РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДСТВАМИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по физкультуре (старшая группа)
Одной из приоритетных задач ФГОС ДО является, забота о здоровье подрастающего поколения, начиная с самого раннего возраста. Физическое воспитание дошкольников представляет собой единую, целостную систему воспитательно-оздоровительных мероприятий и играет существенную роль в режиме дня. Это ежедневная утренняя гимнастика, организация совместной деятельности по физической культуре педагогов и детей, проведение подвижных игр, физкультурных дoсугов и спортивных праздников [5].
Совершенствование физической культуры детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с перестройкой образования в нашей стране. Ключевыми позициями обновления дошкольного образования являются: охрана и укрепление здоровья детей, гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klavkina_l.a._statya.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Клавкина Лидия Анатольевна
инструктор по физической культуре
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17 с. Пушкарное»
(с. Пушкарное, Белгородского р-на, Россия)
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДСТВАМИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одной из приоритетных задач ФГОС ДО является, забота о здоровье подрастающего поколения, начиная с самого раннего возраста. Физическое воспитание дошкольников представляет собой единую, целостную систему воспитательно-оздоровительных мероприятий и играет существенную роль в режиме дня. Это ежедневная утренняя гимнастика, организация совместной деятельности по физической культуре педагогов и детей, проведение подвижных игр, физкультурных дoсугов и спортивных праздников [5].
Совершенствование физической культуры детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с перестройкой образования в нашей стране. Ключевыми позициями обновления дошкольного образования являются: охрана и укрепление здоровья детей, гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в период дошкольного детства активно формируются двигательные навыки, закладываются основы для их дальнейшего совершенствования, прививается интерес и любовь к физической культуре.
Анализ проведенных исследований В. Н. Андросовой, Л. И. Божович, Н. Ф. Виноградовой, Л. А. Гордон, В. Г. Ивановой, Л. М. Маневцовой, Н. Г. Морозовой, Л. Островской, Г. И. Щукиной по проблеме воспитания детей дошкольного возраста показывает, что особое значение в формировании личности дошкольника принадлежит развитию у них соответствующих интересов. Авторы отмечают, что чем младше ребенок, тем большую роль играет интерес в мобилизации его умственной активности, организации деятельности, стремлении к получению знаний. По мнению Л.И. Анцыферовой, Л. И. Божович, Г. И. Щукиной и др. значимость формирования у дошкольников интереса как важнейшего элемента их мотивационной сферы можно объяснить возрастными особенностями детей дошкольного возраста: непроизвольностью внимания, непреднамеренным характером запоминания, высокой эмоциональностью, недостаточной сформированностью волевых качеств. Возникший благодаря педагогическому воздействию интерес обостряет внимание, возбуждает творческое воображение, интенсифицирует логическую и эмоциональную память. Интерес способствует более быстрому, плодотворному восприятию материала, снимает утомление и тем самым способствует более эффективному усвоению знаний, умений, способов действий.
Дошкольная педагогика справедливо отмечает: то, что интересно и понятно детям, усваивается ими легче, быстрее и прочнее. Интерес к содержанию разучиваемых двигательных упражнений вызывает у детей эмоциональный подъем. В связи с этим повышается внимание, усиливается стремление выполнять задание качественно.
Итак, возникающие при обучении интересы, эмоции и связанное с этим сознательное отношение к своей деятельности. Является благоприятным условием для образования стойкого очага возбуждения и тем самым для достижения результатов.
Вопросы развития позитивного отношения к деятельности, в том числе спортивной, рассматривали Л.Н. Волошина, Е.П.Ильин, Л. В. Караманова, В.И. Лазоренко, М. И. Лисина, С.О. Филиппова и др. Проблема развития интереса у детей к занятиям физической культурой рассматривалась в работах следующих исследователей: Л. Н Волошиной, Н. Н. Кожуховой, Л. И. Лубышевой, Т. Л. Ощепковой, Н. К. Смирнова и др. Авторы отмечают наличие противоречия между востребованностью новых средств развития интереса детей к физической культуре и отсутствием их обоснования в современной теории и практике физического развития дошкольников.
Значение физической культуры в формировании и развитии социально активной личности признается специалистами педагогики физической культуры (В. К. Бальсевич, Л. Д. Глазырина, Виноградов П. А., Волошина Л. Н. и др.). Физкультурная деятельность определяется ими как процесс, обеспечивающий удовлетворение потребности детей в активном движении, направленный на развитие физических сторон личности, в том числе и на социальное развитие детей.
В этом контексте обращение к развитию интереса к физической культуре - важная социально-педагогическая задача воспитания детей дошкольного возраста. Актуальность разрабатываемой проблемы вполне очевидна. Практика показывает, что существует противоречие между необходимостью использования физкультурных досугов. Как эффективной формы работы детского сада по развитию интереса у дошкольников к занятиям физической культурой и тем, что отсутствует обоснование новых средств организации различных форм досуговой деятельности физкультурно-оздоровительной направленности, направленных на решение этих задач.
Ведущей в системе интересов является интерес к двигательной активности. Например, исследования М. П. Голощекиной и Л. Д. Глазыриной показали, что для умственного развития детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре необходимо формировать устойчивый интерес к двигательной деятельности, вызвать чувство радостного ожидания. Авторы рассматривают интерес как важнейший фактор успешного обучения детей дошкольного возраста, который способствует тому, что учебно-воспитательный процесс становится более легким и плодотворным. При этом важен не развлекательный интерес, имеющий кратковременный эффект, а интерес поиска, размышления. Основными стимулами для развития устойчивого интереса к занятиям по физической культуре М. П. Голощекина [1] называет: игровые и соревновательные приемы, пример воспитателя и товарищей, создание проблемных ситуаций для сознательного изучения двигательных действий.
Дети испытывают «двигательный дефицит», т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении. Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мыши и вызывает их утомление. Уменьшается сила и функциональность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, приостановку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности [1].
Весьма увеличивает интерес ребенка к занятиям соревновательные формы деятельности. Однако они обязаны непременно отвечать овладению детьми данными движениями. В обратном случае могут появиться нежелательные эмоции, нервное напряжение, разрушаться навыки.
Следовательно, детям нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая их интересы, социальные запросы. Благоприятное влияние на организм проявляет двигательная активность, находящаяся в пределах величин. Чем старше дошкольник, тем важнее развивать интерес не только к процессу занятий физическими упражнениями, но и к результатам деятельности. Интересы детей бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества.
Особое место в формировании интереса дошкольников к занятиям физической культурой занимают физкультурные праздники и досуги. Физическая деятельность сама по себе приятна. Мышечное движение есть источник сильнейшей радости, которую И.П. Павлов так и называл «чувство мышечной радости». Физические нагрузки лучший способ разрядки. Физкультурные праздники и досуги при правильном подборе входящих в них элементов могут стать эффективным средством воздействия на личность ребенка. Умеренная мышечная нагрузка всегда улучшает самочувствие и поднимает настроение. Они способствуют развитию мышления, воображения, целеустремленности, а также формированию чувства ответственности, приучают сдерживать свои желания, проявлять решительность. Физкультурные праздники, досуги позволяют педагогу, не снижая общего эмоционального состояния, стимулировать активность каждого ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей; дифференцированно подходить к оценке результатов его действий; не разочаровывать излишними замечаниями и критикой, а дать возможность испытать приятное ощущение радости от выполняемых им и другими детьми движений; радоваться успехам другого [2].
При проведении досугов все без исключения ребята присоединяются к непосредственному участию в разных состязаниях, соревнованиях, с энтузиазмом осуществляют двигательные поручения, при этом дети ведут себя наиболее непосредственно, чем на физкультурном занятии, и это раскрепощенность позволяет им двигаться без особого усилия.
Сущность физкультурного дoсуга - это физические упражнения, с которыми дети познакомились заранее, предлагаемые им в игровой форме, в виде аттракционов, веселых забав, что создает положительный эмоциональный фон, производящий хорошее действие на организм ребенка. На физкультурных дoсугах фиксируются навыки детей, двигательные умения и развиваются физические качества (быстрота, ориентировка в пространстве и др.). Следовательно, следующим педагогическим средством при организации физкультурного досуга, способствующим развитию интереса дошкольников к занятиям физической культурой будет использование игровых и соревновательных приемов.
Для повышения интереса детей к занятиям физической культурой возможно планирование физкультурного дoсуга на свежем воздухе. Несомненно важным компонентом для формирования у дошкольников интереса к занятиям физической культурой является награда победителей, а также детей, судий, оказавших активную помощь в проведении физкультурного дoсуга. Награда может быть разной: отдельный подарок каждому участнику, вкусный пирог, интересные игры или спортивное оборудование для всей группы. Можно наградить детей и медалями, которые приготовит группа детей, не принимавшая участие в физкультурном досуге.
Структура физкультурного дoсуга зависит от темы, поставленных задач и условий проведения. В старшем дошкольном возрасте в содержание физкультурных досугов должны входить игры соревновательного характера, требующие ловкости, сноровки, координированности движений, эстафеты, где дети разбиваются на команды, выбирают капитанов. Которые бы стимулировали детей к творческому использованию своего двигательного опыта, к поискам самостоятельного решения поставленной задачи. Игры и упражнения нужно чередовать таким образом, чтобы в одних участниками являлись команды в полном составе, а в других - представители от команд. При этом игры должны вызывать интерес у детей, желание принимать в них активное участие. Чередование физических упражнений с предметами и игр соревновательного характера, эстафет с хороводами и обще групповыми подвижными играми, дает положительный эффект. Необходимо добиваться того, чтобы все дети участвовали в играх и упражнениях. При подборе заданий следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возможности, двигательную подготовленность. С целью создания радостного настроения у детей, интереса к досуговой деятельности необходимо при проведении физкультурного досуга, помещение или спортивную площадку эстетически оформить. Для этого не нужно много времени. Ленточки и флажки, развешанные вокруг площадки, помогут создать праздничное настроение. Для поддержания интереса детей к физкультурному дoсугу, важно провести с ними беседу о прошедшем празднике, предложить нарисовать то, что им больше всего понравилось, провести на последующих прогулках игры и аттракционы, вызвавшие наибольший интерес [3].
Для детей старшего дошкольного возраста можно также проводить досуги в сюжетной (тематической) форме с введением литературного (сказочного) героя или без него. Эти средства, по мнению Э.Я. Степаненковой, способствуют развитию интереса у дошкольников к занятиям физической культурой [4].
Ребята в данном возрасте имеют достаточно обширный диапазон знаний, умений. По этой причине в досуги включатся умственные задания, применяются компоненты арифметики, развития речи, проектирование. Вводятся задачи на развитие психологических действий.
Физкультурные досуги являются эффективным средством пропаганды физической культуры и спорта. Эти мероприятия требуют тщательной подготовки со стороны педагогического коллектива и родительской общественности, самих ребят.
Таким образом, мы считаем, что развитию интереса у старших дошкольников к занятиям физической культурой в досуговой деятельности будет способствовать включение при организации различных форм досуговой деятельности физкультурно-оздоровительной направленности специальных педагогических средств: создание проблемных ситуаций, использование игровых и соревновательных приемов.
Список использованных источников:
1. Голощекина, М. Активизация умственной деятельности на занятиях по физической культуре / М.Голощекина // Дошкольное воспитание. – 1973. - № 4. – С.81-87.Ильин, Е.П.Психология физического воспитания: педагогическое пособие для студентов/Е.П.Ильин - М.: 1987. - С. 285.
2. Григорович, И.Н. Педагогические и психофизиологические аспекты над`жности организма детей и подростков при занятиях физической культурой и спортом /И.Н.Григорович, О.А. Романова Омский институт физической культуры, Омск 1990. -С. 15-20.20
3. Семейкин, А.И. Формирование мотиваций спортивной направленности детей младших школьников/А.И. Семейкин А.И., Воробьёва Г.П. - Омск: 1996. -С. 17.
4. Степаненкова, Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/Э.Я.Степаненкова - М.: МозаикаСинтез, 2006.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от17.10.2013 года): [Электронный ресурс], 2010. – С. 9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "Повышение интереса дошкольников к занятиям физической культурой в процессе интеграции образовательных областей"
В настоящее время большинство детей дошкольного возраста, страдает гиподинамией, пониженной подвижной и физической активностью. Современные дети, сейчас очень зависимы и увлечены компьютерным миром и ...
Кластерный подход к организации спортивной площадки в ДОО как условие стимулирования интереса дошкольников к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни.
Основная идея проекта – это создание спортивной площадки (доступной в нерабочее время не только для детей, посещающих ДОО, но и детей всего микрорайона Западный в п. Агинское) по принципу класте...
УДК Кластерный подход к организации спортивной площадки в ДОО как условие стимулирования интереса дошкольников к занятиям физической культурой и здорового образа жизни МАДОУ детский сад «Ульгэр»ГО «Поселок Агинское», пгт. Агинское, Россия
Данная статья посвящена проблеме создания спортивной площадки с учетом сезонности и запросов родителей, интересов детей, социальных партнеров, для стимулирования у детей интереса к занятия...
Формирование интереса и ценного отношения к занятиям физической культуры
Формирование интереса и ценного отношения к занятиям физической культуры>>....
Формирование интереса и ценного отношения к занятиям физической культуры в дошкольном возрасте
Формирование интереса к физической культуре является актуальной проблемой современности...
Доклад "Развитие индивидуальности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО»
1Доклад на тему «Развитие индивидуальности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО»...
Статья «Формирование интереса и ценного отношения к занятиям физической культуры».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагога на физическое развитие, которое включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двига...