Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физкультуре.
статья по физкультуре
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физкультуре.
Инструктор по физкультуре Ивакина Ирина Витальевна
Город Новосибирск.
Физкультурно-оздоровительные технологии, направленны на физическое развитие и укрепление здоровье ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки. Использование нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий на занятиях, поможет сформировать желание у детей заботиться о сохранении своего здоровья.
Дыхательная гимнастика и артикуляционная гимнастика.
Большую помощь в оздоровительно-развивающей работе с детьми с ТНР может оказать дыхательная и звуковая гимнастика. Специальные дыхательные упражнения способствуют уравновешиванию нервных процессов. При сочетании дыхания и звука происходит воздействие на психику человека и, следовательно, с его помощью может проводиться определенная коррекция поведения. Таким образом, в целом звуковая и дыхательная гимнастики направлены не только на развитие, но и на укрепление здоровья, что особенно важно в работе с детьми, страдающими неврологическими нарушениями.
Использование дыхательной и артикуляционной гимнастики помогает:
-улучшить работу внутренних органов;
-активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
-тренировать дыхательный аппарата;
-осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
-повысить защитные механизмы организма;
-восстановить душевное равновесие, успокоиться;
-развивать речевое дыхание.
На своих занятиях предлагаю дыхательные упражнения в игровой форме: «Согрей руки», «Остуди чай», «Надуй шар», «Воздушный футбол»;
упражнения звуковой гимнастики (с произнесением на выдохе гласных и согласных звуков): игра «Звуки», «Комарики», «Жук», «Ветер и насекомые»; упражнения для развития речевого дыхания и голоса: «Эхо», «Тихо – громко», «Цветок распускается».
Для дыхательной гимнастики использую нетрадиционный инвентарь: «Тучка», «Бабочка», «Снежинка».
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:
-осязательных ощущений;
-координации движений пальцев и рук;
-творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:
-массаж;
-действия с предметами или материалами;
-пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать.
(загибаем пальчики)
Вот кулак, а вот ладошка.
(Показать кулак и ладошку)
На ладошку села кошка и крадется потихоньку,
(По ладошке перебирая пальчиками
продвигается другая ладошка)
Может, мышка там живет?
Кошка мышку стережет. Мяу!
(Как кошка царапать пальчиками ладошку,
а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки).
«Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире».
«Ладонь, кулак, ребро», «По голове похлопаем, по животу погладим»и т.д..
Гимнастика для глаз.
Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных
на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:
- снятия напряжения;
-предупреждения утомления;
-тренировки глазных мышц;
-укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.
Упражнения:
"Дождик"
Дождик, дождик, пуще лей.
Смотрят вверх.
Капай, капель не жалей.
Смотрят вниз.
Только нас не замочи.
Делают круговые движения глазами.
Зря в окошко не стучи
"Ветер"
Ветер дует нам в лицо.
Часто моргают веками.
Закачалось дepевцо.
Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.
Ветер тише, тише, тише...
Медленно приседают, опуская глаза вниз.
Деревца все выше, выше.
Встают и глаза поднимают вверх.
Релаксация
Для снятия психоэмоционального напряжения и возбуждения после высоких физических нагрузок в конце физкультурного занятия проводятся специальные релаксационные упражнения с использованием игровых приемов. При использовании релаксации на физкультурных занятиях я придерживаюсь техники поэтапного перехода в состояние расслабления.
«Клякса».
Я - клякса, растекаюсь по полу, все мои мышцы расслабляются. Но вот я начинаю высыхать, медленно пятно краски уменьшается, я медленно подтягиваю руки, ноги, сажусь (на полу). И снова я – это я, стою рядом с друзьями.
«Самолеты».
Во время чтения стихотворения дети раскидывают руки, мышцы напряжены, спина выпрямлена. Парашюты опустились, сели на стулья и расслабились, руки вниз, голова опущена.
Руки в стороны, в полет отправляем самолет.
Правое крыло вперед, левое крыло вперед,
Улетает самолет. Впереди огни зажглись,
К облакам мы поднялись.
Вот лес, мы тут приготовим парашют.
Парашюты все раскрылись,
Мы легонько приземлились.
«Мыльные пузыри».
Встряхнули бутылочку, открутили крышку (показ жестами), медленно и долго подули в колечко (вдох носом, выдох – ртом). Ах, какие красивые мыльные пузыри! Покажите, как они взлетают. ( Мышцы напрягаются, руки вверху сцеплены в круг и тянутся вверх, голова повернута вверх, смотрим на руки). Ой! Лопнули пузыри, только мыльная лужица осталась (расслабили мышцы).
«Осенний лист».
(Крепкий лист - прямая спина, руки в стороны, мышечное напряжение). Лист на веточке такой красивый, ровный, крепкий. Но ведь это же осень, подул ветерок, и лист плавно оторвался от веточки и, медленно кружась, опустился на землю (расслабление). Но вот снова дунул ветер, уже с другой стороны – лист взлетел над землей, зацепился за веточку. Вот он какой красивый, развернулся, чтобы издалека его было видно. Но снова дует ветер, снова лист плавно опустился на землю. Но что это? Хлоп! Закончилось волшебство, мы снова в группе, а за окном осень.
Фитбол - гимнастика
Одной из современных здоровьесберегающих технологий так же является фитбол - гимнастика, которая направлена на сохранение и стимулирование здоровья детей. Фитбол - получил широкое распространение среди взрослых и детей. Включает в себя как танцевальное: фитбол -аэробика, так и силовое направление: фитбол - гимнастика, когда тренируются практически все мышцы, фитбол - ритмика; фитбол - сказки и т.д.
На первый взгляд, довольно простые физические упражнения, когда дети и взрослые прыгают на больших мячах. На самом деле требуется определенная ловкость и сила, чтобы удержаться на мяче и сохранять правильную осанку.
Фитбол - гимнастика способствует улучшению координации движений, снижению нарушений опорно-двигательного аппарата, активизации дыхательной системы.
А.А. Потапчук и Т.С. Овчинниковой., в программе «Двигательный игротренинг для дошкольников» обозначены сенсорные особенности фитболов. Мяч имеет форму шара, большая поверхность соприкосновения с ладонью дает полноту ощущения. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мячей влияет на развитие физических качеств и познавательных способностей дошкольников.
Упражнения фитбол-гимнастики можно включать:
-В любую часть НОД по физическому развитию в качестве игровых заданий или в виде сюжетно- игровых комплексов
- в утреннюю гимнастику
- в физкультминутки
- в физкультурные досуги и праздники.
Таким образом, применение инновационных здоровьесберегающих технологий фитбол-гимнастики это не только как один из способов модернизации физкультурно-оздоровительной работы на физкультурных занятиях, но и благотворное влияние на развитие физических качеств у дошкольников.
«Собачка виляет хвостиком» Исходное положение: сидя на мяче. Поднять одну руку вперед ладонью внутрь; поднять другую руку вперед ладонью внутрь; поднять одну руку вверх ладонью внутрь; поднять другую руку вверх ладонью внутрь; опустить руки вниз. Покачаться на мяче.
«Кругосветное путешествие» Подпрыгивая на мяче, шагать вокруг него, высоко поднимая колени в одну, затем в другую сторону.
Игротерапия.
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:
-проявить эмоции, переживания, фантазию;
-самовыразиться;
-снять психоэмоциональное напряжение;
-избавиться от страхов;
-стать увереннее в себе.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.
Игра: « Большое животное»
Вставайте в большой круг, мы с вами одно большое и очень доброе животное. Все вместе придумаем ему имя. Молодцы, придумали! Отлично! Имя у животного есть, а теперь давайте послушаем, как оно дышит. Все вместе глубоко вздохнули и выдохнули! Наше большое животное дышит очень громко:
делаем общий шаг вперёд - глубокий вдох через нос, немного задержите дыхание, а теперь шаг назад и сильно выдохните весь воздух через рот. Вот как дышит, наше животное. Сейчас стоим на месте вдох, выдох. Друзья, у нашего животного стучит сердце! Стучим ножками сначала медленно, наше животное побежало, сердечко застучало сильно-сильно (часто и громко стучат ножками). Устало наше животное и перестало бежать, медленно идёт (тихо и медленно стучите ножками). И, наконец, наше животное уснуло (все вместе изображают, как спит животное).Замечательно!
Игра: «Волшебное зеркало»
Инструктор: Ну, а теперь, я предлагаю вам, отправится в необычный магазин. Это магазин волшебных зеркал.
- Друзья, когда мы смотримся в зеркало, что мы там видим? Конечно отражение! В нашем необычном магазине зеркалами сначала будут одни родители, а другие будут на них смотреть, затем поменяетесь местами, и в зеркала превратится другие. «Зеркало» должно полностью повторять движения того, кто в нём отражается! (игра проводится под музыку, дети и взрослые становятся друг напротив друга, повторяют движения).
Волшебное зеркальце!
Внимательно смотри!
И все мои движения!
Точно повтори!
А теперь меняйтесь местами!
Молодцы! Замечательно у вас всё получилось.
Физкультминутки.
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.
Цель таких физкультминуток заключается в:
- смене вида деятельности;
- предупреждении утомляемости;
- снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
- активизации кровообращения;
- активизации мышления;
- повышении интереса детей к ходу занятия;
- в создании положительного эмоционального фона.
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука,
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
Зарядка
Солнце глянуло в кроватку
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклоняться три – четыре.
И на месте поскакать
На носок, на пятку
Все мы делаем зарядку.
Самомассаж.
Включаю в работу и элементы самомассажа. Самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления
« Утка и кот »
А уточки, а уточки
Все топают по улочке.
Идут себе вразвалочку
И крякают считалочку.
Утка крякает, зовет Поглаживать шею ладонями сверху вниз.
Всех утят с собою,
А за ними кот идет, Указательными пальцами растирать крылья носа.
Словно к водопою.
У кота хитрющий вид, Пальцами поглаживать лоб от середины к вискам.
Их поймать мечтает!
Не смотри ты на утят- Раздвинуть указательный и средний пальцы, сделать
Не умеешь плавать! «вилочку» и массировать точки около уха.
«Чтобы не зевать от скуки»
Оздоровительный массаж всего тела: быстрые, частые хлопки на слова:
Чтобы не зевать от скуки, Постучим и тут, и там,
Встали и потерли руки, И немного по бокам.
А потом ладошкой в лоб Не скучать и не лениться!
Хлоп-хлоп-хлоп. Перешли на поясницу.
Щеки заскучали тоже? Чуть нагнулись, ровно дышим,
Мы и их похлопать можем. Хлопаем как можно выше.
Ну-ка дружно, не зевать:
Раз-два-три-четыре-пять. (Инструктор по физкультуре
Вот и шея. Ну-ка, живо показывает ежика.)
Переходим на загривок. По сухой лесной дорожке-
Топ-топ-топ-топочут ножки.
А теперь уже, гляди, Ходит-бродит вдоль дорожек
Добрались и до груди. Весь в иголках серый ежик.
Постучим по ней на славу:
Сверху, снизу, слева, справа. (вставка про ежика для сказки
«Рукавичка»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 15.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии.
Физкультминутки
Мы сегодня рисовали
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Пусть немножко отдохнут
Снова рисовать начнут.
Дружно локти отведем
Снова рисовать начнем.
Мы старались рисовать
Мы старались рисовать.
Трудно было не устать.
Мы немножко отдохнем
Снова рисовать начнем.
Мою руки
Мыло бывает
Разным – преразным:
Синим, зелёным, оранжевым, красным...
Но не пойму,
Отчего же всегда
Чёрной – пречерной бывает вода?
Выше руки!
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровнее!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней!
Ноги
Где же, где же наши ноги?
Где же наши ноги?
Где же, где же ноги?
Нету наших ног.
Вот, вот наши ноги.
Вот наши ноги.
Пляшут, пляшут наши ноги
Пляшут наши ноги.
Прочь, усталость, лень и скука
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать!
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем.
Как упрямые все дети,
Скажем: «Нет!» - на все на свете.
А теперь мы присядем
И колени разминаем
Ноги до конца сгибать!
Раз – два – три – четыре – пять,
Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем!
Чтоб совсем проснуться
Чтоб совсем проснуться,
Нужно потянуться.
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Спину тоже разминаем
Взад – вперед её сгибаем.
Поворот за поворотом,
То к окну, а то к стене
Выполняем упражнение,
Чтобы отдых дать спине.
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам на место сесть.
Зарядка
Солнце глянуло в кроватку
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклоняться три – четыре.
И на месте поскакать
На носок, на пятку
Все мы делаем зарядку.
На зарядку
На зарядку солнышко
Поднимает нас
Поднимаем руки мы
По команде «Раз».
Опускаем руки мы по команде «Два!»
Непосильный труд
Нитку вдеть – для пальца
Непосильный труд,
Но зато два пальца
Платьице сошьют.
Три в тетради нашей
Пишут хоть куда.
Десять поле пашут,
Строят города.
Ну – ка, братцы, за работу
Ну – ка, братцы, за работу
Покажи свою охоту:
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А малышке песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев развлекать.
Льется чистая водица
Льётся чистая водица
Мы умеем чисто мыться.
Порошок зубной берём
Крепко щёткой зубы трём.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
Поверни головку вправо,
Поверни головку влево.
Опусти головку вниз
И тихонечко садись.
Мы умеем
Мы умеем на кроватке
Простыню разгладить гладко
И у скомканной подушки
Кулачком задвинуть ушки
Мы сегодня утром рано
Улыбались из-под крана,
А теперь всё по порядку
Дружно делаем зарядку
Стой-ка смирно, руки вниз
Гнись пониже, не ленись!
Кто с зарядкой дружит смело,
Тот с утра прогонит лень,
Будет сильным и умелым
И весёлым целый день.
Мы цветы в саду сажаем
Мы цветы в саду сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны
Пусть растут для нашей мамы!
Будем в классики играть
Будем в классики играть,
На одной ноге стоять,
А теперь ещё немножко,
На другой поскачем ножке.
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука,
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
Вышел клоун
Вышел клоун на арену,
Поклонился всем со сцены,
Вправо, влево и вперед...
Поклонился всем как мог.
Дети едут на машине
Дети едут на машине
Смотрят на дорогу –
Слева – постовой стоит,
Справа – светофор горит.
Космонавт
В небе ясном солнце светит
Космонавт летит в ракете.
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.
Мамам дружно помогаем
Мамам дружно помогаем:
Сами в тазике стираем.
И рубашки, и носочки
Для сыночка и для дочки.
Через двор растянем ловко
Для одежды три веревки.
Светит солнышко – ромашка,
Скоро высохнут рубашки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по логопедии"
Инновационная направленность. Логопедические занятия включают в себя здороьесберегающие технологии. Логопедические занятия в нашем ДОУ параллельно решают задачи укрепления и сохранения зд...
«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по английскому языку с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы)
Сохранение здоровья дошкольников – приоритетное направление образования. Учет индивидуальных особенностей дошкольников, дифференцированный подход к детям с разными...
Здоровьесберегающие технологии на занятиях по физкультуре с детьми дошкольного возраста.
Одним из важных факторов является получение информации детьми о необходимости заботы о своем здоровье. Получение информации закрепляется выполнением физических упражнений. Особое внимание на своих зан...
Презентация "Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по физкультуре в детском саду"
Презентация...
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в кружке оздоровительно-речевой направленности «Речевичок-здоровячок» в работе с детьми с нарушением зрения Сценарий мастер-класса: занятие «Путешествие гномиков»
Представленный материал содержит сценарий занятия в кружке "Речевичок-здоровячок" с детьми среднего дошкольного возраста с нарушением зрения. Заняти построено на используются здоровьесберегающих техно...
Фотоматериалы открытого занятия для воспитателей на тему: " Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре"
12 апреля 2019 г. в ГБОУ Школа №2075 д/о №2, прошло Открытое занятие для воспитателей " Использование здоровьесберегающих технологий" на занятиях по физической культуре с подгото...
Использование инновационных технологий на занятиях по физкультуре в ДОУ
В статье рассмотрена проблема использования инновационных технологий на занятиях по физической культуре в ДОУ. Представлены методы, используемые на занятиях и способствующие повышению двигательной акт...