Технология "Школа мяча"
материал по физкультуре (подготовительная группа)

Белозёрова Людмила Николаевна

Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают кровообращение, укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки. Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно оздоровительной работе с детьми. Основная задача – научить всех детей владеть мячом на достаточно высоком уровне. Игры с мячом пользуются у детей наибольшей популярностью, и это неудивительно. Мяч (большой или маленький) – это снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимания.  Упражнения с мячом разнообразны. Мяч можно перебрасывать, уметь его ловить, мячом можно пятнать, выбивать. Для детей мяч, этот круглый, легкий, упругий, привлекательный снаряд. Нередко игры с мячом способствуют приобщению дошкольников к спортивным играм: волейболу, баскетболу, футболу. В мяч играют в помещении и на улице. Упражнения и игры с мячом являются средствами, гармонически развивающими ребенка, дающими значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект. Поэтому обучение детей владению мячом должно занимать одно из ведущих мест в физкультурно – оздоровительной работе с дошкольниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_shkola_myacha.docx50.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 56 общеразвивающего вида»

                                                

Рабочая программа

«ШКОЛА МЯЧА»

(Физическое развитие)

Возраст детей 5 лет – 6 лет

Срок реализации программы – 1 октября по 31 мая.

Составитель:

Инструктор по физической культуре

        Белозерова Л. Н.

г. Электросталь

                              

Чтобы сделать ребенка умным и  рассудительным,

                              сделай его крепким и здоровым:

 пусть он работает, действует, бегает,

                                         пусть он находится в постоянном движении.

Ж. Ж. Руссо.

Пояснительная записка.

В разделе физическое развитие  образовательной программы «От рождения до школы» действия с мячом занимают значительное место среди других средств физического развития  и усложняются от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения.

Поэтому данная программа направлена на дальнейшее совершенствование уже имеющихся у старших дошкольников навыков действия с мячом, а также развитие большинства основных движений. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика, в ходе которой дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках

Игры с мячом благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Упражнения с мячами  различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для подготовки ребенка к школьному обучению.

При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками, что способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.

В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно – волевых качеств детей. Необходимость принимать быстрые, разумные решения, правильно их реализовывать в игре способствует воспитанию у детей уверенности, решительности. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действия.

Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций привлекают детей старшего дошкольного возраста, удовлетворяют потребность детей в игре.

Актуальность программы « Школа мяча»

Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают кровообращение, укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.

Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно оздоровительной работе с детьми. Основная задача – научить всех детей владеть мячом на достаточно высоком уровне. Игры с мячом пользуются у детей наибольшей популярностью, и это неудивительно. Мяч (большой или маленький) – это снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимания.  Упражнения с мячом разнообразны. Мяч можно перебрасывать, уметь его ловить, мячом можно пятнать, выбивать. Для детей мяч, этот круглый, легкий, упругий, привлекательный снаряд. Нередко игры с мячом способствуют приобщению дошкольников к спортивным играм: волейболу, баскетболу, футболу. В мяч играют в помещении и на улице. Упражнения и игры с мячом являются средствами, гармонически развивающими ребенка, дающими значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект. Поэтому обучение детей владению мячом должно занимать одно из ведущих мест в физкультурно – оздоровительной работе с дошкольниками.

Порядок использования рабочей программы в практической деятельности:

        Данная программа реализуется в процессе дополнительной образовательной деятельности и ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Программный материал  рассчитан на  возможности детей 5 – 7 лет, с постепенным переходом от простого к сложному.

 Численность детей в группе не должна превышать 15 человек.  Занятия проводятся один раз в неделю.

Продолжительность занятия  25 – 30 минут в зависимости от возраста детей.

Цель программы «Школа мяча»

  • Достижение благоприятного физического развития и разносторонней двигательной активности детей.
  • Создание предпосылок успешного обучения спортивным играм детей в школе.

     

       

Задачи рабочей программы дополнительного образования:

         

  • Укреплять различные группы мышц.
  • Совершенствовать умения и навыки детей в действиях с мячом.
  • Формировать умения схватить, удержать, бросить мяч, рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием.
  • Развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику рук.
  • Развивать у детей чувство принадлежности к команде, формировать коллективное мышление.
  • Развивать выразительность движений и пространственную ориентировку, приучать  слушать сигнал.
  • Учить анализировать, прогнозировать ситуацию, нести ответственность перед командой за свой выбор.
  • Воспитывать у детей уверенность, решительность в быстром принятии решений.

Принципы, положенные в основу рабочей программы.

  1. Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка.
  2. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
  3. Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
  4. Принцип последовательности и постепенного усложнения программного материала.
  5. Учет возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей.
  6. Решение программных задач в совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности дошкольников.

                                            Схема занятия включает:

  1. Организационный момент:  разминка кистей рук.
  2. Разминка:  упражнения, направленные на закрепление ранее    

        освоенных действий с мячом.

  1. Основная часть:  упражнения (индивидуально, в парах),

        направленные на обучение и отработку новых действий с мячом.

  1. Подвижные игры с мячом.
  2. Заключительная часть: игры с мячом малой подвижности.

                                                Прогнозируемые результаты

   К концу года старшие дошкольники должны научиться:

  • Техникам удержания, передачи, ловли и ведению мяча, бросания мяча в корзину.
  • Использовать навыки передачи, ловли, ведения и бросания мяча в корзину, сочетать их между собой, а также с другими действиями с мячом и без мяча.
  • Ориентироваться на площадке: находить свободное, более удобное для успешного ведения игры место.
  •  Играть коллективно, подчинять собственные желания интересам команды, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
  • Слушать сигнал тренера.  

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

  • Мониторинг усвоения детьми раздела «физическое развитие».
  • Открытые показы занятий дополнительного образования родителям, педагогам в ДОУ.

Тематический план

рабочей программы дополнительного образования

№ п/п

Тема

Общее     кол-во занятий

Кол-во минут

1.2.

3.4.

Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками.

Бросание мяча вниз перед собой и ловля его двумя руками.

Перебрасывание мяча партнеру удобным для детей способом.

Игры: «Играй, играй, мяч не теряй», «Сделай фигуру» ст. 62 Э.Й. Адашкявичене Баскетбол для дошкольников.

4

120

5.6.

7.8.

Бросание мяча вверх с ударом вниз об пол и ловля его двумя руками.                                              Бросание мяча вверх с хлопком и ловля его.   «Танец с мячом» толкаем мяч об стенку.                                                Ведение мяча по кругу двумя руками.               Игры: «Вызов по имени», «Лягушка».

4

  120

9.10.

11.12

.

Бросание мяча из – за головы двумя руками вдаль  и через сетку.

Бросание мяча в парах: об пол от груди, снизу вверх.

Передача мяча по кругу вправо, влево (произвольным способом).

«Танец с мячом», «Лягушки».

Игра «Собачка» разучиваем правила, игра.

4

120

13.14.

15.16.

Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками из положения стоя.

Удары мяча об пол одной рукой и ловля его двумя руками при ходьбе.

Ведение мяча по схемам.

Бросок мяча в кольцо.

Ведение мяча в парах и бросок  в баскетбольное кольцо.

Бросок мяча в кольцо.

Игры: «Лягушки», « Собачка».

4

120

17.18.

19.20.

Отбивание мяча на месте правой (левой) рукой. Бросок мяча вверх, в кольцо рук, после отскока от пола поймать его.                                            Ведение мяча на месте правой (левой) рукой с последующей передачей мяча двумя руками. Передача мяча ногами.                                       Игры: «Собачка», «Весёлые парочки» - разучиваем.

        4

120

21.22.

23.24.

Перебрасывание мяча через сетку, натянутую выше головы ребенка: от груди под сетку, из – за головы.

Метание мяча в обруч, расположенный на полу (с расстояния 2-2,5м), снизу, от груди, из – за головы.

Удары мячом об пол и броски его в баскетбольное кольцо.

Игры: «Ведение мяча парами», «Собачка».

        4

120

25. 26

27.28.

Ведение мяча одной рукой и бросок его в корзину. Бег боковым галопом с отбиванием мяча об пол.                                         Перебрасывание мяча в парах двумя руками об пол и бросок его в баскетбольную корзину.                                   Игры: «Танец с мячом», «Лягушки», «Собачка».

        4

120

29.30

31.32.

Ведение мяча одной рукой по кругу и бросок его в баскетбольное кольцо.

Ведение мяча в парах через центр и бросок в баскетбольное кольцо.

Игры: «Собачка», «Перестрелбол» - учим.

        4

120

ИТОГО

        32

960 минут

                                               

Перспективное планирование.

№ п/п

Тема НОД

Цель НОД

  1.2.

  3.4.

 Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками.

Бросание мяча вниз перед собой и ловля его двумя руками.

Игры: «Играй, играй, мяч не теряй».

Дать возможность  осознать физические качества мяча (упругость, вес, объём).

Формировать умение действовать с мячом, реагировать на сигнал.

Учить детей толкать мяч об пол и ловить его двумя руками.

  5.6.

  7.8.

Бросание мяча вверх с ударом вниз об пол и ловля его двумя руками.                                              Бросание мяча вверх с хлопком и ловля.   «Танец с мячом»                                               Ведение мяча по кругу двумя руками.               Игры: «Лягушка».

Формировать умение действовать с мячом.

Способствовать развитию координации движений, ловкости.

Упражнять в умении быстро реагировать  на сигналы.

Способствовать развитию точности движения.

  9.10.

11.12.

Бросание мяча из – за головы двумя руками вдаль  и через сетку.

Бросание мяча в парах: об пол от груди, снизу вверх.

Передача мяча по кругу вправо, влево.

«Танец с мячом», «Лягушки».

Игра «Собачка» разучиваем правила, игра.

Упражнять детей в передаче – ловле мяча,

Воспитывать внимание, способствовать развитию точности движения.

Совершенствовать навыки ловли и передачи мяча.

Упражнять в умении быстро реагировать на сигнал.

Способствовать развитию координации движений, ловкости.

  13.14.

15.16.

Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками из положения стоя.

Удары мяча об пол одной рукой и ловля его двумя руками при ходьбе.

Бросок мяча в кольцо.

Игры: «Лягушки»,  «Собачка».

Развивать координации движений.

Учить детей ведению мяча.

Совершенствовать навыки ловли – передачи мяча.

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Формировать ловкость действий с мячом.

Способствовать развитию ориентировки в пространстве, ловкости.

  17.18.

19.20.

Отбивание мяча на месте одной рукой. Бросок мяча вверх,

в кольцо рук и ловля его.                                            Ведение мяча  с последующей передачей мяча двумя руками.                                       Игры: «Собачка», «Весёлые парочки» - разучиваем.

Формирование двигательных

 навыков: ходьба, бег.

Учить детей вести мяч правой (левой) рукой меняя направление передвижения.

Совершенствовать передачу, ловлю, ведение и броски мяча в баскетбольную корзину.

Закрепить броски мяча снизу.

  21.22.

23.24.

Перебрасывание мяча через сетку: от груди под сетку,

из – за головы.

Метание мяча в обруч, снизу, от груди, из – за головы.

Удары мячом об пол и броски его в кольцо

Игры: «Собачка».

Совершенствовать передачу и ловлю мяча, ведение и броски в баскетбольную корзину.

Учить детей применять разные сочетания действий с мячом в игре.

Воспитывать смелость, ловкость и решительность.

25.26.

27.28.

Ведение мяча одной рукой и бросок его в корзину.                 Бег боковым галопом с отбиванием мяча об пол.                                         Перебрасывание мяча в парах двумя руками об пол и бросок его в корзину.                                   Игра «Собачка».

Закрепить навыки передачи, ловли и ведения мяча, упражнять детей в разных действиях.

Способствовать развитию координации движений и ловкости, учить самостоятельно и коллективно играть.

Приучать детей помогать друг другу.

Быстро реагировать на сигналы.

  29.30.

31.32.

Ведение мяча одной рукой по кругу и бросок его в кольцо.

Ведение мяча в парах.  «Собачка», «Перестрелбол».

Приучать детей творчески применять действия с мячом, выбирать более соответствующие способы их выполнения.

Формировать навыки самостоятельно и коллективно играть с мячом, видеть площадку, помогать друг другу в достижении общей цели.

Содержание

рабочей программы дополнительного образования.

           Основное содержание программы направлено на совершенствование умений и навыков детей в действиях с мячом. Занятия с детьми включают  игры и упражнения, способствующие освоению детьми различными техниками владения мячом:

  • Владение техникой удержания мяча.
  • Владение техниками передачи мяча (двумя руками от груди, стоя на месте и при движении, одной рукой от груди в движении после ловли мяча, при противодействии защитника).
  • Владение техникой ведения мяча (на месте, вокруг себя, продвигаясь шагом, с изменением направления движения, правой и левой рукой).
  • Владение техникой бросания мяча в корзину (двумя руками от груди с места, после ведения с фиксацией остановки, одной рукой от плеча после ловли мяча)
  • Владение навыками коллективной игры.

.

       

Методическое обеспечение программы дополнительного образования.

         

Методическое обеспечение представлено:

  • Мячи.
  • Баскетбольные кольца, сетка волейбольная.
  • Скамейки, обручи.

                                                 

Мониторинг

В - высокий уровень (самостоятельность, развитые умения,  результаты высокого качества).

С - средний уровень (самостоятельность, результат высокий, но с помощью взрослого).

Н - низкий уровень (отказ от деятельности, результаты не достигнуты, нет самостоятельности)

К - конец года

Н - начало года

Список литературы:

  1. Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников. М., Просвещение, 1983.
  2. Бейлин Ю.Ф., Портных Ю.И. Мини – баскетбол в школе. Просвещение 1986.
  3. Гришин В.Г., Осипов Н.Ф. Малыши открывают спорт. М., Педагогика, 1985.
  4. Николаева Н.И. Школа мяча. Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2012.
  5.  Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М., Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"

"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"...

Конспект физкультурного занятия "В стране веселых мячей" в рамках проекта "Для чего нужны мячи?"

Интересное занятие с использоаанием разнообразных методов и приемов....

Статья "Из истории мяча, игры с мячом"

Игры с мячом очень распространённые и встречаются почти у всех народов мира....

Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"

В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо...

Проект "Музей мяча. История, разновидности мяча, игры с мячом"

Презентация на тему: Проект "Музей мяча. История, разновидности мяча, игры с мячом". Цели, задачи проекта; непосредственная образоватедьная деятельность с детьми на тему: "Музей мяча. История, разнови...

Презентация "Мячи разные нужны, мячи разные важны" (о видах мячей и видах спорта с мячами).

Презентация "Мячи разные нужны, мячи разные важны"(о видах мячей и спорта с мячами) подготовлена для беседы с детьми о наиболее популярных  видах спорта с мячами в рамках проекта «...