Семинар: " Подвижные игры на прогулке в зимний период"
план-конспект занятия по физкультуре

Семинар: "Подвижные и гры на прогулке в зимний период"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение города Москвы «Школа №777 имени Героя Советского Союза Е.В. Михайлова»

Семинар

Тема: Подвижные игры на прогулке в зимний период

                           Выполнил: инструктор по ФИЗО

                                       Сарафанова Е.А.

Москва 2016-2017

План семинара

  1. Возрастные особенности в дошкольном возрасте.
  2. Виды подвижных игр
  3. Подвижные игры как средство и метод физического воспитания.
  4. Классификация подвижных игр
  5. Организация и проведение подвижных игр.
  6. Перечень подвижных игр
  7. Практика (участие принимают воспитатели).

2. Виды подвижных игр:

- сюжетные

- сюжетно – ролевые

- подвижные

- спортивные


  1. Возрастные особенности в дошкольном возрасте.

Младший дошкольный возраст (3-4 год). У детей этого возраста нервные процессы характеризуются высокой возбудимостью, относительно слабо развиваются процессы торможения. Дети быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются, у них недостаточно развито произвольное внимание.

                Дети трех лет много умеют, жадно тянутся ко всему новому, очень подвижны. Интенсивность двигательной активности – примерно 44 – 50 движений в минуту.  На активные движения  приходиться на не менее 60% времени бодрствования. Большая двигательная активность способствует  развитию физических качеств, совершенствованию деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной системы организма.

                У малышей низок уровень развития координации, нестабильная координация, нестабильна координация  симметричных движений. Двигательные навыки формируются на фоне лишних двигательных  действий.

                Главная задача физического воспитания детей 3 – 4 года освоение и совершенствование новых видов движений, особенно пальцев рук и кистей, закрепление  и совершенствование  навыков  уже освоенных видов движений. Содержание  моторной  активности ребенка обогащается за счет совершенствования  навыка ходьбы,  перемещение  в сложных условиях         (ходьба по веревочке,  по доске,  переползание через бревна), полубега, спрыгивания с небольшой высоту,  подскоков на двух ногах, подбрасывания и ловли мяча,  произвольное положение рук, рук, ног, туловища и головы, плавания и упражнений  в воде, игр на воздухе и дома.

                Так же необходимо воспитание таких физических качеств как: ловкость, быстрота, гибкость, сила и выносливость.

                Детям 4 лет становятся доступным освоением элементарных спортивных навыков как: ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание.

                Младшие дошкольники еще не владеют четкими движениями  при ходьбе: они не могут ритмично бегать,  часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола и бегут, опираясь на свою стопу. Они не могут поднять свое тело даже  на небольшую высоту, поэтому им еще не доступны прыжки в высоту через препятствие  и прыжки на одной ноге. Дети этого возраста охотно играют с мячом, но их движения еще недостаточно согласованы, глазомер не развит, им трудно ловить мяч.  

                Воспитатели и родители должны подбирать подвижные игры простые, доступным сюжетом, действующие лица которые им хорошо  знакомы (птичка, котенок, зайчик, медведь, волк, лиса и др.). взрослые должны быть активными участниками игры.

Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет). К 4,5 – 5 годам движение детей становиться более координированными; они осваивают прыжки, перепрыгивают через препятствия, начинают ловить мяч. К 5 годам увеличивается мышечная сила. Однако из – за быстрой утомляемости мышц  и относительной слабости костно – мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению. У детей к 6 годам появляется легкость, бег становиться ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают метание мяча в цель; у них начинается развиваться глазомер.

Кругозор детей расширяется,  внимание становится более устойчивым. К 6 – 7 годам заканчивается созревание  нервных клеток головного мозга. Нервная система еще недостаточно  устойчива: процессы возбуждения преобладают над процессами  торможения.

Нервная регуляция деятельности сердца у старшего дошкольника еще не совершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий надо разнообразить.

Подвижные игры для этого возраста отличаются более сложным и разнообразным двигательным содержанием. Применяются более сложные формы ходьбы, бега, прыжки, метания, лазанья, равновесие и тд.

К 5 – 6 годам детей начинают интересовать  результаты игры: кто первый прибежал на место и т.д. многие подвижные игры следует проводить в виде соревнований. Правила игры становятся сложнее. Требуют от детей большего внимания, выдержки, умение быстро реагировать на  сигналы.


  1. Подвижные игры как средство и метод физического воспитания.

В формировании разностороннего развития личности ребенка подвижным играм отводится важное место.

Метод – это система действий педагога, направленная на оптимизацию  процесса обучения  движениям, в зависимости от содержания  учебного процесса, конкретных задач, средств  и условий обучения. В основе методов физического воспитания  лежит регулирование нагрузок, их гармоничное  и продуманное  сочетание с отдыхом. Правильная дозировка  объема  и интенсивность  физической нагрузки в подвижной игре, чередование  нагрузки и отдыха способствуют  своевременному восстановлению организма и тем самым повышают  работоспособность ребенка.

Средство физического воспитания подвижная игра оказывает огромное оздоровительное, образовательное, и воспитательное  воздействие  на детей.

Оздоровительное воздействие  заключается в том, что в содержание  подвижных игр входят самые разнообразные движения (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, ползание),  в которых упражняется ребенок,  причем  в самых разнообразных игровых ситуациях. Движения активизируют дыхание, кровообращение, улучшают обменные процессы.  Игра является незаменимым средством  воспитания и совершенствования психофизических качеств, таких, как сила, скорость, выносливость, ловкость, координация движений и др.

Оздоровительный эффект увеличивается  при проведении подвижных игр на свежем воздухе, а проведение их в разное время года (лето и зима с учетом погодных условий), способствует одновременно  и закаливанию детей. Оздоровительный эффект непосредственно связан и с положительными  эмоциями  благотворно влияют на психику ребенка.

Образовательное значение подвижных игр заключается в том, что они обеспечивают усвоение знаний; способствуют формированию  жизненно важных  двигательных умений и навыков, развивают двигательные способности. Подвижные игры способствуют формированию устойчивого интереса  к занятиям физической культурой.  В процессе игры активизируется память, развивается мышление и воображение. Ребята учатся анализировать  свои поступки и поступки своих товарищей в игре.

Воспитательное значение  подвижных игр  оно обеспечивает  социальное формирование  личности ребенка: содействует воспитанию  человека «с творческими способностями, предусматривающее нравственные, умственные,  трудовые и эстетические потребности личности». Сознательное отношение  к ним формирует волевые качества, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки. В подвижных  играх дети учатся честности, искренности, они  учатся дружить, помогать, сопереживать. В подвижных играх малыши развиваются  и эстетически; они познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма, совершенствуется эстетическое восприятие мира. Неоценимая роль подвижных игр  как средство воспитания  является выразительность движений.

4. Классификация подвижных игр.

 I. По сложности игры делятся на;

                - элементарные

                - спортивные игры

Элементарные игры:

А) Сюжетные игры имеют готовый  сюжет  и твердо установленные  правила, игровые действия в них связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Сюда же относятся народные игры.

Б) Бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задачи, ведущие к достижению понятной им цели. Сюда входят:

- игры типа перебежек, ловишек. Они не имеют сюжета, образ, но имеют правила, роль, игровые действия;

- игры с элементами соревнования (индивидуального  или группового);

- несложные игры – эстафеты, которые проводят с разделением на команды. В них ребенок стремиться  хорошо выполнять  задание, чтобы улучшить результат своей команды;

- игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольце - брос).

 

В) Игры – забавы для маленьких детей, такие, как «Ладушки», «Коза рогатая». Они пробуждают детей к активным движениям.

Г) Игры – аттракционы – их отличительная особенность  двигательные задания выполняются  в необычных условиях и часто включают элемент соревнования.

Д) Игровые упражнения, где каждый ребенок действует  отдельно, выполняя указания взрослого.

Спортивные игры.

В дошкольном возрасте используются  лишь элементы спортивных игр, начиная  со старшей и подготовительной группы; дети в них играют по упрощенным правилам.

II. По формированию психофизических качеств:

- игры на формирование ловкости;

- игры на формирование быстроты;

- игры на формирование выносливости;

- игры на формирование силы;

III. По двигательному содержанию:

- игры с ходьбой;

- игры с бегом;

- игры с лазанием;

- игры с прыжками;

- игры с метанием;

IV. По степени  физической нагрузки;

  1. игры большой подвижности. Отличительная особенность  - одновременно участвует вся группа детей, и в основу их положены бег и прыжки.
  2. игры со средней подвижности. Отличительная особенность в игре активно участвует  вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (бег, передача предметов) или движения выполняются  по подгруппам.
  3. игры малой подвижности. Отличительная особенность -  движения в игре  выполняются в медленном темпе, с небольшой интенсивностью, например, игры на внимание, игры в ходьбе.

V. По использованию  пособий и снарядов;

- игры с предметами: флажками, ленточками, мячами, обручи, скакалки;

- игры с крупными гимнастическими пособиями: гимнастической стенкой, гимнастической скамейкой, можно использовать скамейки на веранде, доски.

VI. Классификация русских народных подвижных игр:

  1. По характеру использования фольклорного подкрепления:

- народные игры  с речевым сопровождением;

- народные игры без речевого сопровождения.

2. По способу распределения на роль;

- игры с выбором водящего при  помощи  считалок;

- игры с делением  на группы  при помощи  жеребьевки;

3.  С преимущественным проявлением двигательных качеств:

- игры на развитие ловкости и точности движений;

- игры на развитие быстроты реакции;

- игры на развитие  меткости, глазомера;

- игры на развитие ритмичности  и пластики движений;

- игры на ориентировку в пространстве и в коллективе.

VII. Организация и проведение подвижных игр.

В методике организации и проведения подвижных игр определены следующие этапы:

                - выбор игры;

                - подготовка к проведению игры;

                - проведение игры (руководство  процессом игры);

                - подведение итогов игры.

Выбор игры зависит в основном от  педагогических задач, которые ставятся перед занятием; от физической и технической подготовленности детей; от  условий и места проведения игры; от наличия инвентаря и оборудования.

                Следует так подбирать игры,  чтобы в течение года они обеспечивали  разностороннюю  физическую подготовку детей и закрепляли приобретенные  ими двигательные умения.

                Для воспитания чувства коллективизма и товарищества, взаимовыручки и поддержки игры  должны содержать задания, успех выполнения которых зависит от согласованности детей всех участков.  Для воспитания смелости  и решительности  нужны игры,  связанные с определённым риском, с проявлением  волевых усилий.

                Навыки, закрепляемые в играх и игровых заданий, должны усложняться постепенно. Вначале следует включать  в занятия простые  игры, затем, по мере их освоения, переходить  к играм более сложным и требующим больше времени.

Подготовка к проведению игры.  На этом этапе происходит  изучение  игры. Нужно подготовить место  для нее  и необходимый  инвентарь (кегли, кубики, обручи, стойки, мячи, веревки, флажки разного цвета и т.д). с учетом содержания  игры делается разметка  на полу  (на площадке), устанавливается и раскладывается  в определенных  местах  игровой инвентарь.

                С целью  предупреждения травматизма при использовании  инвентаря и различных препятствий нужно соблюдать  следующие  правила  безопасности:

                1. Планировать расстановку команд, интервал между участниками  и пути передвижения так, чтобы полностью исключить  возможность столкновений.

                2.  На пути движения детей не должно быть посторонних предметов, о которые они могут споткнуться.

                3. Высота препятствий  для перелезания, прыжков, бега по узкой опоре должна  регулироваться  с учетом подготовленности детей.

                Проведение  игры (руководство процессом игры). Необходимо разместить  детей на площадке, объяснить игру, наблюдать за командами и отдельными участниками, руководить ими  (на всех этапах игровой  деятельности). В  играх и эстафетах, где условиями предусмотрена фиксация нарушений и ошибок, следует привлекать  к судейству помощников.

                По ходу игры воспитатель может усложнить или упростить  отдельные  правила, изменить размеры площадки, количество  и размеры препятствий, которые преодолевают игроки.

                Подведение итогов игры.  Определение результатов игры, выявление ошибок, неверные действия участников имеет большое воспитательное  значение. Анализировать  итоги надо после каждого  повторения игрового  задания, указывая на то, что привело  к победе и поражению,  разъясняя эффективность  разумных, быстрых   и точных действий. При подведении итогов следует  учитывать  не только  быстроту, но и качество выполнения игровых действий. Полезно отметить тех, кто лучше других действовал  во время игры.


VIII. Перечень подвижных игр.

  1. «Сбей кеглю».  Дети лепят снежки и становятся на исходную линию.  На расстоянии 3-5м от играющих ставятся цветные кегли. При метании снежков дети стараются сбить кегли. Отмечаются те, кому удалось попасть по мишеням.  
  2. «Белые медведи». В круг – льдину становятся двое водящих, они  - белые медведи. Остальные дети – медвежата -  разбегаются по всей площадке  вне льдине. Медведи , держась за руки, стараются настигнуть  медвежонка и охватить  его свободными руками. Пойманного отводят на льдину. Ловля продолжается, пока не будет пойманы 2 – 3 медвежонка. После  смены  медведей игра повторяется. Победителями считаются те кто не разу не был пойман.
  3. «Ловкие ребята». Дети становятся в одну, шеренгу  на исходную черту ( у каждого клюшка и шайба). Нужно провести  шайбу  с одной стороны  площадки на другую,  обводя 2 – 3 препятствия  (снежки), заранее положенные  на середине. Задание выполняется  2 – 3 раза. Затем приглашается  вторая группа играющих.
  4. «Найди свой цвет».  Играющие строятся в 3 – 4 круга, в центре круга кегли (кубик). Детям предлагается запомнить свой цвет кегли (кубика),  и ее место. По сигналу педагога «Бегите!» все разбегаются по площадке. На сигнал «Найди свой цвет!» надо построиться в кружок  около  своей кегли (кубик). Отмечается команда детей, быстро и правильно выполнившая задание.
  5. игра малой подвижности «Найдем зайчонка». На площадке в разных местах (заранее) отмечаются следы зайца. Дети водят хоровод вокруг снеговика, а затем им предлагают  обойти все места, чтобы найти следы зайца. Тот кто первым обнаружит следы зайца, тот  является победителем.
  6.  «Собери флажки». Спускаясь на санках с горки, собрать как можно больше флажков (или других предметов), расставленных на склоне. Упражнения выполнять поочередно правой и левой рукой.
  7. «На санках в ворота». Спускаясь на санках с горы, проехать  через ворота, сделанные из  лыжных палок.
  8. «Кто самый меткий». Съезжая на санках с горы, попасть снежком  в снежную фигуру (снеговика). Выигрывает тот, у кого больше попаданий.
  9. «Затейники». Один из игроков – затейник – становится в середину круга. Остальные дети идут по кругу, взявшись за руки и произносят:

Ровным кругом

Друг за другом,

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте,

Дружно вместе

Сделаем …. Вот так.

Опуская руки, играющие останавливаются. Затейник  показывает какое – нибудь движение из зимнего вида спорта: бег конькобежца, шаг лыжника, вращение фигуриста, удар клюшкой. Дети должны повторить это действие и назвать вид спорта. При следующем повторении игры выбирается новый затейник. Затейники должны демонстрировать движения, не повторяя уже показанных.  

  1. «Попляши и покружись». Ребята разбиваются на пары и берутся за руки, встают лицом друг другу. По сигналу взрослого «Попляшем» приседают и приплясывают. По сигналу «А теперь покружимся!»  кружатся в парах. Когда же он произносит «Стой!», дети останавливаются, отводят одну ногу назад, стараются удержать равновесие на другой ноге (при этом руки не разжимаются). При повторении игры задание можно усложнить : по сигналу «Стой!» попробовать  присесть, держась за руки, на одной ноге «пистолетом».

  1.  «Кто дальше». Играющие лепят по 4 – 5 снежков, выходят на исходную линию и кладут снежки у ног. Дети выполняют метание снежков на дальность  - кто дальше! Предварительно становятся ориентиры, до которой следует бросить снежки. Расстояние до цели  6 – 8 – 10 м. Задание дети выполняют по подгруппам. Если группа малочисленная, то участвуют все дети одновременно.

  1. «Космонавты». На снегу рисуются ракеты, в которых по 4 -5 кружков  - это места космонавтов. Дети идут  в обход площадки  по кругу, говорят:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На  такую и полетим.

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

С окончанием слов дети разбегаются по ракетодрому, и каждый старается  занять место  в любой из ракет. Мест в ракете  на 2 – 3 меньше, чем космонавтов. Опоздавшие считаются  проигравшими. Игра повторяется.

13. «Салки со снежками». Игра проводится на площадке. В ее центре чертят не большой круг  -  место для водящего и его помощников. Выбирают водящего, остальные игроки  разбегаются  по площадке. Задача водящего - осалить заготовленными снежками игроков, которые бегают по площадке. Осаленные игроки  становятся помощниками водящего, встают в круг  и получают право  тоже осаливать  игроков  за  кругом. Таким образом, по ходу игры постепенно уменьшается  число игроков, свободно  бегающих  по площадке. Игра заканчивается, когда остается один не осаленный  игрок. Он – победитель и может стать  водящим  при повторной игре.  

14. Совушка. Два мороза, день ночь, Ловишка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для проведения в зимний период. Игры для детей средней группы.

     «С льдины на льдину».В две линии в шахматном порядке обозначаются  6-8 кружков на расстоянии 50 см один от другого - это льдинки. Дети двумя колоннами...

Консультация для родителей «Подвижные игры на прогулке в зимний период»

Зима, замечательное время года: лёгкий морозец пощипывает щёки и носы, деревья и кустарники покрыты инеем, словно кружевом, всё укрыто белым пушистым снегом. Резные снежинки такие хрупкие и невесомые ...

Подвижные игры для проведения в зимний период. Игры для детей средней группы.

 «С льдины на льдину».В две линии в шахматном порядке обозначаются  6-8 кружков на расстоянии 50 см один от другого - это льдинки. Дети двумя колоннами  прыгают на дв...

«Организация подвижных игр на прогулке в зимний период»

Консультация для родителей и педагогов«Организация подвижных игр на прогулке в зимний период»...

Консультация для родителей «Подвижные игры на прогулке в зимний период времени с детьми старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Подвижные игры на прогулке в зимний период времени с детьми старшего дошкольного возраста»...

Картотека Подвижные игры на прогулке в зимний период с детьми 2-3 лет

Подвижные игры на прогулке в змний период с детьми 2-3 лет...