Программа спортивной секции "Здоровый малыш"
рабочая программа по физкультуре
Цель программы: формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни, профилактика и коррекция заболеваний опорно - двигательного аппарата детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sport_sektsiya_zdorovyy_malysh.docx | 129.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
Принята на заседании Утверждена
педагогического совета приказом по МБДОУ
протокол № 1 «ЦРР- детский сад «Сказка»
от 30.08.2019 г. от 30.08.2019 . №
ПРОГРАММА
спортивной секции «Здоровый малыш»
Инструктор по физической культуре:
Шлюшенкова А.В..
2019год
Содержание | |
1. | Целевой раздел Пояснительная записка: |
Обоснование: | |
Цель и задачи программы. | |
Основные принципы образовательной работы по физическому развитию в ДОУ: | |
Нормативная база | |
Отличительные особенности программы | |
2. | Содержательный раздел Возрастные особенности развития ребѐнка - дошкольника |
Организация физкультурно-оздоровительной деятельности | |
Режим и формы занятий: | |
Прогнозируемые результаты и способы их проверки. | |
Тематический план | |
Тематическое план по периодам: | |
Тематическое планирование: | |
Основные методы обучения: | |
Правила подбора оздоровительных и коррекционных упражнений при проведении занятий: | |
.3. | Организационный раздел Основные требования к реализации Программы: |
Материально-техническое обеспечение: |
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Сегодня жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время общество стремится к тому, чтобы все дети, начиная с раннего возраста, росли здоровыми и гармонически развитыми. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше и меньше. По данным опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и с нарушением осанки, так как эти заболевания взаимосвязаны. Плоскостопие чаще всего встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. Нередко нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное или продольно - поперечное. Наиболее часто встречающей патологией у детей дошкольного возраста является деформация свода стопы - ее уплощение. Речь идет о продольном плоскостопии, так как поперечное плоскостопие в детском возрасте встречается сравнительно редко. Плоскостопие - это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более ранним появлением болевых синдромов остеохрондроза. Дошкольный возраст - это важный период, когда закладывается основы здоровья, развиваются двигательные навыки, закаливается организм, создается фундамент физического совершенствования человеческой личности. Профессор И.А. Аршанский, более тридцати лет назад дал формулу важнейшего закона развития: ведущей системой в организме ребенка является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются в зависимости от нее. Нагружая скелетно - мышечную систему, мы не только делаем ребенка сильным и ловким, но тем самым развиваем и укрепляем его сердце, легкие, все внутренние органы. Включение в интенсивную работу скелетно - мышечной системы ведет к совершенствованию всех органов и систем -к созданию резервов мощности и прочности организма, которые, в свою очередь, и определяют меру крепости здоровья. В настоящее время идет постоянный поиск новых и совершенствование старых форм, средств и методов оздоровления детей дошкольного возраста в условиях организованных детских коллективов. Существует ряд практических работ известных авторов по профилактике плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Среди них практические пособия: Моргуновой О.Н. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ»; Анисимовой Т.Г, Ульяновой С.А. «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников»; Клюевой «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада», Лосевой В.С. «Плоскостопие у детей дошкольного возраста: профилактика и лечение», Шармановой С.Б., Федорова А.И. «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания».
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы укрепления и сохранения здоровья детей, направлена на профилактику и коррекцию функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей и является модифицированным вариантом, так как содержание обучения базируется на практических рекомендациях известных авторов, ограничено 1 годом, 36 занятиями
Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни, профилактика и коррекция заболеваний опорно - двигательного аппарата детей дошкольного возраста.
Основные задачи программы: Оздоровительные задачи:
- сохранять и укреплять здоровье детей;
- содействовать правильному и своевременному формированию физиологических изгибов позвоночника и свода стопы;
- оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;
- укреплять связочно-суставной аппарат, мышцы спины и брюшного пресса, как необходимое условие для профилактики плоскостопия и нарушения осанки;
- обучать правильной постановке стоп при ходьбе;
Развивающие задачи программы:
- развивать психофизические качества (быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость);
- двигательные способности детей (функции равновесия, координации движений);
- дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;
Воспитательные задачи программы:
- воспитывать и закреплять навык правильной осанки и стереотипа правильной походк
- корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
Основные принципы образовательной работы по физическому развитию в ДОУ
Дидактические принципы:
- Системность и последовательность;
- Развивающее обучение;
- Воспитывающее обучение;
- Учѐт индивидуальных особенностей;
- Наглядность;
- Сознательность и активность ребѐнка
Специальные принципы:
- Непрерывность;
- Цикличность;
- Последовательность наращивания тренировочного воздействия
Гигиенические принципы:
- .Сбалансированность нагрузки;
- Рациональность чередования деятельности и отдыха;
- Возрастная адекватность;
- Оздоровительная направленность;
- Личностно-ориентированное обучение и воспитание
Нормативная база
Рабочая программа предусматривает организацию и проведение работы по физическому развитию с детьми 3-4 лет. Рабочая программа составлена на основе
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
- «Об утверждении СаНПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ» (Постановление от 15.05.2013 г. ФС по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека).
- Решение Верховного Суда РФ от 04.04.2014 № АКПИ14-281 «О признании частично недействующим пункта 1.9. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СаНиН 2.4.1.3049-13, утверждѐнных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Устав МБДОУ «ЦРР- детский сад «Сказка».
- Основная образовательная программа ДОУ
Отличительные особенности программы
- Комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых способствует укреплению и сохранению здоровья детей.
- Реализация программы направлена на профилактику и коррекцию функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей.
- Наличие физиологического обоснования программы с учетом возрастных особенностей детей.
- Данная программа может применяться в любом дошкольном учреждении благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры.
- Знания, умения и навыки детей, полученные на занятиях, имеют практическую значимость.
Содержание программы базируется на теоретических и практических работах Алямовской В.Г., Тарасовой Т.А., Страковской В.Л., Лосевой В.С, Моргуновой О.Н, Клюевой М.Н, Шармановой С.Б, Анисимовой Т. Г., Ульяновой С.А. и др.
Срок реализации программы: 9 месяцев учебного года, с 1 сентября по 31 мая.
2.Содержательный раздел
Возрастные особенности развития ребѐнка - дошкольника:
У ребѐнка от 3 до 7 лет под воздействием обучения закрепляются и совершенствуются условные связи. Под воздействием физических упражнений улучшается не только физическое развитие ребѐнка, его телосложение, совершенствуется масса головного мозга. Костная система богата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко поддаются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается с 2 - 3 лет. Оно происходит постепенно в течении всего дошкольного возраста. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном и поясничном отделах спинного мозга. Физиологическое развитие позвоночника играет важную роль и влияет на формирование осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную системы. Изгиб позвоночника предохраняет скелет от травм при выполнении физических упражнений. В дошкольном детстве происходит формирование стопы. Оно начинается на первом году жизни и интенсивно продолжается с освоением ребѐнком ходьбы весь дошкольный период. В укреплении свода стопы важную роль играют физические упражнения. Развитие костной системы тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий, связочно-суставного аппарата. Мышечная система развита недостаточно: у ребѐнка раннего возраста она составляет 25% всего тела. По мере развития движения масса увеличивается. В процессе развития ребѐнка устанавливаются критические этапы совокупности морфологических и функциональных особенностей, отличных от смежных возрастов. С 3 до 7 лет выделяются третий, пятый, седьмой год жизни. В этот период происходит количественный рост, происходит перестройка функций организма. Возраст от 4 до 5 лет отличается наибольшей интенсивностью и гармоничностью физического и умственного развития. Познание особенностей психофизического развития, формирование двигательных функций позволяет сделать вывод о необходимости создания для ребѐнка возможности правильно двигаться, заложить у него основы физической культуры.
Организация физкультурно-оздоровительной деятельности
Режим и формы занятий
Общее количество занятий в год - 36 . Программа рассчитана на 1 занятие в неделю. Длительность каждого занятия - 1 час академического времени (один академический час 15-20 минут) во 2 половину дня, время не занятое образовательной деятельностью, прогулкой, дневным сном) в соответствии с требованиями СанПиНа 2.4.1.3049-13. Занятия проводятся в игровой форме. Каждое занятие объединено общим сюжетом. Это может быть «Путешествие в страну Неболейка», или «Зачем ножки малышам?», «Зима пришла», «Паровоз наш едет быстро» и т.д. В сюжет занятия вводятся задания, направленные на обучение правильной постановке стоп при ходьбе; повышение тонуса коротких мышц стоп; укрепление связочно - суставного аппарата и увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп и координации движений, развитие коммуникативных качеств и свойств личности. Занятия проводятся по общей схеме: I. Вводная часть решает задачу подготовки организма к физической работе. II. Основная часть включает в себя упражнения, обеспечивающие развитие общей и силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки для создания «мышечного корсета», корригирующие упражнения в сочетании с дыхательными. В конце основной части проводится подвижная игра, правила которой предусматривают сохранение правильной осанки. III. Заключительная часть обеспечивает постепенное направленное снижение физической активности, создание благоприятных условий для успешного протекания восстановительных процессов в организме ребенка и плавный переход к другим видам деятельности.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки. К показателям эффективности относятся:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- развитие гибкости и подвижности позвоночника, правильное формирование сводов стопы;
- укрепление связочно-суставного аппарата и мышечного корсета у детей;
- овладение навыком правильной походки;
- развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, силы, гибкости, ловкости, координационных способностей;
- умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать полученные знания и сформированные умения в изменяющихся условиях.
Тематическое план по периодам:
период | Задачи периода: | Кол-во | ||
часов | ||||
сентябрь | Диагностика, отбор детей | 4 | ||
октябрь - ноябрь | 1.Воспитание сознательного отношения к занятиям. | 8 | ||
2.Обучение навыкам принимать и фиксировать правильную осанку. | ||||
3.Обучение специальным корригирующим упражнениям. | ||||
4.Общее укрепление мышечно-связочного аппарата. | ||||
5.Развитие силы мышц (захваты и прокаты стопой предметов различной формы, сгибание - разгибание пальцев ног). | ||||
6.Создание правильного представления о нормальной постановке стоп в положении сидя, стоя, в ходьбе. | ||||
7.Обучение правильному выполнению упражнений для формирования осанки и укрепления свода стопы Обучение | ||||
массажу стоп мячами - массажерами. | ||||
1. | Совершенствование навыка правильной осанки и выработка стереотипа правильной походки | 12 | ||
2 | Развитие гибкости и подвижности позвоночника. | |||
3. | Обучение упражнениям, укрепляющим мышечный корсет с применением гимнастического инвентаря | |||
декабрь - февраль | (гимнастические палки, мячи, обручи, мячи - массажеры и т.д.). | |||
4 | Укрепление мышц голеностопного сустава и стопы. | |||
5. | Развитие силы стопы (упражнения выполняются в исходном положении стоя, добавляется ходьба на носках, на | |||
наружном своде стопы) | ||||
1 | Укрепление мышц ног и верхнего плечевого пояса с применением наклонной доски, массажеров, с использованием | 12 | ||
упражнений: покачивание на носках, ходьба на носках на месте, ходьба с высоким подниманием колена, бег на месте | ||||
март - май | на носках, прыжки на двух ногах с продвижением вперед по амортизирующему покрытию (матах). | |||
2 | Развитие общей и силовой выносливости. | |||
3 | Формирование навыка рациональной техники ходьбы, бега и прыжков. | |||
4 | Закрепление достигнутых навыков стереотипа правильной осанки и походки. | |||
Всего: | 36 | |||
Тематическое планирование
Мотивация | Ходьба | Бег | Оздоровительная физкультура | Равновесие | Ползание, подлезание, пролезание, лазанье | Прыжки, метание, катание, бросание, прокатывание | Игры | |||||||||||||||
Диагностика и отбор воспитанников (сентябрь) | ||||||||||||||||||||||
октябрь | 1 неделя | «Малышок открывает сундучок» | Обычная со сменой направления движения, по камешкам | Легкий бег по кругу; по ограниченной плоскости (по дорожке) | Упражнения в положении сидя релаксация | Ходьба по шнуру, катание на мяче, с сохранением правильно осанки | Ползание на четвереньках (по-медвежьи) | Прыжки по узкой дорожке на двух ногах | «Бездомный заяц» | |||||||||||||
«Путешествие в | шеренгой с одной | бег обычный; | упражнения в | ходьба по | перелезание | прыжки через | «Догони» | |||||||||||||||
октябрь | 2 неделя | страну | стороны площадки | с захлестом; | положении стоя. | наклонной доске | через | косички | ||||||||||||||
Неболейка» | на другую; | врассыпную; | Захват и подъем с | гимнастическую | ||||||||||||||||||
с высоким | с | нахождением | пола мелких | скамейку | ||||||||||||||||||
подниманием | места в колонне; | предметов. | ||||||||||||||||||||
колен; | ||||||||||||||||||||||
«Стройная | с разным | бег обычный; | упражнения без | ходьба с мешочком | подлезание под | катание мяча друг | «Котята и | |||||||||||||||
спина» | положением рук; | врассыпную; | предметов в | на голове | шнур на | другу | щенята» | |||||||||||||||
октябрь | 3 неделя | приставным шагом | положении лежа | четвереньках | ||||||||||||||||||
боком; | ||||||||||||||||||||||
со сменой темпа | ||||||||||||||||||||||
движения; | ||||||||||||||||||||||
по - кошачьи (тихо, | ||||||||||||||||||||||
мягко) | ||||||||||||||||||||||
октябрь | 4 неделя | «Держи | с разным | бег по кругу; | упражнения с мячом. | ходьба по | пролезание в | прыжки из обруча | «Самолетик- | |||||||||||||
осанку» | положением рук; | со | сменой | «Ласковая кошечка», | наклонной | обруч | в обруч | самолет» | ||||||||||||||
приставным | направления | «Кошечка злится» | поверхности вверх | «Ловкие ноги» | ||||||||||||||||||
шагом; | движения; | и спуск вниз | ||||||||||||||||||||
ноябрь | 1неделя | «Зачем ножки | обычная | бег друг за другом: | упражнения без | ходьба по | пролезание в | прокатывание | «Ловишки с | |||||||||||||
малышам?» | змейкой; | «полетный бег» | предметов | ребристой доске, | туннель на | мяча вперед и бег | ленточками» | |||||||||||||||
с разным | (широким шагом) | между кубиками | четвереньках | за ним | ||||||||||||||||||
положением рук; | ||||||||||||||||||||||
«Пусть будут | обычная; | врассыпную; | упражнения, сидя на | ходьба по | пролезание в | прокатывание | «Кто быстрее» | |||||||||||||||
2 неделя | здоровы наши | с | высоким | бег обычный; | стуле | наклонной | обручи с одной | мяча по дорожке | ||||||||||||||
ноябрь | ножки» | подниманием | беседа"Правила | плоскости | стороны на | |||||||||||||||||
колен; | гигиены ног"; | другую | ||||||||||||||||||||
скрестным шагом; | массаж ног | |||||||||||||||||||||
ходьба | по | |||||||||||||||||||||
камешкам; | ||||||||||||||||||||||
«Мы не малые | обычная; | легкий | бег | на | упражнения без | ходьба на | лазанье по | прыжки через | «Зайцы в | |||||||||||||
3 неделя | ребята, а | с перешагиванием | носочках | предметов. | четвереньках, | гимнастической | веревку | огороде» | ||||||||||||||
ноябрь | веселые | через кубики; | подталкивая перед | лестнице, не | ||||||||||||||||||
котята» | по ребристой | собой мяч головой | пропуская реек | |||||||||||||||||||
доске, руки в | ||||||||||||||||||||||
стороны; | ||||||||||||||||||||||
врассыпную; | ||||||||||||||||||||||
4 неделя | «Веселые | обычная; | бег друг за другом | упражнения без | ходьба по | ползание по | метание «шишек» | «Найди себе | ||||||||||||||
ноябрь | туристы» | по | дорожке; | предметов Приемы | ограниченной | скамейке на | вдаль | пару» | ||||||||||||||
здоровья; | самомассажа | поверхности с | четвереньках по- | |||||||||||||||||||
по канату | мешочком на | медвежьи | ||||||||||||||||||||
голове | ||||||||||||||||||||||
«Зима пришла» | на носках; | бег в среднем темпе | комплекс | ходьба по шнуру, | ползание на | прыжки через 4-5 | «В гости к | |||||
декабрь | 1 неделя | на пятках; | «Зимняя зарядка» | приставляя пятку | животе по | кубиков. «Поймай | Мишке» | |||||
с | высоким | одной ноги к носку | гимнастической | снежок» - | ||||||||
подниманием | другой | скамейке | бросание мяча | |||||||||
колена; | вверх и его ловля. | |||||||||||
«Мы малыши - | по корригирующим | бег в колонне по | упражнения с | ходьба по скамейке. | пролезание в | прыжки с разбега | «Мы веселые | |||||
декабрь | 2 неделя | крепыши» | дорожкам; | одному | гантелями. Захват и | обруч | через планку | ребята» | ||||
гусиным шагом; | перекладывание | |||||||||||
на носках; | пальцами карандашей. | |||||||||||
на пятках; | ||||||||||||
«Идем за | на носках; | легкий бег | упражнения со | ходьба на носках, с | пролезание под | метание | «Вдоль по | |||||
елочкой | на пятках; | снежинками | перешагиванием | дугами | «снежков» в | улице метелица | ||||||
3 неделя | лесной» | на внешней | через предметы, по | горизонтальную | метет», | |||||||
стороне стопы; | камешкам | цель | «Заморожу» | |||||||||
декабрь | с высоким | |||||||||||
подниманием | ||||||||||||
бедра; | ||||||||||||
семенящим шагом; | ||||||||||||
«В лес на | обычная; | легкий бег | упражнения без | ходьба с высоким | подлезание под | прокатывание | «Стройная | |||||
4 неделя | новогоднюю | широким шагом; | предметов | подниманием колен | веревку. | головой мяча | елочка» | |||||
елку» | с | высоким | вперед. Бросание | «Чем | ||||||||
декабрь | (итоговое) | подниманием | мяча двумя | украшена | ||||||||
колен; | руками из-за | елка?» | ||||||||||
на носках; | головы. | |||||||||||
змейкой; | ||||||||||||
«А на улице | обычная; | обычный бег | упражнения без | ходьба по | «Катаемся на | прыжки на двух | «Пятнашки | |||||
1 неделя | зима» | широким шагом; | предметов | намеченной линии с | саночках» - | ногах на месте и с | снежками» | |||||
январь | на носках; | приставлением | ползание на | продвижением | ||||||||
с высоким | пятки к носку | животе по | вперед. Катание | |||||||||
подниманием | гимнастической | круглого | ||||||||||
бедра «через | скамейке | предмета. | ||||||||||
сугробы» | ||||||||||||
«Льдинки, | обычная; | Бег врассыпную | упражнения с | ходьба по | ползание | перебрасывание | «Пингвины на | |||||
ветер и мороз» | на носках; | ленточками | гимнастической | под | мяча от груди | льдине» | ||||||
январь | 2 неделя | в приседе; | скамейке с | гимнастическим и | через веревку | |||||||
по степам; | перешагиванием | палками, | ||||||||||
с | перешагиванием | через кубики. | положенными на | |||||||||
через кубики; | кубы | |||||||||||
с | кольцом | на | ||||||||||
голове; |
«В лесу» | с высоким | обычный бег; | упражнения без | ходьба по следовой | «Медвежата | «Белки шишками | «Заинька» | |||||
январь | 3 неделя | подниманием | врассыпную | предметов. | дорожке | катаются» - | играли» - метание | |||||
колен; | Захватывание и | ползание на | шишек вдаль | |||||||||
след в след; | бросание мелких | животе по | ||||||||||
на пятках; | предметов стопами | гимнастической | ||||||||||
ног. | скамейке | |||||||||||
«Дикие звери» | широким и мелким | бег змейкой; | упражнения с | ходьба по канату | лазанье по | спрыгивание с | «Хитрая лиса» | |||||
4 неделя | шагом; | обычный бег | различными | приставным шагом | гимнастической | предметов | ||||||
январь | на наружных краях | предметами | лестнице, не | высотой 20-30 см. | ||||||||
стопы; | пропуская реек | |||||||||||
на носках; | ||||||||||||
по ребристой | ||||||||||||
доске; | ||||||||||||
«Паровоз наш | друг за другом; | обычный бег; | упражнения с | ходьба по канату | пролезание в | прыжки через | «Найди свое | |||||
февраль | 1 неделя | едет быстро» | на носках; | с захлестом; | гимнастической | прямо и боком | обруч. | канат справа и | депо» «Надуй | |||
с | изменением | палкой | слева на двух | шарик» | ||||||||
направления | ногах. | |||||||||||
движения; | ||||||||||||
змейкой; | ||||||||||||
«Морское | ходьба на месте; | бег по кругу; | упражнения без | ходьба и спуск по | пролезание в | бросание и ловля | «Моряки и | |||||
февраль | 2 неделя | царство» | по ребристой | с | высоким | предметов | наклонной доске | трюм ( в обруч) | мяча | акула» «Буря в | ||
доске; | подниманием колен; | стакане» | ||||||||||
по камешкам; | ||||||||||||
по | ||||||||||||
массирующим | ||||||||||||
коврикам; | ||||||||||||
«Остров | на носках | бег по кругу; | упражнения с мячом; | ходьба через | ползание по - | прокатывание | «Прямые | |||||
февраль | 3 неделя | здоровья» | на пятках; | приставным шагом; | релаксация» «Ровная | пенѐчки с высоким | пластунски | мяча «Прокати и | спинки» | |||
по дорожкам | спина | подниманием колен | догони» | |||||||||
здоровья; | (высота 10 см) | |||||||||||
с восстановлением | ||||||||||||
дыхания; | ||||||||||||
«Мой веселый | обычная; | бег в колонне по | упражнения с мячом; | ходьба по следам с | ползание на | бБросание и ловля | «Веселый | |||||
февраль | 4 неделя | звонкий мяч» | по следам; | одному змейкой; | массаж стоп | сохранением | четвереньках с | мяча | мяч» | |||
на носках; | врассыпную; | «Поиграем ножками» | правильной осанки | толканием мяча | ||||||||
на пятках; | под дугу | |||||||||||
«Волшебные | ходьба обычная | легкий бег; | упражнения с | ходьба приставным | ползание по | прыжки из обруча | «Соберем | |||
игрушки» | со сменой | бег приставным | погремушками | шагом по нижней | наклонной доске | в обруч | погремушки в | |||
март | неделя | направления | шагом | планке | оркестр» | |||||
движения; | гимнастической | |||||||||
на носках; | стенки | |||||||||
1 | на пятках; | |||||||||
по ребристой | ||||||||||
доске; | ||||||||||
«Дружные | обычная; | легкий бег; | упражнения с | ходьба боком | ползание на | перебрасывание | «Веселые | |||
2 неделя | ребята» | на носках; | бег приставным | веревкой Релаксация | приставным шагом | животе по | мяча через | ребята» | ||
на пятках; | шагом | «Осанка» | по шнуру | гимнастической | веревку двумя | |||||
март | на внешней | скамейке | руками от груди | |||||||
стороне стопы; | ||||||||||
«Озорные | обычная; | легкий бег друг за | упражнения с | ходьба по | подлезание под | катание мяча по | «Медведь» | |||
3 неделя | медвежата» | на внешней | другом | гимнастической | ребристой доске | дугу | прямой линии | |||
стороне стопы; | палкой. | |||||||||
март | с высоким | Оздоровительный | ||||||||
подниманием ног; | массаж. | |||||||||
«Быть | обычная, | бег в разных | упражнения с обручем | ходьба по | ползание по | прыжки вверх с | «Мышеловка» | |||
4 неделя | здоровыми | приставным шагом | направлениях с | комбинированной | скамейке на | места, с | ||||
хотим» | в сторону; вперед; | ловлей и | дорожке | ладонях и коленях | доставанием | |||||
март | (итоговое) | назад; | увертыванием | предмета. | ||||||
на носках; | Бросание и ловля | |||||||||
на пятках. | мяча. | |||||||||
«В космос | на носках; | врассыпную; | упражнения с | ходьба с внезапной | пролезание в | прыжки из обруча | «Космонавты » | |||
апрель | 1 неделя | полететь | на пятках; | легкий бег вокруг | гантелями | остановкой | обруч на | в обруч | ||
готовы? Значит, | на месте | макета; | четвереньках | |||||||
будем все | ||||||||||
здоровы!» | ||||||||||
«Весеннее | на носках; | бег обычный; | упражнения с | ходьба с мячом по | влезание на | бросание мешочка | «Ловишка, | |||
2 неделя | солнышко» | на пятках; | змейкой; | длинными лентами | гимнастической | наклонную | через веревку. | бери ленту» | ||
апрель | наружной стороне | доске | лесенку | «Найди и | ||||||
стопы; | промолчи» | |||||||||
с хлопками; | ||||||||||
«Учимся быть | ходьба обычная; | бег с одной | упражнения без | ходьба по | влезание на | ловля мяча | «Кошка и | |||
3 неделя | здоровыми и | с разным | стороны | предметов | кирпичикам | наклонную | брошенного | котята» | ||
апрель | красивыми» | положением рук; | площадки на | танцевальные | лесенку | воспитателем | ||||
змейкой; | другую | движения | ||||||||
апрель | 4неделя | «Веселый | обычная; | легкий бег; | упражнения без | ходьба по кругу со | подлезание под | подпрыгивание в | «У медведя во | |
зоопарк» | на внешней | широким шагом; | предметов; | сменой | дугу | высоту с | бору» | |||
стороне стопы; | мимическая | направления | доставанием | |||||||
гимнастика «Зверята» | движения | предмета. | ||||||||
май | «Новые | на носках; | боковой галоп; | упражнения с | ходьба приставным | ползание по | метание мешочков | «Догони, | ||
неделя | приключения | на пятках; | бег спиной вперед; | флажками | шагом по веревке | гимнастической | в круг. | убеги» | ||
Буратино» | с разным | обычный | скамейке (на | |||||||
1 | с ускорением и | коленях) | ||||||||
замедлением | ||||||||||
«Цветочное | с высоким | обычный бег | упражнения с разными | ходьба по | подлезание под | бросание мячей | «Стрекоза» | |||
царство» | подниманием | врассыпную | предметами. | массажным | дугу, не касаясь | из-за головы | ||||
неделя | колен; | релаксация | дорожкам | руками пола | ||||||
приставным | ||||||||||
шагом; | ||||||||||
2 | в полуприседе; | |||||||||
на наружных | ||||||||||
май | ||||||||||
сводах стоп; | ||||||||||
на носках | ||||||||||
«Со спортом | с мешочком на | бег друг за другом. | упражнения с мячом. | хдьба по наклонной | подлезание под | прыжки вверх с | «Кошка и | |||
дружить - | голове; | доске. | дуги | зажатым мячом | мышата» | |||||
неделя | здоровыми | по дорожкам | между коленями | |||||||
быть!» | здоровья; | |||||||||
3 | высоким | |||||||||
май | подниманием | |||||||||
колен. | ||||||||||
«Расшумелась | обычная; | обычный | упражнения с | Проведение плантографии | «Через кочки и | |||||
май | 4неделя | детвора» | на наружных; | мешочком | пенѐчки» | |||||
(итоговое) | сводах стоп; | |||||||||
на носках; | ||||||||||
Основные методы обучения:
Методы обучения | Приемы, как части метода, дополняющие и конкретизирующие его | Цель | ||
1. | Наглядный | 1. | Наглядно - зрительные приемы: | Создает зрительное слуховое, мышечное |
метод | показ физических упражнений; | представление о движении | ||
использование наглядных пособий (использование фотографий,таблиц и т.д.); | ||||
имитация (подражание); | ||||
зрительные ориентиры (предметы, разметка поля); | ||||
2. | Наглядно- слуховые приемы (музыка, песни). | |||
3. | Тактильно - мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя). |
2. | Словесный | объяснение; | Обращен к сознанию детей, помогает |
метод | пояснение; | осмысленно поставить двигательную | |
указание; | задачу, раскрыть содержание и структуру | ||
напоминание; | движения. | ||
подача команд, распоряжений, сигналов; | |||
вопросы к детям; | |||
оценка; | |||
образный сюжетный рассказ; | |||
беседа; | |||
словесная инструкция; | |||
3. | Практический | повторение упражнений с изменениями и без изменений; | Закрепляет на практике знания, умения и |
метод | массаж; | навыки в основных движениях, | |
проведение упражнений в соревновательной форме; | способствует созданию мышечных | ||
представлений о движении. | |||
4. | Игровой | проведение упражнений в игровой форме; | Способствует дальнейшему росту |
метод | использование подвижных игр; | физических возможностей детей, усвоению | |
организация двигательной деятельности детей в соответствии с игровым сюжетом; | более сложных двигательных действий, | ||
овладение их техникой. |
Правила подбора оздоровительных и коррекционных упражнений при проведении занятий:
Требование бережного отношения к состоянию опорно - двигательного аппарата ребенка необходимо учитывать при обучении технике основных видов движений: ходьбе, беге, прыжков, метании и выполнении общеразвивающих упражнений. Методика профилактико - коррекционных занятий предусматривает выполнение следующих правил.
Подбор и выполнение комплекса оздоровительной гимнастики, обучение основным видам движений должны реализовываться в щадящем режиме для шейного и поясничного отделов позвоночника. Этот режим предусматривает:
- исключение упражнений, связанных с перезагибанием в шейном отделе позвоночника в переднее - заднем направлении;
- выполнение упражнений на развитие гибкости должно совершаться за счет медленных и плавных потягиваний; необходимо избегать резких сгибаний и разгибаний в суставах верхних и нижних конечностей;
- упражнения для туловища, связанные с наклонами, должны выполняться с соблюдением фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскости.
- для исключения гипоксии мозга следует избегать исходных положений, в которых возможна задержка дыхания и натуживание; это в первую очередь касается упражнений на развитие силы.
Примером выполнения перечисленных правил могут служить наклоны головы в стороны: медленные наклоны головой в правую (левую) сторону. Задержаться в этом положении на 30 сек. (от 3 до 5 глубоких дыхательных движений).
1. | Объект управления | Целостный процесс практико - ориентированного обучения детей | ||
2. | Цель обучения | Формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни, профилактика и коррекция заболеваний | ||
опорно - двигательного аппарата детей дошкольного возраста. | ||||
3. | Стиль обучения | Личностно - ориентированный с доминированием организационной и стимулирующей функцией, демократический стиль. | ||
4. | Мотивационно - смысловые позиции | Педагога | Обучаемых: | |
открытость; | личная мотивированность на образовательную деятельность. | |||
диалог; | ||||
содействие; | ||||
сотрудничество; |
обеспечение условий решения проблем ребенка | ||||
5. | Характер организации | Превалирование специальных и общих методов профилактики коррекции нарушений осанки и плоскостопия | ||
образовательной деятельности | ||||
6. | Характер и формы педагогического | Субъект - субъектные отношения, партнерское взаимодействие в разработке и достижении цели. | ||
взаимодействия и отношения | ||||
7. | Контроль и оценка | Ориентация на личностную и оздоровительную ценность результатов образовательного процесса. Сравнение успехов ребенка с | ||
предыдущим уровнем его навыков и умений. | ||||
3.Организационный раздел
Основные требования к реализации Программы:
Требования к режиму работы:
Занятия по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят: для 1 раз в неделю продолжительностью: для детей среднего возраста - не более 20 мин., для детей старшего возраста - не более 25 мин. Количество детей в группе до 15 человек. Во время организации оздоровительного процесса соблюдается режим, нормы и правила охраны жизни и здоровья детей.(Инструкция «По охране труда для инструктора по физической культуре») Дети занимаются в спортивной форме босиком.
Требования к взаимодействию сотрудников:
- Оптимизация двигательного режима в дошкольном учреждении;
- Профилактика заболеваний опорно - двигательного аппарата;
- Обеспечение единообразия требований педагогов и родителей в процессе воспитания детей;
- Педагогический контроль за положением тела во время режимных моментов;
- Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;
- Обеспечение условий для овладения детьми жизненно важными двигательными навыками .
Требования к предоставлению информации:
- Информация о посещении занятий детьми содержится в «Журнале учета посещаемости занятий детьми». На его основе делается анализ о числе и датах пропущенных занятий.
- Информация о деятельности регулярно доводится до сведения родителей.
- В сентябре-октябре на первом собрании проходит ознакомление родителей с программой дополнительного образования, с расписанием занятий, заключаются договора и составляются заявления;
- Далее встречи с родителями организуются в середине и после учебного года.
Материально-техническое обеспечение
Обеспечение:
Для ходьбы, | Куб деревянный, ребро 10 см |
бега, равновесия | Шнур длинный, длина 150 см, диаметр 2 см |
Обруч большой, диаметр 95—100 см | |
.Бревно гимнастическое напольное, длина 240 см, ширина верхней поверхности 30 см, высота 15 см | |
Доска гладкая с зацепами, длина 250 см, ширина 20см, высота 3 см | |
Доска с ребристой поверхностью, длина 150 см, ширина 20 см, высота 3 см | |
Дорожка-змейка (канат), длина 600 см, диаметр 3 см | |
Коврик массажный, 75 х 70 см | |
.Мяч-попрыгунчик, диаметр 50 см | |
Для прыжков | Обруч малый, диаметр 50—55 см |
.Шнур короткий, длина 75 см | |
Мат гимнастический, длина 200 см, ширина 100 см, высота 7 см | |
Для катания, | .Кегли (шт) |
бросания, ловли | Мешочек с грузом малый, масса 150—200 г |
Мяч резиновый, диаметр 10 см | |
.Шар цветной (фибролластиковый), диаметр 20—25 см | |
Дуги, высота 40 см, 50 см | |
Гимнастическая стенка | |
Гимнастическая скамейка | |
Для обще- | Кольцо пластмассовое, диаметр 14см |
развивающих | Лента цветная (короткая), длина 50 см |
упражнении | Мяч массажный, диаметр 8—10 см |
Палка гимнастическая короткая | |
Флажок | |
Погремушки | |
Кубики | |
Гантели полые детские | |
Обручи, диаметр 50—55 см | |
Для | Горка наклонная сборная |
профилактики и | Ящик с камешками |
коррекции | Дорожка здоровья |
плоскостопия | Дорожка со следочками |
Массажеры роликовые | |
Мелкие предметы | |
Палочки разных диаметров | |
Платочки | |
Для | .Магнитофон |
музыкального | |
сопровождения | Бубен |
Методические пособия: | |
Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в условиях детского сада. / авт.сост. Клюева МН. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007 | |
Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. | |
Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата) / авт. сост. Козырева О.В.- 2- е изд. - М.: Просвещение, 2005. | |
Лечебная физкультура и массаж Методики оздоровления детей дошкольного возраста. Практическое пособие/Г.В. Каштанова, Е.Г . Мамаева, О.В. Сливина, Т.А. Чуманова; под | |
общей редакцией Г.В. Каштановой. -2 -е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2007. | |
Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005. (Приложение к | |
журналу «Управление ДОУ»). | |
Лосева В.С. Плоскостопие у детей: профилактика и лечение. - М.: ТЦ Сфера, 2007. | |
.Здоровячок. Система оздоровления дошкольников /авт.сост. Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. - Воронеж, 2007. | |
Алямовская В.Г.Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий спортивного развлечения «Малыши поздравляют Защитников Отечества»
Познакомить с Государственным праздником — Днем защитника Отечества;- Воспитывать доброе отношение к папе.- Развивать физические качества — быстроту, силу, выносливость.- Воспитывать доброжелательное ...
Программа спортивного кружка "Здоровый малыш"
Данная программа предусматривает расширение индивидуального двигательного опыта ребенка, основана на повышение интереса детей к занятиям физической культурой и спортом. Используемые разнооб...
Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей»
Программа на овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....
Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей» (средний возраст)
Программа на овладение детьми среднего возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Малыши - крепыши»
Актуальностью данной программы является то, что в дошкольном возрасте свод стопы и осанка имеют неустойчивый характер и поддаются изменениям, как в худшую, так и в лучшую сторону в зависимости от физи...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Английский для малышей»
Цели обучения английскому языку – проникновение в языковую среду английского языка, установление контакта, умение общаться на бытовые темы на иностранном языке....