Скалодром в детском саду
методическая разработка по физкультуре

 Скарга Елена Александровна

Рекомендации по использованию скалодрома в дошкольном учреждении.Сборник игр на скалодроме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skalodrom_instruktsiya.docx34.14 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городской округ «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65 «Бусинка» г. Воркуты

 

«Челядьöс 65 №-а видзанiни «Бусинка» школаöдз велöдан

  муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к.

 «Скалодром своими руками».

2016 г

Детский скалодром своими руками в детском саду и дома.

Детский скалодром- невысокая скалоимитация с детскими зацепами

высота от 1,2 до 3 м., тренажёр предназначен и рассчитан для детей от 3 до 7 лет.

Скалодром является имитацией скальной поверхности и развлекательно-развивающим тренажером.

Лазать настолько естественно для любого ребёнка так же, как и бегать, прыгать, плавать. Для него это естественные движения, его среда. И скалолазание в этом плане очень гармоничный вид спорта: он развивает все группы мышц, мышление – абстрактное, тактическое. делаем упор на то, чтобы у ребёнка окрепли все связки, мышцы и появилось какое-то понимание движения по стене

Это увлекательный спортивный снаряд. Одно из лучших решений по развитию силы рук, плечевого пояса, гибкости, координации ребенка.

Благодаря форме зацепа, пальцы ребенка полностью обхватывают крепление, что создает массажный эффект, развивает силу пальцев и сухожилий, идет непосредственное воздействие на кончики пальцев. Этот снаряд способствует тому, что маленькие непоседы учатся контролировать свое тело.

 Скалолазание и спортивный альпинизм — это одновременно и спорт, и развлечение. Во время подъема задействуется целый комплекс мышц, а сам процесс связан с азартом и желанием добраться первым до вершины. Все это способствует не только физическому, но и интеллектуальному развитию, укрепляя логическое и пространственное мышление.

Занятия на скалодроме помогают детям стать более собранными и уверенными. Он тренирует мышцы рук и ног, силу пальцев, выносливость, а также развивает ловкость, гибкость и логику ребенка. В отличие от обычных лестниц, здесь у ребенка появляется возможность самому выбирать путь к вершине.

                                         Чем полезен скалодром для ребёнка

Скалолазание – это естественно

Хватательный рефлекс появляется у детей очень рано, а страсть малышей лазить по деревьям, детским площадкам и прочим не всегда подходящим для этого объектам хорошо знакома всем родителям. Поэтому стоит направить энергию в нужное русло под чутким руководством взрослого. Тем более что заниматься скалолазанием можно всем детям, не имеющим противопоказаний к спорту, и без особой подготовки.

Скалолазание – это безопасно

Благодаря современным технологиям, на скалодроме можно покорять вершины, не пугая родителей. Конечно, если соблюдать технику безопасности и внимательно слушать наставника. Несмотря на то, что скалолазание считается экстремальным видом спорта, травмы случаются редко. По крайней мере, реже, чем в футболе.

Скалолазание всегда разное

Скалолазание активно влияет на все группы мышц и не требует монотонных упражнений. Разные трассы, непохожие зацепки, смешанные задачи – все это не дает детям скучать. А одновременная работа рук, ног и корпуса гармонично развивает все тело.

«Когда ребенок карабкается по вертикальной поверхности, а потом спускается, тренируются верхние и нижние конечности, мышцы-стабилизаторы туловища, мышцы спины, мелкие мышцы стопы и ладоней, пальцев рук и ног – без перегрузки отдельных групп мышц и связочного аппарата. Лазание, наряду с ходьбой, бегом и метанием, – это базовый двигательный навык человека. Поэтому данный вид спорта относится к наименее травмоопасным и наиболее физиологичным, то есть комфортным для организма.

Скалолазание идеально подходит для детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания (СДВГ), так как занятия учат их контролировать свою двигательную активность, сосредоточивать внимание и координировать движения. Выработка эндорфинов во время тренировки нормализует нейрофизиологические процессы в головном мозге и помогает таким образом снять стресс».

Скалолазание развивает не только тело, но и ум

Скалолазу постоянно нужно проводить анализ трассы: куда поставить руку или ногу, на какую часть тела перенести вес, какое движение сделать следующим. А также запоминать свои решения и оценивать их последствия – причем как можно быстрее.

Скалолазание развивает социальные навыки

Скалолазание в основном подразумевает работу в команде: спортсмены вместе обсуждают и раскладывают трассы, выезжают на соревнования и поднимаются в горы. Кроме того, обязательной частью скалолазания является страхование партнера. Благодаря этому дети рано учатся нести ответственность за себя и другого человека, соблюдать строгие правила и работать плечом к плечу. 

Скалолазание – это доступно

По сравнению с другими видами спорта, детям на занятия требуется минимум снаряжения. Боулдеринг (или болдеринг) – от английского boulder, «валун» – это лазание на небольшую высоту без веревки с матом в качестве страховки. В остальном нужна только спортивная одежда, не стесняющая движений.

С какого возраста можно заниматься скалолазанием

С медицинской точки зрения скалолазанием можно заниматься детям любого возраста, но лучше всего – с 5 лет. Такой ребенок уже достаточно физически развит, а также готов слушать указания тренера и соблюдать необходимую дисциплину. Однако при желании посещать скалодром можно и раньше. Главное, чтобы скалолазный стенд подходил под физические параметры юного скалолаза – тогда он сможет спокойно дотянуться до углублений и выступов.

Скалолазание служит не просто досугом для ребенка -оно является отличной развивающей гимнастикой.

Его польза состоит в:

-равномерном развитии всех мышц тела,

-укреплении костей и суставов,

-улучшении навыков моторики и реакций,

-тренировке выносливости,

-развитии ловкости и гибкости,

-приобретении умения управлять своим телом.

Кроме физического развития, упражнения на скалодроме расширяют пространственное мышление и логику ребенка. Он приобретает полезные в жизни свойства-способность к концентрации, упорство в достижении цели, чувство уверенности в себе.

Перемещение по скалодрому – не просто развлечение, но и комплекс отличных упражнений, способствующих укреплению молодого организма и развитию у ребенка полезных навыков. Скалодром позволяет развивать гибкость, силу мышц, сообразительность и стремление добиваться цели. Его можно построить у себя дома или в спортзале

Лазание на скалодроме разрешается только при обеспечении гимнастической страховки:

гимнастическая страховка — страховка без верёвки, при помощи страховочных матов и рук страхующего. Страхующий не должен допустить падения лезущего мимо матов, на элементы конструкции скалодрома, окружающих людей. Каких бы размеров не был скалодром, он должен быть безопасным, чтобы мог приносить только положительные эмоции.

Ребенок может лазать не обязательно вверх, но и в других направлениях, самостоятельно строить маршруты перемещения.

Правила посещения скалодрома и инструкции по технике безопасности:

Необходимо соблюдать меры предосторожности: быть внимательным и аккуратным, следить за своими действиями и действиями окружающих.

-Запрещено оставлять любые предметы на матах.

-Находиться на скалодроме разрешается только в присутствии инструктора по физкультуре и воспитателя.

-Запрещено находиться друг под другом во время лазания.

-Приземление должно быть ровным, без заваливания, на полусогнутые ноги.

-Перед началом тренировки рекомендуется проводить разминку- во избежание травм и растяжений при лазании;

-Запрещено осуществлять опасное для собственного здоровья и окружающих спрыгивание со скалодрома на страховочный мат;

При нахождении на скалодроме запрещено:

-лазать с кольцами на пальцах, цепочками и другими украшениями, которые могут зацепиться за элементы скалодрома;

-шнурки на кедах, капюшонах, поясе должны быть завязаны и заправлены, чтобы во время лазания они не зацепились за зацепы;

-лазать и осуществлять страховку с длинными распущенными волосами;

-лазать с игрушками и иными вещами, которые при подъеме по стене могут упасть вниз;

-отвлекаться на посторонние действия при осуществлении любого вида страховки;

-отвлекать человека, осуществляющего страховку;

-оставлять посторонние предметы на поверхности страховочных матов;

-сидеть на матах под лазательными стенами вне зависимости от наличия или отсутствия на них лезущих; (несколько детей на одном маршруте).

Техника безопасности на детских домашних скалодромах в минимальной и стандартной комплектации (если вы решили построить скалодром у себя дома) -

Домашний скалодром будет полноценным развлечением для детей. Для домашнего детского скалодрома не обязательно делать страховку, можно просто постелить под ним несколько матов. Скалолазанием можно заниматься вместе с детьми, хорошее настроение будет обеспечено, хотя адреналина от высоты взрослые не почувствуют. Дети при таких развлечениях развивают свою физическую форму, сами того не замечая. Главное подобрать хорошие маты, чтобы упав, дети себе ничего не повредили и не сломали.

Их высота и ширина рассчитаны таким образом, что - бы ребенку было интересно на нем лазить и играть и при этом ребенок ни смог забраться на опасную для его жизни высоту. К тому же инстинкты самосохранения начинают работать на первом году жизни после первого падения с кровати. Тем не менее, скалодромы с легкостью выдерживают вес 90 килограммового мужчины. Поэтому рекомендуем использовать технику безопасности, которые смогут обезопасить вашего ребенка от нежелательных травм.

Ежедневно проверять крепление скалодрома к стене и каждой зацепы к скалодрому в частности. В случае если крепление ослаблено необходимо самостоятельно произвести фиксацию скалодрома и зацепов.

У подножия скалодрома обязательно должен быть уложен гимнастический мат или надувной матрас, или другое средство смягчающее падение ребенка.

Страхуйте ребенка при игре на скалодроме, находясь позади него.

 Находиться внизу ребенка (под ребенком) категорически нельзя.

Являясь экстремальным развлечением, скалолазание все-таки более безопасно, чем прочие. Это неконтактный вид спорта, при соблюдении правил инструктажа травмы исключены. Занятия для начинающих проходят под руководством наставника, что делает его доступным каждому.

Скалолазание привлекает все большее внимание родителей, выбирающих увлечения для детей: занятия отвечают естественному стремлению ребенка к физической активности, разнообразию в движении, оборудование позволяет избежать рывков и ударов при падении распределенная нагрузка помогает естественным образом тренировать все группы мышц: исправляется осанка, улучшается координация движений, развивается сила, ловкость и достигается дополнительный терапевтический эффект – снятие стресса, решение проблем гиперактивности, синдрома дефицита внимания, развивается сообразительность, логическое мышление, преодолевается страх высоты.

Скалолазание уже вполне самостоятельный и популярный вид спорта. Недаром его включили в олимпийские игры 2020 года в Токио. Кроме этого, занятия на скалодроме – это активный отдых для детей, которые так любят бегать и прыгать. Вдоволь полазив по искусственному рельефу, они не только выпустят пар и весело проведут время, но и укрепят здоровье.

Все виды детских скалодромов сегодня относят к аттракционам, поэтому лицензии на их открытие не требуется.

ИГРЫ НА СКАЛОДРОМЕ.

1. «НАРИСУЙ-КА»
Наверху траверса висит ручка на веревочке и чистый альбомный лист. Дети залазят и рисуют каждый по одному штриху (предположим, портрет), тогда один рисует голову, другой нос и т.д. Можно провести в виде эстафеты.
2. «ОБРУЧ»
Для этого упражнения нужен обруч. Дети свободно лазят по тренажеру (для начинающих можно просто стоять на зацепках, держась руками и ногами) и передают друг другу обруч. У кого обруч оказывается в руках, тот перелезает через него, не сходя с зацепок и передает другому. Лазание легкое от 10 до 15 минут, в зависимости от возраста.
3. «ПОДАРОЧЕК»
Дети стоят на тренажере ( или лазят). Они передают друг другу цветочек (мячик, кубик…), беря его одной рукой. А передают другой рукой своему соседу.
4. «ОБЛЕЗЬ МЕНЯ»
Дети лазят по траверсу, одни в одну сторону, другие навстречу. Нужно, не слазя с тренажера, облезть друг друга со спины;
5. «НАЙДИ КОНФЕТКУ»
В разных местах траверса тренер прячет конфетки. Участники игры выстраиваются в линию за несколько метров от тренажера. Тренер дает «старт», участники, подбежав к тренажеру, найдя и взяв конфетку, возвращаются к черте, кладут ее и только тогда могут бежать и лезть за следующей.
6. « ПОТАНЦУЕМ»
Лазание под музыку, выполнение движений под музыкальный ритм.
7. «МЕШОЧНИК»
Сна голове у ребенка лежит мешочек. Нужно пролезть траверс, не уронив мешочек.
8. «ХЛОПОК»
Дети лезут по траверсу свободно, но при команде тренера (хлопка или…) должны коснуться либо ногой пола либо рукой потолка.
9.«ТРАВЕРС»
Упражнение выполняется поочердно по несложному траверсу:

  • - два раза пролезть просто
  • - пролезть «руки в крест»
  • - лазание «ноги вкрест»
  • - лазание «руки и ноги вкрест»
  • - лазание руки согнуты – ноги выпрямлены
  • - ноги согнуты, руки выпрямлены, т.е браться можно только выпрямленными руками и нив коем случае не выпрямлять ноги.
  • - Руки менять на зацепке – ноги свободно
  • - Ноги менять на зацепке – руки свободно
  • - И руки и ноги менять на зацепке
  • - Лазание и руки и ноги согнуты
  • - Лазание и руки и ноги только выпрямлены
  • - Лазание – глаза завязаны

10. «ПОВТОРЮШКИ»

1. двое детей на траверсе. Один берется правой рукой – другой повторяет, встает левой ногой – другой повторяет и т.д.

2. суть упражнения заключается в том, чтобы всем полностью повторять движения показывающего. Один ребенок пролазит трассу (показывает) другие точно за ним повторяют

3. упражнение на развитие скоростных качеств у ребенка, так же способствует развитию ловкости, точности движений и всегда бывает интересно детям.

11. «КТО БЫСТРЕЕ»
В центре тренажера ( траверса) висит шапка (платок…) двое участников становятся по разные стороны тренажера. По команде они лезут за шапкой. Кто первый ее возьмет – тот и победитель.
12. «ДОГОНЯЛКИ»
Игра проводится на траверсе. Количество участников не ограничено. Сзади системы у каждого участника платочек, который легко вытащить. Участники лезут по траверсу друг за другом по 2 человека и пытаются вытащить платочек у участника, который лезет перед ним. Старт второму дается через 1-2 сек. после первого.
13. «ОДЕНЬСЯ»
В различных местах траверса и на полу лежит одежда, шапки прикреплены к зацепкам и т.д. участники лезут по траверсу и одевают на себя вещи. Кто быстрее оденется. Участвовать можно по одному, засекая время каждому участнику. И по 2-3-4 человека, кто первым оденет больше вещей.
14. «САМЫЙ БЫСТРЫЙ»
Дети стоят поодаль от тренажера в линию. Тренер отворачивается и говорит: «внимание – марш!» дети бегут к траверсу и лезут вверх. Затем: «стоп!» и поворачивается. Победитель тот, кто залез выше всех.
15. «САМЫЙ ШУСТРЫЙ»
Дети лезут свободно по траверсу. Тренер стоит спиной к ним. Затем говорит: «стоп!» и поворачивается. Дети должны замереть. Кто не успел – снимается с траверса.
7.Игры с завязанными глазами.
Они предназначены для развития у детей чувства трассы, чувствования тренажера, зацепов, умения запомнить трассу.

1. одному ребенку завязывают глаза, другой идет рядом и говорит : «правую руку вверх, правую ногу влево» и т.д. то есть командует, что делать и как лезть.
Нужно пройти весь траверс, затем дети меняются ролями.

2. все дети стоят на траверсе или рядом с ним. Тренер командует: «левую ногу вверх, левую руку вверх». Все выполняют. Команды следуют не быстро, т.к. глаза у детей завязаны, и им нужно еще найти удобную зацепку.

Зрительная игра: Дорожка, найди тропинку, путь....,

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания детей, укрепление глазных мышц, развитие пространственной ориентации.

Выполнение: Дети зрительно соединяют зацепы одного цвета в разных направлениях одной линией.

Рекомендации по изготовлению.

Принять решение построить скалодром в нашем детском саду мне помогло разрешение от заведующей и её рекомендация на обогащение развивающей среды в физкультурном зале, а так же наличие нужного оборудования для обеспечения безопасности при использовании (маты). После курсов повышения квалификации, на которых педагог Хабарова Татьяна Валерьяновна рекомендовала приобретать современное спортивное оборудование и тем самым обогащать двигательный опыт детей, захотелось и для наших детей сделать что-то необычное, полезное и очень нужное.

Поработав на группе и понаблюдав как дети не любят одевать носки и колготы, застёгивать пуговицы и молнию на одежде, а на физкультурных занятиях из рук выпадают даже лёгкие мячи и кубики, я поняла, что всё дело в слабости пальцев, им просто не хватает силы, и самое лучшее оборудование для их развития –это скалодром, где нагрузка идёт именно на пальцы, а узнав, что оно и строится легко и просто в использовании, выбор был сделан.

Узнав в интернете стоимость готового скалодрома (120тыс.) и посчитав себестоимость скалодрома сделанного своими руками (20тыс.), было принято однозначное решение строить скалодром самим. Меня поддержал весь коллектив и для приобретения зацепов (1 зацеп – 100руб.) была собрана нужная сумма, на всё остальное выделили деньги руководство детского сада. Найдя нужную фирму по продаже зацепов (ООО «Кредо Плюс» 603002, г. Нижний Новгород, ул. Марата 51, офис 4), попросила знакомых проверить ее фактическое существование и вид деятельности, после чего заключила договор на приобретение и поставку зацепов. (РЕКОМЕНДУЮ)

Советую приобретать зацепы с 2мя креплениями во избежание их проворачиваний при использовании, и не нужно их проклеивать, как советуют некоторые продавцы, это лишние затраты, и, если придётся менять зацеп, будет сложно это сделать. Что ещё важно – ищите товар вместе с комплектующими материалами - крепление к зацепам - «крабы», болт и шайба (найти их в магазине очень сложно, а подобрать по размеру ещё трудней).

Щиты фанеры выбирайте 15 или 18млм. толщины. Понадобятся ещё по 4 самореза на каждый щит 12см. длинны для крепления к стене. Для санитарной обработки поверхности и безопасности использования (во избежание заноз, не нужно шлифовать и полировать, красить и покрывать лаком) щиты обтянули кожзаменителем.

После приобретения всех материалов приступили к сборке, все плотницкие работы взял на себя муж, стимулом послужило убеждение, что данный скалодром первый и единственный в Воркуте, и возможность проверки приобретённого шуруповерта и дрели на практике, пока есть гарантия. Приступили к сборке: воспитатели помогали крепить кожзаменитель к фанере, огромное им за это спасибо, а руководство оказывало моральную (доверие) и, материальную поддержку и помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...