Мастер-класс для педагогов ДОУ
материал по физкультуре

Павлова Наталья Николаевна

Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

«ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Цель мастер-класса – раскрыть воспитательно-познавательный потенциал и практическую значимость народных игр.

Задачи:

1. Ознакомление участников мастер-класса с отдельными играми народов Поволжья;

2. Развитие представлений о возможности классификации народных игр по сходным признакам, по содержанию, по атрибутике, по отличительным признакам;

3. Формирование практических навыков организации и проведения народных игр.

Оборудование: парашют, флеш носитель с музыкой, мяч, спортивная верёвка, стол, три стула для разработчиков, листы бумаги, ручки.

Раздаточный материал: карточки с описанием народных игр с исползованием нестандартного физкультурного оборудования «Игровой парашют».

Этнокультурное воспитание дошкольников – задача особенно актуальна на сегодняшний день и физическая культура может внести свой вклад в решении данной задачи.

 Все мы знаем, что игра –ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Рассказы о народных традициях не достигнут цели, если не найдут продолжения в играх. В разных формах физкультурно – оздоровительной работы мы используем подвижные игры. Особую значимость имеют народные подвижные игры, в которые дети очень любят играть.

 В нашем детском саду, как и во многих других, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех детей. И что же мы делаем для этого?

В течение года мы проводим музыкально спортивные народные праздники. Сабантуй, Масленица, Навруз, Зимние забавы)

 Мною собран материал и оформлена картотека народных подвижных игр.  В картотеке представлены популярные русские, татарские, удмуртские, марийские, чувашские, башкирские игры, доступные для детей дошкольного возраста. Данная картотека подвижных игр доступна для всех педагогов детского сада, что позволяет планомерно вести работу по ознакомлению дошкольников с народными подвижными играми в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.  Так же нами была разработана проектная работа «Мой родной край» . Заключительным этапом данной работы стал спортивный праздник «Фестиваль народных подвижных игр», где участвовали дети, родители и педагоги дошкольного учреждения. Дети с удовольствием играли в русские народные игры «Горелки», «Золотые ворота», «Ручеек», татарские народные игры «Хлопушки», «Тимербай», удмуртские игры и т.д..

    Таким образом, я считаю, что использование народных игр в работе с детьми позволяет нам донести до детей самобытность народа, колорит его обычаев, своеобразие языка, сформировать интерес к народной культуре, к ее традициям. Проведённая работа показала, что народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технологический век.

   Решение задач этнокультурного воспитания происходит эффективнее, когда национальная культура естественно вплетается в жизнь группы детского сада,  и осуществляется не только инструктором по физической культуре, а  совместными усилиями специалистов детского сада, родителей и воспитателя.

С целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству, в детском саду и группах создана специальная среда.

. В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю. В рамках реализации комплексно – тематического планирования регулярно проводятся народные праздники, развлечения совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре. Особенно запоминающимся стал для детей спортивный праздник «Фестиваль народных подвижных игр».

И сейчас мы хотим вам предложить  вспомнить, что же такое «Народная игра». Мы будем задавать вопросы, а вы отвечайте, передавая мяч из рук в руки.

  • Какие атрибуты используются в народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)
  • Главная роль в народной игре? (водящий)
  • Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
  • Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
  • Где используются народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, тур.походов)
  • Какие физические качества воспитываются в народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
  • Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
  • Что является сигналом к действию в народной игре? (слово). 

Молодцы, вспомнили! А теперь мы попросим выйти тех, у кого в руках побывал наш мяч, кто был активным участником блиц - опроса.

Давайте мы с вами вспомним и поиграем в известную русскую народную игру «Краски», но поиграем мы с вами в эту игру с использованием нестандартного  оборудования «Игровой парашют», который мы используем в нашей работе, и который очень нравится детям.

А сейчас мы разделимся на 2 группы: играющие и разработчики.

Для играющих воспитатель предлагает две народные подвижные игры (русские и татарская). В то время когда участники будут играть, разработчики ваша задача придумать вариант игры проведения народной подвижной игры «Мышеловка» и «Солнышко и дождик», с использованием этого «игрового парашюта». А мы с вами будем играть «Золотые ворота» и «Чума урдэк чума каз»

А сейчас разработчики познакомят нас со своими вариантами игр.

 Играйте,  и помните, игра – ключ к душе каждого ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"

Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...