«Детский туризм – средство оздоровления и патриотического воспитания дошкольников»
учебно-методический материал по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Детский туризм является прекрасным средством всестороннего развития личности ребёнка. В стастье представлен опыт работы по использованию  элементарных форм детчкого туризма дляоздоровления и воспитания детей  дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 66»

воспитатель

Коротенко Елена Борисовна

Из опыта работы:

«Детский туризм –

средство оздоровления и патриотического воспитания дошкольников»

Здоровье детей и их состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. В последнее время проблемы оздоровления детей стали особенно актуальны в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников.

Одной из причин медленного улучшения результатов в борьбе за снижение заболеваемости детей является недостаточная педагогическая культура семей. Нарушается режим сна и отдыха в праздничные и выходные дни. Дети много времени проводят у телевизора, компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью, в современных квартирах не находится места спортивным уголкам. Опыт работы показал, что ребенок показывает более высокое физическое развитие, если семья ведет здоровый образ жизни. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей.

  Изучение практического опыта коллег, анализ существующих форм, методов и условий реализации оздоровительной работы в нашем дошкольном образовательном учреждении помог найти новые решения и новые возможности в этом направлении через использование элементарных форм детского туризма.

Туризм несет в себе оздоровительную, образовательную (познавательную) и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания.

Оздоровительная ценность туристской деятельности.

Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечно - сосудистую систему. Совершенствуются все физические качества – быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила; ориентировка в пространстве; основные виды движений - ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, метание, упражнение в равновесии.

Образовательная (познавательная) ценность туристской деятельности.

Дети получают знания о родном крае, у них формируются обобщенные

представления о временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе. Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об охране ее. Развивается мыслительная деятельность. Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация каждого участника, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности. Дети анализируют и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

Воспитательная ценность туристической деятельности.

Поскольку туристическая деятельность проводится большей частью в коллективе, когда один зависит от другого, то дети учатся замечать затруднения окружающих, появляется стремление помочь им. Формируется представление о правдивости, справедливости. Дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, проявляется внимание к ближним, их переживаниям, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценить поступки свои и сверстников.

Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся экономным приемам работы.

Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность ответственность, инициативность, бережное отношению к снаряжению и спортивному инвентарю.

Также туризм способствует воспитанию любознательности, морально-волевых качеств (выдержки, настойчивости в достижении положительных результатов, организованности, самостоятельности). Походная жизнь развивает наблюдательность

Дошкольный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей дошкольного возраста, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников.

Работа по организации детского туризма складывается из нескольких направлений: работа с детьми, родителями, педагогами, сотрудниками дошкольных образовательных учреждений и с социумом

Вместе с коллегами из дошкольных учреждений нашего города мы разработали программу по обучению старших дошкольников навыкам туризма, перспективный план по обучению детей элементарным туристическим навыкам, который сочетает теоретические и практические мероприятия. Формы работы с использованием средств туризма очень разнообразны. Можно проводить занятия не только в помещении, но и на улице (дидактические игры, конкурсные задания, прогулки-разведки, прогулки-поиски, игровые занятия, занятия-соревнования между туристическими группами и др.). Кроме этого, ситуации с использованием элементов туризма можно включать в режимные моменты в течение всего дня (подвижные игры с использованием природных и социальных объектов). Как итог можно использовать и формы активного отдыха: развлечения и праздники с использованием туризма, день здоровья.

План включает цикл бесед познавательного характера и практических занятий в игровой форме:

- «Виды походов», «Снаряжение туриста», «Виды костров», «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения в лесу», «Животные и насекомые леса и их охрана», «Съедобные и несъедобные грибы, растения, ягоды», «Зеленая аптека».

- «Укладка рюкзака», «Ориентировка по компасу», «Ориентирование по карте и чтение карты», «Ориентирование в лесу по местным предметам», «Как правильно и безопасно развести костер», «Оказание первой помощи».

- тренировки и обучение детей проводятся не только в помещении, но и на открытой местности, где создана соответствующая материальная база (физкультурное оборудование для зала, туристическая тропа на территории ДОУ).

- интегрированные занятия туристической направленности: «Поиски клада», «Полоса препятствий», «Игры-эстафеты», «Туристические старты», а также сюжетные совместные занятия детей и родителей по физической культуре.

Параллельно проводится работа с родителями в этом направлении, с целью вызвать у них интерес к детскому туризму, как средству здорового совместного семейного отдыха, дать простейшие навыки безопасности пешего туризма, формировать у родителей и детей осознанное отношения к своему здоровью, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

В уголке для родителей размещаются рекомендации по организации семейного туризма: «Что взять в дорогу», «Как организовать привал», «Как установить палатку», « Как развести костер», «Одежда и обувь туриста», «Как оказать первую помощь», «Осторожно, клещи», «Осторожно, змеи», «Ядовитые грибы и растения» и др.

Родители приглашаются на практические занятия по обучению детей туристическим навыкам.

Календарный план мероприятий

Форма совместной деятельности

Название

Задачи

Дата

Ответственные

Беседа

«Что такое туризм?»

Познакомить детей с значением слов «туризм», «туристы».

Выявить знания детей о туризме.

Объяснить детям, для чего люди ходят в туристические походы.

Сентябрь

Воспитатели

Рассматривание альбома

«Туризм и его разновидности»

Познакомить детей с разновидностями туризма (пеший, горный, водный, вело-, мото- и т.д.)

Сентябрь

Воспитатели

Консультация для родителей

«Детский туризм - дело серьёзное»

Познакомить родителей с детским туризмом, побуждать желание чаще ходить всей семьёй на прогулки в лес, знакомить детей с родным краем, учить детей правилам безопасного поведения в природе.

Сентябрь

Воспитатели

Беседа, рассматривание схем, карточек

«Правила безопасного

поведения в

лесу»

Закреплять знания детей о

безопасном поведении  в лесу

Октябрь

Воспитатели

Рассматривание предметов туристического снаряжения

Знакомство с рюкзаком

Учить детей пользоваться предметами туристического снаряжения

Октябрь

Воспитатели

Игра

«Что возьмем с собой в поход?»

Учить детей собирать рюкзак, класть в него только то, что понадобится в походе

Октябрь

Воспитатели

Развлечение

«Мы – туристы»

Развивать двигательную активность, ловкость, смелость, выносливость

Октябрь

инструктор по физическому воспитанию,  воспитатели

День Здоровья

«День здоровья с Лесовичком»

Продолжать укреплять здоровье, развивать выносливость, смелость.

Ноябрь

 инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель,

воспитатели

Подвижные игры, эстафеты

«Кто быстрее?»

«Перетягивание каната»

« Болото»

«Ловкий турист»

Развивать ловкость, быстроту, выносливость

Ноябрь

 воспитатели

Игра

Укладывание костра

Познакомить детей с видами костров (шалаш, колодец, таежный)

Ноябрь

воспитатели

Практическое занятие

Вязка узлов

Познакомить детей как вяжется узел, развитие мелкой моторики пальцев, познакомить с «прямым узлом»

Ноябрь

воспитатели

Игра - исследование

«Что такое компас?»

Вызвать интерес к прибору, с помощью которого определяются географические направления, обучать работе с

прибором.

Декабрь

воспитатели

Игра-исследование

 

«Что такое карта?»

Вызвать интерес к рассматриванию карты, стремиться научиться её читать, формировать умение ориентироваться по карте города.

Декабрь

воспитатели

Отгадывание загадок о туризме

Загадки

Развивать внимание, память, мышление

Январь

 воспитатели

Литературная гостиная

 

Заучивание пословиц о лесе

Воспитывать бережное отношение к природе

Январь

 воспитатели

Творческая мастерская

Изготовление макета

«Уголок туриста»

Привлечь родителей к участию в проектной деятельности.

 

Январь

Родители

Плакат-загадка

«Туристы»

Развитие внимания, логического мышления

Февраль

воспитатели

 

Решение кроссвордов

«Кроссворды для туристят»

Развитие внимания, памяти, мышления

Февраль

воспитатели

 

Просмотр презентаций

«Животный и растительный мир родного края»

Выявить уровень знаний детей о

животных и растениях родного края, о том, что некоторые виды

занесены в Красную книгу, для чего нужно беречь и охранять природу. Выявить знания детей о том, как нужно себя вести при встрече с дикими животными и ядовитыми растениями.

февраль

Воспитатели

Родители

Дети

Мини-музей

Выставка туристического снаряжения

Воспитывать интерес к туристическому снаряжению

Март

 

воспитатели

 

Литературная гостиная

Чтение

Сказка Гаршина В.М. «Лягушка-путешественница»

Воспитывать интерес к художественным произведениям

Март

воспитатели

Игры в природе

«Найди игрушку»

Учить детей пользоваться компасом, ориентироваться в пространстве

Март

 воспитатели

Рассматривание растений (грибы, ягоды, птицы, деревья)

«Назови растение»

Закрепить знания детей о природе родного края

Март

 воспитатели

Консультация для родителей

«Отправляемся в поход»

Познакомить родителей с этапами подготовки к походу

Апрель

воспитатели

Поход в лес

Спортивный праздник

«Мы - туристы»

Поднять эмоциональный настрой и настроение детей, родителей.

Продолжать укреплять здоровье, развивать выносливость, смелость, трудолюбие, воспитывать чувство коллективизма,

взаимопонимания.

Способствовать освоению, простейших туристических

умений и навыков.

Апрель

Инструктор по физическому воспитанию,

Муз. руководитель

воспитатели группы

Выпуск газеты

«Мы - туристы»

Привлечь родителей к совместной деятельности

Апрель

Воспитатели группы,

Родители

Рассматривание карточек с топографическими знаками

Знакомство с топографическими знаками

Познакомить детей с топографическими знаками, их обозначением

Апрель

воспитатели

Дидактическая игра

«Разрезные картинки»

Учить детей составлять топографические знаки

Апрель

воспитатели

Дидактическая игра

«Найди сюрприз»

Учить детей ориентироваться в пространстве

Апрель

воспитатели

Разучивание туристских речёвок, песен.

 

Речёвка  «Мы туристы»

Песни «Когда мои друзья со

мной», «Вместе весело шагать»

Познакомить детей с туристскими речёвками, песнями, разучить их,

объяснить детям, что с песнями шагается веселее, они поднимают настроение и бодрость духа.

Май

воспитатели

Игра-путешествие по маршруту

«Мы -туристята»

Учить детей ориентироваться по плану

 

Май

воспитатели

Рассматривание туристического снаряжения

Установка палатки

на площадке

Познакомить детей с палаткой

Май

Воспитатели,

Родители

Консультация для родителей

«Как научить

детей любить и беречь природу»

Рекомендовать родителям с

малых лет давать детям экологическое воспитание.

Учить познавать природу, любить, оберегать, разумно пользоваться.

Май

воспитатели

Туристическая прогулка

«Туристическая тропа»

Познакомить детей с туристической тропой.

Способствовать освоению, простейших туристических

умений и навыков

Май

Воспитатели,

Родители

Дидактическая игра

«Хорошо-плохо»

Закреплять знания о правилах поведения в природных условиях

Июнь

воспитатели

Родительское собрание

«Туризм»

Просмотр презентации «В здоровом теле - здоровый дух», игры-эстафеты на туристическую тему

Июнь

Воспитатели,

Инструктор по физическому воспитанию

Участие в городском туристическом слёте

Туристический слёт

Поднять эмоциональный настрой и настроение детей, родителей.

Продолжать укреплять здоровье, развивать выносливость, смелость, трудолюбие, воспитывать чувство коллективизма,

взаимопонимания.

Способствовать освоению, простейших туристических

умений и навыков.

Июнь

Инструктор по физическому воспитанию,

воспитатели

Родители

Выпуск газеты

«Папа, мама, я -туристическая семья»

Участие родителей в проектной деятельности

Июнь

Воспитатели

 

Туристический поход

Поднять эмоциональный настрой и настроение детей, родителей.

Продолжать укреплять здоровье, развивать выносливость, смелость, трудолюбие, воспитывать чувство коллективизма,

взаимопонимания.

Способствовать освоению, простейших туристических

умений и навыков.

сентябрь

Инструктор по физическому воспитанию,

воспитатели

Родители

Как итоги проделанной работы - пешие походы совместно с родителями.

Поход — это активный способ передвижения туристов по обозначенному маршруту (пешком, на лыжах, велосипедах и т. д.). В походе сочетаются выполнение образовательных задач с организацией условий походной жизни. Туристская прогулка включает в себя форму организации туристской деятельности, предполагающее кратковременное пребывание туристов в природных условиях и овладение частичными навыками туризма.

Походы с детьми старшего дошкольного возраста проводятся несколько раз в год. Походы кратковременные (3- 4часа, вместо прогулки на участке).

Структура и содержание пешего похода в лес:

- сбор и движение до первого привала –(30-35 мин.);

- движение по разработанному маршруту, комплексы игр, упражнений, заданий и т.д. -15-20 мин. на каждую остановку и привал;

- самостоятельная деятельность детей (15-20мин.);

- сбор детей и возвращение в детский сад (30 мин).

В своей работе я использую разные виды походов:

- Традиционные;

- Игровые: в форме комплекса подвижных игр малой, средней и большой интенсивности, игр-эстафет, игр-аттракционов;

- Сюжетно-игровые: все объединено единым сюжетом (например, «Осень в гости к нам пришла»)

- Походы-тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр (метание, прыжки и др.);

- Экскурсии

Прежде, чем отправиться в поход, мы к нему тщательно готовимся - разрабатывается паспорт похода: определяется цель похода и разрабатывается маршрут (схему).

При разработке маршрута продумываются остановки, на которых закрепляются ранее полученные знания, а также учитываются естественные природные условия (преодоление естественных и искусственных препятствий, наблюдения в природе и сбор природного материала, игры-соревнования, игровые упражнения, и т.д. в зависимости от цели похода).

С собой берем: аптечку, туристические коврики, воду, сухой паек (в зависимости от времени года)

Сбор родителей и детей организуем на территории детского сада,

после завтрака, и далее следуем по намеченному маршруту в соответствии с разработанным сценарием похода.

После похода, оформляется газета с рассказами детей, рисунками, фотографиями, где они делятся своими впечатлениями о походе.

Совместные с родителями туристические походы оказывают ни с чем не эмоциональный сравнимый и оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов и разнообразной двигательной деятельности.

Дети получают возможность в природных условиях закреплять умения ориентироваться на местности, двигаться по пересеченной местности непрерывно в пешем походе 30-35 минут, преодолевать несложные естественные препятствия, с помощью взрослого укладывать рюкзак, читать карты и схемы.

Эффективность применения средств туризма отражается и на результатах работы педагогов с детьми по экологическому воспитанию: дети знают основные правила поведения в природе, называют простейшие способы ориентирования в лесу, научились более полно и грамотно рассуждать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи в вопросах познания окружающего мира.

Кроме того, совместные походы с родителями способствуют укреплению семьи, формируют у детей нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к природе, воспитывая к ней бережное отношение.

Туризм в детском саду — это обучение жизни для маленьких воспитанников, школа мужества и патриотизма, ведь каждый поход требует новых знаний и умений как от педагогов, так и от дошкольников. Наш детский сад практикующий на протяжении нескольких лет подобную форму работы с детьми, отмечает, что детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени и усилий, увеличивает резервы здоровья; восстанавливая силы, работоспособность, расширить кругозор общения, функциональные возможности детского организма, обогащает двигательный опыт дошколят, пополняя объем знаний в области туризма, краеведения и культуры родного города. 

Таким образом, туризм является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка.

Литература.


  • Бочарова, Н. И. Туристские прогулки в детском саду. – М.: АРКТИ, 2004.
  • Завьялова Т.П. Дошкольный туризм: проблемы, поиски, решения. – // «Физическая культура» №1, 2001г.
  • Дети России образованы и здоровы. /Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 6-8 декабря 2011 г. – М.: 2011г.
  • Лебедева Г.М., Торопова С.А Рюкзачок: напутствие туристу-новичку. - Пермь, Кн. из-во, 1983г.
  • Сафрошина В. «Ориентирование в пространстве и в жизни». - // «Обруч», №4, 2000г.
  • Уварова В. А., Козлов А. А. В поход пешком. - Москва: Сов. спорт, 1989г.
  • Шишкина, В. А., Дедулевич, М. Н. Прогулки в природу.– М.: Просвещение, 2003г.
  • Харченко Т.Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду. – СПб.: ООО «Изд. Пресс», 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Игра - основной вид деятельности дошкольников. Именно через игру легче всего приобщать детей к народной культуре, творчеству, обычаям....

Инновационные формы работы с детской художественной литературой в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельно...

Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи в патриотическом воспитании дошкольников».

В  широком  понимании  патриотизм  трактуется  как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, достижениям. В  настоящее ...

Использование в работе разнообразных методов и всех доступных средств в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников (из опыта работы на педсовете)

О использование в работе разнообразных методов и всех доступных средств в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников (из опыта работы на педсовете)...