«Оздоровительная работа с детьми среднего дошкольного возраста с использованием сюжетных подвижных игр»
материал по физкультуре (средняя группа)

Шматова Светлана Валерьевна

«Оздоровительная работа с детьми среднего дошкольного возраста с использованием сюжетных подвижных игр»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Оздоровительная работа с детьми среднего дошкольного возраста с использованием сюжетных подвижных игр»

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни.
Развитие человека, степень полезности его обществу во многом определяется уровнем его здоровья, объемом и качеством его физического потенциала. Трудно обозначить, когда и где в жизни человека закладывается фундамент здоровья. Этот процесс начинается еще до рождения, продолжается всю жизнь и складывается из многих составляющих. Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от взрослого, от того, как будут воспитываться дети, какие полезные привычки они приобретут. Важно привить детям дошкольного возраста вкус к занятиям физкультурой, потребность к таким занятиям. Физическая культура и спорт - эффективное и действительное средство воспитания духовного и физического здоровья подрастающего поколения.
Решение оздоровительных задач возможно средствами физической культуры. Занятия физическими упражнениями содействуют обогащению нравственного опыта. Играя в подвижную игру или выполняя физические упражнения, тренируют волевые черты характера. Занятия физическими упражнениями формируют эстетику движений, формируют представления о красоте. Физкультурные занятия дают возможность упражнять детей в доступных им трудовых действиях: подготовке пособий к занятиям, заботе о чистоте и порядке
. Таким образом, в процессе обучения движениям у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические качества. Формируется сознательное отношение к своей деятельности. Движения и физические упражнения считаются специфическими средствами физического воспитания. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой, зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Эффективность решения задач физического воспитания обеспечивает целостность двигательного режима.
Изучением данного вопроса занимались многие ученые физиологи, психологи: П.Ф.Лесгафт - двигательная деятельность, Н.М.Амосов- физическое развитие, Н.М.Шелованов - оздоровление, Т.И.Осокина - проблема физического развития дошкольника.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал; что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
 

В своей работе я рассматривала только двигательную активность детей среднего дошкольного возраста с использованием сюжетных подвижных игр.

Актуальность - сюжетная подвижная игра, являясь важным средством физического воспитания, одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребёнка. Воспитателю дошкольного учреждения необходимо знать методику оздоровления детей.

Цель исследования- теоретически обосновать и экспериментально проверить условия использования сюжетных подвижных игр в оздоровительной работе с детьми среднего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование сюжетно подвижных игр в процессе оздоровительной работы с детьми среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - оздоровительная работа с детьми среднего дошкольного возраста с использованием сюжетных подвижных игр будет протекать успешно при следующих условиях:
1) Учет индивидуальных особенностей детей при проведении сюжетных подвижных игр;
2) Комплексный подход к использованию методов и приемов организации работы.

Задачи исследования
1). Охарактеризовать оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста.
2)Дать характеристику сюжетно подвижным играм в процессе оздоровительной работы с детьми среднего дошкольного возраста.
3)Выявить уровень двигательной активности детей среднего дошкольного возраста.
4)Провести серию игр и проверить эффективность их использования в оздоровительной работе.
Используемые методы исследования: изучение литературных источников, наблюдение, педагогический эксперимент.

Экспериментальная работа проводилась с 8.02.2011. по 5.03.2011. на базе ГБОУ д/с 1197"Лучик" СЗАО города Москвы.

Прежде всего, я попыталась изучить и охарактеризовать работу детского сада в целом. Детство каждого ребенка должно быть радостным и светлым. Окружая малышей красотой, заботой и вниманием, предлагая им только самое интересное и самое лучшее, мы верим, что наши маленькие воспитанники, став взрослыми, наполнят свою жизнь привычной с детства гармонией и любовью.

"Лучик» — это особая территория детства, где главными героями являются малыши, и все подчинено их потребностям и желаниям. Помня об этом, воспитатели и педагоги стараются сделать интересной и насыщенной жизнь наших маленьких воспитанников в детском саду.

Детский сад работает по программе " Истоки". Оздоровительная работа дошкольного учреждения строится в нашем детском саду по нескольким направлениям, но главное: создание условий для физического развития и комплексное решение физкультурно – оздоровительных задач. Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия. В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные пособия. В детском саду оборудован зал для физкультурных занятий с разнообразным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении. На территории детского сада имеется спортивная площадка, полностью оборудованная для занятий.

Экспериментальная работа состояла из 3х этапов:
-констатирующего
-формирующего
-контрольного
На первом этапе констатирующего эксперимента были использованы следующие методы: изучение медицинской документации, педагогическое наблюдение, беседа и определение двигательной активности.
Работу по обследованию детей я начала с изучения состояния здоровья детей, т.е. с изучения медицинских карт (изучение антропометрических данных; вес, рост, окружность грудной клетки).
Составила таблицу данных о физическом развитии каждого ребенка экспериментальной группы, сравнительный анализ состояния здоровья детей с учетом групп здоровья, с тем чтобы создать условия для физического развития каждого ребенка. В эксперименте приняли участие 10 детей: 6 мальчиков и 4 девочки. 6 детей относятся к 1 группе здоровья и 4 детей ко 2 группе здоровья.
Далее на этапе констатирующего эксперимента было проведено педагогическое наблюдение, которое показало, что педагоги не планомерно проводят сюжетные подвижные игры, а хаотично. Была проведена беседа с детьми средней группы, целью которой являлось выявление знаний детей о сюжетных подвижных играх. В ходе беседы детям предлагались следующие вопросы:
- любишь ли ты играть в сюжетные подвижные игры?
- знаешь ли ты, что такое сюжетные подвижные игры?
- какую сюжетную подвижную игру ты знаешь?
- расскажи, как в нее играть?
Анализ ответов детей свидетельствует о их шаблонности, подражательным ответам товарищей. На вопрос, что такое подвижная игра, София Ф. ответила:" это когда дети двигаются». В результате беседы, мною сделаны следующие выводы: не все дети знают, что такое сюжетные подвижные игры, испытывают сложности в объяснении правил, что может негативным образом повлиять на самостоятельную организацию игр.
Для определения оздоровительного эффекта сюжетных подвижных игр на детей среднего дошкольного возраста определила  уровень двигательной активности детей экспериментальной группы по показателям М.А. Руновой, где двигательную активность она делит на 3 группы.
Для этого была проведена сюжетная игра у медведя во бору
"У медведя во бору".

Процесс исполнения и игровое поведение каждого ребенка позволяли судить о характере восприятия им игры и особенностях передачи игрового образа.
Оздоровительный эффект подвижных игр связан с положительным эмоциональным настроением детей, возникающим в процессе игровой деятельности.
На этапе формирующего эксперимента были созданы условия для проведения сюжетных подвижных игр, которые позволили провести и разучить за время эксперимента 6 сюжетно- подвижных игр на развитие и совершенствование разных двигательных навыков, и выполнение основных видов движения. Это сюжетные подвижные игра на развитие следующих физических качеств:
" Пароход" - ловкость, координация движений
" Воробышки и автомобиль" - бег , координационные движения
" Козлята и волк"- бег, ловкость, координация движений, прыжки,
"Зайцы и волк" - прыжки, бег
" Курочки и цыплята" - ходьба, бег, ловкость
Рассмотрим содержание работы по развитию и совершенствованию разных двигательных навыков, и выполнению основных видов движений в сюжетной подвижной игре " Курочки и цыплята"
Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом, упражнять в ходьбе, беге, развивать память, активную разговорную речь, смелость, ловкость, создать весёлое, радостное настроение.
 

В начале была проведена предварительная работа по совершенствованию двигательных навыков: бега, ходьбы, ловкости (на утренней гимнастике, прогулках и физкультурных занятиях).

На прогулках проводили наблюдения за повадками птиц. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой читали произведения: О. Капицы «Петушок и бобовое зернышко», русскую народную сказку «Курочка ряба». Чтение сопровождалось показом видеофильма, специально подобрали картину «Птичий двор» для рассматривания, фотографии цыплят, кур, петуха; проводилась беседа о новой сюжетной подвижной игре «Курочка и цыплята», выполнялись имитационные общеразвивающие упражнения по специальной методике первоначального разучивания:

  • Показ воспитателем образца движений,
  • Детальный показ, сопровождаемый словом
  • Выполнение движений самим ребенком.

Затем объяснялись правила игры в форме сюжетного рассказа.

Для распределения ролей использовалась считалка. Для проведения игры отводилось специальное время на прогулке и между занятиями. Замечания делались (если была необходимость) в доброжелательной форме, большое внимание уделялось всем детям, а особенно с низкой и средней двигательной активностью. По таким же критериям были проведены все игры формирующего этапа эксперимента.

Таким образом, методика обучения движениям была направлена на совершенствование двигательной активности детей среднего дошкольного возраста с использованием сюжетной подвижной игры.
С целью выявления динамики двигательной активности детей в сюжетных подвижных играх был проведен третий контрольный этап эксперимента. Он показал, что у детей проявились умения согласовывать свои действия с партнером в игре, умение четко выполнять правила сюжетной подвижной игры, умение действовать в сюжетной подвижной игре быстро и ловко, интенсивно двигаться независимо от объема и продолжительности.
На этапе контрольного эксперимента в игре "У медведя во бору" дети демонстрировали умение пользоваться такими средствами выразительности, как жест, мимика. В целом дети показали положительный результат. С помощью исследования выявлено, что трое детей повысили свою двигательную активность.

Полученные результаты подтвердили рабочую гипотезу о том, что комплексный подход к использованию методов и приемов организации работы и учет индивидуальных особенностей детей при проведении сюжетных подвижных игр положительно влияет на двигательную активность детей дошкольного возраста. Четверо детей улучшили свою двигательную активность, перейдя на более высокую ступень.

В заключение, хочу подвести итог своей работы:

Под оздоровительной работой подразумевается комплекс мероприятий. В своей работе я рассматривала только двигательную активность детей среднего дошкольного возраста.
Оздоровительный эффект подвижных игр связан с положительным эмоциональным настроением детей, возникающим в процессе игровой деятельности.
На основании вышеуказанного, можно сделать следующие выводы, что в ходе эксперимента были теоретически обоснованы и экспериментально проверены условия использования сюжетных подвижных игр в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, которые должны использоваться воспитателями дошкольных учреждений в своей профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подвижная  игра является     прекрасным средством    развития    и         совершенствования...

Использование элементов художественной гимнастики в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Использование элементов художественной гимнастики в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста. Музыкально-спортивная композиция  "Карусель"....

Перспективный план по физкультурно-оздоровительной работе с детьми среднего дошкольного возраста.

Предложенный план работы поможет создать условия для охраны и укрепления здоровья детей....

Презентация для МО "Использование элементов детской йоги в физкультурно-оздоровительной работе с детьми среднего дошкольного возраста"

Использование элементов детской йоги в физкультурно-оздоровительной работе с детьми среднего дошкольного возраста ...