КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Самостоятельная двигательная активность детей в условиях группы»
статья (средняя группа) на тему
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konslutatsiya_dlya_roditeley_samostoyatelnaya_dvigatelnaya_aktivnost_detey.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9 «КОСМОС»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Адрес:140000, г. Люберцы, 3 почтовое отделение, дом 50Б | Тел:8(916) 424 14 33 e-mail: nzinovieva@yandex.ru |
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
НА ТЕМУ:
«Самостоятельная
двигательная активность
детей в условиях
группы»
Подготовили:
воспитатель :Варданян Асмик Анушавановна
инструктор по физ. Воспитанию Иванов Д.А.
Люберцы, 2018
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении.
Свой внутренний мир (удовольствие, удивление, сосредоточение, радость и т.д.) ребёнок может выразить движением. Недостаточная двигательная активность детей ведёт к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.
Во всех программах дошкольного воспитания большое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе, в т.ч. организации двигательного режима воспитанников. Однако важно отметить, что современные городские дети не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Она всё больше ограничивается созданными условиями:
- Замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском саду и квартир;
- Ограничением двигательной активности на прогулках (сокращение игровых площадок, большое количество транспорта);
- Требованиями (запреты) взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадёшь и т.п.);
- Увеличением продолжительности познавательных занятий с преобладанием статических поз;
- Преобладанием статичного времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные и настольные игры, игры с конструктором, занятия изобразительной деятельностью и т.д.)
- Генетической наследственностью (по последним статистическим данным только 10% детей являются условно здоровыми).
Но самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В группе, где много детей, мебели, игрушек, невозможно бегать, кидать мяч или прыгать через скакалку. То же самое и в квартире, где места зачастую ещё меньше.
Таким образом, одной из задач педагогов является научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади (группы, квартиры и т.п.).
Дети старшего дошкольного возраста, часто очень активные, не могут соотносить свои желания с возможностями группы или квартиры. Традиционные подвижные игры трудно проводить в помещении, где много мебели, игрушек, и, кроме того, для таких игр часто требуется участие нескольких игроков. А если хочется поиграть одному или с двумя-тремя друзьями? Как сделать самостоятельное активное движение интересным и доступным для детей?
Сначала необходимо определить индивидуальные предпочтения дошкольников: любимые игры, виды движений, чаще всего используемые в самостоятельной деятельности и т. д. Определив круг интересов детей, можно подобрать именно те подвижные игры и изготовить такие атрибуты, которые будут органично вливаться в их самостоятельную деятельность и стимулировать безопасную двигательную активность в условиях ограниченного помещения.
Так, с целью выяснения индивидуальных интересов воспитанников мы провели наблюдение (в течение месяца) за их самостоятельной деятельностью. В листах наблюдения фиксировались предпочтения дошкольников в выборе видов деятельности, названия творческих игр, а также нарушения поведения, проявляющиеся у детей во время самостоятельной деятельности.
Анализ результатов показал, что дошкольники предпочитают такие творческие игры, как: "Домики" (организуют домик и обустраивают его); "Зверята" (кто-то из детей мама, а кто-то ее детеныш; они ходят по группе, выполняют несложные движения, устраивают домики); "Больница"; "Магазин"; "Гараж" (или подобные игры с машинами).
Кроме того, дети любят делать постройки из крупного и мелкого конструктора "Лето", обыгрывая их. Из настольных игр они выбирают разнообразные лото, много рисуют и раскрашивают.
Очень незначительное время уделяется играм с оборудованием спортивного уголка и подвижным играм, где самостоятельная двигательная активность носит в основном спонтанный, хаотичный характер.
С целью оценки объемов самостоятельной двигательной активности детей и получения ее объективных характеристик была использована методика шагометрии, с помощью которой определялось количество движений, выполненных ребенком за конкретный период времени.
Двигательная активность детей оценивалась во время самостоятельной деятельности в группе в первую (в течение 35 мин) и вторую (в течение 45 мин) половину дня. В таблицу заносились средние результаты по итогам наблюдения в течение 3—4 дней.
В результате измерений и сопоставления их со средними показателями выяснилось, что у большинства дошкольников показатель самостоятельной двигательной активности в помещении значительно ниже нормы, в то же время у пяти воспитанников из группы зафиксирована повышенная двигательная активность. Следует отметить, что такие дети чаще всего являются источниками конфликтных и травмоопасных ситуаций в группе. А также были выявлены незначительные изменения двигательной активности дошкольников в течение дня и в разные дни недели.
На основе полученных данных, в результате тщательного изучения программы физического развития детей дошкольного возраста, при участии педагога-психолога нами была разработана серия игр, учитывающих индивидуальные потребности дошкольников (игровые интересы, необходимость тренировки отдельных групп мышц, задачи развития данного возраста) и позволяющих им активно двигаться в условиях группы (приложение 3). Игры вводились в самостоятельную деятельность воспитанников постепенно.
Сначала были придуманы и изготовлены атрибуты для игр (На чем можно попрыгать в группе? Что можно метать и кидать так, чтобы это было неопасно и интересно? Где полазить?). Варианты атрибутов и пособий предлагали и делали все: педагоги, дети и их родители.
Далее на занятиях по физкультуре дошкольники обучались подвижным играм из разработанной серии.
После обучения новые атрибуты и игры стали использоваться в физкультурных минутках. Простота игр, разнообразные варианты применения привычных предметов, возможность дозировать физическую нагрузку стимулировали детей и взрослых к придумыванию новых вариантов.
Также игры вводились в процессе совместной деятельности. Дети с удовольствием принимают взрослого в свою игру и прислушиваются к его предложениям. Здесь необходимо учитывать, что это совместная деятельность, а не прямое руководство.
Использование новых атрибутов — один из вариантов игры. Например, во время игры "Домик котят" девочкам была предложена новая ортопедическая дорожка голубого цвета. Дети решили, что это будет река, и котята будут в ней купаться. Они с удовольствием ползали, ходили и прыгали по дорожке. Через некоторое время дорожка перекочевала в домик и стала кроваткой, на которой спали котята. Затем она стала огородом, и девочки долго перебирали пальцами ее наполнители, имитируя работу на грядке.
Другая форма игры — создание проблемных ситуаций. Например, в процессе игры мальчиков в военных необходимо изобразить сложные условия похода. Для этого ребята использовали разноцветные коврики, раскинув их по ковру. Прыгали по ним как по кочкам, шли друг за другом, имитируя разведчиков, а в конце пути устроили тоннель из обручей, через который должен был проползти весь отряд.
И, наконец, введение новой игры опосредованно, через рассказы воспитателя и родителей. Так, одна из мам рассказала своему сыну, как они в детстве играли в путаницу, используя веревку: выкладывали из нее запутанные узоры и старались пройти их, ни разу не наступив. После этого рассказа дети стали делать путаницу (паутину, лабиринт, сеть) из скакалок.
В результате анализа предметно-игровой среды группы, работы по изготовлению новых атрибутов и пособий был составлен перечень физкультурного и спортивно-игрового оборудования для дошкольников старшего возраста.
Совместно с инструктором по физической культуре в планирование работы по физическому воспитанию был включен раздел "Обучение детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства".
В результате проведенной работы значительно возрос интерес воспитанников к подвижным играм. Творческие игры стали значительно разнообразнее, как бы вобрав в себя подвижные. Прямо пропорционально возросшему интересу к подвижным играм снизилась хаотичная спонтанная двигательная активность дошкольников. В целом дети стали отдавать предпочтение активному времяпрепровождению. Возросли продолжительность и интенсивность движений. Разнообразнее стали сами движения.
Следует также отметить, что наряду со значительным ростом интенсивности самостоятельной двигательной активности существенно снизилось количество нарушений поведения у детей и число травмоопасных ситуаций, возникающих во время самостоятельной деятельности.
Приложение 1
Методика наблюдения за самостоятельной деятельностью детей
Фамилия, имя ребенка | Виды самостоятельной деятельности | |||||
Творческие игры, какие | Настольные | Изо | Подвижные | Хаотичное движение по группе | Проявления нарушения поведения | |
Критерии оценки
● — часто выбирает данный вид деятельности, сам может инициировать ее;
■ — не часто выбирает данный вид деятельности, следует примеру другого ребенка;
▼— очень редко участвует в данной деятельности, интерес кратковременный.
Приложение 2
Методика измерения самостоятельной двигательной активности с использованием шагомера
Фамилия, имя ребенка | Показатели самостоятельной двигательной активности | ||
Объем движения (движения) | Интенсивность (движений/мин) | Уровень соответствия средним значениям | |
Критерии оценки
Средний показатель самостоятельной двигательной активности детей в помещении 2400—2810.
● — соответствует средним показателям двигательной активности (2400—2810);
■ — немного ниже средних показателей двигательной активности (2100—2400);
▼— намного ниже средних показателей двигательной активности (1800—2100).
Приложение 3
Серия игр для активной двигательной деятельности детей в условиях группы с новым оборудованием спортивного уголка
Игры с ковриками
Оборудование: текстильные коврики разных цветов 25 х 25 см с разноцветными геометрическими фигурами в центре (варианты оформления лицевой стороны ковриков могут быть различными). Нижняя сторона ковриков должна быть сделана из нескользящего материала.
Игра "Классики"
Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений.
Организация: коврики раскладываются на полу с чередованием: 1-й ряд — два коврика рядом, 2-й — один коврик, 3-й — два коврика рядом и т. д.
Ход игры:
Дети по очереди прыгают по коврикам как по классикам.
- 1-й вариант: две ноги врозь, две ноги вместе, две ноги врозь;
- 2-й вариант: две ноги врозь, на одной ноге, две ноги врозь;
- 3-й вариант: ноги крестиком, ноги вместе, ноги крестиком.
Игра "Гигантские шаги"
Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений.
Организация: коврики раскладываются по кругу, на расстоянии большого шага ребенка.
Ход игры:
Дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик (прямые, боковые шаги, на пальцах, на пятках, спиной вперед).
Игра "Веселая дорожка"
Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, внимания; формирование перекрестных движений; оречевление пространственных отношений; закрепление знаний цвета, формы, упражнение в прыжках и беге.
Организация: коврики располагаются на полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка.
Ход игры:
Выбирается водящий, который первым прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, стараясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.
Игра "Займи свое место"
Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики; координации, внимания; формирование перекрестных движений; оречевление пространственных отношений; закрепление знаний цвета, формы.
Организация: коврики располагаются по большому кругу.
Ход игры:
Воспитатель дает словесное указание любому играющему ребенку, какой коврик он должен занять (например: "Встань на красный коврик с зеленым овалом в середине"). После того как дошкольник займет свое место, он сам дает указание следующему игроку; тот, в свою очередь, продолжает игру, и так до тех пор пока все играющие не займут свои места. По сигналу воспитателя дети разбегаются или бегают по кругу; по следующему сигналу дети занимают:
- 1 вариант — свои коврики;
- 2 вариант — любой коврик.
После чего каждый из игроков должен сказать, на каком коврике он оказался (например: "Я стою на синем коврике, в середине которого красный треугольник").
Игры с тихим тренажером
Оборудование: "Тихий тренажер" — наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1,5 м, силуэты ножек от пола и до 70 см; разноцветные полоски (5—10 штук) длиной 1,0— 1,50 м для подпрыгивания.
Игра "Достань ягодку"
Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право — лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук. Организация: на стене, выше силуэтов ладошек, наклеивается изображение ягод.
Ход игры:
По команде пара детей должна подняться по ладошкам от пола до ягодки. Можно отрывать от стены только одну руку. Руки ставятся на силуэты, соблюдая право — лево. Побеждает тот, кто первым сорвал ягодку.
Игра "Пройди по стенке"
Цель: развитие координации, тренировка мышц спины и ног, релаксация. Организация: около стены расстилается мягкий коврик.
Ход игры:
Дети по очереди ложатся на пол и стараются "пройти" по дорожке на стене. Начинают от пола, постепенно поднимая ноги все выше, переходя в положение "Березка".
Игра "Допрыгни до полочки"
Цель: развитие координации, пространственных отношений (право — лево), упражнение в прыжках с места в высоту, тренировка стопы.
Организация: дети строятся в колонну по одному. Разноцветные полоски наклеиваются на стену на высоте от вытянутой руки самого низкого ребенка и до высоты прыжка самого рослого.
Ход игры:
Дети по очереди подпрыгивают у стены, стараясь дотянуться как можно выше до разноцветных полосок.
Игра "Путаница"
Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право — лево), тренировка мышц плечевого пояса и рук.
Организация: на стене в произвольном порядке наклеены силуэты ладошек. Дети могут играть по одному или в паре.
Ход игры:
Дети проходят ладошками по силуэтам снизу доверху, руки можно ставить только на парные силуэты (право — лево), при этом кисти рук приходится поворачивать в разные стороны.
- 1-й вариант — ребенок играет один и просто "ходит" руками по стенке;
- 2-й вариант — дети играют в паре "Кто быстрее доберется до условной метки?". При этом руки могут
перекрещиваться, дети меняться местами, но не отрывать рук от стены; - 3-й вариант — один ребенок ведущий, он дает команды другому ребенку куда идти (например, правая — красная, левая — зеленая и т. д.).
Рекомендации по организации обучения детей основным видам движений в условиях ограниченного пространства
Основные виды движений | Особенности развития детей старшего дошкольного возраста | Методические рекомендации | Игры для самостоятельной деятельности | Пособия и атрибуты |
Ходьба | Слабый мышечный корсет. Не сформировано ощущение правильной осанки. Мышцы разгибатели развиты слабее, поэтому дети часто принимают неправильные позы (опущенная голова, сутулая спина, запавшая грудь) | Следить за хорошей осанкой детей. При ходьбе давать детям ориентир, для того чтобы они не опускали голову. Чаще использовать ходьбу на носках и с предметом на голове, для формирования ощущения правильной осанки. Давать задания, в которых изменяются темп и направление движения при ходьбе, с разным положением рук, умение чередовать ходьбу с другими движениями. Чаще проводить упражнения в ходьбе: по песку, дорожкам с естественными поворотами, с преодолением препятствий | Гигантские шаги — перешагивание различными способами с коврика на коврик. Веселая дорожка — перешагивание с коврика на коврик по команде ведущего. Веселые негритята — перенос мешочков с грузом на голове, ходьба по ортопедической дорожке, между шнурами | Коврики Коврики Мешочки с грузом, ортопедические дорожки |
Бег | Мышечная система еще слабая. Формируется свод стопы. Координация движений в процессе формирования. Быстрое утомление | Обязательно контролировать осанку детей во время бега. Обращать внимание на согласование движения рук и ног, непринужденность движений. Следить за тем, чтобы в беге дети ставили стопы ближе одна к другой, не разводили в стороны носки ног. Недопустимо требовать сгибания рук в локтях и прижимания их к груди, что сковывает движения, плохо влияет на дыхание и кровообращение. Применять бег на короткие дистанции, чередуя его со спокойной ходьбой, при условии частого использования бега | Веселая дорожка — перешагивание с коврика на коврик по команде ведущего. Займи свое место — перебегание по команде с коврика на коврик. Прогулка — ходьба по узкой дорожке между скакалок, по ортопедической дорожке. Обезьянки — хождение руками и ногами по стенке (развитие координации) | Коврики Скакалки, дорожки Тихий тренажер |
Прыжки | Формируется свод стопы, слабые связки и мышцы. Слабо развиты координация движений, глазомер, чувство равновесия | Особое внимание обращать на мягкое приземление, а не преодоление высоты или длины. Лучше организовать подпрыгивание, тогда внимание ребенка не отвлекается необходимостью преодоления препятствия, а сосредоточенно на самом движении. Широко использовать подводящие упражнения (поднимание на носках, сочетание поднимания и взмахов рук, подскоки, подпрыгивания) | Достань ягодку — подпрыгивание, дотягивание до условной метки. Через кочку — перепрыгивание через мешочки с песком. С кочки на кочку — запрыгивание и спрыгивание на большие мешочки с песком | Тихий тренажер Мешочки с песком малые Мешочки с песком большие |
Основные виды движений | Особенности развития детей старшего дошкольного возраста | Методические рекомендации | Игры для самостоятельной деятельности | Пособия и атрибуты |
Метание, катание, бросание | Слабые мышцы плечевого пояса | Особое внимание на правильный замах, т. к. это не только способствует приобретению и закреплению навыка, но и укрепляет мышцы спины. Объяснять и показывать детям правильную позу при метании, обращая внимание на исходное положение. Уточнять некоторые элементы техники броска, ловли мяча (замедленные движения) | Урожай в кладовочку — забрасывание мешочков в короб. Попади в цель — метание мешочков в цветные ладошки. Хитрый мяч — прокатывание мяча из руки в руку различными способами Кольцеброс, кегли | Мешочки с песком Мешочки с песком, тихий тренажер Мячи большие и малые Кольцеброс, кегли |
Лазание, ползание, пролеза-ние, подлеза-ние | Страх высоты, слабо развитая координация движений. Продолжается развитие и совершенствование двигательного анализатора. Слабые мышцы спины. Продолжается формирование позвоночных изгибов | Следить за тем, чтобы дети правильно обхватывали планку, руки держали на ширине плеч, поочередно работали обеими руками; не смотрели вниз, держались прямо. Обращать внимание на то, чтобы дети не пропускали перекладины (чередующийся шаг). Постепенное освоение перехода с пролета на пролет — приставной шаг. При ползании на четвереньках обязательный последующий переход в вертикальное положение и активное выпрямление позвоночника. Регулярное усложнение препятствий, которые нужно преодолевать | Паутинка — перелезание, подлеза-ние пролезание между натянутых шнуров. Достань ягодку — "лазание" по тихому тренажеру. Пройди по стене — ходьба и лазание по тихому тренажеру. Котята — хождение на четвереньках по ортопедическим дорожкам и коврикам. Паровозик — пролезание на четвереньках в обручи, под препятствиями | Скакалки, шнуры Тихий тренажер Тихий тренажер Ортопедическая дорожка, коврики Обручи |
Упражнения на равновесие | Устойчивость и чувство равновесия еще только формируются | Проводить упражнения в спокойном темпе, не включать соревнований на быстроту выполнения движений. Обращать внимание на уверенность выполнения статичных поз | По мостику — хождение по шнурам, ортопедической дорожке, между скакалок. Аисты — стояние на одной ноге на мешочке с песком или на полу | Шнуры, ортопедическая дорожка, скакалки Мешочек с песком |
Упражнения на развитие отдельных групп мышц | Остаются слабыми мышцы шеи, груди, поясницы, свода стопы и кистей рук | Точно дозировать упражнения и применять их в разнообразных комбинациях и вариантах. Обеспечивать избирательный характер воздействия на отдельные звенья двигательного аппарата, отдельные группы мышц и определенные системы организма — в зависимости от конкретных задач | Сажаем огород — игры с ортопедической дорожкой. Паутинка — перелезание, подлеза-ние, пролезание между натянутых шнуров | Ортопедическая дорожка Шнуры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Мастер-класс по развитию мелкой моторики для воспитателейна тему «Веселые пальчики»
Мастер-класс по развитию мелкой моторики для воспитателейна тему «Веселые пальчики»Цель: изучение форм работы с дошкольниками для совершенствования речевого развития.Задачи:1. П...