ЗНАЧИМОСТЬ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал по физкультуре

Виноградова Оксана Викторовна

Физическое упражнение  это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Слово «физическое» отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной) , внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово «упражнение» обозначает направленную повторяемостъ действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_po_fizicheskomu_razvitiyu.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

«ЗНАЧИМОСТЬ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

        

Физическое упражнение – это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Слово «физическое» отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной) , внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово «упражнение» обозначает направленную повторяемостъ действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой — как процесс многократного повторения.

Важным преимуществом физических упражнений является то, что они способствуют лучшей координации и пластичности движений, воспитывают волю ребенка, а также прививают привычку и в дальнейшем заниматься спортом и физкультурой.

Гармоничное физическое развитие детей дошкольного возраста подразумевает своевременное развитие целого ряда навыков и умений, а так же перманентный интерес к различным спортивным упражнениям, требующим проявления ловкости, выносливости, быстроты. Отдельно стоит отметить важность прививания дошкольникам нравственно- волевых качеств для целостного физического воспитания.

Для повышения уровня ловкости у детей дошкольного возраста нужно выполнять упражнения, принцип которых будет постоянно меняться. Желательно чтобы они были представлены в наиболее приемлемой для дошкольников форме- в игровой. В ходе такого обучения у детей повысится пластичность нервной системы, улучшаться показатели координации и, конечно, ловкости.

Для развития быстроты можно применять бег и ходьбу с постепенным наращиванием скорости, изменением темпа, а так же, игры, где дети смогут проявить навыки скорости. Также отличные варианты для развития этого качества- прыжки, толчки и метания. В процессе работы с детьми над развитием быстроты необходимо принимать во внимание их возраст, уровень физической подготовки и состояние здоровья.

Развивать глазомер с дошкольниками можно в рамках выполнения самых разных упражнений. Например, можно предложить ребенку прыгнуть в том или ином направлении, коснувшись уели в виде фишки или доски, метнуть что-либо в цель. Важно показать малышу, что от него требуется и как правильно на глаз измерять расстояние от одного предмета до другого, тренируясь это делать с начала с помощью шагов.

Физическое развитие с ОНР.

Необходимо учитывать, что у детей с нарушениями речи двигательная активность на порядок ниже, чем у детей их возраста без таких нарушений. Высокая двигательная активность характерна для минимального количества детей с нарушениями речи. Подавляющее же большинство нуждаются в специальном, корректирующем физическом развитии.

В процессе обычных физических нагрузок, рассчитанных на детей без нарушения речи, дошкольники с ОНР требуют больше времени для восстановления. Это необходимо учитывать, формируя коррекционный план их физического развития.

Для физического воспитания таких детей необходимо будет использовать не только физкультурные упражнения, но и разного рода игры, массажи, в обязательном порядке пальчиковую и дыхательную гимнастики.

Целенаправленное физическое развитие детей с общими нарушениями речи на основе проверенных упражнений позитивным образом скажется не только на качестве их речи, но и на здоровье в целом, а также на познавательной и двигательной активности. Кроме того, занятия с такими детьми помогают им поднять самооценку, улучшить отношения со сверстниками.

Физические упражнения- основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Физические упражнения проводятся под руководством педагога. Они основаны на активных двигательных действиях сознательного характера. Данное средство физического воспитания оказывает разностороннее влияние на развитие детей.

Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничения двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма. Отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.

Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановке и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способностей ребенка, его всестороннее развитие.

Разнообразные физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми движениями. Физические упражнения ведущим средством физического воспитания. Но только применение их в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяет добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта.

Классификация физических упражнений— это распределение физических упражнений по группам, подгруппам в соответствии с установленными признаками. Она помогает ориентироваться во множестве существующих физических упражнений и отбирать из них нужные для решения намеченных задач.

В настоящее время в теории физической культуры существует несколько классификаций физических упражнений:

- по историческому признаку сложившихся систем физического воспитания (гимнастика, игра, туризм, спорт);

-по признаку особенностей мышечной деятельности (скоростно-силовые упражнения; упражнения, требующие проявления выносливости, и т.п.);

- по значению для решения задач обучения (основные упражнения, подводящие упражнения, подготовительные упражнения);

- по признаку преимущественного развития отдельных мышечных групп (для мышц рук и плечевого пояса, для мышц туловища и шеи, для мышц ног и таза и т.п.).

Помимо общих классификаций существуют так называемые частные классификации: классификации физических упражнений в различных видах спорта, в биомеханике (статические, динамические, циклические, ациклические, комбинированные физические упражнения и др.), в физиологии (упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности). Классификация физических упражнений в физической культуре дошкольников является примером частной классификации, хотя строится на основе классификации физических упражнений по историческому признаку. Все упражнения подразделяются на четыре группы: гимнастика, игры, спортивные упражнения, простейший туризм.

В основу одной из наиболее общих классификаций положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания и методов их применения: гимнастика, игры, спорт и туризм. Каждая из этих групп имеет специфическое значение и делится еще на более мелкие классификационные подгруппы.

В системе физического воспитания оздоровительной силы природы используются либо как условия для организации занятий физической культурой и подвижных игр (например, регулярное проведение на открытом воздухе), либо как относительно самостоятельные средства закаливания (воздушные и солнечные ванны, обтирания, купание).

Понятие гимнастики объединяет в себе многообразие физических упражнений, способствующих развитию либо совершенствованию уже имеющихся двигательных навыков у занимающихся. Гимнастические упражнения охватывают все звенья опорно-двигательного аппарата, равномерно развивают мускулатуру и совершенствуют координацию. При этом гимнастика влияет не только на физическое состояние ребенка, но и формирует определенные морально-волевые качества.

В детском саду гимнастика включает строевые, общеразвивающие упражнения, а также основные виды движения (ходьба, бег, метание, прыжки, лазание).

Строевые упражнения:

 Строй-это удобное и целесообразное размещение занимающихся на спортивной площадке или в другом месте. Строевые упражнения обеспечивают организацию детей в любом виде упражнений, во всех формах работы по физическому воспитанию.

В строевых упражнениях различают:

-построения в колонну, шеренгу в круг, врассыпную;

-перестроения из колонны по одному в колонну по два, три, четыре;

- из колонны в круг или несколько кругов;

-из одной шеренги в две или несколько;

-повороты на месте и в движении налево, направо, кругом;

-размыкания и смыкания;

-передвижения строем;

Строевые упражнения –средство разностороннего развития дошкольников. Они способствуют формированию у детей правильной осанки, развивают навыки пространственной ориентировки, глазомер, ловкость, быстроту реакции и другие физические качества.

Понятия о разных видах строя расширяют общий и двигательный опыт детей. Словесное обозначение строевых упражнений и связанных с ними действий обеспечивают взаимопонимание воспитателя и детей и делают результативным навыкам строя.

Методика руководства строевыми упражнениями должна учитывать готовность детей к выполнению упражнений определенной сложности и стимулировать самостоятельность действий.

Общеразвивающие упражнения.

Предназначенные для развития отдельных мышечных групп общеразвивающие упражнения являются мощным средством укрепления здоровья вообще: они совершенствуют деятельность двигательного анализатора в целом, активизируют обмен веществ, тренируют сердечно-сосудистую систему и дыхательный аппарат. В результате повышается общая работоспособность организма.

Огромен обучающий эффект общеразвивающих упражнений. Являясь основным содержанием ежедневной утренней гимнастики и составной частью большинства физкультурных занятий, они формируют двигательные умения и навыки. Выполнение движений сопровождается словесными комментариями воспитателя. Дети довольно быстро усваивают названия упражнений и их деталей, частей тела, ориентировочные понятия и термины, указания, советы, подсказки.

Общеразвивающие упражнения активно формируют координацию- умение согласовывать одновременные движения разных частей тела; гибкость- способность выполнять движения с большей амплитудой; равновесие-устойчивое положение на уменьшенной и повышенной опоре; точность- умение фиксировать движение в соответствии с каким-нибудь сигналом; пространственные и временные ориентировки- выполнение движений в нужном направлении, в соответствующем ритме и темпе.

Упражнения имитационного характера пробуждают творческую фантазию детей. Объективные особенности общеразвивающих упражнений приучают детей действовать согласованно, а музыкальное сопровождение активно содействует этому и развивает художественный вкус.

Таким образом, общеразвивающие упражнения- действенное средство разностороннего развития ребенка.

Для общеразвивающих упражнений характерно то, что в каждом из них согласуется динамическая работа одних мышц и статическая нагрузка на другие. Этим обеспечивается избирательность воздействия на конкретные части тела. Упражнения состоят из элементов, которые могут выполняться отдельно. Поэтому можно произвольно увеличивать нагрузку на ту или иную группу мышц с целью, например, корригирования.

Простейший туризм.

Туризм позволяет закреплять двигательные навыки и развивать физические качества в природных условиях. Выполнение физических упражнений на свежем воздухе повышает их оздоровительный эффект.

Упражнения делятся на динамические и статические.

Динамические упражнения связаны с перемещением в пространстве. Статические упражнения основаны на длительном мышечном напряжении в одном положении (стойка «смирно» и др.)

Подвижные игры.

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

Спортивные игры.

Дети старшего дошкольного возраста с большим желанием и интересом принимают участие в спортивных играх, таких как баскетбол, футбол, ручной мяч, бадминтон, городки, настольный теннис, хоккей.

Освоение элементов спортивных игр составляет основу для дальнейших занятий спортом. Однако методика проведения спортивной игры имеет свою специфику: требует обязательного учета возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности. Заниматься спортом в прямом смысле этого слова детям дошкольного возраста не рекомендуется, но некоторые элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны.

Игра в баскетбол- командная игра. Она включает в себя бег, прыжки, бросание мяча, которые выполняются при противодействии партнера. В состав команд входит определенное количество участников, продолжительность игры ограничена во времени.

Игра в футбол. Основными приемами техники игры-являются перемещения, удары по мячу, приемы мяча, ведение, отбивание яча, действия вратаря. Дети перемещаются ходьбой или бегом в разных направлениях: по прямой, зигзагом, по дуге и т.д.

Спортивные упражнения.

Спортивные упражнения в практике физического воспитания занимают значительное место. Хотя заниматься спортом с целью достижения высоких спортивных результатов детям дошкольного возраста не рекомендуется, элементарные элементы подготовки и соревнований основных групп мышц, костной, дыхательной систем усиливают обмен веществ, окислительно-восстановительные процессы в организме, которые характеризуются большим потреблением кислорода, повышают общую физическую подготовленность, степень закалки детей. Выполнение спортивных упражнений связано с проявлением врлевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это содействует совершенствованию психических особенностей ребенка, его всестороннему развитию.

Ходьба на лыжах. Дети должны овладеть разными способами ходьбы на лыжах, научиться делать повороты, тормозить, преодолевать подъемы и спуски. Вначале передвижение на лыжах ребенок осуществляет ступающим шагом- это ходьба на лыжах с поочередным приподниманием носков лыж, при этом задний конец лыжи прижимается к снегу, туловище ребенка наклонено вперед. Ступающий шаг дает детям возможность почувствовать тяжесть лыж на ногах, привыкнуть к ним, развить «чувство снега». Повороты на лыжах выполняются на месте и во время движения. Повороты на месте выполняются переступанием вокруг пяток лыж и вокруг носко лыж. Подъемы на горку выполняют ступающим или скользящим шагом: точно так, как и на ровной снежной поверхности, но с более значительным наклоном вперед.

Катание на коньках. Катание на коньках доступно детям старшего дошкольного возраста. Вначале ребят знакомят с правилами поведения на катке, учат обувать ботинки и шнуровать их. Потом проводят упражнения в помещении и на спортивной площадке без коньков и на коньках, которые помогают освоить технику передвижения на льду. Она включает: правильное исходное положение, толчок ногами, поворот, торможение.

Плавание. В детском саду обучение детей плаванию начинается с первой младшей группы. Вначале внимание уделяется тому, чтобы дети приобрели устойчивые гигиенические навыки: умели пользоваться индивидуальными туалетными принадлежностями- с помощью взрослых вытираться полотенцем, переодеваться, аккуратно складывать свои вещи, необходимые для занятий в бассейне. Во второй младшей группе закрепляются навыки самостоятельного переодевания, пользования полотенцем, детей учат также просушивать и расчесывать волосы. В средней группе все гигиенические процедуры дети должны выполнять без помощи взрослых, сознательно. В старшей группе дети учатся правильно и быстро переодеваться, аккуратно складывать свои вещи, ставить на место обувь, замечать и самостоятельно устранять непорядок в одежде, помогать в этом товарищу.

Нельзя переоценить благотворное влияние упражнений для детей на общее состояние здоровья. Регулярные занятия способствуют улучшению гибкости и подвижности суставов, оптимизируют работу вестибулярного аппарата и сердечно-сосудистой системы.

Крупнейший педагог Е.А. Аркин в книге «Дошкольный возраст» подчеркивал, что физическая культура дошкольников состоит не только в выполнении упражнений, усвоения гигиенических навыков и укрепления здоровья. Он считал, что физическая культура в дошкольном возрасте есть «культура чувств, внимания, воли, красоты всего характера».

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие «Физическое упражнение». Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников. Влияние физических упражнений на укрепление детского организма.

Понятие «Физическое упражнение».Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников.Влияние физических упражнений на укрепление детского организма....

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

Роль сенсорного развития детейдошкольного возраста с нарушением зрения и речи в ознакомлении с природой

Данный проект направлен на социализацию детей в обществе, предоставив слабовидящим максимальную возможность через все органы чувств познать природу, стать ее частью и сохранять по мере возможности ее ...

"Игры и упражнения для физического развития крупной моторики у детей дошкольного возраста"

quot;Игры и упражнения для физического развития крупной моторики у детей дошкольного возраста"...

Влияние физических упражнений на укрепление детского организма и значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников.

Влияние физических упражнений на укрепление детского организма и значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников. В период дошкольного детства, особенности возраст...

Картотека игр и упражнений по физическому развитию детей раннего возраста

Картотека игр и упражнений по физическому развитию детей раннего возраста...

«Нейроигры и упражнения для физического развитии детей среднего дошкольного возраста»

Пезентация  доклад для педагогов дошкольного образования...