"Физкультура-это весело"
проект по физкультуре (старшая группа)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Основная проблема воспитания подрастающего поколения – это воспитание здорового человека. Только здоровый ребенок может играть, бегать, смеяться, фантазировать. Насколько здоров ребенок – от этого зависит его личностное и социальное развитие. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законом «Об образовании в Российской Федерации», «Конвенцией ООН о правах ребенка», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», и другими нормативно-правовыми документами федерального, регионального и муниципального уровней.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического процесса у детей необходимо сформировать потребность в здоровом образе жизни, потому что в этом возрасте происходит усиленное умственное и физическое развитие, закладывается основа черт характера, формируются важные человеческие качества.
Движение — физиологическая потребность растущего организма, и природа проявила великую мудрость, сделав почти всех детей непоседами, стремящимися постоянно бегать, прыгать, лазать. Испокон веков взрослым приходилось в основном ограничивать эту подчас слишком бурную активность детей. В настоящее время все по-другому. Мы охотно пользуемся транспортом, ведем малоподвижный образ жизни. Меньше двигаться стали и наши де
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkultura-eto_veselo.doc | 246.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колокольчик» п. Пурпе Пуровского района
ФИЗКУЛЬТУРНО – РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ФИЗКУЛЬТУРА - ЭТО ВЕСЕЛО»
Разработала: инструктор по физкультуре I кв. категории,
Оксана Александровна Шишкова
п .Пурпе 2017г
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Основная проблема воспитания подрастающего поколения – это воспитание здорового человека. Только здоровый ребенок может играть, бегать, смеяться, фантазировать. Насколько здоров ребенок – от этого зависит его личностное и социальное развитие. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законом «Об образовании в Российской Федерации», «Конвенцией ООН о правах ребенка», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», и другими нормативно-правовыми документами федерального, регионального и муниципального уровней.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического процесса у детей необходимо сформировать потребность в здоровом образе жизни, потому что в этом возрасте происходит усиленное умственное и физическое развитие, закладывается основа черт характера, формируются важные человеческие качества.
Движение — физиологическая потребность растущего организма, и природа проявила великую мудрость, сделав почти всех детей непоседами, стремящимися постоянно бегать, прыгать, лазать. Испокон веков взрослым приходилось в основном ограничивать эту подчас слишком бурную активность детей. В настоящее время все по-другому. Мы охотно пользуемся транспортом, ведем малоподвижный образ жизни. Меньше двигаться стали и наши дети.
Проблема физического развития подрастающего поколения, является одной из важнейших проблем жизни современного общества. Воспитание физически развитых детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, научный и экономический потенциал общества, в том числе и будущее нашего региона.
Важнейшей задачей физического развития как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка.
Современное общество, с его быстрыми темпами развития, с занятостью родителей являются причиной проведения большей части времени детьми у телевизоров и компьютеров. У большинства родителей не хватает времени для активного отдыха с детьми.
Поэтому основной задачей дошкольных учреждений является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребенка.
Формирование интереса к физической культуре и спорту – важная социально-педагогическая задача воспитания подрастающих поколений. Актуальность данной проблемы вполне очевидна. Занятия физкультурой с детьми дошкольного возраста формируют их позитивное отношение к собственному здоровью, помогают приобщать к определенному миропониманию. Кроме того, занятия физической культурой помогают становлению характера, здоровой психике. Сильный и ловкий ребенок, которому легко удается осваивать новые движения, уверен в себе. Он не пасует перед трудностями, всегда готов их преодолеть. А если еще физическое развитие проходит в форме развлечения, что доставляет ребенку массу положительных эмоций. Так возникла идея проекта.
На сегодняшний день основной целью физического развития является формирование физической культуры личности. Начало этого процесса приходится на ранний и дошкольный возраст. Именно в эти годы, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, раскрываются способности ребенка.
Одним из средств, эффективно способствующих формированию здоровья дошкольников и выработке правильных привычек, является специально-организованная досуговая деятельность, которая предполагает объединение взрослых и детей. Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. На досугах дети совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, в интересной и увлекательной форме расширяют кругозор о культуре гигиены и здоровом питании; формируется положительное отношение к здоровому образу жизни. Родители, в процессе совместной деятельности, получают необходимые рекомендации по формированию у детей здорового образа жизни.
Быть здоровым – естественное стремление человека. Но прежде неплохо было бы овладеть элементарными знаниями, которые помогли бы нам выбрать наиболее рациональный путь к здоровью с учётом личных физиологических возможностей, привлечь к решению проблемы всех участников образовательного процесса, особое внимание, уделяя взаимодействию с родителями. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.
В дошкольном возрасте создается фундамент для воспитания физических качеств. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особенный интерес вызывают у них подвижные игры, народные игры, а также физкультурные праздники, досуги, эстафеты.
Игры и упражнения, развлечения и досуги проводятся с детьми в течении всего года, проводятся и на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребёнка.
Поиск эффективных и современных форм, применение нетрадиционных средств физической культуры, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников, приобщает детей к занятиям физкультурой, повышает интерес к спортивным и подвижным играм. Все это укрепляет деятельность основных физиологических систем организма.
Данный проект поможет:
- Повысить интерес к физическому развитию;
- закрепить правила и двигательные умения в подвижных играх и упражнениях;
- сформировать положительный эмоциональный тонус;
- дополнить спортивным инвентарём оборудование физкультурного зала;
- развивать физические качества;
- воспитывать положительное отношение и устойчивый интерес к спортивным играм и упражнениям;
- развивать заинтересованность родителей в совместных мероприятиях.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта:
- Создание положительного эмоционального настроя от участия в совместной деятельности, способствовать сплочению детского коллектива.
Задачи проекта:
- Формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки у детей, в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка;
- Формировать основы здорового образа жизни;
- Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь в совместных мероприятиях.
Длительность проекта: долгосрочный, 8 месяцев.
Тип проекта: физкультурно – развлекательный, оздоровительный.
Вид проекта: практико - ориентированный
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители, музыкальный руководитель.
Для реализации необходимо:
- физкультурный зал, спортивная площадка;
- оснащение спортивного зала необходимым спортивным инвентарём;
- спортивный инвентарь для самостоятельной деятельности детей;
- художественное слово и детская литература по ознакомлению и расширению представлений о спорте;
- видеозаписи с трансляциями подвижных, народных игр;
- мультфильмы спортивного содержания;
- мультимедийные презентации по ознакомлению и расширению представлений о физкультуре;
- атрибуты к подвижным играм, к физкультурным развлечениям, досугам;
- спортивная форма и спортивный инвентарь;
- оформление стенда «Мы со спортом дружим»;
1.2. МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Методы, направленные на реализацию задач проекта:
- Игровой метод является методом комплексного совершенствования физических и психических способностей человека, который обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества, подбирая для этого соответствующие игры.
- Соревновательный метод это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности дошкольников. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность детей к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
- Словесные методы: беседы, рассказ, объяснения, указания, распоряжения и команды, словесные оценки, комментарии.
- Наглядные: показ двигательного действия педагогом или подготовленным ребёнком, просмотр видеофильмов и презентаций, наглядных пособий, рисунков, зрительных и слуховых ориентиров и др. Применение различных форм и средств наглядности способствует формированию точного образа двигательного действия или двигательного задания в целом.
Формы, направленные на реализацию задач проекта:
- занятия по физическому развитию в физкультурном зале и на улице;
- физкультурные упражнения;
- подвижные игры большой и малой подвижности;
- творческие двигательные задачи;
- индивидуальная работа воспитателя;
- анкетирование, беседы;
- досуги и праздники, проведённые совместно с родителями;
- конкурсы;
- оформление стенда;
- цикл консультаций.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемыми результатами по окончании реализации проекта будут являться следующие показатели:
- повышение уровня знаний детей о здоровом образе жизни;
- повышение интереса детей к физкультуре, повышение уровня физической подготовленности;
- расширение познавательного кругозора;
- благотворное влияние на развитие речи детей, расширение нравственных качеств;
- создание картотеки «Народные подвижные игры для детей»;
- осуществление преемственности между ДОУ и родителями в приобщении детей к здоровому образу жизни;
- проведение физкультурного развлечения «Ярмарка движений».
2. ПЛАНИРОВАНИЕ: ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1.Подготовительный этап (сентябрь)
На подготовительном этапе проекта будут проведены следующие мероприятия:
- анкетирование родителей с целью выявления отношения к физическому развитию в семье;
- изготовление и обновление атрибутов и спортинвентаря, необходимых для реализации проекта;
- подобрать цикл мультимедийных презентаций;
- разработать цикл сюжетных мероприятий с использованием подвижных игр;
- тематическое занятие для повышения уровня физической и двигательной подготовленности детей с использованием нетрадиционных средств физической культуры;
- подготовить консультации для родителей.
2. Основной этап (октябрь - март)
На основном этапе проекта будут проведены следующие мероприятия:
- тематически-познавательные занятия с использованием мультимедийных презентаций;
- тематические физкультурные занятия;
- физкультурные досуги и праздники с привлечением родителей и персонала ДОУ;
- разучивание считалок, отгадывание загадок;
- дидактические и настольно – печатные игры;
- выставка детских творческих работ;
- оформление стенда.
3.Заключительный этап (апрель)
- анкетирование родителей по окончании проекта;
- составление детьми творческих рассказов на тему: «Физкультура и Я – неразлучные друзья!»;
- развлечение «Ярмарка движений»;
- фотоальбом «С физкультурой мы дружны!».
- ПЛАН - ГРАФИК МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА
Срок проведения | Мероприятия | Задачи | Участники | Ответственный |
сентябрь | Анкетирование родителей «Физическое воспитание в семье» (приложение № 1) | Выявить отношение родителей к спортивным занятиям в семье | родители | воспитатели |
«Роль физкультуры в развитии ребенка» Консультация для родителей (приложение № 2) | Дать родителям информацию о том, что физическое развитие занимает особое место, и именно в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития | родители | воспитатели медицинский работник | |
«Морское путешествие Физкультурное занятие (приложение № 5) | Формирование двигательных умений и навыков детей, потребности бережного отношения к своему здоровью в разнообразных формах двигательной деятельности. | дети | воспитатели | |
Заучивание считалок (приложение № 4) | Развивать связную речь, память, обогащать словарный запас детей | дети | воспитатели | |
октябрь | Телепередача «Будь здоров» тематическое познавательное занятие Презентация с использованием мультимедийного оборудования | Воспитывать привычку к здоровому образу жизни | дети | воспитатели |
«Лунтик в гостях у детей» Физкультурное занятие | Использование нетрадиционных средств физической культуры для повышения уровня физической и двигательной подготовленности детей. | дети | воспитатели | |
Сказочные физминутки (приложение №4) | Развивать умение согласовывать текст с выполнением движений | дети родители | воспитатели, дети, родители, | |
ноябрь | «Прогулка в осенний лес» Тематическое занятие с использованием ИКТ | Упражнять детей в выполнении физических упражнений, Воспитывать организованность, ловкость, быстроту движения, уверенность, положительные эмоции | дети | воспитатели |
«В гостях у сказки» Физкультурный досуг | Развивать основные физические качества детей (скорость, координацию движений, ловкость, выносливость). Воспитывать целеустремленность, настойчивость, чувство сплоченности. Доставить чувство радости. | дети | воспитатели музыкальный руководитель | |
Повторение считалок | Развивать память, прививать интереса к русскому ритмически организованному слову | дети | воспитатели | |
декабрь | «Дает силу нам всегда витаминная еда» Тематическое занятие с использованием мультимедийного оборудования | Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания, еда должна быть не только вкусной, но и полезной | дети | воспитатели |
«Зимние забавы» Выставка детских работ, совместное творчество с родителями «Путешествие веселого Снеговика» Физкультурный досуг с родителями (приложение № 7) | Развивать детское творчество, Способствовать установлению доверительных отношений между ними, приучать к сотрудничеству. Закрепить двигательные навыки, воспитывать желание заниматься физкультурой совместно с родителями | Дети дети | воспитатели родители дети воспитатели старший воспитатель родители дети | |
январь | Пословицы, поговорки о физкультуре и здоровье, разгадывание загадок (приложение № 4) | Формировать осознанное отношение к пословицам и поговоркам. Развивать логическое мышление, память | дети | воспитатели |
«Народные зимние игры» тематическое познавательное занятие. Презентация, с использованием мультимедийного оборудования | Познакомить с играми, в которые можно играть зимой | дети | воспитатели | |
«Прокачусь я с горки вниз» Веселые старты на участке | Закрепить двигательные навыки, поддерживать положительный эмоциональный | дети | Воспитатели, старший воспитатель, | |
«Мой веселый звонкий мяч» Физкультурное занятие | настрой, воспитывать интерес к играм зимой Формирование здорового образа жизни дошкольника и потребности в самостоятельной двигательной деятельности. | дети | медицинский работник, воспитатели | |
февраль | «Юные защитники Отечества» Физкультурный досуг с родителями | Пропаганда физической культуры и занятий спортом, развивать заинтересованность родителей в совместных мероприятиях | дети родители | воспитатели, старший воспитатель музыкальный руководитель |
Снежные постройки | Развивать двигательную активность детей на прогулке | дети | воспитатели | |
Конкурс плакатов «Папа может» | Развивать совместное творчество ребенка и родителей, пропаганда здорового образа жизни | дети родители | воспитатель | |
«Физкультурные загадки для детей с ответами» | Обогащать словарный запас, память, связную речь | дети | воспитатели | |
март | «Школа здорового образа жизни» Викторина для детей | Закреплять знания детей о том, как сохранить здоровье. Формировать способности к импровизации и творчеству в двигательной деятельности. | дети | воспитатель |
«Путешествие к Гномам за секретами здоровья» Физкультурное занятие (поисковая экспедиция) (приложение № 6) | Создать условия для развития двигательной деятельности детей. | дети | воспитатели старший воспитатель | |
«Не забывайте народные игры» Консультация для родителей (приложение № 3) | Обращение к народным играм обогащает семейный досуг, способствует созданию атмосферы радости, праздника. | родители | воспитатели | |
апрель | Анкетирование родителей «Какое место в вашей семье занимает физкультура?» | Выявить отношение родителей и детей к занятиям физкультурой в семье | родители | воспитатели |
«Ярмарка движений» Физкультурный праздник с использованием народных игр (приложение № 8) | Пропагандировать активные формы спортивного отдыха . Укреплять эмоционально – позитивные отношения между родителями и детьми | дети родители | воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель, родители | |
«Физкультура и Я – неразлучные друзья» Составление творческих рассказов | закрепить знания детей, подведение итогов проекта | Дети родители | воспитатели, старший воспитатель родители, дети | |
«С физкультурой мы дружны!» создание фотоальбома | Расширять возможности совместного взаимодействия детей и родителей | дети родители | Воспитатели, родители, дети |
Физкультурные занятия. Включение физкультурных занятий в проект необходимо потому, что они развивают много положительных качеств у ребенка. Это не только физическое, но и умственное развитие. Основные из них это мышление, восприятие, пространственные и временные представления, внимание и память. Также, он учится работать в коллективе, находить общий язык со сверстниками. Малыш чувствует ответственность при различных групповых соревнованиях, что достаточно важно для его развития. Стоит отметить, что спортивные игры развивают аналитические навыки и умения, улучшают быстроту реакций, ловкость, внимание. Дети получают навыки в поведении с людьми.
Тематические физкультурные занятия позволяют развивать у детей физические качества, формировать интерес к занятиям физического развития, научить основным видам движений в различных видах подвижных игр, прививают любовь и интерес к народным подвижным играм.
Физкультурные развлечения и праздники оказывают положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности, а также повышение роли семьи в решении задач физического развития. Целью таких праздников является активное участие всего детского коллектива группы, посредством чего выявляется двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях.
Физкультурный досуг был включен в проект, так как это одна из форм активного отдыха детей. Он позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности.
В проекте используется большое количество считалок, загадок, так как художественное слово позволит развивать связную речь детей, память, пополнять словарный запас детей.
Анкетирование родителей позволит выявить отношение родителей к занятиям физического развития в семье на начало и на конец проекта.
3. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ОТЧЕТНОСТЬ
Исходя из цели и задач проектной деятельности, предложены следующие критерии оценивания:
- уровень сформированности базы знаний и практических навыков в физических упражнениях, подвижных играх (выявляется в процессе проведения мероприятий на заключительном этапе деятельности);
- самостоятельность и инициативность детей в действиях практического и игрового характера (выявляется в процессе наблюдения в группах);
- информационное обеспечение родителей по проблеме использования упражнений и игр, как средства укрепления организма ребенка (выявляется по результатам входящего и итогового анкетирования);
- систематизация материала в области применения знаний, умений и навыков при организации подвижных и малоподвижных игр и игровых упражнений, физкультурных занятий в группе и во время прогулки (проявляется при организации деятельности на каждом этапе реализации проекта и анкетирования педагогов).
С целью определения результативности и эффективности работы по проекту был осуществлен мониторинг физического развития детей старшего дошкольного возраста. В мониторинге использовался метод наблюдения за детьми, игровые тестовые задания. По результатам мониторинга можно сказать, что дети физически развиты, дети овладели основными движениями, общеразвивающими упражнениями, у них значительно вырос двигательный опыт. На протяжении проекта у детей увеличился интерес к подвижным играм и эстафетам, которые помогают развитию двигательного аппарата, воспитывают волевые черты характера, ценные нравственные качества. Наблюдая за детьми, можно отметить повышение потребности в двигательной активности детей. По результатам бесед с родителями можно сделать вывод: родители стали больше интересоваться проблемами физического развития детей, стали активнее участвовать в совместных мероприятиях.
Ведь совместная работа ДОУ и семьи имеет большое значение – только в такой семье вырастет здоровый, любящий занятия физкультурой ЧЕЛОВЕК!
Список литературы:
1. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. «Общеразвивающие упражнения в детском саду. Книга для воспитателя детского сада» – М.: Просвещение, 1990.
2. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» – М.: ИД Воспитание дошкольника, 2004.
3. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002
4. Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду. Система работы в старшей группе» – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
5. Хухлаева Д.В. «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учебник для учащихся педагогических училищ» - М.: Просвещение, 1984
6. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику: кн. для воспитателей детского сада и родителей - 2-е изд. М.: Просвещение, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Физкультура" по теме "Веселая степ-аэробика"
Конспект для инструкторов по физической культуре, использующих в работе технологию "степ-аэробика"....
Физкультурный досуг "Веселая физкультура"
Задачи:Помощь родителям в установлении эмоционально-тактильного контакта с детьми младшего возраста в процессе совместной двигательной деятельности и осознании полезности "Гимнастики вдвоем". Со...
Советы для родителей "Заниматься физкультурой - это весело!"
Я предлагаю вашему вниманию небольшие , но полезные советы по повышению интереса детей дошкольного возраста к занятиям физкультурой и поддержания здорового образа жизни....
Методическая разработка по физкультуре в подготовительной группе на тему: досуг с родителями "Веселая физкультура!"
Методическая разработка представлена в форме досуга по взаимодействию родителей и детей. В методической разработке рассматриваеся совместная деятельность детей и родителей, как и чем можно разнообрази...
Конспект совместной деятельности детей, родителей, инструктора по физкультуре и воспитателя в кружке «Веселая физкультура» (старшая группа).
Предложенное занятие помогает познакомить родителей с деятельностью детей в ходе кружка. План кружка составлен на основе парциальной программы "Танцы на мячах" Е. Г. Сайкиной и С. В. Кузьмин...
Интегрированное занятие по рисованию и с инструктором по физкультуре «Мой веселый звонкий мяч»
Рисовали с детьми разноцветные мячи, закрепляли у детей знания о круглой и овальной форме. Уточнить у детей знания о правилах безопасности при игре с мячом. Совершенствовали умение рисоват...
Открытое занятие по физкультуре "Вместе весело шагать"
Открытое занятие по физкультуре...