Картотеки
картотека по физкультуре
В данном разделе будут представлены различные картотеки, которые могут помочь вам в вашей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры разной подвижности для младшего дошкольного возраста | 36.33 КБ |
Игры разной подвижности для старшего дошкольного возраста | 38.5 КБ |
Игры для различной двигательной деятельности | 40.16 КБ |
Предварительный просмотр:
"Найди флажок" | "Мыши и кот" |
"Поезд" | "Пузырь" Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.» Вариант игры |
"Воробушки и кот" | «Котята и ребята» |
"Наседка и цыплята" | "Лягушки" |
"Попади в воротики" | "Кто дальше " |
"Попади в круг" | "Подбрось повыше" |
"Попади в цель" | "Через болото" |
"Курочка и цыплята" | "Мишка идет по мостику" |
"Кружись — не упади!" | "Шире шагай" |
«Тишина» "Солнышко и дождик" | "Парами на прогулку" |
«Найди свой домик » | «Мыши и кот» |
«Воробушки и кот» «Поезд» | «Лохматый пес» «Лягушки» |
«Огуречик» | «Найди свой цвет» |
«Конники» | «Такси» |
«Зайцы и волк» | «Где звенит колокольчик» |
«Не опаздывай» | « Куры в огороде» |
«У ребят порядок строгий» | «Ровным кругом» |
Предварительный просмотр:
Палочка—стукалочка Дети выбирают водящего, он становится в круг, в руке палочка, глаза завязаны. Со словами: | Гуси-лебеди Играющие выбирают волка и пастуха, остальные - гуси. На одной стороне площадки - дом, где живут гуси, на другой - луг. В середине зала - овраг, там живет волк. Гуси пасутся на лугу, через некоторое время пастух зовет гусей, гуси ему отвечают. |
Юрта В игре участвуют не менее двух подгрупп детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на | Охотники и утки Дети делятся на две команды, одна - охотники, другая - утки. По краям площадки проводятся две параллельные линии. Команда охотников делится пополам и занимает места напротив друг друга за линиями. В середине становятся утки. У охотников один мяч. По сигналу охотники «стреляют» в уток, бросая в них мяч, а утки перебегают от одной линии к другой, стараясь увернуться от мяча. Тот, в кого попадает мяч, выбывает из игры. |
Липкие пеньки Три-четыре игрока садятся на корточки в обруч, как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. «Осаленные» становятся пеньками. | Платочек Игроки становятся в круг. Водящий с платком в руке за кругом бежит и кладет кому-то из играющих платок в ноги, а сам продолжает бег по кругу. Тот, кому бросили платок, должен быстро его поднять и постараться догнать водящего, пока тот не встал на его место. Если он не успеет догнать, то сам становится водящим. |
Дотронься до... По команде ведущего «Дотронься до...» играющие должны быстро сориентироваться и дотронуться до того, что назовет ведущий. Можно называть цвет, формы, размеры, игрушки, инвентарь, свойства предметов (гладкий, горячий, мягкий, колючий...), сочетания формы и цвета и т.д. | Строим цифры На полу заранее нарисовать цифры, которые могут повторяться (например, две цифры 1 или две цифры 5). Играющие свободно передвигаются по площадке. Ведущий считает до 10 и называет любую цифру. Дети должны быстро найти ее и построиться. Считать можно быстро, сокращая время нахождения и построения. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием. |
Защитим товарища Дети образуют круг, стоя лицом к центру. В центр круга встают два игрока. Один из них - товарищ, другой - защитник. Задача играющих - | Прыгни - присядь! Играющие стоят в колонне на расстоянии одного шага друг от друга. Двое водящих с веревкой (скакалкой) располагаются справа и слева от колонны. По сигналу дети проносят натянутую веревку перед колонной (на высоте 20-30 см от земли). Играющие поочередно перепрыгивают через веревку. Затем, миновав колонну, водящие с веревкой поворачиваются обратно, неся веревку на высоте 50-60 см. Дети быстро приседают, принимая положение группировки. Выигрывают те, кто, не задев веревки, сумел выполнить прыжки и приседания. Скорость игры постепенно повышается. |
Угадай и догони (татарская народная игра) | Спутанные кони (татарская народная игра) |
Белый шаман (игра народов Сибири и дальнего Востока) | Жуки и пчелы Играющие делятся на две команды: мальчики - «жуки», девочки - «пчелы». По команде «Жуки!» мальчики бегают по залу со звуком «ж-ж-ж», по команде «Пчелы!» девочки бегают со звуком «з-з-з». |
Похитители огня (армянская народная игра) | Михасик (белорусская народная игра) |
Сними шапку (грузинская народная игра) | Цветочки на полянке Дети выбирают себе названия цветов и садятся по всему залу. По жребию выбранный цветок начинает игру. Он вызывает какой-нибудь цветок и начинает его догонять. Когда убегающему цветку грозит опасность быть пойманным, он называет имя какого-нибудь другого цветка, а сам садится на пол. Убегает названный цветок. |
Светофор Две команды выстраиваются друг против друга. У ведущего в руках кружки разного цвета: красный, желтый, зеленый. Заранее оговариваются условия: на красный цвет - стоять, ноги вместе; на желтый — хлопать, стоя на месте; на зеленый - шагать. По сигналу - подъему кружка определенного цвета - игроки выполняют заданные движения. Тот, кто путает сигналы и движения, выбывает из игры. Выигрывает команда, в которой к концу игры остается большее количество игроков. | Запрещенные движения Играющие образуют круг. Ставится условие, что можно повторять за ведущим все движения, кроме запрещенных (например, хлопать в ладоши, приседать или поднимать руки вверх и др.). Если ребенок по |
Повар и котята | Космонавты По краям площадки раскладываются обручи-ракеты. Играющих на несколько человек больше, чем ракет. Дети встают в круг и берутся за руки. Идут по кругу, проговаривая текст: Опоздавшие выбирают самые красивые парные позы космонавтов. |
Возьми предмет «Флажок» Предметы раскладываются по кругу. Дети становятся вокруг предметов на расстоянии одного шага от предметов и друг от друга. Игроки под музыку идут по кругу в одну сторону. Ведущий дает сигнал, называя предмет. Задача каждого из играющих - как можно быстрее схватить названный предмет и поднять его вверх. | Отгадай животное Дети делятся на две подгруппы. Одна надевает маски зверей и придумывает движения, не соответствующие маске. Другая подгруппа отгадывает загаданное животное по движениям. Потом команды меняются местами. Выигрывает команда, которая даст больше правильных и быстрых ответов.
|
Найди свою пару Играет нечетное количество детей, один из которых — ведущий. По команде ведущего «Гуляем!» дети идут в паре, по команде «Бегаем!» - бегут по кругу в одну сторону врассыпную по одному. По команде «Найди пару!» - должны быстро встать в свою пару. Ведущий тоже становится в пару с кем-нибудь из играющих. Оставшийся без пары становится ведущим. | Воевода I вариант: Играющие по кругу перекатывают мяч от одного к другому сидя на коленях, при этом произносят: |
Наше тело «Путанка» Дети, предварительно изучившие названия частей тела человека, становятся лицом к воспитателю. |
Предварительный просмотр:
П.и. «Найди флажок»
| П.и. «Лягушки» |
П.и. «Озорные гномы» Цель игры: развивать быстроту реакций. Дети выстраиваются в 2 шеренги лицом друг к другу на расстоянии 6 – 8 м, в середине зала стоит ведущий – «волшебник». Дети, к которым он находится лицом, не двигаются, другие выполняют разные движения. Водящий неожиданно поворачивается лицом то к одной, то к другой шеренге. Игра проводится 2 – 3 мин. | И.м.п. «Мяч соседу» Цель игры: закреплять быструю передачу мяча по кругу. Игроки строятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, - по мячу. По сигналу дети передают мяч по кругу в одном направлении, как можно быстрей, стараясь, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажется 2 мяча. Игра повторяется. Мяч передавать соседнему игроку, никого не пропускать.
|
И.м.п. «Пять шагов» Цель игры: воспитывать сообразительность и быстроту мышления. Участвуют поочерёдно несколько игроков. Детям нужно сделать 5 шагов в быстром темпе и на каждый шаг без пауз и остановок произносить любое имя (женское или мужское в зависимости от задания). Отмечаются игроки, которые справились с заданием. Вариант: Игру можно усложнить, предлагая детям называть не имена, а, например, виды спорта, инвентарь, зверей, рыб, птиц и т. д. | П. и. «Найди свой домик» По слову «домой» дети открывают глаза, находят флаг своего цвета и собираются возле него. |
И.м.п. «Воротца» Цель игры: закреплять ходьбу парами, воспитывать организованность и коллективизм. Игроки шагают по площадке в колонне по два. По команде «Стоп!» останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя воротца. Первая пара поворачивается кругом, пробегает под воротцами, становится последней, говоря: «Готово!». По этому сигналу дети опускают руки и продолжают ходьбу. Вариант: Игру можно усложнить, изменив направление движения колонны. | И.м.п. «Запрещённое движение» Цель игры: развивать моторную память. Игроки строятся в круг, в центре – педагог. Он выполняет различные движения, указав, какое из них – запрещённое. Дети повторяют все движения, кроме запрещённого. Те, кто повторили запрещённое движение, получают штрафные очки. Отмечаются игроки, которые не получили штрафных очков. Запрещённое движение надо менять через 4 – 5 повторений. |
И.м.п. «Зеркало» Цель игры: воспитывать артистичность и выразительность движений. Игроки находятся на площадке, водящий стоит к ним лицом. Дети – это отражение водящего в зеркале. Водящий «перед зеркалом» выполняет различные имитационные действия (расчёсывается, поправляет одежду, строит рожицы и т. д.). Игроки одновременно с водящим копируют все его действия, стараясь точно передать не только жесты, но и мимику. Роль водящего может выполнять как педагог, так и ребёнок. | И.м.п. «Фантазёры» Цель игры: формировать творческое воображение. Игроки шагают в колонне по одному, педагог громко называет любой предмет, животное, растение (лодка, волк, стул и т. д.). Дети останавливаются и позой, мимикой, жестами пытаются изобразить то, что назвал педагог. Отмечается самый интересный образ. Каждый игрок старается придумать свою фигуру. |
И.м.п. «У кого мяч?» Цель игры: воспитывать внимание и сообразительность. Игроки строятся в круг, вплотную друг к другу, руки за спиной. В центре – водящий с закрытыми глазами. Игроки выполняют передачу мяча по кругу за спиной. По сигналу водящий открывает глаза и старается угадать, у кого мяч. Он произносит: «Руки!» -и тот, к кому обращаются, должен выставить обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча нет. Если он угадал, то становится в круг, а тот, у кого был найден мяч, становится водящим. Игра повторяется 3 – 4 раза. Игрок, уронивший мяч при передаче, временно выбывает из игры. | И.м.п. «Повтори наоборот» Цель игры: развивать пространственную координацию. Игроки находятся на площадке, водящий стоит к ним лицом. Он показывает детям различные движения, которые они должны повторить наоборот. Например, водящий выпрямляет руки вперёд – дети должны отвести их назад, поднимает голову вверх – дети опускают голову вниз и т. д. Отмечаются самые внимательные игроки. |
И.м.п. «Летает – не летает» Цель игры: воспитывать внимание и сообразительность. Игроки шагают в колонне по одному, а педагог называет предметы. Если будут названы летающие предметы, например, бабочка, жук и т. д., то игроки останавливаются, поднимают руки в стороны и делают взмахи вверх-вниз. Можно построить игроков в шеренгу или в круг. | И.м.п. «Эхо» Цель игры: отдых и расслабление после физической нагрузки. Игроки принимают и. п. – лёжа на спине, руки за головой. Педагог произносит короткие предложения, а дети отвечают, как эхо протягивая последнее слово. Например, педагог говорит: «Кто там?», а дети отвечают «Та-а-ам». В игру можно включить дыхательные упражнения или звуковую гимнастику. |
П.и. «Приветики» Цель игры: развивать танцевальные движения, медленный бег врассыпную. Под спокойную музыку дети медленно бегают врассыпную или выполняют различные танцевальные движения. Музыка обрывается – играющие должны поприветствовать друг друга в парах необычным способом. Например, прижаться щека к щеке, рука к руке и т. д. Снова звучит музыка, дети танцуют, музыка обрывается; каждый ребёнок выбирает себе пару, чтобы поздороваться. Игра проводится 5 – 6 мин. | П.и. «Сбей грушу» Цель игры: упражнять в равновесии, бросках мяча, метании. Игроки делятся на 2 команды. Первая – «груши», дети встают на скамейку, поставленную поперёк зала. Игроки второй команды – «метатели» берут по одному мячу и выстраиваются в шеренгу на расстоянии 5 – 6 м от скамейки. По сигналу «метатели» по очереди бросают мяч, стараясь сбить «грушу». Игра проводится 5 – 6 раз. Выигрывает команда, сбившая больше «груш» (подсчитывается общее количество сбитых «груш»). Сбитым считается тот игрок-«груша», в которого попал мяч или он сам спрыгнул на пол. |
П.и. «Мы веселые ребята» Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки проводится вторая черта. В центре площадки находится «ловишка». Играющие хором произносят: Мы, веселые ребята, Любим прыгать и скакать, Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три-лови. После слова «лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а «ловишка» успевает осалить, прежде чем тот пересечет черту, считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку. После двух перебежек выбирается другой «ловишка».
| П.и. «Слушай – танцуй» Цель игры: развивать танцевальные движения, быстроту реакций. Дети двигаются под музыку. Музыка обрывается – играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка в музыке. Снова звучит музыка. Дети танцуют. Подбирается музыка разная по ритму. Во время движения дети не должны задевать друг друга. |
П.и. «Ловишки» (с ленточками) Дети становятся в круг; У каждого ребенка имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. По сигналу инструктора «Раз, два, три-лови!»-дети разбегаются по площадке. «Ловишка» бегает за играющими, стараясь вытянуть у кого-либо ленточку. На сигнал: «Раз, два, три- в круг скорей беги!»-все строятся в круг. Педагог предлагает поднять руки тем, кто лишился ленточки, подсчитывает их. «Ловишка» возвращает ленточки детям, игра повторяется с новым водящим. | И.м.п. «Найди и промолчи» Инструктор заранее прячет какой-либо предмет и предлагает детям найти его. Тот, кто увидел предмет, подходит к педагогу и тихонько сообщает о находке. Отмечаются дети, которые оказались самыми внимательными. |
П.и. «Фигуры» По сигналу инструктора дети разбегаются по площадке (залу). На следующий сигнал все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. Педагог отмечает тех, чьи позы оказались наиболее удачными. |
П.и. «День и ночь» Цель игры: обучать детей умению бросать и ловить мяч. У каждого из детей в руках по мячу. По команде «День!» дети выполняют знакомые движения с мячом (броски вверх, вниз, в стену, в кольцо, набивание мяча на месте, в движении и др.). По команде «Ночь!» - замереть в той позе, в которой застала ночь. Игра проводится 3 – 4 мин. |
П.и. «Дракон» Цель игры: развивать бег с увёртыванием, прыжки. Дети выстраиваются в колонну, держатся за пояс впередистоящего. Первый – это «голова», последний – «хвост». По сигналу «голова» старается достать до «хвоста», а «хвост» увёртывается в разные стороны. Если «голова» поймала «хвост», то «голова» становится «хвостом», а следующий игрок «головой». Если «дракон» расцепился, значит он погиб. Назначаются новые «голова» и «хвост». | П.и. «Большая черепаха» Цель игры: развивать координацию движений, умение ползать. Группа из 2 – 6 детей встаёт на четвереньки под большим «черепашьим панцирем» и пытается заставить черепаху двигаться в одном направлении. В качестве панциря используется гимнастический мат или что подскажет фантазия из подручных материалов: большой лист картона или пластика, одеяло, брезент, матрас. |
П.и. «Мышеловка» Дети делятся на две группы-«мыши» и «мышеловка». «Мышеловка» образует круг, «мыши» находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то вправо, то влево, приговаривая: Ах, как мыши надоели, Развелось их просто страсть. Все погрызли, все поели, Всюду лезут-вот напасть. Берегитесь же, плутовки, Доберемся мы до вас. Вот поставим мышеловки, Переловим всех за раз! «Мышеловка» останавливается, дети поднимают сцепленные руки вверх. «Мыши» вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. На сигнал: «Хлоп!»-дети, стоящие в кругу, опускают руки и приседают-мышеловка захлопнута. «Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными и встают в круг. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями и игра возобновляется. | П.и. «Переправа на плотах» Цель игры: развивать равновесие. Команды построены в колонны по одному перед стартовой чертой («на берегу», в руках у направляющего по 2 резиновых коврика (плоты). По сигналу он кладёт один коврик перед собой на пол, и на него быстро становятся 2-4 человека (в зависимости от размера коврика). Затем направляющий кладёт на пол второй коврик, и вся группа перебирается на него, передавая первый коврик дальше. И т. д. вся группа переправляется через «реку» на противоположный «берег», где участники остаются за чертой, а один из игроков тем же способом возвращается назад за следующими. П.и. «Играй, играй, мяч не теряй!» Цель: совершенствовать игру с мячом. Дети располагаются на площадке. Каждый играет с мячом, выполняя действия по своему выбору: бросает мяч вверх и о землю, отбивает мяч на месте и в движении, бросает мяч в стену, в корзину. После сигнала воспитателя все должны быстро поднять мяч. Правила: играть с мячом, не мешая товарищам, находить свободное место на площадке; не успевший поднять мяч получает штрафное очко. |
П. и. «Быстро шагай» Цель игры: улучшать быстроту реакции на сигнал. Игроки строятся в шеренгу на линии старта на одной стороне площадки, на другой – водящий, стоящий спиной к игрокам на линии финиша. Водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай, стой!» В это время игроки шагают вперёд, а на последнем слове останавливаются. Водящий быстро оглядывается, и тот игрок, который не успел остановиться, делает шаг назад. Затем водящий снова произносит текст, а дети продолжают движение. Игрок, который первым пересечёт линию финиша, становится водящим. Нельзя бежать – шагать быстро. | |
П.и. «Ручейки и озёра» Цель игры: учить детей бегать и выполнять перестроения. Дети стоят в 2-3 колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озёра!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги-озёра. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг. | П.и. «Линеечка» Цель игры: воспитывать самоорганизацию. Игроки строятся в 2 – 3 шеренги по периметру площадки. По команде расходятся или разбегаются в разных направлениях, а по звуковому сигналу выполняют построение в шеренгу на своём месте. Отмечается команда, которая быстрее и ровнее построилась. Строиться только в своей команде, очерёдность в шеренге значения не имеет |
П. и. «Снежная королева» Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость. Игроки находятся на площадке, водящий – «Снежная королева» в стороне от игроков. По команде игроки разбегаются по площадке, а Снежная королева старается их догнать и запятнать. Тот, кого она коснулась, превращается в «льдинку» и остаётся стоять на месте. П.и. «У ребят порядок строгий» Цель игры: учить находить своё место в игре, воспитывать самоорганизованность и внимание. Игроки строятся в 3 – 4 круга в разных частях площадки, берутся за руки. По команде шагают врассыпную по площадке и говорят: У ребят порядок строгий, Знают все свои места. Ну, трубите веселее: Тра-та-та, тра-та-та! С последними словами дети строятся в круги. Отмечаются круги, которые быстро и без ошибок построились. | П. и. «Части тела» Цель игры: развивать быстроту реакции и сообразительность. Игроки перемещаются по площадке в разных направлениях (бегают, прыгают, шагают). По команде педагога «Рука-голова!» ( «рука-нос» и др.)каждый игрок быстро находит себе партнёра и кладёт руку ему на голову. Отмечаются самые быстрые и внимательные пары. П.и. «Кто внимательный?» Цель игры: воспитывать внимание и организованность. Дети строятся в колонну, шагают по площадке и выполняют движения по сигналу. 1 удар в бубен – присед, 2 удара – стойка на одной ноге, 3 удара – подскоки на месте. Отмечаются самые внимательные игроки. Сигналы подаются в разной последовательности, после каждого сигнала дети продолжают ходьбу в колонне. Можно придумать и другие упражнения. |
П.и. «Горячая картошка» Цель игры: закреплять передачу мяча по кругу. Игроки строятся в круг, один из игроков держит в руках мяч. Под музыку или звуки бубна дети передают по кругу мяч друг другу. Как только музыка остановилась, игрок, у которого оказался в руках мяч, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся 2 игрока-победителя. При передаче мяч не бросать; уронившие мяч выбывают из игры. | П.и. «Смелый охотник» Цель игры: развивать умение ползать и бегать. Из детей выбирается смелый охотник, он находится за линией. На расстоянии 6 – 8 м стоят остальные дети, изображают лес из спящих драконов. Охотник выходит из своего дома, заходит в лес и, медленно обходя драконов, считает вслух до 5 (10). На счёт 5 (10) драконы просыпаются и стараются догнать убегающего охотника. |
П.и. «Караси и щука» Цель игры: воспитывать внимание и сообразительность. Участвуют 2 группы. Одна строится в круг – это «камешки», другая – «караси», которые «плавают» внутри круга. Водящий – «щука» находится в стороне от игроков. По команде «Щука!» водящий быстро вбегает в круг, а караси прячутся за камешки. Не успевших спрятаться, щука пятнает. Пойманные караси временно выбывают из игры. Игра повторяется с другой щукой. По окончании игры отмечается лучший водящий. Карасям нельзя трогать камешки руками. | П.и. «Охотники и утки» Цель игры: воспитывать ловкость. Игроки-«утки» находятся на площадке. 2 водящих – «охотники», стоят на противоположных сторонах площадки лицом друг к другу, у одного из них в руках мяч. Охотники бросают мяч, стараясь. попасть им в уток. Утки перебегают с одной стороны площадки на другую, стараясь увернуться от мяча. Игроки, в которых попали мячом, временно выбывают из игры. Игра длится 1, 5-2 мин., затем подсчитываются пойманные утки и выбираются новые водящие. Мяч бросать в спину или ноги игрокам. |
П.и. «Рыбаки и рыбки» Цель игры: формировать согласованность двигательных действий. Игроки-«рыбки» находятся на площадке. Пара игроков – водящие, образуют «сеть» (берутся за руки – одна рука свободна). По сигналу рыбки бегают по площадке, а рыбаки догоняют рыбок и соединяют вокруг них руки. Рыбка, которая попалась в сеть, присоединяется к рыбакам. Игра продолжается до тех пор, пока сеть не разорвётся или пока не будут пойманы все игроки. | П.и. «Совушка» Цель игры: формировать творческое воображение. Игроки (жучки, паучки, мышки, бабочки) находятся на площадке, водящий – «совушка» сидит в гнезде. Со словами «День наступает – всё оживает!», игроки передвигаются по площадке, выполняя имитационные действия. Со словами «Ночь наступает – всё замирает!» дети останавливаются и замирают в неподвижной позе. Совушка выходит на охоту и забирает с собой тех игроков, которые пошевелились. Совушке нельзя долго наблюдать за одним и тем же игроком. |
Плетень Цель игры: воспитывать самоорганизацию. Игроки двух команд строятся в 2 шеренги на противоположных сторонах площадки и образуют «плетень» (согнув руки скрестно перед грудью, держат за разноимённые руки соседей справа и слева). По сигналу дети отпускают руки и разбегаются в разных направлениях, а по команде «Плетень! » строятся на своих местах, образуя плетень. Отмечается команда, которая быстрее построится. Очерёдность игроков в шеренге можно не соблюдать. | Пройди бесшумно Цель: научить детей передвигаться бесшумно. Нескольким детям завязывают глаза. Они становятся парами друг против друга на расстоянии вытянутых рук. Остальные играющие стараются по одному проходить через ворота бесшумно, осторожно, можно пригнувшись или ползком. При малейшем шорохе стоящие в воротах поднимают руки, чтобы задержать проходящего. Побеждает тот, кто сумел благополучно пройти через ворота. Правила: не стоять без движения, проходить в ворота. Если стоящие в воротах поймают играющего, они сразу же опускают руки вниз. |
Будь внимателен Цель: умение реагировать на сигналы во время бега. На одной стороне площадки 5 – 6 играющих, на противоположенной (8 – 10 метров) напротив каждого лежат по три предмета (например, кубик, погремушка, флажок). На сигнал “Беги” играющие устремляются к предметам. Примерно на середине пути следует сигнал, какой из трёх предметов нужно взять, например, кубик. Дети Брут названный предмет и бегут с ним на исходную линию. Правила: выигрывает прибежавший с предметом; если взят не тот, нужно вернутся и заменить его. | Пингвины с мячом Цель: совершенствовать прыжки отталкиваясь двумя ногами. Дети стоят в 4 – 5 звеньях. Напротив каждого звена (на расстоянии 4 -5м) ориентир – высокий кубик, палочка. Первые в звеньях получают мячи (резиновые, волейбольные, мягкие матерчатые). Зажав их между коленями, прыгают к предмету, берут мяч и, обежав ориентир, возвращаются каждый к своему звену и передают мяч следующему. Когда все прибегут, прыгают другие 4 – 5 детей. Правила: прыгать, не теряя мяча; потерявший должен снова зажать мяч ногами и начинать прыжки с того места, где был потерян мяч. |
Весёлые соревнования Цель: совершенствование ползанья и пролезания. Играющие становятся в 3 – 4 колонны у общей черты. Впереди каждой колонны в 4 – 5 шагах поставлены гимнастические скамейки, дальше на полу положены обручи. По сигналу первые бегут к скамейкам, проползают по ним указанным способом, слезают, подбегают к обручам, пролезают в них, кладут на пол и быстро возвращаются в конец колонны. Бегут вторые в колоннах. Выигрывают выполнившие задние раньше других. Правила: доползать указанным способом до конца скамейки; обруч класть тихо, не бросать. | Жмурки Цель: совершенствование ориентации в пространстве. Воспитатель назначает считалкой водящего – жмурку. Он встаёт на середину площадки, ограниченной шнурами. Ему завязывают глаза и предлагают несколько раз повернуться. Все дети разбегаются, а «жмурка» старается кого-нибудь поймать. Правила: не выходить за обозначенную границу; убегая от «жмурки», можно приседать; чтобы «жмурка» не вышел за пределы площадки, его предупреждают словом “огонь”. |
Речка—берег Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей. Ход игры: на игровой площадке проводят 2 параллельные линии. Между ними — «река». Все игроки становятся на берег или на оба берега «реки». Ведущий быстро говорит: «В реку!», и игроки прыгают в реку. Ведущий кричит «На берег!», и игроки прыгают на берег. Игрок, который ошибся, выходит из игры. Выигрывает последний игрок, ни разу не ошибившийся. Он становится новым ведущим. Особые замечания: ведущий может ускорять темп. Все проигравшие игроки после окончания игры прыгают на одной ножке вдоль «речки». | Царица-рыба Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей. Атрибуты: красивый платок или венок, 4 шеста с цветными ленточками. Ход игры: из игроков выбирается «царица- рыба». Ей на голову надевают яркий платок или венок. «Рыба» становится в центр хоровода, который изображает рыбацкую сеть. Фрагмент игры Около хоровода ставятся 4 шеста с цветными ленточками. «Рыба», пробравшись между рук игроков, бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если «рыбу» не поймали, она продолжает играть и возвращается в хоровод. «Рыбак», поймавший «рыбу», становится на ее место. Особые замечания: «рыба» не может разрывать круг, а только проскальзывать под руками. |
Водяной Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей. Ход игры: в центре игровой площадки чертят круг — «озеро» или «болото», в котором живет Водяной. Все игроки -— дети, а один -— Водяной. Он говорит: «Я водяной, я водяной, поговорил бы кто со мной!» Дети бегают вокруг «озера» и кричат: «Водяной, поиграй со мной!» Водяной бегает по «озеру» и ловит тех играющих, которые слишком близко подошли к нему. Пойманных детей Водяной забирает к себе в «озеро». Игра продолжается до тех пор, пока Водяной не переловит большинство детей. Особые замечания: Водяной не может выйти за пределы своего круга-«озера». Те, кого он поймал, тоже могут помогать Водяному. | Морские фигуры Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей, расширение эрудиции. Атрибуты: несколько стульев. Ход игры: по игровой площадке расставляются стулья. Ведущий — капитан. Он дает каждому игроку название какого-нибудь предмета из корабельной обстановки. Капитан начинает двигаться за спинами сидящих по кругу и рассказывать о плавании на корабле, называя при этом предметы, необходимые для морского плавания. Каждый названный капитаном «предмет» встает. Они выстраиваются друг за другом за капитаном. Когда встали все игроки, капитан кричит: «На море шторм!» Дети двигаются, изображая волны. Капитан командует: «На море штиль!» Дети стараются как можно скорее занять свои места на стульях. Оставшийся без стула становится капитаном и начинает игру заново, рассказывая свою историю. Особые замечания: строиться за капитаном игроки должны в порядке названных им предметов. Садиться можно не только на свой, но и на любой свободный стул. |
Ловись, рыбка, большая и маленькая! Цель игры: развитие двигательных способностей, внимания, координации, быстроты реакции. Атрибуты: шнур или веревка длиной 4—5 м с привязанным на конце мешочком с песком. Ход игры: все игроки-«рыбки» становятся в круг. Один игрок — «рыбак» — становится в круг и начинает вращать веревку с мешочком, которая, скользя по полу, проносится под ногами играющих. «Рыбки», внимательно наблюдая за движением мешочка, следят, чтобы он не задел их, и подпрыгивают. Тот, кто заденет мешочек или веревку, становится в середину и начинает вращать веревку. Особые замечания: при вращении веревки «рыбки» не могут отходить от своего места. | Судак и плотва Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей. Ход игры: на площадке проводят две линии на расстоянии 15 м друг от друга. Один из игроков — «хищный судак», все остальные — «шустрая плотва», поделенные на 2 команды. «Плотвички» встают лицом друг к другу по противоположным линиям. По команде ведущего они одновременно перебегают к другой линии. «Судак» старается осалить — «поймать» как можно больше «плотвы». Осаленные игроки выходят из игры. Особые замечания: проигрывает та команда, в которой осалено большее число игроков. Река впадает в море Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей. Ход игры: все игроки — это река. Они встают в несколько колонн с одинаковым количеством человек. По сигналу ведущего «Реки текут!» все бегут друг за другом в разных направлениях, придерживаясь колонн. На сигнал «Море!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги- моря. Выигрывают те игроки, которые быстрее построят круг. Особые замечания: все действия следует производить по сигналу. |
Черепашки-футболисты Цель игры: развитие двигательных способностей, быстроты реакции. Атрибуты: футбольный мяч.Ход игры: из числа игроков выбирается ведущий — «большая черепаха». Он берет в руки мяч. Остальные игроки-«черепашки» сидят на площадке в разных местах.По сигналу ведущего «Игра!» — «большая черепаха» бросает мяч, стараясь попасть им в одного из игроков. Попадание засчитывается в том случае, если мяч коснулся любой части тела, кроме ног. Если ведущему это удалось, он меняется местами с «черепахой», в которую попал мячом и которая зарабатывает штрафное очко. Если же «большая черепаха» попала в ноги или промахнулась, то игроки, получив мяч в свое распоряжение, начинают передавать его друг другу ногами, передвигаясь в упоре лежа. «Большая черепаха» старается перехватить мяч и с того места, где ему это удалось, снова попасть в кого-либо из «черепашек». Игру выигрывают те «черепахи», которые за назначенное для игры время не получили ни одного штрафного очка. Особые замечания: «большая черепаха» может бросать мяч только с того места, где ей удалось его перехватить. Передвижение по площадке с мячом запрещено. Если мяч укатился за пределы игровой площадки, «черепаха» бросает его с края площадки. «Черепашки» могут защищаться от попадания, поворачиваясь и выставляя ноги навстречу мячу или передвигаясь в упоре лежа. Рыбаки Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей. Атрибуты: шнур длиной 3—5 м. Ход игры: из шнура выкладывается круг — «сеть» в центре игровой площадки. Все игроки — «рыбки». Трое — «рыбаки». «Рыбаки» встают в центр круга. «Рыбки» бегают по всей площадке, забегая иногда в круг. «Рыбаки» пытаются поймать их. Особые замечания: ловить «рыбок» можно только в кругу. Пойманные «рыбки» выбывают из игры | Рыбки и рыбакиЦель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей. Ход игры: игроки делятся на 2 группы и становятся друг против друга на расстоянии нескольких шагов. Одна группа — «рыбаки», другая — «рыбки». Начинает игра с разговора. «Рыбы» спрашивают: — Что вы делаете? — Невод вяжем. — Что вы будете неводом делать? — Рыбу ловить. — Какую? — Карася! — А попробуйте! «Рыбы» разворачиваются и бегут до установленной черты. Каждый «рыбак» старается поймать одну из «рыб». Потом игра начинается вновь, но называется уже другая «рыба». Особые замечания: ловить «рыб» можно только на границах моря. «Рыба» считается пойманной, когда «рыбак» дотрагивается до нее рукой. Акула Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей. Атрибуты: веревка длиной 2—3 м, колышек, стул. Ход игры: все игроки — «рыбки». Один игрок — «акула». На одном конце веревки делают петлю и надевают ее на колышек, закрепленный в земле, в центре площадки. Можно привязать веревку к стулу, стоящему в центре. «Акула» берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы она была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-«рыбкам», которые разбрелись по площадке-морю, надо прыгать через нее. Особые замечания: «рыбки», задетые веревкой, считаются съеденными «акулой». |
Рыбы в сети Цель игры: развитие двигательных способностей, быстроты реакции. Ход игры: в центре игровой площадки очерчивается большой круг. Из числа игроков выбираются 3 «рыбы», остальные игроки образуют сеть, встав в круг и взявшись за руки. По сигналу ведущего — «рыбака» — круг начинает двигаться вправо, а «рыбы» бегают в кругу. По сигналу «рыбака» круг останавливается, и «рыбы» стараются выбраться из сети. Они могут пробегать под руками стоящих в круг игроков, перепрыгивать через руки или силой пробиваться между ними. Другие игроки препятствуют им, приближаясь друг к другу, приседая и т. д. «Рыбам» на выход из сети дается 1 минута. После этого игра прекращается, и выбираются новые «рыбы». Особые замечания: если «рыба» просунула сквозь сеть голову, она считается свободной. | КолпакЦель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.Ход игры: из игроков выбирается ведущий. Он говорит: Колпак мой треугольный, Треугольный мой колпак. А если не треугольный, То это не мой колпак.Игроки встают в круг и сначала, когда ведущий в первый раз произносит слова, они просто слушают. При втором повторе игроки должны слово «треугольный» заменять показом треугольника из пальцев. При третьем повторе игроки должны слово «колпак» заменять показом колпака над головой с помощью рук. Особые замечания: игроки, которые ошиблись, выходят из игры. |
Щука и караси Цель игры: развитие двигательных способностей, быстроты реакции. Ход игры: на противоположных концах игровой площадки очерчиваются 2 «залива», в которых живут «караси». Расстояние между «заливами» примерно 10—15 м. Все остальное пространство игровой площадки — «река». Из игроков выбирается «щука», все остальные — «караси». «Караси» встают все вместе в одном из «заливов», а «щука» — посередине «реки». «Щука» говорит: «Раз, два, три!», и все «караси» начинают переплывать к противоположному заливу. «Щука» ловит «карасей». Пойманный «карась» становится на середину игровой площадки. «Щука» опять считает, «караси» опять переплывают и т. д. Пойманные «караси» встают посередине «реки», держась за руки, и образуют сеть. «Караси» продолжают переплывать из одного «залива» в другой, но теперь уже проходя через сеть. «Щука» ловит выбегающих из сети «карасей». Все пойманные «караси» присоединяются к сети, и теперь из нее образуется круг — корзина. Непойманные «караси» пробегают через корзину, а «щука» ловит их. Когда «карасей» остается очень мало, пойманные образуют верши — встают в 2 ряда, лицом друг против друга, образуя коридор. «Щука» становится в 2 м от вершей и ловит «карасей» у выхода из них. Игра заканчивается, когда все «караси» пойманы. Особые замечания: на счет «Три!» все «караси» должны начать перебегать из одного «залива» в другой. Пойманные «караси», стоящие в сети, корзине или вершах, не препятствуют передвижению остальных «рыб». Все «караси» при перебежке должны забегать в сеть, корзину или верши. Игроки, образующие корзину, могут поймать «щуку», если им удастся закинуть сплетенные руки за «щуку» и загнать ее в корзину. Если «щука» попадется в корзину, все пойманные «караси» отпускаются и выбирается новая «щука», а бывшая становится «карасем». | Палочка-выручалочка Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей. Атрибуты: небольшая палочка. Ход игры: все игроки — дети. Один игрок, выбранный по считалке, — Колдун. Он отбегает от детей и встает лицом к стене. У стены лежит палочка-выручалочка. Колдун берет в руки палочку, стучит по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не найма. Кого первого найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов Колдун ставит палочку у стены и идет искать. Заметив одного из игроков, он громко называет его по имени, быстро подбегает к стене, берет палочку в руки, стучит ей о стену и кричит: «Палочка-выручалочка (имя найденного игрока) нашла!» Названный и «застуканный» игрок выходит из игры, а Колдун идет искать следующего. Если игра продолжается после того, как Колдун всех поймал, на его место становится тот, кого поймали первым. Если какой-нибудь игрок, будучи замеченным Колдуном, добежит до палочки раньше его, он быстро берет палочку и со словами «Палочка, выручай!» стучит ею по стене и бросает как можно дальше. Пока Колдун ищет палочку, игрок прячется заново. Колдун находит палочку, кладет ее на прежнее место и снова идет искать. Особые замечания: пока дети прячутся, Колдун стоит лицом к стене и считает до 20; искать детей он должен по всей площадке, не задерживаясь около палочки. |
Рыбы и крокодилы Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей. Атрибуты: резиновый мяч среднего размера. Ход игры: в центре поля очерчивают большой круг диаметром около 4 м. Игроки делятся на 2 команды — «рыб» и «крокодилов». «Рыбы» защищают свой дом, а «крокодилы» на них нападают. Игроки-«рыбы» входят в круг, а игроки-«крокодилы» окружают их за чертой, отойдя друг от друга на приблизительно одинаковое расстояние. Получив мяч от ведущего, нападающие 3 раза подряд перебрасывают мяч над кругом. Это условие для начала игры. В это время «крокодилы» не имеют права ударять находящихся в кругу, а те не могут прыгать и ловить мяч. После 3 перебросов игроки-«крокодилы» стараются уловить момент и ударить по кругу. Кто находится в кругу, стараются избежать ударов — защищаются, т. е. «рыбы» ловят мяч или стремятся удержать его в кругу. В случае удачной защиты игроки меняются ролями. Особые замечания: если удар «крокодилов» достиг цели и мяч вылетел из круга, то защитник, в которого попал мяч, выбывает из игры. Если мяч не достиг цели, из игры выходит тот игрок- «крокодил», который бросал мяч. | Жмурки «Кот и котята»Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.Ход игры: все игроки — «котята», они идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку и ведя игрока-«кота» с завязанными глазами. «Кота» доводят до двери, ставят на порог, просят взяться за ручку и начинают с ним такой разговор: —- Кот, кот, на чем стоишь? — На дубу! — За что держишься? — За сук! — Что на суку? — Ульи! — Что в ульях? — Мед! — Кому да кому? — Мне да сыну моему! — А нам что? — Песка да глины! Дети начинают петь песенку: Кот, кот Опанас, Ты лови два года нас! Ты лови три года нас, Не развязывая глаз!При последних словах дети-«котята» разбегаются в стороны, а «кот» старается кого-нибудь из них поймать. «Котята» вертятся вокруг «кота», дразнят его, дергают за одежду. Особые замечания: осаленный «котенок» выходит из игры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...