Эффективность игрового метода в обучении плаванию в ДОУ
статья по физкультуре (старшая группа)

Виктория Леонидовна Чистякова

Младший школьный возраст благоприятен для закладки физической и физиологической основы будущего потенциала человека.

Важной формой оздоровительной работы является плавание.

Задача инструктора по плаванию приобщить детей с малых лет к этому полезному виду спорта.

В данной статье описывается влияние игровых упражнений на процесс обучения плаванию детей дошкольного возраста.

Автор отмечает, что применение игрового метода позволяет придать занятиям привлекательную, динамичную форму. 

Что поможет сформировать устойчивое эмоционально-позитивное отношение ребенка к плаванию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА

 В ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Автор: инструктор-методист Чистякова В.Л.

Аннотация: Младший школьный возраст благоприятен для закладки физической и физиологической основы будущего потенциала человека. Важной формой оздоровительной работы является плавание. Задача инструктора по плаванию приобщить детей с малых лет к этому полезному виду спорта. В данной статье описывается влияние игровых упражнений на процесс обучения плаванию детей дошкольного возраста. Автор отмечает, что применение игрового метода позволяет придать занятиям привлекательную, динамичную форму, а также сформировать устойчивое эмоционально-позитивное отношение ребенка к плаванию. 

Ключевые слова: плавание, обучение плаванию, игровые упражнения, дошкольный возраст, дыхание, скольжение, погружение, всплытие

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребность в общении, получении важнейшей информации, дает приятную физическую нагрузку.

Детям интересен в игре процесс действия, постоянно меняющиеся игровые ситуации. Во многих играх надо самостоятельно находить выход из неожиданных положений, самому намечать цель, взаимодействовать с товарищами, проявлять ловкость и быстроту, выносливость и силу.

Одно только представление об игре способно вызвать у ребенка положительные эмоции. Перед педагогикой стоит задача более активно использовать игру для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок.

В настоящее время описано большое количество игр в воде, используемых при начальном обучении плаванию [3]. Авторы ссылаются на свой опыт эффективного обучения плаванию и новые методики, основанные на индивидуальных особенностях освоения плавательных движений детьми младшего школьного возраста. Многие авторы считают, что большое внимание стоит уделять применению игр в воде при обучении плаванию. Однако особенности применения игрового метода на занятиях плаванием у детей младшего школьного возраста подробно не раскрываются.

На основании анализа литературы, было выявлено, что игровой метод широко применяется в начальном обучении плаванию, является хорошим средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для плавания, позволяет совершенствовать физические и волевые качества детей. Отмечаются следующие преимущества применения игрового метода на занятиях плаванием:

1.        Во время игры происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах, что способствует эффективному формированию двигательных навыков в плавании.

2.        Игровой метод позволяет существенно снизить психоэмоциональную нагрузку, а также сформировать стойкую мотивацию к систематическим занятиям, воспитывает инициативность, самостоятельность и целеустремленность.

Нами было проведено исследование на тему влияния игрового метода на процесс обучения плаванию детей дошкольного возраста.

В нем приняли участие две группы детей 5-6 лет. Первая группа- контрольная, в количестве 8 человек. Вторая группа- экспериментальная, так же в количестве 8 человек.

В процесс физического воспитания детей экспериментальной группы были введены занятия по плаванию с использованием игрового метода. Они проводились два раза в неделю, в утренние часы Процесс развития двигательных качеств средствами плавания осуществлялся в сочетании с закаливающими процедурами. В контрольной группе занятия проводились без учёта игрового метода.

При планировании и проведении занятий мы учитывали следующие организационно-методические условия:

•        использование на занятиях плавательных движений высокой, средней и малой интенсивности с упражнениями на расслабление;

•        использование индивидуальной формы с детьми, испытывающих затруднения в овладении плаванием;

•        привлечение к проведению занятий по физической культуре педагогов-воспитателей и родителей детей в качестве помощников;

•        ежемесячное проведение открытых занятий для родителей и два раза в год праздников на воде.

Контрольная группа занималась по обычной программе, в которых использовались стандартные упражнения для обучения плаванию. В своих объяснениях тренер использовал только специальные термины, визуальный показ, объяснение цикла движения в каждом упражнении.

Экспериментальная группа занималась по программе, большую часть которой включали игровые упражнения. Инструктор по плаванию использовал в рассказе различные сравнения, использовал в своих упражнениях инвентарь - игрушки, мячи, нудлы.

В основной части занятия использовались следующие игровые упражнения:

  1. Обучение дыханию

«Горячий чай» Задача ребенка подуть на воду, как на горячий чай

«Пузыри» Пускание пузырей в воду

«Попрыгай как мячик» Выполнение серии прыжков с опусканием головы под воду

2. Обучение погружению и всплытию

«Поплавок»

Нужно обхватить руками колени открыть в воде глаза, и в таком положении задержаться

«Кто быстрее спрячется?»

 Задача детей по команде тренера спрятаться под водой

«Пройти под мостом»

На воде плавают плавательные доски. Задача детей плыть и подныривать под каждую из них, и не задеть

3. Обучение лежанию

«Морская звезда»

 Нужно оторвать руки и ноги ото дна бассейна лечь на спину (на живот). Руки и ноги должны быть разведены в стороны.

4. Обучение скольжению

«Ракета»

 Ребенок толкается от бортика бассейна руки вытягивает вперед и скользит в таком положении

«Винт»

Ребенок,  отталкивается от бортика бассейна руки вытягивает вперед, затем скользит в таком положении ,  совершая при этом  поворот вокруг своей оси на 360 градусов

«Кто дальше»

Дети встают в пары толкаются от бортика бассейна и скользят. Выигрывает тот, кто дальше выполнит скольжение.

5. Обучение движению рук и ног

«Гонка катеров»

Дети встают в пары, берут в руки доски. По команде тренера толкаются от бортика и быстро начинают работать ногами.

«Мельница»

Дети отталкиваются от бортика бассейна и после непродолжительного скольжения на груди или на спине, делают попеременные движения руками (как мельница), стараясь доплыть до определенной отметки.

Результаты исследования показали, что дети, обучающиеся в контрольной группе, быстро потеряли интерес к занятиям, процесс освоения с водой и обучения растянулся на длительное время. Каждое занятие начиналось с прохождения уже пройденного материала. Дети, которые пропустили 1-2 занятия по болезни, придя начинали все обучение заново.

В экспериментальной группе, напротив, игровой метод обеспечил необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, позволил увеличить число повторений одних и тех же упражнений, используя разнообразные исходные положения. Применение игр в начальном обучении плаванию помогло обеспечить положительный эмоциональный настрой.

Игра на воде помогла избавиться от страха боязни воды, изучить плавательные движения. Разнообразные по своему двигательному содержанию игры содействовали совершенствованию навыков основных движений, развитию двигательных качеств. При сравнении динамики показателей двигательной подготовленности детей экспериментальной и контрольной групп выявлено, что у дошкольников, экспериментальной группы прирост результатов, характеризующих развитие скоростных, скоростно-силовых, силовых, координационных способностей и гибкости был выше, а по некоторым показателям (гибкость позвоночного столба и плечевых суставов, скоростно-силовые способности мышц рук) различия были достоверными по сравнению с дошкольниками контрольной группы.

Таким образом, использование игровых средств плавания в физическом воспитании старших дошкольников экспериментальной группы способствует существенному улучшению двигательной подготовленности детей данного возраста.Проведенное исследование показало, что при выборе методов обучения, применяемых на занятии плаванием в группах начального обучения, следует руководствоваться общими положениями теории и методики физического воспитания и применять в учебно-тренировочном занятии игровой метод. Однако, для эффективного решения тренировочных задач количество игровых заданий не должно превышать 55 % от общего времени занятия.

Список литературы

1.        Буданова, Е. А. Игровой метод обучения в обучении плаванию детей дошкольного возраста / Е. А. Буданова, В. М. Селиванов, А. М. Долгушин // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. -№4-2 (60). -С. 79-82.

2.        Булгакова, Н.Ж. Теория и методика плавания: учебник для студ. высш. проф. образования / Н. Ж. Булгакова, О. И. Попов, Е. А. Распопова; под ред. Н. Ж. Булгаковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. -320 с.

3. Богуславская З. М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. 196 с.

4. Ганчар, И.Л. Плавание: Теория и методика преподавания: учебник / И.Л. Ганчар. – Минск: Экоперспектива, 1998. – 352 с.

5. Булгакова, Н.Ж. Познакомьтесь плавание: первые шаги в спорте / Н.Ж. Булгакова. – М.: ACT: Астрель, 2012.

6. Мосолова Л. Совершенствование методики обучения плаванию детей 5 – 6 лет на основе использования игрового метода // Студенческая наука и ХХI век. 2013. № 10. С. 136 – 138.

7. Шебек В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольника. М: Просвещение, 2016. 128 с.

8. Щербаков Б. В. Некоторые особенности методики обучения плаванию дошкольников 4 – 7 лет // Вестник спортивной науки. 2009. № 5. С. 18 – 21.

9. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / под редакцией М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 2019 – 34с.

10. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 480 с.

11. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 360 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методов для обучения плаванию детей дошкольного возраста

В данной публикации приведены примеры игр для обучения детей навыкам, которые в дальнейшем послужат хорошей базой для обучения плаванию....

Использование игровых методов для обучения плаванию детей дошкольного возраста

В данной публикации приведены примеры игр для обучения детей навыкам, которые в дальнейшем послужат хорошей базой для обучения плаванию....

Сценарий мероприятия с родителями, педагогами - Игровой тренинг "Эффективные игровые технологии по обучению детей безопасному поведению на дорогах"

Игровой тренинг для взрослых , участники знакомятся с эффективными играми - викторинами, тренингами, дидактическими играми по обучению детей ПДД. При этом сами играющие соревнуются, проявляя смекалку,...

Доклад "Использование игровых технологий в обучении плаванию детей младшего школьного возраста"

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» № 7ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА  ЛОСИНО-ПЕТРОВСКОГО ОКРУГА  МО...

словесный метод в обучении плаванию

характеристика словестного метода обучения плаванию...

наглядный метод в обучение плаванию

характеристика наглядного метода в обучении плаванию...