Физическое воспитание ребенка - фундамент крепкого здоровья
статья по физкультуре

Статья для воспитателей ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физическое воспитание ребенка – фундамент крепкого здоровья.

В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка сформировалась сравнительно недавно. Будучи одной из отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой физической культуры.

Цель физического воспитания ребенка — это подготовка к жизни, труду, защите Отечества.

Спецификой предмета является изучение закономерностей физического воспитания и управление развитием ребенка от рождения до семи лет.

Учитывая особенности каждого возрастного периода, теория и методика физического воспитания дошкольников определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации педагогического процесса, особенности руководства им в дошкольных образовательных учреждениях. Она вооружает практику необходимыми теоретическими основами, тем самым способствуя ее совершенствованию.

Физическое развитие — процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.

Понятие «физическое развитие» в более узком значении обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; измерение свода стопы; динамометрия; становая сила и другие).

В более широком смысле слова физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т.д.). Во избежание терминологической путаницы будем говорить о физическом состоянии организма, подразумевая под этим совокупность его телесных свойств и обусловленных ими функциональных возможностей, сложившихся к тому или иному возрастному периоду индивидуального физического развития.

Возрастной период от 5 до 7 лет называют периодом «первого вытяжения»; за один год ребенок может вырасти до 7-10 см.  Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставо-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к 5-6 годам еще не завершено. Позвоночный столб ребенка 5-7 лет чувствителен к деформирующим воздействиям, наблюдается незавершенность строения стопы.

У детей появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений  по сравнению с предыдущим возрастным контингентом, ускоряет формирование двигательных навыков и качественно их улучшает. Потребность в двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи период от 5 - 7 лет называют «возрастом двигательной расточительности». Задачи воспитателя заключаются в контроле за двигательной деятельностью детей с учетом проявляемой ими индивидуальности, предупреждении  случаев гипердинамии и активизации ребят, предпочитающие «сидячие» игры. 

Особенности развития детского организма, задачи укрепления здоровья определяются в более конкретной форме по каждой системе: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию правильного соотношению частей тела (пропорции), регулированию роста и веса костей; развивать все группы мышц: туловища, спины, живота, ног, плечевого пояса, рук, кисти, пальцев, стопы, шеи, внутренних органов, в том числе сердце, кровеносных сосудов.  Особое внимание уделять слаборазвитым группам мышц-разгибателей; способствовать усилению тока крови к сердцу, улучшению ритмичности его сокращения и способности приспосабливаться внезапно изменившейся нагрузке; укреплять дыхательную мускулатуру, развивать подвижность грудной клетки, способствовать углублению дыхания, экономному расходованию воздуха, устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких, научить дышать через нос; способствовать правильному функционированию внутренних органов (пищеварения, выделения и д.р.); охранять кожу от повреждений и способствовать правильному развитию ее функции (терморегулирующих и защитных); способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, подвижности их, развитию активного торможения, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств (зрение, слух и др.). В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем, завершается процесс формирования скелетной мускулатуры, увеличивается длина верхних и нижних конечностей, происходит окостенение позвоночника. В этом возрасте более развитыми оказываются те группы мышц, которые наиболее активно участвуют в повседневной деятельности детей.

         Период раннего и дошкольного детства непрерывно изменяются показатели физического развития: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки. К концу первого жизни масса тела ребенка утраивается по сравнению с массой при рождении. К шести годам она удваивается по сравнению с показателями годовалого ребенка. За первый год окружность грудной клетки увеличивается на 12-15 см, примерно так же происходит увеличение грудной клетки за весь оставшийся период дошкольного детства.

Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием морфофизиологических признаков. Развивается мозг ребенка, увеличиваются лобные доли мозга; дети осознают последовательность событий, понимают сложные обобщения. Происходит развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к пяти годам размеры сердца увеличиваются в 4 раза, к 7-8 годам развитие нервного аппарата, регулирующую сердечную деятельность, в основном заканчивается, и работа сердца становится более ритмичной, жизненная емкость легких у детей 5-6 лет в среднем составляет 1100-1200 см в кубе, но она зависит от длины тела, типа дыхания. Число дыханий в минуту в среднем- 25.

Понятия теории и методики физического воспитания, их содержание, возникшее в разные исторические эпохи развития общества, постоянно совершенствуются, углубляются, уточняются по мере развития науки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей на тему: «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей».

Цель: совершенствовать знания педагогов о постоянном взаимодействии инструктора по физической культуре и педагогов ДОУ по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья детей.Задачи:1. Совер...

Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей. Физическое воспитание ребенка в семье.

Долг родителей — укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем. Нормальное развитие и состояние здоровья обеспечивается созданием опт...

Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей физического воспитание ребенка в семье.

Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей Физическое воспитание ребенка в семье.Долг родителей — укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского ...

Консультация для родителей "Физическое воспитание ребенка-залог здоровья!" для детей 1,5 - 7 лет

Здравствуйте, представляю вам, консультацию для родиетелей для любого возраста подойдет. Здесь описаны средства физического развития для детей, про соблюдение здорового образа жизни, как воспитать при...