"Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе"
консультация по физкультуре

Капусткина Татьяна Тимофеевна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ С ДЕТЬМИ 5 - 7 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ» (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ С ДЕТЬМИ 5 - 7 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

 

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)

 

 

Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания - совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка. Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствуют, что особую значимость имеют упражнения, направленные на развитие качества выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, эстафеты), которые способствуют расширению функциональных возможностей  сердечно-сосудистой и дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и тем самым общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма. Проведение же таких занятий в спортивной форме при достаточной двигательной активности детей обеспечивает хороший закаливающий эффект. Постоянно меняющиеся метеорологические условия (температура, влажность, ветер) в сочетании с физическими упражнениями оказывают комплексное закаливающее влияние на организм детей. Высокая двигательная активность на воздухе усиливает работу сердца и легких, обеспечивает повышенную доставку кислорода к органам и тканям, стимулирует и совершенствует деятельность центральной нервной системы.

Проведение физкультурных занятий на воздухе требует особого внимания со стороны всего персонала дошкольного учреждения: заведующей, врача, медицинской сестры, воспитателей, нянь. Должна быть хорошо продумана организация работы, подготовлены условия для проведения занятий, обеспечен тесный контакт с родителями.

Методика и организация физкультурных занятий в течение всего года на открытом воздухе предусматривает проведение их в средней, старшей и подготовительной группах дошкольных учреждений, т.е. с детьми 5 - 7 лет.

Медико-педагогический контроль

за проведением занятий осуществляют врач, медицинская сестра и заведующая дошкольным учреждением.

С целью правильной организации занятий в дошкольном учреждении необходимо предварительно провести 1 - 2 семинарских занятия для воспитателей и медицинских работников. В содержание этих семинаров включаются вопросы организации, методики и создания условий для проведения занятий на открытом воздухе, индивидуального подхода к детям с различным уровнем здоровья, медико-педагогического контроля  за их проведением и эффективностью.

Обеспечение высокой эффективности занятий может быть достигнуто только при тесном контакте коллектива дошкольного учреждения с семьей каждого ребенка. На родительских собраниях следует решать вопросы преемственности в осуществлении закаливающих мероприятий, проведения физических упражнений на открытом воздухе в дошкольном учреждении и в семье. Конкретно обсудить состояние здоровья каждого ребенка для обеспечения индивидуального подхода.

Важным является создание в дошкольных учреждениях условий для проведения занятий на воздухе. Для этого используются спортивные и групповые площадки, дорожки на территории дошкольного учреждения и вокруг здания. В межсезонье используются площадки и дорожки с твердым покрытием (асфальтированные). В детском саду должна быть создана спортивная площадка с твердым покрытием (асфальтовым, резинобитумным  или деревянным). Вокруг площадки нужно разместить гимнастическую стенку с 8 - 10 пролетами, 4 - 6 гимнастических бревен, 4 гимнастические скамейки, 6 - 8 мишеней, для бросков, яму с песком для прыжков; иметь в достаточном количестве мячи, скакалки, обручи и другие физкультурные пособия. Все это позволит повысить эффективность занятий, сделать их более интересными.

Для обеспечения закаливания детского организма при проведении физкультурных занятий на воздухе большое значение имеет подбор правильной одежды и обуви детей.

Гигиенические требования к одежде предусматривают ее соответствие росту и полноте тела ребенка, обеспечение свободы движений. Теплозащитные свойства одежды зависят от ее  слойности (2, 3 или более слоев): между слоями одежды находится воздух и чем больше слоев, тем выше температура воздуха под одеждой. Поэтому очень важно одевать ребенка в соответствии с температурой наружного воздуха, чтобы не было чрезмерного как перегревания, так и переохлаждения. Очень важна и воздухопроницаемость тканей, которая обеспечивает вентиляцию пространства под одеждой. Нерациональная одежда, затрудняя испарение, может ухудшить самочувствие ребенка и снизить работоспособность. Поэтому для сохранения нормального теплообмена важно, чтобы ткани хорошо поглощали влагу из пространства под одеждой и удаляли ее наружу. Этим требованиям отвечают хлопчатобумажные, трикотажные, рыхлые шерстяные ткани. Использование одежды из синтетических тканей не рекомендуется, так как они плохо впитывают влагу и не обеспечивают необходимую воздухопроницаемость, особенно при выполнении физических упражнений.

Приведенные рекомендации по одежде детей не могут быть использованы полностью на всей территории нашей страны, но они должны быть взяты за основу. При подборе одежды важно учитывать индивидуальные особенности детей: детям закаленным, привыкшим к холоду, можно несколько облегчить одежду, а детям, вновь приступившим к занятиям, часто болеющим, плохо переносящим холод ("зябким"), вначале нужно разрешить заниматься в более теплой одежде (таблица 1).

 

Таблица N 1

 

ОДЕЖДА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ

НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ГОДА

 

Одежда

Температура воздуха

при скорости ветра0,1 - 0,6 м/сек.

1. Трусы, майка, носки, спортивные, кеды

+20 град. C и выше

2. Х/б трикотажный тонкий спортивный костюм, трусы, носки, кеды                        

+19 до +15 град. C

3. Х/б трикотажный тонкий спортивный костюм, майка, трусы, х/б носки, кеды

+14 до +10 град. C

4. Тренировочный костюм с начесом, майка, трусы, вместо колгот х/б носки, шерстяные носки, кеды, шерстяная шапка на х/б подкладке                                          

+9 до +3 град. C

5. Тренировочный костюм с начесом, футболка с длинными рукавами, майка, трусы, колготы, шерстяные носки, кеды, шерстяная шапка на х/б подкладке

+2 до -5 град. C

6. Тренировочный костюм с начесом, рубашка фланелевая с рукавами, майка, трусы, колготы, шерстяные носки, кеды, шерстяная шапка на х/б подкладке, варежки

-6 до -11 град. C

7. Тренировочный костюм с начесом, рубашка фланелевая с рукавами, майка, трусы, колготы, рейтузы, шерстяные носки, кеды, шапка шерстяная на х/б подкладке, варежки, ветровка

-11 до -18 град. C и ветер

Обувь следует подбирать на 1 - 2 размера больше стопы ребенка, чтобы не нарушать кровообращение и не стеснять ногу. Спортивная обувь должна быть легкой, удобной. Как показали длительные наблюдения и исследования, для физкультурных занятий очень удобны и гигиеничны кеды, которые изготавливаются из прорезиненной ткани с рифленой подошвой. Большое значение имеет стелька (особенно зимой), которая защищает стопу от охлаждения. Стелька изготавливается из гигроскопичного воздухопроницаемого эластичного материала (фетр, сукно, войлок), обладающего малой теплопроводностью. Для сохранения гигиенических свойств спортивной обуви необходимо за ней тщательно ухаживать - чистить, сушить. Влажная обувь усиливает охлаждение ног и может способствовать возникновению простудных заболеваний.

Спортивная одежда должна храниться в специальных мешках, которые удобно вешать на крючок (или в шкаф) для каждого ребенка. Кеды хранятся отдельно. Рекомендуется после занятий (особенно в сырую погоду) просушивать одежду и обувь детей в сушильных шкафах.

Заниматься в зимних пальто, шапках-ушанках или в меховых на ватной подкладке не рекомендуется: такая одежда стесняет движения детей и снижает их двигательную активность, слишком тяжела, мешает необходимой отдаче тепла, вызывает повышенное потоотделение. Вспотевшие дети расстегивают ворот пальто, развязывают шапки и подвергаются резкому воздействию холода.

Наблюдения показали, что в средней полосе  занятия на открытом воздухе можно проводить при температуре воздуха до -15 - 18 град. C. При температуре воздуха ниже -18 град. C продолжительность занятия должна быть сокращена до 15 - 20 мин., а заниматься могут группы детей 2 - 3 года обучения. В очень сырые, дождливые и морозные дни физкультурные занятия нужно проводить в зале при открытых окнах, чтобы не снижать достигнутого уровня закаленности детей. В этих случаях дети надевают майку и колготы, спортивный костюм, кеды без шерстяных носков, а зимой еще и шапочку.

После физкультурных занятий дети в раздевальнях или групповых помещениях   полностью переодеваются в повседневное белье и одежду. При этом дети вначале снимают куртку от спортивного костюма, майку и только после этого снимают кеды и брюки.

Во время переодевания детей, особенно в группах, где впервые проводятся такие занятия, должны присутствовать старшая медицинская сестра, осуществляющая контроль, и няня. Медицинская сестра регистрирует вспотевших детей, следит, чтобы дети переоделись в сухое белье, отмечает, теплые или холодные ноги, руки и тело у детей. Тут же решается вопрос с воспитателем, какие дети нуждаются в индивидуальной нагрузке, кому следует изменить одежду, утеплив или облегчив ее.

Начинать занятия на открытом воздухе следует в теплое время года: тогда вместе с постепенным снижением температуры воздуха в организме вырабатываются защитные механизмы, предохраняющие его от переохлаждения, происходит приспособление к меняющимся условиям внешней среды и повышается закаленность детского организма. Основным принципом закаливания является постепенность и систематичность. Это в полной мере относится и к физкультурным занятиям на воздухе: проводить занятия надо регулярно, а не от случая к случаю, и стремиться, чтобы все дети их посещали.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете" Использование игр и упражнений с элементами спорта при проведении физкультурных занятий на воздухе".

1. Значение ДА детей на свежем воздухе.2. Особенности развития ОВД у дошкольников.3. Особенности развития моторики и становления ДА детей 6-7 лет.4. Рекомендации родителям игр и упражнений, способству...

Проведение физкультурных занятий на свежем воздухе

Предлагается опыт рабты по организации проведения физкультурных занятий с детьми среднего возраста на свежем воздухе....

РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТЕЙ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ

РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТЕЙ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ...

« Роль и особенности проведения физкультурных занятий на открытом воздухе».

МКДОУ « Новохоперский центр развития ребенка -детский сад №1»       -    « Роль и особенности проведения физкультурных занятий на открытом воздух...

План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе

План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе...

Физкультурные занятия на открытом воздухе для младшей группы

Предлагаю занятия на открытом воздухе в младшей группе....