Особенности развития движения у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)
Двигательная деятельность ребенка в этом возрасте становится все более многообразной. Дети уже достаточно хорошо владеют основными видами движений. Они умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно точны и координированы.
Движения становятся все более осознанными и преднамеренными. Развивается способность понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития движения у детей старшего дошкольного возраста.
Двигательная деятельность ребенка в этом возрасте становится все более многообразной. Дети уже достаточно хорошо владеют основными видами движений. Они умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно точны и координированы.
Движения становятся все более осознанными и преднамеренными. Развивается способность понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания педагога.
Дети обращают внимание на особенности разучиваемых упражнений, пытаются проследить движение последовательно, выделяя разные его фазы.
Все чаще дети старшего дошкольного возраста руководствуются мотивами достижения хорошего качества движений. Стремясь к правильной оценке, дети начинают понимать связь между способом движения и полученным результатом. Многих детей привлекает результат движений, возможность помериться силой и ловкостью со сверстниками. Нередко поведение детей этого возраста обуславливают возникающие мотивы соперничества, соревнования. Возможны даже случаи негативного отношения детей к тем, кто хуже справляется с выполнением задания.
Начинают проявляться личные вкусы детей в выборе движений. Одним нравится бегать и прыгать, другим – играть с мячом и т.д. Нередко для ребенка наиболее привлекательны те движения, которые у него лучше получаются.
Достигаемый в этом возрасте уровень развития детей в большей мере определяет готовность к учению в школе и перспективы дальнейшего совершенствования.
«Неделя здоровья» в двигательном режиме ДОУ.
Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении, - важнейший оздоровительный и профилактический фактор общего режима дня. Положительное влияние оптимального объема двигательной активности в режиме дня проявляется у детей в работе всех органов и физиологических систем. Однако физкультурные занятия, предусмотренные программами физического воспитания дошкольников, не могут восполнить дефицит их двигательной активности. Таким образом, возникает необходимость введения различных форм физической рекреации в образовательный процесс.
Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. Модель двигательного режима детей 5 -7 лет в ДОУ состоит из следующих видов занятий:
- физкультурно-оздоровительные мероприятия
- НОД
- Самостоятельная деятельность
- физкультурно-массовые занятия
- внегрупповые (дополнительные) виды деятельности
- совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи.
Рассмотрим физкультурно-массовые занятия. Они включают различные виды физкультурно-оздоровительной работы: физкультурный досуг, спортивные праздники, игры-соревнования, спартакиады вне детского сада, Дни и недели здоровья. Ознакомимся подробно с неделей здоровья.
Неделя здоровья – это такая форма активного отдыха детей, когда отменяются все виды занятий. При этом режим дня наполняется разными играми, упражнениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе. Важно тщательно продумать план проведения каждого дня в течение всей недели здоровья, учитывая время года и погодные условия. Иногда неделю здоровья называют каникулами, что верно по содержанию и смыслу.
Целесообразно организовать разные виды деятельности, насыщенные как спокойными, так и интенсивными движениями. Это игры и игровые упражнения во время прихода в дошкольное учреждение и на прогулках, несложные спортивные соревнования, туристические прогулки-походы в ближайший парк или лес. В течение недели здоровья можно провести один физкультурный праздник или организовать физкультурный досуг. В театрализованной или игровой форме легче усваиваются двигательные навыки и гигиенические знания.
При организации активного отдыха для повышения эмоционального фона рекомендуется красочно оформлять места его проведения (физкультурный зал, групповая комната, спортивная площадка) в соответствии с намеченным содержанием мероприятий, а также использовать музыкальное сопровождение. Полезно соблюдение определенных ритуалов (например, приветствия команд, зрителей, показательных выступления участников, торжественных церемоний открытия и закрытия праздника и др.).
Деятельность детей не должна ограничиваться только участием в спортивных играх и физическими упражнениями, дети могут и должны участвовать и в творческой деятельности (конкурсы танцоров, певцов, гимнастов, художников). Подготовка к проведению недели здоровья должна осуществляться в процессе всей учебно-воспитательной работы с детьми, которая включает прочтение книг, просмотр иллюстраций, разучивание подвижных игр и эстафет. Однако некоторые игры, аттракционы и простые двигательные задания могут быть предложены без предварительного ознакомления (сюрпризный момент).
В подготовке недели здоровья должен участвовать весь педагогический коллектив. На физкультурных занятиях и прогулках дети должны заранее разучить все игры и конкурсы (за исключением сюрпризных моментов). А так же материал для музыкального досуга. Воспитатели за несколько дней до «Недели здоровья» изучают с детьми литературные произведения на тематику ЗОЖ, спорта, здоровья. Расписание всех мероприятий нужно вывесить на видном месте, чтобы родители могли ознакомиться с ним. Целесообразно вывесить отдельно список тех из них, на которые родители приглашаются. Педагогический коллектив заранее готовит групповые помещения, физкультурный и музыкальный залы: украшения, наглядные пособия, инвентарь и т.д. На улице нужно подготовить площадки для прогулок: раскатать катки, слепить невысокие горки из снега, сделать необходимую разметку на снегу для игр.
Ниже приводится примерный план-конспект организации недели здоровья для детей старшего дошкольного возраста в зимнее время года.
План-конспект недели здоровья в зимнее время года
для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: формировать представление о здоровом образе жизни, вызывать эмоционально-положительное отношение к играм, спортивным упражнениям и соревнованиям, к занятиям спортом.
Понедельник.
1-я половина дня.
- Официальное открытие «Недели здоровья» в музыкальном зале. Театрализованное представление для детей старшей и подготовительной к школе групп и их родителей (роли играют воспитатели). Герои представления – доктор Айболит и Ангина, Кашель, Насморк. Каждая группа получает лист с заданиями на всю «Неделю».
- В группе вывешивается листок с заданиями. Обсуждение предстоящих мероприятий. Проводит воспитатель.
- Игры во время прогулки: «Быстрые упряжки», «Мы веселые ребята», «Перебежки». Проводит воспитатель.
2-я половина дня.
- Беседа в группе на тему: «Знакомство с зимними видами спорта». Проводит воспитатель.
- Малоподвижные игры в группе: «Найди и промолчи». Проводит воспитатель.
- Игры во время прогулки: «Запрещенное движение», «Быстрей по местам», «Космонавты».
Вторник.
1-я половина дня.
- Беседа о ЗОЖ на тему: «Режим дня». Проводит воспитатель.
- Игры во время прогулки: «Затейники», «Белые медведи», «Морозко». Проводит воспитатель.
- Конкурс танцоров. Проводится воспитателем и физкультурным руководителем на улице.
2-я половина дня.
- Музыкальный досуг на тему: «Чтобы быть здоровым».
- Игры на прогулке: «Два мороза», «Не попадись», эстафета с пролезанием в обруч. Проводит воспитатель.
Среда.
- 1-я половина дня.
- Экскурсия в медицинский кабинет. Беседа о ЗОЖ на тему: «Правила гигиены для малышей». Проводит медсестра или доктор ДОУ
- Пеший поход gj территории ДОУ. Воспитатели, физ. руководитель. Приглашаются родители.
2-я половина дня.
- Свободное рисование на тему спорта, ЗОЖ, физкультуры, здоровья.
- Игры на прогулке: «Казаки – разбойники», игры на санках. Проводит воспитатель.
Четверг.
1-я половина дня.
- Беседа о ЗОЖ на тему: «Полезное питание». Проводит воспитатель.
- Воспитатель беседует с детьми о природных явлениях зимнего времени года: о снеге, его свойствах, о вьюге, метели и т.д. Вспоминают пословицы, загадки, стихи рассказы, сказки о зиме.
- Игры на прогулке: Строительство крепости, снеговика, различных снежных построек. Затем – гонки на санках. Проводит воспитатель.
2-я половина дня.
- Физкультурный досуг «Русские забавы». Проводится в физкультурном зале физкультурным руководителем.
- Игры на прогулке: «Выбивала», эстафета с клюшкой и малым мячом, «Пятнашки». Проводит воспитатель.
Пятница.
1-я половина дня.
- Беседа о ЗОЖ на тему: «Как быть здоровым». Проводит воспитатель.
- Игры на прогулке: «Цветной кубик»,
- Свободное рисование на тему спорта, ЗОЖ, физкультуры, здоровья.
2-я половина дня .
- Официальное закрытие «Недели здоровья» в музыкальном зале. Театрализованное представление для детей старшей и подготовительной к школе групп и их родителей (роли играют воспитатели). Герои представления – доктор Айболит и Ангина, Кашель, Насморк. Каждая группа сдает листы с заданием на неделю. У каждого задания должна стоять отметка о выполнении. Каждой группе вручается памятный лист и грамота за участие в «Неделе здоровья». Отличившимся и активным родителям вручаются благодарности.
- Игры на прогулке вместе с родителями: «Фигурное катание», «Найди свой дом», игры – развлечения со снегом. Проводит воспитатель.
Заключение.
«Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт. Что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с малых лет приучать наших детей вести активный образ жизни.
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, настольными играми, в худшем – просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а «ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит – спокойнее будет».
Несмотря на возросший интерес к двигательной активности, выражающийся в открытии спортивных центров, фитнес-клубов, оборудованных детских площадок и т.п., дети, как правило, лишены возможности вести активный образ жизни. Родители стремятся устроить детей в тот детский сад, где лучше всего «учат2 и «готовят к школе», а это означает, что дети должны сидеть за столами и много «заниматься». Любой детский сад составляет планирование своей работы опираясь на СанПиН.
В связи с этим актуальность проведения «Недели здоровья» в ряду прочих физкультурно-оздоровительных мероприятий ДОУ неуклонно возрастает. Все большее количество садов включают в план работы ДОУ проведение «Недели здоровья».
Приложение 1.
Игры.
- «Быстрые упряжки». Дети выстраиваются на линии старта по трое у одних санок. По команде: «Старт!» - один садится на санки, а двое берутся за веревочку и везут санки до финиша. Выигрывает самая быстрая упряжка. Повторить 3-4 раза, дети меняются ролями.
- «Мы веселые ребята». Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. На середине между двумя линиями находится ловишка. Дети хором произносят текст:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас догнать:
Раз, два, три – лови!
После слов «лови» дети перебегают на другую сторону. Ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем игрок пересек черту, считается пойманным.
После двух – трех перебежек производится подсчет пойманных. Выбирается новый ловишка.
- «Перебежки». На одной стороне площадки отделяется линией дом, на расстоянии 5-6 метров чертится вторая линия, за которой находится другой дом. Одна группа детей перебегает из одного дома в другой. Вторая группа детей берут по одному снежку и бросают его в бегущих. Начинается игра по сигналу воспитателя. Снежки для игры нужно заготовит заранее.
- «Запрещенное движение». Игроки договариваются, какое движение – запрещенное. Затем он последовательно показывает различные упражнения. Все игроки повторяют за ним. Когда вода покажет запрещенное движение, игроки должны узнать его и не повторять за водой.
- «Быстрее по местам». Дети встают в круг. Место каждого обозначается кубиком. По сигналу воспитателя игроки начинают бегать, прыгать по всей площаюке. Воспитатель тем временем убирает один кубик. По сигналу дети бегут в круг и занимают любое место. Оставшемуся без места дети хором говорят:
Ваня, Ваня. не зевай (Саша. Оля и др.)
Быстро место занимай.
Игра проводится 5-6 раз.
- «Космонавты». По краям площадки чертятся контуры ракет ( двух- трехместные). Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества игроков.
В центре площадки игроки, взявшись за руки. Ходят по кругу, приговаривая:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет.
На последнем слове дети бегут занимать место в ракете. Кто не успел – тот проиграл.
- «Затейники». Дети встают в круг. Один из них – в центре круга. Игроки произносят текст:
Ровным кругом, друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте, дружно, вместе
Сделаем …. вот так.
Затейник показывает какое-нибудь движение, а остальные игроки повторяют. После смены ведущего игра повторяется.
- «Белые медведи». В центре площадки рисуется неправильный круг – «льдина». На «льдине» двое детей – «белые медведи». Они держатся за руки. Остальные дети – «моржи». Они бегают по площадке. «Медведи» выходят на охоту и стараются поймать «моржа», сомкнув вокруг него руки. Пойманный отводится на «льдину». Когда поймают 3-4 моржей – игра повторяется с новыми «медведями».
- «Морозко». Играть как в «Море волнуется раз», только с текстом «Морозит, морозит мороз». Дети замирают, а вода смотрит, кто пошевелится.
- «Найди и промолчи». В группе воспитатель прячет маленький предмет (ключ, заколку, брелок и т.д.). Дети должны найти этот предмет и тайком сказать воспитателю, где он спрятан. Побеждает самый внимательный.
- «Два мороза». На одной стороне площадки располагаются игроки. Выбираются два водящих (Мороз - Красный нос и Мороз – Синий нос). По сигналу два мороза читают текст:
Мы два брата молодые, два Мороза удалые:
Я Мороз - Красный нос, я Мороз – Синий нос.
Ну-ка, кто из вас решится в путь дороженьку пуститься?
Все игроки хором отвечают:
Не боимся мы угроз, и не страшен нам Мороз.
Игроки перебегают на другую сторону площадки, а Морозы ловят их. Перебежки повторяются 3-4 раза. Затем выбираются новые Морозы.
- «Не попадись». Чертится круг. Все игроки стоят за ним. Вода – внутри круга. Игроки прыгают в круг и обратно. Вода старается осалить тех, кто впрыгнул в круг. Через 30-40 секунд воспитатель подсчитывает пойманных. Назначается новый водящий.
- «Казаки – разбойники». Играть, как в «Пятнашки». Отличие в том, что тот, кого запятнали стоит на месте, и ждет, когда его отпятнает товарищ. Только после этого игрок может продолжить игру.
- «Выбивала». Два воды стоят на разных сторонах площадки. Игроки бегают между ними. Воды перекидывают мяч друг другу так, чтобы запятнать им игроков. Кого запятнали- пропускает несколько перебросок мяча в стороне.
- «Цветной кубик». В начало ледяной дорожки положить кубик. Игроки поочереди катаются на ногах и передвигают кубик в конец дорожки. Кто дальше прокатит свой кубик – тот и победил.
- «Найди свой дом». Игра с родителями. Родители встают в большой круг. Пока дети бегают по площадке, родители перемещаются на новое место. По сигналу воспитателя дети должны найти своих родителей и стать рядом с ними. Кто последний – тот проиграл.
- «Фигурное катание». Воспитатель задает различные задания на ледяной дорожке ( прокатится в приседе, В приседе, а потом встать и т.д.). Задания выполняют и родители и дети поочереди.
Приложение 2.
Зимний физкультурный досуг
«Русские забавы»
(для детей старшей и подготовительной
к школе групп)
Цель: обобщить имеющиеся у детей знания и представления о русских народных играх и традициях; обучать внутренней саморегуляции: формировать умение предвидеть последствия своих действий, управлять своей деятельностью; привлечь к участию в празднике и жизни детского сада родителей; вести пропаганду здорового образа жизни.
Материал: 1. фонограмма праздника
2. костюм Бабы Яги, метелка
3. оборудование «Альма»
4. муляж снежков (по одному на каждого ребенка)
5. два листа ватмана (или формата А-3)
6. два маркера
7. два рулона туалетной бумаги
8. бубен
9. угощения для детей
Ход праздника.
Под музыку дети заходят и садится на места.
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте папы, мамы, бабушки и дедушки! Мы начинаем наш праздник «Русские забавы»!
На дворе зима, зима
Заморозила дома.
На деревьях иней,
Лед на речке синий!
Бегут ребята на каток,
С горы на санках мчатся,
Скрипит снежок…
(З.Петрова)
И мы сейчас
Начнем соревноваться!
Приготовься, детвора,
В добрый час!
Физкульт!
Дети (хором): Ура!
Ведущая:
Со свистом на метле вбегает Баба Яга
.
Баба Яга: Тук-тук! К вам можно? Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, красны девицы! Всем поклон, народ честной! (с поклоном). Я мимо пролетала, да музыку услышала. Дай, думаю, залечу в гости.
Ведущая (с недоумением): А ты кто?
Баба Яга: Как вы можете меня не узнать? Я столько раз во всех русских народных сказках бывала, что меня все знают!
Ведущая: Я думаю, наши ребята хорошо знают сказки и сейчас быстро отгадают, кто ты.
Дети (хором): Это Баба Яга!
Баба Яга: Правильно, я – Баба Яга! (осматривается) А что это вы тут делаете?
Ведущая: У нас спортивный праздник, называется «Русские забавы». В старину народ выходил на гуляния. Все люди пели, плясали и состязались в силе и ловкости. Вот мы решили познакомиться с этими забавами. Ни одно русское гуляние не обходилось без плясок. Наши ребята умеют танцевать и сейчас станцуют.
Дети встают и выполняют гимнастический комплекс упражнений с элементами русских народных танцев под фонограмму русских народных песен |
Баба Яга: Ух, ты! А можно я детям дам несколько заданий?
Ведущая: Конечно! Детки с удовольствием выполнят их.
Баба Яга: Первое задание – эстафета «Прокати бревно». На Руси издавна почиталась силушка богатырская.
Дети встают в две команды для эстафеты «Прокати бревно» и играют. |
Дети встают в круг. Несколько родителей встают вместе с детьми в круг.
Ведущая: Что бы немного отдохнуть мы сыграем в русскую народную игру «Арина».
Ведущая выбирает воду – девочку. Играют в «Арину» несколько раз. |
Текст игры: Хожу, гуляю вдоль караваю,
Вдоль по караваю, кого найду – узнаю!
Вода ходит вокруг с завязанными глазами. С окончанием текста останавливается и отгадывает имя ребенка, рядом с которым стоит.
Баба Яга: А теперь самая зимняя игра «Два мороза». Для этого вам нужно встать в круг.
Игра «Два мороза». После игры дети садятся на места. |
Баба Яга: Ну, молодцы! Ну, развеселили бабку! Ух, сяду отдохну.
Ведущая: Отдохни, Бабуля Ягуля. А мы пока сыграем в забавные потешки.
Одна команда встает напротив другой команды. «Снежки» лежат у ног детей.
Дети встают и выполняют «Потешки». Повторить несколько раз. |
Ведущая читает потешку, а дети выполняют движения по тексту.
Мы похлопаем в ладошки, Дети хлопают четыре раза
Мы потопаем немножко. «Топотушки»
Мы наклонимся сейчас. Два наклона вперед
И подпрыгнем восемь раз! Восемь прыжков
Слепим мы сейчас снежок. « Лепят» снежок
Берегись-ка, мой дружок! Кидают снежками друг в друга.
Ведущая: Теперь по команде вы должны будете собрать снежки в свой обруч.
Дети под музыку собирают снежки. |
Баба Яга: Деточки, а у кого на праздник пришел папа? Ну-ка, пригласите своих пап поучаствовать в наших забавах.
Дети идут за папами, а ведущая поясняет следующий конкурс.
Ведущая: На русских народных гуляниях проверяли силу богатырскую у молодцев. Сейчас мы проверим силу наших пап.
Папы сажают своих детей на плечи и выполняют с ними приседания. Кто больше раз присел, тот и победил. |
Ведущая: Есть один народный обычай, который сохранился да наших времен. Когда выпадает снег, мы лепим снеговиков. Раньше на Руси тоже лепили снеговиков. Сейчас наши ребята нарисуют снеговиков. А помогут им в этом их родители.
Каждой команду помогает один из родителей. Дети строятся для эстафеты, родитель – с другой стороны зала.
Эстафета «Нарисуй снеговика». Каждый ребенок поочереди подбегает и рисует элемент снеговика. Выбранный родитель подсказывает детям, что именно рисовать. |
Дети остаются в две команды для следующей эстафеты.
Эстафета «Полоса препятствий». После эстафеты дети садятся на места. |
Баба Яга: Для следующей забавы нам понадобится помощь наших мам. По одной маме от каждой команды.
От каждой команды встает одна девочка со своей мамой. Они берут по рулону туалетной бумаги и по сигналу мамы начинают заматывать своих детей в бумагу, кто быстрее справился – тот победил.
Игра «Кокон». После игры дети встают на ковер. |
Баба Яга: А я знаю еще одну народную игру – «Метелка волнуется раз». Давайте в нее сыграем!
Вместе с детьми встают и несколько родителей.
Баба Яга проводит игру «Метелка волнуется раз». После игры дети становятся в круг для следующей игры. |
Ведущая: Есть еще одна забава – игра-потешка «Веселый бубен». Вставайте в круг, ребята.
Ты беги веселый бубен,
Быстро-быстро по рукам!
У кого веселый бубен,
Тот в кругу станцует нам!
Один из детей танцует под музыку в кругу, а остальные дети повторяют его движения.
Ведущая проводит игру «Веселый Бубен». |
Ведущая подводит итоги праздника.
Под музыку выносят угощения.
Прощание.
Литература.
- Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов о колледжей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
- Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду». Сост. Е.Г.Батурина, Изд. 3-е, перераб. И доп. М., «Просвещение», 1974.
- Осокина Т.И, Физическая культура в детском саду, -3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986.
- ЛуконинаН.Н., Чадова Л.Е. Физкультурные праздники в детском саду. – «-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2005.
- Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / Под ред. С.О.Филипповой. – СПб.: «Детство – Пресс», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых ...
Особенности развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Особенности развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.В старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит изменения всех систем организма, этот возраст наиболее благопри...
Особенности развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Речь — это самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею — серьезная наука и немалое искусство...
Психологические особенности развития коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста
Краткая и практико-ориентированная информация для педагогов ДОУ на тему развития коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста. Освящаются особенности развития коммуникативной сферы ребенк...
Консультация для родителей "Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста"
Материал содержит характеристики видов памяти, описание особенностей памяти детей 5-7 лет, различные игры и упражнения для развития запоминания....
Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста....
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИИ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИИ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Инструктор по физической культуре:Покас Лилия Валерьевна г.Белово ОСОБЕННОСТИ РАЗВИ...