Подвижные игры для детей первой младшей группы
материал по физкультуре (младшая группа)

Малышева Екатерина Вячеславовна

Подвижная игра важна для маленького ребенка, так как она развивает все физические качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека подвижных игр781.17 КБ

Предварительный просмотр:

Бег

Младшая группа (2-3 лет)

  1. Бег стайкой на расстояние до 10м
  2. Бег в разных направлениях небольшими группами и всей группой
  3. Бег за предметом или с ним
  4. Бег в колонне небольшими группами и всей группой
  5. Бег по кругу
  6. Бег между двумя линиями
  7. Бег в медленном темпе 30-40с

Подвижные игры и упражнения

«Догони мяч»

 Воспитатель катит или бросает мячи и предлагает их догнать и принести обратно. Количество мячей должно соответствовать числу играющих.  Начинать с небольшого расстояния (примерно 3-4м) и затем постепенно его увеличивать до 6-7 м

Задача: учить бегать в разных направлениях.

«БЕГИТЕ КО МНЕ»

 Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты. Воспитатель отходит к противоположной стене и говорит «бегите ко мне!». Дети бегут к воспитателю. Воспитатель приветливо их встречает. Затем он переходит на другую сторону площадки и говорит «бегите ко мне!» На слова воспитателя «Бегите домой!» дети садятся на стульчики и отдыхают.

 Задачи: Учить детей действовать по сигналу. Упражнять в ходьбе и беге в прямом направлении.

Правила: Бежать к воспитателю только после слов «Бегите ко мне!»

Дети бегут к стульям и садятся только после слов «Бегите домой!»

Варианты: Вначале дети могут занимать любой стул, а затем находить свое место. Внести колокольчик. Позвонить, сигнал «Побежали!».

 «ВОРОБЫШКИ И АВТОМОБИЛЬ»

. Границы площадки отмечаются флажками. На одном конце площадки на скамейках воробушки. На другом конце обозначается место для автомобиля – гараж. Автомобиль – воспитатель. «Воробушки вылетают из гнезда!» - говорит воспитатель, и дети начинают бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны. Появляется автомобиль. Воробушки пугаются и улетают в гнезда. Автомобиль возвращается в гараж. 

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге в разных направлениях и прыжках

Правила: Нельзя убегать за границы площадки, вылетать из гнезда только по сигналу воспитателя. Возвращаться в гнезда при появлении автомобиля.

Варианты: Детям, изображающим в игре автомобили, дать в руки руль или флажки. Воробушки могут помещаться в гнездышках - кружочках, начерченных на земле. Воробушки могут стоять на скамеечках и спрыгивать с них.

Бегают на полянку. Собирают «грибы и ягоды», танцуют

«ДОГОНИТЕ МЕНЯ!»

Дети сидят на стульях на одной стороне площадки. «Догоните меня!» - предлагает воспитатель и бежит к противоположной стороне площадки. Дети бегут за воспитателем, стараясь его поймать. Затем воспитатель говорит «догоните меня!», и бежит в противоположную сторону. Дети снова его догоняют. После двух раз дети садятся на стулья и отдыхают, затем продолжают игру.

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, двигаться в коллективе, не толкаясь. Упражнять детей в беге в прямом направлении

 Правила: Бежать за воспитателем только после сигнала «Догоните меня!».

Варианты: Внести мягкую игрушку и догонять ее. Убегать от игрушки.


«ПТИЧКИ В ГНЁЗДЫШКАХ»

С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» - и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!» - говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется.

 Задачи: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;

приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Правила: не толкаться, помогать друг другу вставать в обруч, использовать всю площадь, выделенную для игры.

Варианты: разложить 3-4 больших обруча – «в гнезде живёт несколько птиц». На сигнал: «Полетели птицы в гнёзда» - дети бегут, в каждый обруч встают 2-3 детей.

«Самолеты»

Дети располагаются на одной стороне площадке, воспитатель, находиться в середине, показывает движение, которое малыши повторяют. Вращают руками перед грудью- заводят мотор, поднимают руки в стороны и покачивают ими- проверяют крылья самолета и после этого разбегаются по площадки в разных направлениях. По сигналу «на посадку» летят на аэродром.

«Машины»

Каждый ребенок получает по обручу. Дети бегают по площадке, поворачивая обручи – рули вправо и влево, стараясь не мешать друг другу.

«Бегом по дорожке»

По краям площадки обозначить две линии на расстоянии 50 см одна от другой. По этой дорожке дети бегут друг за другом, сохраняя правильное направление (сначала по 8-10 детей, а затем и всей группой)

«Жуки»

По сигналу воспитателя «жуки полетели» дети бегают по площадке в разных направлениях. По сигналу «жуки упали» ложатся на спину и делают свободные движения рук и ног – барахтаются.

«Курочка хохлатка»

Воспитатель ходит с детьми по площадке и говорит:

«Вышла курочка –хохлатка

С нею желтые цыплятки,

Квохчет курочка: «КО, ко, не ходите далеко».

Появляется кошка (эту роль выполняет один из детей), воспитатель говорит:

«На скамейки у окошка улеглась и дремлет кошка

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет»

Кошка встает и бежит за цыплятами, которые убегают в противоположном от нее в сторону- в дом. Воспитатель защищает цыплят, разводит руки в стороны и говорит:

«Уходи кошка, не дам тебе цыплят»


Метание, катание, бросание и ловля

Первая младшая группа (2-3 года)

  1. Катание мяча с горки или ската и бег за ним;
  2. Катание мяча воспитателю двумя руками из положения сидя или стоя;
  3. Катание мяча друг другу с расстояния 1 -1,5 м;
  4. Бросание мяча двумя руками снизу вперед и вверх;
  5. Бросание мяча от груди двумя руками вперед;
  6. Бросание мяча воспитателю;
  7. Ловля мяча от воспитателя с расстояния до 1 м;
  8. Бросание большого мяча двумя руками через веревку;
  9. Бросание маленького мяча одной рукой через веревку, натянутую на уровне поднятой руки ребенка с расстояния 1-1, 5м;
  10. Метание большого мяча двумя руками снизу в горизонтальную цель;
  11. Метание маленького мяча или мешочка с песком правой и левой рукой в горизонтальную цель (корзину, ящик)с расстояния 100 -125 см;
  12. Метание мячей или мешочков с песком вдоль правой и левой руки;
  13. Метание маленького мяча с расстояния до 1м в вертикальную цель, находящуюся на уровне глаз ребенка.

Подвижные игры и упражнения

«ВЕРЕВОЧКА»

 Цель игры: учить ребенка бросать мяч двумя руками вперед-вверх способами снизу, от груди, сверху, из-за головы.

Содержание: на одной стороне комнаты на расстоянии 0,6-1,5 м (при обучении броску сверху и из-за головы) и на расстоянии 1-1,5 м (при обучении броску снизу и от груди) от натянутой веревки на цветных кружочках (у шнура, полоски пластыря) располагаются дети. В руках у каждого по мячу (мячи среднего диаметра 12-15 см). В соответствии со стихотворным текстом, произносимым воспитателем, они вместе выполняют упражнение.

«ПРОКАТИ МЯЧ»

Дети садятся на пол в круг или полукругом. Воспитатель прокатывает мяч каждому ребенку по очереди. Дети ловят мяч, затем возвращают его.

«Подбрось повыше» (игры с бросанием и ловлей)

Дети становятся в круг, так чтобы не сковывать движения друг друга. У каждого в руках мяч. Упражнение состоит в том, чтобы постараться подбросить мяч как можно выше.

«Прокати обруч» (игры с бросанием и ловлей)

Ребенок, стоя лицом к воспитателю на расстоянии трех – четырех шагов от него и держа обруч, катит его воспитателю, а затем ловит обруч, направленный воспитателем.

«ПИРАМИДКА»

Цель игры: развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении).

Содержаниеиз 3-4 пластиковых кубиков строится пирамидка. Малыши, с обозначенного места (цветной кружок или шнур) на расстояния 1,5 м., прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить пирамидку из кубиков.

   Следить, чтобы дети энергично отталкивали мяч двумя руками, а не подбрасывал его вперед-вверх. Перед тем как оттолкнуть мяч, приучать  детей смотреть на пирамидку. После попадания, предложить малышам самостоятельно составить пирамидку.

«ЛОВИ МЯЧ»

Дети стоят полукругом, воспитатель с мячом напротив на расстоянии 1м. Называя ребенка, бросает ему мяч. Тот ловит и перебрасывает мяч воспитателю, стараясь точно его направить.

Правила: ловит мяч названный воспитателем ребенок, бросает мяч двумя руками одновременно снизу или от груди.

«СНЕЖКИ»

Цель игры: развивать мелкую моторику рук, укреплять мышцы пальцев, учить бросать малый мяч вдаль.

Содержание: показать детям мягкие мячики и предложить слепить из них "снежки": "А давайте мы сейчас слепим снежные комочки". Сжимая мячик между ладонями, показать, как лепить "снежок": "Смотрите комочек мягкий, я могу его сжимать ладошками: вот так – вот так!" Дети повторяют движения. "Ну, покажите, какой "снежок" у вас получился. Какие хорошие у вас"снежки"! Молодцы! Давайте еще слепим". – дать возможность детям слепить еще 3 комочка. "А теперь бросайте "снежки" мне, я буду их ловить!" Дети бросают мячи-комочки одной рукой. Воспитатель делает вид, что ловит "снежки", но поймать или удержать их не может: "Как много "снежков". Я их и поймать не смогла! Давайте соберем "снежки" и снова поиграем". Воспитатель с детьми собирают мячи и игра повторяется.

Совет: напоминать детям, чтобы они с усилием нажимали на мяч во время лепки "снежка" и чтобы у них сверху оказывалась по очереди то правая, то левая ладошки. Предложить просто помять мяч пальцами рук.

«БРОСЬ ЧЕРЕЗ ВЕРЕВОЧКУ»

На высоте примерно 1м от земли натягивают веревку. На расстоянии 1-,5м перед ней чертится линия или кладется шнур. Около него лежат 3-4 мяча (диаметр 12-15 см). 3-4 детей подходят к шнуру, берут двумя руками мячи и бросают их из-за головычерез веревку. Догоняют их и возвращаются обратно.

Правила: бросать всем одновременно по сигналу воспитателя а так же бежать за мячами; пробегая над веревкой , наклонится что бы ее не задеть 

«КОРЗИНКА»

Цель игры: развивать глазомер, ловкость, координацию движений при метании в горизонтальную цель.

Содержание: поставить корзину (таз, коробку) на пол и на расстоянии 60–150 см от нее по кругу выложить круг из длинного шнура. Встав у обозначенного места (шнур), воспитатель показывает детям, как можно забросить мячи в корзину: "Посмотрите, как я умею! Хотите тоже поиграть?"

Дети становятся на круг или в любом месте около шнура. Взрослый кладет перед ними на пол коробочку мячами и вместе с детьми, чтобы малыши видели движения, которые воспитатель сопровождает словами:

Мяч одной рукой возьмем
Наклоняются и берут по одному мячу.
И к плечу поднимем.
Поднимают руку с мячом вверх к плечу.
На корзину поглядим.
Смотрят на корзину.
Мяч в корзину кинем.
Бросают мяч в корзину одной рукой.

Сначала дети бросают мячи правой, а потом левой рукой (по 2–3 шт. каждой). Затем собирают брошенные мячи коробку, и игра повторяется.

Варианты игры:Чтобы сохранить интерес ребенка к игре можно использовать для метания:

Кубики, маленькие мягкие игрушки, которые так же забрасываются в корзину, таз или коробку; разноцветные мешочки, наполненные любой крупой (гречкой, рисом и т.п.) весом 70– 100 граммов. Такие мешочки можно бросать в большой обруч или в круг, выложенный из шнура.


«ДЕТСКИЙ БОУЛИНГ»

Цель игры: развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении), развивать зрительно-двигательную координацию, общую моторику.

 Содержание: расположить кегли треугольником, как в настоящем боулинге. Отойти на несколько шагов и веревкой или лентой отметить линию. Пусть дети встанут за ней. Взять мяч и покажите, как нужно сбивать кегли. Дайте мячи малышам и попросите их сделать то же самое. Сопровождать игру следующими словами:

Посмотри, какие кегли
Ровно-ровно в ряд стоят!
К ним направим мяч умело
И они уже лежат!

   Это прекрасная игра для отработки меткости и навыков катания. Малыши, присев на корточки (наклонившись, ноги чуть шире плеч), с обозначенного места прокатывают мячи двумя руками вперед, стараясь сбить кегли.

   Следить, чтобы малыши энергично отталкивали мячи двумя руками, а не подбрасывали его вперед-вверх. Перед тем как оттолкнуть мяч, приучать детей смотреть на кегли. Отметить точки на полу, куда надо ставить кегли (мелом, кусочками пластыря, кружочком из цветной бумаги или картона), и позволить малышам по очереди самостоятельно установить сбитые кегли на место.

«КАМУШКИ В РЕЧКУ»

Цель игры: учить ребенка метанию вдаль разными руками.

  Содержание: воспитатель кладет в коробочку бумажные шары, ставит их у обозначенного места (кружок, шнур, полоска пластыря) и предлагает малышам, стоя на "берегу", бросать "камушки" в "речку". Показ упражнения и выполнение его вместе с воспмтателем сопровождается словами:

К бережку мы подойдем
Подходят к "берегу".
В руки камушки возьмем,
Наклоняются и берут каждой рукой по шарику.
Руку правую поднимем,
Поднимают правую руку вверх.
Камушек мы в речку кинем.
Бросают шарик в "речку" правой рукой.
Ручку левую поднимем,
Поднимают левую руку вверх.
Тоже камушек мы кинем.

Бросают шарик в "речку" левой рукой.

   Затем воспитатель предлагает достать "камушки" из "речки". Пусть дети залезут в "речку" и побарахтаются в ней: лежа на животе или на спине подрыгают руками и ногами, изображая купание, перекатываются с боку на бок и т.п.  Собрав "камушки" и вернувшись на "берег", можно повторить игру. Напоминать детям, чтобы они бросали камушки по очереди правой и левой рукой, не торопились (слова стихотворения служат сигналом для выполнения). С приобретением навыка метания вдаль расстояние от ребенка до речки увеличивается.

   Для разнообразия можно использовать мешочки, наполненные крупой (см. "Мячи в корзине").

 «НА ДРУГОЙ БЕРЕЖОК»

 Цель игры: учить ребенка метанию вдаль одной рукой (правой и левой).

Содержание: показ упражнения и выполнение его вместе с ребенком со словами:

К бережку мы подойдем
Подходят к "берегу".
В руки камушки возьмем,
Наклоняются и берут каждой рукой по шарику.
Ручку правую поднимем,
Поднимают правую руку вверх.
Через речку перекинем.
Бросают шарик через "речку" правой рукой.
Ручку левую поднимем,
Поднимают левую руку вверх.
Тоже камень перекинем!
Бросают шарик через "речку" левой рукой.

"Какие мы с вами молодцы! – говорит воспитатель– Все камушки на другой берег перебросили. Давайте теперь по мостику пройдем, камушки соберем и обратно принесем". Дети идут по доске, собирают "камушки" и возвращаются тем же путем обратно.

Напоминать малышам, чтобы они бросали камушки по очереди правой и левой рукой, не торопились (слова стихотворения служат сигналом для выполнения). С приобретением навыка метания вдаль, расстояние от ребенка до «речки» увеличивается. Для разнообразия можно использовать мешочки, наполненные крупой.


Ползанье и лазанье

Первая младшая группа ( 2-3 года)

  1. Ползанье на четвереньках в разных направлениях
  2. Ползанье на четвереньках к предмету (расстояние 3-4 м)
  3. Ползанье по дорожке между двумя линиями
  4. Подползание под веревку, дуга высотой 30-40 см
  5. Переползание через бревно, лежащие на полу
  6. Лазанье по стремянке произвольно
  7. Попытки влезания на вертикальную лесенку и слезание с нее любым удобным способом

Подвижные игры и упражнения

«КУРЫ В ОГОРОДЕ»

 Задачи. Упражнять детей в подлезании, беге, приседании, учить ориентироваться в пространстве и быстро реагировать на сигнал.

 Описание игры. На середине комнаты ограничивают небольшую площадь – огород. Недалеко от него с одной стороны комнаты ставят стул – это дом сторожа, с другой стороны на уровне груди ребёнка на стойках укрепляют рейку или натягивают ленту – дом для кур.

 Роль сторожа вначале выполняет воспитатель, а затем более активные дети. Остальные – куры. По сигналу воспитателя «идите, курочки, гулять» куры подлезают под ограду (рейку), пробираются в огород, бегают, ищут корм, кудахчут. Сторож замечает кур и гонит их – хлопает в ладоши, приговаривая: «кыш, кыш!» Куры убегают, подлезают под рейку и прячутся в дом. Сторож обходит огород и снова садится. Игра повторяется.

 Если игра проводится в начале года, то площадь огорода не обозначается. Дети бегают, используя всё помещение.

«КОШКА И ЦЫПЛЯТА»

Задачи. Совершенствовать бег, влезание и слезание с предметов; развивать внимание и ориентировку в пространстве; поддерживать интерес к взаимодействию со сверстниками; побуждать к подражанию животным, развивать воображение.

Содержание игры. На полянку выходит курочка-хохлатка (взрослый), с нею желтые цыплята (дети). В дальнем углу групповой комнаты на скамейке дремлет кошка (взрослый). Цыплята разбегаются по поляне, машут крылышками, клюют зерна, взбираются на жердочки (кубы высотой 10 см) — действуют по своему усмотрению.

Курочка квохчет: «Ко-ко, не ходите далеко». На эти слова цыплята настораживаются, смотрят по сторонам. А курочка медленно продолжает:

На скамейке у окошка                Кошка глазки открывает          

Улеглась и дремлет кошка.         И цыпляток догоняет.   

На последние слова цыплята убегают от кошки, а она пытается их догнать.

Когда дети хорошо освоят игру, роль курочки-хохлатки и кошки можно поручить наиболее активным из них.

«ПРОПОЛЗТИ В ВОРОТЦА»

Задачи: совершенствовать у малыша навыки ползания, побуждать его к этому движению, учить проползать под дугой, не задевая; упражнять в ползании по ограниченной площади.

Описание: Малыш сидит на стульчике. Впереди на расстоянии 2,5 м стоит дуга - воротики. Дальше, на расстоянии еще 2 м, находится стойка с сеткой, у стойки на полу лежит мяч. Предложите ребенку на четвереньках доползти до дуги, подлезть под нее, подползти к мячу, затем встать, поднять мяч двумя руками и опустить его в сетку.

Варианты: пройти под препятствием, пригнувшись, но, не дотронувшись руками до земли ("Пройти под дугой")


«ДОПОЛЗИ ДО ПОГРЕМУШКИ»

Задача: учить детей подлезать под шнур, не задевая его; упражнять в ползании по ограниченной площади; развивать навыки лазанья, воспитывать смелость и ловкость.

Описание: сначала педагог предлагает одному ребенку показать, как нужно подлезать под шнур, и при этом объясняет: «Лена подходит к шнуру, становится на четвереньки (с опорой на ладони и колени) и выполняет ползание, как «жучок», голову наклоняет так, чтобы не задеть шнур. Доползла до погремушки, встала, взяла погремушку и погремела ею». После показа и объяснения воспитатель предлагает детям занять исходное положение и по сигналу приступить к выполнению задания. Упражнение повторяется 3 раза.

Правила: не толкаться, выполнять задание по сигналу воспитателя

Варианты: подлезание под дугу.

«ПО КОЧКАМ»

Задачи. Совершенствовать умение детей влезать на предметы и спускаться с них (высота предметов увеличивается постепенно: 10—15—20 см); поддерживать самостоятельность, интерес к действию.
Содержание игры. На полу размещаются 2—3 ящика или куба шириной 40—60 см, высотой 5—20 см (кочки). Между кочками можно разместить мягкие дорожки или поролоновый мат (болото). Взрослый предлагает детям пойти в гости к мишке или зайчику. Дети отправляются в путь, а на пути встречается болото. Они взбираются на кочки и спускаются с них, таким образом переходя болото и попадая к мишке или зайчику. С мишкой можно поиграть в догонялки или прятки, а затем вернуться через болото по кочкам домой.
Правило. С кочки нельзя спрыгивать, надо спокойно спускаться.

«ПЕРЕЛЕЗЬ ЧЕРЕЗ БРЕВНО»

Задачи. Совершенствовать лазанье и умение преодолевать препятствия; развивать крупные мышцы туловища; развивать умение ориентироваться в пространстве; вызывать положительные эмоции от игры и общения со взрослыми сверстниками.                                               

Содержание игры. Детям предлагают пойти в гости к зайчику. Взрослый объясняет, что, для того чтобы попасть к нему, надо перелезть через бревно. Дети перелезают через бревно, играют с зайчиком (прыгают, играют в догонялки), но вот приходит время возвращаться домой, и малыши опять перелезают через бревно.

Игра повторяется 3—4 раза.

Вариант игры. За забором может жить медведь, собака, кошка и др. В зависимости от этого дети производят разные движения: ходят как мишка, ползают, прогибая спинку как кошка, и т. п.

«КОШКА И МЫШКИ»

 Задачи. Упражнять детей в пролезании (или подлезании), умении реагировать на сигнал, выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

 Описание игры. Игра проводится с подгруппой детей (8 – 10) в комнате (на ковре) или лужайке, покрытой мягкой травой. На середине комнаты (на ковре) или лужайке на ребро ставят гимнастическую лестницу или натягивают шнур. С одной стороны отгорожено пространства – домик мышек. Выбирают кошку. Они садятся на стул или пенёк. Мышки сидят в норках, за лестницей. Воспитатель говорит:

 Кошка мышек сторожит,
Притворилась, будто спит.

 Мышки вылезают из норок (пролезают между рейками лестницы или подлезают под шнур) и бегают. Через некоторое время воспитатель говорит:

 Тише, мышки, не шумите,
Кошку вы не разбудите…

 Кошка слезает со стула, встаёт на четвереньки, выгибает спину, громко произносит: «мяу» — и ловит мышей, они бегут в свои норки (не подлезать под шнур или рейки лестницы). Роль кошки вначале поручается наиболее активному ребёнку, затем к этой роли привлекаются и другие дети. Игра повторяется каждый раз с новой кошкой


«ОБЕЗЬЯНЫ»

Задачи. Развивать у детей навык лазанья и ориентировку в пространстве, воспитывать смелость.

Описание упражнения. Дети сидят или стоят неподалеку от лесенки-стремянки (или гимнастической стенки). Воспитатель говорит, что сегодня они будут учиться лазать, как обезьянки, и предлагает 2-3 детям забраться по лесенке на несколько (4-5) ступенек и спуститься. Затем по лесенке поднимается другая подгруппа, остальные дети наблюдают.

Лазать можно любым способом: приставным и переменным шагом. Не следует от малыша требовать четкого разграничения способа лазанья. Надо лишь следить, чтобы он во время лазанья не пропускал реек, опирался на рейку всей стопой, а не коленом, нельзя виснуть на руках без опоры на ноги.

«ОПУСТИ МЯЧ»

Цель. Упражнять детей в ползании. Правила игры. Дети располагаются на стульях, поставленных вдоль одной из стен комнаты. На расстоянии 4-5 м стоит стойка с подвешенной на уровне роста ребенка сеткой, у стойки на полу лежит мяч. Между детьми и стойкой, примерно на середине, стоит дуга – воротца. Воспитатель называет кого-нибудь из детей и предлагает ему на четвереньках, проползти до дуги, затем под дугой до мяча, встать, поднять мяч двумя руками и опустить его в сетку.

Указания. Для воротцев можно использовать стул, столик (проползти между ножками), обруч. Детей трех лет следует учить подлезать и пролезать разными способами: ползти на четвереньках, идти под препятствием, пригнувшись, но, не дотрагиваясь руками до земли. При этом малыши учатся различать понятия «проползти» и «пройти».

Оборудование. Стойка, мяч, дуга.

«НЕ НАСТУПИ НА ЛИНИЮ»

Цель. Упражнять детей в ползании.

 Правила игры. Воспитатель проводит на полу две параллельные линии длинной 3-4 м (на расстоянии 40-50 см друг от друга). Играющие поочередно проползают на четвереньках между линиями, стараясь не наступать на них. В конце коридора ребенок встает, поднимает обе руки вверх, потягивается, затем возвращается к исходному положению.

Указания. Для игры можно использовать и доску, положенную на пол.


Прыжки

Младшая группа (2-3 года)

1.Ритмические приседания и выпрямления.

2.  Подпрыгивание на двух ногах.

3.  Прыжок вверх.

4.  Прыжок на двух ногах, пытаясь продвигаться вперед.

5.  Прыжок в длину с места (через линию, палочку).

6.  Прыжок в глубину.

Подвижные игры и упражнения

«ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК»

Задачи: Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.

Описание: Все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «Пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей. 

Правила:

Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек.

Перебираться можно только по сигналу.

Варианты: Увеличить расстояние между шнурами, обходить предметы, перебираясь на другой берег. Прыгать на одной ноге.

«МОЙ ВЕСЕЛЫЙ ЗВОНКИЙ МЯЧ»

Дети, стоя произвольно, подпрыгивают на месте на двух ногах, а воспитатель имитирует игру с мячом, делая движения рук над головой детей вверх-вниз, и ритмично приговаривает:

«Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой
».

С окончанием слов дети разбегаются по площадке, воспитатель бежит за ними. Все вновь собираются в круг, игра повторяется.

Правила: прыгать в соответствии с ритмом стихотворения, слегка сгибая ноги в коленях, низко не приседать; разбегаться после окончания слов; бегать в пределах площадки

«ПТИЧКИ В ГНЕЗДЫШКАХ»

Задачи. Учить спрыгивать с небольшой высоты, бегать врассыпную; развивать внимание.
Содержание игры. Дети-птички встают на небольшие возвышения (кубы, бруски высотой 5—10 см), расположенные на одной стороне комнаты, площадки.
Взрослый говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки». Дети-птички спрыгивают или сходят с возвышений, летают, размахивают крылышками, приседают, клюют зернышки. По сигналу взрослого «Дождь пошел!» птички улетают в свои гнездышки.
Когда дети освоят игру, взрослый вместо слов «Дождь пошел!- раскрывает зонтик, а дети-птички на этот сигнал 

 «ПРУЖИНКИ»

Дети стоят полукругом, воспитатель, напротив. Под счет, хлопки, музыкальное сопровождение предлагает детям ритмично приседать и выпрямляться, подниматься на носки, пробовать подпрыгнуть. Сам воспитатель выполняет те же движения.

Правила - низко не приседать, не наклоняться вперед, не опускать голову.

«ПРЫГНИ ЧЕРЕЗ ПАЛОЧКУ»

 Воспитатель кладет на землю перед детьми палочку и предлагает перепрыгнуть, не задевая ее. После того как дети перепрыгнули одну палочку, кладет вторую на расстоянии 15-20 см от первой и предлагает прыгать подальше, сильнее отталкиваясь.

Правила: прыгать толчком двух ног; приземляться также на обе ноги, сгибая их

 «ПОЙМАЙ БАБОЧКУ»

 На конец небольшого прута привязывается шнур с предметом, удобным для хватания: мяч из материи, кисточка, бабочка из поролона. 6—8 детей встают в круг, воспитатель в центре держит прут. Приближая предмет к ребенку, педагог говорит: «Лови!» Приподнимает прут так, чтобы ребенок прыгал вверх, стараясь поймать бабочку. Предмет должен находиться несколько впереди ребенка, а не над головой, чтобы при прыжке малыш не закидывал голову.

Правила: прыгать стоя на месте; вытягиваться повыше, стараясь достать предмет обеими руками. 

«СПРЫГНИ В ВОДУ»

Дети располагаются на скамеечках (деревьях, лежащих на земле, пеньках, плоских камнях). Площадка - озеро. Воспитатель предлагает спрыгнуть в воду и поплавать. Дети спрыгивают и бегают по площадке. На сигнал «сильные волны, скорее домой» влезают на возвышения.

Правила: прыгать по сигналу, мягко приземляясь; влезать на свободное, близко расположенное место.

«ВОРОБУШКИ И АВТОМОБИЛЬ»

 По краям площадки чертят две линии (расстояние между ними 20-30 см) или ставят скамеечки. Если игра проводится в лесу, можно использовать лежащие стволы деревьев (посмотреть, чтобы они не были сгнившими). Дети - воробышки стоят за линиями или на возвышениях. По сигналу перепрыгивают или спрыгивают, бегают по площадке. На сигнал «автомобиль» убегают на места.

Правила: спрыгивать, мягко приземляясь, сгибая ноги в коленях; убегать по сигналу.

«ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ»

Задачи: Развивать у детей умение двигаться ритмично, согласовывать движения со словами, находить свое место. Упражнять в ходьбе, прыжках, приседаниях, беге.

Описание: Дети сидят на стульях, воспитатель предлагает им пойти гулять. Они встают с места, свободно группируются или строятся в колонну. Воспитатель говорит «по ровненькой дорожке, шагают наши ножки, раз-два, раз-два, по камушкам, по камушкам, в яму - бух». При словах «По ровненькой дорожке..» дети идут шагом. «По камешкам» прыгают на двух ногах слегка продвигаясь вперед. «В яму бух» - присаживаются на корточки. Вылезли из ямы – дети поднимаются. После 2-3 повторов воспитатель произносит «по ровненькой дорожке устали наши ножки, вот наш дом – там мы живем».

Правила:

  1. Движения должны соответствовать тексту.
  2. Вставать с корточек после слов «Вылезли из ямы».
  3. Убегать домой только после слов «там мы живем».

Варианты: Пройти по скамейкам, поставленным вдоль стены. Спрыгивание в глубину на мягкую дорожку.


Равновесие

Первая младшая группа (2-3 года)

1. Ходьба по прямой дорожке, ограниченной линиями (ширина 20-25 см, длина 2-2,5 м).

2. Ходьба по доске, положенной на землю.

3. Ходьба пo наклонной доске шириной 25 см (один конец приподнят на 15-20 см).

4. Влезание на табурет (высота 25 см) и слезание с него.

5. Перешагивание через препятствие (высота 10-15 см).

6. Ходьба по дощечкам, положенным на расстоянии 10 см одна от другой.

7. Перешагивание с ящика на ящик (стороны размером 50 на 50, высота 15 см).

8. Перешагивание из обруча в обруч.

9. Ходьба по гимнастической скамейке.

10.Ходьба на четвереньках по доске, положенной на пол.

11.Последовательное перешагивание через несколько препятствий (палочки, кубики), положенные на расстоянии 20 см один от другого.

12.Медленное кружение на месте.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

«ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК»

Задачи: Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.

Описание: Все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «Пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей.  

Правила:

Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек.

Перебираться можно только по сигналу.

Варианты: Увеличить расстояние между шнурами, обходить предметы, перебираясь на другой берег. Прыгать на одной ноге.

«НАЙДИ ДОМИК»

 Дети стоят на скамейках, кубах (высота 20-25 см). На сигнал «солнышко выглянуло, выходите гулять» сходят вниз и расходятся (или разбегаются по площадке). На сигнал «дождь пошел, скорей домой» влезают на скамейки.

Правила: действовать в соответствии с сигналом; при влезании не толкаться, уступать друг другу.

«ПО ДОРОЖКЕ»

На землю кладется дорожка из клеенки или доска (ширина 25-20 см, длина 2-2,5 м), в конце ставится стульчик с погремушкой. Дети поочередно проходят по доске и, взяв погремушку, гремят.

Правила: идти по доске, не заходя за ее края; не наталкиваться на впереди идущего; стараться смотреть на погремушку.

«ПОГЛАДЬ МИШКУ»

 На высокий кубик посадить мишку. На гимнастическую скамейку одним концом положить доску, с другой стороны скамейки - другую доску. Дети проходят вверх, спускаются вниз и подходят к мишке, гладят его.

Правила: идти сохраняя равновесие, вниз не сбегать 

«ПО ТРОПИНКЕ»

На земле на расстоянии 25-30 см друг от друга проводят две параллельные линии (или кладут два шнура) длиной 2,5-3 м. Дети медленно идут по тропинке туда и обратно.

«УДЕРЖИ РАВНОВЕСИЕ»

Спокойная ходьба за воспитателем или бег врассыпную по площадке. По сигналу воспитателя дети встают на край песочницы и удерживают равновесие. Затем снова ходьба в чередовании с бегом.

«ПРИНЕСИ ИГРУШКУ»

Цель: развитие ходьбы и равновесия.

Инвентарь: погремушки, игрушки, пирамидки, канаты длинные, ориентиры.

Ход игры: На расстоянии 6-7 м от детей цветные кубики, пирамидки, погремушки, небольшие мячи. От каждого ребенка до игрушки обозначены дорожки шириной 30 см. По предложению воспитателя дети идут к игрушкам, берут их, поднимают вверх и снова кладут на места.

Правила: идти по сигналу; не заходить за края дорожек, сохраняя прямолинейное направление.

Усложнение: пройти к игрушке по дорожке, но в середине пути подлезть под шнур, повешенный на высоте 50 см; обратно вернуться бегом.


Ходьба

Младшая группа (2-3 года)

  1. Ходьба стойкой за воспитателем в заданном направлении
  2. Ходьба по кругу взявшись за руки
  3. Ходьба парами держась за руки
  4. Ходьба в разные направления
  5. Ходьба по дорожке шириной 20 см
  6. Ходьба между предметами
  7. Ходьба в колонне друг за другом небольшим группами и всей группой
  8. Приставной шаг в сторону

Развивает: координацию движения, внимание

Подвижные игры и упражнения

«Пойдём гулять»

Дети сидят на стульях, расставленных по краям площадки. Воспитатель подходит к одному ребёнку и зовёт его с собой гулять. - Идём гулять, -ребёнок встаёт и идёт за воспитателем. Воспитатель подходит к следующему ребёнку и зовёт его гулять, он становится следом за первым. Воспитатель собирает змейку из 6-8 детей обходит с ними один-два раза площадку. - Домой, домой, - после этих слов дети идут и садятся на свои места. Игра продолжается. Воспитатель подходит к другим ребятам.

«Нам весело»

Детям раздают платочки (ленточки, погремушки). Воспитатель предлагает ходить по всей площадке в разных направлениях помахивая платочками.

Правила: идти не наталкиваясь, уступать дорогу друг другу, видеть свободное место и стараться пройти туда. Не опускать голову , смотреть на платочек.

Усложнения: идти в колонне друг за другом.

«Птичка»

Задачи. Побуждать к подражанию птицам. Совершенствовать ускоренную ходьбу. Вызывать радость от общения со взрослым.

Содержание игры. Дети изображают птичек, сидя на корточках. Взрослый, поет:

«Села птичка на окошко, Посиди, не улетай,

Посиди у нас немножко, Улетела птичка — ай!»

Как только прозвучат последние слова, дети-птички улетают, помахивая крылышками-руками.

«Прятки»

Цель: учить самостоятельно ориентироваться в пространстве; совершенствовать ходьбу; развивать интерес к общению со взрослыми.

Ход игры

Варианты игры: 1.Воспитатель прячется от ребенка и звонит в колокольчик. Ребёнок по звону находит его. 2.Ребёнок прячется, а воспитатель ищет его и поёт песенку: Я по комнате хожу, Машу я не нахожу. Ну куда же мне идти? Где мне Машеньку найти? После этих слов ребёнок кричит: «Ау,ау!». Воспитатель находит его.

«Зашагали ножки по дорожке»

Задачи. Упражнять детей в самостоятельной ходьбе. Учить ходить в одном направлении. Вызывать удовольствие от общения со взрослым. Вселять уверенность в своих возможностях.

Содержание игры. Воспитатель встает на расстоянии 1,5—2 м от ребенка. Затем расстояние можно увеличить. Он ласково манит к себе ребенка со словами:

«Зашагали наши ножки Ну-ка, веселее топ-топ,

Прямо по дорожке, топ-топ. Это наши ножки, топ-топ,

Вот мы как умеем, топ-топ, Шагают по дорожке».

«По узенькой дорожке»

 Цельучить перешагивать из круга в круг (нарисованный палочкой на песке, мелом на асфальте).

Ход игры: Воспитатель чертит на земле круги (кругов должно быть больше, чем играющих детей). Затем поясняет, что через ручеек можно перейти «по камешкам» - кружкам, иначе промочишь ножки.

Воспитатель произносит слова и показывает действия: «По узенькой дорожке шагают наши ножки!»

Все дети шагают за воспитателем, приближаются к «камешкам». Взрослый показывает, как нужно перешагивать из круга в круг. Дети подражают его действиям: «По камешкам, по камешкам, по камешкам!»

Вдруг педагог неожиданно произносит: «И в ямку – бух!», выпрыгивает из кружка, приседает, а за ним и все дети. 

«Поезд»

Цель: учить двигаться в определённом направлении, согласовывать действия с другими детьми; побуждать к самостоятельным действиям.

Ход игры: Воспитатель предлагает нескольким детям встать друг за другом. Дети выполняют роль вагончиков, а воспитатель –паровоза. Паровоз даёт гудок, и поезд начинает движение: Вначале медленно, а затем всё быстрее и быстрее. Дети двигают руками в такт словам «чу-чу-чу». Игра может проводиться под пение следующей песенки: Вот поезд наш едет, колёса стучат А в поезде этом ребята сидят. Чу-чу-чу, чу-чу-чу! Бежит паровоз Ребят он повёз далеко-далеко

«Найди свой домик»

Цель: учить детей сочетать ходьбу с другими видами движений; развивать умение ориентироваться в пространстве, согласовывать действия с другими детьми.

Ход игры: Дети размещаются в своих домиках (обручах) и по сигналу воспитателя выходят гулять на поляну. Они (ходят, бегают, собирают цветы и т.п.) По сигналу воспитателя «Дождь!» дети бегут в свои домики.

«Кто пройдёт тише?»

Цель: учить ходить в одном направлении; умение реагировать на сигнал.

Ход игры: Дети идут в свободном построении в одном направлении. Неожиданно воспитатель предлагает им тихо-тихо идти на носочках. Сам он также идёт тихо-тихо, показывая образец ходьбы детям. Затем воспитатель может дать сигнал: «А теперь зашагали быстро-быстро». Воспитатель и дети меняют скорость ходьбы. Так игра повторяется несколько раз.

«Пойдем на прогулку»

Дети сидят на скамейках по краям площадки. Воспитатель приглашает по очереди 5-6 детей, они встают друг за другом, обходят за воспитателем площадку и возвращаются на места. Воспитатель завет следующую подгруппу детей.

Правила: идти в указанном направлении, не опережать, не отставать.

Усложнения: постепенно воспитатель увеличивает число детей, идущих в колонне, до 8-10.


Похожее изображение

Картотека подвижных игр

Для первой младшей группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (от2доЗлет)

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ  (от2доЗлет)...

подвижные игры для детей первой младшей группы

подвижные игры для детей первой младшей группы...

Конспект подвижной игры для детей первой младшей группы «Кот и мыши».

Конспект подвижной игры для детей первой младшей группы «Кот и мыши». ...

Подвижные игры для детей первой младшей группы в детском саду.

Подвижные игры, как средство оздоровления и закрепления основных движений детей 2-3 лет....

Картотека "Подвижные игры" для детей первой младшей группы

Картотека создана для детей первой младшей группы по сезонным явлениям....

Подвижные игры для детей первой младшей группы.

Прокати мяч  Задачи: обучать простым играм с мячом; развивать внимание и быстроту реакции.    Описание игры: воспитатель усаживает детей в круг (диаметром 3—4 м) или пол...

Подвижные игры для детей первой младшей группы в детском саду

Подвижные игры для детей первой младшей группы в детском саду...