Мастер-класс для воспитателей на тему: «Игры и упражнения с мячом на прогулке в летний период времени»
методическая разработка по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Игры и упражнения с мячом на прогулке летом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_myachom_na_progulke.docx | 33.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ « Детский сад комбинированного вида №16»
Сергиево-Посадский район пос. Реммаш
Мастер-класс для воспитателей на тему:
«Игры и упражнения с мячом на прогулке в летний период времени»
подготовила и провела:
инструктор по физической культуре
Бадаева Л.О.
23 мая 2017 года
Подвижные игры с мячом на улице очень популярны у детей. Помимо того, что они дают ребенку возможность выплеснуть накопившееся напряжение, приносят положительные эмоции, учат взаимодействовать в команде, такие игры способствуют развитию ловкости, силы, внимания и глазомера. Игры с мячом содержат элементы бега, прыжков, приседаний, во время них задействованы и тренируются множество мышц тела, поэтому они полезны для укрепления физического здоровья ребенка. Игры с мячом очень удобны тем, что они не требуют никакого дополнительного снаряжения, кроме самого мяча, и поэтому играть в них можно где угодно – во дворе, на площадке в детском саду, на даче, на лесной поляне, на пляже. Помимо традиционных спортивных игр с мячом: футбол, баскетбол, волейбол – существует много подвижных игр с использованием мяча.
Младшая группа.
Ребенок должен научиться брать, держать и переносить мяч двумя руками и одной рукой, прокатывать и бросать мяч одной и двумя руками. Главное в работе с мячом для малышей – обеспечить возможность произвольно упражняться в действиях с мячами, чтобы у них появилась непринужденность в движениях (держать мяч, брать, класть, переносить).
«Догони мяч». Воспитатель катит или бросает мяч в прямом направлении и предлагает детям побежать и принести их. Количество мячей должно соответствовать числу играющих. Начинать с небольшого расстояния (3-4м) и постепенно его увеличивать до 6-7м.
«Мяч с горки». Дети скатывают мяч с небольшой горки или ската (наклонно положенной широкой доски) и бегут следом, догоняя мяч.
«Толкни и догони». Дети стоят на одной стороне площадки, на полу перед каждым мяч. Присев или наклонившись, толкают мяч и бегут за ним, догоняют и поднимают мяч.
«Прокати мяч». Дети, сидя на полу или стоя парами (расстояние 1,5 – 2м), отталкивают мяч быстрым энергичным движением кисти. Расстояние постепенно увеличивают до 3-4м. В пары стараться подбирать детей, из которых один лучше владеет движением. С ребенком, не умеющим катать мяч, играет воспитатель.
«Солнышко, дождик и ветер». Дети бегут по кругу, в руках держат средний мяч. По сигналу «Солнышко!», дети останавливаются и поднимают мяч вверх над головой двумя руками, затем продолжают движение. По сигналу «Ветер!», дети останавливаются, выносят мяч вперед и кружатся 1 раз, по сигналу «Дождик!», дети останавливаются, приседают и прячут мяч на коленках. Сигналы можно давать вразнобой. Повторить 2-3 раза.
«Салют». Дети берут мячи разных цветов и свободно располагаются по залу. Взрослый вместе с детьми произносит:
Это не хлопушки:
Выстрелили пушки.
Люди пляшут и поют.
В небе — праздничный салют! (дети подбрасывают мячи и ловят их).
По сигналу взрослого: «Закончился салют!» дети перестают бросать мячи вверх.
« Мяч в кругу». Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Педагог (взрослый) дает одному из участников игры мяч-Колобок и читает стихотворение.
Колобок, Колобок,
У тебя румяный бок.
Ты по полу покатись
И Катюше (ребятам) улыбнись!
По просьбе педагога (взрослого) («Катенька, покати мячик Диме») девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени, и т.д.
Правила: мяч нужно отталкивать посильнее, чтобы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.
Игровые упражнения с мячом.
1. Катание мячей друг другу с расстояния 1,5-2м в положении сидя на корточках или стоя.
2. Катание мячей через ворота (ширина 50-60см) с расстояния 1-1,5м.
3. Бросание мяча двумя руками от груди.
4. Бросание мяча двумя руками из-за головы.
5. Бросание и ловля мяча от воспитателя с расстояния 1-1,5м.
6. Бросание мяча вверх и попытки ловить.
7. Бросание большого мяча двумя руками через веревку, сетку.
Средняя группа.
На пятом году жизни возможности ребенка в бросании и ловле предметов повышаются в связи с увеличением физической силы, развитием координации движений и глазомера. Научите детей отталкивать мяч симметрично обеими руками, придавая ему нужное направление движения. Важно научить ребенка регулировать силу отталкивания. Обучите детей правильно ловить мяч: встречать мяч руками, образовывая из пальцев как бы половину полого шара, в который должен поместиться мяч, при этом желательно использовать мячи разных размеров. Обучите бросать мяч из-за головы двумя руками; прокатывать мяч одной рукой (левой, правой); отбивать мяч об землю двумя руками. Также научите ребенка пинать мяч поочередно, то левой, то правой ногой.
«Кто дальше?» Игра развивает моторику рук, мышцы плеч и предплечий. Раздайте детям малые резиновые мячи. По команде воспитателя, дети делают замах рукой с мячом и по очереди бросают его вперед. Отмечается самый дальний бросок ярким знаком. Малыши, пытаясь бросить мяч дальше всех, хорошо развивают мышцы плечевого пояса и координацию.
«Перекати поле». Катание мяча друг другу из различных исходных положений с расстояния 1-1,5м.
«Мяч в ворота». Катание мяча в ворота с расстояния 1-1,5м (ширина 40-50см).
«Боулинг». Катание мяча с попаданием в предметы (расстояние 1-1,5м).
«Забрось-ка!» Бросание мяча двумя руками из-за головы или от груди через сетку (веревку, натянутую на высоте поднятой руки ребенка (стоя на расстоянии 2м).
«Кто первый принесет мяч?» Дети стоят на одной стороне площадки, на полу перед каждым мяч. По команде воспитателя: «Раз, два, три-бросай!», - бросают мяч вперед и ожидают следующую команду: «Раз, два, три - принеси!» Дети бегут к своему мячу, поднимают его и возвращаются обратно. Воспитатель похвалой отмечает того, кто первым прибежит с мячом.
« Кто быстрее возьмет мяч?» Мячи лежат в обруче в середине круга ( на 2-3 мяча меньше, чем количество детей). Дети двигаются по кругу любым способом (бег, прыжки, поскоки) под музыку (бубен). После сигнала «Возьми мяч!», дети бегут к обручу и берут мячи. Те дети, кому мячей не хватило, становятся в центр круга и им говорят слова : «Ваня, Петя ( другое имя) не зевай, быстро мячик забирай!» Игра повторяется 3-4 раза.
«Лови, бросай, упасть нe давай!».Дети стоят в кругу, взрослый — в центре. Он перебрасывает мяч и ловит обратно, говоря: «Лови, бросай, упасть нe давай!».Текст произносить не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч. Расстояние постепенно увеличивается: от 1 до 2 м и более. Ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно взрослому двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.
«Игра в мяч». Взрослый произносит слова:
Кач, кач, кач. Дети берут мячи и встают в круг.
Поиграть хотим мы в мяч
Из корзины, где игрушки,
Поскорей его достань
И играть со всеми встань
Кач, кач, кач. Дети бросают мяч двумя руками
Высоко подбросим мяч! вверх и ловят его.
А потом его поймаем
И подбросим снова ввысь.
Только мячик наш держись.
Кач, кач, кач. Бросают мяч двумя руками о пол
Мы о пол ударим мяч! и ловят его.
А потом его поймаем
И ударим снова в низ.
Только мячик наш держись.
Кач, кач, кач.
Утомился бедный мяч. Дети кладут мячи в корзину.
Закатился в уголок.
И тихонечко умолк.
Правила: выполнять движения согласно тексту.
«Брось за флажок» (за веревку). Дети стоят в 2 шеренги друг за другом, в руках у первой шеренги мячи. Спереди на расстоянии 4-5 м стоят на одном уровне несколько флажков. Дети одновременно бросают мячики из-за головы одной рукой, стараясь забросить их за линию флажков. Воспитатель подсчитывает сколько игроков забросили мячи за флажки. Затем поднимают мячи, предают их своей паре. Бросает следующая шеренга, затем сравнивают результаты.
«Я вдоль обручей иду». Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из 4-5 обручей. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч:
Я вдоль обручей иду,
В каждый обруч попаду.
Игровые упражнения с мячом.
1. Бросание мяча вверх и ловля (не менее 3-4раз подряд).
2. Бросание мяча об землю и ловля.
3. Бросание мяча друг другу и ловля его с расстояния 1-1,5м.
4. Отбивание мяча об землю двумя руками, стоя на месте.
5. Бросание мяча об стену и ловля его.
6. Прокатывание мяча между шнурами (длина дорожки 2-3м).
7.Ударить мяч о землю, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.
Старшая и подготовительная к школе группа.
Детям старшего дошкольного возраста надо рассказать, какие мячи есть в современном мире спорта, как называются спортивные игры с этими мячами , назвать спортсменов, которые играют в спортивные игры (баскетбол, баскетболист, баскетбольный мяч, футбол, футболист, футбольный мяч, теннис, теннисист, теннисный мяч) и т. д.
С детьми также начинают разучивать элементы спортивных игр с мячом: футбол, баскетбол, волейбол. Спортивные игры и в частности игры с мячом развивают товарищеские взаимоотношения. Они требуют выдержки, решительности, смелости, учат детей согласовывать действия и движения друг с другом.
Надо обучать детей метанию малых мячей в цель и на дальность. При этом необходимо научить правильной постановке ног во время метания мяча; выполнять хороший замах, энергичный бросок.
«Зевака». Дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга. У одного из играющих в руках мяч. По команде педагога ребенок начинает перебрасывать мяч через центр круга, называя по имени того, кому бросает мяч. Мяч необходимо поймать. Кто уронил мяч встает в центр круга и выполняет любое упражнение с мячом.
«Вышибалы». Выбирают двух водящих. Они становятся по краям площадки и бросают мяч друг другу, стараясь попасть в остальных игроков в центре площадки. Игроки, которых выбивают, бегают по площадке, не пересекая ее границ. Если ребенка выбили, он либо выполняет задание (например, прыгает 3раза на одной ноге) и возвращается в игру, либо меняется местами, с тем, кто его выбил.
«Горячая картошка». Дети располагаются по кругу. Мяч быстро передается друг другу. Долго удерживать мяч в руках нельзя, потому что он – горячая картошка.
«Боулинг». Прокатывание мяча с попаданием в кегли (расстояние 4-5м).
«Охотники и зайцы». На одной стороне площадки очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначают домики для зайцев. Охотники обходят площадку, делая вид, что они разыскивает следы зайцев, а затем возвращается к себе. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков на полянку и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову воспитателя «Охотники!» зайцы бегут в домики, а дети, изображающие охотников, бросают в них мячи. Заяц, в которого попали мячом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе. Игра повторяется 2-3раза, после чего выбирают других охотников.
«Не давай мяч водящему» или «Собачка». В центре круга находятся 1-2 водящих. Стоящие вне круга перебрасывают мяч друг другу во всех направлениях, а водящие стараются до него дотронуться. Если кому- либо это удается, то он выходит из круга, а водящим становится тот, при броске которого был осален мяч.
«Поймай мяч». Дети распределяются по трое. Двое из них становятся на расстоянии 3 м и перебрасывают мяч друг к другу. Третий встаёт между ними и старается поймать мяч или коснуться его рукой. Правила игры: водящий, коснувшийся мяча, меняется местом с тем, кто бросил мяч; водящий может догнать укатившийся после неудачного броска мяч.
«Мяч среднему». Дети, разделившись на равные по числу игроков группы, образуют 3-4 круга. Внутри круга стоит водящий. Он по очереди бросает мяч каждому игроку и ловит летящий от него. Когда мяч вернётся к водящему от последнего игрока, он поднимает его вверх. Выигрывает команда, раньше закончившая переброску мяча. Правила игры: бросать мяч всем игрокам по очереди не сходя с места; если мяч упал, его надо поднять, встать в круг и повторить бросок.
«Мяч водящему». На земле проводятся две линии на расстоянии 1,5 м одна от другой. За одну из них в колонну по одному становятся играющие (5 – 6 человек). За другую линию, напротив них, становится водящий. Он бросает мяч ребенку, стоящему в колонне первым; тот, поймав мяч, возвращает его водящему и перебегает в конец колонны. В это время второй ребенок продвигается к линии и повторяет те же движения. Если ребенок, стоящий в колонне, не поймал мяч, водящий бросает ему мяч еще раз, пока он не поймает его. Когда все дети бросят мяч, выбирается новый водящий.
Игру можно провести с элементом соревнования. В этом случае дети становятся в две колонны и выбирают двух водящих.
«Передал-садись». Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает капитана. Команды становятся в колонны за линией старта. Капитан каждой команды с мячом в руках становится напротив своей команды на расстоянии 1,5 — 2м от нее. По сигналу педагога капитан передает мяч первому игроку колонны, который ловит его, передает обратно капитану и приседает. Капитан таким же образом передает мяч второму, затем— третьему и всем остальным игрокам. Каждый игрок после передачи мяча капитану приседает. Когда мяч передан капитану последним игроком, капитан поднимает мяч вверх над головой и вся команда быстро встает. Выигрывает та команда, которая раньше выполнила задание. Если игрок не поймал мяч, то он обязан за ним сбегать, вернуться на свое место и передать мяч капитану.
«Имена». Выбираем ведущего. Игроки стают в ряд, спиной к нему. Ведущий подбрасывает вверх мяч, называя имя любого участника игры, а он должен развернуться и поймать. Если не поймал - выбывает из игры.
«Стой!» Играющие становятся в круг. Водящий выходит в середину круга с малым мячом. Он подбрасывает мяч вверх (или ударяет им сильно о землю) и называет чье-либо имя. Ребенок, которого назвали, бежит за мячом, остальные разбегаются в разные стороны. Как только названный ребенок возьмет в руки мяч, он кричит: «Стой!». Все играющие должны остановиться и стоять неподвижно там, где их застала команда. Водящий старается попасть мячом в кого-нибудь. Тот, в кого бросают мяч, может увертываться, приседать, подпрыгивать, не сходя с места. Если водящий промахнется, то бежит за мячом опять, а все разбегаются. Взяв мяч, водящий снова кричит: «Стой!» — и старается осалить кого-либо из играющих. Осаленный становится новым водящим, игра продолжается. Тот, в кого бросают мяч, должен увертываться, приседать, подпрыгивать, не сходя с места.
«День-ночь с мячом». Дети располагаются на площадке. Каждый играет с мячом, выполняя действия по своему выбору: бросает вверх и о землю, отбивает мяч на месте и в движении; бросает мяч в стену. После сигнала педагога все должны быстро поднять мяч вверх. Кто не успел или потерял мяч, пропускает 1 игру. Играть с мячом, не мешая товарищам, находить свободное место на площадке.
«Ловишка с мячом». Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, произнося:
Раз, два, три — мяч скорей бери!
Четыре, пять, шесть — вот он, вот он здесь!
Семь, восемь, девять — бросай, кто умеет.
Последний, к кому попал мяч, говорит: «Я!», выходит в середину и бросает мяч, стараясь осалить разбегающихся в стороны детей.
Передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов; тот, кого запятнает мяч, пропускает один кон игры; мяч бросать, целясь в ноги.
«Быстрый мячик». Играющие стоят по кругу, бросают, ловят и отбивают мячи, читая стихи:
Разноцветный быстрый мячик Дети бросают мяч вверх и ловят.
Без запинки скачет, скачет.
Часто, часто, низко, низко. Отбивают о землю.
От земли к руке так близко.
Скок и скок, скок и скок, Бросают вверх и ловят.
Не достанешь потолок.
Скок и скок, стук и стук, Отбивают о землю.
Не уйдешь от наших рук.
Правила: бросать, отбивать и ловить мяч ритмично, в соответствии с текстом стиха.
Игровые упражнения с мячом (элементы футбола)
«Ловкие ребята». Играющие делятся на пары, свободно располагаясь по всей площадке, не мешая друг другу. У каждой пары один мяч. Дается задание – отбивать мяч правой и левой ногой друг другу с расстояния 3м.
«Проведи мяч». У каждого игрока свой мяч. По сигналу воспитателя дети (шеренгами) передвигаются с одной стороны площадки на другую, отбивая мяч то правой, то левой ногой, не отпуская его далеко от себя. Отмечается игрок, первым достигший финишной черты. Вариант -2: вести мяч, обводя предметы на площадке.
«Мяч в стенку». Играющие располагаются перед стенкой на расстоянии 3-4м в произвольном темпе отбивает мяч о стенку попеременно левой и правой ногой.
«Гол в ворота». Предметами обозначаются ворота. От линии на расстоянии 4-5 м от ворот игроки-нападающие стараются точным движением забить мяч в ворота.
«Сбей предмет». От исходной черты на расстоянии 4м на одной линии стоят кегли. Дается задание после небольшого разбега ударить мячом и сбить предмет.
Игровые упражнения с мячом (элементы баскетбола)
«Мяч через сетку». Играющие располагаются по обе стороны от натянутой сетки или какого-либо ограничения на расстоянии 2-2,5м и перебрасывают мяч различными способами (снизу, из-за головы, от груди).
«Играй, играй, мяч не теряй». Дети свободно располагаются по площадке и выполняют бросание мяча вверх с последующим хлопком в ладоши. Бросать мяч надо на такую высоту, чтобы успеть хлопнуть.
«Мяч в корзину». Играющие располагаются полукругом (или колонной по одному) перед баскетбольной корзиной и бросают мяч разными способами (двумя руками от груди, из-за головы, снизу).
«Низко – высоко». Ведение (отбивание) мяча на месте правой и левой рукой, меняя высоту отскока мяча.
«Мяч по кругу». Дети свободно располагаются по площадке, ведут мяч на месте, затем вокруг себя, попеременно правой и левой рукой.
Игры малой подвижности с мячом на речевое развитие.
«У кого мяч». Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центр круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной. Взрослый дает кому-либо мяч (диаметр 6—8 см), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки!»— и тот, к кому обращаются, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить.
«Съедобное – несъедобное». Эту игру можно играть как вдвоем, так и с большим количеством игроков. Выбираем ведущего. Все игроки становятся в ряд, а ведущий - перед ними, на расстоянии 2,5-3 метров.
Правила игры: ведущий бросает каждому игроку мяч (его можно бросать как по очереди, так и хаотично), при этом называя что-то из еды либо любой предмет. Если ведущий называет съедобное – игрок должен поймать мяч, если несъедобное – отбить. При каждом правильном броске игрок делает шаг вперед, а неправильном – шаг назад. Выигрывает тот, кто первым дошел к ведущему.
«Земля, вода, воздух, огонь». Дети встают в круг, в центре с мячом стоит водящий. Он кидает мяч одному из игроков, произнося слово «земля», «вода», «воздух» или «огонь. На слово «земля» игрок, которому был брошен мяч, называет домашнее животное. На слово «вода» — рыбу. На слово «воздух» — птицу. На размышления даётся столько времени, сколько водящему потребуется, чтобы сосчитать до пяти. А если игрок слышит «огонь», то не должен ловить мяч. Если игрок ошибается или слишком долго думает, он платит «фант» или становится водящим. По предварительной договорённости.
«Я знаю пять…»Правила игры: игроки по очереди бьют о землю мяч, на каждом ударе, приговаривая: «Я знаю пять имен мальчиков: Денис - раз, Руслан – два, Артем – три, Максим – четыре, Олег – пять». Тематика может быть разной: имена девочек, цвета, названия городов, стран, клички либо породы собак и др. Побеждает тот игрок, который ни разу не сбился.
«Скажи наоборот»
Цель игры: расширять словарь антонимов.
Ход игры: Для этой игры нам понадобится мяч. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Инструкция логопеда: Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло и т.д.
«Лови, бросай, дни недели называй!»
Цель игры: закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.
Ход игры: Дети становятся в круг. Логопед, бросая мяч кому-либо из детей, может начинать с любого дня недели. Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Игру можно повторить несколько раз, каждый раз начиная с нового дня. Усложнить можно задание называния дней недели в обратном порядке.
«Животные и их детеныши»
Цель игры: закреплять в речи детей названия детенышей животных, закреплять навыки словообразования, развивать ловкость, память, внимание.
Ход игры: бросая мяч ребенку, логопед называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного (возможно дополнительное усложнение задания при особом кидании мяча: с ударом об пол, из-за головы и т.д.). До начала игры логопед вместе с детьми вместе говорят:
Человеческие дети
Знают всех зверей на свете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей по теме: «Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича дома»
Народная мудрость гласит: «Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать». А что лучше подготовит ребенка-дошкольника к будущей жизни? Безусловно – это игра.Как учитель-логопед, я...
Мастер-класс для родителей на тему: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
Значение развития мелкой моторики в дошкольном возрасте. Как научить ребенка правильно держать ручку. Практические упражнения и игры для развития мелкой моторики (информация для родителей)...
Мастер класс с педагогами «Значение игр и игр-упражнений с мячом во всестороннем развитии ребенка».
Мастер класс с педагогами«Значение игр и игр-упражнений с мячом во всестороннем развитии ребенка».Мяч – это рука ребёнка, развитие её напрямую связано с развитием интеллекта....
Мастер-класс для родителей по теме: «Игра – семейные традиции общения детей и взрослых. Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича дома»
Цель: повысить уровень творческого потенциала родителей, их компетентности в сфере организации развития интеллектуальных способностей своих детейЗадачи:показать участникам мастер-класса разл...
Мастер-класс для родителей по теме: «Игра – семейные традиции общения детей и взрослых. Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича дома»
Цель: повысить уровень творческого потенциала родителей, их компетентности в сфере организации развития интеллектуальных способностей своих детейЗадачи:·...
Мастер-класс для педагогов на тему: "Игры с мячом в разных образовательных областях"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский садобщеразвивающего вида № 104 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Адмиралтейского ра...
Мастер-класс для родителей на тему: "Игры и упражнения направленные на развитие речевого дыхания"
Познакомить родителей с понятием "речевое дыхание". Ознакомится с играми - упражнениями на речевое дыхание, развивать умение применять и использовать их в дальнейшей работе. Узнать, ка...