ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по физкультуре
Актуальность. Мужчины и женщины играют неодинаковую роль в обществе. Особая женская функция продолжения рода накладывает отпечаток на биологию и психологию женщин. Установлено, что представительницы женского пола опережают лиц мужского пола на год в период от 4 до 7 лет. Девочки быстрее изучают новые движения и терпеливо совершенствуют приобретённые навыки. .Существующая система физического воспитания в ДОУ не позволяет дифференцировать физическое воспитание детей разного пола и способствует формированию феминных качеств у мальчиков и маскулинности у девочек, так как на занятиях по ФВ детей разного пола в смешанной группе нет возможности четко выделять однозначные требования к проявлению характерных особенностей пола. Задачи:
1. Выявить особенности двигательных способностей детей дошкольного возраста разного пола. 2. Обосновать необходимость дифференцированного развития физической подготовленности дошкольников с учётом пола, возраста и физического состояния.
Суть методики раздельных занятий впервые была изложена и применена в ГДОУ №72. Она состоит в следующем: начиная с 4 лет возраста, группы формируются по половому принципу, на занятиях много времени отводится гимнастическим упражнениям с акцентом на воспитание характерных особенностей пола ребенка: для девочек это грациозность осанки и походки, пластичность и мягкость движений, для мальчиков это формирование мужественной (богатырской) осанки, умение терпеть боль, усталость, побеждать свой страх, воспитывать в себе смелость. На занятиях с девочками применяется много движений, соответствующих женской природе: танцевальные движения, упражнения с предметами под музыку (композиции с мячами, обручами и скакалками); упражнения на развитие равновесия, гибкости и пластики. На занятиях с мальчиками больше времени отводить упражнениям, вырабатывающим силу, развивающим ловкость, быстроту и координационные способности. При смешанной форме занятий, двигательное превосходство девочек, не всегда воспринимается должным образом и адекватно оценивается детьми обоего пола, что по нашему мнению может способствовать формированию у мальчиков заниженной самооценки, и накапливанию в их сознании, всякого рода отрицательных психических переживаний и негативных эмоций. При этом, было замечено, что при раздельных занятиях даже уничижительные оценки в адрес друг-друга детей одного пола быстрее и легче забываются. Ведь дети есть дети, порой, их слова, высказанные в эмоциональном порыве, азарте, бывают весьма нелицеприятными и даже жестокими. Для обоснования необходимости применения дифференцированного подхода, можно привести данные из публикаций Центрального научно-исследовательского института г. Санкт-Петербурга. В статье «Обоснование дифференцированного подхода к развитию двигательных способностей детей 4-7 лет с учётом пола и возраста.» были приведены данные трёхлетнего обследования детей ГДОУ № 9 (319 девочек и 236 мальчиков), была сформирована база данных, которая содержала более 5 тысяч показателей 555 детей 4-7 лет разного пола. Анализ результатов данных исследований (выборочные данные представлены в таблице 1) показывает: средний возраст обследованных детей составил: у девочек - 5,718 года, у мальчиков – 5,6 лет, при этом, статистической достоверности различий не выявлено. Следовательно, можно с уверенностью сказать, что сравниваемые выборки (группы) детей разного пола – равны по возрастному критерию. Таким образом, у нас есть все основания для проведения корректного статистического и логического анализа, для выявления различий параметров физического развития и двигательной подготовленности. По данным представленным в Таблице 1 можно видеть, что статистически достоверных различий не выявлено и по некоторым параметрам физического развития (рост стоя, масса тела), исключением являются средние значения параметров окружности грудной клетки (t = 2,8 при p< 0,01), обхват груди у девочек оказался на 2,9% больше чем у их сверстников противоположного пола. На первый взгляд, этот факт еще раз подтверждает правоту сторонников идеи смешанных занятий по физическому воспитанию в условиях ДОУ, но, как показывают результаты наших исследований, это слишком поспешное заключение. Дальнейший анализ показывает, что девочки значительно опережают мальчиков по многим результатам двигательных тестов (иногда разность доходит до 57%).
Для удобства построения единого профиля и повышения наглядности, абсолютные значения переведены в нормированные коэффициенты. Было установлено, что в начале года уровень развития показателей физического состояния детей ниже, чем в конце года, когда отмечается значительный прирост большинства показателей двигательной подготовленности, при этом разность уровней у девочек и у мальчиков сохраняется. Предварительный анализ годичной динамики показателей дает нам основание для предположения, о том, что это повышение обусловлено не только естественным ходом физического развития организма ребенка, но и по причине применения в физическом воспитании дошкольников нового дифференцированного подхода. По-моему мнению, будет рациональным перенять передовой метод для успешного физического совершенствования и раскрытия двигательных способностей детей дошкольного возраста.
Выводы.
1. Физическое развитие и двигательная подготовленность имеют половозрастные особенности, которые явно проявляются уже в 4 летнем возрасте, в силу того, что физические упражнения, являются мощнейшим фактором, стимулирующим непротиворечивое физическое развитие ребенка, необходимо учитывать характерные особенности пола на занятиях по физическому воспитанию в ДОУ и стимулировать их развитие в наиболее оптимальных условиях. 2. Методика дифференцированного физического воспитания с учетом половозрастных особенностей, основанная на объективной диагностике физического состояния, позволяет эффективно совершенствовать физические способности дошкольников обоего пола: к детям разного пола нельзя предъявлять одинаковые требования к скорости освоения и качеству совершенствования двигательных умений и навыков, к темпу развития двигательных способностей; характер упражнений на занятиях по ФВ у девочек и мальчиков, их основная направленность должны максимально соответствовать биологической природе пола ребенка: уже с четырех летнего возраста необходимо развивать физические качества, умения и навыки с акцентом на характерные особенности пола ребенка: у девочек – женственность, грациозность и пластику движений; у мальчиков - мужественность, волевые качества, смелость, силу и ловкость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОСНОВАНИЕ С УЧЕТОМ ПОЛА И ВОЗРАСТА. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность. Мужчины и женщины играют неодинаковую роль в обществе. Особая женская функция продолжения рода накладывает отпечаток на биологию и психологию женщин. Установлено, что представительницы женского пола опережают лиц мужского пола на год в период от 4 до 7 лет. Девочки быстрее изучают новые движения и терпеливо совершенствуют приобретённые навыки. .Существующая система физического воспитания в ДОУ не позволяет дифференцировать физическое воспитание детей разного пола и способствует формированию феминных качеств у мальчиков и маскулинности у девочек, так как на занятиях по ФВ детей разного пола в смешанной группе нет возможности четко выделять однозначные требования к проявлению характерных особенностей пола. Задачи:
1. Выявить особенности двигательных способностей детей дошкольного возраста разного пола. 2. Обосновать необходимость дифференцированного развития физической подготовленности дошкольников с учётом пола, возраста и физического состояния.
Суть методики раздельных занятий впервые была изложена и применена в ГДОУ №72. Она состоит в следующем: начиная с 4 лет возраста, группы формируются по половому принципу, на занятиях много времени отводится гимнастическим упражнениям с акцентом на воспитание характерных особенностей пола ребенка: для девочек это грациозность осанки и походки, пластичность и мягкость движений, для мальчиков это формирование мужественной (богатырской) осанки, умение терпеть боль, усталость, побеждать свой страх, воспитывать в себе смелость. На занятиях с девочками применяется много движений, соответствующих женской природе: танцевальные движения, упражнения с предметами под музыку (композиции с мячами, обручами и скакалками); упражнения на развитие равновесия, гибкости и пластики. На занятиях с мальчиками больше времени отводить упражнениям, вырабатывающим силу, развивающим ловкость, быстроту и координационные способности. При смешанной форме занятий, двигательное превосходство девочек, не всегда воспринимается должным образом и адекватно оценивается детьми обоего пола, что по нашему мнению может способствовать формированию у мальчиков заниженной самооценки, и накапливанию в их сознании, всякого рода отрицательных психических переживаний и негативных эмоций. При этом, было замечено, что при раздельных занятиях даже уничижительные оценки в адрес друг-друга детей одного пола быстрее и легче забываются. Ведь дети есть дети, порой, их слова, высказанные в эмоциональном порыве, азарте, бывают весьма нелицеприятными и даже жестокими. Для обоснования необходимости применения дифференцированного подхода, можно привести данные из публикаций Центрального научно-исследовательского института г. Санкт-Петербурга. В статье «Обоснование дифференцированного подхода к развитию двигательных способностей детей 4-7 лет с учётом пола и возраста.» были приведены данные трёхлетнего обследования детей ГДОУ № 9 (319 девочек и 236 мальчиков), была сформирована база данных, которая содержала более 5 тысяч показателей 555 детей 4-7 лет разного пола. Анализ результатов данных исследований (выборочные данные представлены в таблице 1) показывает: средний возраст обследованных детей составил: у девочек - 5,718 года, у мальчиков – 5,6 лет, при этом, статистической достоверности различий не выявлено. Следовательно, можно с уверенностью сказать, что сравниваемые выборки (группы) детей разного пола – равны по возрастному критерию. Таким образом, у нас есть все основания для проведения корректного статистического и логического анализа, для выявления различий параметров физического развития и двигательной подготовленности. По данным представленным в Таблице 1 можно видеть, что статистически достоверных различий не выявлено и по некоторым параметрам физического развития (рост стоя, масса тела), исключением являются средние значения параметров окружности грудной клетки (t = 2,8 при p< 0,01), обхват груди у девочек оказался на 2,9% больше чем у их сверстников противоположного пола. На первый взгляд, этот факт еще раз подтверждает правоту сторонников идеи смешанных занятий по физическому воспитанию в условиях ДОУ, но, как показывают результаты наших исследований, это слишком поспешное заключение. Дальнейший анализ показывает, что девочки значительно опережают мальчиков по многим результатам двигательных тестов (иногда разность доходит до 57%).
Для удобства построения единого профиля и повышения наглядности, абсолютные значения переведены в нормированные коэффициенты. Было установлено, что в начале года уровень развития показателей физического состояния детей ниже, чем в конце года, когда отмечается значительный прирост большинства показателей двигательной подготовленности, при этом разность уровней у девочек и у мальчиков сохраняется. Предварительный анализ годичной динамики показателей дает нам основание для предположения, о том, что это повышение обусловлено не только естественным ходом физического развития организма ребенка, но и по причине применения в физическом воспитании дошкольников нового дифференцированного подхода. По-моему мнению, будет рациональным перенять передовой метод для успешного физического совершенствования и раскрытия двигательных способностей детей дошкольного возраста.
Выводы.
1. Физическое развитие и двигательная подготовленность имеют половозрастные особенности, которые явно проявляются уже в 4 летнем возрасте, в силу того, что физические упражнения, являются мощнейшим фактором, стимулирующим непротиворечивое физическое развитие ребенка, необходимо учитывать характерные особенности пола на занятиях по физическому воспитанию в ДОУ и стимулировать их развитие в наиболее оптимальных условиях. 2. Методика дифференцированного физического воспитания с учетом половозрастных особенностей, основанная на объективной диагностике физического состояния, позволяет эффективно совершенствовать физические способности дошкольников обоего пола: к детям разного пола нельзя предъявлять одинаковые требования к скорости освоения и качеству совершенствования двигательных умений и навыков, к темпу развития двигательных способностей; характер упражнений на занятиях по ФВ у девочек и мальчиков, их основная направленность должны максимально соответствовать биологической природе пола ребенка: уже с четырех летнего возраста необходимо развивать физические качества, умения и навыки с акцентом на характерные особенности пола ребенка: у девочек – женственность, грациозность и пластику движений; у мальчиков - мужественность, волевые качества, смелость, силу и ловкость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
"Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностейдетей дошкольного возраста с ОНР и ТНР" Изучение особенностей психоэмоциональной сферы детей...
Инновационные подходы к развитию физической подготовленности детей дошкольного возраста со зрительной недостаточнотью
Здоровье человека во многом определяется уровнем физического развития и функциональных возможностей организма, основы которых закладываются в детском возрасте. Поэтому забота о здоровье ребенка стала ...
Современные подходы к проблеме развития двигательной сферы детей дошкольного возраста
Движение - это врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье.Хорошее здоровье - один из основных источников счастья и радости человека,его неоценимое богатство,которо...
Консультация: "Игровой подход к формированию двигательных навыков детей дошкольного возраста".
Консультация для педагогов дошкольного образования....