Картотека упражнений общей и мелкой моторики группы детей 5-6 лет с ОНР
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Маврова Елена Львовна

Картотека упражнений общей и мелкой моторики для физкультурных занятий с детьми групп компенсирующей направленности первого года обучения. Составлена инструктором по физической культуре и логопедом по рекомендациям О. С. Гомзяк..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_gr_kartoteka_2020g.docx55.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21»

Картотека

упражнений общей и мелкой моторики

по лексическим темам

в логопедической группе № 11

детей с ОНР

1-го года обучения

на 2020-2021 учебный год

Составили:

учитель – логопед Стельмашонок Н. Е.

инструктор по физической культуре Маврова Е. Л.

г. Балахна

2020

Литература:

  1. Гомзяк, О.С. Говорим правильно в 5—6 лет. Тетрадь 1 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в

старшей логогруппе / О.С. Гомзяк. — М .: Издательство ГНОМ и Д, 2009. — (Учебно-методический комплект Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников).

  1. Гомзяк, О.С. Говорим правильно в 5—6 лет. Тетрадь 2 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в

старшей логогруппе / О.С. Гомзяк. — М .: Издательство ГНОМ и Д, 2009. — (Учебно-методический комплект Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников).

  1. Гомзяк, О.С. Говорим правильно в 5—6 лет. Тетрадь 3 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в

логогруппе / О.С. Гомзяк. — М .: Издательство ГНОМ и Д, 2009. — (Учебно-методический комплект Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников).


Тема: «Детский сад»

Развитие общей моторики

Текст упражнения                                    Выполняемые движения

Солнце скрылось за домами,

Покидаем детский сад.

Я рассказываю маме

Про себя и про ребят.

Как мы хором песни пели,

Как играли в чехарду,

Что мы пили, что мы ели,

Что читали в детсаду.

(Г. Ладонщиков)

«Солнышко» над головой.

Шаги на месте.

Показывают на себя, а потом на воображаемую маму.

Показывают на себя, а потом на других ребят.

Далее движения по тексту.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения                                   Выполняемые движения

Раз, два, три, четыре, пять,

Буду я друзей считать:

Ваня, Катя, Ангелина,

Вот Василий и Полина.

Будем пальчики сгибать

И опять начнем считать.

Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца.

Разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца.

Сильное сжимание и разжимание пальцев обеих рук.


Тема: «Игрушки»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Я люблю свою лошадку!

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости. (А. Барто).

Скачут на воображаемой лошадке. Поглаживающие движения сверху вниз по туловищу.

Гладят хвостик.

Скачут на воображаемой лошадке.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Левой, правой! Левой, правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит,

Полтора часа подряд! (А. Барто)

Стучат по столу левой, затем правой рукой.

Пальчиками «шагают» вдоль правой, а затем левой руки.

Показывают большой палец на правой и левой руках.

Стучать кулачок об кулачок ритмично.


Тема: «Осень»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края. (А. Плещеев)

Взмахи руками над головой.

Изображают рупор.

Взмахи руками перед собой.

Прыгают на месте на носочках.

Топают ногами на месте.

Взмахи рук в стороны, как крылья птицы.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Кто там топает по крыше?

— Топ-топ-топ.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

- Топ-топ-топ.

Я теперь усну едва ли... — Топ-топ-топ. Может, кошек подковали? — Топ-топ-топ. (Ж. Давитьянц)

Беспорядочные удары указательными пальцами друг о друга.

Удары одной ладонью сверху другой.

Далее — такие же движения по тексту.


Тема: «Овощи»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Огород у нас в порядке —

Мы весной вскопали грядки.

Мы пололи огород,

Поливали огород.

В лунках маленьких не густо

Рассадили мы капусту.

Лето все она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь.

А теперь ей тесно белой,

Говорит — посторонись! (Е. Стюарт).

Действия по тексту.

«Сажают».

Показывают руками круг перед собой.

Руки в стороны, а затем вверх.

Руки разведены в стороны. Отталкивающие движения руками.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Купите лук, зеленый лук,

Петрушку и морковку!

Купите нашу девочку,

Шалунью и плутовку!

Не нужен нам зеленый лук,

Петрушка и морковка,

Нужна нам только девочка,

Шалунья и плутовка.

(Шотландская песенка)

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.

Разгибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.


Тема: «Фрукты»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

В саду фруктовом яблоня.

Посажена была.

Она цветами белыми

Весною расцвела.

Следил наш старый дедушка,

Известный садовод,

Чтоб наливала яблоня

Румяный сладкий плод.

Машут руками над головой.

«Сажают» яблоню.

Руки подняты вверх, ладони изображают нераспустившийся цветок.

«Цветок» распускает лепестки.

Изображают старого дедушку с палочкой.

Машут руками над головой.

Пощипывают щеки.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Мы делили апельсин.

Много нас,

А он — один.

Эта долька — для ежа!

Эта долька — для чижа!

Эта долька — для утят!

Эта долька — для котят!

Эта долька — для бобра!

А для волка — кожура!

Он сердит на нас — беда!

Разбегайтесь, кто куда... (И. Демьянов)

Изображают апельсин — пальчики в кулаке.

Руки согнуты в локтях, шевелят пальцами. Пальцы сжаты в кулачки, кроме указательного.

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.

Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

Пальцы разжаты, напряжены и расставлены в стороны.


Тема: «Сад-огород»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Огород у нас в порядке —

Мы весной вскопали грядки.

Мы пололи огород,

Поливали огород.

В лунках маленьких не густо

Рассадили мы капусту.

Лето все она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь.

А теперь ей тесно белой,

Говорит — посторонись! (Е. Стюарт).

Действия по тексту.

«Сажают».

Показывают руками круг перед собой.

Руки в стороны, а затем вверх.

Руки разведены в стороны. Отталкивающие движения руками.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Мы делили апельсин.

Много нас,

А он — один.

Эта долька — для ежа!

Эта долька — для чижа!

Эта долька — для утят!

Эта долька — для котят!

Эта долька — для бобра!

А для волка — кожура!

Он сердит на нас — беда!

Разбегайтесь, кто куда... (И. Демьянов)

Изображают апельсин — пальчики в кулаке.

Руки согнуты в локтях, шевелят пальцами. Пальцы сжаты в кулачки, кроме указательного.

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.

Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

Пальцы разжаты, напряжены и расставлены в стороны.


Тема: «Лес, грибы, ягоды, деревья»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Мы в лесок пойдем,

Мы грибок найдем.

В шапочке нарядной

 Светло-шоколадной.

Ты не прячь, грибок,

Под листок свой бок! (О. Высотская)

Маршируют.

Изображают шапочку.

Закрывают лицо руками.

Руки на поясе.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Мы шли-шли-шли,

Землянику нашли.

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы идем искать опять.

Шагают пальчиками по одной руке от плеча к кисти.

Изображают землянику.

«Пальчики здороваются».

Шагают пальчиками так же по другой руке.


Тема: «Перелетные птицы»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Опустел скворечник, улетели птицы.

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят...

Видно, тоже в Африку улететь хотят. (И. Токмакова)

Машут руками, как крыльями.

Приседают.

Встают, идут по кругу и машут руками.

Бегут по кругу.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Летят лениво журавли.

Летят они прощаются:

С елками зелеными,

С березами и кленами,

С долинами, с озерами,

С родимыми просторами.

Взмахи перекрещенными кистями рук.

Загибают по одному пальчику, начиная с большого.


Тема: «Одежда, обувь, головные уборы»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Шапка шерстяная, наверху помпон.

Круглый, словно мячик, и пушистый он.

Есть еще у шапки отворот цветной,

В этой шапке можно бегать и зимой.

Бабушка вязала шапку не спеша.

Шапка шерстяная вышла хороша.

(В. Мирясова)

Изображают шапку и помпон.

Показывают руками «круглый мячик».

Показывают отворот «ушей» у шапки.

Бегут.

«Вяжут спицами».

Руки на поясе, а затем показывают на воображаемую шапку.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Маша варежку надела,

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика - пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла,

Поглядите-ка нашла! (Е. Благинина)

«Надевают» на руку.

Пальцы сжаты в кулак, кроме большого.

Загибают и большой пальчик.

Показывают «Домик».

«Снимают».

Пальцы сжаты в кулак, кроме большого.

То же с другой рукой.

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Туфельки нарядные,

Туфельки парадные,

Лаковые» с ремешком,

И подошва с каблучком.

Туфли Маше в самый раз

Можно выходить на пляс. (В. Мирясова)

Правая нога вперед, на носок.

Левая нога вперед, на носок.

Правая нога вперед, на пятку.

Левая нога вперед, на пятку.

Руки на поясе, «пляшут».

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

В магазине много есть

Обуви хорошей

Есть сапожки и ботинки,

Босоножки, валенки, галоши.

Показывают «домик».

Показывают пальчики растопыренные.

Соединяют пальчики друг с другом, начиная с мизинца.


Тема: «Ателье»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Мастера пустили в дело

Иглы, ножницы, утюг.

За шитье взялись умело

Много быстрых, ловких рук.

Получайте свой заказ.

Все по мерке, в самый раз!

Шагают на месте.

«Шьют», «режут», «гладят».

«Шьют».

Перекрестные движения руками перед собой.

Руки протягивают вперёд.

Движение руками от головы до ног с наклоном вниз.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Вышивает, шьет иголка,

Пальцу больно,

Пальцу колко.

А наперсток в тот же миг

К девочке на пальчик прыг!

Говорит иголке: «Шей,

А колоться ты не смей!» (М. Кульская)

Левая ладошка раскрыта, в правой руке — воображаемая иголка» Иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке.

Дети делают правой рукой движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток.

«Шьют»,

Грозят указательным пальчиком левой руки.


Тема: «Зима. Зимние забавы»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком.

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(В. Егорова)

Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок.

Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком.

«Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера.

Показывают руками на лице улыбку.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Падал снег на порог.

Кот слепил себе пирог.

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.

Пирожки себе пеки,

Не из снега — из муки.

(П. Воронько)

Дети два раза медленно поднимают и опускают ладони.

Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог.

«Бегут» пальчиками обеих рук по руке.

Показывают, как пекут пирог.


Тема: «Мебель. Части мебели»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Коля, Коля, Николай,

За собою убирай!

У тебя ленивы руки:

Под столом ремень и брюки!

Не в шкафу рубаха,

Николай — неряха.

(И. Демьянов)

Дети идут по кругу друг за другом

Хлопают в ладоши.

Приседают.

«Рисуют» четырехугольник.

Грозят пальчиком и качают головой.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

В доме жалуется пол,

«До чего мой труд тяжел:

Тумба, кресло и столы,

Там кровать, а тут шкафы.

Еле-еле их терплю —

Только жалобно скриплю!»

Дети приседают, поочередно кладут кисти рук на пол.

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.

Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.


Тема: «Семья»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Устала наша бабушка,

Присела на порог:

«Куда пропал,

Куда пропал,

Куда пропал внучок?»

Подумала, поохала,

Потом тихонько встала.

Пошла вокруг да около

Искать внучка сначала

 (О.Дриз)

Дети стоят в кругу.

Приседают.

Берутся руками за голову и раскачивают из стороны в сторону.

Встают.

Идут по кругу друг за другом.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Большаку — дрова рубить.

Указке — воду носить,

Середняку — печку топить,

Сироте — обед варить,

А мальчишке песни петь,

Песни петь да плясать, Родных братьев забавлять!

(Русская народная потешка)

Пальцы сжаты в кулак. Разгибают по одному, начиная с большого.

Поочередное сжимание-разжимание пальцев правой, левой рук.


Тема: «Новогодний праздник»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Ждут красавицу колючую

В каждом доме в декабре.

На ветвях зажгут фонарики,

Искры брызнут в серебре.

Сразу станет в доме празднично,

Закружится хоровод.

Дед Мороз спешит с подарками — Наступает Новый год.

Рисуют руками елочку.

«Дом».

«Фонарики».

Руки над головой, пальцы оттопырены.

Берутся за руки и становятся в хоровод.

Идут по кругу с воображаемым мешком за плечами.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Мы на елке веселились,

И плясали, и резвились.

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.

Ритмичные хлопки в ладоши.

Ритмичные удары кулачками.

Присели. Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по коленям.

Рисуют руками большой круг.


Тема: «Зимующие птицы»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари.

Это красные фонарики

Засветили снегири.

Чистят перышки пунцовые,

Воду пьют из родника.

Переливы бубенцовые

Мне слышны издалека. (Л. Татъяничева)

Пощипывают щеки.

«Фонарики».

Взмахи руками как крыльями.

«Чистят перышки».

Наклон туловища вперёд, руки отведены назад.

Ритмичные хлопки в ладоши.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Летела, летела сорока

Через бабушкины ворота.

Вот она крыльями забила,

Бабушкин кисель разлила.

Ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга.

Скрещенные ладони помахивают, как крылья.

Хлопают в ладоши.

Руки перед собой, пальцы растопырены.


Тема: «Дикие животные зимой»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Вот летят, кружась, снежинки,

Кружевной плетут узор,

На поляны, на тропинки

Ляжет сказочный ковер.

Кто теперь заметит зайку

В белой шубке на снегу?

Ну-ка, где он? Угадай-ка,

В поле или на лугу? (В. Волина)

Взмахи руками, разведенными в стороны.

Вращательные движения рук перед собой.

Показывают влево, а затем вправо.

Широко разводят руки в стороны.

Поворачиваются друг к другу лицом и показывают друг на друга.

Приседают. Прячут лицо. Поворачиваются влево, азатем вправо.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Скачет белка-шалунишка,

Рвет с сосновых веток шишки,

Лапками сжимает ловко

И несет в свою кладовку. (Т. Шорыгина)

«Бегают» пальчиками по одной и другой руке.

Сжимают поочередно пальцы в пучок на правой и левой руках.

Поочередное сжимание в кулак пальцев на правой, затем

левой руке.

«Бегают» пальчиками по столу.


Тема: «Почта»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

На скамейку я встаю,

Еле ящик достаю.

Открываю ящик,

Голубой, блестящий.

Посыпались из ящика

Письма настоящие.

Поднимаются на носочки и тянутся за руками вверх.

«Открывают».

Приседают.

Встают с вытянутыми вперед руками.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Почтовый ящик открываем,

Сколько писем! Посчитаем?

Кате, Ване, Михаилу,

Александру и Данилу.

Сжимание и разжимание кулачков.

Пальцы разжаты и сильно оттопырены.

Загибают по одному пальчику на каждой руке, начиная с мизинца.


Тема: «Транспорт»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход.

Раз, два — он назад шагнул сначала.

А потом шагнул вперед — раз, два.

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход. (В. Волина)

Шаг вперед, руки опущены.

Два шага назад.

Два шага вперед.

Руки вытянуты вперед и сомкнуты — это«нос» теплохода; движения по кругу мелкимишажками.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Хлопаем перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

И крест-накрест руки сложим!

(И. Лопухина)

Движения по тексту.


Тема: «Комнатные растения»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

На солнечном окошке

Фиалка расцвела —

Лиловые цветочки

Тихонько подняла.

Средь листьев она прячется,

Не любит лезть вперед,

Но всякий к ней наклонится

И бережно возьмет.

(По Е. Серовой)

«Солнце» над головой.

Присесть, руки над головой соединить – «Цветочек».

Встать, взмахи рук снизу-вверх.

Закрывают лицо руками.

Наклоняются, не касаясь руками пола.

Тихонько встают.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Раз, два, три, четыре, пять,

Буду я цветы считать:

Бегония, фикус, цикламен,

Сансевьера, бальзамин.

Загибают по одному пальчику на каждой руке.

Разгибают по одному пальчику.


Тема: «Наша армия»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

В пограничников играем,

Землю нашу охраняем.

Мы гурьбой садимся в санки,

Мчимся вихрем в жаркий бой.

Мы — танкисты,

Санки — танки,

Враг — сугробы под горой.

Идут друг за другом, маршируя.

Бегут друг за другом, размахивая над головойвоображаемым оружием.

Идут друг за другом, приложив руку к голове(козырьку).

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Вышли танки на парад,

Стали строем ровно в ряд.

Раз, два, три, четыре, пять —

Очень просто их считать.

«Шагают» пальчиками по рукам.

Ладони прижаты друг к другу.

Соединяют попарно пальцы правой и левой

рук.


Тема: «Весна. День рождения весны»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Снова нет ручьям покоя —

День и ночь журчат в кустах.

Ходит солнце золотое

В чистых-чистых небесах.

Льет лучи на лес и луг

И на все цветы вокруг.

(Б.Асаналис)

Бегут по кругу друг за другом.

Спокойно идут друг за другом.

Приседают — встают.

Руками делают «Цветок» над головой.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Весна пришла по снежному,

По влажному ковру.

Рассыпала подснежники,

Посеяла траву.

Теперь зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов.

Ходят пальчиками по столу.

Руки на столе, ладонями вниз.

Раздвигают — сдвигают пальцы.

Руки согнуты в локтях, пальцы открыты.

Загибают по одному пальчику на каждой руке.


Тема: «Праздник 8 Марта»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Маму я свою люблю,

Я всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю,

Воду с ручек отряхаю,

Пол я чисто подмету

И дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

И ни разу, и ни разу

Ни словечка не скажу.

(3. Агранович)

Движения по тексту.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Вырос цветок на поляне.

Утром весенним открыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Из-под земли дают корешки.

Движения по тексту.


Тема: «Профессии»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Руки в стороны — в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед —

Полетел наш самолет.

 (В. Волина)

Дети бегут на носочках по кругу,

расставив руки в стороны,

Поворот через правое плечо.

Поворот через левое плечо.

Бегут по кругу, расставив руки в стороны.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Чтоб здоровыми мы были,

Звуки все произносили,

Кто заботится о нас?

Логопеды, воспитатели,

Массажисты, медсестра

И, конечно, доктора.

Сжимают и разжимают ритмично кулачки.

Сжимают и разжимают пальцы, собранные в щепоть.

Сжимают и разжимают ритмично кулачки.

Открывают по одному пальчику на каждой руке, начиная с большого.


Тема: «Наша пища»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Сумку в руки мы берем,

В магазин с тобой идем.

В магазине том на полках

Не шарфы и не футболки.

Вкусно пахнет здесь всегда,

В доме — вкусная еда.

Наклоняются и берут воображаемую сумку.

Шагают на месте.

Поднимают руки вверх и отрицательно покачивают головой.

Поворот головы вправо, затем влево с вдыханием воздуха.

Руками делают «дом» над головой.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

У метро — стеклянный дом.

Покупаем в доме том

Сыр, сметану и печенье,

Колбасу и вкусное варенье.

Изображают «дом».

«Шагают» пальчиками по рукам.

На каждый продукт соединяют пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца.


Тема: «Откуда хлеб пришёл?»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Снег растает в поле чистом,

Схлынет талая вода –

Побежит за трактористом

К синей речке борозда.

Выйдут сеялки потом

Засевать поля зерном.

(Я. Степанов)

Идут друг за другом.

Бегут друг за другом.

Идут друг за другом.

«Сеют».

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Пекарь, пекарь, из муки

Испеки нам колобки,

Да сушки — Ванюшке,

Да баранки — Танюшке,

Да бублики — Гришке,

Да крендель — Маришке.

Хлопают в ладоши.

Пекут колобки.

Соединяют большие и указательныепальцы.

Соединяют большие и средние пальцы.

Соединяют большие и безымянные пальцы.

Хлопают в ладоши.


Тема: «Посуда»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

К самовару гости прибежали,

Дружно чашки наполняли:

Вкусный чай у самовара,

Он с ромашковым отваром.

Дети стоят в кругу, один ребенок посередине.

Идут к середине круга, здороваются.

Расходятся.

Идут по кругу друг за другом.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли.

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Одна ладонь скользит по другой.

Ладони прижаты друг к другу.

Открывают по одному пальчику, начиная с мизинца.


Тема: «Мой дом. Прогулка по городу»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Если на улице дождик идет,

Если метелица злая метет,

В доме под крышей укроемся мы,

Дождик и снег нам тогда не страшны!

(К. Нефедова)

Взмахи руками перед собой.

Взмахи руками перед собой из стороны в сторону.

«Крыша» над головой.

На месте топают ногами.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Живым существам очень трудно без дома!

Жилье нужно птицам, зверям, насекомым...

Для шустрых и быстрых лесных муравьев

В большом муравейнике пища и кров.

(К. Нефедова)

Руками строят «дом».

Загибают первых три пальца.

И еще два пальца.

Руками строят «дом».


Тема: «Домашние животные и их детёныши»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Вот какой коташка,

Круглая мордашка,

А на каждой лапке

Коготки-царапки.

Все ему игрушки —

Кубик и катушка.

Котик, словно мячик,

По квартире скачет.

(О. Высотская)

Идут на носочках по кругу.

Гладят лицо.

Изображают когти.

Прыжки на месте.

Прыгают друг за другом по кругу.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку — на донышке.

Ждут меня котятки,

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка да кашки.

(Чешская народная песенка)

Показывают, как доят корову.

Из ладошек делают мисочку.

Делают «мордочки» из пальчиков.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.


Тема: «Наша страна. Мой родной край»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Нет на свете Родины красивей —

Боевой страны богатырей.

Вот она, по имени Россия,

От морей простерлась до морей. (А. Прокофьев)

Дети шагают на месте.

Изображают «богатырей».

Шагают на месте.

Широко разводят руки.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Раз, два — Москва.

Три, четыре — мы в Сибири.

Раз, два, три, четыре, пять —

Выходить в Москве опять.

Два хлопка в ладоши.

Два хлопка в ладоши.

Соединяют пальцы, начиная с большого.

Приседают и пальцами «шагают» по коленкам.


Тема: «Человек»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты носик так измазала?

Кончик носа черный,

Будто закопченный.

— Я на солнышке лежала,

Нос кверху держала.

Вот он и загорел.

(А. Барто, П. Барто)

Качают головой.

Касаются кончика носа указательным пальцем.

Качают головой.

Руки над головой, пальцы растопырены.

Голову запрокидывают назад, к воображаемому солнцу.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Все капризы у Оксанки

Соберем в большие санки.

И оставим возле елки.

Пусть едят их злые волки.

(Э. Мошковская)

Поочередно соединяют пальцы правой и левой рук.

Соединяют пальцы в кулачки.

Потирают ладони друг о друга.

Скрещивание оттопыренных пальцев рук.

Пальцы полусогнуты и напряжены.


Тема: «Насекомые»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Я шагаю по лужайке —

Сверху ясно мне видна

Вся зеленая страна.

Вот улитка — добрый гномик —

На себе таскает домик.

Вот стоит высотный дом —

Муравьи хлопочут в нем.

(Е. Серова)

Движения по тексту.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек,

И веселый мотылек,

Жук-жучок и стрекоза,

Как фонарики, глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

Взмахи перекрещенными кистями рук.

На каждое название насекомого соединяют пальцы, начинаяс мизинца.

«Колечки» — указательные и большие пальцы соединены.

Взмахи перекрещенными кистями рук.

Тихо опускают руки.


Тема: «Лето»

Развитие общей моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

По дороге мы идем.

Путь далек, далек наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим,

Мы под дубом полежим.

дальше пойдем.

(Русская народная потешка)

Дети шагают на месте.

Садятся на корточки.

Кладут голову на ладони.

Встают и шагают на месте.

Развитие мелкой моторики

Текст упражнения

Выполняемые движения

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька.

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал, и устал…

И перестал.

(И. Токмакова)

Соединяют поочередно пальцы правой и левой рук.

Ребром правой ладони «режут» левую и наоборот.

Тихо кладут кисти рук на стол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей». Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?».

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей».Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?»....

Картотека "Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста".

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста....

Картотека упражнении на развитие мелкой моторики «Пальчиковые шаги» для детей ОВЗ.

Картотека упражнения на развитие мелкой моторики «Пальчиковые шаги» для детей ОВЗ....

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Картотека может быть полезна педагогам и родителям, заинтересованным в развитии ручной умелости, мелкой моторики рук, межполушарного взаимодействии, подготовки руки к овладению письмом, стимуляции реч...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...