статья "Туристический поход - эффективная форма работы дошкольного образовательного учреждения и семьи"
статья по физкультуре (старшая группа)
Туристический поход - эффективная форма работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pro_turisticheskiy_pohod.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Туристический поход – эффективная форма работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка.
Во главе работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад. Именно они являются двумя основными социальными структурами, которые, как правило, показывают уровень физического развития ребёнка и его здоровья.
Конечно ни одна физкультурно-оздоровительная программа не сможет достичь полных и достоверных результатов, если она не реализуется вместе с родителями (совместно с семьей), если в дошкольном учреждении не имеются связи по схеме: родители - дети - педагоги, для которых характерно взаимодействие друг с другом, учет способностей, возможностей, желаний и интересов каждого, его прав и обязанностей.
С развитием общества условия труда и отдыха человека, а также уровень жизни, существенно изменились. Участились нервно-эмоциональные перегрузки из-за малоподвижного образа жизни, что естественно приводит к возникновению и росту количества заболеваний не только у взрослых, но и у детей. Статистика показывает, что с развитием комфортной жизни с каждым годом сокращается физическая нагрузка у населения и при этом увеличиваются психологические отклонения.
Чтобы избавиться от этих недуг, порой достаточны простые регулярные физические нагрузки. А туристический поход является не только «упражнением» для двигательного аппарата человека, но еще и очень увлекательным занятием. Ведь физические нагрузки на свежем воздухе улучшают физическое и эмоциональное состояние индивида, предупреждая многие болезни.
Хоть опыт моей работы и показал, что ребёнок показывает более высокое физическое развитие, если его семья ведет здоровый образ жизни, всё равно, имеется необходимость поиска иных рациональных, эффективных и интересных способов и методов оздоровления детей.
Изучив специальную литературу, практический опыт коллег и проведя анализ применяемых ими форм, методов, возможностей и условий, для реализации оздоровительной работы в нашем дошкольном образовательном учреждении решено использовать элементарные формы детского туризма (например, пеший поход). А так как наш детский сад расположен около лесопарковой зоной «Щелоковский хутор», то эта форма работы оказалась наиболее удачной.
При этом параллельно проводится работа и с родителями в этом направлении, с целью вызвать у них интерес к детскому туризму, как к средству здорового образа жизни и как потребность совместного семейного отдыха. Цель данной формы взаимодействия - дать простейшие навыки безопасности пешего туризма, сформировать у родителей и детей осознанное отношение к своему здоровью, воспитывать бережное отношение к окружающей среде и желание охранять природу и её обитателей.
Прежде, чем отправиться в поход, мы к нему интенсивно готовимся:
Заранее вывешивается объявление, приглашая родителей принять участие в походе совместно с их детьми, указывая предполагаемую дату и время в пути.
Потом определяются задачи похода, и разрабатывается маршрут (схема пути следования).
При планировании маршрута прорабатывается необходимость «привалов для отдыха», на которых закрепляются ранее полученные знания, а также учитываются естественные природные условия (преодоление естественных и искусственных препятствий), наблюдения за окружающей средой и сбор природного материала, планируются игровые упражнения (соревнования и т.д., в зависимости от конкретной цели похода).
С собой в поход обязательно приготавливается: аптечка, туристические коврики, питьевая вода, сухой паек.
Сбор родителей и детей организуется на территории детского сада.
Далее участники похода следуют по намеченному маршруту в соответствии с разработанным сценарием похода. Дети с родителями закрепляют умения ориентироваться на местности в природных условиях, преодолевать несложные естественные препятствия, двигаться непрерывно пешком по пересеченной местности, с участием родителей дети учатся собирать рюкзак, ставить палатку, читать карты и схемы, укладывать сухостой для предполагаемого (имитированного) костра.
После похода дети делятся своими впечатлениями через оформления стенгазеты с рисунками и фотографиями.
Совместные туристические походы с родителями оказывают эмоциональный и оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов и разнообразной двигательной и умственной деятельности.
Эффективность применения средств туризма отражается на экологическое воспитание, как ребёнка, так и его родителя: дети и родители совместно познают основные правила поведения на природе, простейшие способы ориентирования в лесу, учатся более полно и грамотно совместно рассуждать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи в вопросах познания окружающего мира, приобщения к природе, воспитывая к ней бережное отношение. Кроме того, совместные походы с родителями способствуют укреплению семьи, строят пути и способы общения между родителем и ребёнком, а также формируют у детей нравственные качества и развивают любознательность.
В условиях похода имеется хорошая возможность обогатить двигательный опыт ребёнка, так как у него при этом совершенствуются двигательные навыки, что в дальнейшем подтверждается положительной динамикой показателей основных видов движений и спортивных упражнений, выносливости, а также силы, быстроты и координационных способностей.
В заключение хочу представить Вашему вниманию фотоальбом о нашем походе в зимний лес детей старшего возраста с родителями. Все участники наслаждались общением с зимней природой родного края, свежим воздухом и, конечно, полезной физической нагрузкой. Ребята, пользуясь возможностью, покормили зимующих птиц и белочек, живущих в лесопарке. Солнечная погода, скрип снега под ногами подарили детям веселое настроение, румяные щеки и заряд бодрости. Не маловажным стал личный пример родителей в физическом воспитании дошкольников, ведь ребенок невольно старается быть похожим на своих родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности
Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо, что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...
Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей
В материале сообщается какие формы и методы используются воспитателями ДОУ в работе с родителями...
Инновационные формы работы дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников
В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...
РЕФЕРАТ Тема: Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение и...
Буклет для педагогов «Эффективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей»
Буклет для педагогов «Эффективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей»...
Презентация "Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей"
quot;Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей"...
Консультация для родителей "Туристический поход-прогулка – эффективная форма работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребёнка"
Консультация для родителей "Туристический поход-прогулка – эффективная форма работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребёнка"...