Технология "Школа мяча"
материал по физкультуре (подготовительная группа)
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают кровообращение, укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки. Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно оздоровительной работе с детьми. Основная задача – научить всех детей владеть мячом на достаточно высоком уровне. Игры с мячом пользуются у детей наибольшей популярностью, и это неудивительно. Мяч (большой или маленький) – это снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимания. Упражнения с мячом разнообразны. Мяч можно перебрасывать, уметь его ловить, мячом можно пятнать, выбивать. Для детей мяч, этот круглый, легкий, упругий, привлекательный снаряд. Нередко игры с мячом способствуют приобщению дошкольников к спортивным играм: волейболу, баскетболу, футболу. В мяч играют в помещении и на улице. Упражнения и игры с мячом являются средствами, гармонически развивающими ребенка, дающими значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект. Поэтому обучение детей владению мячом должно занимать одно из ведущих мест в физкультурно – оздоровительной работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_shkola_myacha.docx | 50.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 56 общеразвивающего вида»
Рабочая программа
«ШКОЛА МЯЧА»
(Физическое развитие)
Возраст детей 5 лет – 6 лет
Срок реализации программы – 1 октября по 31 мая.
Составитель:
Инструктор по физической культуре
Белозерова Л. Н.
г. Электросталь
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделай его крепким и здоровым:
пусть он работает, действует, бегает,
пусть он находится в постоянном движении.
Ж. Ж. Руссо.
Пояснительная записка.
В разделе физическое развитие образовательной программы «От рождения до школы» действия с мячом занимают значительное место среди других средств физического развития и усложняются от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения.
Поэтому данная программа направлена на дальнейшее совершенствование уже имеющихся у старших дошкольников навыков действия с мячом, а также развитие большинства основных движений. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика, в ходе которой дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках
Игры с мячом благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для подготовки ребенка к школьному обучению.
При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками, что способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.
В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно – волевых качеств детей. Необходимость принимать быстрые, разумные решения, правильно их реализовывать в игре способствует воспитанию у детей уверенности, решительности. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действия.
Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций привлекают детей старшего дошкольного возраста, удовлетворяют потребность детей в игре.
Актуальность программы « Школа мяча»
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают кровообращение, укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.
Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно оздоровительной работе с детьми. Основная задача – научить всех детей владеть мячом на достаточно высоком уровне. Игры с мячом пользуются у детей наибольшей популярностью, и это неудивительно. Мяч (большой или маленький) – это снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимания. Упражнения с мячом разнообразны. Мяч можно перебрасывать, уметь его ловить, мячом можно пятнать, выбивать. Для детей мяч, этот круглый, легкий, упругий, привлекательный снаряд. Нередко игры с мячом способствуют приобщению дошкольников к спортивным играм: волейболу, баскетболу, футболу. В мяч играют в помещении и на улице. Упражнения и игры с мячом являются средствами, гармонически развивающими ребенка, дающими значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект. Поэтому обучение детей владению мячом должно занимать одно из ведущих мест в физкультурно – оздоровительной работе с дошкольниками.
Порядок использования рабочей программы в практической деятельности:
Данная программа реализуется в процессе дополнительной образовательной деятельности и ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Программный материал рассчитан на возможности детей 5 – 7 лет, с постепенным переходом от простого к сложному.
Численность детей в группе не должна превышать 15 человек. Занятия проводятся один раз в неделю.
Продолжительность занятия 25 – 30 минут в зависимости от возраста детей.
Цель программы «Школа мяча»
- Достижение благоприятного физического развития и разносторонней двигательной активности детей.
- Создание предпосылок успешного обучения спортивным играм детей в школе.
Задачи рабочей программы дополнительного образования:
- Укреплять различные группы мышц.
- Совершенствовать умения и навыки детей в действиях с мячом.
- Формировать умения схватить, удержать, бросить мяч, рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием.
- Развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику рук.
- Развивать у детей чувство принадлежности к команде, формировать коллективное мышление.
- Развивать выразительность движений и пространственную ориентировку, приучать слушать сигнал.
- Учить анализировать, прогнозировать ситуацию, нести ответственность перед командой за свой выбор.
- Воспитывать у детей уверенность, решительность в быстром принятии решений.
Принципы, положенные в основу рабочей программы.
- Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка.
- Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
- Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
- Принцип последовательности и постепенного усложнения программного материала.
- Учет возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей.
- Решение программных задач в совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности дошкольников.
Схема занятия включает:
- Организационный момент: разминка кистей рук.
- Разминка: упражнения, направленные на закрепление ранее
освоенных действий с мячом.
- Основная часть: упражнения (индивидуально, в парах),
направленные на обучение и отработку новых действий с мячом.
- Подвижные игры с мячом.
- Заключительная часть: игры с мячом малой подвижности.
Прогнозируемые результаты
К концу года старшие дошкольники должны научиться:
- Техникам удержания, передачи, ловли и ведению мяча, бросания мяча в корзину.
- Использовать навыки передачи, ловли, ведения и бросания мяча в корзину, сочетать их между собой, а также с другими действиями с мячом и без мяча.
- Ориентироваться на площадке: находить свободное, более удобное для успешного ведения игры место.
- Играть коллективно, подчинять собственные желания интересам команды, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
- Слушать сигнал тренера.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
- Мониторинг усвоения детьми раздела «физическое развитие».
- Открытые показы занятий дополнительного образования родителям, педагогам в ДОУ.
Тематический план
рабочей программы дополнительного образования
№ п/п | Тема | Общее кол-во занятий | Кол-во минут |
1.2. 3.4. | Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками. Бросание мяча вниз перед собой и ловля его двумя руками. Перебрасывание мяча партнеру удобным для детей способом. Игры: «Играй, играй, мяч не теряй», «Сделай фигуру» ст. 62 Э.Й. Адашкявичене Баскетбол для дошкольников. | 4 | 120 |
5.6. 7.8. | Бросание мяча вверх с ударом вниз об пол и ловля его двумя руками. Бросание мяча вверх с хлопком и ловля его. «Танец с мячом» толкаем мяч об стенку. Ведение мяча по кругу двумя руками. Игры: «Вызов по имени», «Лягушка». | 4 | 120 |
9.10. 11.12 . | Бросание мяча из – за головы двумя руками вдаль и через сетку. Бросание мяча в парах: об пол от груди, снизу вверх. Передача мяча по кругу вправо, влево (произвольным способом). «Танец с мячом», «Лягушки». Игра «Собачка» разучиваем правила, игра. | 4 | 120 |
13.14. 15.16. | Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками из положения стоя. Удары мяча об пол одной рукой и ловля его двумя руками при ходьбе. Ведение мяча по схемам. Бросок мяча в кольцо. Ведение мяча в парах и бросок в баскетбольное кольцо. Бросок мяча в кольцо. Игры: «Лягушки», « Собачка». | 4 | 120 |
17.18. 19.20. | Отбивание мяча на месте правой (левой) рукой. Бросок мяча вверх, в кольцо рук, после отскока от пола поймать его. Ведение мяча на месте правой (левой) рукой с последующей передачей мяча двумя руками. Передача мяча ногами. Игры: «Собачка», «Весёлые парочки» - разучиваем. | 4 | 120 |
21.22. 23.24. | Перебрасывание мяча через сетку, натянутую выше головы ребенка: от груди под сетку, из – за головы. Метание мяча в обруч, расположенный на полу (с расстояния 2-2,5м), снизу, от груди, из – за головы. Удары мячом об пол и броски его в баскетбольное кольцо. Игры: «Ведение мяча парами», «Собачка». | 4 | 120 |
25. 26 27.28. | Ведение мяча одной рукой и бросок его в корзину. Бег боковым галопом с отбиванием мяча об пол. Перебрасывание мяча в парах двумя руками об пол и бросок его в баскетбольную корзину. Игры: «Танец с мячом», «Лягушки», «Собачка». | 4 | 120 |
29.30 31.32. | Ведение мяча одной рукой по кругу и бросок его в баскетбольное кольцо. Ведение мяча в парах через центр и бросок в баскетбольное кольцо. Игры: «Собачка», «Перестрелбол» - учим. | 4 | 120 |
ИТОГО | 32 | 960 минут |
Перспективное планирование.
№ п/п | Тема НОД | Цель НОД |
1.2. 3.4. | Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками. Бросание мяча вниз перед собой и ловля его двумя руками. Игры: «Играй, играй, мяч не теряй». | Дать возможность осознать физические качества мяча (упругость, вес, объём). Формировать умение действовать с мячом, реагировать на сигнал. Учить детей толкать мяч об пол и ловить его двумя руками. |
5.6. 7.8. | Бросание мяча вверх с ударом вниз об пол и ловля его двумя руками. Бросание мяча вверх с хлопком и ловля. «Танец с мячом» Ведение мяча по кругу двумя руками. Игры: «Лягушка». | Формировать умение действовать с мячом. Способствовать развитию координации движений, ловкости. Упражнять в умении быстро реагировать на сигналы. Способствовать развитию точности движения. |
9.10. 11.12. | Бросание мяча из – за головы двумя руками вдаль и через сетку. Бросание мяча в парах: об пол от груди, снизу вверх. Передача мяча по кругу вправо, влево. «Танец с мячом», «Лягушки». Игра «Собачка» разучиваем правила, игра. | Упражнять детей в передаче – ловле мяча, Воспитывать внимание, способствовать развитию точности движения. Совершенствовать навыки ловли и передачи мяча. Упражнять в умении быстро реагировать на сигнал. Способствовать развитию координации движений, ловкости. |
13.14. 15.16. | Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками из положения стоя. Удары мяча об пол одной рукой и ловля его двумя руками при ходьбе. Бросок мяча в кольцо. Игры: «Лягушки», «Собачка». | Развивать координации движений. Учить детей ведению мяча. Совершенствовать навыки ловли – передачи мяча. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Формировать ловкость действий с мячом. Способствовать развитию ориентировки в пространстве, ловкости. |
17.18. 19.20. | Отбивание мяча на месте одной рукой. Бросок мяча вверх, в кольцо рук и ловля его. Ведение мяча с последующей передачей мяча двумя руками. Игры: «Собачка», «Весёлые парочки» - разучиваем. | Формирование двигательных навыков: ходьба, бег. Учить детей вести мяч правой (левой) рукой меняя направление передвижения. Совершенствовать передачу, ловлю, ведение и броски мяча в баскетбольную корзину. Закрепить броски мяча снизу. |
21.22. 23.24. | Перебрасывание мяча через сетку: от груди под сетку, из – за головы. Метание мяча в обруч, снизу, от груди, из – за головы. Удары мячом об пол и броски его в кольцо Игры: «Собачка». | Совершенствовать передачу и ловлю мяча, ведение и броски в баскетбольную корзину. Учить детей применять разные сочетания действий с мячом в игре. Воспитывать смелость, ловкость и решительность. |
25.26. 27.28. | Ведение мяча одной рукой и бросок его в корзину. Бег боковым галопом с отбиванием мяча об пол. Перебрасывание мяча в парах двумя руками об пол и бросок его в корзину. Игра «Собачка». | Закрепить навыки передачи, ловли и ведения мяча, упражнять детей в разных действиях. Способствовать развитию координации движений и ловкости, учить самостоятельно и коллективно играть. Приучать детей помогать друг другу. Быстро реагировать на сигналы. |
29.30. 31.32. | Ведение мяча одной рукой по кругу и бросок его в кольцо. Ведение мяча в парах. «Собачка», «Перестрелбол». | Приучать детей творчески применять действия с мячом, выбирать более соответствующие способы их выполнения. Формировать навыки самостоятельно и коллективно играть с мячом, видеть площадку, помогать друг другу в достижении общей цели. |
Содержание
рабочей программы дополнительного образования.
Основное содержание программы направлено на совершенствование умений и навыков детей в действиях с мячом. Занятия с детьми включают игры и упражнения, способствующие освоению детьми различными техниками владения мячом:
- Владение техникой удержания мяча.
- Владение техниками передачи мяча (двумя руками от груди, стоя на месте и при движении, одной рукой от груди в движении после ловли мяча, при противодействии защитника).
- Владение техникой ведения мяча (на месте, вокруг себя, продвигаясь шагом, с изменением направления движения, правой и левой рукой).
- Владение техникой бросания мяча в корзину (двумя руками от груди с места, после ведения с фиксацией остановки, одной рукой от плеча после ловли мяча)
- Владение навыками коллективной игры.
.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования.
Методическое обеспечение представлено:
- Мячи.
- Баскетбольные кольца, сетка волейбольная.
- Скамейки, обручи.
Мониторинг
В - высокий уровень (самостоятельность, развитые умения, результаты высокого качества).
С - средний уровень (самостоятельность, результат высокий, но с помощью взрослого).
Н - низкий уровень (отказ от деятельности, результаты не достигнуты, нет самостоятельности)
К - конец года
Н - начало года
Список литературы:
- Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников. М., Просвещение, 1983.
- Бейлин Ю.Ф., Портных Ю.И. Мини – баскетбол в школе. Просвещение 1986.
- Гришин В.Г., Осипов Н.Ф. Малыши открывают спорт. М., Педагогика, 1985.
- Николаева Н.И. Школа мяча. Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2012.
- Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М., Просвещение, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"
"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"...
Конспект физкультурного занятия "В стране веселых мячей" в рамках проекта "Для чего нужны мячи?"
Интересное занятие с использоаанием разнообразных методов и приемов....
Статья "Из истории мяча, игры с мячом"
Игры с мячом очень распространённые и встречаются почти у всех народов мира....
Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"
В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо...
Проект "Музей мяча. История, разновидности мяча, игры с мячом"
Презентация на тему: Проект "Музей мяча. История, разновидности мяча, игры с мячом". Цели, задачи проекта; непосредственная образоватедьная деятельность с детьми на тему: "Музей мяча. История, разнови...
Презентация "Мячи разные нужны, мячи разные важны" (о видах мячей и видах спорта с мячами).
Презентация "Мячи разные нужны, мячи разные важны"(о видах мячей и спорта с мячами) подготовлена для беседы с детьми о наиболее популярных видах спорта с мячами в рамках проекта «...