Сценарий родительского собрания «Как подготовить ребенка к школе»
методическая разработка (подготовительная группа)

Косырева Людмила Игнатьевна

Сценарий родительского собрания «Как подготовить ребенка к школе»

Задачи собрания:

1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.

2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod.sobr_.kak_podgotovit_rebyonka_k.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад посёлка Долгоруково»

Родительское собрание

«Как подготовить ребенка к школе».

(подготовительная группа)

Воспитатели подготовительной группы:

Косырева Л.И.

Тюрина О.И.

                                                                                                                                                                                                                         

2018 -2019уч.г.

Задачи собрания:

1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.

2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

Анкетирование родителей.

        Сегодня мы будем говорить о готовности ваших детей к школьному обучению.

Что же такое «готовность к школе»? Родители, несомненно, хотят, чтобы в начале школьного обучения у ребенка все было благополучно: чтобы он привык к правилам школы, новому режиму дня, имел хорошее эмоциональное самочувствие, не потерял желания ходить в школу, не болел и хорошо усваивал учебную программу.

        Первые 2–3 месяца после начала обучения являются сложным в любом случае: ребенок привыкает к новому образу жизни. Этот период называется адаптационным.

        Насколько хорошо ребенок сумеет адаптироваться к учебному процессу, зависит от многих факторов. Главные из них:

  • То, что психологи называют психологической готовностью к школьному обучению;
  • Состояние здоровья и уровень физиологического развития ребенка.

Оба эти фактора являются комплексными.

Под психологической готовностью к школе понимается, прежде всего, существование у  ребенка учебной мотивации, позволяющей адекватно воспринимать и старательно выполнять учебные задания.

Если ребенок проявляет познавательный интерес и хочет идти в школу, чтобы заниматься учебной деятельностью, то с большей долей вероятности  можно заключить, что он уже обладает мотивацией. При этом важно выяснить, действительно ли малыш хочет учиться, а не просто ходить в школу. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция не сформирована. Особенно актуальна данная проблема для шестилетних детей. У них чаще, чем у семилеток, затруднено формирование «чувства необходимости учения», они менее ориентированы на общепринятые формы поведения в школе.

Конечно, чтобы хорошо учиться, необходим достаточный уровень интеллекта. Ребенок должен уметь обобщать. Речевое развитие должно позволять будущему первокласснику свободно выражать свои мысли, что возможно при наличии необходимого словарного запаса и способности грамотно строить фразы.

На достаточном уровне  развития у будущих первоклассников должно находиться зрительно-пространственное восприятие. Они должны уметь характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа- слева, над- под, на- за, сверху- снизу и др.), различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости, различать геометрические фигуры, выделять их в предметах окружающего мира, классифицировать фигуры по форме, размеру, цвету. Также дети должны уметь срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров. Однако для этого возраста характерно слабое развитие моторики мелких мышц руки, на что родителям как до поступления в школу, так и на первых порах обучения в школе нужно обращать внимание и работать над ее развитием.

Дети этого возраста должны быть способны к произвольному вниманию.

Слабое развитие произвольности- одна из основных причин неуспеваемости в первом классе. Младший школьник должен уметь сознательно подчинять свои действия; воспринимать требования учителя; внимательно его слушать и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; самостоятельно выполнять задание по зрительному воспринимаемому образцу.

Большое значение в познавательной деятельности школьников имеет память. Возможности учеников в развитии этого познавательного процесса велики. Объем памяти резко возрастает при активном и осознанном восприятии и запоминании, если же ребенок пассивен, то и запоминает намного меньше. Мозг 7-летних детей обладает такой пластичностью, которая позволяет ему справляться с заданиями, связанными с дословным запоминанием. Однако память необходимо тренировать, развивать различные ее виды, необходимые для успешного запоминания учебного материала. И очень важная роль здесь отводится родителям, которые могут, используя специальные игры, развивать память ребенка в домашних условиях.

Трудности адаптации к школьной жизни, к систематическому обучению могут быть обусловлены недостаточно развитой способностью ребенка к взаимодействию с другими детьми.

Для успешного обучения ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. Для того чтобы младший школьник был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе.

Также успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья и уровнем физиологического развития ребенка.  Организм должен быть функционально готов.

Возникают вопросы: На что же родителям обратить главное внимание при организации жизни ребенка, который вскоре станет учеником? И как достичь того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению?

Как правило, все указанные выше компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка- дошкольника, подразумевающем, что малыш много играет сам, со сверстниками и взрослыми. В арсенале игр должны быть и сюжетно-ролевые игры, и дидактические игры и игру по правилам. Кроме того, ребенок рисует, лепит, раскрашивает картинки, вырезает и клеит поделки и, конечно, слушает рассказы и сказки, которые ему читают взрослые. Чтение должно стать  неотъемлемой частью каждого дня ребенка.

Вырастая в атмосфере доброты, любви, интереса ко всему окружающему, ребенок к шести годам, а порой и раньше, сам стремится научиться читать и считать. И все это происходит естественно, без надрыва и специальных уроков, что совершенно неадекватно для психического развития дошкольника. Современные родители одержимы манией раннего обучения. Им невдомек, что слишком раннее обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствуют развитию тех психических функций, которые необходимы для обучения в школе. Психологическая готовность к школе не возникает на подготовительных занятиях и мини-лекциях. Она возникает как итог всей  дошкольной жизни ребенка. Обобщению и сравнению дошкольники в обычной жизни учатся, играя в развивающие игры. В старшем дошкольном возрасте, особенно от 6-7 лет, игры с правилами являются предпочитаемыми, а выполнение действия по правилу становятся основным содержаниям игры. Таким образом, подготавливается почва для изменения мотивации с игровой на учебную деятельность. Как показывают исследования психологов Д.Б Эльконина, Л.С Выготского, если ребенок не прошел все стадии развития игры, то с большей долей вероятности можно сказать, что к моменту поступления в школу у него отсутствует учебная мотивация и, как следствие, психологическая готовность к школе. Из-за недостаточного внимания, уделяемого детям в семье, и из-за плохо организованной воспитательной работы в детском саду игра вытесняется из жизни ребенка и все больше заменяется компьютерными играми, сидением перед телевизором.

Современные исследования в области мозга показывают, что компьютеры и другие медиастимуляторы потенциально вредны для мозга ребенка. Функции внимания, воображения, чтения, письма развиваются медленнее. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функция коры головного мозга. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает мозга взрослого человека и увеличивается. Изменяется и развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому возбудимость младших школьников очень высока.

Большое значение для начала обучения в школе имеет нормальная позитивная самооценка ребенка, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе. В семьях, где часто бывают конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, так как семья не может удовлетворять его основные потребности в безопасности и любви. Следствие- общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносятся на школьную жизнь.

Тревожность, которая сформирована в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов, отрицательно влияет на учебную деятельность, и на отношения со сверстниками. Дети, которые умеют строить взаимоотношения, легче адаптируются в школьной среде.

Я надеюсь, что, прослушав информацию, просмотрев те отметки, которые вы сделали в своей анкете, вы сформулируете для себя нужные выводы. Не забывайте о детском творчестве, интересном чтении, дружеском общении с ребенком. Следите за здоровьем ребенка, проводите вместе с ним как можно больше времени на свежем воздухе, занимайтесь физкультурой, спортивными играми.

Как говорил Сухомлинский В.А: «Дети должны жить в мире красоты, игры, 

сказки, музыки, рисунка, фантазии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое родительское собрание "Как подготовить ребенка к жизни"

Тематическое родительское собрание "Как подготовить ребенка к жизни"...

Презентация для родительского собрания "Как подготовить ребенка к школе"

Презентация была подготовлена для родителей подготовительной группы....

Родительское собрание "Как подготовить ребёнка к школе"

Обсуждение проблемы перехода детей из детского сада в школу...

Конспект родительского собрания «Как подготовить ребенка к школе»

Конспект родительского собрания «Как подготовить ребенка к школе»ЦЕЛИ:- ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе;- построение единой содержательной линии, обеспечиваю...

Доклад на родительском собрании "Как подготовить ребенка к школе?"

................................................................................................................................................................................................