Консультация для воспитателей на тему«Оптимизация двигательного режима для детей с ТНР, как ведущая роль в воспитании здоровья детей»
материал по физкультуре
Двигательная деятельность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_detskiy_sad.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек»
г. Волгодонска
«Оптимизация двигательного режима
для детей с ТНР,
как ведущая роль в воспитании здоровья детей»
подготовила: инструктор по физической культуре
I квалификационной категории
Сундукова М. В.
Волгодонск, 2020 г.
Цель:
Уточнить, и закрепит знания педагогов о развитии двигательной активности в ДОУ.
Задачи:
- Активизировать мыслительную деятельность педагогов, развить их творческий потенциал.
- Повышать методический уровень педагогов по организации комплексного подхода к поддержанию двигательной активности воспитанников.
- Мотивировать педагогов на использование в развитии двигательной активности детей, через использование нетрадиционного оборудования в самостоятельных видах деятельности, как карты- схемы.
Ход выступления:
Слайд № 2
Современная педагогическая наука призывает дошкольные образовательные учреждения решать задачу сохранения здоровья детей с помощью организации здоровьесберегающего педагогического процесса, где главную роль играют здоровьесберегающие технологии.
При организации здоровьесберегающего образовательного процесса необходимо уделять большое внимание двигательной активности ребенка, как естественной потребности в движении, которая влияет на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье.
Слайд № 3
Для нашего детского сада вопрос об организации двигательной активности детей дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи, является актуальным.
У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается:
- задержка моторного развития;
- мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;
- нарушение ручной моторики;
- общая скованность и замедленность в выполнении движении;
- раскоординация движений;
- несформированность функций равновесия;
- недостаточное развитие чувства ритма;
- нарушения ориентировки в пространстве;
- замедленность процесса освоения новых движений;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.
Следовательно, в своей работе мы должны способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни:
- активно использовать музыкально-ритмические движения, придающие физкультурной деятельности увлекательный характер, поднимающие настроение, способствующие развитию точности, координации движений
- развивать мелкую моторику посредством создания развивающей среды и использования пальчиковых игр;
- развивать двигательные способности детей при выполнении всех видов движений с разнообразным оборудованием, позволяющим обеспечить качество выполнения упражнения, развить физические качества и без него.
Слайд №4
В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Поэтому большая работа должна быть направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей, на развитие физических качеств и двигательную активность.
В двигательный режим детей должны обязательно включатся следующие формы деятельности, которые представлены на слайде.
Вы их знаете и пользуетесь.
- Физкультминутка в процессе занятий
- Динамическая пауза между занятиями
- Подвижные игры средней, малой подвижности.
- Хороводные игры, игровые упражнения
- Активный отдых детей на прогулке
- Гимнастика пробуждения после дневного сна
Так как ведущая деятельность детей дошкольного возраста является игра, во всех этих формах деятельности должна прослеживаться сюжетная линия, игровая мотивация.
Рассмотрим это на примере гимнастики пробуждения после дневного сна.
Целью гимнастики пробуждения является создание таких двигательно- игровых условий, при которых дети смогли бы естественным образом перейти от состояния покоя к состоянию оптимальной психофизической готовности для второй половины дня. Для содействия этому следует включать соответствующее музыкальное сопровождение – спокойные, плавные, легкие мелодии пробуждения.
Сейчас я хочу привести пример одной из нетрадиционных форм проведения гимнастики пробуждения после дневного сна по системе ДПН Н.Н.Ефименко .
- просмотр фрагмента ГП по системе ДПН Н.Н.Ефименко .
- раздать комплексы ГП.
Эти комплексы являются примерными, вы их можете менять по сюжету. Т.к. гимнастики по Ефименко очень длинные, а времени на подъем у нас мало, вы можете их укоротить. Но не так, чтобы ребенок из положения лежа встал, а чтобы ребенок постепенно принимал вертикальное положение .
Уважаемые коллеги, какой из режимных моментов является главным для реализации двигательной активности детей?
Слайд №5
Прогулка - это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности.
Прогулка должна включать в себя игры подвижные, средней подвижности, малоподвижные. Во время прогулки рекомендуется проводить 4 игры , 3 из которых детям уже знакомы и одна новая. Т.е. вы на одной недели разучили с детьми одну игру, на второй и третей ещё две игры разучили. И к концу месяца дети уже знают три игры, и вы разучите с ними ещё одну новую. И они будут владеть арсеналом игр, в которые могут поиграть самостоятельно.
Прогулка – это время для самостоятельной двигательной деятельности детей.
Чтобы повысить двигательную активность дошкольников предложите им двигательную карту-схему. Это пособие легко сделать своими руками. С помощью карты-схемы можно организовать игры в режиме дня, как в группе, так и на улице, а дети проявят инициативу и самостоятельность. Но в сложившейся эпидемиологической ситуации пользоваться ими сейчас тяжело, но эта рекомендация на будущее.
Слайд №6
Игры с применением вспомогательных предметов имеют большое значение для умственного развития. Работа с карточками позволяет детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит организовывать двигательную деятельность со сверстниками, подчиняться правилам. Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на специальных карточках.
Учить работать по карточкам можно начинать со средней группы. На карточках для этой возрастной группы изображаются животные или знакомые предметы. Дети заранее ознакомлены с персонажами-животными, знают какой вид движения надо выполнять. Например, изображены: лягушка - прыжки в приседе; заяц- прыжки на двух ногах. Для старших и подготовительных групп изображения должны быть схематичны. Дети изучают карту и по сигналу взрослого выполняют упражнение самостоятельно.
А сейчас посмотрите и скажите, что обозначают эти схемы:
Слайд №7
Несколько примеров карт-схем.
Средняя группа - встать в круг.
Слайд №8
Заяц - прыжки на двух ногах.
Слайд №9
Лошадка- ходьба или бег с высоким подниманием колен.
Слайд №10
Медведь – ходьба носки вместе, пятки врозь.
Слайд №11.
Карты – схемы для старшей и подготовительной групп должны быть более схематичными: лазание по гимнастической стенке, ходьба гимнастической скамейке.
Слайд №12.
Прыжки на скакалке, перебрасывание мяча друг другу с отскоком.
Слайд № 13.
И несколько примеров карт-схем.
Прыжки через предмет.
Слайд № 14.
Прыжки по кругу, зажав мяч коленями.
Слайд №15.
Перебрасывание мяча друг другу снизу.
И в конце хочется подвести небольшой итог:
Двигательная активность является врожденной, жизненно важной потребностью человека. Повышение двигательной активности обеспечивает оздоровительный, общеукрепляющий эффект.
Тщательное планирование и использование подвижных игр и игровых упражнений, направленных на повышение двигательной активности детей в дальнейшем позволит:
- избежать гиподинамии
- обогатить детей знаниями о многообразии физических упражнений и подвижных игр
- сформировать привычку к здоровому образу жизни
- ускорит процессы развития речи.
Спасибо за внимание. Я желаю вам творческих успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей"
Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать — мол, за это...
Консультация для воспитателей "Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке"
Консультация для воспитателей...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Самостоятельная двигательная активность детей в условиях группы»
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Одна из важн...
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей"
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей"...
Консультация для воспитателей "Роль двигательной активности в оздоровлении детей. Летний оздоровительный период"
Солнце, воздух и вода —Наши лучшие друзья.С ними будем мы дружить,Чтоб здоровыми нам быть....
Консультация для воспитателей «Моделирование - ведущий метод экологического воспитания детей»
Руководя познанием природы и приобретением детьми навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы....
Консультация для воспитателя "Создание условий для двигательной деятельности детей"
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение котор...