Игровой стретчинг
рабочая программа по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
Рабочая программа по работе кружка "Игровой стретчинг"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_igrovoy_stretching.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание.
- Пояснительная записка
- Особенности старшего дошкольного возраста
- Цели и задачи рабочей программы
- Нормативно – правовая база
- Принципы проведения непосредственно организованной деятельности
- Методика игрового стретчинга
- Формы и методы проведения непосредственно организованной деятельности
- Структура организации двигательной деятельности с элементами игрового стретчинга
- Ожидаемые результаты по реализации рабочей программы
- Перспективно-календарный план работы
Список литературы
- Пояснительная записка
«Растяжки сопутствуют нам всю жизнь. Рождение –
это растяжка. Глубокий вдох, улыбка, любое движение -
тела – растяжка. Растяжки – это гибкость, гиб-
кость – это молодость, молодость – это здоровье,
активность, хорошее настроение, раскрепощѐнность,
уверенность в себе.»
Е.И. Зуев «Волшебная сила растяжки»
Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.
Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.
Целью физического воспитания дошкольников является воспитание здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка. Достижению высокой устойчивости организма к социально – экологическим условиям современного мира, повышению его адаптивных свойств, что требует физических, энергетических и эмоциональных затрат.
П.Ф. Лесгафт выявил решающее значение мышц в формировании суставных поверхностей, разрабатывая закономерности анатомического строения мышц, костей и суставов и их функциональных особенностей. В старшем дошкольном возрасте дети достаточно хорошо переносят статичные нагрузки, сформированы умения самостоятельно и творчески использовать двигательные средства.
Изучение педагогической и психологической литературы позволило прийти к выводу, что игровой стретчинг способствует развитию физических качеств: гибкость, равновесие, выносливость, гармонизация эмоционально – волевой сферы ребенка и является благотворной двигательной активностью, направленной на работу мышц, улучшение их гибкости, что обеспечивает подвижность суставов для правильного роста и развития костей.
Так же игровой стретчинг – это творческая деятельность. При которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей – суть стретчинга.
2. Особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст относится к психомоторному (сенсорному) этапу формирования психики у ребенка. Для него характерно выдвижение на первый план двигательной активности самого малыша. Потребность двигательной активности детей 5 -6 лет настолько велика, что врачи-педиатры называют старший дошкольный возраст – «возрастом двигательной расточительности».
Природа дала детям врождённое стремление к движению, снабдив очень ценным чувством – чувством «мышечной радости», которое они испытывают двигаясь.
В это время формируется мимическая выразительность ребёнка, склонность к подражанию действиям окружающих, пластичность и автоматизм в движениях.
К шести годам в общей конфигурации тела детей становятся более заметны половые отличия, обусловленные особенностями распределения подкожной жировой клетчатки и строением скелета. Движения девочек становятся плавными и лёгкими в отличие от порывистых и резких жестов мальчиков. За счёт ускоренного роста конечностей изменяются пропорции тела ребёнка. Дети становятся стройнее. В результате интенсивного развития мелких мышц кисти и пальцев происходит развитие отточенности и чёткости движений.
Для старших дошкольников характерно преобладание показателей, характеризующих быстроту движений и их амплитуду (скорость и гибкость). В связи с тем что, их организм несколько хуже приспособлен к выполнению движений, обеспечивающих длительных повторяющихся действий, обеспечивающих выносливостью и силой мышц тела.
Для детей шестого года жизни характерно интенсивное изменение пропорций тела, увеличение силы мышц; формирование устойчивой позы; совершенствование чувства равновесия; появление и развитие координации движений верхних и нижних конечностей при ходьбе, беге; значительная подвижность позвоночника; слабость мышечного аппарата.
Для детей характерно осознанное понимание учебной задачи, интерес к результату, выигрышу, удовлетворение от достигнутого. Преобладает эмоциональная окраска деятельности. Типичен отказ от выполнения неинтересных действий, если они не вовлечены в игровую форму.
3. Цели и задачи рабочей программы
Цель: Развитие физических, коммуникативных качеств, укрепления здоровья детей, приобщению их к здоровому образу жизни посредствам игрового стретчинга.
Задачи:
Оздоровительные задачи:
- Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- Совершенствовать функции организма, повышать его защитные свойства и устойчивость к заболеваниям средствами движения, дыхательных упражнений, самомассажа;
- Формировать правильную осанку, укреплять свод стопы, прививать гигиенические навыки.
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с терминами: физические качества, выносливость, равновесие, гибкость, сила;
- Формировать физические двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- Расширять кругозор, уточнять представления о своём теле, уважительно относиться к физической культуре, создавать положительную основу для формирования привычки к здоровому образу жизни.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни; выработать привычки к соблюдению режима и потребность в физических упражнениях и играх.
4. Нормативно – правовая база:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012;
2. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017г.г.;
3. ФГОС ДО;
4. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.
5. Основная примерная образовательная программа дошкольного образования.
5. Принципы проведения непосредственно организованной деятельности
Оздоровительная гимнастика разработана согласно основным педагогическим принципам:
- Принцип систематичности: заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления в течение всего курса занятий.
- Принцип постепенности: предполагает постепенное повышение требований, предъявляемых организму в процессе тренировок.
- Принцип доступность: упражнения разучиваются от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка.
- Принцип чередования нагрузки: сочетание адекватной нагрузки и полноценного восстановления.
- Принцип наглядности: предполагает построения занятий с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной.
- Принцип сознательности и активности: предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.
6. Методика игрового стретчинга
Реализация программы осуществляется в процессе дополнительной образовательной деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной; в самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьёй по реализации рабочей программы по средствам домашнего задания: группового и индивидуального.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей; самостоятельной деятельности детей в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Для детей старшего дошкольного возраста методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела, суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника. Непосредственно организованная образовательная деятельность по игровому стретчингу включает в себя игровые ситуации, обеспечивающие связь с региональным компонентом ознакомление с флорой и фауной по средствам сказок и игровых ситуаций.
Доступность двигательной деятельности с элементами игрового стретчинга детям с ослабленным здоровьем, низким уровнем развития физических качеств, проблемами в эмоционально – волевой сфере и низкими адаптивными возможностями обеспечивается умеренной физической нагрузке.
Занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений. В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в игровом стретчинге основное внимание уделяется статичному поддержанию поз. Вследствие чего, снижается мышечное напряжение, улучшается настроение, поднимается самооценка, создается ощущение комфорта и спокойствия. Учитывая особенности физиологического развития детей старшего дошкольного возраста, время статики уменьшается и в начале обучения может быть кратковременным (5 секунд). Но соблюдается плавность выполнения поз, что заставляет детей действовать осмысленно, в спокойном ритме для умеренной нагрузки на организм. Особенность игрового стретчинга – сочетание физических упражнений с расслаблением, дыхательной гимнастикой, сказочным сюжетом, где дети показывают свою историю с помощью своего тела, заставляет детей чувствовать настроение музыкального произведения. Что крайне актуально в дошкольном возрасте.
7. Формы и методы проведения непосредственно организованной деятельности
Формы организации двигательной деятельности, используемые в образовательном процессе: подгрупповые по 10 человек, индивидуальные. Малочисленность подгруппы максимально обеспечивает эффективность образовательного процесса и индивидуальный подход к каждому ребенку.
Формы и методы организации непосредственно образовательной деятельности:
Непосредственно образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Комплексы игрового стретчинга, согласно календарно тематическому плану (подгрупповые, индивидуальные) | Создание условий для самостоятельной игровой деятельности, выбор музыкальных композиций. (подгрупповые, индивидуальные ) | Консультации для родителей; Родительские встречи; Индивидуальные беседы; Совместное проведение комплексов родителей с детьми; Открытые просмотры; Создание презентации по игровому стретчингу. |
8. Структура двигательной деятельности с элементами игрового стретчинга
Оздоровительная гимнастика состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной.
I. Вводная часть (5-7 минут).
Осуществляется начальная организация занимающихся,сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Подготовка организма ребёнка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей (основной) части занятия.
В содержание вводной части входят: подвижные коммуникативные игры, специальные упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.
II. Основная часть (15-20 минут).
В этой части используются упражнения суставной гимнастики, стретчинга, оказывающие физиологическое воздействие на организм ребёнка, воспитываются физические качества детей.
Подвижная игра – также составляющая основной части занятия. Подбор их осуществляется в зависимости от сложности предыдущих действий.
Заканчивается основная часть серией дыхательных упражнений способствующих более быстрому восстановлению организма и несущих оздоровительный характер.
III. Заключительная часть (3-5 минут).
В заключительной части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и перехода к другим видам деятельности. Выполняются упражнения на релаксацию в игровой форме, проводится самомассаж, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, беседы о здоровье.
Дидактический материал
✔ Спец. литература.
✔ Компакт – диски с музыкальными произведениями к сказкам.
✔ Компакт – диски современных композиторов, эстрадные мелодии, классические произведения.
Техническое оснащение занятий
- Музыкальный центр.
- Коврики.
- Фитболы
- Гимнастические палки
9. Ожидаемые результаты по реализации рабочей программы:
- повысить уровень физической подготовленности детей;
- развить физические и коммуникативные качества у детей имевших низкий уровень развития;
- стабилизировать эмоциональный фон у детей;
- снизить заболеваемость;
- сформировать правильную осанку, обеспечить профилактику плоскостопия;
- развить психические качества, такие как: внимание, память, воображение;
- развить и функционально усовершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма детей;
- обогатить двигательный опыт детей для развития мышечной силы, гибкости, выносливости; скоростных, силовых и координационных способностей по средствам игрового стретчига;
- путем поддерживания инициативы детей в двигательной деятельности, добиться эмоционального самовыражения, и творчества в движениях;
- приобщить детей старшего дошкольного возраста и их родителей к здоровому образу жизни через воспитание потребности в двигательной активности.
Работа по игровому стретчингу ведется обучающими комплексами, которые состоят из упражнений на растяжку всех групп мышц, и практикуются в течение одного месяца.
Оздоровительная гимнастика проводится групповым способом, 2 раза в неделю. Продолжительность – 25 – 30 мин.
- Перспективно-календарный план работы.
Месяц | Тема | Задачи | Кол-во часов |
Октябрь | Знакомство с понятием «игровой стретчинг», диагностика детей. «Бывший друг» | Познакомить детей с понятием «Игровой стретчинг»; разучить основные стретчинговые упражнения Формировать умения и навыки правильного выполнения движений; способствовать укреплению мышечного тонуса; способствовать психоэмоциональной регуляции организма; оказывать благоприятное воздействие на состояние всего организма. | 2 ч 2 ч |
Ноябрь | «Оранжевая страна» «Сказка о Жадном Императоре» | Формировать умения и навыки правильного выполнения движений; способствовать укреплению мышечного тонуса; способствовать психоэмоциональной регуляции организма; оказывать благоприятное воздействие на состояние всего организма. Развивать мышечную силу, способствовать выравниванию осанки, развивать чувство ритма, снять закомплексованность. | 2 ч 2 ч |
Декабрь | «Просто так» «Новый домик» | Развивать мышечную силу, способствовать выравниванию осанки, развивать чувство ритма, снять закомплексованность. Способствовать тренировке и развитию эластичности основных групп мышц, развивать подвижность суставов и связок, учить детей овладевать нетрадиционными способами оздоровления, воспитывать желание проявлять терпение во время выполнения упражнений. | 2 ч 2 ч |
Январь | «Веселый зоопарк» «Веселый зоопарк» - продолжение | Стимулировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата, совершенствовать двигательные способности, создавать условия для положительного психоэмоционального развития детей. | 4 ч |
Февраль | «Ленивая девочка» «Мы за солнышком идем» | Развивать силу основных групп мышц, способствовать растяжению и укреплению мышц и связок, воспитывать осознанное отношение к правилам при выполнении упражнений. Оказывать положительное влияние на общий тонус,настроение детей;способствовать тренировке и эластичности основных групп мышц,развивать подвижность суставов и связок | 2 ч 2 ч |
Март | «Утенок Кряк» «Веселые рыбки в пруду» | Развивать и функционально совершенствовать работу органов дыхания, кровообращения, нервной системы организма, воспитывать умение эмоционального выражения, и творчества в движениях. Учить сохранять правильную осанку при выполнении упражнений в равновесии;обеспечить высокую двигательную активность,способствующую тренировке всех функций организма. | 2 ч 2 ч |
Апрель | «Игры которые лечат» «Чему мы научились?» | Создать условия для обеспечения эмоционального благополучия детей на занятиях;закреплять умение правильно и энергично отталкиваться и преземляться в прыжках на двух ногах. Закреплять умения выполнять стретчинговые упражнения, которые использовались в течение года, активизировать двигательную память. | 2 ч 2 ч |
Май | «Фантазия» Открытое занятие совместно с родителями. | Развивать фантазию, творчество детей, образное мышление. Приобщать родителей к оздоровительной деятельности средствами игрового стретчинга | 3,5 ч 0,5 ч |
Список литературы:
- А.И. Буренина «Ритмическая мозаика»;
- Интернет-ресурсы.
- А.Г.Назарова «Игровой стретчинг»
- Е.В. Сулим «Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинг для дошкольников» - 3-е изд., дополн. и испр. – М.:ТЦ «Сфера»,2016.- 112 с.
- Ж.Е. Фирилѐва, Е.Г. Сайкина «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей – С-Пб. «Детство-пресс». 2000 год;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ И ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Обшие принципы развития гибкости, применение игрового стретчинга на занятиях...
"Игровой стретчинг - как способ повышения интереса к физкультурным занятиям"
Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемым в ДОУ, нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, использо...
Учебно методическое пособие по ознакомлению с упражнениями игрового стретчинга
Учебно методическое пособие по ознакомлению с упражнениями игрового стретчинга. Цель:-Осуществлять физическое развитие детей, через методику игрового стретчинга.Задачи:-способствовать формировани...
Игровой стретчинг с дошкольниками
В этой статье написанно о необходимости применения игрового стретчинга в дошкольных учереждениях....
Конспект сюжетно-игрового занятия с использованием игрового стретчинга
Цель: создание условий для комплексного оздоровления детей.Задачи:Образовательные:Обучение детей культуре движений, раскованному владению своим телом.Формировать правильную осанку и свод стопы.Развива...
Картотека упражнений игрового стретчинга для составления "Стретчинг-сказок"
Упражнения носят имитационный характер и выполняются в ходе физкультурного занятия, индивидуальной работы с детьми, режимных моментов, физминуток и динамических пауз. Упражнения выполняются ...