«Нетрадиционные формы и методы проведения физкультурных занятий»
учебно-методический материал по физкультуре
Предварительный просмотр:
Доклад из опыта работы
«Нетрадиционные формы и методы проведения физкультурных занятий»
Условия жизни заставляют многих работников ДОУ искать иные подходы к обучению детей, в том числе и к проведению физкультурных занятий. Практика показывает. Что существующая методика не всегда приводит к успеху. За последние годы проведены исследования, установившие эффективность использования методов соревнования и творческих заданий в подвижных играх детей дошкольного возраста (Л. М. Коровина), целесообразность обучения детей основным движениям через игровые моменты (Н. В. Потехина, Е. А. Коровина) и формирование ориентировки в пространстве через игры (Э. Я. Степаненкова)
Зная, что у детей дошкольного возраста преобладает игровая деятельность, я решила применить иные подходы к проведению физкультурного занятия. В основу своей работы по физическому совершенствованию детского организма я взяла взгляды американского доктора Глена Домана, которые можно обобщённо выразить так: «физический интеллект является первой и основной формой человеческого интеллекта», «высокоразвитый человеческий интеллект берёт своё начало в человеческих движениях». Если ребёнок в дошкольном возрасте полюбит движения, то он не только обретёт здоровье. Но и
через всю жизнь пронесёт потребность в движениях.
Двигательный потенциал детей 3-7 лет высок, и даже при часто сменяющейся двигательной деятельности они с большим удовольствием. Подолгу и без особого напряжения занимаются физкультурой.
Начинать работу надо тогда, когда ребёнок преисполнен энергией, поэтому занятия следует проводить в то время дня, когда ребёнок максимально оживлён и энергичен.
В своей работе я старалась отойти от традиционного подхода к проведению физкультурного занятия, которое в недавнем прошлом способствовали воспитанию «маленьких оловянных солдатиков» и при отсутствии на них радости, смеха, веселья, шуток, танцев- больше были похожи на тренировки. К концу учебного года ребёнок должен иметь определённый уровень физической подготовки. Вопрос в том: какой ценой это будет достигнуто и какими средствами? Работая над проблемой создания устойчивого интереса к занятиям по физической культуре, я поняла, что само физическое воспитание и создание положительного эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности это 99% успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические упражнения ежедневно. Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием в режиме дня ребёнка- дошкольника? Для этого важно найти вспомогательные средства, которые позволят создавать и корректировать настроение и поведения ребёнка, его отношения к движениям. Что же это за средства? Лучшими помощниками для меня являются «живое» музыкальное сопровождение, пение, ритмика, элементы танца, речитативы.
Движение связанные с каким-либо образом или сюжетом увлекают детей ; образ подталкивает к исполнению подражательных движений, а частая смена двигательной деятельности с разной физической нагрузкой сосредотачивает внимание, дисциплинирует, Время занятия проходит незаметно и увлекательно. В связи с этим я стала менять приёмы обучения детей двигательным навыкам и за основу взяла 10 типов физкультурных занятий:
1.образно- игровые - с 3х лет;
2.сюжетно- игровые – с 3х лет;
3. предметно- образные – с 3х лет ;
4. по сказкам – с 3х лет;
5. по литературным произведениям – с 3х лет;
6. в форме круговой тренировки – с 4х лет;
7. в форме эстафет и соревнований – с 5ти лет;
8. по интересам – с 3х лет;
9. на свободное творчество – с 5ти лет;
10. контрольные- с 3х лет.
Каждый тип этих занятий имеет свою цель и варианты проведения. Например: образно-игровое;
Цель: через воображаемый подражательный образ направлять детей на выполнение движений и на приобретение разнообразных двигательных навыков.
Варианты: 1. На протяжении всего занятия разные движения имеют разные образы.
2.На протяжении всего занятия один образ воплощается в разных движениях.
Методические рекомендации- заинтересовать детей образом и помочь им «войти» в него. Фиксируя внимание на точном подражании образу, добиваться техники выполнения движения. С помощью музыкального сопровождения развивать творческое исполнение подражательного движения.
Особо хотелось бы выделить такие типы физкультурных занятий, как предметно-образные, по интересам и на свободное творчество. К концу учебного года у детей трёхлетнего возраста накопился двигательный опыт движений на определённых снарядах.
Существуют проверенные временем и известные всем способы снятия переутомления и перенапряжения – это чередование физической и умственной деятельности, бесцельные спокойные прогулки, туристические походы и т. д. Но современному взрослому человеку, и даже ребёнку, нужно больше слишком много перегрузок как физического, так и психического характера падает на него.
Дошкольники, живущие в современном цивилизованном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки: постоянная спешка, беспокойство, поток негативной информации с телеэкрана, частые инфекционные заболевания, усталость, приводящие в дальнейшем к перенапряжению.
Так одним из методов оздоровления и освобождения от нагрузок и стрессов является метод аутогенной тренировки, которые я решила использовать в работе с детьми по физическому воспитанию. Аутогенная тренировка от греческого слова, в переводе означает – сам производящий, основана на самовнушении в состоянии расслабления мышц. Дыхания, сосудов, сердца. Автором этого метода является немецкий врач Иоганн Шульц (1884-1970), считавший, что аутогенная тренировка действует на человека комплексно- «от мышц до мировоззрения». Она делится на высшую и низшую. Низкая аутогенная тренировка является способом переключения организма из напряжённого рабочего состояния в состояния восстановительного покоя.
Для занятия аутогенной тренировкой применяются позы, в которых тело способно полностью расслабиться. Для своей работы я выбрала позу – лёжа на спине, ноги вытянуты, стопы обращены слегка наружу, руки вытянуты вдоль туловища, ладонями вниз.
Использую я его как часть физкультурного занятия и провожу после подвижной игры. Как заключительной частью, чтобы успокоить детей, снять с них нагрузку, которую они получили на занятии. Занятия аутотренингом я начала проводить с младшей группы и к концу средней группы заметила, что дети хорошо расслабляются. Слушая то, что я им говорю. Аутотренинг провожу под музыку.
Релаксация- это ещё один путь к преодолению внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц. Обучая детей, методом релаксации, я помогаю им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями- это шаг к воспитанию у них уверенности в себя.
Важным в выполнении упражнений на релаксацию является то, что каждое действие должно доставлять приятные ощущения и удовольствия, способствовать хорошему самочувствию. При выполнении упражнений на релаксацию я соблюдаю следующие правила:
1.Упражнения выполняются в тихой спокойной обстановке.
2.Расслабляться лучше с закрытыми глазами.
3.Во время выполнения упражнений учу детей распознавать ощущения напряжённости и расслабленности.
4.Не спешить заканчивать релаксацию.
5.Дети могут полежать, если хочется.
6. Выходить из этого состояния нужно медленно и спокойно: сначала потянуться, словно после сна, затем открыть глаза, потихоньку сесть.
Мои дети с удовольствием выполняют упражнения как на расслабление отдельных частей тела, так и на общую релаксацию. Детям гораздо легче будет расслабиться и получить удовольствие от выполняемых упражнений, если тренинг будет построен в игровой форме. При выполнении релаксации я использую спокойную музыку, она помогает детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться. Стараюсь один и тот же тренинг выполнять под одну мелодию, тогда организм сам настраивается на её восприятие, и уже после нескольких тренировок расслабление наступает при первых звуках музыки.
Со второй половины учебного года, я в свои занятия, для повышения общей физической подготовки детей, ввела элементы круговой тренировки. Круговая тренировка- это слитное или с интервалами повторение нескольких видов физических упражнений, подобранных или объединённых в комплекс. Упражнения выполняются в порядке последовательного прохождения нескольких «станций» (мест для каждого из них с соответствующим оборудованием), которые располагаются в зале по кругу, либо похожим образом, но так чтобы путь через них образовывал замкнутый контур. На каждой «станции» повторяется один вид движений. Эффект смены деятельности создаёт благоприятные возможности для проявления высокой работоспособности. Весь круг в одном занятии повторяется от 1 до 5 раз. Лучше всего круговую тренировку проводить в основной части физкультурного занятия, после ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений. При круговой тренировке нужно использовать музыку с чётким и быстрым ритмом.
На группе 2 воспитателя и второй воспитатель проводит занятия по той методической литературе, которая предусмотрена для проведения физкультурных занятий данного возраста, где даны цели задачи, основные виды движений, поэтому конспекты для своих занятий я составляла сама, чтобы не было расхождений в формировании тех или иных основных видов движений. Занятия основаны на каком- то сюжете.(Путешествие в осенний лес», « В лес на новогоднюю ёлку»).
Для формирования осознанного отношения к здоровому образу жизни нами был подобран цикл занятий «Знай своё тело» для детей старшего дошкольного возраста, который состоит из 4 разделов: «Мой позвоночник», «Мышцы», «Сердце», «Я дышу». Это 8 занятий (по 2 на каждый раздел) их проводят один раз в месяц. Основные валеологические знания излагались детям на занятиях по основам безопасности и жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Занятия в физкультурном зале проводятся после того, как дети изучили тему в группе. Вначале в течение 4-5 минут проводится итоговая беседа, затем знания закрепляются в сюжетной двигательной деятельности детей. В структуру занятий тесно вплетены различные виды деятельности: самомассаж, релаксация, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения.
Проводимое в нетрадиционной форме занятия имеет высокий воспитательно- образовательный эффект: дети владеют большим объёмом умений и навыков, и у них лучше развиты физические качества, а игровая форма создаёт условия и имеет все возможности для решения педагогических задач, и конечно же это важный шаг к росту интереса у детей к культуре физического развития.
Литература:
Журналы «Дошкольное воспитание» за 1996- 1998 годы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: "Нетрадиционные методы и формы проведения физкультурных занятий"
Консультации для воспитателей...
Нетрадиционная форма проведения физкультурного занятия в старшей группе "Необитаемый остров"
Задачи" закреплять навыки выполнения ритмическои гимнастики, совершенствовать навыки выполнения заданий на гимнастической скамейке: ползание, ходьба; продолжат учить детей лазанью по канату, закрепить...
Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста
Краткий обзор нетрадиционных видов совместной деятельности по привитию и поодержанию интереса к физической культуре....
Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.
В настоящее время актуальность проблемы использования альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности, которые учитывают особенности мотивов и потребностей дошкольник...
«Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий. Сюжетные физкультурные занятия.»
Сюжетные занятия позволяют формировать у детей правильное отношение к физкультурным занятиям, учитывая возрастные особенности детей. Такие занятия являются одной из организационных форм проведения зан...
Публикация статьи в педагогический колледж (2022) 1. Тема: Методы проведения физкультурного занятия в детском саду (опыт работы)
В настоящее время развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений государственной политики в нашей стране.Моя позиция в работе инструктора по физической культуре:&laqu...
Формы и методы проведения физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
Знакомство с родителями, установление доверительных отношений с родителями;Ознакомление с условиями, проблемами семьи в воспитании здорового ребенка продолжать формировать установку на сотрудничество...