«Детский туризм – средство оздоровления и патриотического воспитания дошкольников»
учебно-методический материал по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
Детский туризм является прекрасным средством всестороннего развития личности ребёнка. В стастье представлен опыт работы по использованию элементарных форм детчкого туризма дляоздоровления и воспитания детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 34.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад № 66»
воспитатель
Коротенко Елена Борисовна
Из опыта работы:
«Детский туризм –
средство оздоровления и патриотического воспитания дошкольников»
Здоровье детей и их состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. В последнее время проблемы оздоровления детей стали особенно актуальны в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников.
Одной из причин медленного улучшения результатов в борьбе за снижение заболеваемости детей является недостаточная педагогическая культура семей. Нарушается режим сна и отдыха в праздничные и выходные дни. Дети много времени проводят у телевизора, компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью, в современных квартирах не находится места спортивным уголкам. Опыт работы показал, что ребенок показывает более высокое физическое развитие, если семья ведет здоровый образ жизни. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей.
Изучение практического опыта коллег, анализ существующих форм, методов и условий реализации оздоровительной работы в нашем дошкольном образовательном учреждении помог найти новые решения и новые возможности в этом направлении через использование элементарных форм детского туризма.
Туризм несет в себе оздоровительную, образовательную (познавательную) и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания.
Оздоровительная ценность туристской деятельности.
Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечно - сосудистую систему. Совершенствуются все физические качества – быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила; ориентировка в пространстве; основные виды движений - ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, метание, упражнение в равновесии.
Образовательная (познавательная) ценность туристской деятельности.
Дети получают знания о родном крае, у них формируются обобщенные
представления о временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе. Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об охране ее. Развивается мыслительная деятельность. Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация каждого участника, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности. Дети анализируют и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
Воспитательная ценность туристической деятельности.
Поскольку туристическая деятельность проводится большей частью в коллективе, когда один зависит от другого, то дети учатся замечать затруднения окружающих, появляется стремление помочь им. Формируется представление о правдивости, справедливости. Дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, проявляется внимание к ближним, их переживаниям, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценить поступки свои и сверстников.
Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся экономным приемам работы.
Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность ответственность, инициативность, бережное отношению к снаряжению и спортивному инвентарю.
Также туризм способствует воспитанию любознательности, морально-волевых качеств (выдержки, настойчивости в достижении положительных результатов, организованности, самостоятельности). Походная жизнь развивает наблюдательность
Дошкольный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей дошкольного возраста, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников.
Работа по организации детского туризма складывается из нескольких направлений: работа с детьми, родителями, педагогами, сотрудниками дошкольных образовательных учреждений и с социумом
Вместе с коллегами из дошкольных учреждений нашего города мы разработали программу по обучению старших дошкольников навыкам туризма, перспективный план по обучению детей элементарным туристическим навыкам, который сочетает теоретические и практические мероприятия. Формы работы с использованием средств туризма очень разнообразны. Можно проводить занятия не только в помещении, но и на улице (дидактические игры, конкурсные задания, прогулки-разведки, прогулки-поиски, игровые занятия, занятия-соревнования между туристическими группами и др.). Кроме этого, ситуации с использованием элементов туризма можно включать в режимные моменты в течение всего дня (подвижные игры с использованием природных и социальных объектов). Как итог можно использовать и формы активного отдыха: развлечения и праздники с использованием туризма, день здоровья.
План включает цикл бесед познавательного характера и практических занятий в игровой форме:
- «Виды походов», «Снаряжение туриста», «Виды костров», «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения в лесу», «Животные и насекомые леса и их охрана», «Съедобные и несъедобные грибы, растения, ягоды», «Зеленая аптека».
- «Укладка рюкзака», «Ориентировка по компасу», «Ориентирование по карте и чтение карты», «Ориентирование в лесу по местным предметам», «Как правильно и безопасно развести костер», «Оказание первой помощи».
- тренировки и обучение детей проводятся не только в помещении, но и на открытой местности, где создана соответствующая материальная база (физкультурное оборудование для зала, туристическая тропа на территории ДОУ).
- интегрированные занятия туристической направленности: «Поиски клада», «Полоса препятствий», «Игры-эстафеты», «Туристические старты», а также сюжетные совместные занятия детей и родителей по физической культуре.
Параллельно проводится работа с родителями в этом направлении, с целью вызвать у них интерес к детскому туризму, как средству здорового совместного семейного отдыха, дать простейшие навыки безопасности пешего туризма, формировать у родителей и детей осознанное отношения к своему здоровью, воспитывать бережное отношение ко всему живому.
В уголке для родителей размещаются рекомендации по организации семейного туризма: «Что взять в дорогу», «Как организовать привал», «Как установить палатку», « Как развести костер», «Одежда и обувь туриста», «Как оказать первую помощь», «Осторожно, клещи», «Осторожно, змеи», «Ядовитые грибы и растения» и др.
Родители приглашаются на практические занятия по обучению детей туристическим навыкам.
Календарный план мероприятий
Форма совместной деятельности | Название | Задачи | Дата | Ответственные |
Беседа | «Что такое туризм?» | Познакомить детей с значением слов «туризм», «туристы». Выявить знания детей о туризме. Объяснить детям, для чего люди ходят в туристические походы. | Сентябрь | Воспитатели |
Рассматривание альбома | «Туризм и его разновидности» | Познакомить детей с разновидностями туризма (пеший, горный, водный, вело-, мото- и т.д.) | Сентябрь | Воспитатели |
Консультация для родителей | «Детский туризм - дело серьёзное» | Познакомить родителей с детским туризмом, побуждать желание чаще ходить всей семьёй на прогулки в лес, знакомить детей с родным краем, учить детей правилам безопасного поведения в природе. | Сентябрь | Воспитатели |
Беседа, рассматривание схем, карточек | «Правила безопасного поведения в лесу» | Закреплять знания детей о безопасном поведении в лесу | Октябрь | Воспитатели |
Рассматривание предметов туристического снаряжения | Знакомство с рюкзаком | Учить детей пользоваться предметами туристического снаряжения | Октябрь | Воспитатели |
Игра | «Что возьмем с собой в поход?» | Учить детей собирать рюкзак, класть в него только то, что понадобится в походе | Октябрь | Воспитатели |
Развлечение | «Мы – туристы» | Развивать двигательную активность, ловкость, смелость, выносливость | Октябрь | инструктор по физическому воспитанию, воспитатели |
День Здоровья | «День здоровья с Лесовичком» | Продолжать укреплять здоровье, развивать выносливость, смелость. | Ноябрь | инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, воспитатели |
Подвижные игры, эстафеты | «Кто быстрее?» «Перетягивание каната» « Болото» «Ловкий турист» | Развивать ловкость, быстроту, выносливость | Ноябрь | воспитатели |
Игра | Укладывание костра | Познакомить детей с видами костров (шалаш, колодец, таежный) | Ноябрь | воспитатели |
Практическое занятие | Вязка узлов | Познакомить детей как вяжется узел, развитие мелкой моторики пальцев, познакомить с «прямым узлом» | Ноябрь | воспитатели |
Игра - исследование | «Что такое компас?» | Вызвать интерес к прибору, с помощью которого определяются географические направления, обучать работе с прибором. | Декабрь | воспитатели |
Игра-исследование
| «Что такое карта?» | Вызвать интерес к рассматриванию карты, стремиться научиться её читать, формировать умение ориентироваться по карте города. | Декабрь | воспитатели |
Отгадывание загадок о туризме | Загадки | Развивать внимание, память, мышление | Январь | воспитатели |
Литературная гостиная
| Заучивание пословиц о лесе | Воспитывать бережное отношение к природе | Январь | воспитатели |
Творческая мастерская Изготовление макета | «Уголок туриста» | Привлечь родителей к участию в проектной деятельности.
| Январь | Родители |
Плакат-загадка | «Туристы» | Развитие внимания, логического мышления | Февраль | воспитатели
|
Решение кроссвордов | «Кроссворды для туристят» | Развитие внимания, памяти, мышления | Февраль | воспитатели
|
Просмотр презентаций | «Животный и растительный мир родного края» | Выявить уровень знаний детей о животных и растениях родного края, о том, что некоторые виды занесены в Красную книгу, для чего нужно беречь и охранять природу. Выявить знания детей о том, как нужно себя вести при встрече с дикими животными и ядовитыми растениями. | февраль | Воспитатели Родители Дети |
Мини-музей | Выставка туристического снаряжения | Воспитывать интерес к туристическому снаряжению | Март
| воспитатели
|
Литературная гостиная Чтение | Сказка Гаршина В.М. «Лягушка-путешественница» | Воспитывать интерес к художественным произведениям | Март | воспитатели |
Игры в природе | «Найди игрушку» | Учить детей пользоваться компасом, ориентироваться в пространстве | Март | воспитатели |
Рассматривание растений (грибы, ягоды, птицы, деревья) | «Назови растение» | Закрепить знания детей о природе родного края | Март | воспитатели |
Консультация для родителей | «Отправляемся в поход» | Познакомить родителей с этапами подготовки к походу | Апрель | воспитатели |
Поход в лес Спортивный праздник | «Мы - туристы» | Поднять эмоциональный настрой и настроение детей, родителей. Продолжать укреплять здоровье, развивать выносливость, смелость, трудолюбие, воспитывать чувство коллективизма, взаимопонимания. Способствовать освоению, простейших туристических умений и навыков. | Апрель | Инструктор по физическому воспитанию, Муз. руководитель воспитатели группы |
Выпуск газеты | «Мы - туристы» | Привлечь родителей к совместной деятельности | Апрель | Воспитатели группы, Родители |
Рассматривание карточек с топографическими знаками | Знакомство с топографическими знаками | Познакомить детей с топографическими знаками, их обозначением | Апрель | воспитатели |
Дидактическая игра | «Разрезные картинки» | Учить детей составлять топографические знаки | Апрель | воспитатели |
Дидактическая игра | «Найди сюрприз» | Учить детей ориентироваться в пространстве | Апрель | воспитатели |
Разучивание туристских речёвок, песен.
| Речёвка «Мы туристы» Песни «Когда мои друзья со мной», «Вместе весело шагать» | Познакомить детей с туристскими речёвками, песнями, разучить их, объяснить детям, что с песнями шагается веселее, они поднимают настроение и бодрость духа. | Май | воспитатели |
Игра-путешествие по маршруту | «Мы -туристята» | Учить детей ориентироваться по плану
| Май | воспитатели |
Рассматривание туристического снаряжения | Установка палатки на площадке | Познакомить детей с палаткой | Май | Воспитатели, Родители |
Консультация для родителей | «Как научить детей любить и беречь природу» | Рекомендовать родителям с малых лет давать детям экологическое воспитание. Учить познавать природу, любить, оберегать, разумно пользоваться. | Май | воспитатели |
Туристическая прогулка | «Туристическая тропа» | Познакомить детей с туристической тропой. Способствовать освоению, простейших туристических умений и навыков | Май | Воспитатели, Родители |
Дидактическая игра | «Хорошо-плохо» | Закреплять знания о правилах поведения в природных условиях | Июнь | воспитатели |
Родительское собрание | «Туризм» | Просмотр презентации «В здоровом теле - здоровый дух», игры-эстафеты на туристическую тему | Июнь | Воспитатели, Инструктор по физическому воспитанию |
Участие в городском туристическом слёте | Туристический слёт | Поднять эмоциональный настрой и настроение детей, родителей. Продолжать укреплять здоровье, развивать выносливость, смелость, трудолюбие, воспитывать чувство коллективизма, взаимопонимания. Способствовать освоению, простейших туристических умений и навыков. | Июнь | Инструктор по физическому воспитанию, воспитатели Родители |
Выпуск газеты | «Папа, мама, я -туристическая семья» | Участие родителей в проектной деятельности | Июнь | Воспитатели
|
Туристический поход | Поднять эмоциональный настрой и настроение детей, родителей. Продолжать укреплять здоровье, развивать выносливость, смелость, трудолюбие, воспитывать чувство коллективизма, взаимопонимания. Способствовать освоению, простейших туристических умений и навыков. | сентябрь | Инструктор по физическому воспитанию, воспитатели Родители |
Как итоги проделанной работы - пешие походы совместно с родителями.
Поход — это активный способ передвижения туристов по обозначенному маршруту (пешком, на лыжах, велосипедах и т. д.). В походе сочетаются выполнение образовательных задач с организацией условий походной жизни. Туристская прогулка включает в себя форму организации туристской деятельности, предполагающее кратковременное пребывание туристов в природных условиях и овладение частичными навыками туризма.
Походы с детьми старшего дошкольного возраста проводятся несколько раз в год. Походы кратковременные (3- 4часа, вместо прогулки на участке).
Структура и содержание пешего похода в лес:
- сбор и движение до первого привала –(30-35 мин.);
- движение по разработанному маршруту, комплексы игр, упражнений, заданий и т.д. -15-20 мин. на каждую остановку и привал;
- самостоятельная деятельность детей (15-20мин.);
- сбор детей и возвращение в детский сад (30 мин).
В своей работе я использую разные виды походов:
- Традиционные;
- Игровые: в форме комплекса подвижных игр малой, средней и большой интенсивности, игр-эстафет, игр-аттракционов;
- Сюжетно-игровые: все объединено единым сюжетом (например, «Осень в гости к нам пришла»)
- Походы-тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр (метание, прыжки и др.);
- Экскурсии
Прежде, чем отправиться в поход, мы к нему тщательно готовимся - разрабатывается паспорт похода: определяется цель похода и разрабатывается маршрут (схему).
При разработке маршрута продумываются остановки, на которых закрепляются ранее полученные знания, а также учитываются естественные природные условия (преодоление естественных и искусственных препятствий, наблюдения в природе и сбор природного материала, игры-соревнования, игровые упражнения, и т.д. в зависимости от цели похода).
С собой берем: аптечку, туристические коврики, воду, сухой паек (в зависимости от времени года)
Сбор родителей и детей организуем на территории детского сада,
после завтрака, и далее следуем по намеченному маршруту в соответствии с разработанным сценарием похода.
После похода, оформляется газета с рассказами детей, рисунками, фотографиями, где они делятся своими впечатлениями о походе.
Совместные с родителями туристические походы оказывают ни с чем не эмоциональный сравнимый и оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов и разнообразной двигательной деятельности.
Дети получают возможность в природных условиях закреплять умения ориентироваться на местности, двигаться по пересеченной местности непрерывно в пешем походе 30-35 минут, преодолевать несложные естественные препятствия, с помощью взрослого укладывать рюкзак, читать карты и схемы.
Эффективность применения средств туризма отражается и на результатах работы педагогов с детьми по экологическому воспитанию: дети знают основные правила поведения в природе, называют простейшие способы ориентирования в лесу, научились более полно и грамотно рассуждать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи в вопросах познания окружающего мира.
Кроме того, совместные походы с родителями способствуют укреплению семьи, формируют у детей нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к природе, воспитывая к ней бережное отношение.
Туризм в детском саду — это обучение жизни для маленьких воспитанников, школа мужества и патриотизма, ведь каждый поход требует новых знаний и умений как от педагогов, так и от дошкольников. Наш детский сад практикующий на протяжении нескольких лет подобную форму работы с детьми, отмечает, что детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени и усилий, увеличивает резервы здоровья; восстанавливая силы, работоспособность, расширить кругозор общения, функциональные возможности детского организма, обогащает двигательный опыт дошколят, пополняя объем знаний в области туризма, краеведения и культуры родного города.
Таким образом, туризм является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка.
Литература.
- Бочарова, Н. И. Туристские прогулки в детском саду. – М.: АРКТИ, 2004.
- Завьялова Т.П. Дошкольный туризм: проблемы, поиски, решения. – // «Физическая культура» №1, 2001г.
- Дети России образованы и здоровы. /Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 6-8 декабря 2011 г. – М.: 2011г.
- Лебедева Г.М., Торопова С.А Рюкзачок: напутствие туристу-новичку. - Пермь, Кн. из-во, 1983г.
- Сафрошина В. «Ориентирование в пространстве и в жизни». - // «Обруч», №4, 2000г.
- Уварова В. А., Козлов А. А. В поход пешком. - Москва: Сов. спорт, 1989г.
- Шишкина, В. А., Дедулевич, М. Н. Прогулки в природу.– М.: Просвещение, 2003г.
- Харченко Т.Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду. – СПб.: ООО «Изд. Пресс», 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Игра - основной вид деятельности дошкольников. Именно через игру легче всего приобщать детей к народной культуре, творчеству, обычаям....
Консультация "Взаимодействие детского сада и семьи в патриотическом воспитании дошкольников".
Консультация для родителей....
Инновационные формы работы с детской художественной литературой в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельно...
Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи в патриотическом воспитании дошкольников».
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, достижениям. В настоящее ...
Использование в работе разнообразных методов и всех доступных средств в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников (из опыта работы на педсовете)
О использование в работе разнообразных методов и всех доступных средств в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников (из опыта работы на педсовете)...
«Дети-волонтёры, как средство развития духовно-патриотического воспитания дошкольников».
Консультация для педагогов ДОУ...
Статья на тему: «Музыкальная деятельность как средство формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников».
Статья на тему :"Патриотическое воспитание"...