь его поймать.
«Белочки»
Эту игру проводят двое взрослых. Воспитатель заранее привязывает к веревке шишки, муляжи орехов, яблок.
Он говорит детям: «Давайте вы будете белочками. Белки живут в лесу. Они собирают шишки, орехи, яблоки, которые растут высоко на деревьях».
Взрослые натягивают веревку над головами детей. Один из них говорит: «Белочки, достаньте шишки (орешки…)». Малыши подпрыгивают или пытаются дотянутся до игрушки.
«Ловкие котята»
Воспитатель прикрепляет к резинке клубок ниток или игрушечную мышку и говорит детям: «Котята очень любят играть. Они бегают за клубочками, за мышками. Давайте вы будете котятами. Вы будете ловить клубочек (мышку)».
Педагог начинает играть клубком (мышкой) над головами малышей, на полу, а дети стараются поймать его.
«Допрыгни до игрушки»
Воспитатель кладет на пол резиновый коврик и на разном расстоянии от него ставит 2–3 игрушки (кегли).
Педагог предлагает детям встать на коврик и допрыгнуть до ближайшей игрушки: «Коля, попробуй допрыгнуть до мишки. Молодец! А теперь попробуй допрыгнуть до обезьянки, а теперь — до пирамидки…»
Дети по очереди прыгают. В ходе игры можно спрашивать малышей: «До какой игрушки ты хочешь допрыгнуть?» Обязательно нужно хвалить детей, придвигать игрушку поближе, если ребенок не может до нее допрыгнуть.
«Цирковые лошадки»
Воспитатель чертит на полу линию (или кладет шнур) и говорит детям: «Представьте, что вы лошадки, которые выступают в цирке. Лошадки перепрыгивают через веревочку».
Педагог предлагает малышам перепрыгнуть через шнурок. Самые маленькие дети сначала будут переступать через препятствие, постепенно они научатся и перепрыгивать.
Для более старших детей можно начертить ручеек (две линии), через который они будут перепрыгивать.
«Лягушка и лягушата»
Воспитатель ставит вокруг мата гимнастические скамейки и говорит детям: «Это пруд. Я буду мамой-лягушкой, а вы — моими детками-лягушатами. Забирайтесь на скамеечки, это бережок». Воспитатель присаживается (или встает) в центре мата, а дети встают на скамейки.
«Мама-лягушка» зовет «лягушат»: «Ква-ква, ребятки-лягушатки, прыгайте ко мне в прудик!» Дети прыгают на мат к воспитателю и весело барахтаются в «пруду»: прыгают на двух ногах, на одной ножке, передвигаются на четвереньках, кувыркаются, падают.
«Мама-лягушка» предлагает «лягушатам» выбраться на берег и снова зовет их в пруд. Игра повторяется.
Эту игру можно организовать и в сухом бассейне, наполненном мячиками, шариками, кусочками поролона.
Бег
Представленные в этом разделе игры помогают научить детей бегать с разной скоростью, в разных направлениях, с предметами и без них, сохранять равновесие. В некоторых играх бег сочетается с ходьбой, наклонами, приседаниями и другими движениями.
«Вертушки»
Воспитатель показывает детям, как крутится вертушка во время бега. Он раздает малышам вертушки и предлагает побегать с ними по комнате или участку.
«Лошадки»
В эту игру можно играть с одним ребенком или с несколькими детьми, сопровождать ее чтением или пропеванием стихотворений, звукоподражаниями. Предлагаем несколько вариантов игры.
Вариант 1. Этот вариант игры предназначен для самых маленьких детей.
Воспитатель говорит малышу: «Хочешь покататься на лошадке? Давай я буду лошадкой. Садись на меня, будем кататься. Держись крепко, чтобы не упасть».
Вариант 1. В эту игру можно играть с несколькими детьми (старше полутора лет).
Воспитатель раздает детям палочки: «Посмотрите, какие у меня лошадки. На них можно скакать». Он помогает малышам «оседлать лошадок» и показывает, как скакать на них. Во время игры взрослый читает стихотворение:
Вариант 2. В качестве лошадок можно использовать мягкие валики. Малыши садятся на валики верхом и подпрыгивают, изображая всадников.
Вариант 3. Воспитатель предлагает малышам: «Ваня, Саша, давайте поиграем в лошадку. Вот палочка, это лошадка. Один из вас будет скакать на лошадке, а другой ехать на тележке и держаться за вожжи. Ваня, хочешь покататься на лошадке? Вот тебе лошадка (помогает ребенку „сесть на лошадку“)». Затем воспитатель обвязывает одного ребенка ленточкой и дает ее концы другому малышу: «А ты будешь кататься на тележке».
Если дети не сразу понимают правила игры, воспитатель сначала играет с одним ребенком, изображая возницу, а затем передает «вожжи» другому малышу.
Если игра понравится детям, ее можно повторить, предложив малышам поменяться ролями.
Вариант 4. Эта игра проводится с группой детей. Воспитатель раздает малышам деревянные палки-лошадки и показывает, как лошадки скачут галопом. Затем педагог включает музыкальную фонограмму и предлагает детям покататься на лошадках.
Во время игры воспитатель может прочитать стихотворение А. Барто «Лошадка».
«Птички летают»
Воспитатель читает стихотворение и показывает детям соответствующие движения. Малыши повторяют их:
Птичка раз,(выставляют вперед одну ногу)
Птичка два (выставляют вперед вторую ногу)
Скок, скок, скок (прыгают на двух ногах)-
Полетели, полетели, полетели!
Игра повторяется несколько раз.
«Самолеты»
Воспитатель предлагает детям поиграть в летчиков. Дети садятся на стульчики и готовятся к полету — «заводят мотор». Воспитатель показывает соответствующие движения (вращательные движения руками перед грудью) Малыши повторяют их.
Затем по сигналу воспитателя: «Самолеты, на посадку!», дети бегут к своим стульчикам и садятся на них — самолеты «приземляются».
«Домики»
Воспитатель раскладывает в групповой комнате или в зале небольшие коврики-домики и предлагает детям выбрать себе домики. Малыши рассаживаются на коврики. Воспитатель продолжает: «Когда заиграет музыка, выбегайте из домиков. Когда музыка закончится, бегите обратно в свои домики».
Педагог включает музыку, дети бегают по комнате. По окончании мелодии малыши занимают любой домик.
Проводя игру с более старшими детьми, каждый раз можно убирать по одному коврику. В этом случае воспитатель предупреждает детей: «Будьте внимательны, кто не успеет занять домик, тот пойдет играть в сухой бассейн». Ребенок, не успевший занять домик, идет с воспитателем в бассейн. Таким образом дети постепенно выбывают из игры и переходят в сухой бассейн, где организуется другая игра.
«Кошка мышек сторожит»
Воспитатель предлагает детям поиграть в кота и мышек. С помощью шнура педагог ограничивает пространство: «Это норка для мышек. Вы будете мышками, а я — котом. Когда мышки выбегут из норки, кот начнет их ловить. Мышки должны спрятаться в норку, и тогда кот не сможет их поймать».
Воспитатель (кот) садится на стул, а дети (мышки) прячутся «в норке». Взрослый говорит: «Мышки водят хоровод, на лежанке дремлет кот».
«Мышки» вылезают из норки (подлезают под шнур или перешагивают через него) и начинают бегать. Через некоторое время воспитатель говорит: «Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите».
После этих слов «кот» встает со стула, громко произносит «мяу» и начинает ловить «мышек», которые разбегаются в свои норки.
Игру можно повторять 3–4 раза. Когда дети освоят игру, роль кошки можно предложить кому-нибудь из малышей.
«У медведя во бору»
Игра проводится на площадке, с одной стороны которой воспитатель рисует линию — «опушку леса». За линией находится «берлога медведя».
Дети подходят к медвежьей берлоге и начинают «собирать» ягоды и грибы, приговаривая вместе с воспитателем:
После слов «и на нас рычит» «медведь» выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать. Пойманного ребенка он отводит в «берлогу».
Игру можно усложнить: «медведь» не сразу выбегает из берлоги, а некоторое время выжидает.
Сначала роль медведя исполняет воспитатель. После того как дети разучат игру, они сами с удовольствием будут исполнять роль медведя.
«Прогулки в лесу»
Воспитатель сооружает несколько дорожек с препятствиями (обручи, горки, валики, мостики), расставляет на них игрушки-муляжи или предметы-заместители, изображающие грибы, цветы, листья, орехи. Затем говорит детям: «Здесь у нас лес. В нем растут грибы, цветы, ягоды, орехи. Давайте пойдем в лес погуляем. Возьмите корзиночки (готовит их заранее). В них мы будем складывать все, что найдем в нашем лесу».
Дети вместе с воспитателем ходят по дорожкам, перепрыгивают через лужицы-обручи, перешагивают через «корни деревьев», приседают и наклоняются, собирая в корзинки игрушки. Собрав игрушки, малыши ставят корзинки в сторону и весело бегают по «полянке».
«Гуси и коршун»
Воспитатель предлагает детям: «Давайте поиграем. Вы будете гусятами, а я — коршуном. Гуси будут щипать на лугу травку, а коршун будет их ловить». Педагог показывает, как гусята гуляют по лугу (присев на корточки, ходят по комнате, приговаривая «га-га-га»).
Малыши изображают гусей, а «коршун» следит за ними издали. Когда он появляется на лугу, «гуси, хлопая крыльями» (дети поднимают и опускают руки), разбегаются. «Коршун» пытается их поймать.
Малыши изображают гусей, а «коршун» следит за ними издали. Когда он появляется на лугу, «гуси, хлопая крыльями» (дети поднимают и опускают руки), разбегаются. «Коршун» пытается их поймать.
Игру можно проводить под музыку русской народной песни «Гуси».
Общеразвивающие игры
Представленные в этом разделе игры-занятия способствуют развитию и укреплению мышц спины, плечевого пояса, ног. Некоторые игры проводятся с использованием спортивного инвентаря: мячей, обручей, гимнастических скамеек, стенки и др.
«Кач-кач»
Воспитатель предлагает детям сесть на пол и вытянуть ноги. Затем говорит: «Давайте покачаем наши ножки, вот так» и показывает соответствующие движения (движения голеностопных суставов вправо-влево, вверх-вниз). При этом педагог приговаривает: «Кач-кач ножками». Дети повторяют движения взрослого.
Затем воспитатель предлагает сжать (как будто «в кулачок») и разжать пальчики ног, пошевелить ими.
Эти упражнения можно выполнять и в положении лежа.
«Цветочки растут»
Предварительно воспитатель вместе с детьми рассматривает цветы на подоконнике в группе или на участке. Рассказывает им, что цветы вырастают из семян или клубней (по возможности показывает их).
Педагог предлагает детям показать, как растут цветы. Он садится на корточки, обхватив колени руками и опустив голову. Затем начинает постепенно вставать, изображая появление стебелька. Потом медленно поднимает руки вверх и разводит их в стороны (это распускается и тянется навстречу солнышку цветок).
Далее дети вместе с воспитателем под музыку изображают, как растут и распускаются цветы.
«Вот как солнышко встает»
Воспитатель предлагает малышам поиграть. Он читает или напевает стихотворение («Солнышко» Е. Макшанцевой), сопровождая его соответствующими движениями. Дети повторяют движения.
«Догоните мячики»
Воспитатель приносит корзину с мячами (по количеству детей) и предлагает детям поиграть. Он собирает малышей вокруг себя и со словами «догоните мячики» бросает их в разные стороны. Дети бегут за мячами, берут их и кладут обратно в корзину. Игра повторяется.
«Бегите за мячиком»
В этой игре участвуют двое взрослых, которые встают напротив друг друга на расстоянии примерно 5–10 м. Один взрослый берет мяч и собирает вокруг себя нескольких детей. Он говорит малышам: «Сейчас я покачу мячик к… (называет имя второго взрослого), а вы догоняйте его и несите ко мне». Воспитатель перекатывает мяч, а дети пытаются его поймать. Если им не удается поймать мяч, второй взрослый перекатывает его обратно, а малыши снова его догоняют.
Когда дети освоят правила игры, на место второго взрослого может встать кто-нибудь из детей.
«Покатился мячик мой»
Дети встают парами напротив друг друга. Каждой паре воспитатель дает по мячу и предлагает малышам перекатывать мячики друг другу.
Дети могут перекатывать мячи из разных положений: стоя, сидя, лежа на животе.
«Воротца»
Дети берут в руки мячи и встают, расставив ноги. Воспитатель показывает, как прокатить мяч «в воротца» (между расставленных ног). Затем малыши самостоятельно выполняют это упражнение.
Когда дети освоят упражнение, можно предложить им встать друг за другом и прокатить мяч через все «воротца» по очереди.
«Прокати мяч по скамейке»
Воспитатель ставит гимнастическую скамейку и показывает малышам, как можно прокатить по ней мяч так, чтобы он не падал. Затем предлагает детям самостоятельно прокатить мяч.
Возможны разные варианты игры:
• один ребенок, идя вдоль скамейки, подталкивает мяч рукой;
• дети стоят в ряд вдоль скамейки и подталкивают мяч друг другу, пока он не докатится до конца скамейки;
• двое детей встают у противоположных концов скамейки и перекатывают мяч друг другу.
Можно предложить малышам скатывать мяч по наклонной поверхности.
«Лови и бросай — упасть не давай!»
Дети образуют круг, воспитатель встает в центре и берет в руки большой мяч. Он по очереди бросает мяч детям и приговаривает: «Лови и бросай — упасть не давай!» Малыши ловят мяч и перебрасывают его обратно.
После того как взрослый обменяется мячом с каждым ребенком, он говорит: «Ребятки, а теперь прыгайте ко мне на носочках, как мячики!» Дети прыгают на носочках, приближаясь к воспитателю. Взрослый хвалит малышей и предлагает им свободно попрыгать («как мячики»).
Затем, подняв мяч над головой, воспитатель говорит: «Убегайте от мяча!» Дети убегают, а взрослый ударяет мячом об пол, ловит его и возобновляет игру.
«Брось и догони»
Воспитатель предлагает малышам встать перед чертой, нарисованной на полу, раздает им мячи и говорит: «Давайте попробуем бросить мячики как можно дальше. А потом будем их догонять. Поднимите мячики над головой, вот так». По команде воспитателя «Бросаем!» малыши бросают мячи вперед, затем догоняют их и возвращаются на свое место.
В следующий раз воспитатель показывает детям, как бросать мяч двумя руками снизу.
«Деревья большие и маленькие»
Воспитатель раздает детям обручи, один берет себе и говорит: «Положите обручи на пол, вот так. Встаньте в обручи и возьмите их в руки, вот так. А теперь давайте поиграем. Представьте, что мы деревья. Деревья бывают большие (поднимает обруч вверх и встает на цыпочки) и маленькие (приседает на корточки и опускает обруч вниз). Давайте вместе покажем, какие бывают деревья». (Дети несколько раз вслед за воспитателем изображают большие и маленькие деревья.)
В следующий раз можно предложить детям показать, как деревья наклоняются от ветра вправо, влево, вперед, назад.
Поднимать и опускать обручи дети могут и из положения лежа на спине (обручи становятся солнышком, облаками, цветами и пр.).
«Едем на машине»
Воспитатель раздает детям обручи и предлагает поиграть в машины.
По команде педагога «Поехали!» дети, держа в вытянутых руках обручи, вращают их в разные стороны и изображают звук мотора. Эти движения можно сочетать с ходьбой в разных направлениях.
Когда воспитатель говорит: «Приехали!», малыши останавливаются и кладут обручи на пол.
Игра повторяется 3–4 раза.
«Дорожка из обручей»
Воспитатель предлагает детям выложить из нескольких обручей дорожку и попрыгать по ней. Малыши могут ходить по дорожке, перешагивая из обруча в обруч, прыгать из обруча в обруч и т. п.
«Пролезь в норку»
Воспитатель предлагает малышам показать, как мышки пробираются в норку (обруч).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека подвижных игр на июнь с детьми раннего возраста
в картотеке представлен материал для проведения подвижных игр с детьми раннего волзраста в летний период...
картотека подвижных игр для работы с детьми раннего возраста
Подвижные игры....
Картотека театрализованных занятий для детей раннего возраста
Картотека театрализованных занятий для детей раннего возраста...
Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.[...
Картотека "Подвижные игры по ПДД" в группе раннего возраста
Учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни....
Картотека подвижных игр по ЗОЖ для детей раннего возраста
Картотека подвижных игр по ЗОЖ для детей раннего возраста...
Картотека подвижных игр на улице в группе раннего возраста
Картотека подвижных игр на улице в группе раннего возраста...