Статья «Наглядность и формирование двигательной культуры у дошкольников первой младшей группы (1,6-3лет) »
тест по физкультуре

Блинцова Анна Владимировна

Статья по формированию двигательной культуры у детей 1,6-3 лет. Также в статье прописаны рекомендации для родителей и игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребёнка – детский сад № 115

Невского района Санкт-Петербурга

                                                                                                                       

 

Статья

«Наглядность и формирование двигательной культуры у дошкольников первой младшей группы (1,6-3лет) »

 

Воспитатель:

Блинцова Анна Владимировна

                                                                                         

                                                   

                                                       

                                                   Санкт -Петербург

                                                         2018 год

Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является двигательная активность детей.

  Основная задача двигательной активности  —  улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности,  расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и т.д.) , качеств  (быстрота, сила, ловкость, выносливость). 

       При этом должны решаться задачи оздоровления, образования и воспитания.

 В системе физического развития  в детском саду мы используем следующие организованные формы двигательной деятельности детей:

  •  физкультурные занятия;
  •  утреннюю гимнастику, физкультминутки;
  • подвижные игры и физические упражнения на улице;
  •  спортивные упражнения.

      Кроме того, мы решаем основную задачу — развитие двигательных навыков и умений дошкольников. Моторика детей развита слабо, движения неуверенные, плохо контролируемые.

    Помогают в решении этой задачи игрушки, стимулирующие основные движения, например каталки с разнообразными яркими разноцветными фигурками.    

 Основное требование к игрушкам-каталкам заключается в их функциональности — сам предмет должен 'крепиться на прямой палке, длина которой должна позволять ребёнку идти прямо, не сгибаться и не наклоняться вперёд. Ребёнок везёт каталку впереди себя и с интересом наблюдает, как бабочка машет крылышками или как вращаются смешные человечки. Ребёнок идёт быстрее, и бабочка чаще машет крыльями, а когда малыш бежит, движения фигурок ещё убыстряются. Учитываем цветовой спектр, используемый в процессе изготовления игрушек. Предлагаем бегать детям и с лёгкими яркими флажками, ленточками, султанчиками, изготовленными воспитателем или старшими детьми.

     Для малышей характерно эмоциональное, непосредственное восприятие игрушки, образа, данного в игре. Известно, что для детей характерен так называемый анимизм — одушевление животных, непроизвольное наделение их человеческими качествами. И воспитатель должен опираться на эту особенность детей. Значительно оживляют игру различные элементы костюмов, головных уборов.

      Для детей возраста 1,6-3 лет я использую совсем простые игры, построенные в большинстве случаев на одном действии, причём это действие тут же подсказывается детям.

В играх с текстом я не только произношу его, но тут же сама проделываю соответствующие движения, а дети подражают .

 Как только дети научатся действовать по словесному сигналу, вводим правила игры. Они должны быть простыми, доступными детям.  Инструкция включает ограниченное число слов.

    Начинаю игру с небольшой группой, чтобы дети могли двигаться в удобном для них ритме. Когда все дети подгруппы усвоили правила, перехожу к игре со всеми детьми. Одну и ту же игру я повторяю в течение нескольких дней: в знакомую игру малыши играют более охотно.

    Введение новой игры лучше планирую на утро, когда дети ещё не утомились.

В процессе игры воспитатель отмечает успехи детей, обращает на них внимание товарищей, вселяет чувство уверенности.

организации ими игры.

         Есть игры, которые нельзя организовать с большим числом детей, но они очень полезны. Это в основном игры с предметами, с игрушками (мячи,  обручи, флажки и т. п.).

         Во время пребывания детей на воздухе необходимо несколько раз привлекать детей к подвижным играм, выбирая для них подходящие моменты.

         Бывает так, что ребенок не знает, чем заняться, начинает шалить, мешать другим. Вот тут и нужно предложить ему поиграть с мячом, покатать обруч.

Подвижные игры занимают должное место в жизни детей, если сам воспитатель хорошо знает их и с удовольствием играет с детьми. Нужно, чтобы среди игр, в которые дети с удовольствием играют ежедневно.

            За первые 7 лет жизни ребенок проходит огромный и важный путь в развитии движений — от хаотичных элементарных движений до сложных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания и др.). Причем развитие движений идет параллельно с физическим развитием. Постепенное накопление двигательного опыта способствует расширению возможностей для благоприятного воздействия на формы и функции детского организма. С другой стороны, задержка и отклонение от нормы в физическом развитии тормозят формирование жизненно важных умений

Варианты подвижных игр:
Наседка и цыплята

Цель:   развитие навыков ползания под предметом, бега.

Оборудование: 2 стула, веревка, игрушка птичка.

Содержание: Дети, изображающие цыплят, вместе с наседкой находятся за натянутой между стульями на высоте 35-40 см веревкой. Это их дом. На противоположной стороне зала сидит большая  птица. Наседка выходит из дома на поиски корма и зовет цыплят: “ко-ко-ко”. По ее зову цыплята подлезают под веревку и бегут к наседке и вместе с ней ищут корм. По сигналу “большая птица” цыплята быстро убегают обратно.

Найди свой цвет

Цель: развитие ориентирования, умения находить нужное место по цвету.

Оборудование. Флажки 3-4 цветов, ориентиры с соответствующими цветами.

Содержание. Воспитатель раздает детям флажки разного цвета ( красный, синий, желтый, зеленый) . Дети с флажками одного цвета встают в разных частях зала возле ориентиров определенных  цветов. После слов воспитателя “идите гулять”, дети  разбегаются по залу. По сигналу “найди свой цвет”, дети встают к ориентирам своего цвета.

Цветные автомобили

Цель: развитие внимания, тренировка в беге в разных направлениях.

Оборудование. Кольца или кружки разного цвета, флажки разного цвета для воспитателя.

Содержание. На одной стороне зала стоят дети с цветными кружками в руках- это рули. Воспитатель в центре с цветными флажками. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета, а  дети с кружком такого же цвета бегают в разном направлении по залу, крутя руль. Когда флажок опускается, дети возвращаются на места. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета – бегут другие дети. Можно поднимать сразу несколько флажков.

Солнышко и дождик “

Цель: упражнять в ходьбе в разных направлениях, развитие ориентирования.

Оборудование: зонт для воспитателя.

Содержание. На слова воспитателя “солнышко светит , идем гулять” дети расходятся по залу в разные стороны. На слова “дождик” воспитатель раскрывает зонт и дети все бегут под ним прятаться.

«Угости белку орешком». Белка (игрушка) находится на полочке или сучке дерева, а рядом, чуть выше поднятой руки ребенка, висит корзина. Чтобы угостить белку орешком (положить его в корзину), ребенок должен хорошо подпрыгнуть. Воспитатель следит, чтобы дети отталкивались одновременно двумя ногами и мягко приземлялись. Можно повесить 2—3 корзинки, это даст возможность одновременно выполнять упражнение 2—3 детям. Учитывая рост детей, корзинки можно повесить на разной высоте.
“Собери шишки!”
В игре участвуют два человека. Они берут по корзине в руки. На пол рассыпаются 10 - 12 шишек. По сигналу дети начинают собирать их в свои корзинки. Выигрывает тот, кто соберет больше шишек.
Поросята и волк

 Цель: упражнение в прыжках, беге, ползании.

Оборудование: 3 больших обруча, маска волка, муз. сопровождение.

Содержание. Дети-поросята сидят в домиках-обручах. Пока звучит песенка поросят, дети выходят из домиков на полянку и там бегают, прыгают, ползают. Когда кончается музыка, появляется волк-воспитатель в маске  и старается догнать убегающих от него поросят. Дети  прячутся в домиках.

“Курочки и петушки.”
Три пары в течение одной минуты собирают зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки), разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.
“Ловлю птиц на лету”
Детям одевают на голову шапочки с изображением птиц. Произносится текст, адресованный ловушке (водящему):
Мы — птички-невелички,
Любим по небу летать,
Ты попробуй нас догнать.
Ловушка (водящий) догонят птиц. Тот, кого он затронет, выбывает из игры.
“Лиса и зайчик.”
Дети стоят в кругу. Двум из них,  стоящим напротив,  дают игрушки: одному — лису,  другому — зайца. По сигналу дети начинают передавать эти игрушки по кругу. Заяц «убегает», а лиса его «догоняет».
“Игра с пошремушками.”
Дети, держа в руках погремушки, бегут врассыпную под веселую музыку по залу. С окончанием музыки дети останавливаются и прячут погремушки за спину. Лиса (или другой персонаж, участвующий в игре) ищет погремушки. Она просит детей показать ей сначала одну, потом другую руку. Дети за спиной перекладывают погремушки из одной руки в другую, как бы показывая, что в руке ничего нет. Лиса удивляется, что погремушки исчезли. Снова звучит музыка, и игра повторяется.

Подвижные игры являются важным  средством физического воспитания детей раннего возраста. Они привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Движения стимулируют работу разнообразных групп мышц, усиливают кровообращение, дыхание, улучшают обмен веществ. Подвижные игры способствуют развитию внимания, памяти, воображения, формированию личностных качеств. Участвуя в игре, дети приобретают опыт общения со сверстниками  и взрослыми.

Игра создает благоприятные условия для развития навыков и физических качеств, способствует произвольности двигательного поведения.

Если ребенок не знает чем заняться, он идет к взрослому. Взрослый сердится: «Не мешай, займись чем-нибудь». Знакомая ситуация, не правда ли? Но можно все решить без ущерба для интересов детей и родителей, нужно с ребенком поиграть.

Игр великое множество, но так как ребенок еще маленький, надо играть вместе с ним.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

(по играм с детьми  возраста 1,6-3 лет дома)

«Догони мяч»

Папа, мама и ребенок стоят на одной стороне комнаты, в руках по мячу (диаметр 10 – 12 см). По сигналу все катят мяч двумя руками, догоняют его и становятся на другой стороне комнаты.

«Найди свой домик»

Папа, мама и ребенок выбирают себе домик (кубик, флажок, мяч, если есть - обруч). Можно включить музыку и немного подвигаться. А на слова: «Найди свой домик!» занимают домики.

«Пчелки и медведь»

Пчелка-ребенок (или дети) «летает» по полянке-комнате, размахивает руками (крылышками), жужжат. Появляется медведь-папа. Мама: «Мишка идет, мед у пчелок унесет. Пчелки, домой!». Пчелки возвращаются в улей (определенное место в комнате). Медведь, переваливаясь с ноги на ногу, идет туда же. Дети с мамой произносят вместе: «Этот улей – домик наш.

Уходи медведь от нас

Ж-ж-ж-ж!»

Пчелки машут крылышками, жужжат. Медведь-папа уходит, пчелки опять летают по комнате.

                   Список литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности (двигательная деятельность) с детьми первой младшей группы "В гости к Лисичке"

Конспект образовательной деятельности (двигательная деятельность) с детьми первой младшей группы "В гости к Лисичке".Цель: формирование умения выполнять прыжки через шнур, лежащий на полу.Задачи:Закре...

Методика формирования культуры поведения в первой младшей группе

Одна из задач воспитания детей I младшей группы - формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети 3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от...

Конспект театрализованного развлечения по сказке «Курочка ряба» для первой младшей группы (от 2-3лет)

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребен...

Конспект (сценарий) игрового сеанса «Еж» в первой младшей группе (дети 2-3лет).

Игра –комплексное занятие по с сенсорным материалом «Иголки для ежиков»Цель: развивать у детей мелкую моторику рук. Активизировать у детей интерес к движениям под музыку. Побуждать х...

Наглядность и формирование двигательной культуры у дошкольников первой младшей группы (1,6-3 лет)

ля сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является двигательная активность детей.Основная задача двигательной активности — улучшение состояния здоровья и физического ...

Формирование звуковой культуры речи в первой младшей группе «Звук [У]» «Путешествие на волшебную полянку»

Воспитатель приглашает детей в путешествие на волшебную поляну, где они будут    играть и слушать истории.- Дети превращаются в паровозик и едут на поляну.- История про волшебный язычок...