Основы здорового образа жизни детей дошкольного возраста
консультация по физкультуре
В современном мире на фоне ухудшения экологии, снижения качества продуктов питания, изменения климата все более злободневным становится вопрос формирования и сохранения физического здоровья детей с самого раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh.docx | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Известный советский педагог В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» отмечал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых 4-х лет обучения, то добрая половина их о здоровье».
В современном мире на фоне ухудшения экологии, снижения качества продуктов питания, изменения климата все более злободневным становится вопрос формирования и сохранения физического здоровья детей с самого раннего возраста.
Согласно последних заключений медиков количество детей, не имеющих отклонений здоровья от нормы, снижается катастрофическими темпами. Найти же среди дошкольников абсолютно здоровых – в наше время уже практически невозможно.
При этом физическое здоровье – одна из значимых составляющих нормальной жизни человека, его функционирования в общественной среде, взаимодействия с иными представителями социума, продолжения человеческого рода.
Однако сегодня, несмотря на закрепление, в том числе, и Конвенцией по правам ребёнка его законного права на здоровый рост и развитие, мы вынуждены принимать усиленные меры для поддержания здоровья дошкольников.
Ухудшение качества медицинского обслуживания, исключение массированной профилактики заболеваний, недостаточное информационное обеспечение взрослых негативно отражается на здоровье младшего поколения. В такой обстановке дополнительная ответственность по организации здорового образа жизни, привитию детям соответствующих правил и модели поведения ложится на дошкольных педагогов.
Организм маленького ребенка ввиду отсутствия надежных защитных барьеров от негативных воздействий окружающей среды подвержен частым заболеваниям. В связи с этим как в детском саду, так и в домашних условиях должны быть обеспечены надлежащие санитарно-гигиенические, психолого-педагогические условия, подготовлен исчерпывающий набор профилактических и оздоровительных средств.
Не удивительно, что первое место в обозначенном комплексе необходимых мероприятий по праву занимают занятия физической культурой. Кроме того, общеизвестно, что малоподвижные дети хуже растут, у них наблюдается снижение восприятия, умственного развития, ухудшение иммунитета. В то время как грамотно спланированное физическое воспитание позволяет избегать различных заболеваний, улучшает функционирование как отдельных внутренних органов, так и всего организма в целом.
Вместе с тем, при планировании программы физических занятий следует принимать во внимание текущее состояние здоровья, уровень физиологического развития, как каждого ребенка в отдельности, так и их совокупности в рамках одной группы. Так, для младшего дошкольного возраста категорически не рекомендуется применять утяжелители (штанги, гантели, гири), использовать прыжки с высоты, подтягивания, кувырки и т.д.
В свою очередь, детей следует приучать к такой несложной процедуре как простая утренняя зарядка, которая должна стать неотъемлемой частью в расписании дня. Как водится, элементы утренней гимнастики должны выполняться непосредственно после подъема. Соответственно, в данном случае воспитателю необходимо провести разъяснительную работу, в том числе, и с родителями воспитанников: ознакомить с комплексом упражнений, предупредить о запрете использования травматичных элементов.
С первых дней стоит уделять внимание самым простым и, казалось бы, обыденным движениям: ходьбе, бегу, прыжкам. Несмотря на то, что эти элементы непроизвольно используются в ежедневной деятельности, для ребенка они являются значимым средством физического развития. Кроме того, учеными доказано, что основы жизненно важных движений на всю предстоящую жизнь закладываются именно в дошкольном возрасте, и в школьные годы уже слабо поддаются корректировке.
Одним из основных инструментов приучения детей к выполнению элементов здорового образа жизни являются подвижные игры. Игра одновременно позволяет достигать результатов как в рамках физического, так и психологического воспитания дошкольников. Именно игра позволяет достигать наиболее быстрых и устойчивых результатов.
В процессе взросления физические упражнения должны занимать пропорционально больше времени в жизни ребенка и, соответственно, усложняться. Закономерным результатом станет не только мышечное развитие, сопровождаемое адаптацией к увеличенным нагрузкам, но и усиление иммунитета. Кроме того, активизируется деятельность головного мозга, улучшаются обучаемость, память, процесс запоминания, стабилизируется психоэмоциональное состояние. Также усиление мышечной активности способствует правильному формированию фигуры, осанки, правильной автоматизации двигательных процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровье и здоровый образ жизни детей дошкольного возраста
Основной задачей дошкольного учреждения является задача сохранения, укрепления и формирования здоровья. Воспитать здорового ребёнка - это значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый об...
Теоретические основы формирования навыков здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ...
Обеспечение здоровья и здорового образа жизни детям дошкольного возраста в МАДОУ «Золушка»
Одними из приоритетных направлений работы ДОО является здоровьесбережение и физическое развитие дошкольников. Строится эта работа на основе Основной общеобразовательной...
Применение здоровьесберегающих технологий в режиме дня дошкольного учреждения с целью формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста
Участие в заочной научно – практической конференции ГАОУДПО Свердловской области «ИРО» «Нравственное и духовное воспитание современного человека: содержание и технологии»...
Реализация программы «Здравствуй» по формированию здоровья и здорового образа жизни детей дошкольного возраста в детском саду
Формирование здоровья и здорового образа жизни детей дошкольного возраста....
Социально-значимый проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Здоровые дети – здоровая страна».
Социально-значимый проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста "Здоровые дети- здоровая страна"....