«Организация двигательной активности детей в ДО»
статья по физкультуре
Предварительный просмотр:
«Организация двигательной активности детей в ДО»
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Воспитание здорового ребёнка было и остаётся актуальной проблемой образования и медицины.
Наверное, никто не сомневается в том, что движение имеет огромное значение в жизни ребенка. Действительно, когда он движется - ходит, бегает, прыгает, бросает мяч, катается на велосипеде и т.д., активизируются процессы роста и развития.
Эта двигательная деятельность является естественной потребностью ребенка в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояния его здоровья.
Наша задача - активизировать интерес к движению, научить управлять движениями, обогащать состав и содержание двигательной деятельности в целом, развивать двигательное творчество.
Вся двигательная деятельность и двигательная активность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому нам, педагогам, необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.
Двигательная активность способствует:
- повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
- росту физической работоспособности;
- нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
- появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.
Проводя в детском саду различные формы двигательной деятельности, мы:
- наблюдаем за состоянием детей, регулируем нагрузку (увеличиваем или уменьшаем время игры),
- изменяем при необходимости некоторые правила игры, регулируем длительность пауз в игре,
- выбираем место для проведения игр,
- изменяем сложность препятствий, преодолеваемых в игре,
- определяем дистанцию для пробежек, количество прыжков.
Во всех формах двигательной деятельности решается комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных.
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности происходит: в ходе режимных моментов, в организованной и самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии с семьями.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит общеизвестным видам двигательной активности:
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
В нашем саду утренняя гимнастика проводится в разных формах:
• традиционный комплекс утренней гимнастики
• утренняя гимнастика в игровой форме
Наш коллектив широко использует нетрадиционные методы оздоровления. Одним из таких нетрадиционных методов является
Степ-аэробика - это комплекс упражнений, которые выполняются под ритмическую музыку на степ-платформе.
Степ-аэробика несет оздоровительный эффект:
- развивается сердечно-сосудистая и дыхательная система, выносливость, укрепляется осанка;
- у детей формируется устойчивое равновесие, ориентировка в пространстве, двигательная память.
Следующий нетрадиционный метод, который мы используем, является
Восточная гимнастика Хатха – Йога. Она гармонично укрепляет все мышцы тела, является средством борьбы с искривлением позвоночника и способом стать гибким. Результат занятий йогой – красивые пластичные движения. Йога учит глубоко дышать, что способствует расширению и укреплению грудной клетки, улучшает работу внутренних органов. Упражнения хатха – йога формирует умения расслабляться, вырабатывает силу воли, уверенность в себе.
Следующий нетрадиционный метод - это Стопотерапия. Этот метод направлен на профилактику и коррекцию плоскостопия, закаливания, сохранение и укрепление здоровья.
Фитбол-гимнастика - это упражнения с использованием мячей фитболов. Фитбол-гимнастику используем на занятиях, подвижных играх, играх-эстафетах. Она развивает двигательную моторику, чувство равновесия, укрепляет мышцы спины и брюшного пресса.
Самомассаж является эффективным и универсальным средством здоровьесберегающих технологий. Он улучшает кровообращение, является профилактикой простудных заболеваний, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, тонизирует весь организм.
Пальчиковый игротренинг позволяет в игровой форме проводить работу по развитию мелкой моторики рук, воздействовать на биологически активные точки на ладонях кончиках пальцев; вызывает положительные эмоции.
Дыхательную гимнастику проводим как в заключительной части занятия, так и внутри занятия. Она способствует восстановлению дыхания, стимулирует кровообращение и имеет оздоровительный эффект.
Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года проводим различные варианты гимнастики:
- разминка в постели
- с использованием тренажеров или спортивного комплекса;
- пробежки по массажным дорожкам.
Физические упражнения, динамические часы, спортивные и подвижные игры на прогулке.
На территории детского сада имеется спортивная площадка. На спортивной площадке в теплое время проводится утренняя гимнастика, динамические часы, спортивные и подвижные игры.
Также, в часы прогулок, дети зимой катаются на санках, лыжах, играют в хоккей,
а в теплый период года играют в баскетбол, волейбол, городки, катаются на самокатах, велосипедах.
С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей мы проводим следующие виды закаливающих мероприятий:
Оздоровительный бег. Он проходит на воздухе и длится до 15 минут. Оздоровительный бег состоит из разминки и бега в чередовании с быстрой ходьбой. Заканчивается подвижными играми и спокойной ходьбой, приводящий детский организм в спокойное состояние.
- В своей работе используем здоровьсберегающую технологию К.К.Утробиной «Занимательная физкультура в детском саду» от 3-х до 7 лет.
Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности проводим динамические паузы, пальчиковые и телесные игры, физминутки во время занятий, двигательные разминки во время перерыва между занятиями. Они помогают снять у детей напряжение во время длительного статического напряжения.
Релаксационные упражнения. Используются для снятия напряжения в мышцах у детей, вовлечённых в различные виды активности.
На дневной и вечерней прогулке с детьми проводится индивидуальная работа по развитию движений и регулированию двигательной активности детей.
Также прогулки-походы в лес.
Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.
Второе место в двигательном режиме детей занимают занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.
В нашем саду используются и проводятся различные формы физкультурных занятий: • традиционные, • игровые, • сюжетные, • тематические, • комплексные
Один раз в месяц проводятся познавательно - игровые физкультурные
занятия по ознакомлению детей со здоровым образом жизни.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без вмешательства педагога.
Заканчивая свое выступление хочу добавить, что успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Повышенная потребность детей в двигательной активности характерна для всех возрастных периодов. Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма. А именно в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья и, формируются некоторые важные черты личности. В нашем детском саду данная проблема решается при взаимодействии педагогов и родителей. Ведь здоровье ребёнка во многом зависит от обстановки, которая его окружает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формы организации двигательной активности детей»
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей «Формы организации двигательной активности детей»
консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей «Формы организации двигательной активности детей»
материал к презентации...
Рекомендации для родителей по организации двигательной активности детей на открытом воздухе и в домашних условиях.
Предложенные игры не требуют дорогостоящих спортивных комплексов и специального оборудования. Вы можете проводить игры на отдыхе, на природе и во время...
Важнейшим условием оздоровления в ДОУ - организация двигательной активности детей
Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей.Двигательная активность способствует:· повышению устойчиво...
Конспект консультации выступления на семинаре инструктора по физической культуре на тему: ": «Формы организации двигательной активности детей. Идеи организации уголка здоровья».".
Данная информация будет полезна, как инструкторам по физической культуре, так и воспитателям дошкольного учреждения для организации уголков активности в группе....