«Развитие координационных способностей и равновесия как средство дальнейшей успешности в освоении различных видов движений».
методическая разработка по физкультуре

Клавкина Лидия Анатольевна

На современном этапе развития общества государственная политика направлена на поддержку развития детства, индивидуализацию развития личности, индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием.

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_koord_spos.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие координационных способностей и равновесия как средство дальнейшей успешности в освоении различных видов движений».

Клавкина Лидия Анатольевна,

инструктор по физическому воспитанию

МДОУ «Детский сад №17 с. Пушкарное»

На современном этапе развития общества государственная политика направлена на поддержку развития детства, индивидуализацию развития личности, индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием.

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. По утверждению В. В. Гориневского ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии и двигательных функциях, приводит к задержке умственного развития.

Важность развития координации в дошкольном возрасте обусловлена, тем, что она является основой для овладения ребенком двигательными действиями и включения их в разнообразную деятельность.

Способность ориентироваться в пространстве и времени при выполнении сложных движений требует поддержания определенной устойчивости. Без соответствующего уровня ее развития проблематично овладеть рациональной техникой сложных двигательных действий.

Координационные способности, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.

Равновесие - это способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия.

Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах.

Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела. У дошкольников общий центр тяжести тела расположен высоко, поэтому им трудно сохранять равновесие. При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести тела смещается, и равновесие нарушается. Требуется приложить усилие, чтобы восстановить нужное положение тела. Равновесие развивается в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры, также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела.

Основным средством воспитания устойчивого равновесия являются физические упражнения повышенной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время.

Физические упражнения - основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного характера.

Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способностей ребенка, его всестороннее развитие.

Для совершенствования статического и динамического равновесия используются различные методические приемы.

а) для статического равновесия:

  • удлинение времени сохранения позы;
  • исключение зрительного анализатора, что предъявляет дополнительные требования к двигательному анализатору;
  • уменьшение площади опоры;
  • увеличение высоты опорной поверхности;
  • введение неустойчивой опоры;
  • введение сопутствующих движений;
  • создание противодействия (парные движения);

б) для динамического равновесия:

  • упражнения с изменяющимися внешними условиями (рельеф, грунт, трасса, покрытие, расположение, погода);
  • упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (инвентарь качели, лонжи, центрифуги и другие тренажеры).

        Для развития динамического равновесия активно используют различные виды ходьбы и бега: ходьба – по кругу, по прямой, змейкой, на носках , с высоким подниманием бедра, с захлестом голени назад, выпадами, приставным шагом, скрестным шагом, веревочкой вперед и назад, в полуприседе и в полном приседе. Используют ходьбу с различными движениями руками. Бег – по кругу, челночный, с высоким подниманием бедра, с захлестом голени назад, с подъемом прямых ног вперед, в разных направлениях, врассыпную.

Для формирования динамического равновесия так же применяют ходьбу на носках, подскоки, перешагивания целенаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат; пройти (пробежать, проскакать, протанцевать) по скамейке и спрыгнуть (сойти) в конце; пройти по скамейке, перешагивая через предметы; пройти по скамейке с предметом в руке; с мешочком на голове; пройти по снегу след в след; попасть в цель снежком, стоя на снежном валу (скамейке), а также статического характера это стойки на носках, на одной ноге, на носке одной ноги. Дети осваивают их в игровых заданиях: "Кто дольше простоит" (цапля, аист, ласточка, стойкий оловянный солдатик и др.), а также в общеразвивающих упражнениях: приседание на носках, поочередные махи ногами, потягивание с подниманием на носки и др., (приседание на носках, стойка на одной ноге и др.)

Сильное воздействие на механизмы регуляции равновесия создают переходы от динамического равновесия  к статическому        (остановка во время ходьбы, приземление при         соскоке с высоты, особенно когда в полете         выполняются какие-либо действия: хлопки,         повороты, броски и ловля мяча и т. п.)

Упражнения на равновесие усложняют постепенно, придерживаясь принципа от простого  к сложному.

Так, например, дети сначала учатся выполнять ходьбу между линиями на полу, потом по дерматиновой дорожке, по доске, положенной на пол).         Далее дети учатся выполнять перешагивания через предметы, расположенные на дорожках, приседания, повороты, учатся выполнять ходьбу не только вперед, но и боком.
И лишь после усвоения этих заданий учатся выполнять задания на гимнастической скамейке.

В младшей группе упражнения на равновесие носят преимущественно игровой характер.
        В средней группе упражнения усложняются (дорожка становится уже, доска поднимается выше), меняются способы выполнения заданий.

В старших группах значительно усложняются упражнения, особенно динамического характера.

У дошкольников общий центр тяжести расположен высоко, поэтому им трудно сохранять равновесие.

При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести смещается и равновесие нарушается.         

Требуется приложить усилия, чтобы восстановить нужное положение тела.

Развитие статического и динамического компонента координации обеспечивает как целесообразность координирования движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий; так и возможность перестраивать координацию движении (при необходимости изменять параметры действия в соответствии с требованиями меняющихся условий).

Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.

Список литературы.

  1. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: учебник / А.В. Кенеман, Д.В., Хухлаева М.: Просвещение, 1985. – 271с.
  2. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев – М.:Просвещение Физкультура и спорт, 1999. – 320с.
  3. Паженская М.А., Теория и практика физической культуры [Текст], 1937, №1; Валентин Владиславович Гориневский, М., 1957.

        




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».

:  «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».Цель: Углубить и систематизировать знания о форм...

Консультация для воспитателей : "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности".

Ребенок в творческой деятельности выявляет свое понимание окружающего и отношение к нему. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребенка....

СТАТЬЯ. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОСВОЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в новых федеральных государственных требованиях, где огромное внимание уделяется в...

План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».

Цель: Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....

План по самообразованию музыкального руководителя по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной д

Цель: углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку.Задачи:1. Обосновать нео...

план самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности». (2020-2023г.)

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и а...