Адаптированная образовательная программа для детей с РАС.
рабочая программа
Адаптированная образовательная программа для детей с РАС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_detey_ras.docx | 44.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная образовательная программа
для детей с РАС.
Разработчик: Куркина Н.В.
инструктор по физической культуре
п. Ачит, 2019 г.
Пояснительная записка.
На современном этапе концепции интегрированного обучения, воспитание является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.
Распространение процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического (физического) здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» РФ. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
Цель индивидуальной образовательной программы: создание оптимальных условий для коррекции психических и физических качеств ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Задачи:
Физическая культура.
-Формировать правильную осанку.
- Накапливать опыт ориентироваться и двигаться в пространстве.
-Развитие: - оптико-пространственных представлений и навыков; - зрительной ориентировки; - координации движений; - мелкой моторики пальцев рук;
- Использование психогимнастики с целью коррекции психических процессов детей с нарушениями речи и интеллекта.
- Формирование психофизической основы речи и мышления путем развития процессов восприятия, внимания, мышления на занятиях.
- Закрепления правильно произносимых звуков с помощью подвижных игр и самомассажа с речевым сопровождением.
- Соблюдение оптимального двигательного режима на занятиях.
-Сопряжѐнная гимнастика, для развития физических навыков, речи и интеллекта
Учебный план.
Образовательная деятельность в группе направлена на реализацию основной общеобразовательной Программы дошкольного образования: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Учитывая, что состояние психического и физического здоровья ребенка с ЗПР препятствует освоению некоторых разделов образовательной программы дошкольной организации вне специальных условий воспитания и обучения, с даннымребенком реализуется программа С.Г. Шевченко "Подготовка к школе детей с задержкой психического развития".
Непосредственно образовательная деятельность для ребенка регламентирована учебным планом. Учебный план составлен с учётом требований, определённых программой Г. Шевченко "Подготовка к школе детей с задержкой психического развития".
Учебный план ориентирован на дифференциацию обучения, на развитие воспитанника и его подготовку к школе, на сохранение и укрепление психического здоровья, коррекции психических процессов и речевых навыков.
Учебный план составлен на пятидневную учебную неделю.
Продолжительность непосредственной образовательной деятельности– до 20 минут.
Образовательный материал отбирается с учётом индивидуальных особенностей ребенка, щадящего режима, дополняется эмоциально-игровыми элементами. Поскольку результативность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа с ребенком проводится в индивидуальной и подгрупповой форме. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм (3 занятия в неделю).
Содержательный раздел.
В осуществлении индивидуальной образовательной программы активную работу проводят воспитатель, педагог-психолог, учитель – дефектолог, инструктор по физическому развитию, инструктор по плаванию. Каждый из специалистов, осуществляет свою работу в рамках образовательного процесса.
Для контроля и слаженной работы специалисты используют «Тетрадь взаимодействия», в которой отражается вся коррекционная работа с ребенком.
Раздел | Задачи | Методы и приемы | Ответственный |
Физическая культура | Учить: бегать, не наталкиваясь на препятствия; Ловить мяч; Бросать мяч; Ударить ногой по мячу; Ходить по лестнице попеременным шагом; Играть в ладушки» Уметь стоять на одной ноге; Уметь прыгать вверх на двух ногах; Пальчиковые упражнения: «Коза», «Зайчик», «Колечко». | Физические упражнения, подвижные игры. | Инструктор по физическому развитию Воспитатель. |
Материально-техническое обеспечение
Вид помещения. Функциональное использование | Оснащение |
Спортивный зал: Создание благоприятных условий для физического воспитания и оздоровления детей с. | ∙ Все необходимые физкультурные пособия и гимнастические снаряды. ∙ Использование здоровье сберегающих технологий. ∙ Проведение оздоровительных досугов для детей. |
Кабинеты соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.
Ребѐнок с АРС, поступающий в ДОУ |
Первичная встреча с семьѐй, сбор информации о развитии ребѐнка, выяснение образовательного запроса. |
Специалисты Первичные беседы, консультации |
Проведение углубленной диагностики различных сфер развития ребѐнка с АРС |
Разработка индивидуального образовательного маршрута. Выбор образовательного содержания видов помощи с учѐтом имеющихся нарушений у ребѐнка с АРС |
Реализация индивидуального образовательного маршрута. |
Проведение промежуточной диагностики, изменение (дополнение) содержания воспитательно-образовательной деятельности. |
Анализ и дальнейшая реализация образовательной программы для ребѐнка с АРС |
Итоговая диагностика различных сфер развития ребѐнка с АРС. |
Итоговая встреча с родителями (законными представителями), определение дальнейших форм работы с ребѐнком (рекомендации, памятки, буклеты, консультации). |
Основные направления коррекционной работы по освоению образовательных областей Образовательная область «Физическое развитие»
Правильная организация режим дня в детском саду и дома, чередование различных видов деятельности и отдыха, способствующие четкой работе организма. В коррекционной работе наряду с образовательными и оздоровительными решаются специальные коррекционные задачи:
∙ развивать речь посредством движения;
∙ формировать в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
∙ учить ребенка управлять своей эмоциональной сферой,
∙ развивать морально-волевые качества личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий, игр, эстафет.
∙ формировать у ребенка осознанного отношения к своим силам в сравнении с силами здоровых сверстников;
∙ развивать способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
∙ формировать компенсаторные навыки, умение использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
∙ развивать способность к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе;
формировать адекватную потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и физической работоспособности
∙ формировать осознание необходимости личного вклада в жизнь общества;
∙ формировать желание улучшать свои личностные качества.
Для выявления динамики развития ребенка, педагогами проводится обследование ребенка в течение 2-х недель в начале и в конце срока реализации индивидуальной программы.
I этап - Педагоги собирают первоначальные данные об индивидуально-типологических особенностях ребенка, социальной ситуации его развития, выявляют структуру дефекта, разрабатывают индивидуальный план коррекционной работы на год, осуществляют вариативный набор разных по срокам обучения программ для детей с учётом их личностных особенностей и резервных возможностей.
II этап - Педагоги определяют характер динамики усвоения программного материала и разрабатывают дальнейший образовательный маршрут ребёнка.
В декабре проводится анализ динамики развития ребёнка по результатам деятельности ребёнка в непосредственной образовательной деятельности. Динамика может быть выраженной положительной, умеренно – положительной, слабо - положительной, может быть отсутствие динамики, либо отрицательная. В двух последних случаях ребёнок направляется повторно на ПМПк, затем на ТПМПК. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов (диагностик) освоения программы дошкольного образования, позволяет осуществлять оценку динамики достижений.
В мониторинговом исследовании используются следующие способы получения информации:
∙ наблюдение;
∙ беседы;
∙ изучение медицинских карт детей;
∙ проведение оценочно-контрольных НОД и срезов;
∙ изучение продуктов детской деятельности;
∙ проведение обследования;
∙ ИКТ технологии.
Оценка качества образовательного процесса осуществляется с использованием оценочной шкалы, фиксирующей степень проявления выделенных показателей в уровневом выражении: В Н средний и т.д.
Для отслеживания результатов нами используются следующие методики:
- педагогический мониторинг социального развития воспитанников (методические рекомендации, разработанные педагогами ДОУ);
- итоговые занятия по программе;
Диагностическая карта обследования ребенка.
Фамилия, имя __________________________________________________
Дата рождения __________________________________________________
Ловля мяча ______________________________
Бросание мяча.__________________________________________
Ударить ногой по мячу _____________________________
Ходьба по лестнице попеременным шагом._____________________________________________
Игра в ладушки __________________________________________
Умение стоять на одной ноге.____________________________________
Умение прыгать вверх на двух ногах.______________________________________
Пальчиковые упражнения: «Коза» _____, «Зайчик» _____, «Колечко»____
заключение: _____________________________
Дата _________
Инструктор по физ. культуре_________
1. ЗАДАНИЕ: Поймать мяч.
Материалы: Большой резиновый мяч.
Указания: Встаньте и выйдите из-за стола. Попросите ребенка сделать то же самое. Покажите
ему мяч и и объясните, что хотите бросить его ребенку. Встаньте около ребенка и тихонько
бросьте ему мяч. Посмотрите, как он будет его ловить.
Функциональная зона: Крупная моторика.
Результат:.
В: ребенок в состоянии поймать мяч по крайней мере один раз из трех попыток.
С: ребенок безуспешно пытается поймать мяч все три раза (пропускает или роняет его).
Н: ребенок даже не пытается ловить мяч.
2. ЗАДАНИЕ: Бросание мяча.
Материалы: То же, что 1.
Указания: Во время выполнения предыдущего задания, посмотрите, как ребенок бросает мяч.
Функциональная зона: Крупная моторика.
Результат:
В: ребенок бросает мяч Вам или около Вас по крайней мере один раз из трех.
С: ребенок безуспешно пытается бросить мяч в нужном направлении все три раза ( крутит его,
бросает вверх или себе за спину).
Н: ребенок не делает никаких попыток бросить мяч или отказывается это делать все три раза.
3. ЗАДАНИЕ: Ударить ногой по мячу.
Материалы: Большой резиновый мяч.
Указания: Покажите ребенку, как ударить ногой по мячу. Попросите его сделать то же самое.
Затем дайте ему мяч и посмотрите, как он будет это делать. Дайте ему три попытки.
Функциональная зона: Крупная моторика.
Результат:.
В: ребенок в состоянии ударить мяч ногой, по крайней мере, один раз из трех попыток.
С: ребенок безуспешно пытается ударить мяч все три раза (стучит по нему или тихо толкает
ногой).
Н: ребенок даже не пытается, ударит по мячу ( не отрывает ноги от пола)
4. ЗАДАНИЕ: Ходьба по лестнице попеременным шагом.
Материалы: Лестница, желательно без перил.
Указания: Встаньте вместе с ребенком перед лестницей. Покажите ему, как надо подниматься по ней. Потом попросите его повторить это. Если ребенок испытывает трудности, поддерживайте
его одной рукой.
Функциональная зона: Крупная моторика.
Результат:
В. ребенок ходит попеременным шагом самостоятельно без поддержки.
С: ребенок может ходить приставным шагом или, держась за одну руку.
Н: ребенок не может и даже не пытается идти (напр., ползет).
5. ЗАДАНИЕ: Игра в ладушки.
Материалы: Отсутствует.
Указания. Покажите ребенку, как Вы хлопаете в ладоши. Похлопайте несколько раз. Потом
попросите его повторить это.
Функциональная зона: Крупная моторика.
Результат:
В: ребенок повторяет движения и хлопает в ладоши.
С: ребенок безуспешно пытается хлопать в ладоши, но создается впечатление, что он знает
правильные движения.
Н: ребенок безуспешно пытается хлопать в ладоши, создается впечатление, что он не знает
правильные движения, или даже не пытается хлопать.
6. ЗАДАНИЕ: Умение стоять на одной ноге.
Материалы: Отсутствует.
Указания. Покажите ребенку, как стоять на одной ноге. Потом попросите его повторить это.
Убедитесь, что он ни на что не может опереться. Если ребенок испытывает трудности в
поддержании равновесия, поддержите его одной рукой.
Функциональная зона: Крупная моторика.
Результат:
В: ребенок способен стоять на одной ноге без поддержки.
С: ребенок безуспешно пытается стоять самостоятельно и нуждается в поддержке одной рукой.
Н: ребенок не делает никаких попыток стоять на одной ноге (не поднимает ногу).
7. ЗАДАНИЕ: Умение прыгать вверх на двух ногах.
Материалы: Отсутствует.
Указания. Покажите ребенку, как прыгать на двух ногах вверх-вниз на месте. Потом попросите
его повторить это.
Функциональная зона: Крупная моторика.
Результат:
В: ребенок способен прыгать на двух ногах на месте.
С: ребенок безуспешно пытается прыгать на двух ногах (сгибает колено, но не отрывает обеих
ног от пола, прыгает на одной ноге, приземляется на одну ногу).
Н: ребенок не делает никаких попыток прыгать.
Работа с родителями ребенка с АРС.
месяц | Вид деятельности |
Сентябрь. | Беседа с родителя с целью сбора информации о происходящих изменениях в состоянии ребенка после летних каникул Обсуждения с родителями задач, содержания и форм работы с ребенком. |
Октябрь – май. | Предоставить родителям цикл рекомендаций и консультаций по темам: «Игра в развитии ребенка», «Как помогать ребенку в домашних условиях», «Развиваем руку, а значит и речь», «Как выбрать игру. Обучение родителей элементам коррекционно- развивающей работы с ребенком в домашних условиях. Привлекать родителей к совместной продуктивной деятельности с ребенком в домашних условиях Ознакомление родителей с формами и результатами продуктивной деятельности ребенка в детском саду. |
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Взаимодействие с родителями строится на принципе сотрудничества, как межличностного общения педагога с родителями диалогической направленности, а не простому обмену информации.
При этом решаются приоритетные задачи:
повышение педагогической культуры родителей;
приобщение родителей к участию в жизни детского сада;
изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Родители должны стать полноценными и полноправными участниками в образовательной деятельности собственного ребенка.
Перспективное планирование.
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | Наблюдение за ребёнком. Диагностика | -Налаживание контакта с ребенком. |
Октябрь | "Ладушки, ладушки" | -развитие моторики, координация движений, подражание действиям взрослого. |
"Имитация движения рук" | -подражание простым движениям рук без поддержки. | |
Ноябрь | " Умение ловить мяч" | -обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности |
"Колечко" | - развитие мелкой моторики рук. | |
Декабрь | "Умение бросать мяч " | -обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности |
"Коза" | -развитие мелкой моторики рук. | |
Январь | "Умение ударить ногой по мячу» | -обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности |
"Заяц" . | -развитие мелкой моторики рук | |
Февраль | "Умение ходить по лестнице попеременным шагом» | -развитие равновесия, подражание действиям взрослого |
"Ладушки, ладушки" | -развитие моторики, координация движений, подражание действиям взрослого | |
Март | "Умение стоять на одной ноге». | -развитие равновесия, подражание действиям взрослого |
"Колечко" | - развитие мелкой моторики рук. | |
Апрель | "Умение прыгать вверх на двух ногах» | -обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности |
"Коза" | -развитие мелкой моторики рук. | |
Май | Диагностика |
ЗАНЯТИЕ № 1
1.Упражнение "Ладушки, ладушки"
Цель: развитие моторики, координация движений, подражание
действиям взрослого.
Содержание: Посадить ребенка перед собой, хлопать в ладоши и спеть песенку:
"Ладушки, ладушки, мы были у бабушки". После взять руки ребенка и повторить
песенку, хлопая в ладоши его руками. Постепенно ребенок должен выполнять
упражнения сам.
2.Упражнение "Имитация движения рук"
Цель: подражание простым движениям рук без поддержки.
Содержание: Ребенку показываются движения рук "вверх",
"в сторону", "вниз". При помощи взрослого повторяются эти
движения самостоятельно. Далее ребенок должен выполнить эти движения
самостоятельно.
3.Релаксация: растяжка "Струночка". Исходная позиция – лежа на спине.
Психолог по очереди растягивает сначала руки,
потом ноги.
ЗАНЯТИЕ № 2
1.Упражнение: " Умение ловить мяч"
Цель: обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности
психических процессов, контроля за собственными действиями.
Содержание: Дать ребенку мячик. Встать перед ребенком на небольшом
расстоянии и попросить его дать вам мяч. Такое же упражнение можно выполнять
сидя на ковре (перекатывать мяч друг другу).
2.Упражнение: "Колечко"
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Содержание: Поочередно ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем.
3.Релаксация: Растяжка " Звезда". Исходная позиция – лежа
на спине, а потом на животе. Слегка развести руки и ноги, а затем выполнить
растяжки
ЗАНЯТИЕ № 3
1.Упражнение: "Умение бросать мяч "
Цель: обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности
психических процессов, контроля за собственными действиями.
Содержание: Дать ребенку мячик. Встать перед ребенком на небольшом
расстоянии и попросить его дать вам мяч. Такое же упражнение можно выполнять
сидя на ковре (перекатывать мяч друг другу).
2.Упражнение: "Коза"
Цель: развитие мелкой моторики рук.
3.Релаксация: "Солнышко"
Ребенок лежит на полу. Психолог легкими движениями рук
поглаживает руки и ноги ребенка.
ЗАНЯТИЕ № 4
1.Упражнение: "Умение ударить ногой по мячу.
Цель: обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности
Содержание:. Покажите ребенку, как ударить ногой по мячу. Попросите его сделать то же самое.
Затем дайте ему мяч и посмотрите, как он будет это делать. Дайте ему три попытки.
2.Упражнение: "Заяц"
Цель: развитие мелкой моторики рук.
3.Релаксация
ЗАНЯТИЕ № 5
1.Упражнение: "Умение ходить по лестнице попеременным шагом.»
Цель: -развитие равновесия, подражание действиям взрослого
Содержание: Встаньте вместе с ребенком перед лестницей. Покажите ему, как надо подниматься по ней. Потом попросите его повторить это. Если ребенок испытывает трудности, поддерживайте
его одной рукой.
2.Упражнение: "Ладушки, ладушки"
Цель: развитие моторики, координация движений, подражание
действиям взрослого.
Содержание: Посадить ребенка перед собой, хлопать в ладоши и спеть песенку:
"Ладушки, ладушки, мы были у бабушки". После взять руки ребенка и повторить
песенку, хлопая в ладоши его руками. Постепенно ребенок должен выполнять
упражнения сам."
3.Релоксация.
ЗАНЯТИЕ № 5
1.Упражнение: "Умение стоять на одной ноге».
Цель: -развитие равновесия, подражание действиям взрослого
Содержание:. Покажите ребенку, как стоять на одной ноге. Потом попросите его повторить это.
Убедитесь, что он ни на что не может опереться. Если ребенок испытывает трудности в
поддержании равновесия, поддержите его одной рукой.
2.Упражнение: "Колечко"
Цель: развитие мелкой моторики рук.
3.Релоксация.
ЗАНЯТИЕ № 6
1.Упражнение: "Умение прыгать вверх на двух ногах»
Цель: - обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности
Содержание: Покажите ребенку, как прыгать на двух ногах вверх-вниз на месте. Потом попросите
его повторить это.».
2.Упражнение: "Коза"
Цель: развитие мелкой моторики рук.
3.Релоксация.
Заключение.
Корректировка содержания индивидуальной образовательной программы для воспитанника осуществляется на основе анализа результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года.
В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновывается внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. Педагогами организации проводится итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, даются рекомендации, советы, консультации, памятки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа для детей с ТНР 4-5 лет.
Адаптированная программа для детей с ТНР 4-5 лет....
Адаптированная программа для детей с ТНР 5-6 лет.
Адаптированная программа для детей с ТНР 5-6 лет....
Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития.
Адаптированная образовательная программа предназначена для работы с детьми с 5 до 7 лет дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана с ...
Адаптированная программа для детей с ОВЗ
Адаптированная программа для работы с детьми с ЗПР в группах компенсирующей направленности...
Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (первый год обучения)
Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (первый год обучения)...
Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (второй год обучения) на 2015-2016 учебный год
Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (второй год обучения) на 2015-2016 учебный год...
Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (первый год обучения)
Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (первый год обучения)...
Комментарии
Буду рада вашим комментариям.
Буду рада вашим комментариям.