Консультация для педагогов «Дифференцированные игры с включением разных форм двигательной активности»
консультация по физкультуре

Курмаева Эрна Владимировна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: «Дифференцированные игры с включением разных

 форм двигательной активности»

       Современная система дошкольного образования создает условия для разностороннего развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям–физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Педагоги все больше убеждаются в пользе интегрированных методов обучения в сравнении с обычными формами образовательного процесса. Перемена сфер деятельности хорошо соответствует подвижности детей и позволяет рассмотреть предмет изучения в разных плоскостях, закрепляя полученные знания на практике. Ребенок не успевает уставать от объема получения новой информации, переключаясь с одной деятельности на другую.
      Объединяя образовательные области в одно интегрированное занятие или игру, педагог может удерживать внимание детей довольно долго, причем детей разного темперамента и способностей, так как почти любой ребенок найдет близкие для себя задания и игры.

       При использовании дифференцированных игр должны использоваться общие принципы: осознанное действие ребенка, опора и мобилизация всех анализаторов, направление работы «от простого к сложному» с увеличением двигательной активности детей. Использование таких игр в работе с дошкольниками показывает, что дети разного возраста и уровня подготовки, с разными изначальными данными одинаково живо и с интересом включаются в игры с движением. Движения рук, ног, упражнения для глаз (на точность координации, быстроту реакции и др.) игры с проговариванием характеризуют высокий уровень развития психофизических качеств у детей, высокую степень взаимодействия между движением и речью. Улучшаются психические процессы: запоминание, внимание, произвольная регуляция психомоторных процессов, сокращается число ошибочных ответов.
      Эмоциональный фон и двигательная активность детей положительно влияют на развитие дошкольников в целом. Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Содержательная сторона двигательного режима должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

     Используя дидактические, настольные или подвижные игры в разных режимных моментах, учитывая дифференцированный подход, педагог может решить сразу несколько воспитательно – оздоровительных задач:
• развивать интерес у всех детей к спорту и физической культуре через интеграцию всех образовательных областей;

• воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

         На протяжении всего дошкольного детства игры обогащаются, изменяются с учетом возраста детей и их индивидуальных особенностей. Включая в традиционную игру разные виды двигательной активности, педагоги решают большой круг задач по развитию движений и воспитанию физических и нравственно-волевых качеств, формированию речи, звукопроизношения, математических представлений, памяти, внимания у детей. То есть физическое воспитание помогает ребенку хорошо подготовиться к школе, адаптироваться в кругу своих сверстников. Многие подвижные игры и игровые упражнения существуют давно, но время вносит изменения в их сюжеты и наполняет новым содержанием. Различные варианты игр с включением разных форм двигательной активности, способствуют разностороннему развитию ребенка. 

Речитативно – игровые композиции

     Речитативно-игровые композиции представляют собой подвижную игру, которая сочетается с одновременным проговариванием стихотворений (театр движений). Две стороны деятельности (движение + слово) объединены общей темой. Все предложенные композиции имеют название и разные уровни сложности. Они включают разнообразные упражнения, направленные на развитие жизненно важных физических качеств и способностей детей: мышечной силы, быстроты движений, подвижности суставов, координации и ритма движений, мелкой моторики и способности ориентироваться в пространстве. С другой стороны, скороговорки, звуковая и двигательная имитация, игры со счетом, заучиванием новых слов и понятий, сопровождающие игровую деятельность, развивают целый комплекс психических свойств личности: представление, воображение, образное мышление, речь, память и т. п.

Речитативно-игровая композиция «Город-угадайка»

При выполнении композиции передвижения идут по кругу. Текст игр и упражнений-загадок произносит ведущий (дети говорят отгадки, остальные упражнения и игры выполняются под общую декламацию; упражнения-загадки «Лиса» и «Черепаха» читаются шепотом, а выделенные крупным шрифтом слова — громче остального текста. Упражнения-скороговорки повторяются 3 раза: медленно — умеренно — быстро.

Игровое упражнение «Пчелка»

Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.

Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед. Ритмично притопывают ногами и ритмично хлопают в ладоши.

— Жу-жу-жу, — жужжит пчела:

— Я лечу издалека.

— Зу-зу-зу, — комар пищит.

— Уф-уф-уф, — как паровоз

Шмель пыхтит, пыльцу понес.

Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.

Я любого разбужу».

Игровое упражнение «Город-угадайка»

Все идут, идут, идут (Ходьба по кругу, взявшись за руки).

В город «Угадайка».

Там звери разные живут,

Какие — отгадай-ка!

Упражнение-загадка «Жираф»

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он. ЖИРАФ.

Ходьба на носках, руки за головой.

Упражнение-загадка «Черепаха»

Живет спокойно, не спешит,

Ходьба на коленях, руки за головой.

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет. ЧЕРЕПАХА.

Упражнение-загадка «Зайка»

Прыгает ловко.

И любит морковку

Длинноухий попрыгайка,

Маленький, серенький. ЗАЙКА.

Прыжки в полуприседе. Руки заведены за голову. Поднятые вверх кисти изображают ушки.

Упражнение-скороговорка «Черепаха и чай»

Черепаха, не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

Сед на пятках, руки на поясе, наклоны головы вправо-влево.

Игровое упражнение «Летит по небу шар»

Цель: развивать внимание, слуховую, зрительную и двигательную память.

Все ребята повторяют за ведущим эти слова и движения.

Летит, летит по небу шар (машут руками и показывают шар)

По небу (пальцем на небо) шар летит (машут руками и показывают шар).

Но знаем (показывают на голову) мы (ударяют себя в грудь, до неба шар

никак (ударяют себя в грудь) не долетит (машут руками).

Затем одно слово заменяется соответствующим движением, и все слова повторяются, кроме этого слова (вместо него - движение). Далее заменяются по одному другие слова. В итоге все показывается только движениями.

Игра «Листопад»

Лексическая тема: «Осень».

Задачи

Формировать у детей потребности в двигательной активности  и обогащать двигательный   опыт.

Приучать  детей  согласовывать  свои  движения  со  словами.

Закреплять  умение  бегать  врассыпную,  не наталкиваясь друг  на  друга.

Закреплять и развивать умение  выполнять  имитирующие  движения.

Продолжать развивать  координацию  движений  и  ориентирование  в  пространстве.

Содержание игры:

1 вариант

Педагог: «Ах, начинается дождик! Каждый из вас, ребята, сейчас найдет среди листьев самый большой (в середине зала разбросаны осенние листья) и спрячется под ним в домик (обруч). Поторопитесь, дождик усиливается» (Звучит музыка, дети находят листы, берут их в руки, становятся в обруч и поднимают листы над головой).

2 вариант

Педагог:

«Кап-кап, кап-кап (дети хлопают в ладоши, постепенно увеличивая темп хлопков)

Дождик капает опять,

Стали капли поспевать

И друг друга догонять:

Кап-кап-кап-кап!»

Надо взять из корзины листочек, пробежать по дорожке (массажные дорожки), перепрыгнуть через ручеек (голубую ленту) и найти по такому же листочку, как у вас в руках, свой домик (обруч на ковре, в котором лежит такой же по цвету листочек, что и у ребенка).

3 вариант

Педагог:

«Ветер начинается: с-с-с  (руки ко рту «рупором»)

Веточки качаются: ш-ш-ш (качают руками над головой)

Дождик начинается: кап-кап-кап (вертикальные хлопки)

Команды собираются (педагог делит детей на две команды)

Ребята, сейчас мы с вами посоревнуемся.

В двух обручах лежат по одному листочку двух цветов (желтый и красный). Каждая команда выбирает себе свой цвет. Дети бегут от обручей вперед через препятствия: подбрасывают мяч, перелезают через бревно, пролезают в воротики, пролезают в обруч. Дальше подбегают к корзине с листочками, берут только свой листик, кладут его в перевернутый зонт и бегут с ним обратно к обручу команды, кладут туда листик. Дальше бежит следующий ребенок, пока не перенесут в зонте все «свои» листочки. Кто соберет листочки первым, тот победил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Подвижные игры, как средство оптимизации двигательной активности дошкольников"

Одно из направлений современной образовательной политики нашего государство является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Это просматривается во многих нормативных документах. В том числе и...

Консультация для воспитателей «Подвижные игры как условия повышенной двигательной активности детей на прогулке»

Подвижные игры на прогулке - комплексный воспитательно-образовательный процесс, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные навыки, потребности....

Консультация для педагогов "Подвижные игры как условие повышения двигательной активности детей на прогулке.Особенности организации в зимний период"

Консультация для педагогов" Подвижные игры как условие повышения двигательной активности детей на прогулке......