ДООП "Фитбол - гимнастика"
рабочая программа по физкультуре (подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Фитбол - гимнастика" для детей 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Октябрьский детский сад №7
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Фитбол - гимнастика»
Направленность программы: Физкультурно-спортивная
Вид программы: Базовая
Возраст обучающихся: 6-7 лет.
Срок реализации: 1 год.
Составила:
Герцен А.Ю.
Инструктор по физической культуре
с. Октябрьское 2019г
Содержание
- Целевой раздел
- Пояснительная записка. Актуальность программы.
- Отличительные особенности. Педагогическая целесообразность.
- Цель программы. Задачи программы.
- Ожидаемые результаты.
- Содержательный раздел
- Методы и приёмы организации занятий
- Логика построения программы
- Сроки и обьем
- Организационный раздел
- Учебный план
- Календарно-учебный график
- Система условий реализации программы
- Материально-технические условия
- Кадры
- Программно-методические условия
- Информационные ресурсы.
- Оценка эффективности занятий фитбол-гимнастикой.
- Целевой раздел
- Пояснительная записка. Актуальность программы.
В настоящее время перед ДОУ остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактика заболеваний и увеличение двигательной активности. За последние годы снизилось число здоровых детей на 8,1 %; на 6,7% увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии. У большинства детей имеется аномалия осанки, деформация стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Еще одна причина ухудшение здоровья – снижение двигательной активности. Число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, среди контингента детей, поступающих в школу, они составляют лишь около 10 % (по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН). В целом в России у 10% детей снижены показатели физического развития (по данным А.Е. Агапиной 2010), около 7% дошкольников и младших школьников страдают ожирением.
Задача ДОУ – не только повысить качество образования, но осуществить это без потерь здоровья, а также улучшить физическую подготовленность подрастающего поколения. Поддержка и сохранение здоровья как детского, так и взрослого населения сегодня является стратегическим направлением государственной политики, одним из национальных проектов. В нормативных документах РФ (Федеральный закон от 4 декабря 2007г № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», ФГОС ДО) подчеркивается приоритетность физического воспитания.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 729-р «Концепция развития дошкольного образования детей».
Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.декабря 2012 г.)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «О стратегии развития воспитания до 2025 г.».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 -14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Недостаточная эффективность традиционных форм физкультурно-оздоровительной работы, используемых в ДОУ, приводит к тому, что дети не хотят заниматься физической культурой.
Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. В связи с этим одним из путей решения проблем оздоровления детей и профилактики различных заболеваний является занятия фитбол –гимнастикой. Фитбол («fit» - оздоровление, «ball» - мяч). Фитбол– большой мяч диаметром 45-75 см– который используется в оздоровительных целях.
В разных странах программы с использованием гимнастических мячей большого размера применяют более 50 лет, в нашей стране сравнительно недавно. Программы по фитбол- гимнастике уникальны по своему воздействию на организм занимающихся и вызывают большой интерес у детей и взрослых.
1.2 Отличительные особенности программы.
Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов. Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма, активизируют моторно-висцеральные рефлексы.
Упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астено-невротический синдром и др. Механическая вибрация мяча оказывает воздействие на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие ткани (Т.С. Овчинникова, А.А. Потапчук, 2009). Практически это единственный вид аэробики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.
Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:
- для укрепления мышц рук и плечевого пояса;
- для укрепления мышц брюшного пресса;
- для укрепления мышц спины и таза;
- для укрепления мышц ног и свода стопы;
- для увеличения гибкости и подвижности в суставах;
- для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;
- для формирования осанки;
- для развития ловкости и координации движений;
- для развития танцевальных и музыкальных способностей;
- для расслабления и релаксации как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).
Педагогическая целесообразность.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности «Фитбол - гимнастика» является базовой и предлагается к использованию в дошкольном образовательном учреждении «Октябрьский детский сад №7».
Срок освоения программы 1 год.
Программа рассчитана на обучение детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Цель программы.
Развитие физических качеств и профилактика нарушения осанки посредствам фитбол – гимнастики.
Задачи программы.
Оздоровительные:
1. Укреплять здоровье детей с помощью фитбол - гимнастики.
2. Укреплять мышечный корсет, формировать навыка правильной осанки;
3. Нормализовать работу нервной системы, стимулировать нервно-психическое развитие;
Образовательные:
1.Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость. Укреплять мышечный корсет.
2.Совершенствовать координацию движений и равновесия.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и потребность в здоровом образе жизни и физических упражнениях.
Ожидаемые результаты
К концу учебного года дети должны:
Иметь представление о правильной осанке, на какую группу мышц оказывает воздействие то или иное выполняемое упражнение.
Уметь принимать правильную осанку при выполнении упражнений во всех исходных положениях; выполнять упражнения, направленно воздействующие на формирование правильной осанки и укрепление мышечного корсета;
выполнять упражнения на развитие вестибулярного аппарата, гибкости и подвижности в суставах; выполнять дыхательные упражнения, способствующие увеличению подвижности грудной клетки; способен выполнять упражнения в едином для всей группе темпе; умеет выполнять упражнения в паре со сверстниками, с использованием фитболов.
Демонстрировать прирост не менее 15% в контрольных тестах на определение показателей функции равновесия, гибкости, силовой выносливости мышц брюшного пресса и спины.
- Содержательный раздел
- Методы и приемы организации занятий
- Словесные – объяснение упражнений, указания, похвала, команда, рассказ, беседа.
- Наглядные – показ, имитация, участие инструктора по физической культуре в играх и упражнениях, звуковые и зрительные ориентиры.
- Практические – упражнения, конкретные задания, игровые приемы, поддержка и помощь. Применение необычных исходных положений, быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать).
Изменение скорости и темпа выполнения упражнений, введение различных ритмических сочетаний и разной последовательности элементов.
Смена способов выполнения упражнения.
- Логика построения программы
Программа работы кружка «Фитбол - гимнастика» включает в себя три модуля.
Ознакомительный (сентябрь - октябрь)
Задача ознакомительного этапа
1. Освоение детьми мяча как оборудования: дать представление о форме и свойствах фитбола.
Рекомендуемые упражнения:
- прокатывания фитбола по полу, гимнастической скамье, сидя на полу друг другу, между предметами и.т.д.;
- различные способы передачи мяча друг другу;
- броски фитбола вверх, друг другу;
- различные способы отбивания мяча об пол;
- игры с фитболом: «Догони мяч», «Вышибалы», «Попади в цель» и.т.д.
- Определить исходное состояние координационных способностей и костно-мышечной системы ребёнка посредством тестирования развития физических качеств и двигательных способностей.
Основной (октябрь - август)
Задачи тренировочного этапа:
- Обучить правильной посадке на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
- сидя на фитболе, проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);
- сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять несложные упражнения для плечевого пояса (одновременное и поочерёдное поднимание и опускание плеч, сгибание рук к плечам, поднимание рук в различных направлениях и.т.д.);
- выполняя различные игровые упражнения, принимать по сигналу исходное положение сидя на мяче.
- Обучить базовым положениям при выполнении упражнений с мячом в партере.
Рекомендуемые упражнения:
- из исходного положения стойка на коленях, руки на фитболе принимать положение - сед на пятках, подкатывая мяч к коленям;
- из исходного положения сед на пятках руки на мяче принимать положение стойка на коленях, затем на четвереньках фитбол под грудью.
- Принимать исходное положение лёжа на спине с различным положением ног на мяче (стопы на мяче, колени под углом 90°; голени на мяче; пятки на мяче, ноги прямые и.т.д.)
- Обучить различным исходным положениям на мяче (животе и спине)
Рекомендуемые упражнения:
- из положения стойка на коленях, руки на фитболе принимать и удерживать положение, лёжа животом на фитболе, руки в упоре, ноги приподняты параллельно полу;
- из положения, лёжа животом на фитболе, руки в упоре, ноги приподняты параллельно полу, выполнять несложные движения ногами (в стороны, опускать на пол и.т.д.);
- принимать и удерживать положения, лёжа спиной на фитболе ноги в упоре на стопы, колени под углом 90°, прямые ноги в упоре на стопы;
- из исходного положения, лёжа спиной на фитболе ноги в упоре на стопы, колени под углом 90° скользящим движением по полу выпрямлять одновременно ноги, затем поочерёдно сгибать в исходное положение.
- Укрепление мышечного корсета
Рекомендуемые упражнения:
- упражнения для укрепления мышц шеи;
- упражнения для укрепления мышц рук и плечевого пояса
- упражнения для укрепления мышц брюшного пресса;
- упражнения для укрепления мышц спины и тазового дна;
- упражнения для укрепления мышц ног и свода стопы.
- Увеличение гибкости и подвижности в суставах.
- Развитие координации движений и функции равновесия.
Все упражнения из исходных положений сидя на мяче, лежа на мяче спиной и на животе.
Заключительный (август)
Задачи заключительного этапа:
- совершенствование выполнения упражнений;
- закрепление достигнутых результатов;
- проведение итогового контроля.
- Сроки и объём
Программа рассчитана на 1 год (50 недель)
Возраст: Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Форма организации – занятие.
Продолжительность занятия - 30 минут
Объем в неделю - 1
Объем в учебный период (кол-во сентябрь - февраль) первое полугодие - 24
Объем в учебный период (кол-во март - август) второе полугодие - 26
Объем в учебный период – 50
Заключение.
Программа предлагает условия для оздоровления дошкольников посредством занятий фитбол – гимнастики, которая развивает физические качества и является эффективным методом формирования правильной осанки и укрепление мышечного корсета. Доступность программы «Фитбол-гимнастика» для детского сада делает ее наиболее востребованной для педагогов и родителей. Предлагаемые упражнения можно применять в любой совместной деятельности, на занятии и в играх с дошкольниками.
- Организационный раздел
3.1. Учебный план
№ | Название разделов и тем | Общее количество часов | Из них: | Формы аттестации, контроля | |
теория | практика | ||||
1 | Ознакомительный модуль | ||||
Введение в программу | 5 | 2 | 3 | Наблюдение | |
2 | Практический модуль | ||||
| 3 | 1 | 2 | Наблюдение | |
| 3 | 3 | Наблюдение | ||
| 4 | 4 | Наблюдение | ||
| 20 | 2 | 18 | Наблюдение | |
| 8 | 1 | 7 | Наблюдение | |
| 5 | 1 | 4 | Наблюдение | |
3 | Аналитический модуль | ||||
Закрепление | 1 | 1 | Соревнование | ||
Итог | 1 | 1 | Спортивный праздник с родителями |
3.2. Календарно-учебный график
Содержание структурных компонентов
№ | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятий | Кол-во часов | Тема занятий | Место проведе- ния | Форма контроля | |
1ая подгруппа | 2ая подгруппа | ||||||||
1 | СЕНТЯБРЬ | 4.09 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная фронтальная | 30 мин | «Догони мяч» | Музыкально-спортивный зал | Наблюдение |
2 | 11.09 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная групповая | 30 мин | «Успей передать» | Музыкально-спортивный зал | Подвижная игра | |
3 | 18.09 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная фронтальная | 30 мин | «Докати мяч» | Музыкально-спортивный зал | Подвижная игра | |
4 | 25.09 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная групповая | 30 мин | «Попрыгунчики» | Музыкально-спортивный зал | эстафета | |
5 | ОКТЯБРЬ | 2.10 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная Фронтальная | 30 мин | «Играй, играй, мяч не теряй» | зал Музыкально-спортивный зал | Подвижная игра |
6 | 9.10 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная фронтальная | 30 мин | «Сбор урожая» | Музыкально-спортивный зал | Наблюдение | |
7 | 16.10 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная групповая | 30 мин | «Зайцы и огородник» | Музыкально-спортивный зал | Подвижная игра | |
8 | 23.10 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная индивидуальная | 30 мин | «Третий лишний» | Музыкально-спортивный зал | Наблюдение | |
9 | 31.10 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная фронтальная | 30 мин | «Играй, играй, мяч не теряй» | Музыкально-спортивный Зал | Подвижная игра | |
10 | НОЯБРЬ | 6.11 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная фронтальная | 30 мин | «Быстрая гусеница» | Музыкально-спортивный зал | Подвижная игра |
11 | 13.11 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная групповая | 30 мин | «Смена направления» | Музыкально-спортивный зал | Эстафета | |
12 | 20.11 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная фронтальная | 30 мин | «Бусины» | Музыкально-спортивный зал | Наблюдение | |
13 | 27.11 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная индивидуальная | 30 мин | «Бездомный заяц» | Музыкально-спортивный зал | Подвижная игра | |
14 | ДЕКАБРЬ | 4.12 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная фронтальная | 30 мин | «Ловкая пара» | Музыкально-спортивный зал | Подвижная игра |
15 | 11.12 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная групповая | 30 мин | «Найди себе пару» | Музыкально-спортивный зал | Наблюдение | |
16 | 18.12 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная фронтальная | 30 мин | «Пятнашки в беге» | Музыкально-спортивный зал | Подвижная игра | |
17 | 25.12 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная индивидуальная | 30 мин | «Третий лишний» | Музыкально-спортивный зал | Эстафета | |
18 | ЯНВАРЬ | 15.01 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная фронтальная | 30 мин | «Пятнашки на мячах» | Музыкально-спортивный зал | Подвижная игра |
19 | 22.01 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная групповая | 30 мин | «Эстафета на фитболе» | Музыкально-спортивный зал | Эстафета | |
20 | 29.01 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная Индивидуальная | 30 мин | «Держи спину прямо» | Музыкально-спортивный зал | Наблюдение | |
21 | ФЕВРАЛЬ | 5.02 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная фронтальная | 30 мин | «Тоннель» | Музыкально-спортивный зал | Подвижная игра |
22 | 12.02 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | 30 мин | «Пингвины на льдине» | Музыкально-спортивный зал | Подвижная игра | ||
23 | 19.02 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная фронтальная | 30 мин | «Пустое место» | Музыкально-спортивный зал | Подвижная игра | |
24 | 26.02 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная групповая | 30 мин | Эстафета на фитболах | Музыкально-спортивный зал | Эстафета | |
25 | МАРТ | 4.03 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная фронтальная | 30 мин | «Утки и охотник» | Музыкально-спортивный зал | Наблюдение |
26 | 11.03 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная фронтальная | 30 мин | «Найди свой мяч» | Музыкально-спортивный зал | Подвижная игра | |
27 | 18.03 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная фронтальная | 30 мин | «Гном, мороз и ёлочка» | Музыкально-спортивный зал | Подвижная игра | |
28 | 25.03 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная групповая | 30 мин | «Дракон кусает хвост» | Музыкально-спортивный зал | Подвижная игра | |
29 | АПРЕЛЬ | 1.04 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная фронтальная | 30 мин | «Два барана» | Музыкально-спортивный зал | Подвижная игра |
30 | 8.04 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная фронтальная | 30 мин | «Цапля и лягушка» | Музыкально-спортивный зал | Подвижная игра | |
31 | 15.04 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная групповая | 30 мин | «Ловкая пара» | Музыкально-спортивный зал | Подвижная игра | |
32 | 22.04 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная групповая | 30 мин | «Найди себе пару» | Музыкально-спортивный зал | Наблюдение | |
33 | 29.04 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная групповая | 30 мин | «Эстафета на фитболах» | Музыкально-спортивный зал | Эстафета | |
34 | МАЙ | 6.05 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная фронтальная | 30 мин | «Весёлый мяч» | Музыкально-спортивный зал | Подвижная игра |
35 | 13.05 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная фронтальная | 30 мин | «Ловкачи» | Музыкально-спортивный зал | Наблюдение | |
36 | 20.05 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная индивидуальная | 30 мин | «Не пропусти мяч» | Музыкально-спортивный зал | Эстафета | |
37 | 27.05 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная групповая | 30 мин | «Попрыгунчики» | Музыкально-спортивный Зал | Подвижная игра | |
38 | ИЮНЬ | 3.06 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная фронтальная | 30 мин | «Эквилибристы» | Музыкально-спортивный зал | Наблюдение |
39 | 10.06 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная фронтальная | 30 мин | «Бармалей и куклы» | Музыкально-спортивный зал | Подвижная игра | |
40 | 17.06 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная групповая | 30 мин | «Докати мяч» | Музыкально-спортивный зал | Подвижная игра | |
41 | 24.06 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная групповая | 30 мин | «Эстафета» | Музыкально-спортивный зал | Эстафета | |
42 | ИЮЛЬ | 1.07 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная фронтальная | 30 мин | «Танцевальный марафон» | Музыкально-спортивный зал | Наблюдение |
43 | 8.07 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная индивидуальная | 30 мин | «Лошадки, ослики и подкова» | Музыкально-спортивный зал | Подвижная игра | |
44 | 15.07 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная групповая | 30 мин | «Зайцы и волк» | Музыкально-спортивный Зал | Подвижная игра | |
45 | 22.07 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная Фронтальная | 30 мин | «Эстафета» | Музыкально-спортивный зал | Эстафета | |
46 | 29.07 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная Фронтальная | 30 мин | «Весёлый мяч» | Музыкально-спортивный зал | Подвижная игра | |
47 | АВГУСТ | 5.08 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная фронтальная | 30 мин | «Тучи и солнышко» | Музыкально-спортивный зал | Наблюдение |
48 | 12.08 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная индивидуальная | 30 мин | «Успей передать» | Музыкально-спортивный зал | Эстафета | |
49 | 19.08 | 15.30-16.00 | 16 .00 -16.30 | Очная групповая | 30 мин | Спортивные соревнования «Нам с фитболом по пути, лучше «друга» не найти!» | Музыкально-спортивный зал | Спортивное соревнование | |
50 | 26.08 | 15.30-16.30 | Праздник | 30 мин | Музыкально-спортивный праздник «Мой друг фитбол» | Музыкально-спортивный зал | Праздник |
3.3. Система условий реализации программы
Материально-технические условия
Требования к проведению занятий и последовательность обучения упражнениям на фитболах.
На занятиях фитбол - гимнастикой существует ряд определенных правил, без знаний которых выполнение упражнений на мячах не принесут должного оздоровительного эффекта.
- В целях профилактики травматизма, заниматься на фитболе следует на ковровом покрытии и с дистанцией 1,5 -2 м. друг от друга, в удобной обуви на нескользящей подошве.
- Мяч должен быть подобран согласно росту занимающихся. Для детей диаметр мяча составляет примерно 45 -55 см. Ребенку следует сесть на надутый мяч и обратить внимание на положение бёдер по отношению к голени. Угол между ними может быть только 90° или чуть больше. Острый угол в коленных суставах создаёт дополнительную нагрузку на связки и ухудшает отток венозной крови. Так, например, для детей 3-5 лет диаметр мяча составляет 45 см., от 6 до 10 лет- 55 см., для детей, имеющих рост 150 -165 см. диаметр мяча равен 65 см.
3. На занятия следует одевать удобную одежду, без кнопок, крючков, молний, а также избегать соприкосновения мяча с острыми и режущими поверхностями и предметами, для предотвращения опасности повреждения мяча.
4. Для занятий фитбол- гимнастикой мяч накачивают до упругого состояния. Однако на первых занятиях для большей уверенности занимающихся и комфортности обучения, а также при специальных упражнениях лечебно-профилактической направленности следует использовать менее упруго накачанные мячи.
5. Осанка, сидя на мяче должна сохраняться правильной: спина прямая, подбородок приподнят, живот втянут, плечи развёрнуты, ноги согнуты врозь (три точки опоры- ноги, таз) стопы параллельны и прижаты к полу, носки могут быть разведены чуть в стороны, колени направлены на носки, голени в вертикальном положении, между бедром и голенью угол 90е или чуть больше. Руки опущены вниз, пальцы придерживают мяч.
- Необходимо научить ребёнка приёмам само страховки на занятиях фитбол - гимнастики.
- Упражнения на занятиях должны быть доступными, разнообразными и интересными. Занимающиеся не должны испытывать чувство физического дискомфорта или болевых ощущений при их выполнении.
- При выполнении подскоков на мяче необходимо следить за осанкой детей. Нельзя совмещать подпрыгивание со сгибанием, скручиванием или поворотами туловища.
- Выполняя упражнения лёжа на мяче (на спине или животе), контролировать, чтобы голова и позвоночник составляли прямую линию и дыхание не задерживалось.
- Физическую нагрузку необходимо строго дозировать в соответствии с возрастными особенностями занимающихся. На занятиях обязательно осуществлять врачебный и педагогический контроль.
- Обучение упражнениям должно быть последовательным и постепенным «от простого, к сложному». На первых занятиях следует придерживаться определенной последовательности (этапам) решения образовательных задач
- При выполнении упражнений и следует строго придерживаться техники их выполнения. В комплексы упражнений не включать запрещенные элементы. К ним относятся: круговые движения головой, наклоны головы назад, резкие скручивающие движения, отрывание таза от мяча во время выполнения пружинных движений на нем, опора о мяч руками при некоторых ОРУ и различных переходах из одних исходных положений в другие и др .
- Мячи хранятся в специально установленном месте, вдали от источников тепла (батарей) и воздействия прямых солнечных лучей.
Кадры
Инструктор по физической культуре.
Программно – методические условия
- Оборудование для игр и упражнений: мячи - фитболы, гимнастические палки, обручи, гантели, мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, кольца.
- Картотека: подвижных игр, общеразвивающих упражнений, основных видов движений, дыхательной гимнастики, упражнений на релаксацию, пальчиковых игр.
Оценка эффективности занятий фитбол – гимнастикой
Для оценки эффективности оздоровительного курса занятий необходимо составить карту индивидуального психомоторного развития ребенка и групповой динамики проведенных оздоровительных мероприятий.
Для того чтобы оптимизировать коррекционный процесс и решить задачу оздоровления, необходимо произвести тщательный анализ занимающейся группы детей по физическому развитию, нервно-психическому статусу, по состоянию их опорно-двигательного аппарата в начале курса занятий и в его конце, констатируя произошедшие изменения. Эти данные оформляются в сводную таблицу. Особенно важно для детей с речевыми нарушениями определить уровень психомоторного развития.
Для оценки психомоторного развития дошкольников в практике детских образовательных учреждений используются следующие диагностические методики Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич. Они просты в применении, информативны по содержанию и статистически достоверны. Критерии оценки выполнения:
- 3 балла — правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован;
- 2 балла — неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован.
- 1 балл — ребенок не может выполнить задание уже на втором движении;
- 0 баллов — отказ от выполнения движения.
другой рукой отсутствует). Для ведущей руки норма 15 сек., для второй — 20 сек.
Задания для детей 6-7 лет
А — в течение 10 сек. ребенок должен устоять на одной ноге; другая нога согнута, приставлена к колену и отведена под прямым углом. После 30-секундного отдыха ту же позицию предлагается повторить с опорой на противоположную ногу.
В — ребенку предлагается по команде быстро, без помощи рук, сесть по-турецки, затем встать.
С —- ребенок должен преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение от воображаемой прямой не должно быть при этом более 50 см.
D — ребенку предлагается разложить 36 игральных карт (или им подобных) одной рукой на 4 кучки. Нормой для ведущей руки считается 35 сек., для второй — 45 сек.
Индивидуальная карта оценки эффективности | |||||||||||
ФИО | А | В | С | D | Итог | ||||||
Н.Г | К.Г | Н.Г | К.Г | Н.Г | К.Г | Н.Г | К.Г | Н.Г | К.Г | ||
Информационные ресурсы
- Буцинская П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада / П.П Буцинская, В.И. Васюкова, Г.П.Лескова. -2-е изд.,перераб. И доп. –М.: Просвещение, 1990. – 175с.: ил. – ISBN 5-09-001128-1
- Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981. – 96с., ил.
- Вареник Е.Н. Утренняя гимнастика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с. (библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»). (8) ISBN978-5-9949-0064-2
- Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: Программа и программные требования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -144с.
- Костык И.В. Фитбол-гимнастика для дошколят. // научно – практический журнал Инструктор по физкультуре. – 2009 - №3.
- Мирчи О.В. Укрепление и тренировка опорно-двигательного аппарата дополнительными средствами физического воспитания. // научно – практический журнал Инструктор по физкультуре. – 2008 - №1.
- Новосёлова Р.А., Якунина Г.В. Игры и упражнения для профилактики и укрепления опорно-двигательного аппарата дошкольников. // научно – практический журнал Инструктор по физкультуре. – 2009 - №3.
- Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб.: Речь, 2009. — 179 с. — (Большая энциклопедия маленького мира).
- Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3-7 лет» МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2013.
- Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 256с.
- Рунова М.А. Движение день за днём. Двигательная активность – источник здоровья детей. (Комплексы физкультурных упражнений и игр для детей 5-7 лет с использованием вариативной физкультурно-игровой среды).методические рекомендации для воспитателей ГОУ и родителей. – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 96с. + цв. вкл. 16 с.
- Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол – аэробика для дошкольников «Танцы на мячах». Парциальная программа. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 160 с.
- Скатецкая И.А. Фитбол-гимнастика для детей с нарушениями зрения. // научно – практический журнал Инструктор по физкультуре. – 2010 - №2.
- Талантова О.С. Фитбол-гимнастика в работе с детьми с синдромам дефицита внимания с гиперактивностью. // научно – практический журнал Инструктор по физкультуре. – 2010 - №4.
- Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5 – 7 лет. Конспекты занятий и развлечений. Игры и тренинги: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 128с.:ил.
- Харченко Т.Е. Спортивные праздники в детском саду. – 2-е изд. – М.: ТЦСфера, 2017. – 128с. (Будь здоров дошкольник).
- Шапко О.А., Гусева Н.В. Организация совместных физкультурно-оздоровительных мероприятий ДОУ и семьи . // научно – практический журнал Инструктор по физкультуре. – 2009 - №3.
- Шевченко Е.В. Играем в хоп-бол. // научно – практический журнал Инструктор по физкультуре. – 2009 - №3.
- Шкло Т.П. Работа с детьми по формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия. // научно – практический журнал Инструктор по физкультуре. – 2009 - №4.
- Формирование правильной осанки и коррекции плоскостопия у дошкольников: рекомендации, занятия, игры, упражнения / авт.-сост. Т.Г Анисимова, С.А. Ульянова; под ред. Р.А. Ереминой. – Волгоград: Учитель. 2009. – 146с.
- "http://nsportal.ru/dodonova-lyubov-aleksandrovna" > сайт инструктора по физической культуре на nsportal.ru
- "http://nsportal.ru/kokorina-olga" > инструктор по физической культуре на nsportal.ru .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...

Планирование утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна с элементами дыхательной гимнастики и самомассажа
Планирование для средней группы на первое полугодие....

Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки
Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

«Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»
laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)
В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....
Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики
Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...

Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.
Закаливающие мероприятия Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий. Закаливание - это активный процесс, предста...